Где похоронен патриарх Никон? Церковная реформа патриарха Никона

  • 3 Октября, 2019
  • Личности
  • Ольга Алексеева

Шестой патриарх Руси, приближенный царя Алексея Михайловича, Никон был ярчайшей фигурой своего времени. Ему принадлежит авторство церковной реформы, проведенной в XVII веке, после чего возник раскол в православии, и появились старообрядцы. Где похоронен патриарх Никон, до сих пор интересует не только историков, но и простых прихожан.

Личность Никона

Будущий патриарх родился в 1605 году в Нижегородском уезде. Звали его Никита Минов, происходил он из крестьянской семьи. В 20 лет стал служить священником, а в 30 принял монашеский постриг.

Будучи харизматичным и энергичным, сумел сделать блестящую церковную карьеру и был избран патриархом. Правительство поручило ему проведение богослужебной реформы, направленной на унификацию книг и обрядов по греческим образцам. Изменения встретили значительное сопротивление в среде духовенства, произошел церковный раскол. Сторонников Никона прозвали никонианами, а противников — старообрядцами.

Авторству Никона принадлежит тезис «Священство выше царства», в итоге приведший к разрыву патриарха с царем Алексеем. Священник удалился в Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой, государя это вполне устроило. На церковном соборе 1666-1667 гг. Никон был лишен сана патриарха и отправлен в Ферапонтов монастырь.

При каком царе патриарх Никон был помилован? Это произошло в 1681 году. Новый государь Феодор Алексеевич смилостивился над бывшим патриархом и разрешил ему вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. Но по дороге Никон, бывший патриарх Русской церкви, скончался.

Биографические данные

Патриарх Никон родился в семье обычных крестьян 7 мая 1605 года в небольшом селе под названием Вельдеманово. Уже в 12-летнем возрасте будущий глава православной церкви ушел из отчего дома, начав свое обучение в монастырской обители.

В 20 лет Никита Минич (мирское имя патриарха) переехал в Москву. Семье Минина пришлось пережить несколько трагических событий.

Трое детей, которые у него родились в браке, вскоре скончались. Именно поэтому впоследствии Никита Минич принял постриг.

Пребывая на Соловецких островах, в 1643 году Никон получил сан игумена. Через 3 года после этого он переехал в Москву по причине сбора милостыни на церковь.

В столице он познакомился с Алексеем Михайловичем, который стал основной фигурой в жизни будущего главы российского православия. Именно государь предоставил Никону сан архимандрита Новоспасского монастыря, использующегося в то время для погребения членов семьи Романовых.

В 1649 году Никона избрали митрополитом Новгородской земли. Через несколько месяцев после этого у него начались довольно сложный этап в жизни. В это время в Новгороде начался голод, что спровоцировало возникновения бунта в городе.

Такие испытания позволили проявиться у церковника настоящему мужеству, стойкости духа и силе воли.

В 1652 году скончался российский патриарх Иосиф. По этой причине царь предложил занять его должность именно Никону, на что последний согласился.

В чем суть реформ?

Говоря о тех изменениях, которые произошли в православной церкви во времена Никона, обычно вспоминают исправление богослужебных текстов и введение троеперстия вместо двуперстия. Это действительно крупнейшие внешние преобразования, но суть реформы была гораздо глубже.

В XVII веке в России сложилась ситуация, когда религиозные обряды сильно отличались от тех, что были приняты во всем мире, в том числе в Греции, откуда и пришло христианство. Царь обратил внимание на это несоответствие и предложил духовенству навести порядок.

Реализованная Никоном реформа выражалась в следующем:

  • Осенение себя крестным знамением стало производиться тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны до земли были заменены поясными.
  • Исправлены церковные письмена.
  • Имя Бога стало писаться «Иисус» вместо «Исус».
  • Крестный ход стали совершать против часовой стрелки.
  • Светская власть была признана верховной — по протестантскому образцу.

Церковная реформа патриарха Никона была кардинальной и перечеркнула в церковной жизни все, что было до нее. Именно в это время появился термин «православие», до него применяли понятия «правоверный», «истинная вера», «Божья вера».

Повешен в СССР белый генерал Григорий Михайлович Семенов, Забайкальский атаман

Обсуждение: 13 комментариев

  1. Юрий — ДВ:
    31.08.2007 в 00:00

    Хорошие, конечно же, намерения были. Они дороже жизней старообрядцев, дороже раскола сознания русских людей, дороже последующего закабаления простонародья, дороже национального, дороже последующего 17-го года. Тогда уж и Алексию 2 и Путину-Господь судья.

  2. Грешник:

    06.09.2008 в 00:00

    ЧЕЛОВЕК СВЯТОЙ ЖИЗНИ, ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ !

  3. Димитрий Таушканов:

    01.09.2010 в 00:00

    Воистину, Бог ему судия! Но как-то смело (мягко говоря) объявлять святым человека поправшего постановления св. Стоглавого собора, наполнившего священные тексты многими ошибками, отправившего тысячи Православных християн на дыбы, костры и прочие градские казни!

  4. Димитрию Таушканову:

    03.09.2010 в 00:00

    Посмотрите, любезный, КОГДА начались казни старообрядцев и ГДЕ и в каком положении в это время был Никон. Так что не клевещите на него. И сколько ставрообрядцев сами себя сжигали — самоубийством…

  5. виктория:

    31.10.2010 в 00:00

    Никон умер по дороге в Москву. Не дал Господь, чтоб нога иуды стала на Святую Русскую землю, которую он залил кровью.

  6. Вадим Виноградов:

    07.08.2013 в 00:00

    III Рим (Москва — Третий Рим) — это диавольский Троянский конь, внесенный в Россию Никоном, конечно же, не ведавшем о всей пагубе, какую он наносит Святой Руси. Как нет понимания этой пагубы идеи III Рима для России, и по сей день. Именно, потому, что идея III Рима для русского человека чрезвычайно привлекательна. В ХVII веке обольщенный Никоном идеей соделывания Москвы религиозной столицей всех православных народов, загорелся царь Алексей Михайлович. Ну, ведь, вершина благородства превратить Москву в III Рим! Какой русский не любит быстрой езды! — не о самой езде на тройке эта крылатая фраза Николая Васильевича. Она об одной характерной черте русского человека — об его удали. То есть, о его не всегда смиренном и кротком состоянии. Именно, удаль русская и приняла благороднейшую идею объединения всех православных народов, с прицелом распространения православия по всей земле. Но только Россия в результате этого страстного стремления в руководящей идее Святой Руси “Вера. Царь. Отечество.” — стала постепенно занимать первое место, заменив за три с половиной века идеал Святой Руси «Царство Небесное» на «Россия, вперед!». Именно, это стало плодом деяний властолюбивого, тщеславного, гордого Никона

  7. МВН — В. Виноградову:

    08.08.2013 в 00:00

    Многоуважаемый Вадим Петрович, мне кажется, что Вас часто «заносит», когда из «благих побуждений» Вы выплескиваете с водой и ребенка — напр., в статьях против культуры, или с осуждением отмены креп. права и в данном случае тоже. Ибо понятие Третьего Рима можно отвергать и порицать лишь из ложной (неправославной) его трактовки. Мое понимание Рима иное, оно основано на святоотеческом учении, см. гл. Х в книге ВТР, а также: https://rusidea.org/25052803 и https://rusidea.org/6037 («О восстановлении самосознания Третьего Рима») Присланную Вами статью о п. Никоне читал, считаю ее также запальчиво-необъективной. Вы знакомы с книгой М.В. Зызыкина о Никоне? Он м.б. не во всем прав, но много сказано верного для понимания его церковной идеологии и его целей.

  8. Вадим Виноградов:

    09.08.2013 в 00:00

    Дорогой Михаил Викторович, Близъ есть, при дверехъ — это Третий Рим, что ли? А 1200 страниц капитального труда профессора М.В. Зызыкина “Патриархъ Никонъ”, который он посвятил защите Никона, я прочитал. Но правда взяла свое. Миллион подлинных документов, которые приводит Зызыкин, позволили сделать вывод, что, именно, Никон дал старт в Русской Православной Церкви люблению внешнего паче внутреннего и обряда больше духа, что и позволило никонианам за 300 лет произвести подмену Тела Христова организацией, которая ныне в ХХI веке под именем Московской патриархии свое служение мiру прикрывает служением, якобы, Богу. И еще. Защитники Никона пренебрегают точкой зрения старообрядцев на его деяния. А правильно ли, не обращать внимания на грандиозное явление русскости — старообрядчество? Да, старообрядцы не лезут в экран ТВ. Но Господь то открыл их духовную красоту мiру через “Таежный тупик”! И мiр, неспособный уже к христианскому подвигу, восхитившись ими, тут же на них и наплевал.

  9. Р. А.С.:

    30.08.2016 в 00:00

    4 абзац снизу ошибка соборное уложение 1649

  10. Администратор:

    30.08.2016 в 00:00

    Благодарим за исправление опечатки.

  11. Зофiя:

    30.08.2018 в 21:22

    «… испросил усопшему разрешительные грамоты четырех восточных патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве», — все покупается, все продается. Чего изволите, на все свое цена: желаете — низложим, желаете — восстановим. Кто платит, тот и заказывает музыку. В данном случае царь, Помазанник Божий (отец и сын) за мзду жонглировали восточными патриархами как хотели.

  12. Из глуши таежной:

    31.08.2018 в 16:01

    От Виноградова: -…Но Господь то открыл их (старообрядцев) духовную красоту мiру через “Таежный тупик”!..

    ОТВЕТ. -Улыбнуло. Виноградов может и пошутить ближе к полуночи… Вот энто и есть — внешнее, люба-дорогая. Сам себя и разоблачил. МА-ЛАД-ЦА, Виноград.

  13. игорь:

    31.08.2019 в 19:45

    А вот что пишут И.Брянчанинов,Т.Задонский о результатах Никоновской реформы в 18 — 19в И.Брянчанинов-Отечник-Заключение

    В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине. Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, — положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.

    От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями»[1649]. Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством — необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело — Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия(православия), говорит уже Тихон Задонский в 1750г: ныне — одно лицемерство». Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, — и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, — и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.

Реакция общества

Изменения, проводимые Никоном, были встречены массовыми народными восстаниями. Одни были недовольны реформами и открыто высказывали свое мнение, другие просто уезжали из страны, не желая покоряться ереси.

Патриарх распоряжался сжигать книги. Но на кострах горели и люди. Никон был жесток и непримирим. Фактически государство устроило инквизицию и расправлялось с теми, кто не хотел принимать новый порядок.

Значение реформ

Проведенными преобразованиями патриарх добился уничтожения древней религии Руси и привел все церковные порядки в соответствие с международными. В результате российское христианство стало походить на греческое и римское.

Одни историки считают, что Никон, уничтожив все древние книги, тем самым искоренил дух первоначального христианства на Руси. Другие же придерживаются мнения, что патриарх, наоборот, осуществил возвращение к изначальному греческому варианту вероисповедания. В любом случае нельзя игнорировать того факта, что после истребления множества религиозных книг Русь лишилась огромного пласта своего культурного наследия.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Деятельность Никона способствовала укреплению царской власти
  • Церковная реформа усилила централизацию церкви, привела её в унификации
  • Церковная реформа вызвала гнев негодования, массовые выступления. Особенно сильным был протест монахов в Соловецком монастыре в 1668-1676г.Только при помощи царских войск удалось подавить восстание.
  • С именем Никона связывают начало церковного раскола, представители старообрядцев есть на Руси и сегодня, они считают, что Никон посягнул на основы церкви.

Как сложилась судьба патриарха

На соборе 1666 года Никон был лишен патриаршества из-за претензий на главенство в светской власти. Его сослали в Ферапонтов монастырь, а через 10 лет в Кирилло-Белозерский. Ссылка Никона длилась 15 лет.

Перед смертью царь Алексей Михайлович попросил у патриарха прощения. Феодор Алексеевич, воцарившись, решил возвратить Никону сан и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь.

Отправившись в путь, в 1681 году патриарх умер. В 1682 году все четыре Восточных Патриарха прислали в Москву грамоты о восстановлении Никону сана Патриарха всея Руси.

Патриаршая деятельность

В XVII столетии роль патриарха была одной из ключевых в государстве. В его функции входило принятие очень важных для страны решений. К ним относились помилования невинно осужденных людей, проведение консультаций с царем по поводу его действий, а также проведение судебных процессов, возникающих по тем или иным духовным вопросам.

Вследствие этого Алексей Михайлович постоянно выражал свое доверие и уважение Никону. Фактически патриарх стал соправителем Московского государства.

Никон не только руководил церковью, но и часто влиял на большое количество светских дел. Именно он в 1654 году был одним из инициаторов воссоединения Украины с Россией. Территории Руси, которые в то время пребывали в составе ВКЛ, перешли в подчинение Москвы.

Таким образом российская церковь сумела вернуть ранее отделившиеся от нее православные епархии, относящиеся к Юго-Западной Руси. Через некоторое время подобный процесс произошел и с теми приходами, которыми располагались на территории современной Беларуси.

Патриарх Никон вошел в историю благодаря таким своим достижениям:

  • активизации церковного строительства по всей территории государства;
  • унификации обрядовых традиций с греческими нормами;
  • восстановление Украины с Россией и др.

В период правления Никона были возведены одни из наиболее крупных и богатых православных обителей. Многие монастыри государства были основаны именно в XVII столетии.

Где похоронен патриарх Никон?

Такой вопрос встал перед обществом в октябре 2013 года, когда после археологических раскопок на территории Ново-Иерусалимского монастыря оказалось, что гроб патриарха пуст. Церковная власть отреагировала на известие довольно сдержанно. Патриарх Кирилл выразил сожаление о том, что историки потревожили гробницу Никона.

Благословение на вскрытие захоронения Никона реставраторы монастыря просили еще в 2009 году. Верующие ожидали этого события с целью канонизировать святого. Наличие нетленных мощей привело бы к успеху подобного мероприятия. Но патриарх не дал разрешения на вскрытие гробницы. Это навело мирян на мысль о том, что церковь знает об останках Никона то, что обычным прихожанам не разглашается.

Эксперты полагают, что патриарх Русской Православной Церкви Никон захоронен в другом месте. Могила же в Ново-Иерусалимской обители была лишь обманом, чтобы ввести в заблуждение недругов священника. Археологи вскрыли гробницу, несмотря на недовольство церковных властей, и обнаружили ее пустой.

Никон (патриарх Московский)

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко, 1886
15 (25) апреля 1652 года, в Великий четверг, умер патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьеву, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.

В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря — инициатором перенесения мощей в столицу был митрополит Новгородский Никон, который получил предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

25 июля (4 августа) 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго»[14].

Реформаторская деятельность

Основная статья: Раскол Русской церкви

См. также: Старообрядчество
Церковный Собор 1654 года
(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы. Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. И если определения этого Собора были рассмотрены и согласованы на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, то решение поместного Московского собора 1656 года, на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме, противоречили ему[комм. 2]. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, впоследствии отменённая Поместным собором РПЦ 1971 года, и стала главнейшей причиною Раскола XVII века.

Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после подписания греками Флорентийской унии с католиками, падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников старообрядцев, одним из лидеров которых стал Аввакум.

Строительство

Валдайский Иверский монастырь, основанный Никоном
Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 году был заложен каменный Успенский собор.

В 1656 году Никон добился у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 год руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин — доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриарх Никон основал Новоиерусалимский монастырь как подмосковную резиденцию патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенского. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

Размолвка с царём

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году
Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь»[15]. Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».

Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству.[16] Так, доходы от эксплуатации монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных.

Вследствие сего, а также интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. 10 (20) июля 1658 года Никон в качестве протеста оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры, он удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности[17].

Однако причиной размолвки патриарха с Алексеем Михайловичем, помимо шагов со стороны последнего, была философская деятельность и самого Никона. Пользовавшийся уважением царя в его ранние годы, когда тот даже называл Никона «великий государь», патриарх разработал концепцию, согласно которой выдвинул тезис «священство выше царства», основанный на том, что ни один светский закон не может быть выше церковного, божественного[18].

Опала и извержение из священства

См. также: Большой Московский собор

Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету никоновского монаха-справщика Епифания Славинецкого и архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича. Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и бывший епископ Иерусалимской церкви Паисий Лигарид[комм. 3], который не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашён патриархами к тайному совещанию и выступал в роли переводчика для восточных патриархов.

Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 года открылся поместный собор Русской церкви — Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались в Константинополе лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе (в вину им было вменено долгое отсутствие в своих патриархиях, которое произошло из-за просьбы русского царя Алексея Михайловича посетить Россию и принять участие в Большом Московском соборе), но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Кроме того, позднее, по просьбе русского царя Константинопольский патриарх свои решения о лишении кафедр Александрийского и Антиохийского патриархов отменил.

Идеологическая база и документы Соборов 1666—1667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное обсуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались учёным монахом «латинского» толка Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 год.

12 (22) декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви:

1. Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.

2. Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.

3. Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.

4. Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.

5. Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.

6. Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным».

За эти преступления Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом.

Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

Сомнения относительно мощей

Вопрос о том, где похоронен патриарх Никон, в XX столетии возникал неоднократно. Прах великого патриарха уже был потревожен в начале века. В 1931 году советская комиссия, которая боролась в ту эпоху с мракобесием, приняла решение открыть гробницу, остававшуюся нетронутой с 1681 года.

Рабочим с трудом удалось снять с захоронения верхнюю тяжелую плиту. Когда же ее подняли и вскрыли гробницу, всех охватило изумление. Патриарх Русской церкви Никон лежал, словно живой. Комсомольцы забрали панагию из золота с бриллиантом и отправили их в музей.

Что же стало с останками — до сих пор неизвестно. По слухам, когда с патриарха стали снимать облачение, все рассыпалось. Но эта версия вызывает сомнения. Ведь останки, сохранившиеся в идеальном состоянии, рассыпаться просто не могли.

Вполне вероятно, что верующие похитили останки и захоронили их в никому не известном месте. Они не могли допустить, чтобы святыню отправили в музей и выставили на всеобщее обозрение. По мнению христиан, это немыслимое святотатство. Гробницу же в Ново-Иерусалимском монастыре прикрыли плитой и вернули в прежнее состояние.

Где похоронен патриарх Никон? На этот вопрос пока нет точного ответа. И ученым еще предстоит узнать эту тайну.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]