Каждый из нас хоть раз в жизни подавал милостыню на улице, в храме или общественном транспорте. Кто-то делает это автоматически, кто-то задумывается и подает, например, только детям или старикам. Некоторые кидают в руку мелочь, другие подают крупные купюры.
С одной стороны, подаяние — это «плюсик» в карму. С другой — есть поверье, что неправильно поданная милостыня может навредить дающему. Существует мнение, что, подавая нищему, мы «покупаем» у него бедность и болезни.
Как завещали бабушки
Считается, что самое главное в момент совершения подаяния — светлое и искреннее намерение. В этом случае любое действие будет правильным.
Часто от людей старшего поколения можно слышать, что давать милостыню нужно правой рукой, приговаривая: «Да не оскудеет рука дающего. Аминь.» Правой рукой, потому что правая рука делает правое дело.
Более современные взгляды гораздо прозаичнее. Сегодня чаще всего аргументом против подаяния могут служить, скорее, банальное отвращение и страх. Просящие люди редко выглядят опрятно. Многие из них одеты в грязную одежду и имеют явные признаки различных заболеваний. Можно сказать, что нищие в современном мире — это своеобразный лакмус общества и его мировоззрения в целом. То, как прохожий относится к просящему, показывает в том числе и какой он человек.
До свадьбы Никиты Джигурды остались считаные дни: он женится на бывшей супруге
Для профилактики болезней и еще несколько причин включить острую пищу в рацион
«Не боюсь сгореть в аду»: жена Ивлева ответила на критику разницы в возрасте
Кроме того, есть поверье, что подаяние — это не только способ восполнить «долги» перед Вселенной, но и возможность освободить место для чего-то нового.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Андрей Чиженко.
Один человек стоял на оживленной городской улице и увидел своего знакомого, как точно можно сказать, – опустившегося человека. Он сжалился над ним и дал ему определенную сумму денег. Через час-полтора (очевидно, по Промыслу Божию) этот человек снова оказался на том же самом месте. То, что он увидел, принесло его сердцу много страданий. Тот, знакомый, был вдребезги пьян. Он уже не понимал, что делает, не мог идти, пытался встать, но всё время падал и пр. Лоб его был рассечен. Из раны хлестала кровь сильной струей, такой, что даже лужи на асфальте образовывались.
Человек понял, что, скорее всего, опустившийся его знакомый напился за его деньги. Что же делать? Нужно было исправлять с Божьей помощью ситуацию. Он перешел через дорогу, вызвал скорую, а потом еще около двух часов вместе с медсестрами укладывал пьяного на носилки, помещал в автомобиль. Ему даже пришлось ехать с ним в больницу на скорой, потому что знакомый его узнавал и хоть немного слушался. С периодичностью в тридцать секунд он схватывался с носилок, хватался за этого человека, измазывая его кровью, и о чем-то умолял.
Наконец его поместили в палату, и он уснул. А тот человек, поблагодарив медиков и умывшись, вышел из больницы, сердце его страшно колотилось. Он еще несколько часов не мог успокоиться от того испытания, что ему довелось пережить.
И еще на душе было очень-очень грустно… Хотел сделать доброе дело, а дошло до кровавых ран.
И здесь начинается наш разговор о милости как фактическом материально-духовном проявлении такой добродетели, как милосердие.
Что можно сказать о милосердии? Без него мы не спасемся. Об этом говорит Сам Господь наш Иисус Христос. И именно эти слова Спасителя отцы Церкви поставили для евангельского чтения в Неделю о Страшном суде (см. Мф. Зач. 106, гл. 25:31–46). Т. е. тот, кто кормил, одевал, обувал нуждающихся, посещал заключенных в тюрьмах и заботился о больных в больницах, тот будет достойной овцой Христовой, служителем Божиим – годным для Царствия Небесного. Потому что «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).
Но как же тогда быть с вышеупомянутым случаем? Святые отцы также, на первый взгляд, говорят противоречивые вещи.
«Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня…» (преподобный Исаак Сирин).
«Милостыня имеет такую же силу, как и Святое крещение: подобно тому, как святая купель очищает грехи людей, так и милостыня очищает прегрешения милосердных душ» (святитель Иоанн Златоуст).
«Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват, ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать…» (Ерм).
Но есть и, казалось бы, диаметрально противоположные цитаты…
«…[Милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать» (Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе)).
«Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою» (святитель Василий Великий).
«Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души» (святитель Филарет Московский).
Разве святые отцы противоречат здесь друг другу? Конечно, нет. Просто они подсказывают нам сам способ подачи милостыни, инструмент ее. Милостыню нужно подавать без романтического флера, и без страстности, и без некоей «игры в православие», и без тщеславия, и без прелестных состояний. Милостыню нужно подавать трезвясь, с трезвомыслием, рассуждением и любовью.
Разве мы не знаем, что есть целый «нищенский бизнес» со своими страшными античеловечными и антихристианскими законами? Конечно, есть.
Или бывает, что просящий деньги гораздо богаче того, кто ему дает?
Или что человек опустился из-за своей страсти и, вполне возможно, просит, чтобы совершить грех и удовлетворить эту страсть?
Да, всё это есть. Но ты все равно дай. Не надо давать баснословные суммы. Дай столько, сколько тебе не повредит, и тот необходимый минимум, который не повредит ему. Если он купит на ваши деньги бутылку воды, буханку хлеба и пачку сливочного масла, к примеру, то он уже не умрет с голоду, а если вы дали сверх этого, то он может еще и алкоголь какой-то себе взять. А не то, зная, что идете в храм и у вас есть возможность дать милостыню, купите на эти деньги несколько булок хлеба и по плавленому сырку, к примеру, и подайте нищим вместо денег: кто возьмет, тот возьмет, а кто отвернется – понятно, на что он просил.
Если есть возможность, то подайте нищему 5-10 гривен, не давайте 50 или 100, потому что для него это может оказаться гибельным. Может угореть от водки. Крупные же суммы (если, конечно, у вас есть такая возможность) должны быть адресными. Т. е. вы должны конкретно и довольно хорошо знать человека, которому даете. Тяжело больной ребенок, на строительство храма и т. д. Но информация должна быть проверенной. Особенно это касается интернет-сферы. Помощь по безналичному расчету посредством интернет-сайтов также должна быть очень осторожной. Сайты – проверенными. Если это церковные сайты, они должны быть официальными.
Нужно смотреть на мир с широко открытыми глазами. Оглянитесь, возможно, на лестничной клетке возле вас живет бабушка, для которой ваши 200 гривен будут солидным подспорьем к пенсии, или одинокая мать, которая будет вам очень благодарна, если вы купите ее ребенку упаковку памперсов.
Мне рассказывали историю, как в одном из киевских супермаркетов пытались задержать вора. Оказывается, товар, который он украл, – это несколько упаковок памперсов. Бедняге не хватало денег для обеспечения своих детей. Печальная история.
Также нужно знать, что есть целый разряд людей, который хочет вылезти вам на шею, свесить ножки и чтобы вы их несли по жизни и решали их проблемы вместо них.
Поэтому внимательно присматривайтесь к людям. Будьте осторожны. 5-10-20 гривен давайте всем просящим. Это ваша святая обязанность. От этого вы не обеднеете. Но крупные суммы… Ищите того, кто действительно в них нуждается. Кому это будет не в погибель, не в удовлетворение страсти, но действительно в поддержание здоровья и в спасение души. Можно при подаче крупных сумм или вообще по ситуации посоветоваться со священнослужителем или с людьми, которые для тебя являются авторитетными, которым ты доверяешь.
Как писал митрополит Афанасий Лимассольский: осуждение – это грех, а рассуждение – дар, который нам дан от Бога. Вот и будем рассуждать с Божьей помощью, но рассуждать с сердцем, наполненным любовью, милосердием и искренним желанием помочь. Кстати говоря, о жизненной истории, приведенной в начале статьи… Этот человек спустя некоторое время встретил своего знакомого, которого завозил пьяным и окровавленным в больницу. Тот был чист, трезв и при встрече поблагодарил его за помощь. Так что милостыня – это еще и бой, который мы, христиане, как проводники Божественной благодати, ведем за души человеческие.
Отказ подавать милостыню.
В любом случае решение подать милостыню — личное дело каждого. Человек имеет право самостоятельно распоряжаться своими деньгами, о каких бы суммах речь ни шла. У всех свое материальное состояние, отношение к деньгам и приметы, связанные с ними. Нельзя осуждать человека за отказ от подаяния.
Однако нужно помнить об уважительном отношении к другим людям, кем бы они ни были. Даже отказаться от просьбы можно по-разному. Согласитесь, можно грубо бросить: «Бог подаст» или «Иди работай», а можно просто отрицательно покачать головой или произнести: «Извините, не могу сейчас».
Тот факт, что человек не стоит с протянутой рукой, совершенно не означает, что деньги в его кармане не последние. Не все могут позволить себе раздавать их другим людям. Но грубость в этой ситуации вряд ли можно чем-то оправдать.
Хорошо жертвовать регулярно
Преподобный Исаакий Оптинский
В миру прп. Исаакий
был богатым купцом. В его семье был установлен определенный день недели, в который нищим раздавалась милостыня.
Бабушка прп. Макария по субботам посещала заключенных и передавала им пироги, которые сама пекла. Однажды эта добродетель позднее спасла им с дедом жизнь: зимой на их повозку напала шайка разбойников, и один из разбойников уговорил главаря пощадить путников, узнав женщину, из рук которой в тюрьме он так часто принимал милостыню.
Преподобный Макарий Оптинский
Как правильно подавать милостыню?
Для тех, кто верит в приметы, важно научиться подавать милостыню правильно.
Сложно подавать, не осуждая. Верующие люди утверждают, что есть универсальный ключ к вопросам о том, что правильно, а что нет — это любовь. Все, что делается с любовью, правильно. Подавая милостыню, стоит в душе помолиться за просящего, подумать о нем что-то хорошее.
Не нужно думать о том, хорошо или плохо вы поступаете, не делать различий между мужчинами и женщинами, стариками и молодыми людьми, не обращать внимания на национальность.
Простил измену Климовой и теперь они дружат семьями. Как выглядит семья Петренко
В Антарктиде снег «зацвел» и стал малиновым и зеленым: фото
Электромобили у компании уже есть, следующие в очереди — водородомобили: КАМАЗ
Среди священнослужителей бытует мнение, что не стоит подавать деньги пьющим людям. Правильнее давать им еду. Ведь давая им деньги, мы поощряем их «скользкий» путь. То же правило касается и детей: считается, что деньги их портят.
Что такое подаяние
Сама суть подаяния — по-настоящему человеческое сердце, умеющее сопереживать и сгорающее любовью о всяком живом существе. Дающий милостыню не только бескорыстно дарует что-то материальное и духовное, но и проявляет великое сострадание, беря на себя малую часть судьбы несчастных людей.
Под словом «милостыня» в православии понимаются дела христианской любви
Когда же на земле воцаряются слабости перед страстями, Бог учит нас спасаться от грехов посредством милостыни. Такое непрестанное благотворение возвращает людям блаженную милость Господа.
Где можно подавать милостыню?
Подавать милостыню можно, если нищие находятся:
- У входа в «божьи» места: церкви, часовни, святые источники (на входе).
- У входа на базар.
- На остановках общественного транспорта.
- У входа в государственные учреждения.
- Если просят на корм животным (в этом случае немного можно добавить и самому просящему).
- У государственных учреждений (например, ЗАГСа). Считается, что в этом случае просящий берет на себя грехи дающего вместе с деньгами, даруя ему взамен счастливое будущее, богатство и благополучие.
Бывают ситуации, когда нищий просит небольшую сумму, а получив ее, просит еще. В этом случае принято сначала дать, но во второй раз произнести фразу:
Спасаясь от раздражителей, хищная мухоловка создает магнитное поле вокруг себя
Дочь Толкалиной сильно преобразилась. Как питалась Мария, чтобы сбросить 30 кг
Пенсионеры изобрели «Бесполезную машину», которую выставили в музее
«Первое слово дороже второго».
Примеры из жизни святых
Наиболее яркое, пожалуй, представление о важности благотворительности дает история из жития святого апостола Фомы. Раздавая богатство индийского царя, предназначенное для строительства земного замка, нищим, он построил ему вместо этого нерукотворный дворец на небе, что увидел впоследствии и подтвердил внезапно умерший брат царя.
В житии преподобного Пафнутия Боровского встречается другая история, также подчеркивающая значимость дел милосердия. Ему было откровение по поводу одного умершего человека, который при жизни любил благотворить нищим. Этот человек стоял перед огненной рекой, которая преграждала ему путь в райские селения. И тогда неизвестные нищие стали один за одним ложиться перед ним, образуя своеобразный мост, по которому он и прошел через реку.
Пафнутий Боровский говорил, что Господь мог бы послать к этому человеку и ангелов, чтобы они его перенесли, но так сделал именно ради его большого «нищелюбия».
Нельзя подавать:
- Тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах). Говорят, что земля — это граница между мирами. Подавая милостыню ниже ее уровня, можно случайно отдать свое благо нижнему миру.
- Пьяным.
- Людям, сидящим на перекрестках. Перекресток, как и подземный переход, считается местом с негативной энергетикой.
- Людям, сидящим возле медицинских учреждений, кладбищ и рядом со священными деревьями.
- Людям, держащим табличку или ребенка.
- Кроме того, нельзя подавать в свой день рождения, крестины и по средам. Среда — это день Меркурия. Меркурий — бог торговли. Подавать милостыню в эти дни — к неудачам в делах.
- Вблизи хлебных и молочных магазинов. Также нельзя подавать сдачу с этих продуктов. Считается, что таким образом можно перенять участь просящего.
- Подавать следует, не касаясь руки просящего, мелкими и средними монетами.
- Нельзя подавать монеты четного достоинства.
- Нельзя касаться просящего.
- Нельзя смотреть просящему в глаза.
- Ни в коем случае нельзя ждать, что подаяние вам где-то зачтется. Даже если вы не похвастаетесь вслух своим поступком, даже мысль об этом — проявление гордыни. Подавать нужно от чистого сердца. Только в этом случае поступок действительно «зачтется» и будет иметь благую силу для дающего.
Помимо нищих, на улице существует огромное количество живых существ, которым также нужна помощь. Это больные люди, дети, лишенные родителей, и даже животные. Сегодня существует множество способов помочь нуждающимся.
В любом случае в процессе подаяния самое главное — это не приметы и не место, а ваши искренность и добрые намерения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание