Святитель Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости»


Свт. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

Иннокентий (Смирнов)
(1784 — 1819), епископ Пензенский и Саратовский, святитель Память 10 октября в день кончины, 11 сентября на обретение мощей в 1998 году [1] и в Соборе Саратовских святых

В миру Смирнов Иларион Дмитриевич [2], родился 30 мая 1784 года в селе Павлове Богородского уезда Московской губернии (ныне город Павловский Посад Московской области), в семье бедного псаломщика Воскресенской церкви Дмитрия Егорова [3].

С детских лет отличался исключительно кротким нравом. Поэтому в Московской Перервинской семинарии он был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805 г., еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии….

С 1809 года начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове — вот что характеризовало молодого преподавателя.

13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентия митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха.

6 августа 1810 года был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября был переведен в Московский Знаменский монастырь.

22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии.

30 августа 1812 года был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 года был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813-1814 годах, архим. Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.

Замечательна деятельность архим. Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.», изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: «Богословие деятельное подлежательное и практическое», «Опыт изъяснения первых двух псалмов», «Изъяснение Символа веры».

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архим. Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.

7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Свт. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова. Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека. В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других. С нуждающимися он делил последнее, что имел.
В марте 1819 года был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это назначение имело и другую сторону — оно под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально по распоряжению государя его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Св. Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел кн. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 года еп. Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни. Кроткий и терпеливый он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, еп. Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Пензенского, в Успенском соборе г. Пензы. Фотография. 2008 г. С сайта ПЭ

За день до кончины, 9 октября 1819 года, он во сне видел видение, о котором рассказал своему келейнику. «Казалось мне, — говорил он, — что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился».
С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября 1819 года попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался. Погребен 13 октября 1819 года в Казанской соборе.

Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Молитвословия

Тропарь на прославление, глас 5

(из службы, составленной священниками Максимом Митрофановым и Максимом Плякиным)

От ю́ности смире́нным нарече́нный,/ в мона́шестве же чистоте́ тезоиме́нный,/ духо́вной му́дрости люби́тель ты́ яви́лся еси́,/ златовеща́нный благоче́стия учи́тель,/ и лжи́вых па́губных уче́ний обличи́тель,/ за И́стину безу́мными гони́мый,/ незло́бие и кро́тость пропове́давый,/ и па́ству Пе́нзенскую ре́вностне пасы́й,/ святи́телю всече́стне Инноке́нтие,// моли́ Христа́ на́с умудри́ти во спасе́ние.

Ин тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ Правосла́вия наста́вниче,/ покая́ния пропове́дниче,/ Златоу́стаго ревни́телю,/ па́стырю предо́брый,/ но́вый Росси́и свети́льниче,/ о́тче священнонача́льниче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

(из службы, составленной священниками Максимом Митрофановым и Максимом Плякиным)

Свяще́ннаго и Боговеща́ннаго пропове́дника/ и ди́внаго прему́дрости учи́теля/ вчини́л еси́, Го́споди, в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ труды́ бо о́наго и сме́рть прия́л еси па́че вся́каго всепло́дия,// еди́не Прославля́яй святы́я Своя́.

Ин кондак, глас 3

(Подобен: Дева днесь:) (из службы, составленной священниками Максимом Митрофановым и Максимом Плякиным)

Дне́сь святи́тель Христо́в Инноке́нтий предстои́т Престо́лу Бо́жию/ и с ли́ки святы́х за ны́ мо́лится Бо́гу, / ему́же ны́не со умиле́нием покланя́емся/ и во псалме́х и пе́ниих возвели́чиваем,// обрето́хом бо моли́твенника ко Преве́чному Бо́гу.

Ин кондак, глас 5

Апо́стольских дея́ний после́дователя,/ и́стиннаго благоче́стия учи́теля,/ писа́ньми свои́ми вся́ наста́вившаго,/ святи́теля Инноке́нтия восхва́лим,/ то́й бо мо́лит Христа́ Бо́га// во е́же спасти́ся на́м.

Литература

  • Троицкий Д. Иннокентий еп. Пензенский. Пенза, 1882.
  • Сергий, архиеп. Историч. опис. Московского Знам. м-ря, с. 98.
  • Смирнов История Троицкой семинарии,с. 498.
  • Чистович История Петербургской дух. акад., с. 248.
  • Елагин Н. Жизнь гр. Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. СПб, 1853, с. 27-28.
  • Жмакин Н. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский. СПб, 1885.
  • Чистович И.А. Руководящие деятели дух. просвещ. в России в I-й половине текущего столетия, с. 199-200.
  • Бриллиантов Иннокентий (Смирнов) еп. Пензенский и Сарат. (биографич. очерк). СПб, 1912.
  • Чернавский Н. Оренбургская епархия, вып. II Оренбург, 1903, с. 212-216.
  • Поселянин Е. Русские подвижн. XVIII в., 1-е изд. СПб, 1900, с. 26-38; 3-е изд. доп. СПб, 1910, с. 28-40.
  • Его же На молитве. СПб, 1916, с. 470.
  • Его же Идеалы христ. жизни, с. 202.
  • Булгаков, с. 1407, 1408.
  • Толстой Ю., № 230.
  • Строев П., с. 48, 193, 208, 273, 953, 979.
  • Денисов, с. 417, 571.
  • Голубинский, с. 326.
  • Н. Д., с. 70.
  • Списки архиереев, № 230.
  • Жизнеописание преосвящ. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского. СПб, 1845.
  • Письма митр. Филарета к А.И. Муравьеву, с. 1-8.
  • Д. Б. Угреша. М., 1875.
  • Саратов. еп. вед., 1867, № 7, 13.
  • Пенз. еп. вед., 1872, № 16.
  • Русск. старина, 1876, октябрь, с. 305-308.
  • -«- 1878, август, с. 561-565.
  • -«- 1880, январь, с. 120; сентябрь, с. 4.
  • -«- 1883, апрель , с. 37-60; июнь, с. 557-572; июль, с. 134-135.
  • -«- 1886, июнь, с. 462, 710; март, с. 593-596.
  • Истор. вестн., 1881, ноябрь, с. 562.
  • -«- 1893, сентябрь, с. 734-736, 742 п/с. 2.
  • -«- 1895, февраль, с. 641.
  • -«- 1896, ноябрь, с. 673.
  • Русский инок, 1916, № 10, с. 532-534, 514 п/с; № 11, с. 564-568.
  • Русск. паломник, 1912, № 18, с. 267-268; № 19, с. 279-280; № 20, с. 295-298; № 21, с. 314-315.
  • Душеп. чтен., 1908, июнь, с. 368-375.
  • Душеп. собесед., 1895, апрель, с. 119, 120.
  • Церковный вестн., 1891, № 33, с. 517.
  • Христ. чтен., 1884, март-апрель, с. 420; май-июнь, с. 771; июль-август, с. 75-98.
  • -«- 1890, январь-февраль, с. 113.
  • -«- 1902, июнь, с. 164, 166-167.
  • Рус. архив, 1871, № 12, с. 2070.
  • -«- 1889, кн. 2-я, с. 185 (Письма Киевск. митр. Евгения к В.Г. Анастасевичу).
  • -«- 1895, кн. 1-я, № 2, с. 172; кн. 3-я, № 12, с. 489, 490, 491.
  • -«- 1899, кн. 2-я, № 6, с. 201, п/с. 4,
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 68 п/с. 3.
  • Ж. М. П., 1945, № 10, с. 52, 53.
  • -«- 1954, № 11, с. 15-19.
  • -«- 1959, № 11, с. 39.
  • БЭЛ, т. V, с. 953.
  • БЭС, т. I, с. 944; т. II, с. 1790.
  • РБС, т. VIII, с. 123.
  • Юбилейный сборник, с. 299, 300.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 424-426.

Главная › Святыни › Святые

Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

Святитель Иннокентий Пензенский (в миру Иларион Дмитриевич Смирнов; 30 мая 1784 г., с. Павлово, Богородский уезд, Московская губерния – 10 октября 1819, Пенза) – епископ Пензенский и Саратовский, ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.
Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника.

С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805 году, еще до окончания семинарии, он как один из способнейших воспитанников был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии.

С 1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове – вот что характеризовало молодого преподавателя.

13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха.

6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в московский Знаменский монастырь.

22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа того же года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813-1814 годы, архимандрит Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.

Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.», изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: «Богословие деятельное подлежательное и практическое», «Опыт изъяснения первых двух псалмов», «Изъяснение Символа веры».

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.

7 апреля 1817 году он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Замечательна была внутренняя личная жизнь архимандрита Иннокентия. С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова.

Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.

В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.

Замечательной особенностью архимандрита Иннокентия была его нестяжательность в жизни. С нуждающимися он делил последнее, что имел.

Таким образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло решение о возведении его в сан архиерейский.

В марте 1819 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. Это назначение имело и другую сторону – оно под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причиной тому стали придворные интриги. Причем первоначально, по распоряжению императора, его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Св. Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе месяце 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни.

Кроткий и терпеливый, он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, епископ Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

За день до кончины 9 октября 1819 года ему во сне было видение, о котором святитель рассказал своему келейнику. «Казалось мне, — говорил он, — что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился».

С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 (23) октября 1819 года попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался. Погребение тела его состоялось 13 (26) октября 1819 года в Спасском кафедральном соборе.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. 23 октября 2000 года его мощи были обретены и перенесены в Успенский кафедральный собор города Пензы.

9 июля 2021 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден текст службы святителю Иннокентию.

Память 10/23 октября.

Тропарь святителю Иннокентию, глас 5:

От юности смиренным нареченный, / во иночестве же чистоте тезоименный, / духовныя мудрости любитель явился еси, / златовещанный благочестия учителю, / и лживых пагубных учений обличителю,/ за Истину нечестивыми гонимый, / незлобие и кротость проповедавый, / и паству Пензенскую ревностне пасый, / святителю всечестне Иннокентие, / моли Христа Бога умудрити нас во спасение.

Кондак святителю Иннокентию, глас 8:

Священнаго и боговещанного проповедника / и дивнаго премудрости учителя / вчинил еси, Господи, в наслаждение благих Твоих и покой, / труды бо онаго и блаженную кончину / паче всякаго всеплодия прием,/ едине Прославляяй святыя Своя.

— Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1487

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]