Кто такой в реальности сатана или тот же дьявол? Кто такие демоны, что выдумка, а что правда


Сатана – что это означает

Слово «сатана» имеет еврейское происхождение и переводится как «противник». Кто такой сатана и откуда он появился? Так в христианстве именуется глава злых духов, противник Бога и небесных сил, враг всего человеческого рода.

Другие имена сатаны – дьявол, Вельзевул, Люцифер. Последнее означает «несущий свет» или «сын зари». Оно представляет собой латинский перевод еврейского слова «хейлель» («утренняя звезда»). В русской же традиции слово было переведено как Денница. Эти имена отсылают нас к истории появления сатаны.


Сатана отступает от Христа после искушений в пустыне (католическая фреска)

Кто такой сатана и откуда он появился

Согласно церковному Преданию, ещё до создания материального мира и людей Бог сотворил множество разумных бесплотных духов – ангелов. Их призвание заключалось в служении Всевышнему. Денница (Люцифер) был главным и наиболее приближённым к Богу ангелом. Однако он возгордился и восстал против Творца, желая сравняться с Ним.

Именно через Денницу в мир вошло зло. Оно не существовало изначально. Зло – это не «естественный противовес добра», а осознанное удаление от Бога и Истины. Поэтому зло противоестественно. Вот что об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Зло — не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него. Первым, кто стал сатаной — средоточием и абсолютным проявлением зла».

Путём обмана Денница соблазнил на бунт часть ангелов. Он убедил их в том, что они смогут быть равными Богу. Это привело к великому противостоянию между злыми духами и теми, кто остался верен Богу. Добрые ангелы одержали победу и низвергли бунтовщиков с небес. Падшие духи стали бесами (демонами), а их предводитель – сатаной, то есть противником Бога. Вместо свободы в Боге они избрали свободу от Бога. Демоны ненавидят Всевышнего и Его главное творение – человека.

Приведём слова религиозного мыслителя Н.Лосского о том, как появился сатана:

«Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе… Эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога» («Догматическое богословие»).

Теперь было уже два царства

Во-первых, было царство Бога и Его Сына, и во-вторых, было царство сатаны и его падших ангелов. Одно царство было царством света, другое – царством тьмы. Мы уже знаем, как на протяжении всей истории дьявол совершал по-пытки овладеть небесным царством: он одерживал победы в Ноевы времена, во время скитаний Израиля по пустыне, а также во времена судей. Но Христос восторжествовал над всеми его победами.

И вот теперь давайте снова вернёмся к Откровению, 12:12:

«Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени»

Время это начало сокращаться на Голгофе. С того самого времени ярость сатаны стала всё более и более возрастать. И чем ближе приближается время суда над ним, тем сильнее становится его ярость.

Через несколько стихов в повествовании появляется женщина:

«И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекою» (Откр. 12:15)

Я думаю, эта женщина – невеста Христа, тот побеждающий остаток. Он будет включать в себя каждого человека, который принял Иисуса своим Господом.

Далее мы читаем:

«И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17)

Да, сатана зол на всякого верующего, но если он посмеет коснуться нас, то тем самым он касается зеницы ока Божия.

То, что мы видим совершающимся сейчас в мире, это уже его последняя отчаянная попытка уничтожить невесту Христову. Дьявол издал боевой клич на последнюю битву, где на карту уже поставлено всё. И он пускает в ход всё, весь свой арсенал в попытках уничтожить избранных Божиих.

Сатана в Ветхом Завете

В ветхозаветной Книге Бытие сатана представлен в образе искушающего змея. Он предложил Адаму и Еве ослушаться Бога и вкусить запретный плод с Древа Познания добра и зла. Грехопадением первые люди лишили себя блаженства единения с Творцом. Они стали подвержены скорбям и смерти. Таким образом, первопричиной появления греха и смерти является именно сатана. Однако на первых людях лежит ответственность за нарушение Божественного запрета и подчинение злу.

Также в Книге Бытия присутствует пророчество, которое Бог произносит змею, то есть сатане:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Здесь идёт речь о Богородице, которая родит Иисуса Христа – Спасителя человечества от власти дьявола. Предсказывается, что Христос пострадает как человек, но тем самым одолеет сатану. Ради нашего спасения Христос во всём исполнил святую волю Отца и добровольно принёс Себя в жертву. Непослушание Адама привело к появлению греха и смерти. Послушание же Христа искупает этот грех и побеждает смерть.

Сатана и Иов

Сатана упоминается в ветхозаветном повествовании о богобоязненном праведнике Иове. Он жил в достатке и благополучии вместе со своим многочисленным дружным семейством. Сатана сказал Богу, что благочестие Иова обусловлено лишь его земным счастьем. Мол, если праведник лишится всего этого, то непременно возненавидит Всевышнего. В ответ Бог позволил дьяволу подвергнуть Иова всем испытаниям земной жизни.

Сатана постепенно лишал Иова всех богатств и детей, а затем наслал на него страшную болезнь (проказу). Страдалец удалился от людей и стал бродягой. Но он всё равно отказывался хулить Бога, говоря:

«Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10).

Любые скорби в те времена считались справедливой Божьей карой. Жена и друзья Иова думали, что он страдает за некие тайные грехи. Праведник же не понимал причин страшных скорбей. В слезах Иов просил Бога засвидетельствовать перед родными его невиновность. Господь же не только выполнил просьбу, но и положил конец его страданиям.

Бог исцелил и наградил Иова за его долготерпение. У него снова родилось множество детей, а богатство удвоилось по сравнению с прежним. Праведник прожил ещё более ста лет. Своим смирением он посрамил сатану и стал примером для всех нас. Праведный Иов является прообразом Иисуса Христа. Господь пострадал ради нашего спасения, а затем прославился Своим славным Воскресением.

Сатана в Новом Завете

Противостояние с дьяволом и победа Иисуса Христа отражены в Новом Завете. Указано, что Спаситель пришёл, «чтобы разрушить дела дьявола» (1.Ин. 3:8) и Своей смертью лишить его власти (Евр. 2:14). Лукавый безуспешно пытался искушениями воздействовать на человеческую природу Христа, когда Он постился в пустыне после Крещения (Матф. 4:1-11). Сатане недоступна тайна Боговоплощения. Поначалу он не мог знать наверняка, действительно ли Иисус является долгожданным Мессией. С помощью искушений дьявол намеревался сбить Христа с уготованного пути.

Первым было искушение хлебом. Сатана предложил истощённому Христу превратить камни в хлеба и с их помощью утолить голод. Господь же ответил словами из Второзакония:

«Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Христос отмечает, что высшее благо в жизни человека имеет духовную природу, а не материальную.

Второе искушение связывают с грехом гордыни. Оно заключалось в предложении дьявола сброситься с вершины Иерусалимского храма. Лукавый указал на то, что Бог пошлёт ангелов, которые подхватят Христа и не дадут Ему погибнуть. Такое очевидное чудо поразило бы людей, и они немедленно признали бы Его Сыном Божьим. Господь же напомнил о недопустимости потребительского отношения к Богу:

«Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Христос отказался порабощать волю людей силой чуда. Ведь подлинное спасение заключается в искренней вере, покаянии и добродетелях. Спаситель проповедовал, прежде всего, словом Истины, обращаясь к сердцам людей.

Третьим было искушение властью. Сатана предложил Христу поклониться ему и пообещал за это власть над всем миром. Господь же отказался предавать Бога-Отца и признавать власть дьявола:

«Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).

Спаситель остался верен воле Отца. Христос стал истинным Царём, но пострадав на кресте, а не принимая власть из рук врага. После третьего искушения дьявол оставил Спасителя и к Нему приступили служить ангелы (Мф.4:11).

Писание называет атаки сатаны «рекой, испускаемой им из пасти своей»

Эта река есть поток нечестия. И сатана направил его против жены, чтобы попытаться вывести её из-под защиты Крови Христа. Иисус предупреждал, что в последние дни нечестие будет изобиловать. И по причине этого потока нечестия любовь во многих верующих охладеет (см.Матф. 24:12).

Представляю, как сатана сидит в своём штабе, рявкая свои злые команды: «взять под контроль средства массовой информации! Наполнить умы безбожных людей похотью!

Проконтролировать, чтобы их плотские желания приводили их к порнографии, после чего направить их, чтобы они приставали к детям!

Результат всего этого – такой поток и водоворот нечестия, какого мир ещё не видел. Но особенно печально то, что эта бешеная атака направлена также и против детей. Посудите сами:

— Фильмы, где царит насилие, помрачили умы многих христиан, кто увлекается ими. А сейчас сексуальные сцены в фильмах стали извращёнными дальше некуда. В наше служение приходят сообщения о том, как мальчики-малолетки, ещё младшего школьного возраста, которым всего по шесть-семь лет, пытались изнасиловать маленьких девочек их возраста и даже младше. Когда их спросили, зачем, они ответили: «я видел это по видику, который у моих мамы и папы».

— В интернете сейчас уже более 300,000 порнографических сайтов. Эти сайты полны самых грязных, самых развратных изображений, которые когда-либо видело человечество. Но, что хуже всего, в сети этих сайтов попадают совсем малые дети. Их впечатлительные души впитывают в себя эти изображения, что калечит их на многие годы вперёд.

— Гомосексуальные браки скоро станут обычным явлением. Уже есть газеты, которые размещают на своих страницах в рубрике «Бракосочетания» сообщения об однополых браках. В настоящее время растёт число начальных школ, которые готовятся ввести в учебную программу курс под названием «Как вести гомосексуальный образ жизни». Малых детей готовятся посвящать в тонкости гомосексуальной жизни!

— Гомосексуальное безумие проторило себе дорогу в высшие слои церкви. Епископальная церковь недавно присвоила сан епископа гомосексуалисту. По окончании церемонии посвящения новоиспечённый епископ взял под руку своего партнера и они вышли из зала вдвоём.

Сатана всё более и более усиливает обольщение церкви гомосексуализмом, и снова дети становятся жертвами. Всё более и более растёт число священников-гомосексуалистов, уличённых в приставании к детям, находящимся под их опекой.

— Современный мир моды уже не просто иногда позволяет себе непристойности, но уже начал даже восхвалять наготу. Это не что иное, как попытка шокировать общество при помощи индустрии, полностью предавшейся бесстыдному разврату. Однако сатана планирует использовать её для того, чтобы воздействовать на Божий народ, в особенности на молодых верующих. Эта тонкая дьявольская работа рассчитана на то, чтобы постепенно свести на нет их невосприимчивость к разврату.

— Снова наблюдается всплеск жуткого пьянства среди подростков. Даже Уитонский колледж, десятилетиями считавшийся образцом святости, сейчас разрешает алкоголь. Мотив? Они хотят привлечь более образованных преподавателей, но пьющих. Всё большее число христианских колледжей наверняка последуют этому примеру. Пострадает целое поколение верующих молодых людей, подталкиваемое ко греху, которого оно бы никогда не искало в других условиях.

А вот вам и другие, совсем свежие, примеры этой последней в истории атаки сатаны:

— Одному актеру-кинозвезде, баллотировавшемуся на пост губернатора Калифорнии, сказали, что он победит, если только сможет сделать так, чтобы его уличили в каком-нибудь скандальном деле. Ему сказали, что если он заведёт внебрачную связь на стороне, это сделает его героем в глазах общественности, и это повысит его популярность, что в свою очередь даст ему больше голосов.

— Издаются пачками законы, направленные на то, чтобы уже окончательно и навсегда удалить имя Божье из общества. Два американских сенатора предложили законопроект такого рода. Их закон запретит назначать судьями тех, кто верит в Бога или имеет какую-либо веру во что-либо.

Вы, вероятно, читали о печально знаменитом постановлении одного судьи выездного окружного суда США. Он постановил убрать выгравированные на гранитном монументе десять заповедей из здания одного административного учреждения в Алабаме. В то же время у входа в здание федерального суда, в котором этот судья выносил свой вердикт, стоит статуя Зевса.

Поначалу я думал, что всё это должно очень сильно огорчать Божье сердце. Однако теперь я верю, что Господь смеётся над этими ничтожными усилиями людей. Почему? Потому что Бог сейчас трудится над душами миллионов молодых людей, запечатлевая Свой закон на скрижалях их сердец. И ни один судья на земле не может убрать их оттуда.

Как победить сатану

Перечисленные искушения являются главными для человека. Отвергши их, Господь показал нам пример должной борьбы и победы над силами зла. Апостол Павел учит о Христе:

«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:18).

Дьявол в Новом Завете именуется «лжецом», «отцом лжи», «человекоубийцей от начала» (Иоан. 8:44), «князем мира сего» (Иоан. 14:30), «искусителем» (Мф. 4:3), «драконом» (Откр. 20:2). Отмечается, что сатана вошёл в Иуду перед его предательством Спасителя (Лк. 22:3). Господь упоминает, что видел падение сатаны с неба (Лк. 10:18). Подробный же рассказ о том, как появился дьявол, содержится в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 12:7-9).

Священное Писание называет победителями над сатаной всех последователей Христа:

«Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник… Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откр. 12:10-11).

Также в Откровении указано, что во время Второго Пришествия Христа сатана будет окончательно побеждён и наказан заключением в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7-10).

Влияние сатаны на людей

Сатана ненавидит Творца и человека. Творца – за то, что Он стоит выше. Человека – за то, что он создан по образу и подобию Бога и получил от Него дары, которые выше даже ангельского призвания.

«Человека, стоявшего так низко… [Христос] посадил на небесах, на троне. Того, который был ниже камней, поставил выше ангелов, архангелов, престолов, господств» (Святитель Иоанн Златоуст, «Толкование на послание к Колоссянам»).

Протоиерей Иоанн Кудрявцев объясняет:

«Господь принял человеческое естество для того, чтобы спасти не ангелов, а спасти людей. И тем самым поставил человека гораздо выше ангелов. И мы должны помнить о своем высоком достоинстве и призвании. Господь призывает нас к тому, чтобы мы тоже предстали у Престола Божия. Чтобы мы оказались в Царствии Небесном. И в этом ангелы только служители, только помощники».

Злые духи отказались от своего благородного призвания, а к самостоятельному творчеству они не способны. Поэтому их бытие направлено на разрушение Божьего творения. Сатана и его помощники стремятся отвести людей от Господа и таким образом погубить их души. Также демоны могут мучить человека болезнями и прочими скорбями (Лк. 13:16).

О ненависти сатаны к людям красноречиво говорят строки Священного Писания:

«Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8).

Он воздействует на людей с помощью лжи и коварства. Апостол Павел учил, что лукавый даже может принимать ангельский облик (2Кор. 11:14). Приведём слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Главной задачей дьявола на все времена была, есть и будет борьба против Бога за души людей, где место битвы – сердца человеческие. Всё то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность главный дирижёр – сатана. Мы в своём обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность» («Ангел молитвы»).

САТАНА (SATAN)

Архетипом сатаны служит народное представление о дьяволе в красном одеянии с длинным хвостом и с вилами в руках. Хотя детали такого портрета сатаны являются в значительной степени плодом народного воображения, образ сатаны как демонической фигуры и главного врага Бога присутствует в Новом Завете. В нем сатана представлен дьяволом, противостоящим Богу и благу людей. В Ветхом же Завете фигура сатаны более неопределенна и менее четко связана со злом.

Образы сатаны в Ветхом Завете

. Вопреки ожиданиям, в Ветхом Завете сатана не играет значительной роли. Еврейское существительное
satan
встречается лишь в редких случаях и часто используется для характеристики действий и роли личности, совершающей их, а не как имя собственное лица, которое их совершает. Слово сатана характеризует дела, связанные с возведением препятствий, проявлением вражды и клеветой. Когда оно используется применительно к неземному существу, действия этого существа выглядят двусмысленными и открытыми для различных истолкований.

Для понимания ветхозаветного портрета неземного образа сатаны, представляющего для нас основной интерес в этой статье, нам надо обратиться к распространенной на древнем Ближнем Востоке идее о небесном совете или собрании богов (см. КОСМОЛОГИЯ). Боги собирались на совет для обсуждения важных вопросов, решения споров между ними и определения судеб мироздания. Отношения между членами совета отличались интригами и взаимным обманом – боги не стеснялись в средствах ради достижения весомого положения и сводили друг с другом счеты. При таком понимании человеческий мир зависел от конфликтов между богами.

В библейской литературе небесное собрание прямо изображается несколько раз (3Цар. 22:19–23; Иов 1 – 2; Ис. 6). Совет показан как собрание для обсуждения вопросов, волнующих богов. Образ небесного собрания израильтяне приспособили к собственным верованиям, и Яхве, Бог Израиля, предстает высшим Божеством, председательствующем на совете. Другие члены совета, призванные в присутствие Яхве, служили целям Яхве, демонстрируя при этом разные степени самостоятельности. Но в израильских текстах никто из меньших богов не мог реально бросить вызов всевластию Яхве. Монотеизм израильской религии не допускал возможности такого серьезного вызова.

Самый развернутый ветхозаветный образ сатаны показан в Иова 1 – 2. В Книге Иова сатана фигурирует среди «сынов Божиих» или небесных существ, представших пред Богом в качестве членов небесного собрания. Здесь он назван «сатаной» с определенным артиклем, и это указывает, что термин понимается не как имя собственное, а скорее как титул или должность, занимаемая определенным лицом. Сатана играет роль следователя, испытателя или прокурора, расследующего человеческие дела. В Книге Иова сатана рассказывает о своих занятиях, говорит, что он «ходил по земле, и обошел ее». Когда Бог поднял на щит незапятнанное поведение и безупречную преданность Иова, сатана с сомнением отозвался об искренности Иова и мотивах его благочестия. Затем он предложил испытать Иова. Согласие Бога положило начало злоключениям Иова, на которого обрушилась череда бедствий. Когда после первой атаки Иов сохранил благочестие, сатана предложил новое испытание, еще более тяжелое, чем первое. После второго испытания, сопровождающегося серией речей, занимающих центральную часть книги, сатана уходит на задний план до самого конца книги.

При оценке образа сатаны в Книге Иова важно не забывать, что внимание сатаны к Иову привлек именно Бог (Иов 1:8). Кроме того, хотя тип испытания Иова предложил сатана, Бог одобрил его и установил для него рамки (Иов 1:12; 2:6). Совершенно ясно, что сатана действовал по схеме, установленной Богом.

Является ли образ сатаны в Книге Иова воплощением абсолютного зла? Хотя бедствия обрушиваются на Иова в результате действий сатаны, нет никаких указаний, что речь здесь идет об исконном сопернике Бога. Более того, сатана представлен одним из «сынов Божиих» (Иов 1:6), пришедших к Богу и действовавших по Его указанию. В Иова 1 сатана не бросает никакого серьезного вызова всевластию Бога, а наоборот, выполняет функцию Божьего представителя, испытывающего непорочность людей типа Иова. Таким образом, в Книге Иова сатана предстает достаточно двусмысленной фигурой, с одной стороны, ставящей под сомнение Божью оценку личности Иова, а с другой – действующей в рамках указаний, данных Богом.

Краткого рассмотрения заслуживают два других отрывка. В Зах. 3:1–2 сатана выступает обвинителем первосвященника Иисуса. Слова сатаны при этом прямо не приводятся. Яхве делает ему выговор, но не ясно, что этот выговор означает: отвержение самого сатаны или его обвинения в адрес Иисуса, хотя последнее выглядит более вероятным. Здесь личность сатаны тоже достаточно двусмысленна. В 1Пар. 21:1 сатана (на этот раз без определенного артикля) побуждает Давида к проведению переписи Израиля. Среди трех рассматриваемых отрывков только здесь слово сатана, употребленное без определенного артикля, явно относится к неземному существу. Это, вероятно, указывает, что его надо понимать как имя собственное. Но опять же нет веских оснований считать, что речь идет о главном враге Бога.

Подводя итог, можно сказать, что в Ветхом Завете нет достаточных указаний, что ранний Израиль мыслил в категориях персонифицированного зла в лице сатаны, выступающего главным врагом Бога. Мы видим в Ветхом Завете двусмысленную фигуру, члена небесного совета, чья роль, возможно, заключалась в испытании характера людей. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что сатана действовал в рамках указаний, сделанных Богом.

Сатана в Новом Завете

. В Новом Завете мы сталкиваемся с существенно иным миром, в котором проявляется образ сатаны. Под воздействием религиозных воззрений, нашедших отражение в апокрифических писаниях межзаветного периода, раннее христианство восприняло дуализм, в котором мир рассматривался как поле битвы между Богом и сатаной. Сатана под многими личинами стал символом зла, противостоящего Богу и всему роду человеческому при любой возможности, заклятым врагом всех людей, особенно заявляющих о своей верности Богу. Широкий круг имен, которыми сатана наделяется в Новом Завете – дьявол, искуситель, лукавый, князь бесовский, дракон, древний змий, веельзевул, клеветник, – свидетельствует о богатом опыте ранних христиан в изображении зла. Неопределенность ветхозаветного образа сатаны исчезает.

В Новом Завете выделяются два взаимодополняющих, но четко различимых аспекта образа сатаны: враждебность сатаны к людям и его противостояние Богу.

Враждебность по отношению к людям.

Враждебное отношение сатаны к людям лучше всего выражается в 1Пет. 5:8: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Такое заявление может основываться на нескольких направлениях дел сатаны.

Сатана изображается не только искусителем, испытывающим, поддаются ли люди на зло, в манере, сравнимой с ролью сатаны в Книге Иова, но также тем, кто привлекает их ко злу. В ряде случаев разделительная линия между этими двумя сторонами размывается. В синоптических евангелиях рассказывается о том, что Иисус был уведен в пустыню, где Он не только выдержал искушение дьявола, но и противостал ему (Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–13). После исповедания Петром личности Иисуса и предсказания последующих испытаний возражение Петра Иисусу было осуждено как еще один соблазн сатаны (Мф. 16:23; Мк. 8:33). Во многих случаях злые дела приписываются проискам сатаны, вдохновляющего людей или даже завладевающего ими. Так, предательство Иисуса Иудой Искариотом объясняется вхождением сатаны в Иуду (Лк. 22:3; Ин. 13:27). В другом месте отречение Петра от Иисуса тоже приписывается воздействию сатаны, который «сеет» Петра как пшеницу (Лк. 22:31). В Деяниях обман, совершенный Ананией, объясняется тем, что эта мысль была вложена в его сердце сатаной (Деян. 5:3).

Враждебность сатаны к людям проявляется в том, что он вызывает несчастья, бедствия и болезни. В Лк. 13:16 о женщине, много лет страдавшей от немощей, сказано, что ее связал сатана. Свое знаменитое «жало в плоти» Павел называет «ангелом сатаны» (2Кор. 12:7). О сатане также говорится, что он расстраивает дела людей, так, например, в 1Фес. 2:18 Павел заявляет, что его возвращению в Фессалонику воспрепятствовал сатана.

Противостояние Богу

. В качестве противника Бога сатана пытается воспрепятствовать осуществлению Божьих целей и христианской миссии. Диаметральная противоположность между Богом и сатаной показана в Деян. 26:17–18, где в рассказе о своем видении Иисуса и последующем обращении Павел приводит слова Иисуса: «Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу». Связь сатаны с тьмой и Бога со светом характерна и для более общих образов тьмы и света, зла и добра, проклятия и спасения. Особое значение, однако, в данном случае имеет факт, что в ней отражается несовместимость сатаны с Богом.

Наиболее яркое выражение противостояние сатаны Богу находит в Откровении. Здесь мы видим прямое упоминание о борьбе сатаны с Богом, начавшейся на небе и распространившейся на землю. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Отк. 12:7–9). Здесь мы видим богатый набор образов, характеризующих врага Бога. Древний змей – явный намек на змея в Быт. 3, который, хотя и не отождествлялся с сатаной в Ветхом Завете, в конце концов стал ассоциироваться с ним в иудаизме и в писаниях раннего христианства. Кроме того, в упоминании о низвержении сатаны с неба, возможно, содержится намек на Ис. 14:3–21, где образ связывается с царем Вавилона, а здесь используется применительно к сатане. Наконец, упоминание о драконе развивает ветхозаветную тему морского чудовища (Ис. 27:1; 51:9), который, как считалось, оспаривал владычество Бога. В таком соединении образов подчеркивается роль сатаны как главного врага Бога.

Заключение

. В библейских образах, связанных с сатаной, наблюдается очевидная трансформация при переходе от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете сатана показан членом небесного совета под руководством Бога. В Новом Завете сатана становится дьяволом, главным врагом Бога, бросающим эффектный, но в конечном счете тщетный вызов всевластию Бога. Кроме того, в Новом Завете мы видим множество образов и имен сатаны как главного врага Бога.

См. также: БЕСЫ, ЗЛО, КОСМОЛОГИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, ТРИУМФ, ТЬМА.

Библиография:

P.L. Day, An Adversary in Heaven: Satan in the Hebrew Bible (Atlanta: Scholars, 1988).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]