Определение
ТаНаХ не содержит единого термина для обозначения этого понятия, чаще всего ангел — это `посланец`[1]. Когда используется в религиозном тексте без добавления чей именно посланник, имеется ввиду Посланник Бога. Ангел может выполнять одновременно только одно задание, при этом может совершать любые действия для ее достижения.
Однако этим же словом называются иногда в Библии и люди в функции посланцев[2]. Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, Библия часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения тетраграмматон или какое-либо другое обозначение Бога[3]. Впрочем, иногда и это сочетание выступает лишь в качестве обозначения человека, исполняющего функцию вестника или посланца Божия[4]. Только в послебиблейском иврите слово мал’ах стало терминологическим обозначением понятия ангел.
Иногда ангелы называются в Библии элохим (буквально `боги`[5]), бней элохим (`сыны Бога`[6]) или бней элим (буквально `сыны богов`; Пс. 29:1; 89:7), кдошим (`священные существа`[7]) или просто анашим (`мужи`[8]). ТаНаХ упоминает также о крылатых существах со свойствами ангелов, называемых херувимами[9] или серафимами (Ис. 6:2, 3). Выражением «воинство небесное» называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему. Последнее можно рассматривать как отрицание языческой идеи независимых от Бога сверхчеловеческих существ.
В повествовательных книгах Библии часто упоминается один ангел, редко два или более, передающие послание или совершающие определенное действие, причем появляются они в образе человека, и в них не сразу можно распознать небесное существо (Авраам и три ангела[10], акеда[11], лестница Иакова[12], возложение на Гидона миссии править Израилем[13], гибель армии Санхерива[14] и т. д.).
В обиходном языке Ангел обычно означает любое духовное разумное бесполое, а иногда и бесплотное существо, выражающее волю каких-то высших сил или Бога и обладающее сверхчеловеческими и сверхъестественными возможностями.
В ТаНаХе (Библии)
В Торе (Пятикнижии)
Самое известное упоминание об Ангелов в Пятикнижии это визит трех Ангелов к Аврааму (Быт.). Мудрецы говорят, что один из них должен был возвестить Аврааму о рождении Ицхака, второй вывести семью Лота, а третий, уничтожить Сдом.
Еще показательно место, где Яков ночью борется с ангелом Быт.32:28
Также широко известно место в Торе, где Бог с помощью ангела останавливает Авраама в момент когда он уже готов был совершить жертвоприношение:
Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. (Быт.22:11-12) |
Незадолго до Всемирного потопа, некоторые Ангелы под предводительством Азазела скрещивались с людьми порождая исполинов (нефилим) Быт.6:2-4. Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:
В то время были на земле исполины (нефилим
), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
— Быт.6:4
В Торе, когда Ангелы появляются в осязаемом облике их описание отсутствует и подразумевается человеческий облик. Жители Сдома видимо даже путают их с людьми, когда требуют у Лота их выдачи.
Описаний внешнего вида Ангелов в бесплотном облике немного. Самое основное из них это книга пророка Иехезкеля (Иезекииля). В его книге Ангелы представляют из себя не «посланников», но «существа из Небесных Сфер». Характерным для них является наличие крыльев и большое количество глаз. Там же перечисляются некоторые их виды: Крувим, Срафим, Офаним, Хайот.
Невиим (Пророки)
Пророки, за исключением Иехезкеля и Зхарии, мало говорят об ангелах. Крылатые серафимы играют значительную роль в видении Исайи[15], когда он посвящается в пророки, но в дальнейшем о них больше не упоминается. Примечательно, что Хагай называет себя посланцем Господним к людям, то есть смертным (хотя и пророком), а не сверхъестественным существом. Вероятно, об этом свидетельствует и само имя другого пророка Малахи (буквально `мой посланец`), которое, по-видимому, было псевдонимом.
Божественное присутствие представляется пророку Иехезкелю[16] огненным подобием человека, которое восседает на престоле, поддерживаемом четырьмя фантастическими существами (хайот; `живые существа`). Впоследствии[17] эти существа отождествляются с херувимами. К категории ангелоподобных представляется возможным отнести шестерых мужей, на которых возложено разрушение Иерусалима и одному из которых, одетому в льняную одежду, Бог повелевает помечать особым знаком чела праведников, подлежащих спасению, и бросить на Иерусалим пригоршни горящих углей[18]. В видениях о восстановленном Храме [19] пророка сопровождает человек, блистающий, как медь, в котором также следует видеть ангелоподобное существо.
В книге Зхарии ангелы присутствуют почти постоянно: ангел Господень заступается перед Богом за Израиль, от имени Бога возвещает об оправдании первосвященника Иеhошуа, порицает Сатану за клевету на него. В книге Зхарии ангелы впервые появляются как самостоятельно существующие личности, а не только как существа, действия которых обусловлены определенной ситуацией.
Ктувим (Писания)
В книге Псалмов упоминания об ангелах встречаются по всему тексту. В ряде мест ангелы призываются славить Господа, как славят Его и другие Божьи создания.
В книге Иова друзья утешают его, говоря, что даже ангелы не безупречны, а человек, естественно, тем более далек от совершенства.
Книга Даниэля повествует о бесчисленных служителях вокруг Божественного престола и об ангеле, который спас трех отроков из печи, а Даниэля — от львов. В этой же книге ангелы не только выполняют приказания, они проявляют также некоторую инициативу. Они обладают собственными именами. Это единственная библейская книга, в которой ангелы приобретают совершенно отчетливую индивидуальность. Здесь впервые высказывается мысль, что каждый народ имеет своего ангела-покровителя.
Ангел смерти
Прежде чем говорить об этом ангеле, стоит отметить, что Библия ничего не говорит о существовании отдельного ангела, отвечающего за присутствие рядом с человеком, который умирает.
Несмотря на это, в других религиях есть упоминания о таком существе. Например, в иудаизме ангел смерти известен как Сариэль, Азраил или Самаэль, в исламе это Малак Аль-Мавт, в индуизме — Ямараджа или Яма.
В разных религиях и мифологиях этого ангела представляют по-разному — скелет с косой в черном балахоне, молодая женщина или старуха, даже ребенок. Несмотря на внешний облик, миссия его в одном: присутствие в момент смерти человека и либо созерцание этого процесса, либо прямое в нём участие.
В христианстве такие обязательства могли быть положены на любого ангела исключительно по воле Божьей, но отдельно ангел смерти не существует. Часто этих ангелов ошибочно называют падшими ангелами, но это не так.
Апокрифы
Более подробно об схождении ангелов на землю можно почитать в Книге Эноха.
Христианская Традиция считает это иносказанием, считая, что под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии — это потомки Сифа, а дочери человеческие — потомки Каина.
В апокрифах и псевдоэпиграфах ангелы также предстают часто как существа, имеющие индивидуальные черты и даже собственные имена. Отчетливо ощущается в них воздействие мифов народов, с которыми евреи находились в постоянных контактах, и прежде всего ряда мифологических концепций вавилонян и персов-зороастрийцев. В книге Юбилеев народ Израиля, благодаря своему союзу с Богом, приравнивается к ангелам (талмудическая трактовка этого взгляда утверждает, что Израиль обладает привилегией участия в небесном хоре).
Весьма разработанная ангелологическая система представлена в книге Эноха (Ханоха). Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов (из них только первые три упоминались в ТаНаХе):
- Михаэль (Михаил) — архангел евреев;
- Гавриэль (Гавриил) — смотритель рая;
- Рефаэль (Рафаил) — властелин над душами людей;
- Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира — Шеола;
- Реhуэль — подвергающий наказаниям мир светил;
- Сариэль — владыка сил, соблазняющих людей;
- Иерахмиэль, который будет надзирать за воскресением из мертвых.
Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд (`кохав` — `звезда`), Метариэль — ангел дождя (`матар` — `дождь`).
Ангельские чины
Существует определенная система ангельских чинов, особенная иерархия, общепринятая для всех. Так, все ангельское воинство делится на три больших группы, или триады.
Первая триада включает в себя Херувимов (название значит «обилие знаний и мудрости»), Серафимов («пламенеющих») и Престолов («изъятых от земного и стремящихся к Богу»). Это высшие чины, которые являются самыми чистыми и нерушимыми в своей преданности Богу.
Во второй триаде находятся Господства, Силы и Власти. Эти ангелы постоянно просвещаются Божьей мудростью, причем не внемлят её, а просто созерцают. Господства занимаются тем, что наставляют земных царей и властителей к мудрому правлению. Ангелы чина Сил посылают благодать Божьим угодникам и творят чудеса на земле. А вот в силах Властей — укрощение дьявольских замыслов, ангелы Властей отводят от нас искушение; также эти церковные ангелы управляют природными стихиями.
Ну и третья триада состоит из Начал, Архангелов и Ангелов. Это наиболее близкая к людям группа. Благодаря им воля Божья доносится до нас, помогая нам самосовершенствоваться. Начала управляют всеми законами природы, Вселенной, охраняют нации и народы. Архангелы — это проводники Божьих откровений, они приносят благие вести о тайнах Божьих. Ангелы же есть при каждом человеке. Они приставлены оберегать и наставлять нас на духовную жизнь.
В устной Традиции
Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Уриэль и Рафаэль.
В талмудический период не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в Мишне нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних аггадических текстах Талмуда, особенно в мидраше, ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (малахей hа-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах — хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово памалъя
(буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.
В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был Маймонид.
Ангелы-хранители: кто они?
Неоднократно упоминается в литературе, кинематографе, музыке и всем, что окружает человека, мысль о том, что у каждого из нас есть личный покровитель. Что это за покровитель, на помощь которого многие люди рассчитывают? Это ангел-хранитель.
Согласно Святому Писанию, такой ангел даётся Богом каждому человеку от рождения и крещения. Сила и возможности этого ангела зависят от духовности человека, позитивности его мышления и добрых поступков, которые он совершает.
Христианские традиции говорят о том, что у каждого человека есть два начала — доброе и злое. За правым его плечом стоит добрый ангел-хранитель, наставляющий на путь истинный, а за левым — злой дух-искуситель, желающий обратить человека в зло. Эти два ангела сопровождают человека в течение всей жизни. После они же ведут к вратам Рая (небесный ангел) или Ада (падший ангел), смотря какой путь в жизни избрал человек — добро или больше зло.
Именно поэтому крестимся мы справа-налево, рукопожатие делается правой рукой, и к сердцу прикладывается также правая рука. Можно еще много таких примеров привести, суть остается той же: правая сторона очень символична в христианстве.
Принято считать, что когда мы совершаем какой-то добрый поступок, наш ангел-покровитель радуется и обретает большую силу, а когда злой — печалится и слабеет. Молитва ангелу должна быть искренней и чистой.
Ессеи
Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди ессеев. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. Фарисеи мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, саддукеи, однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.
В Каббале
В Каббале ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Правда, когда идет разговор о большом числе ангелов то имеются ввиду либо безымянные обитатели каких-то каббалистических миров, либо наоборот одно имя, полученное перестановками букв алфавита языка иврит.
Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола (Зоhар). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (малахей hабала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола — олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.
Этрусские ванфы
На фресках в гробницах этрусков изображены крылатые демоны женского пола — ванфы, которые напрямую связаны с образом христианского ангела смерти. Внешне эти изображения практически полностью (за исключением нимба) совпадают с иконографией библейских ангелов. Ванфы считались вестниками смерти, жившими в подземном мире и являвшимися на поверхность, чтобы забрать душу умершего. Иногда ванфов изображали с мечом, но чаще всего с ключами от царства мертвых и факелом, при помощи которого они рассеивали тьму подземного мира.
Тризна по умершему. За спиной человека, приносящего в жертву раба, стоит ванф. Фрагмент фрески из этрусской гробницы
Ванф уносит душу умершего. Фрагмент фрески из этрусской гробницы
«Тёмные ангелы»
Ангелы «Темной стороны» тем не менее тоже считаются ангелами. Например, Самаэль — Ангел Смерти (Малах ha-Мавет). Из злых ангелов (ангелов разрушения — малахей hабала) он играет особую роль. Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`).
В Талмуде[20] ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер hа-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию[21] о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов.
Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме — в мидрашах.
Значение слова ангел
Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех.
Возле неё 77 ангелов, 77 архангелов, первый ангел – Михаил-Архангел, второй ангел – Гавриил Архангел, третий ангел – Кузьма и Демьян.
В каждой «романической мимолетности», предупреждает нас Володин в своего рода предуведомлении к «Малым ангелам», «как на слегка подделанной фотографии, можно увидеть след, оставленный ангелом»[7]; и этот след ангела, который предстает словно его подпись (сигнатура), позволяет понять, что в соответствии с великой утопией барокко писатель, словно ангел, должен перенестись на край мира, чтобы создать свое произведение.
… и почемуты здесь торчишь, судьбу ругая?Ангел:Меня назначили к нему,меня тошнит … пьянки, много блядства,и философствую порой.Ангел:А я к нему приставлен свыше,чтоб дольше … давно,поэт известный, муз любимец…Ангел:Да не поэт он, а гавно … —зачем Господь дал певчий дух?Ангел:Его клюёт всё время в жопуна … в покое,один интимный есть момент…Ангел:Писать о женщинах такоеспособен только импотент … баба злится,и сразу видно – отчего…Ангел:Она всё терпит, ангелица,она … ,его гостей от смеха пучит…Ангел:В уборной сядет на стульчаки там … ,его ведь любят все друзья…Ангел:Да все они мудаковаты.Герой … :А утром он задумчив, тих?Ангел:И вялый, будто инвалид.Герой:Наверно … , пишет новый стих…Ангел:Или желудок барахлит.Чужой прид … старикашку!А молодой он был каков?Ангел:Да я с небес недавно спущенный,и мне … жребий твой прозрачно ясен,ты, ангел мой, попал в беду,старик ещ …
Есть ангелы, избавляющие от зла, ангелы-ходатаи, воители, ангелы восхваляющие, ангел, охраняющий Сарру от Фараона, а ангелов горя и печали нет.
Как часто я перехожу на красный свет, прямо сквозь поток автомобилей, однако, как я ни задумчив, при мне всегда мой ангел-хранитель, и он, мой ангелочек, хочет, чтобы я еще пожил на этом свете, чтобы я достиг своего дна, опустился еще на один этаж ниже, туда, где укрываются самые тяжкие угрызения совести, из-за чего во мне и отзывается болью весь мир, и даже сам мой ангел; не раз я уже порывался выброситься с шестого этажа, из своей квартиры, где меня мучит каждая комната, но ангел в последний момент всегда спасает меня, втаскивая обратно, так же как моего Франца Кафку, который тоже хотел выброситься с шестого этажа, из «Мэзон Оппельт», оттуда, куда вход со Староместской площади, вот только пан доктор Кафка упал бы за углом, на Парижской, его, наверное, тоже больно ранил мир и вся его жизнь.
… из него.В то время смерти ангел нежныйЛетел чрез южный небосклон;Вдруг … ,Он в нем прочел себе укор;И ангел смерти сожаленьеВ душе почувствовал святой … превозмогла,Хоть потерял он невозвратно.И ангел знал, – и как не знать?Что … , чем страдатьБез всяких признаков страданья.И ангел мыслью пораженДостойною небес: желаетВознаградить страдальца …
В философии
Филон Александрийский (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для Саадии Гаона (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению Аврахама Ибн Эзры (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» (схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.
Ангелы сегодня
В современном иудаизме в таких его течениях как реформизм и консервативный иудаизм наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма.
Отношение к ангелам среди большинства ортодоксальных евреев двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди хасидов и традиционалистов из среды членов восточных еврейских общин.
Кто такие падшие ангелы?
На самом деле эта сущность когда-то тоже была светлой и чистой, созданной Богом. Но однажды отказавшись от Бога, этот ангел был изгнан из Небесного Царства за свои злодеяния, отчего он стал темным и мстительным, и назывался теперь «падший ангел» .
В Православии падших ангелов также называют ангелами тьмы. Наиболее известными представителями считаются бесы и демоны, они служат сатане, дьяволу.
Впервые сатана появляется во времена Адама и Евы в виде змея-искусителя, который уговаривает Еву вкусить запретный плод с Древа Познания и ослушаться воли Божьей, за что они потом были наказаны и изгнаны из Рая.
Падший ангел — это хитрый искуситель, миссией которого является уничтожение внутреннего покоя человека, его веры в Бога и добродетели, побуждение на совершение греховных действий, которые отдаляют человека от Бога.
Дьявол (Люцифер) когда-то также был верховным ангелом, среди наиболее близких к Богу. Но случилось так, что он возгордился собой и приравнял себя к Отцу, за что был низвергнут в Ад. Он-то и стал первым из падших.
Примечания
- Быт. 19:1; Ис. 63:9; Зх. 1:9, 13, 14, 19; Мал. 3:1
- см. Быт. 32:4, 7; Суд. 9:31; II Ц. 6:32, 33
- см. Быт. 32:2; Зх. 1:11, 12; 12:9
- Хагай 1:13; Мал. 2:7
- I Сам. 28:13
- Быт. 6:24; Иов 1:6
- Пс. 89:6, 8; Иов 5:1
- Быт. 18:2; 16; 22
- Быт. 3:24; I Сам. 4:4; Пс. 80:2
- Быт. 18
- Быт. 22:11–18
- Быт. 28:12
- Суд. 6:11–22
- II Ц. 19:35
- Ис. 6:2
- Иех. 1:26, 27
- Иех. 8–11
- Иех. 9–10
- Иех. 40–48
- ББ. 16а
- Быт. 6