«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Многие святые оставили после себя не только память о деяниях и чудесах, но и прочие труды, которые и в наше время не теряют своей популярности. Так к таким относят руководство к духовной жизни Варсонофия Великого. В нем он подробно постарался растолковать о том, что стоит совершать и чего не нужно при желании соблюдения богоугодного жития.
Житие святого
Родился он в Египте. Он был самым ревностным подвижником. Есть упоминания о том, что неподалеку от монастыря Аввы Серида он построил себе небольшую келию. Там он провел достаточно длительное время в служении Господу и ревностной молитве. Так и началось житие, посвященное Богу.
Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Серафим Вырицкий: житие, мощи, молитва
За такую свое преданность ему был дарован дар прозорливости. Немного позже перешел в еще более тесное помещение, где провел 50 лет в работе над трудами и подвигами. Постоянные молитвы позволили ему достичь высокой степени духовного совершенства. О его подвигах есть упоминания в некоторых рукописях.
Относительно даты смерти, но она также не однозначна. Большинство склоняется к тому, что он закончил свой жизненный путь в 563 году. День памяти его считается 19 февраля.
Учителя духовной жизни — Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
иерей Августин Соколовски Прп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк 19 февраля Церковь празднует память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Святые были великими подвижниками, учителями духовной жизни. Их появление в истории Церкви ознаменовало собой окончание великой славной первоначальной монашеской эпохи. Празднование их памяти – это приношение Церкви особенной самобытной подвижнической традиции, некогда процветавшей в монастырях Газы.
Появление монашества в Палестине было тесно связано с развитием паломничества к Святым Местам. Монашеская традиция здесь не была однородной, и развивалась в, как минимум, трех основных центрах: собственно Палестине, на Синае и в окрестностях Газы. Олицетворением монашества в Палестине на все времена стали Евфимий Великий (377-473) и Савва Освященный (439-532); на Синае – Иоанн Лествичник (579-649); в Газе – Варсонофий Великий и Иоанн Пророк.
Великий древний библейский город Газа, в котором некогда Самсон обрушил храм Дагона, погубив филистимлян (Суд.16;23-30), всегда лежал на пересечении торговых дорог. На пути из Иерусалима Апостол Филипп крестил здесь эфиопского евнуха (Деян.8,26). В первые века христианской эры Газа была центром культуры и образованности. Здесь процветало училище ораторского искусства и была даже собственная самобытная богословская школа.
В окрестностях Газы существовали монастыри. Начало монашеской жизни здесь было положено Иларионом Великим (291-372). Епископом Маюма близ Газы был антихалкидонит Петр Ивер (411-491), которому ряд ученых приписывает авторство произведений, вошедших в историю с именем Дионисия Ареопагита. Там же принял постриг величайший монофизитский богослов, епископ Север Антиохийский (465-538). В Газе учил и писал свои произведения великий оратор и экзегет Прокопий Газский (475-528). Здесь же родился и подвизался Авва Дорофей (510-580), и ученик его Досифей (VI век).
Варсонофий Великий был родом из Египта. Однако, о его происхождении и юности мы ничего не знаем. При изучении его биографии создается впечатление, что, подобно древним библейским пророкам, Бог просто сохранял его жизнь под покровом. О Варсонофии написал совсем немного Евагрий Схоластик (536-590) в своей «Церковной Истории»: «В то время во многих местах жили мужи богоносные и великие чудотворцы. К числу таких мужей, всюду просиявших славой, принадлежит Варсонофий, родом египтянин. В одном монастыре близ города Газы он во плоти проводил жизнь бесплотную и совершил множество чудес, которых и не упомнишь. Все уверены, что он еще живет, заключившись в хижине, хотя уже больше 50 лет, как он скрылся от взора» (IV,33). Сохранилась также латинская версия жития святого. Путем тщательной реконструкции отдельные сведения о жизни Варсонофия удалось почерпнуть из его ответов на вопросы учеников. По особому промыслу Божию, хотя сам Варсонофий ничего не писал, таких ответов сохранилось чрезвычайно много.
Житие Варсонофия, а также свидетельства его переписки, доносят до нас пример удивительного, синергического и, пожалуй, неповторимого в истории взаимодействия святых: самого Варсонофия, Иоанна Пророка, Аввы Дорофея и Аввы Серида, именем которого назван был монастырь. Итак, Варсонофий постоянно пребывал в отшельничестве, Иоанн следовал за ним. Так, он 18 лет прожил в затворе в келье, где до этого подвизался Варсонофий.
Серид приносил Варсонофию причастие и пищу, а Дорофей был учеником Серида. Отцы передавали Варсонофию и Иоанну вопросы из мира, и записывали их. Иоанн также давал ответы, которые, по мнению исследователей, отличались большим практическим смыслом. Ответы Варсонофия более пространны. В русском переводе издано более 850 ответов обоих отцов. После кончины Серида ответы записывал игумен Илиан. Дорофей собрал все ответы вместе. Учеником Дорофея был Досифей.
Варсонофий обладал даром совершать знамения, Иоанн мог предвидеть будущее, а потому именовался Пророком. Помимо этого, об Иоанне неизвестно почти ничего. Он отошел ко Господу весьма рано, около 540 года, вскоре после Серида. Помимо Иоанна, Серида и Дорофея, Варсонофий едва ли кому доверял. Он был прирожденным и убежденным отшельником. Боговидение в одиночестве было его призванием. Характерной чертой мировоззрения Варсонофия было уклонение от богословских споров.
Интересно деление писем Варсонофия и Иоанна в соответствии с адресатами. В первой части помещены письма отшельникам, во второй — монахам в общежитии, и, наконец, в третьей, отдельной рубрике, мирянам и епископам. Древняя Церковь считала монашество и епископство несовместимым, епископ был обречен жить в миру. Время Варсонофия и Иоанна завершило собой эпоху, когда казалось, что вскоре Вселенная станет христианской, а монашествующих становилось все больше по всей земле. Парафразируя великого каппадокийца Григория Нисского, «все люди должны стать монахами, чтобы Господь был вынужден скорее прийти вновь».
Варсонофий отошел ко Господу в 563 году, за семь лет до рождения мусульманского пророка Мухаммеда. В 635 Газа была завоевана арабами. Так рождался новый, не монашеский мир. В Православном Богословском Словаре 1913 года Газа именуется укрепленным городом в Палестине, свидетелем подвигов Самсона, с 16000 жителей. В настоящее время в городе проживает 410000 человек. Следы древнего монашеского присутствия давно стерты.
Память преподобных Варсонофия и Иоанна важна как ключ к пониманию монашества. Монашество как Институт? Монашество как власть? Монашество как обеты? Монашество как таинство?
Монашество как хождение пред Богом. Как здесь и сейчас, как чистое ad hoc. Об этом молились и в это верили древние аскеты. Для них монашество было призывом Апокалипсиса, никогда не оставлять Христа — Первую Любовь (ср.Апок.4,2).
В чем помогает святой
Способности его не раз проявлялись в тех случаях, когда к нему обращались за помощью. В большинстве случаев они связаны с прошениями:
- об исцелении;
- о даровании принятия правильного решения;
- о наставлении на путь истинный;
- прощении всех прегрешений.
Самой распространенной считается чтение молитвы Варсонофия Великого о забытых грехах. Ведь многие согласятся с тем, что мы не всегда запоминаем то, какие мелкие прегрешения были нами совершены. В таком случае поможет ее чтение.
«Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.»
Произносить ее можно перед иконой или без. Важно в данный момент сосредоточится на словах, которые исходят и постараться очистить Ваши помыслы. Сильная вера и открытая душа способны сотворить множество чудес.
Он явился за год до своей смерти, но тотчас же получил известность, так что толпы собирались к нему на Иордан чтобы креститься от него.
Кто же он? И почему за столь короткое время он приобрел такую известность, что до сих пор слава о нем распространяется и превозносится всей Церковью, а его честная глава источает многие чудеса и исцеления?
Имя святого Пророка
О личности человека много говорит его имя. Имени в древности придавали большое значение. Оно выражало обстоятельство рождения младенца и оказывало определяющее влияние на всю последующую его жизнь. Великий праведник, живший на границе двух Заветов – Ветхого и Нового, – назван Церковью Пророком и Предтечей Господа Иисуса Христа и Крестителем Господним.
«Иоанн» с еврейского языка переводится как «благодать Божия». Святой пророк Иоанн дан был своим праведным родителям – священнику Захарии и праведной Елисавете – уже в то время, когда «оба они были в летах преклонных» и уже не чаяли стать родителями. Бог, праведно воздающий всем верующим в Него и исполняющим заповеди Его, ниспослал им такого сына, о котором они не мечтали, и в то время, когда они не ожидали. Так непостижимы пути Господни и таков Промысл Божий, ибо «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134, 6).
Само имя «Иоанн» необычному младенцу дано было Архангелом Гавриилом еще до рождения. И когда отец его, священник Захария, не поверил Ангелу, то был лишен дара речи. И снова приобрел его, когда в подтверждение слов его жены Елисаветы, будучи глух и нем, написал на дощечке: «Имя ему Иоанн» (Лк. 1, 63).
Когда Иоанн вышел на проповедь, его стали называть «Крестителем» от греческого «баптизо» – «крещу», а буквально: «погружаю». Это имя было уникальным в иудейской традиции, и принадлежало только Иоанну Крестителю. Крещение Иоанново хотя и не имело благодатной силы рождать в новую жизнь, но имело сакраментальный смысл. Это крещение было связано с покаянием человека и символически изображало то благодатное Крещение и Покаяние, которое возможно стало лишь при Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы. В связи с этим имя Креститель имело таинственный смысл посредника при ритуальном погружении (омовении).
Иоанн также называется Пророком и Предтечей Господним: Сам Господь говорит о нем: «Что смотреть ходили вы в пустыню?.. Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф. 11, 9). Предтечей он называется потому, что направлял мысли всех своих последователей к истинному Мессии – Иисусу Христу, пришествие Которого он и пришел возвестить: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним» (Иоан. 3, 28).
Предсказания о пришествии Предтечи
Иоанн Креститель пришел в мир так, «как написано у пророков» (Мк. 1, 2). Его пришествие было предвозвещено. Пришествие в мир Спасителя было важнейшим событием в истории человечества, поэтому необходим был Предтеча, который приготовил бы для Мессии путь.
Таким Предтечей явился Иоанн Креститель. Пророк Малахия сказал о нем: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3, 1). Пророк Исайя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и явится слава Господня…» (Ис. 40, 3-5).
Архангел Гавриил сказал Захарии об имевшем родиться от него младенце: «…Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук. 1, 15-17).
Рождение и детство св. Иоанна Крестителя
О детстве св. Пророка Иоанна из Евангелия известно немного. Самое замечательное, что, еще не родившись, он уже начал исполнять свое пророческое служение. Евангелие повествует нам о том, как Дева Мария, уже зачавшая во чреве Господа Иисуса Христа, «с поспешностью пошла в нагорную страну», в город Иудин (сегодня это место называется Эйн-Карем), где был дом праведных Захарии и Елисаветы. В это время произошло чудесное событие: будущий Иоанн Креститель «взыграл во чреве» св. Елисаветы: «Елисавета исполнилась Святаго Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?.. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лук. 1, 41-45). Произошло удивительное: младенец Иоанн, не имея еще возможности говорить, имея на себе Духа Святого, изрек устами Праведной Елисаветы пророчество о Божией Матери.
Чудесные явления сопровождали и рождество святого Пророка: как только отец его Захария подтвердил имя младенца, написав его на дощечке, «тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк. 1, 64). После этого благоговейный страх напал на всех присутствующих: «Все слышавшие положили это на сердце своем, и говорили: что будет младенец сей?» (Лк. 1, 65-66). Ответом на этот вопрос было пророчество отца его, св. Захарии: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа, чтобы приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их…» (Лк. 1, 76-77).
После этого «младенец… возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 80).
Более подробно о детстве Иоанна Евангелие не говорит. Согласно раннему церковному преданию и апокрифической литературе, Захария, отец Иоанна, был убит воинами царя Ирода за то, что не открыл, где скрывается младенец.
Апокрифы уточняют, что Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях во время избиения младенцев, поскольку мать Елисавета укрылась с ним в пустыне (Протоевангелие Иакова, XXII гл.).
Явление и проповедь св. Иоанна Крестителя
О явлении израильскому народу святого Пророка Иоанна торжественно возвещается во всех Евангелиях: «В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря (около 28 г. от Р. Х.)… при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 1-3). Он проповедовал «в пустыне Иудейской» (Мф. 3, 1). «И выходили к нему вся страна иудейская, и иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5). «Пустыней иудейской» называлось место на восточном берегу реки Иордан, возле Мертвого моря. Евангелие от Иоанна уточняет, что Иоанн Креститель проповедовал «в Вифаваре», а также «в Еноне, близ Салима». Проповедь Иоанна имела эсхатологическую направленность. Главной темой в ней был призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3, 2).
Слово Иоанна, в отличие от «буквы закона» гордых и самодовольных фарисеев и саддукеев, считавших себя единственными верными учителями израильского народа, было со властью и силою. Оно доходило до глубины души человека, к какому бы сословию и званию он ни принадлежал, и оживляло истомленные от духовной жажды души простых людей, уставших от сухого и безжизненного учения фарисейского. «Что нам делать?!» – взывал к нему народ, и каждому Иоанн отвечал по сердцу, кратко и доступно, побуждая к деятельному покаянию: «У кого две одежды, дай неимущему, у кого есть пища, делай то же». Мытарей он убеждал: «ничего не требуйте более определенного вам», воинам говорил: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием».
Особенно грозное обличение Иоанна обрушилось на головы фарисеев и саддукеев и их последователей, которые считали себя праведниками и лицемерно приходили креститься только для вида, опасаясь мнения остальных: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 7-9).
Образ жизни и облик святого Пророка и Предтечи Иоанна
Весь облик и образ жизни святого Пророка и Предтечи Иоанна был вызовом лицемерному богопочитанию его современников. Особо поражал их крайний его аскетизм: Иоанн не имел дома, жил и проповедовал в пустыне, «не пил вина и сикера», «имел одежду из верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед». Суровый аскетический вид подвижника и грозные обличения его побуждали думать о нем как об Илии и даже как о Христе.
Согласно пророку Малахии (Мал. 4, 5-6) пришествию Мессии должно было предшествовать (или сопутствовать) появление пророка Илии, который должен был помазать Мессию и засвидетельствовать его сан. Христианская традиция, считая, что Илия и Енох вернутся во времена Второго Пришествия Христа (Откр. 11, 3-12), в целом передает функции Илии во время земной жизни Христа (первого пришествия) именно Иоанну Крестителю. Он выступает «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).
Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который должен был вернуться перед приходом Мессии), что Иоанну приходилось даже специально отрицать свое тождество с ним (Ин. 1, 21).
На вопрос людей, посланных от фарисеев и саддукеев, о том, не Христос ли он, Иоанн отвечал: «Я не Христос. – Кто же ты? Илия? – Он сказал: нет. – Пророк? – Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? – Он сказал: я глас вопиющего в пустыне… – Что же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?» (Ин. 1, 20-25).
Свидетельство св. Иоанна Крестителя о Христе
Итак, когда народ был в недоумении, кто Иоанн: Илия ли он, который должен прийти перед пришествием Мессии, или Сам Христос, Который установит на земле Свое Царство, – Иоанн отвечал на сердечные помышления людей: «Я крещу вас водою, но идет (за мною) Сильнейший меня, у Которого я недостоин (наклонившись) развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16-17).
Мало того, он добавляет, что Мессия уже здесь: «…Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете: Он-то идущий за мною, Который стал впереди меня…» (Ин. 1, 26-27).
И в подтверждение этих слов Господь Иисус Христос является народу на реке Иордан. «Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29, 31). Когда Иисус просил крещения, «Иоанн удерживал Его, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал Ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исправить всякую правду» (Ин. 1, 3, 13-15).
Здесь мы ясно видим, что Иоанн сознавал себя меньшим, чем Христос, Сам же Господь приходит креститься не для того, чтобы омыть грехи, а чтобы «исполнить всякую правду», то есть чтобы Его служение совершалось по Закону. Иоанн ранее не знал Иисуса Христа и не узнал бы, если бы на Него не указал Сам Бог: «Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он был явлен Израилю» (Ин. 1, 31). О том, как Иоанн должен узнать Христа, ему было возвещено свыше: «…Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33). Это явление Христа израильскому народу произошло так: «Когда крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, – отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».
Это явление Духа Святого и глас Бога Отца Иоанн «видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). И после этого двое из учеников Иоанна, одного из которых звали Андрей, стали учениками Господа Иисуса.
У Иоанна было множество учеников, которых смущало, что Иисус так же, как Иоанн, стал крестить народ, «и все идут к Нему». Это смущение сердца своих учеников Иоанн успокаивает тем, что посылает их к Нему, сравнивая себя с другом жениха, который «радуется, слыша голос жениха». Он говорит: «…сия-то радость моя исполнилась; Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3, 28, 30). На всем протяжении своего служения Иоанн Креститель не устает говорить, что не он Христос, а Тот, Который идет за ним. Однако как человек Иоанн все еще сомневается в том, что Иисус – Мессия, Который должен спасти мир, хотя признает в Иисусе Сильнейшего его.
Так, будучи заключен Иродом в темницу, он посылает к Иисусу своих учеников для того, чтобы удостовериться в том, что нет ошибки: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?». На это Иисус указывает на обилие чудес, которые невозможно совершить силой человеческой: «Пойдите, скажите Иоанну, что видите и слышите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают… и блажен, кто не соблазнится обо Мне» (Мф. 11, 2-6).
Свидетельство Христа об Иоанне Крестителе
Господь Иисус Христос с великим почтением относился к Иоанну – он ставил его выше других пророков. Так, когда пришедшие от Иоанна ученики ушли, Господь стал возвеличивать Иоанна Предтечу: Иоанн – не «трость, ветром колеблемая» и не тот, кто одевается в мягкие одежды и живет в чертогах царских. Мало того, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», однако «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 7-9, 11). Иоанн имеет дух и силу Илии и является последним пророком, «которому должно придти», по иудейскому преданию, чтобы возвестить Царство Мессии (Христа) (Мф. 11, 12-14). И далее Господь говорит: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17, 12).
Усекновение главы Иоанна Крестителя
Великий Пророк и Креститель Господень Иоанн нелицеприятно обличал нечестие и развращенность как иудейских первосвященников, так и власть имущих. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский закон. За это Ирод, вероятно, под влиянием Иродиады, заключил Иоанна в тюрьму. «Иродиада же, злобясь на (Иоанна), желала убить его, но не могла», ибо Ирод не решался казнить его, «зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мф. 14, 3-5, Мк. 6, 17-20).
Однако ненависть злой женщины сделала свое дело. Коварная Иродиада наконец придумала, как погубить Иоанна. «Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе. Даже до половины моего царства» (Мк. 6, 21-23).
Достойная своей кровожадной матери распутная ее дочь (предание сохранило имя этой нечестивой девицы – Саломея) пошла к Иродиаде и спрашивала у нее, «чего просить», на что та отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Девица тотчас побежала исполнять безбожное и зверское повеление, добавив к этому и то, чтобы голову великого Пророка теперь же принесли на блюде (Мк. 6, 25). Что же Ирод? «Царь опечалился, – говорит нам Евангелие, – но ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей» (Мк. 6, 26). Безрассудная клятва стала виной жестокой смерти Праведника, великого Пророка, Предтечи Господня: «И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек (Иоанну) голову в темнице, и принес голову его на блюде и отдал девице, а девица отнесла ее матери своей».
Святитель Иоанн Златоуст так комментирует это злодеяние: «Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет, опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя!.. Все вы, слышавшие глас Евангелия, вместе со мною удивляетесь и мужеству Иоанна, и слабости Ирода, и зверской ярости нечестивых женщин…» (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, Творения. – СПбА, 1902. Т. 8, Кн. 2, с. 607-612.). Впоследствии, надругавшись над честной главой Иоанна, Иродиада бросила ее в нечистое место, а христиане, найдя главу праведника, с благоговением сохранили эту великую святыню. Тело же Предтечи было погребено его учениками (Мк. 6, 29).
Cуд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей за совершенное злодеяние еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп Саломии не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери в 38 году после Р. X. двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Почитание мощей святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна
Мощи святого угодника Божия Иоанна стали почитаться сразу же после его погребения. Согласно древнему преданию, обезглавленное тело Иоанна было погребено в Севастии (Самария), рядом с могилой пророка Елисея. Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещен Господь Иисус Христос в Иордане. В 362 году язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. И из мощей святого в настоящий момент сохраняются упомянутая десница и голова, (изначально оставшаяся у Саломеи). Известно три обретения главы святого Иоанна Предтечи, в честь которых установлены христианские праздники. Части честной главы праведника рассеяны по всему миру. Они есть в Великой Лавре на Афоне, в мечети Омейядов в Дамаске, в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме и во многих других местах. Большая (лицевая) часть святыни находится во Франции, в храме Notre Dame d’Amiens. В этих местах все чаще бывают православные паломники.
Сергей Махонин, по материалам интернет-сайтов г. Тюмень
Труды Варсонофия
Упоминания о Варсонофии Великом и Иоанне пророке есть в виде ответов. В них говорится о том, что святые давали наставления по поводу благочестивой жизни верующих. Их расценивают также как и руководство к духовной жизни направлено не только на современников, но и на все последующие поколения. Соблюдая их можно заметить свой рост и развитие в духовной сфере.
Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Афанасий Великий
Основные аспекты, которые он советуют соблюдать, считаются:
- хранение сердца;
- рассуждения и огненная любовь;
- пост;
- непрестанная молитва;
- безмолвие.
Придерживаясь всего этого можно достичь максимума. За такие его деяния он был одарен возможностью врачевания, предвидения и прозорливости.
Храни Вас Господи!
Смотрите еще видео рассказ о святом Варсонофие:
Образование святого
Варсонофий был хорошо образован. Образован был и его ученик, авва Дорофей, и Варсонофий не видел в этом никакого препятствия к спасению, но направлял ученика, пользуясь и его образованностью в том числе.
Вообще святые отцы считали, что разум нужно не отбросить, а обожить. Они были открыты к знанию. Иоанн Дамаскин, Блаженный Августин, Василий Великий много пишут в своих книгах о достижениях современной им науки. Сейчас эти фрагменты кажутся нелепыми, но это не вина отцов – они доверяли современному им знанию.
Например, свт. Феофилакт Болгарский рассказывает о происхождении жемчуга в море так: моллюск раскрывает раковину, и туда бьёт молния, молния рождает раковину. Это древнее научное предположение он связывает с Рождением Христа от Девы по наитию Духа.
Подобные примеры есть и у Дамаскина. Однако это естественно, так как научная картина мира менялась много раз. Поэтому здесь нам важно само доверие отцов науке.
Григорий Богослов цитировал языческих авторов не реже Писания.
Василий Великий перенимал знания у язычников, конечно, пользуясь методикой святого апологета философа.
О. Сергий Булгаков пишет: «Христианство из греко-римской культуры избирает и воспринимает своё, то, что принадлежит ему как христианство до Христа».
Например, Сократ говорил, что Бог видим в Своих деяниях, что истинное познание исходит от Него и должно вести к Нему. Он с удивительной для язычника чуткостью заметил, что добродетели и пороки каждого человека сказываются на судьбе всех грядущих поколений, на всём космическом порядке вещей. Нетрудно заметить, что святым подвижникам была открыта вселенская связь всего со всем и влияние личного греха на осквернение мира. Сократ, не имея прозорливого вникновения христианских подвижников, за много столетий до них говорит то же самое. Это возможно, так как Бог даёт подлинный авторам вникновение в мир и его суть.
Христиане, подобно этому, брали из язычества. Всё это присутствовало и в христианстве, но ещё не было выражено такими красивыми словами.
Христиане заимствовали также некоторые методы и аспекты знаний из античной науки. Логические законы, искусство спора. Перенимали и конкретные знания.
Поэтому Василий Великий благословлял христиан изучать античных авторов и сам их штудировал.
Ведь свет античности – свет христианского Бога. Так это понимали такие отцы, как Григорий Богослов. Античность об этом не знает, но мы знаем. А нам дорого всё Господне.
Многие отцы имели лучшее для своей эпохи образование. Таковы и наши современники: Николай Сербский, Иустин Сербский.
И всем им приходилось выслушивать обиды со стороны неучей, которые всех хотели видеть столь же невежественными.
Архимандрит Киприан Керн пишет об этом: «Отцы классической эпохи православного богословия – святитель Афанасий, каппадокийцы, святой Максим Исповедник, патриарх Фотий, святой Иоанн Дамаскин и многие другие – были для своего времени представителями самой широкой интеллектуальной культуры. Они стояли на уровне утонченной элиты той эпохи… Они в совершенстве знали философию, риторику, математику, музыку… Отдавая бесспорное первенство духовной подготовке и благочестию, они нисколько не опасались того, что светская образованность как-то сможет помешать их благочестию и духовности. И на самом деле, ни их смирение, ни их вера, ни их молитвенный подвиг не страдали от того, что они знали Платона, Аристотеля, Гомера, Вергилия и подобных. Кто хотя бы немного углубился в изучение патристики и читал святых отцов хотя бы в издании Миня, тот не может не удивиться образованности и высокому уровню тех, кого хотят представить простачками и обскурантами. Обскурантами и простачками их хотели именно представить враги христианства Лукиан, Цельс, Юлиан, но на самом деле святые отцы поражали даже язычников своей ‟внешней”, то есть интеллектуальной подготовкой».
Киприан Керн из этого факта делает важный вывод о необходимости для христианина интеллектуальной подготовки, хотя бы в миссионерских целях. Всегда хорошо знать историю, литературу, науку лучше своего собеседника, чтобы помочь ему увидеть во всём следы Божии.
Одна студентка, учившаяся на духовном факультете, рассказывала, что до прохождения учёбы не могла спорить со своим учёным мужем на тему Церкви. А после того как выучилась, легко побеждает мужа, когда тот выдвигает против Церкви некие нелепые обвинения.
И ещё одно. Есть древний апостольский принцип: вначале – душевное, потом – духовное. Знания и культура и обеспечивают душевное у человека, так как эта душевность на самом деле коренится в Духе.
Один священник рассказывал о своем посещении оптинского старца игумена Феодора Трутнева такую историю:
«Душа горела любовью к монашеству, желанием непрестанной молитвы, подвига и поста. И вот я подошёл к игумену Феодору (Трутневу): – Батюшка, благословите ‟Добротолюбие” читать. Он посмотрел на меня со своей неизменной мягкой улыбкой и сказал: – Не надо, ты сейчас лучше сказки читай… Вот такой неожиданный был ответ, но как я сейчас понимаю, глубокий и мудрый. Ведь что главное в сказках? Да то же, что и в ‟Добротолюбии”».
К одному старцу на Афон приехал юноша и спросил, книги каких святых отцов ему старец посоветует читать. А старец ему: «Читайте Диккенса». И в ответ на удивление юноши он объяснил, что, прежде чем стать святым, надо стать хорошим человеком.
Святой Варсонофий Оптинский: «Русская литература, в ее лучших представителях, в лице ее политических гигантов, там, где она кипит высшими творческими замыслами, есть литература пророческая по преимуществу. В ней все стремится к Небесам чистейшим пламенем увлечения и восторга. Это литература, вся сила которой в ее патетическом искании высшей правды, высшей справедливости, Живого Бога, живого человека. В ней все мотивы человеческой жизни сведены, как это и должно быть в литературе великой, к своим нравственным религиозным корням».
Блаженный Иероним: «Читать древних, одобрять некоторых, усваивать, что хорошо в них, и не отступать от веры Церкви».
Святой Иоанн Дамаскин: «Если мы сможем получить что-либо полезное для себя из внешних писаний, то и это не запрещено… наилучшие мысли возьмём себе».
Обратимся и к Библии: «Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте Египтян» (Исх. 3:22).
Святой Григорий Нисский и Блаженный Августин толкуют это место сходным образом. «Заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, и словесные произведения, и всё, что уважается пребывающими вне церкви, наставник добродетели повелевает взять в виде займа у богатых подобным сему в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени, когда нужно будет божественный храм таинства украсить словесным богатством» (Григорий Нисский).