Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому


Молитва Трём святителям1

О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся кон­цы́ зем­ли́ озари́вшии и ме́чем сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию» с ве́рою и любо́вию из глу­би­ны́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, все­гда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высо­ты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя вра­ги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Сво­ию́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во все́м благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на вра­ги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми все­гда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

* * *

Спиридон Тримифунтский — краткое описание

Святитель Спиридон — второй чудотворец после Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. В Греции он почитается одним из покровителей страны. После долгих лет забвения в годы безбожия ХХ века люди вновь молятся святителю Спиридону, и за последние десятилетия свидетельства о его чудесах множатся.
Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая Мирликийского. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается. В Москве хранится великая святыня, зримо показывающая посещение святым людей всего мира — башмачок с мощей святителя Спиридона.

Спиридон Тримифунтский жил в IV веке после Рождества Христова, был современником Николая Чудотворца. Однако во все последующие века он помогал людям с Небес.

Тропарь святителю Василию Великому, глас 12

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ есте­ство́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Хри­ста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Пере­вод: По всей зем­ле про­шел голос твой, ибо при­ня­ла она сло­во твое: им ты исти­ны веры бого­до­стой­но изло­жил, при­ро­ду все­го суще­ству­ю­ще­го изъ­яс­нил, чело­ве­че­ские обы­чаи бла­го­укра­сил, цар­ствен­ный свя­щен­ник, отче пре­по­доб­ный, моли Хри­ста Бога о спа­се­нии душ наших.

Молитва 1‑я святителю Василию Великому2

О, вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Васи́лие! Ве́лия по́двиги и тру­ды́ твоя́, я́же во сла́ву Святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на зем­ли́ был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй и все­му́ ми́ру сло́во спаси́тельный и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко святе́й Тро́ице, помо­зи́ нам, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю Правосла́вную ве́ру до кон­ца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблю­ди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми. Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́и́ предста́тельством твои́м и в нас, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во. Умо­ли́ Го́споди, да возвы́сится стра­на́ на́ша, и да да́рует все­му́ наро́ду на́шему здра́вие, долгоде́нствие и во всем благо́е поспеше́ние. Испро­си́, о милосе́рдый святи́телю, от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возра́стание, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблужд­шим вра­зум­ле­ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́ отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние. Ей, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостиво от оби́телей Го́рних на нас, смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и к зем­ли́ приве́рженных воз­ве­ди́ к высо­те́ Небе́сней. Препода́ждь нам преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да, о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя живо­та́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Память трех святителей

С Праздником памяти трех святителей!

Каждому святителю, Василию Великому, Иоанну Златоусту и Григорию Богослову, празднуют день памяти по отдельности, но 12 февраля им установлено общее празднование и вот почему.

Память трех святителей

У каждого из них были свои почитатели, одни превозносили св. Василия, как строгого и твердого учителя, другие – св. Григория, как глубоко понимающего догматы веры, третьи дочитали св. Иоанна за его необыкновенное красноречие. Начались ссоры и споры, оскорбительные для памяти святых. Чтобы прекратить их, все три святителя явились в видении епископу Константинополя и сказали: «Мы едины у Бога, нет среди нас ни первого, ни второго. Просим тебя, прекрати спор и соедини в один день память о нас…» Епископ поспешил сообщить об этом видении народу и установил празднование общее для всех трех святителей.

Святитель Иоанн Златоуст

Святой всецело посвятил свою жизнь служению церкви. За красноречие прозван Златоустом. Будучи архиепископом Константинопольским, он грозно обличал пороки современного общества. Жертвуя всем для бедных, свт. Иоанн старался возбудить сострадание к ним и в других. В своих проповедях святитель осуждал богатых, не помогающих бедным, и тем самым вооружил против себя знатных вельмож, а особенно царицу Евдоксию.

Оклеветанный врагами, по приказу императрицы, он был сослан в ссылку сначала в Армению, а через два года в Абхазию. Не дойдя до места ссылки, святитель скончался в Команах со словами: «слава Богу за все». Когда на престоле императрицу Евдоксию сменил ее сын, мощи Иоанна Златоуста были перенесены в Константинополь. Император, с плачем над мощами святителя, просил прощения для своей матери. 9 февраля Церковь установила праздновать день перенесения святых мощей Иоанна Златоуста.

Вера трех святителей

Есть в Москве недалеко от станции метро «Китай-город» храм трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые светили людям своей верой во Христа больше, чем полторы тысячи лет назад в Восточной Римской империи.

Сейчас в этом храме молитвенно чтут древних святителей. А двадцать с лишним лет назад он, как и многие другие храмы, стоял без службы и без молитвы. И располагалась в нём мультипликационная студия «Пилот». Всё пространство было разгорожено невысокими стенками на закуточки, и в каждом таком уголке трудился мультипликатор.

Когда храм отдали верующим, а студия ещё не успела переехать, то батюшка с верующими иногда приходил сюда отслужить молебен или вечернюю службу. Среди фанерных перегородок раздавались вновь после многих десятилетий молитвенные песнопения, и стены храма радостно открывали глаза и улыбались в ответ, узнавая знакомые звуки.

А потом церковь снова стала церковью, где стали совершаться богослужения. Хотя ещё недавно это и представить себе было трудно. Если бы какому-нибудь мультипликатору в то время, когда он корпел над своими рисунками за фанерной перегородкой, сказали, что через несколько лет здесь христиане станут собираться на Литургию, то он только бы о. Но такие чудеса и в самом деле совершились по бесчисленным русским городам и селам: сотни церквей, превращённых в склады, клубы, мастерские, а то и просто оставленные пустовать, наполнились верующими и ожили. Вера трёх святителей продолжила свою жизнь в новой России.

Единый праздник

Молитва 2‑я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю о́тче Васи́лие, пресла́вный вселе́нския Це́ркве учи́телю, сла́вы Пресвяты́я Тро́ицы всеусе́рдный побо́рниче, Ма́тере Бо́жия и Ея́ пренепоро́чнаго де́вства предызбра́нный испове́дниче, пресве́тлый чисто­ты́, смире́ния и терпе́ния о́бразе. Се аз многогре́шный и недосто́йный на высо­ту́ небе́сную взира́ти, смире́нно молю́ тя, о прему́дрый Це́ркве Христо́вы учи́телю, научи́ мя та́ко богобоя́зненно житие́ свое́ проводи́ти, да нико­гда́ же на путь, Бо́жиим повеле́нием проти́вен, уклоню́ся или совраще́н бу́ду. Соблю­ди́ и изба́ви мя твои́м многомо́щным предста́тельством от собла́знов ми́ра и ко́зней диа́вольских, я́коже изба́вил еси́ от них ю́ношу, от Сладча́йшаго Спаси́теля на́шего отступи́вша и во власть сата­ны́ впа́дша. Да́руй мне си́лу душе́вную усе́рдным бы́ти подража́телем доброде́телей твои́х высо́ких: соде́лай мя в ве́ре пра́вей тве́рда и непоколеби́ма, укре­пи́ мя малоду́шнаго в терпе́нии и упова́нии на Го́спода, возгре́й в се́рдце мое́м и́стинную Христо́ву любо́вь, да небе́сных благ па́че всех жела́ю и и́ми услажда́юся. Испро­си́ мне у Го́спода и́скреннее о гресе́х сокруше́ние, да про́чее вре́мя живо­та́ мое­го́ в ми́ре, покая́нии и исполне́нии за́поведей Христо́вых провожда́ти бу́ду. Егда́ же час мое­го́ сконча́ния прибли́зится, ты, о преблаги́й о́тче, с Преблагослове́нною Де́вою Мари́ею, тогда́ уско­ри́ на по́мощь, защи­ти́ мя от зло́бных наве́тов вра́жиих, и сподо́би мя насле́дника бы́ти ра́йских селе́ний, да ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми непристу́пнаго Бо́жия вели́чества Престо́лу предста́ну и Живонача́льную, Единосу́щную же и Неразде́льную Тро́ицу прославля́ю и воспева́ю, при́сно и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва 3‑я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресла́вный святи́телю Христо́в, всея́ вселе́нския Це́ркве учи́телю богому́дрый, правосла́вия тве́рдый испове́дниче и побо́рниче, всеблаже́нне о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, смире́нно к тебе́ припа́дающих, и умо­ли́ Го́спода Вседержи́теля, Его́же ве́рный на зем­ли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние, и во всех ну́ждах, ско́рбех и искуше́ниих ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое́ свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, сие́ но́вое ле́то и во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу воспева́ти и сла́вити, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В чем помогает молитва Трисвятое?

Молитва Трисвятое является мощным оберегом, который защищает человека от различных невзгод. Многие православные христиане предпочитают читать её вместе с другими ежедневными молитвами. Согласно словам церковных деятелей, является одной из самых главных молитв, которые необходимо знать православному человеку. Поскольку молитва заключает в себе обращение к лику Святой Троицы, то она способна помочь от любых недугов и тревог. В православных летописях датируется несколько случаев о том, как после прочтения данной молитвы происходили различные чудеса, в том числе и исцеление болезней.

В народе данная молитва известна как: «Святый Боже» и не раз упоминается в церковной литературе. В древние времена её часто использовали как напутствие в дальнюю дорогу. Также она используется во время всех церковных богослужений, особенно в праздничные дни, включая Пасху, Троицу и Рождество. Поэтому православные христиане произносят эту молитву ежедневно.

Молитва 4‑я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю, о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, раб Бо́жиих (име­на), и умо­ли́ Го́спода, Его́же ве́рный на зем­ли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви Святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние и во всех ну́ждах, скорбе́х и искуше́ниях ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, воспева́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

* * *

Положение тела при молитве

Во время молитвы используются разные позы и жесты. Молиться можно стоя, можно на коленях, можно с руками перед собой, иногда делаются поклоны. Вообще, очень важно, чтобы молящийся задействовал и тело. Можно, конечно молиться и лежа, но это в том случае, если Вы болеющий. Либо в путешествии, мы сидя про себя молимся.
Но в обычной жизни, необходимо придерживаться молитв стоя, а если Вы попали на службу в Храме, то там необходимо соответствовать прихожанам. Приучайте себя к Молитве и Ваша жизнь непременно станет налаживаться. Будьте благодарны за то, что имеете.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 33

Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ Правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т твои́ми ча́ды:// ра́дуйся, о́тче, богосло́вия у́ме кра́йнейший.

Пере­вод: Бого­слов­ским язы­ком тво­им спле­те­ния рито­ров рас­торг­нув, слав­ный, Пра­во­сла­вия одеж­дой, свы­ше соткан­ной, ты Цер­ковь облек, и, нося ее, Она взы­ва­ет с нами, тво­и­ми чада­ми: «Радуй­ся, отче, бого­сло­вия ум высочайший».

Молитва 1‑я святителю Григорию Богослову

О, вели­кий во иерар­сех все­лен­ныя учи­те­лю бого­муд­рый, преб­ла­женне отче Гри­го­рие! Велия подви­ги и тру­ды твоя, яже во сла­ву Свя­тыя Церкве совер­шил еси: ты испо­вед­ник твер­дый и све­тиль­ник веры Хри­сто­вы на зем­ли был еси, све­том бого­ве­де­ния вер­ныя оза­ря­яй, лож­ныя уче­ния попа­ля­яй, и все­му миру сло­во спа­си­тель­ныя исти­ны воз­ве­ща­яй. Ныне же, велие на небе­сех име­яй дерз­но­ве­ние ко Свя­тей Тро­и­це, пово­зи нам, со сми­ре­ни­ем к тебе при­па­да­ю­щим, твер­до и неиз­мен­но свя­тую Пра­во­слав­ную веру до кон­ца жития наше­го сохра­ни­ти, от мало­ве­рия же, сомне­ний и коле­ба­ния в вере соблю­ди, да не пре­льще­ни будем бого­про­тив­ных и душе­па­губ­ных уче­ний словесами. Дух рев­но­сти свя­тыя, еюже ты пла­ме­нел еси, о пре­слав­ный Церкве Хри­сто­вы пас­ты­рю, воз­грей пред­ста­тель­ством тво­им и в нас, ихже Хри­стос поста­ви быти пас­ты­ря­ми, да все­усерд­но про­све­ща­ем и утвер­жда­ем в пра­вей вере сло­вес­ное ста­до Христово. Испро­си, о мило­серд­ный свя­ти­те­лю, от Отца све­тов и всем, вся­кий дар кое­муж­до бла­го­по­тре­бен: мла­ден­цем бла­гое в стра­се Божи­ем воз­рас­та­ние, юным цело­муд­рие, ста­рым и немощ­ным укреп­ле­ние, скор­бя­щим уте­ше­ние, неду­гу­ю­щим исце­ле­ние, заблужд­шим вра­зу­ме­ние и исправ­ле­ние, оби­ди­мым заступ­ле­ние, сиро­там и вдо­ви­цам защи­ще­ние, иску­ша­е­мым бла­го­дат­ное помо­же­ние, отшед­шим от сего вре­мен­на­го жития, отцем и бра­ти­ям нашим, бла­жен­ное упо­ко­е­ние. Ей, свят­че Божий, при­з­ри мило­стив­но от Оби­те­лей Гор­них на нас сми­рен­ных, мно­ги­ми соблаз­на­ми и напастьми обу­ре­ва­е­мых, и к зем­ли при­вер­жен­ных воз­ве­ди к высо­те небесней. Препо­даждь нам, пре­б­ла­гий отче, твое архи­пас­тыр­ское и свя­тое бла­го­сло­ве­ние, да оным осе­ня­е­мии, в сие новое лето и во все про­чее вре­мя живо­та наше­го в мире, пока­я­нии и послу­ша­нии Свя­тей Пра­во­слав­ной Церк­ви пожи­вем, запо­ве­ди Хри­сто­вы усерд­но тво­ря­ще, подви­гом доб­рым веры под­ви­за­ю­ще­ся, и тако Цар­ствия Небес­на­го достиг­нем, иде­же с тобою и все­ми свя­ты­ми спо­до­би Тро­и­цу Свя­тую, Еди­но­сущ­ную и Нераз­дель­ную, пети и сла­ви­ти во веки веков. Аминь.

Святитель Василий Великий
Святой Василий Великий архиепископ Кесарии Каппадокийской

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (†380), брат Григорий, епископ Нисский (†385), брат Петр, епископ Севастийский (†IV) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса (†385). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (†IV).

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки, в молодые годы слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (†ок. 266–270).

После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Святой Григорий Богослов (†389) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины.В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой целью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину. а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

В Египте святой Василий провел целый год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавшегося в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.

На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337–361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364–378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в.), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент (361–378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.

Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свою короткую жизнь (†379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (†394), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: «Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Читать больше…

Молитва 2‑я святителю Григорию Богослову

О, вели­кий свя­ти­те­лю отче Гри­го­рие, пре­слав­ный Все­лен­ския Церкве учи­те­лю, сла­вы Пре­свя­тыя Тро­и­цы все­усерд­ный побор­ни­че, Мате­ре Божия и Ея Пре­не­по­роч­на­го Дев­ства предъ­из­бран­ный испо­вед­ни­че, пре­свет­лый чисто­ты, сми­ре­ния и тер­пе­ния обра­зе. Се аз мно­го­греш­ный и недо­стой­ный на высо­ту небес­ную взи­ра­ти, сми­рен­но молю тя, пре­муд­рый Церкве Хри­сто­вы учи­те­лю, научи мя тако бого­бо­яз­нен­но житие свое про­во­ди­ти, да нико­гда­же на путь, Божи­им пове­ле­ни­ем про­ти­вен, укло­ню­ся или совра­щен буду. Соблю­ди и изба­ви мя тво­им мно­го­мощ­ным пред­ста­тель­ством от соблаз­нов мира и коз­ней диа­воль­ских, яко­же изба­вил еси от них юно­шу, от Слад­чай­ша­го Спа­си­те­ля наше­го отсту­пив­ша и во власть сата­ны впад­ша. Даруй мне силу душев­ную усерд­ным быти под­ра­жа­те­лем доб­ро­де­те­лей тво­их высо­ких: соде­лай мя в вере пра­вей твер­да и непо­ко­ле­би­ма, укре­пи мя мало­душ­на­го в тер­пе­нии и упо­ва­нии на Гос­по­да, воз­грей в серд­це моем истин­ную Хри­сто­ву любовь, да небес­ных благ паче всех желаю и ими услаж­да­ю­ся. Испро­си мне у Гос­по­да искрен­нее о гре­сех сокру­ше­ние, да про­чее вре­мя живо­та мое­го в мире, пока­я­нии и испол­не­нии запо­ве­дей Хри­сто­вых про­вож­да­ти буду. Егда­же час мое­го скон­ча­ния при­бли­зит­ся, ты, о пре­б­ла­гий отче, с Пре­бла­го­сло­вен­ною Девою Мари­ею, тогда уско­ри на помощь, защи­ти мя от злоб­ных наве­тов вра­жи­их, и спо­до­би мя наслед­ни­ка быти рай­ских селе­ний, да куп­но с тобою и со все­ми свя­ты­ми непре­ступ­на­го Божия Вели­че­ства Пре­сто­лу пред­ста­ну и Живо­на­чаль­ную, Еди­но­сущ­ную и Нераз­дель­ную Тро­и­цу про­слав­ляю и вос­пе­ваю, прис­но и в без­ко­неч­ныя веки. Аминь.

К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Икона трех святителей

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма — плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.

Три святителя в византийских литературных источниках

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X — н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах

Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.

Изображения Трех Святителей

Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.

Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.

Три святителя на славянской почве

В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую — на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения — псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

К происхождению праздника

В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси — дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом». Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque (“и от Сына” – католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся» т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана Уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».

Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.

Молитва 3‑я святителю Григорию Богослову

О, вели­кий и пре­слав­ный свя­ти­те­лю Хри­стов, всея Все­лен­ския Церкве учи­те­лю бого­муд­рый, Пра­во­сла­вия твер­дый испо­вед­ни­че и побор­ни­че, преб­ла­женне отче Гри­го­рие! При­з­ри от высот небес­ных на нас, сми­рен­но к тебе при­па­да­ю­щих, и умо­ли Гос­по­да Все­дер­жи­те­ля, Его­же вер­ный на зем­ли слу­жи­тель был еси, да дару­ет нам веры пра­выя твер­дое и неиз­мен­ное сохра­не­ние, Церк­ви Свя­тей послу­ша­ние, жития наше­го исправ­ле­ние, и во всех нуж­дах, скор­бех и иску­ше­ни­их ско­рое помо­же­ние, тер­пе­ние же и укреп­ле­ние. Подаждь нам твое свя­тое бла­го­сло­ве­ние, да оным осе­ня­е­мии, сие новое лето, и во вся дни бого­угод­но, в мире и пока­я­нии, пожи­вем, и во Цар­ствии Небес­нем спо­до­бим­ся куп­но с тобою и со все­ми свя­ты­ми Живо­на­чаль­ну­то Тро­и­цу вос­пе­ва­ти и сла­ви­ти, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, во веки веков. Аминь.

* * *

Сила молитвы в жизни каждого

Молитва несет в себе очень глубокий смысл. С помощью неё мы можем поблагодарить Господа, восхвалить его, попросить о помощи либо о прощении. В момент просьбы о прощении мы таким образом признаемся в грехах, осознаем их и очищаем себя. Когда начинаем восхвалять Бога, то это обозначает, что мы радуемся жизни, миру, тому что имеем, то что дышим и живем.

Хотите найти нужную Вам Молитву? Воспользуйтесь поиском…

Популярные запросы: «Отче Наш», «99 имен Бога», «Символ Веры», «Царю Небесный», «Псалом 50», «Псалом 90»;

Не редко мы просим о желаниях. В этот момент мы проникаем в глубь себя и находим истинные потребности. С помощью молитвы человек может вернуться к себе настоящему, такому, каким он был создан изначально.

Но молитва, это не обычный пересказ по памяти или подбор слов, это то, что исходит от души. И ту молитву можно засчитать, которая произнеслась из глубины. Это возможно только, когда мы начнём понимать значение её в нашей жизни и только тогда мы серьезнее станем относиться к её прочтению.

Текст молитвы

ниже мы приводим полный текст молитвы «Трисвятое» на русском языке с ударениями:

История Молитвы Трисвятое

Чем чаще мы будем пропускать через себя молитву, тем больше мы будем духовно наполняться и приобщаться к духовной жизни.

Каждый молящийся не должен думать о результате от молитвы. В этот момент нужно все свои мысли обратить и направить к Богу. Он для всех нас является источником всего. Силы, жизни и разного блага. Он сам знает, кому, когда и что давать. И забирает он тоже только тогда, когда по его мнение самое время.

Для того, чтобы быть христианином достаточно будет 5 минут утром и вечером, уделенных молитве. Но это возможно в том случае, если она произносится от души, с чувством и пониманием. Мысль во время молитвы должна соответствовать словам, глубинное понимание проговариваемых слов всегда будет услышано.

История Молитвы «Трисвятое»

  • Эта молитва всегда читается трижды во имя всем известной Святой Троицы. «Ангельская песнь» вот ещё одно название этой молитвы.
  • Трём святым христиане стали молиться после землетрясения в Константинополе , во время которого пострадало очень много домов и поселений.. Когда народ прибавил к молитве Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный» слова помилуй нас, то землетрясение в миг остановилось.
  • Святой Боже – первое лицо Бог Отца. Святой Крепкий – Сын Бога. Он такой же, как и Отец – всемогущий. Святой Бессмертный – Святого Дух, который не только вечен сам по себе, а дает жизнь всем живым существам.
  • Называется молитва Трисвятое, потому что каждое слово «святый» повторяется в ней трижды.



Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 84

Уст твои́х, я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высо­ту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми сло­ве­сы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Пере­вод: Вос­си­яв­шая как све­точ огнен­ный уст тво­их бла­го­дать все­лен­ную про­све­ти­ла; нес­тя­жа­ния сокро­ви­ще для мира ты собрал, высо­ту сми­рен­но­муд­рия нам пока­зал. Но, сло­ва­ми тво­и­ми нас настав­ляя, отче Иоанн Зла­то­устый, моли Сло­во, Хри­ста Бога, о спа­се­нии душ наших.

Происхождения молитвы

Молитва Трисвятое является одной из самых древних молитв, дошедших до нашего времени практически в неизмененном варианте. Её происхождение приписывают древне-христианской церкви, согласно указаниям Иоанна Златоуста. Первый пришедший в обиход вариант был на греческом языке, но вскоре текст молитвы Трисвятое на русском языке появился благодаря Архиепископу Константинопольскому святого Прокла в 437-447 годах, поэтому достоверно не известно, как долго использовался греческий перевод в русских православных церквях.

Согласно церковным преданиям, в 438 году за несколько недель до Пасхи в Константинополе произошло сильное землетрясение, прямо во время крестного хождения по улицам города. В этот момент, один маленький мальчик из толпы взмыл в небо и услышал пение ангелов. Ангелы поведали ему молитву – Трисвятое, про которую он и рассказал всем, как только спустился на землю. Все люди, вместе с Патриархом, тут же начали петь её, добавив слова – «помилуй нас». После этого землетрясение тут же прекратилось. Прознав про такое чудо и божественное избавление от землетрясения, императрица Пульхерия издала указ о том, чтобы молитва Трисвятое вошла в обиход ежедневного богослужения.

Но это не единственная версия происхождения молитвы, поскольку другие церковные источники гласят о том, что молитва произошла в V веке нашей эры, во время проведения четвертого Вселенского собора. По словам некоторых древних монахов, включая монаха Иова, жившего в 16 веке, молитва произошла благодаря упрощению распространенных церковных песнопений.

Достоверно не известно, какая из этих версий является реалистичной. Но как бы то ни было, текст молитвы несколько раз изменялся на протяжении долгих лет, пока не дошел в своем виде до нашего времени.

Кондак святителю Иоанну Златоусту, глас 65

От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.

Пере­вод: При­нял Ты с небес Боже­ствен­ную бла­го­дать и уста­ми тво­и­ми всех учишь покло­нять­ся еди­но­му в Тро­и­це Богу, Иоанн Зла­то­устый, все­б­ла­жен­ный, пре­по­доб­ный, по досто­ин­ству вос­хва­ля­ем тебя: ибо ты настав­ник наш, Боже­ствен­ное изъясняющий.

Молитва 1‑я святителю Иоанну Златоусту

О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́, сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Мы же, гре́шнии (име­на), по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, но быва́ем тщесла́вии, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще; сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во враж­ду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми отже­ни́ от серде́ц на́ших вся́ку зло́бу, недоброжела́тельство, го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное невозбра́нно пребу́дем, да по сло­ве­си́ тво­е­му́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2‑я святителю Иоанну Златоусту4

О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от Тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м – послуша́ния о́браз, ю́ным – целому́дрия свети́ло, муже́м – трудолю́бия наста́вник, ста́рым – незло́бия учи́тель, и́ноком – воздержа́ния пра́вило, моля́щимся – вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим – ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым – сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим – милосе́рдия звез­да́, нача́льствующим – правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем – дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым – терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во враж­ду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отже­ни́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по сло­ве­си́ тво­е­му́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]