Чтение на Успенский пост: Святые отцы о Божией Матери


Почему христиане обращаются к Богородице как к Матери?

Потому что Сам Господь, во время Своих крестных страданий, усыновил стоявшего у Креста апостола Иоанна Богослова своей Матери, а в лице ученика – и всех членов Церкви. В Евангелии сказано: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27)».

«Когда Господь совершил искупление рода человеческого, – пишет святитель Игнатий, – и уже намеревался, вися на кресте, запечатлеть искупительный подвиг произвольною смертью, тогда при Господе и при кресте Его стояла Богоматерь с возлюбленным учеником Господа, Иоанном … Господь обращается внезапно к предстоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных за человечество страданий, вводит ее в права ее относительно человечества, в права, доставленные ей Богочеловеком и всеми отношениями ее к Богочеловеку. Он объявляет ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества, по разумению (то есть мнению. – Прим. ред.) и объяснению отцов».

Почему Деву Марию называют именно «Богородицей»? Разве можно «родить» вечного Бога?

Потому что Иисус Христос, родившийся от Девы Марии, – есть одновременно Бог и Человек. Согласно принятой на IV Вселенском соборе догматической формуле, божественное и человеческое соединилось в Нем неслиянно, неизменно, неразделимо, неразлучимо.

Святитель Игнатий пишет: «Дева, зачав и родив Бога и человека в одном лице, соделалась Матерью Бога в точном смысле, потому что рожденный ею был Бог, хотя вместе и был человек. “Как не Богородица та, – восклицает святой Иоанн Дамаскин, – которая родила воплотившегося от нее Бога?”. Дева, соделавшись Матерью Бога, уже естественно соделалась Госпожою, Царицею и Владычицею всей разумной твари, земной и небесной; но вместе с сим она пребывает тварью (то есть тем, что было сотворено Богом. – Прим. ред.) и рабою Сына и Бога своего. Родив Жертву за все человечество, она родила эту Жертву и за себя, как принадлежащая к человечеству. Сын ее есть Бог, Творец, Господь, Искупитель и Спаситель».


Благовещение. 1262-1270гг.; Италия. Сиена; XIII в.; мастер: Гвидо да Сиена (итал. Guido da Siena).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]