Мы отвечаем за спасение детей. Святые Отцы о воспитании детей


Мы отвечаем за спасение детей. Святые Отцы о воспитании детей

Ведь если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели. А что многие из родителей многое терпят из-за детей, так это оттого, что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих безпутно и противозаконно живущих сыновей, почему им и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды, приводятся в судилище и отдаются палачам на усечение (головы). Действительно, когда сам ты не воспитываешь, когда сам не умудряешь, то он, присоединившись к негодным и испорченным людям, приобщившись к ним в пороке, приводится под действие общественных законов и наказывается на виду у всех; а после казни наступает еще больший позор…

Чем ты в конце концов оправдаешься? Не предоставил ли Я, сказано будет тебе (Богом), дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним (дитятей) в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника, всю власть над ним не отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать? Какое же ты получишь оправдание, если с безпечностью смотрел на его прыжки? Что ты скажешь? Что он разнуздан и неукротим? Но тебе нужно было глядеть на все это сначала: обуздывать его, когда он был молод и доступен узде; сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть было легче, — вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми.

Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители — в грехах детей. Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души. Поэтому, подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь — что, правда, составляет наказание, но ведь наказание — это мать спасения, — так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают: связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет; если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи.

Свт. Иоанн Златоуст

Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть?

Воспитание детей. Православный взгляд. Советы современных пастырей и святых отцов

5. О воспитании родительским примером

Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми. Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие.

Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 41: 8-10

Юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом; особенно же юные дети за правило себе имеют житие родителей своих; так, что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое, что видят. Ради чего родителям до́лжно как от соблазнов беречься, так и пример добродетельного жития подавать детям своим, когда хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо более смотрят на житие родителей своих и то воображают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякого наставника слово, с жизнью соединённое, — изрядное и сильное наставление, сколько же более родительское наставление.

Святитель Тихон Задонский

Ваш пример, отцы и матери, ваше поведение сильнее слов и наставлений действуют на юные сердца… Не говорите ребёнку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьёте воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянётесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадёт без плода. Вы говорите сыну, что надобно любить и благодарить Господа, а сами вместо храма идёте туда, где вовсе не думают о Боге, где бесчестят Его дела. Что вы делаете? Вы убиваете веру в сыне.

Добрая мать! Ты учишь дочь свою скромности, стыдливости, чистоте и при ней осуждаешь знакомых тебе, говоришь о том, о чём наедине надобно только плакать: понимаешь ли, что ты делаешь? Нет, если хотите, чтобы ваши дети любили добро, показывайте делами, что добро достойно любви, а порок то же, что язва. Пусть ваша жизнь будет хвалой Господу и любовью к человечеству: тогда и ваши дети будут жить для славы Божией и пользы людей. Как необходимо для вас, родители, быть благочестивыми! Гнев и благословение Божие переходят от вас к детям и внукам.

Архиепископ Филарет (Гумилевский)

Если хотите, родители, иметь послушных детей, то вы должны во всём предшествовать им вашим добрым примером, должны во всех мыслях и действиях показывать себя самих и послушными чадами Православной Церкви, и истинными сынами Отечества, исполнять ваши обязанности по отношению к духовной и светской власти. Если сам отец дома осуждает порядки и строй государства, издевается над действиями и распоряжениями светского начальства, если он нападает на уставы и постановления Церкви, если сам не исполняет ни предписаний начальства, ни заповедей церковных, то каким образом он может ожидать послушания от своих детей?

Священномученик Владимир (Богоявленский)

Как же насаждать в детях высшую христианскую нравственность? Прежде всего своей жизнью, ибо всякое словесное поучение или педагогическое искусство — ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в своих родителях.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

Святитель Феофан Затворник

Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, когда отец не выходит из дома на своё дело, не помолившись перед святыми иконами, и мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится, — не приучаются ли этим дети просить во всём помощи Божией, и призывать на всё благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?

Преосвященный Амвросий, епископ Харьковский

Ребёнок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов семьи.

Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь.

Иеросхимонах Сергий (Четвериков)

Не может остаться бесплодною для детей вера родителей, когда они при нужде и бедности со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди воля Божия»; при опасности: «Бог милостив»; при трудных обстоятельствах: «Бог поможет»; при успехе и радости: «Слава Богу, Бог послал». Здесь всегда и во всём исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Не есть ли это живое учение о Боге и Его свойствах?

Преосвященный Амвросий, епископ Харьковский

Мать, к которой обращена вся любовь и нежность дитяти, стоит с благоговением перед иконой Спасителя и молится, а ребёнок смотрит то на неё, то на образ и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Это первый безмолвный урок богопознания, первый и самый важный урок благочестия.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Для воспитания детей — самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью.

Священник Александр Ельчанинов

Вместо того чтобы скрупулёзно и схоластично заниматься домашним хозяйством — вещами бездушными, — матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им жития святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души — чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом, её дети будут жить радостно, и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?

Преподобный Паисий Святогорец

Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

Преподобный Паисий Святогорец

Если родители — пусть они даже очень примитивны в вере, пусть они очень многого не понимают, кроме некоторых основных вещей, — всем своим существом, и сердцем, и умом, и волей, то есть жизнью, которую они ведут, рвались к Богу и к совершенству, ребёнок от них научится всему, чему до́лжно научиться. И это совершенно ясно из житий святых, потому что почти нет святых, родители которых были святы до них и детей воспитали в святости. Да, есть преподобный Сергий Радонежский и его родители, есть целый ряд других святых. Но большей частью родители святых были людьми простой, цельной веры, здравой нравственности, которые воспитали ребёнка в благочестии, в любви к Богу, и на этом фундаменте, уходя в эту почву, данный мальчик или девочка, подросток расцвёл и стал святым.

Митрополит Антоний Сурожский

Одна из самых важных задач воспитания — научить ребёнка обладанию самим собой, то есть тому, чтобы он не сдавался каждому побуждению, каждому своему порыву. А для этого сами родители должны быть таковы. Потому что ребёнок головой этого выдумать не может, а когда он видит, что родители таковы, он может вдохновиться им подражать. Думаю, всё это сводится к тому, что уже давным-давно сказал в своём послании апостол Иаков: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих

(Иак. 2:18)… Ребёнок видит, ребёнок переживает то, что вокруг него совершается. Когда родители ему дают добрые наставления, и он видит, что сами родители не применяют того, чему они его учат, он начинает понимать, что достаточно говорить одно, а жить можно по-своему. И это совершенно разрушительно, потому что те основы, которые кладутся в раннем детстве, потом служат опорой для всего здания.

Митрополит Антоний Сурожский

Ребёнок должен быть в состоянии, посмотрев на своих родителей, видеть, что то́, что ему рассказывают, на самом деле живёт в них. Они, может быть, несовершенны, — это ребёнок отлично понимает, но они стремятся жить по вере, и это составляет смысл и содержание их жизни… Чтобы он видел в них добротность, честность, те свойства, которые просто человечны, но которые уже на грани святости, если только их коснётся искорка Божия.

Митрополит Антоний Сурожский

Добрый пример родителей воспитывает детей и ведёт их ко спасению. Родители должны отдать себя Божией любви, стать ради детей святыми — кроткими, терпеливыми, исполненными любви. Каждый день должен быть наполнен радостным воодушевлением и любовью к детям. И радость, которая придёт к родителям, святость, которая их посетит, воссияют в их детях благодатью. В плохом поведении детей, как правило, виноваты сами родители. Детей не спасают ни советы, ни дисциплина, ни строгость. Если родители не стремятся к святости, не борются за это, то они неизбежно совершают большие ошибки и передают детям то зло, что имеют внутри себя. Если родители не живут свято, если не обращаются с детьми с любовью, то дьявол мучает их сопротивлением детей. Любовь, единодушие, взаимопонимание родителей — вот что прежде всего нужно детям, а также полная безопасность и уверенность.

Старец Порфирий Кавсокаливит

Детям нужны рядом святые люди, имеющие большую любовь, которые не будут их запугивать или ограничиваться поучениями, но будут подавать святой пример и творить молитву.

Старец Порфирий Кавсокаливит

Во время немецкой оккупации немцы вывозили из России детей, которых употребляли на работы. Один мой товарищ, такой Ваня, который потом стал в Америке епископом Сильвестром, был допущен к такой группе детей, потому что говорил по-немецки. Среди этих детей встретил мальчика лет 10-11, который его поразил тем, что его мысли были как бы оформлены Евангелием и что он часто употреблял такие формы речи, которые не были цитатами из Евангелия, но настолько напоминали евангельскую мысль, что мой товарищ его отозвал в сторону и говорит: «Слушай, ты такой маленький — откуда ты так хорошо Евангелие знаешь?» Мальчик ответил: «Евангелие? А что это такое? Никогда не слышал». Ваня ему говорит: «Евангелие — это такая книга, где говорится о жизни и учении Иисуса Христа». — «А кто это такой?». И, продолжая расспросы, Ваня обнаружил, что родители этого мальчика были верующие. Это было сталинское время, дать ему какое бы то ни было религиозное образование было слишком опасно; в школе его могли спросить, как других детей спрашивали: а ты знаешь, Кто такой Бог? А ты знаешь то? знаешь сё? — и он выдал бы своих родителей. И родители взяли за правило никогда

, во всяком случае при нём, не говорить ничего, что не было бы созвучно евангельской правде. И он Евангелие воспринял как норму жизни, не как «учение» каких-то людей о ком-то или о чём-то, а — «так люди думают», «так мои родители чувствуют». И когда владыка Сильвестр дал ему Евангелие, он начал читать: «Да, да, вот оно так и есть…».

Вот это самое истинное воспитание, какое можно дать ребёнку. А когда ребёнок видит, что родители живут на своём уровне одним образом, а когда снисходят на его уровень, начинают жить по-иному, он сразу понимает, что всё это ложь, подлог, что всё религиозное воспитание — только способ над ним получить власть.

Митрополит Антоний Сурожский

— Как помочь ребёнку воцерковиться, если ты сам пришёл в Церковь поздно?

— Помочь тем, чтобы самому идти по пути спасения. Слова преподобного Серафима Саровского, что вокруг спасающегося спасаются и сотни других, бесконечно верны для всех жизненных ситуаций, в том числе и семейной. Рядом с настоящим праведником человек скорее зажжётся верой и узнает, что такое свет радости христианства, чем с едва тлеющим огарком.

Протоиерей Максим Козлов

Основным воспитующим фактором является не что иное, как внутренний мир родителей. Как точно сформулировала этот принцип Софья Сергеевна Куломзина, главное, что передаётся детям, — это иерархия ценностей в душе родителей. Поощрение и наказание, окрики и самые тонкие педагогические приёмы имеют значение неизмеримо меньшее, чем иерархия ценностей. ‹…› Решимся утверждать: в деле воспитания важен не только и не столько личный пример — ведь пример может быть создан искусственно, смоделирован, — сколько именно устроение души воспитателей. ‹…› Умалять значение личного примера в воспитании невозможно, но действенен он только тогда, когда является реализацией и воплощением иерархии ценностей в душе воспитателей. Это фундамент. И уже на нём должна строиться практика воспитания — конкретные действия, мероприятия, идеи.

Дети не поверхностно, не на поведенческом уровне, а в глубине сердца примут религиозное мировоззрение родителей только тогда, когда у тех самих в сердце будет главенствовать заповедь: Аз есмь Господь Бог твой… Да не будут тебе бози инии разве Мене

(Исх. 20: 2, 3). ‹…› Воистину, «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» — эти слова преподобного Серафима Саровского должны стать девизом каждого воспитателя.

Протоиерей Михаил Шполянский

Дети подражают взрослым, и мы должны им не только рассказать, но и показать, что такое семья, мы должны их научить своим примером, тогда старшие детки увидят, как мама делает это, как папа делает то… Они смотрят на взаимоотношения, видят, как папа в чём-то уступает маме, мама слушает папу, как они общаются со стариками. Вот бабушка — комсомолка сороковых годов с очень странными представлениями о жизни, и дети видят, как с этой полусумасшедшей бабушкой разговаривают родители, терпеливо, вежливо, но не давая ей вмешиваться. Всему этому дети учатся в семье, а если их не учить, они воспринимают то, что находится в окружающем мире. ‹…› И они уходят из семьи, где нет никакой любви, а только нотации, попреки, занудство.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Вся жизнь детей должна разворачиваться на фоне семьи, где они видят идеальное отношение папы к маме, мамы к папе, дедушки к своей дочери или к сыну. Нужно свою роль продумать с точки зрения христианства… и создать навыки в своей жизни.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Не надо [подростков] уговаривать, нужно самим молиться, и дети увидят, что папа молится и мама молится, что они это обсуждают. Если у ребёнка какая-то проблема — давай помолимся. А когда Господь помогает решить эту проблему — благодарственную молитву, чтобы ребёнок чувствовал. ‹…› Ребёнок должен знать и молитву, и ответ [Бога] на неё, и как надо благодарить.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Детей невозможно обмануть. Поэтому, если мы им не покажем на своём личном примере, Кто такой Христос, мы можем сколько угодно их гнать в храм — эффект будет обратный, они уйдут из храма. Но если ребёнок видит своего родного отца, полного любви, который дарит себя и ребёнку, и жене, и соседям — он моментально ставит вопрос: а почему такой мой папа? Как он это сделал? Почему моего папу все любят, все уважают, почему он в центре внимания всех людей? И какими-то путями Божиими он поймёт, что это исходит из храма, из его веры, из любви его ко Христу. И тогда он тоже придёт ко Христу. Это единственный путь.

Монах Ермолай (Чежия)

— Каким образом можно помочь детям ощутить реальность Бога, как говорить с ними о Боге?

— Линия нашего поведения в этих вопросах должна быть в целом такой же, как и всё наше поведение в плане воспитания детей. Не нужно ставить особую воспитательную задачу, не нужно писать особые методические указания для супруга или супруги и непременно прочитать много специальных книг. Опыт Богообщения в определённом смысле приобретается только человеком самим, в том числе и ребёнком, никто вместо него не помолится, никто вместо него не сможет услышать слова Евангелия так, как их услышали за две тысячи лет уже миллионы православных христиан.

Но, с другой стороны, можно помочь маленькому человеку, подвести его к Богу близко-близко. Для этого надо просто жить рядом православным христианином, не фальшивя и не забывая о том, что наши дети через нас могут соблазниться или же, напротив, потянуться к тому, что мы считаем главным в жизни. А всё остальное — частности.

Протоиерей Максим Козлов

— В чём должно заключаться религиозное образование детей?

— Прежде всего в примере родительской жизни. Если нет этого примера, а есть всё остальное — детская Библия, попытка привить навык утренних и вечерних молитв, регулярное посещение богослужения, воскресная школа или даже православная гимназия, но нет христианской жизни родителей, того, что раньше называлось «тихой благочестивой жизнью», то ничто детей верующими и церковными не сделает. И это главное, что православные родители не должны забывать.

Протоиерей Максим Козлов

Дети, приходя в церковь, видят там отчасти какую-то сказку. Поддерживать или специально создавать её нельзя. Но и разрушать её не надо. Просто из этого состояния надо переводить ребёнка в реальность, в реальный опыт встречи человека и Бога. Но это может сделать только тот родитель, у которого реальная встреча с Богом произошла, который внутренне глубоко знает, что такое вера, в чём эта вера, что такое Евангелие.

Протоиерей Алексий Уминский

Родители почему-то думают, что просто часто причащать детей — это хорошо. Поэтому они приезжают, причащают детей, а сами не причащаются. Какое впечатление остаётся у ребёнка, которого всё время так причащают? ‹…› Они говорят детям, что самое главное в жизни — это Причастие, это великое таинство. Дети это слышат, но при этом видят, что сами-то родители не причащаются.

…Здесь срабатывает простая педагогическая схема: то, что ценно для родителей, будет ценно и для ребёнка. А не наоборот. И поэтому родители обязательно должны причащаться вместе с ребёнком. Чтобы дети видели, как взрослым радостно и хорошо. Только так можно научить детей любить храм и Причастие.

Протоиерей Алексий Уминский

Воспитание ребёнка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: «С осины не собирают апельсины» и «Яблоко от яблони недалеко падает». Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Учить надо примером жизни.

Протоиерей Павел Гумеров

Плохо, если отец или мать курят. Но ещё хуже, если они выбрасывают окурки за окно автомобиля или под ноги на прогулке. Это неуважение ко всем, кто идёт той же дорогой, и особенно к дворнику, который эту дорогу по утрам метёт. Убрать за собой весь мусор после пикника, тщательно затушить костёр — всё это очень воспитательно. В этом есть и уважение к людям, которые придут сюда отдыхать после нас, и бережное отношение к природе. Там, где жизнь сурова, а человеческие жилища далеки друг от друга, заботливые мысли о незнакомцах, о случайных путниках — залог выживания. Для них на зимовьях оставляются еда и спички. Ради них в горах, уходя, не запирали двери и оставляли на столе хлеб. Но городская культура выветривает из жизни мысль о ближнем, тревогу о нём. Значит, дело за воспитанием.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]