Мы привыкли, к тому, что жители Аравийского полуострова исповедуют ислам. Однако так было не всегда, и ответить на вопрос: какую религию исповедуют арабы, было когда-то очень сложно.
Дело в том, что до появления ислама они придерживались язычества. Тогда у каждого арабского племени были собственные боги, всего же их насчитывалось около 360.
В наше время арабский мир исповедует, в подавляющем большинстве случаев, ислам. При этом некоторые арабы могут быть также христианами.
Арабы: сунниты, шииты, христиане
Арабы — это группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Примерная численность арабов 430—450 млн человек. Говорят арабы на арабском языке и используют арабское письмо.
430 — 450 млн
примерно столько арабов проживают на земле
Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э. Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис.
В странах арабского мира проживают почти 430 млн человек, 416 млн из которых являются арабами.
Арабский город Шафраим, Израиль. В арабских городах можно встретить представителей разных конфессий. Фото: farm2.staticflickr.com
Население арабского мира не имеет общего происхождения, несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом. Дело в том, что в течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам.
Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы, при этом к югу от Сахары проживают негроидные арабы. Также арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др.
90%
столько арабов исповедуют ислам
Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция, США (см. также Американцы арабского происхождения), Испания,Япония, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия, Индонезия, Великобритания, Швеция,Эстония, Украина, Монголия, Грузия, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Новая Зеландия, ЮАР, Малайзия, Италия и Финляндия.
В этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6 — 8 млн). Рост арабской общины в разных странах мира происходит, в основном, за счёт мигрантов, при этом в России живёт 10 тысяч арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.
Большинство арабов — мусульмане, оставшаяся часть исповедует христианство.
Государства-участники Лиги арабских государств. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство. Это стоит знать, отвечая на вопрос: какая вера у арабов.
При этом большинство арабов исповедуют ислам суннитского толка. Арабы-шииты проживают главным образом в Иране, Ираке, Сирии (друзы и нусайриты), Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др.
В арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты. Среди арабов-христиан — марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана, Сирии, Иордании и другие.
В арабском мире бедуинами называют любые племена, ведущие кочевой образ жизни
Арабы подразделяются на три основные группы: кочевники-скотоводы (бедуины), селяне-земледельцы (феллахи), жители сёл и горожане, жители городов. Арабские города, в отличие от сельской местности, многоконфессиональны.
История
Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тысячелетия до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Западная Аравия в эпоху Христианства была населена горожанами и кочевниками, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (обычно к Исмаилу, см. также агаряне), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.
К — векам н.э. северная и южная аравийские цивилизации пришли в упадок. Однако, в начале седьмого века на торговца из Мекки Мухаммеда снизошло озарение начать проповедь откровений, послуживших созданию ислама. При Мухаммеде и его преемниках, халифах, ислам охватил весь Ближний Восток (см. Арабский халифат).
А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших цивилизаций.
Период с VIII по XII век положил начало массе произведений арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, прогрессу науки в области астрономии, медицины и математики.
В первые века своего существования арабская империя была политически объединенной под властью халифов, но к середине века началась ее фрагментация и вскоре она пала жертвой крестоносцев, монголов и турок.
В XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции Османской империи.
В XIX в. Англия и Франция фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.
В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полный контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.
Во время Второй мировой войны и после нее все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость, хотя алжирцам удалось это сделать лишь после восьми лет войны с 1954 по 1962 год. С 1991 года начали приводиться в действие различные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП); в этих соглашениях намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.
До принятия ислама арабы были язычниками
Многие туристы и любители истории спрашивают: какая религия была до ислама у арабов?
Для ответа на него необходимо знать, что ислам возник среди арабов в северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII века.
VII
в начале этого века в северо-западной области Аравийского полуострова появился ислам
При этом до его появления арабы были знакомы с религией соседних народов: иудаизмом и христианством. Знания о них они получили, бывая в Израиле и Иудее. У самих арабов не было ни единого государства, ни организованной политической власти. По религиозным убеждениям арабы были язычниками.
Распространенным явлением было идолопоклонство. У каждого племени был свой бог в виде какого-то животного или изваяния из камня, дерева. Такие фигурки можно было встретить в горах, у источников воды.
Душара — божество древнеарабского пантеона. До появления ислама у арабов было множество богов. Фото: upload.wikimedia.org
Важную роль в религиозной жизни доисламского арабского мира играла Мекка. В ней находился древний храм Кааба, особо почитаемый арабами. В восточный угол храма был вделан «черный камень». Это и придавало храму особую святость.
В знак почитания храма многие племена ставили в нем своих каменных богов — идолов. Всего их насчитывалось около 360. Хранителями Каабы были курайшиты, у них находились ключи от храма, они предоставляли паломникам пищу, воду, одежду.
В это же время в Мекке проводились ярмарки, где купцы совершали всякие торговые сделки, получая от них большие финансовые доходы.
До возникновения ислама у арабов насчитывалось триста шестьдесят идолов.
Храм Кааба был из серого камня высотою около 12 — 15 метров. В центре Каабы стоял Хубал — главный идол храма, по словам самих арабов, он обладал способностью вызывать дождь. Были в храме и идолы в виде женщин, животных, птиц. Каабе приносили дары, его украшали.
В дни религиозных праздников был распространен обряд жертвоприношения животных. В Мекку стекались множество паломников, которые в течение трех дней совершали обряд очищения, молились.
В центре города, в богатых кварталах жили состоятельные люди племени курайшитов, на окраинах селились приезжие и менее состоятельные.
Мечеть аль-Хпрам и Мекка в XVIII веке. В доисламский период Мекка играла большое значение для арабов, исповедующих язычество. В наши дни это священный город мусульман. Фото: upload.wikimedia.org
В наши дни Мекка — это священный город для мусульман. Находиться он в эмиратах (Арабские эмираты). В него запрещен вход и въезд немусульманам.
Для современных арабов ислам — практически единственная религия, поэтому в нашем мире арабов-язычников встретить невозможно. Все это необходимо знать, для того, что бы понимать: какая религия возникла у арабов до ислама.
Глава первая. Религиозные воззрения древних арабов
Чтобы должным образом понять «Священный Коран» и Посланника Аллаха, необходимо поближе познакомиться с теми условиями, в которых пришлось проповедовать Святому Пророку Мухаммеду (да пребудет мир с ним).
Согласно ранней арабской традиции, после того, как Аллах изгнал из рая Адама и Еву за их неповиновение, Адам попал в горы Шри-Ланки, а Ева на гору Арафат. Спустя сотню лет долгих странствий, они вновь встретились в Мекке, где Адам, руководствуясь наставлениями, данными Господом, построил храм, который позже получил имя Каабы, заложив в его основание знаменитый Аль-Асвад, или «Священный Чёрный камень», который упал из рая вместе с грешной парой. Первоначально этот камень был белее молока, однако, с течением времени он почернел от грехов пилигримов, прикасавшихся к нему и целовавших его (98, стр. 7).
Согласно одной из философских традиций, этот священный камень бы раньше ангелом-хранителем Адама. И поскольку этот ангел проявил неосторожность, потерял бдительность, Иблис (Сатана) смог уговорить Адама ослушаться Аллаха. Из-за этого Адам пал из рая, а его ангел-хранитель превратился в камень и упал вслед за ним (131, стр. 30). Таким образом, первым построил Каабу Адам, а позже, после его смерти, её перестроил его сын Сетх.
Традиция утверждает также, что Мекка стоит как раз под троном Аллаха, установленном на небесах, и что Кааба это точная копия храма, в котором ангелы на небесах возносят Аллаху свои молитвы. Кааба — это кубическое сооружение высотой 45 футов (1 фут = 30 см), само её название переводится как куб.
Арабские историки утверждают, что после потопа Сим, один из потомков Ноя, поселился на Аравийском полуострове, положив начало нескольким кочевым племенам. Одним из внуков Сима был Катан, а внук Катана Йараб создал государство Йемен. Слово араб происходит как раз от имени этого потомка Сима (66, стр. 6).
Во время Потопа Кааба, перестроенная Сетхом, была затоплена (51, стр. 5). Она была заново перестроена Абрахамом и его сыном Исмаилом. Для новой отстройки Каабы, Архангел Гавриил (Хазрат Джабраил; Алаихис-салам, да пребудет с ним мир) принёс Аврааму плоский камень (Макам Абрахам) на котором стоял сам Абрахам, и которым он пользовался как подвижной подставкой, когда отстраивал Каабу заново. Этот камень поднимался в воздух и опускался на землю, как того требовалось Абрахаму, достаточно было просто отдать соответствующее указание. И по сей день на этом камне остались отпечатки стоп Абрахама. Этот камень хранится в стальном ящике, перед которым кланяются все паломники (98, стр. 133).
Когда храм был уже почти закончен, Абрахам решил поместить чудесный камень в один из его углов, чтобы пилигримы начинали ритуальный обход Каабы именно от этого камня. В это время Архангел Гавриил показал Священный Чёрный Камень, утерянный при последнем разрушении Каабы. Его-то и заложили в юго-восточном углу Каабы. Спустя какое-то время Кааба опять подверглась перестройке, которую осуществили члены клана Амаликов, потомков Ноя. Затем Кааба перестраивалась Бану Джурхумом, также бывшим потомком Ноя, а затем, за 700 лет до откровения «Священного Корана», её перестроил Кусай ибн Килаб, который привёл племена Курайшев в Мекку. Согласно историку Азраки, в то время Кааба достигала в высоту 4,5 метров. Она была без крыши, и во всех её четырёх углах находились различные камни, которым выказывалось поклонение.
На сегодняшний день Чёрный Камень и Кааба почитаются как святыни, посвящённые служению Богу с незапамятных времен. Именно в сторону Каабы обращают своё лицо мусульмане, читая молитвы. Таким образом, Кааба это духовный центр, помогающий людям сосредотачивать свое сознание на Божественном Присутствии. Молиться внутри самой Каабы можно, обратив своё лицо в любую сторону. Черный Камень находится в юго-восточном углу, установленный на высоте 1,5 метра от пола. Он чёрного цвета с красноватым отливом, на его поверхности можно увидеть жёлтые вкрапления овальной формы, около 20 см в ширину и 38 см в длину. Этот Камень вставлен в серебряную справу. В противоположном углу находится другой камень, установленный пониже он красноватого цвета. Это Хаджар Ас-Са Адах (Камень Счастья). Центр Каабы отмечает направление киблаха, в нём концентрируются все ритуальные молитвы.
Таким образом, Кааба была впервые построена Адамом ради поклонения Единому Господу. Она называлась «Домом Аллаха». Её называют также «Аль-Байт Аль-Харам», что значит «Святой дом» и «Аль-Байт Аль-Атик» — «Древняя обитель».
Вот так древние арабы принимали Всемогущего Господа и поклонялись Ему. Однако они верили также в то, что некоторые люди находятся с Аллахом в особых отношениях, и когда такой человек просит за кого-нибудь, Аллах уделяет большее внимание его молитвам, чем, если бы просил обычный человек. Поэтому жители Мекки делали изображения различных святых и праведников, чтобы с их помощью легче было привлечь внимание Аллаха и добиться Его помощи. Таким образом, жители Мекки стали делать изображения святых и праведников и поклоняться им. Они также проводили им разные жертвоприношения, чтобы удовлетворить Аллаха через них (70. комм. 1).
В древности арабы верили и то, что Аллах сделал ответственными за различные части вселенной и за процессы, происходящие в ней, всевозможных полубогов и полубогинь. Поэтому люди всегда обращались к ним, какое бы предприятие они не начинали (96. стр. 22). Они просили их помолиться за них перед Аллахом, поставив Его в известность об их желаниях. Арабы населявшие Сирийскую пустыню, считали Аль-Манат, «Богиню процветания и удачи», супругой Аллаха и матерью всех богов. Некоторые божества, такие как Аль-Лат «Богиня неба» и Аль-Узза — »Богиня Венеры» считались дочерьми Аллаха (78, стр. 27). Жители Йемена поклонялись солнцу. Некоторые племена поклонялись луне, другие звёздам. Однако в большинстве племен преобладало идолопоклонничество, и практически у каждого племени был свой идол. В Джумат-уль-Джандал, на севере Ниджаза, располагался храм Вадда. Его статуя представляла собой изображение человека, вырезанное из камня и покрытое двумя кусками ткани. На своих плечах он нёс меч и булаву, колчан, полный стрел, за спиной, копьё с небольшим флагом, прикреплённым около наконечника, в руке.
У богини Аль-Манат был свой храм в Кудаиде, на морском побережье, на полпути между Меккой и Мединой. У её изображения было два меча. Богиня Аль-Лат находилась в Таифе, ей поклонялось племя Бани Сакиф, жившее в этом городе. Идол имел форму куба, вытесанного из камня. Не меньшей популярностью пользовалась и Аль-Узза, чей храм располагался в долине Накхла, неподалёку от Мекки (87, стр. 21).
В Хиджазе и Хаджде арабы поклонялись камням, которые назывались байтулла, »Дом Аллаха». Люди ходили вокруг камня и дотрагивались до него руками, мак, чтобы часть той силы, которая заключалась в нём, могла перейти и к ним. Были стационарные и переносные байтулла. Кочующие племена переносили свои байтулла с места на место на спинах верблюдов, а жрицы играли на барабанах и пели гимны. В дополнение ко всем этим божествам и камням арабские племена почитали также и предков (41, стр. 20).
Древние арабы верили в то, что если сделать изображение бога или богини и совершить необходимые ритуалы, то боги сами войдут в свои изображения. Люди поклонялись не только идолам, но также и различным видам живых существ, и природным явлениям. Ангелы, джинны, различные духи и звезды — все были их божествами. Они верили в то, что ангелы это дочери Аллаха, а джинны его божественные партнеры (21, стр. 20). Они поклонялись также различным камням, деревьям и песчаным дюнам. Они простирались в поклоне перед любым красивым камнем и молились дюнам, выдоив прежде в их песок молоко верблюдицы. Отправляясь в какое-нибудь путешествие, они брали с собой четыре камня, три — для устройства огнища, и один — для поклонения. Иногда дня поклонения не брали какой-то специальный камень. По завершении приготовления пищи, люди брали один камень из огнища и поклонялись ему (97, стр. 14).
Некоторые племена поклонялись огню, другие — мужским и женским детородным органам, а в-третьих, какие-то люди обладавшие властью, делали собственные изваяния и заставляли других поклоняться им (90, стр. 17). Иногда люди делали идолов из фиников, которых затем нередко съедали, когда наступали голодные времена (124. стр. 8). У древних арабов были такие ужасные обычаи, как, например, принесение в жертву новорождённых девочек, или сожжение её заживо.
Постепенно Кааба утратила своё первоначальное влияние, и Мекка потеряла свою значимость. Видя это, городские авторитеты решили поместить в Каабу очень влиятельное божество Хубала (162, стр. 21), которое было привезено из Моаба, Палестина. В руках это божество держало семь стрел, которые использовались для предсказания будущего. Благодаря этому Кааба стала известным местом паломничества, и чтобы сделать её ещё более привлекательной для арабских племён, жители Мекки стали постепенно добавлять в Каабу всё новых и новых идолов. Скоро в самой Каабе и вокруг неё было уже 360 всевозможных идолов. Божества Аль-Лат, Аль-Манат и Аль-Уззы были красиво одеты и убраны различными драгоценностями. Вадд, Сава, Йагус, Йаук и Наср были также очень почитаемыми божествами. Мусульманские историки утверждают, что этим идолам поклонялись ещё до Великого потопа. Вадд являлся олицетворением неба и имел мужскую форму. Сава была женщиной, Йагус выглядел подобно льву, Йаук — лошади, а Наср походил на коршуна. Был там также ещё один идол большой голубь, вырезанный из дерева.
Древние арабы поклонялись этим божествам, предлагая благовония, драгоценности, пищу и т.п. Они омывали их пахучей водой, мёдом и кровью принесённых в жертву животных. Перед входом в Каабу стояли две статуи: мужская и женская — Исаф и Наила. Традиция повествует о том, что однажды эта молодая пара, ещё будучи людьми, возжелала насладиться интимностью и, не найдя лучшего места, вошла в Каабу и осквернила её отвратительным грехом. За это Аллах наказал их, превратив в камень. Позже люди установили их окаменевшие тела перед входом, чтобы они служили предостережением для других. Однако невежество народа было столь велико, что даже эти статуи стали считаться божествами и им начали поклоняться (119, стр. 118).
Внутри Каабы были выполнены фрески, среди которых были Авраам и Дева Мария с младенцем Иисусом (119. стр. 13).
Согласно обычаю арабы должны были обходить Каабу семь раз, будучи при этом совершенно обнажены. Мужчины совершали обход днём, а женщины ночью.
Безусловно, древние арабы верили и в Аллаха, Господа Земли и Неба, но они не поклонялись ему. Они поклонялись идолам, думая, что те дадут им всё необходимое: пошлют дождь, урожай, богатство и донесут их молитвы до Аллаха.
Таким образом, из этого экскурса в историю древних арабов можно понять, что принципы истинной религии постепенно были забыты и извращены. И люди стали поклоняться кому и чему угодно, за исключением Верховного Господа, В этих-то условиях и появился Святой Пророк Мухаммед (да пребудет с ним мир), чтобы восстановить истинные религиозные принципы. И поскольку люди того времени поклонялись множеству ложно сфабрикованных божеств. Святой Пророк Мухаммед (да пребудет с ним мир), строго запретил поклоняться им, однако с ходом времени его последователи стали отвергать всех божеств, независимо от того, истинные они или нет.
Арабы-сунниты следуют пути пророка Муххамеда
Практически 90% арабов-мусульман — это сунниты, то есть «люди сунны и согласия общины»). Название суннитов происходит от самоназвания «ахль ас-сунна валь-джама‘а». Первая часть (ахль ас-сунна) подразумевает следование путипророка Мухаммеда и его сподвижников, так как одно из главных значений слова сунна — «путь».
90%
столько арабом-мусульман — сунниты
Для суннитов Коран и сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума (иджтихад).
Вторая часть названия (ва-ль-джама‘а) подразумевает признание общины и миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем.
Ареалы распространения основных течений ислама.зелёный: сунниты, красный: шииты, фиолетовый: ибадиты. Большинство арабов-мусульман — сунниты. Фото: upload.wikimedia.org
Впервые термин «джама‘а» стал известен после передачи Хасаном ибн ‘Али власти в Халифате Муавии I. Год, в котором был положен конец гражданской войне, вошёл в историю как «год единства» (санат аль-джама‘а).
Во время жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа ‘Усмана (656) в мусульманском обществе произошёл раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией.
Основоположниками умеренного пути в этих условиях стали Ибн ‘Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басрии Абу Ханифу и другие исламские богословы.
Сунниты строго следуют жизненному пути пророка Муххамада.
По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.
В сравнении с шиизмом, суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммада. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины
Печать Ибн Умара, сподвижника пророка Мухаммада, сын калифа Умара. Ибн Умар — один из основоположников суннизма. Фото: upload.wikimedia.org
Несмотря на то, что арабы — сторонники суннизма и шиизма — это мусульмане, представители этих направлений часто конфликтуют между собой. Многие конфликты на Ближнем Востоке произошли именно по этой причине.
При этом, стоит отметить, что правительства арабских государства могут поддерживать одно из этих направлений на государственном уровне.
Возникновение ислама
Появился ислам в VII веке нашей эры на Аравийском полуострове, когда арабы переживали разложение родоплеменного строя и образование отдельных групп общества. Процесс возникновения был не мгновенным, а постепенным. По одной из версий, ислам появился на основе учения ханифов – это самая ранняя форма арабского монотеизма. В каждом племени в Аравии были свои боги, но постепенно слабые племена перенимали верования своих соседей. Это было связано с усложнением экономических и политических отношений, появлением центров власти.
Отцом-основателем религии принято считать пророка Мухаммеда, который проповедовал в Медине и Мекке. Он вел свои проповеди только в устной форме. После его смерти ученики записали их свод, который получил название Коран. Последователи Мухаммеда опрашивали свидетелей, фиксируя проповеди основателя. Случилось это в 650 году, когда при власти находился Осман, третий последователь Мухаммеда.
Коран является священной книгой для приверженцев ислама. Позже появились Сунна, в которую включили священные предания (хадисы), посвященные чудесам, жизни, поучениям пророка.
Хадисы составили в IX веке несколькими богословами, среди которых Бухари и Муслим. Интересно, что не все мусульмане признают Сунну. Ее приверженцев называют суннитами, число которых больше, чем шиитов.
Арабы-шииты находятся в меньшинстве в исламском мире
Арабы-шииты — это приверженцы направления ислама, объединяющее различные общины, признавшиеАли ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.
В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, и др.
Мавзолей на кладбище аль-Баки, разрушенный в 1925 году. Здесь были похоронены четыре шиитских имама — Хасан, Саджад, Муххамад аль-Бакир, и Джафар ас-Садик. Шииты считают, что руководить общиной правоверных может только потомок пророка, избранный Аллахом. Фото: upload.wikimedia.org
Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам.
Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха.
До 20%
столько мусульман — шииты
По разным оценкам, шииты составляют от 10 % до 20 % от общей численности мусульман. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах.
Мусульмане-шииты составляют большинство населения в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне. В Саудовской Аравии шиитами являются 15 % населения королевства, которые преобладают в таких городах как Катиф, Даммам и аль-Хаса.
Шииты празднуют Ашуру. Кроме общих мусульманских праздников, шииты празднуют также свои праздники. Фото: upload.wikimedia.org
Преобладающим направлением в шиизме являются имамиты, среди которых произошёл раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритов) и исмаилитов. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зайдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.).
Святые места шиитов нередко становились объектами нападений, либо подвергались разрушению. Так, например, феврале 2006 года был осуществлён взрыв в Золотой мечети (Мечеть Аль-Аскари) в Самарре, в результате которого обрушился золотой купол святыни.
Понятие «дин»
Понятие «дин» имеет несколько смыслов. Это и суд, и личная вера, и система ритуальной практики, и воздаяние, и божественный закон. Главным образом, дин – это совокупность религиозных предписаний и искренности их исполнения верующими.
Вера основывается на трех элементах:
- словесное признание Аллаха;
- добрые дела;
- добродетельные намерения.
Отдельно выделяли в вере пять главных предметов – вера в единого Бога, ангелов, Богооткровенные книги, пророков и посланников, Судный день, рай и ад, воздаяние и наказание.
Потом к этим предметам веры добавился шестой компонент – вера в предопределение всего на земле.
Арабы-христиане составляют в арабском мире меньшинство
Арабы-христиане — это этнические арабы, исповедующие христианство. Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 28 христианских конфессий, насчитывающих около 15 миллионов верующих. Среди арабов-христиан выделяют:
- коптов;
- православных (принадлежат к Антиохийской православной церкви, Иерусалимской православной церкви, Александрийской православной церкви);
- маронитов;
- мелькитов;
- халдеев;
- сиро-яковитов;
- католиков;
- протестантов;
- сиро-католиков;
- приверженцев Ассирийской церкви Востока.
Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви. Та часть арабов, которая не является мусульманами, исповедует христианство
Больше всего арабов-христиан Ближнего Востока проживают в Египте, Ливане и Сирии. В настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (в основном Франция и Великобритания) растёт.
Связано это как с действиями исламских радикалов, так и с миграционными процессами. В частности, в США проживает около 4 миллионов выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане. Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки.
Количество арабов-христиан стремительно уменьшается из-за демографических процессов.
Ещё в 70-х годах XX века арабы-христиане (в первую очередь марониты) составляли большинство населения Ливана. В настоящее время их численность не превышает миллиона человек.
Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании. В Ираке, по данным на 1990 год проживал 1 миллион христиан. В настоящее время (2005 год) — чуть более полумиллиона.
Кладбище арабов-христиан в Хайфе. Количество арабов-христиан в мире резко сократилось из-за особенностей демографического процесса в арабском мире. Фото: upload.wikimedia.org
Стоит также отметить и тот факт, что в среде европеизированных арабов-христиан рождаемость значительно более низкая, чем у арабо-мусульман. В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается.
При этом правительства разных арабских государств ведут в их отношении различную политику. Некоторые из них пытаются сгладить конфликты между арабами-мусульманами и арабами-христианами, другие же поддерживают радикальные исламистские группировки.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Основные группы населения
Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, часть бедуинов проживает в Египте и в северной Сахаре. Их число составляет от 4 до 5 млн. Бедуины ведут строго племенной и кочевой образ жизни. Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. Бедуины занимаются в основном разведением верблюдов и разведением овец и коз.
Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на устную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.
Около 70% арабов живет в деревнях и являются крестьянами. У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Но большую часть времени деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки.
Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах.