Церковь Святой Елизаветы в Висбадене: история и современность


Немецкий Висбаден знаменит прежде всего, как европейский курорт с термальными источниками, место элитного отдыха и оздоровления. Славится город также и своими архитектурными памятниками. Одним из наиболее известных мест этого уголка Германии, привлекающим многочисленных туристов, является церковь Святой Елизаветы в Висбадене и православное кладбище у ее стен. Их история представляет немалый интерес для путешественников, впервые посетивших Висбаден.

Успенский собор Московского Кремля

Москва торжественно встретила своего нового генерал-губернатора Великого князя Сергия с супругой 5 мая 1891 года на вокзале Николаевской железной дороги (так называлась железная дорога из Петербурга в Москву). Все храмы по пути к Кремлю звонили в колокола, из церквей выходили священники и благословляли процессию. Теперь можно повторить путь от нынешнего Ленинградского вокзала (его здание сохранилось) до Иверских ворот, где молились в часовне генерал-губернатор с супругой. Затем Великие князья отправились в Успенский собор, где их встречал митрополит Иоанникий, – сюда, правда, теперь придется покупать билет на посещение Кремля.

Незадолго до прибытия в Москву, в апреле того же 1891 года, Великая княгиня Елизавета приняла православие и таинство Миропомазания. Уже не будучи лютеранкой, в Успенском соборе она прикладывалась к мощам святителей Московских, к кресту и иконам.

Через много лет здесь же в Успенском соборе она будет свидетельницей настолования Патриарха Тихона.

«1917 год. 21 ноября. Москва. Успенский собор. Настолование святейшего Патриарха Тихона. Кончается Божественная литургия. Из алтаря выходит диакон и от имени патриарха подносит большую просфору женщине в монашеском одеянии, скромно затерявшейся в толпе… Воскресившая образы древних русских княгинь, вдова мученически погибшего ревнителя православия Великого князя Сергия Александровича Великая княгиня Елисавета Феодоровна с князем Игорем Константиновичем присутствуют на богослужении, как бы представляя томящуюся в Тобольске царскую семью…

Вручен митрополитом Киевским Владимиром новому патриарху при проникновенном слове деревянный, простой черный жезл святителя Петра, ответствует святейший Тихон, понимавший всю тяжесть возложенного на него креста. Крестный ход выходит из собора. Патриарх шествует окруженный народом. Великая княгиня с группой лиц стоит на площади. Шествие приближается. Вдруг княгиня бросается в толпу, на несколько минут исчезает и затем возвращается к испугавшимся за нее спутникам сияющая тихой радостью. “Удостоилась получить благословение святейшего”, – говорит Великая княгиня, которой уготовлено было через полгода быть замученной врагами Христа Спасителя» (Н. Д. Тальберг, «Святая Русь»).

Сохранилось письмо Великой княгини Елизаветы Федоровны, написанное ею Александре Олсуфьевой после Божественной литургии, отслуженной Святейший Патриархом Московским и всея Руси Тихоном, во время которой она получила его благословение. Она писала: «Святой Кремль с заметными следами этих печальных дней был мне дороже, чем когда бы то ни было, и я почувствовала, до какой степени Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытывала такую глубокую жалость к России и к ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят…».

Как добраться до русской церкви в Висбадене

Добраться до Висбадена, чтобы осмотреть русскую церковь, не составляет особого труда. Главное – оформить необходимые документы, соблюсти визовые формальности и приехать в Германию.

Ближайший к немецкому курорту крупный город и аэропорт – Франкфурт-на-Майне,в котором находится императорский собор. Полет из Санкт-Петербурга и Москвы занимает немногим более 3 часов. Из аэропорта необходимо перебраться на вокзал S-bahn, с которого отправляются пригородные электрички. На сайте можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант железнодорожной поездки. Расстояние от Франкфурта до Висбадена составляет примерно 35 км, время в пути – около 60 минут. Билеты без проблем вы сможете приобрести в автомате или кассе.

Поскольку храм Праведной Елизаветы расположен на горе, высота которой около ста метров, добраться туда из города можно на фуникулере, правда, он работает только в теплое время года.

Можно подъехать к храму на автомобиле или пройти по шоссе пешком – это не займет много времени. Возле церковного комплекса расположена бесплатная стоянка для автомобилей, а вот за вход в саму церковь придется заплатить.

Александринский дворец в Нескучном саду

В Москве великокняжеская чета поселилась в Александринском дворце в Нескучном саду у Калужской заставы. Ныне это старое здание Президиума РАН (Ленинский проспект, дом 14).

Усадьба была создана П.А.Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем, в середине XVIII века. Владения вокруг усадьбы постепенно расширялись, а дома перестраивались. После смерти Демидова их купили сначала Вяземские, а затем Орловы.

В 1832 году А.А.Орлова продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. Она была названа Нескучным садом. Главным домом стал дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени жены Николая I, для которой устраивалась усадьба и которая очень полюбила эту резиденцию.

Великую княгиню Елизавету в Александринском дворце больше всего привлекал домовый храм в честь мученицы царицы Александры, выстроенный в 1842 году на третьем этаже главного дома. Стены здесь были покрыты малиновым сукном, белый иконостас украшали золоченые резные Царские врата, а среди икон были изображения небесных покровителей членов императорского дома и особо почитаемых ими святых.

По инициативе великокняжеской четы в домовом храме стали проходить новогодние богослужения. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна благодарили Бога за благодеяния истекшего года и просили благословения на наступающий год. От них эта традиция перешла в другие богатые дворянские и купеческие дома: в домовые храмы в первый день нового или в последний день старого года приносились особо чтимые святыни.

Храм в Александринском дворце был закрыт в 1921 году. В советское время здесь разместился сперва Музей мебели, затем хранилище Музея народоведения, а потом Президиум АН СССР (сейчас Президиум РАН).

Александринский (Нескучный) дворец /https://dedushkin1.livejournal.com/

Расписание богослужений

Богослужения в стенах храма не проводятся ежедневно. Согласно расписанию памятных дат календаря православной церкви, литургии припадают лишь в особые дни.

  • Например, перед Пасхой (на страстной неделе) богослужения свершались ежедневно.
  • В период после праздника литургии проводятся в субботу (вечерняя служба на 17:00) и воскресенье (на 8:00).

Существует отдельный график проведения богослужений в стенах Елизаветинского храма на период больших религиозных праздников. Данную информацию необходимо уточнять заранее на интересующий вас день, поскольку часы проведения богослужений в храме могут меняться.

Правительство Москвы и преподобномученица Елизавета

Трудно сказать, что помнят об истории здания по улице Тверская, 13 его нынешние обитатели – члены и сотрудники правительства Москвы. Здесь в годы генерал-губернаторства Великого князя Сергея Александровича вокруг его супруги складывалась особенная среда.

В 1785 году особняк по Тверской был выкуплен казной у вдовы графа Чернышева и стал официальной резиденцией московского правительства. Перепланировкой здания занимался Матвей Казаков, известнейший русский архитектор. Правда, здание сильно пострадало во время пожара 1812 года, а близкий к нынешнему вид приобрело в 1830-е годы.

Во времена Елизаветы Федоровны в прекрасно украшенном Белом зале проводили приемы в честь православных и государственных праздников и по случаю вступления в должности. На третьем этаже располагались гостиные, зимний сад, спальня и рабочий кабинет Великого князя. На втором этаже в 1890-е годы под попечительством Великой княгини Елизаветы жили племянники Великого князя Мария и Дмитрий. На первом этаже размещались столовая, библиотека, комнаты охраны, кухня, квартиры официантов, швейцаров и посыльных.

Елизавета Федоровна не была бы сама собой, если бы по приезде в Москву не занялась обустройством в генерал-губернаторском доме на Тверской домового храма. Храм переоборудовали под руководством архитектора Султанова и посвятили памяти Александра Невского и Сергия Радонежского. Освящение обновленного храма состоялось в 1892 году, когда в Москве праздновали 500-летие памяти преподобного Сергия Радонежского. Оформление и утварь были выполнены в древнем стиле по музейным образцам. Иконостас был привезен из храма Иоанна Предтечи в Братеево, куда взамен Великие князья пожертвовали трехъярусный вызолоченный дорогой иконостас.

Тверская, 13 /https://i.imgur.com/
Александро-Сергиевская церковь была закрыта вскоре после революции, имущество роздано в 1920-1921 годы. В современной мэрии домового храма, естественно, нет.

Отрывок, характеризующий Церковь Святой Елизаветы (Висбаден)

Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там. По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо. Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его. Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия. Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться. Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом. Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его. Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным. Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы. Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели – Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров. Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него. Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805 – 1807 – 1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление и группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели. Париж – крайняя цель достигнута. Наполеоновское правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его очевидно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая случайность: союзники ненавидят Наполеона, в котором они видят причину своих бедствий; лишенный силы и власти, изобличенный в злодействах и коварствах, он бы должен был представляться им таким, каким он представлялся им десять лет тому назад и год после, – разбойником вне закона. Но по какой то странной случайности никто не видит этого. Роль его еще не кончена. Человека, которого десять лет тому назад и год после считали разбойником вне закона, посылают в два дня переезда от Франции на остров, отдаваемый ему во владение с гвардией и миллионами, которые платят ему за что то. Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения. Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения – Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода. Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.

Большой театр, Московская консерватория, театральное училище

Великая княгиня Елизавета Федоровна была попечительницей Московского филармонического общества и бывшего при нем Музыкально-драматического училища, а также тесно связанной с обществом дирекции Императорских театров. Постепенно филармоническое общество становилось средоточием культурной жизни Москвы.

Однажды, еще до основания обители, Елизавета Федоровна как супруга генерал-губернатора вместо обычного приема московскому обществу дала в своем доме спектакль с участием любителей из высшего общества. Великосветский спектакль вышел очень удачным и оказался весьма значимым для будущего театра Владимира Немировича-Данченко.

Немировичу-Данченко было очевидно, что театральная школа без театра, где воспитанники получали бы первую сценическую практику, – дело бесполезное. Так как развитие и театра, и училища тормозилось из-за отсутствия денег, Немирович-Данченко решил покинуть школу. Но Елизавета Федоровна сказала, что не может представить себе училище без него. Этого оказалось достаточно, чтобы на выделенные купцами-меценатами средства было ускорено открытие театра и развитие училища.

В 1918 училище реорганизовали в Институт музыкальной драмы, на основе которого позднее возник Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).

Исторический музей и Музей изящных искусств также создавались при попечении великокняжеской четы.

По словам профессора И.К.Кучмаевой, автора нескольких книг о жизни, подвигах и благотворительности Великой княгини, до гибели мужа Елизавета Федоровна нередко посещала и Большой театр, и Московскую консерваторию, где слушала и европейские, и русские произведения.

Московский Императорский Большой театр в 1905 году /https://ru.wikipedia.org/

Библиография

  • Russische Kirche auf dem Neroberg in Wiesbaden — Geschichtlicher Überblick und Beschreibung der Kirche, Eigenverlag des Kirchenvorstandes
  • Wiesbaden — Russische Kirche, Kloster des Hl. Hiob von Počaev in München. — 3. Auflage. — Berlin-München, 2000. — ISBN 3926165952.
  • Baedeker Wiesbaden Rheingau, Karl Baedeker GmbH, Ostfildern-Kemnat, 2001, ISBN 3879540764
  • Das verkannte Jahrhundert. Der Historismus am Beispiel Wiesbaden, Gottfried Kiesow, Deutsche Stiftung Denkmalschutz, 2005, ISBN 3936942536
  • Антонов В. В., Кобак А. В.
    Русские храмы и обители в Европе. — СПб: «Лики России», 2005. — С. 73—76. — 3000 экз. — ISBN 5-87417-208-4.
  • Dr. Dirk Becker.
    Vivat Wiesbaden. Spaziergänge zwischen Tradition und Moderne. Ein Stadtführer für Wiesbaden und Umgebung. — Wiesbaden: Universum Verlag, 2006. — ISBN 389869141-1.

Германия Швейцария Киссинген ·

Хомбург
·
Эмс
·
Баден-Баден
·
Берлин
·
Веве
·
Веймар
Висбаден ·
Дармштадт
·
Дрезден
·
Женева
·
Лейпциг
·
Потсдам
·
Штутгарт

Австро-Венгрия Вена ·

Ирём
·
Карлсбад
·
Лемберг
·
Мариенбад
·
Мерано
·
Франценсбад

Болгария Бакаджик ·

София
·
Шипка

Остальная Европа Афины ·

Белград
·
Бухарест
·
Константинополь
·
Копенгаген
·
Лондон
·
Стокгольм

Палестина Иерусалим ·

Гефсимания
·
Елеонская гора
·
Яффа
·
Хайфа
·
Эйн-Карем
·
Хеврон

США и Канада Манхэттен ·

Бруклин
·
Кливленд
·
Ситка
·
Чикаго
·
Йонкерс

Прочие страны Буэнос-Айрес ·

Пекин
·
Токио
·
Киото
·
Харбин

Успенский переулок: Елизаветинское благотворительное общество

В 1892 году Великая княгиня Елизавета организовала Елизаветинское благотворительное общество, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский воспитательный дом под видом незаконных». Елизаветинские комитеты были образованы при всех московских приходах и во всех уездных городах Московской губернии. За 25 лет работы Общество приняло участие в судьбе более девяти тысяч детей и выплатило матерям-вдовам 13 тысяч пособий на общую сумму 120 тысяч рублей.

Дом, где квартировало благотворительное общество, сохранился. В 1817 году коллежская ассесорша М.П.Зверева построила себе особняк в Успенском переулке, который в 1899 году был куплен Елизаветинским благотворительным обществом для детского приюта.

Деревянный особняк обшили кирпичом и украсили изразцами по проекту Сергея Воскресенского. В доме жили преподаватели, во дворе появилось здание школы и спален.


/https://s15.radikal.ru/

Сейчас в этом доме живут скульпторы Фридрих и Ваге Согоян, здесь же находится мастерская, и многие скульптуры хранятся прямо под открытым небом. В основном это малые копии памятников, установленных в разных российских и армянских городах.

Фотографии

Внешний вид Елизаветинского храма:

Занятия при храме для взрослых прихожан:

Внутреннее убранство храма:

Елизаветинский храм Королева является одним из центров духовно-просветительской жизни города. Благодаря неустанному труду служителей и настоятелей церкви, в ее стенах проводятся занятия, рассказывающие о Законе Божьем, а также других актуальных вопросах церковной жизни.

Исчезнувшая Москва: Чудов монастырь

В день приезда в Москву из Успенского собора Великий князь и Великая княгиня отправились в Чудов монастырь в Кремле (в советские годы он был полностью разрушен). Здесь же – в Кремле и Чудовом монастыре – путь Сергея Александровича закончился: в феврале 1905 года террорист-эсер Иван Каляев прямо в Кремле бросил бомбу в садившегося в карету Великого князя. Великая княгиня в это время была на складе Красного Креста в Большом кремлевском дворце. Услышав взрыв, она бросилась на площадь и собирала останки мужа с окровавленного снега, а затем шла пешком за носилками в Чудов монастырь.

Чудов монастырь во время коронации Николая II /https://ru.wikipedia.org/
Сюда Великая княгиня часто ходила молиться, пока здесь стоял гроб и еще сорок дней после, к раке святителя Алексия Московского. Здесь же Великого князя похоронили в специально устроенном склепе. Склеп этот обнаружили в 1985 году во время ремонтных работ на Ивановской площади Кремля. Тогда из захоронения изъяли все металлические предметы, а над могилой соорудили автостоянку. Останки Великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, где находятся и сейчас, чуть более чем через десять лет.

От ран после теракта скончался и кучер, верно прослуживший Великому князю 25 лет. Вместе с его вдовой за гробом до Павелецкого вокзала пешком прошла и Великая княгиня. В Ступинском районе, где его похоронили, она устроила памятник на его могиле (разрушен в годы советской власти).

На месте убийства князя Сергея Александровича на Сенатской площади в Кремле был поставлен шестиметровый памятный крест с надписью «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят» – его разрушили 1 мая 1918 года, причем в разрушении лично участвовал Ленин.

Примечания

  1. [english.wiesbaden.de/loader.php?menue=/die_stadt/stadtinformation/menue.php&content=/die_stadt/stadtinformation/historismus/orte/russischekirche.php 100 Examples of Historicism: Churches & Houses of Prayer]
  2. [english.wiesbaden.de/loader.php?menue=/die_stadt/stadtinformation/menue.php&content=/die_stadt/stadtinformation/historismus/orte/russischekirche.php 100 Examples of Historicism: Churches & Houses of Prayer].
  3. В годы Второй мировой войны храм был закрыт, и зимние службы были перенесены в крипту храма-усыпальницы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]