Грекокатолическая церковь: ее возникновение, история, современность и отличие от православной

О греко-католической церкви ходит немало домыслов и суждений, которые часто политически мотивированы, особенно в свете событий, происходящих последние годы на Украине. Но если копнуть глубже, все оказывается отнюдь не так просто. Споры об истинности догматов веры становились элементом соперничества стран за сферы влияния, а церковные иерархи — проводниками государственной политики. Несомненно, особенности данной конфессии и ее отличия от православной церкви несут на себе глубокий отпечаток данных процессов.

Что такое греко-католическая церковь

Само понятие состоит из двух корней, оба из которых происходят из греческого языка, что вносит некую путаницу. Латинское же слово «уния» для многих еще больше усложняет понимание вопроса. Поэтому возьмем словарь и дадим определение этому термину.

Происхождение понятия

«Katholikos» по-гречески означает «всеобщий, всецелый», но в русской традиции больше принят перевод этого слова как «соборный». Однако общепринятое значение католичества — это именно христианская конфессия во главе с Папой Римским, собственной системой вероучения, изложенного в катехизисе, и преимущественно западной литургической традицией. Она включает в себя как латинскую мессу, так и некоторые другие.

Приставка «греко-» в данном контексте имеет значение греческой или византийской литургии, общепринятой в православии. Возникает вопрос, как западное вероучение и восточное богослужение могут сочетаться в одной церкви после схизмы 1054 года, когда Рим и Константинополь ушли в раскол и предали друг друга анафеме.

Уния — объединение Римско-католической церкви с одной из восточных на условиях признания последней католического вероучения и догматики, но при сохранении своего обряда, богослужебного календаря и разрешения на брак для белого духовенства.

Не только православные церкви принимали унию, но и целых ряд ближневосточных. Все вместе они называются восточно-католическими.

Значение понятия

В данном ключе обычно говорят о Брестской унии 1596 года, хотя она была на восточно-славянских землях лишь первой, но не единственной. Однако униатской церковью в наши дни чаще всего называют именно возникшую в Галиции УГКЦ, а униатами — приверженцами данной конфессии именно на землях западной Украины. Но все же это определение весьма узкое и не дает полного ответа на вопрос, кто такие греко-католики.

На самом деле, речь идет не о единожды произошедшем событии, но целом ряде договоров, заключенных в разное время Римом в рамках принятия нескольких поместных церквей под свое покровительство. Процесс был длительным и происходил в течение XV-XIX веков.

Греко-католики — это люди, некогда исповедовавшие православие, а ныне религиозно окормляемые папским престолом. Ритуалы же и традиции богослужения у них остались прежними. Еще их называют католиками византийского обряда, и это определение является наиболее точным.

Греко-католичество и православие — сходства и различия институтов

Сходства здесь носят внешний характер. Это прежде всего ритуал и уклад церковной жизни. В обоих случаях используется византийская литургия, возможность службы на старославянском языке и отсутствие целибата у белого духовенства. Также может применяться юлианский календарь (старый стиль) для богослужения. Титул патриарха как главы иерархии используется в обеих конфессиях.

Православный мир представляет собой сообщество независимых, или автокефальных, церковных организаций. Католицизм же — институт с единой вертикалью духовной власти во главе с Папой Римским, и греко-католики встроены в эту иерархию. Они подчинены папскому престолу, находятся с ним в евхаристическом общении, признают его догматику и при этом равноправны с другими католиками как восточного, так и западного обряда.

Что предлагает главный греко-католик

18 декабря – то есть, через три дня после создания ПЦУ – блаженнейший Святослав написал письмо-поздравление Епифанию. Оно опубликовано на сайте УГКЦ.

Он поздравил новоизбранного предстоятеля. И в первом же абзаце заявил, что состоявшийся в Киеве собор — это важный шаг «на пути к полному единству Церквей Владимирова Крещения». Уже это начало говорит о многом.

Дальше Святослав заявил о том, что обе церкви должны установить евхаристическое общение (то есть, вместе причащаться) и в конце-концов прийти к «будущему патриархату объединенной Киевской церкви».

«Хотя еще сегодня мы не находимся в полном евхаристическом общении, однако призваны совместно преодолевать препятствия, стоящие на пути к единству. Эту историческую миссию и фундамент будущего патриархата объединенной Киевской Церкви заложили еще славные церковные мужи Петр Могила и Иосиф Вельямин Рутский.

В этот знаменательный момент я протягиваю руку от имени нашей Церкви к Вам и всех православных братьев, предлагая вам начать вместе прокладывать наш путь к единству, к правде. Потому что от того, насколько мы сегодня будем лелеять единство и преодолевать то, что нас разделяет, зависит будущее Церкви, нашего народа и Украинского независимого европейского государства.

Именно Бог есть тем, кто объединяет нас вокруг себя», — обратился к Епифанию Святослав.

История создания и формирования

Церковный раскол также известный как Великая схизма произошел в 1054 году и окончательно закрепил накопившиеся религиозные различия и противоречия между Востоком и Западом. Тем не менее, контакты между западными и восточными христианами сохранялись, как и попытки вновь объединиться — тем более, что позиции восточно-христианских общин после крестовых походов и арабо-турецких завоеваний ослабли, а на Западе продолжала сохраняться единая иерархия во главе с Папой Римским.

Первая католическая церковь византийского обряда

Сицилия и юг Италии имели давнюю эллинистическую историю и культуру, а после утверждения христианства здесь укрепилась духовная власть Константинополя и греческая богослужебная традиция. Однако контроль Византии над этими землями был утрачен, а Рим, наоборот, здесь укрепился как политически, так и религиозно — в Средние века на Западе одно было трудно отделить от другого.

В итоге, местные общины, сохраняя византийский ритуал, оказались под папским доминатом. Раскол обошел их стороной. Возникает так называемая итало-греческая церковь — первая в истории структура, совмещающая западный катехизис и главенство папы с восточной литургической традицией.

Греко-католицизм — явление, возникшее внутри самой Западной церкви задолго до подписания первых актов о церковной унии.

Дальнейшее развитие системы

Как видно, прецедент уже был создан. В XV веке на фоне ослабления Византии Рим начал постепенно навязывать свое религиозное лидерство Константинополю. Однако это удавалось лишь временно и формально. Но спустя столетие на Ближнем Востоке часть приверженцев Ассирийской церкви переходит под управление Рима, сохранив местную литургическую традицию. В 1553 году Возникает Халдейская католическая церковь — первые в истории униаты.

Опыт вскоре переносится на западнорусские земли, бывшие тогда в составе Речи Посполитой. Окатоличить слишком многочисленное православное население не получалось, поэтому Брестская уния 1596 года виделась компромиссным решением.

Далее процесс набирал обороты в соседней Австрийской империи. Под давлением властей доминат папы принимают русины Закарпатья и румыны в Трансильвании, а также другие общины. Но имело место и обратное, когда после нескольких разделов Польши целые епархии возвращались обратно в лоно Русской православной церкви, что являлось элементом государственной политики.

В ХХ столетии греко-католицизм продолжил сдавать позиции. В православие обратно переходят сотни тысяч людей в Румынии и Закарпатье. Украинская греко-католическая церковь полностью упраздняется по политическим мотивам и восстанавливается лишь после распада СССР.

Современное положение

На сегодняшний день под управлением папского престола находится ряд церквей византийского обряда.

Они могут иметь один из перечисленных статусов:

  • патриархат;
  • верховное архиепископство;
  • архиепархия;
  • епархия;
  • апостольский экзархат.

Единственным патриархом в этом списке является Иосиф I, предстоятель Мелькитской церкви. Он избирается синодом, вступает в должность и далее после запроса принимается постфактум в церковное общение с папским престолом. Патриарх в данной системе по иерархическому достоинству равен западному кардиналу-епископу. Верховный же архиепископ отличается от него тем, что после синодальных выборов кандидатура должна быть утверждена Папой Римским, и лишь потом следует интронизация и вступление в должность.

Римская курия признает широкую внутреннюю автономию восточных церковных организаций, используя термин «sui iurus», то есть использование ими собственного канонического права. Этот аспект долгое время не был систематизирован, но уже в ХХ веке издается так называемый «Кодекс канонов восточных церквей» специально для католиков-униатов.

Как понимать главу УГКЦ

В сухом остатке слов главы УГКЦ видится следующее.

Это, во-первых, приглашение к диалогу, а не согласие объединяться на любых условиях. Причем высказанное в максимально неконкретной форме. Впрочем, конкретика если и обговаривается, то уже при двусторонних контактах.

Правда, кое-что прозвучало: евхаристическое общение. Как православный может причащаться с католиком (пусть и «греко») – Шевчук не поясняет. Но по идее пути только два – или православный становится католиком, или наоборот.

Впрочем, под объединением здесь вряд ли подразумевается переход под ПЦУ, у которой пока проблемы даже с признанием внутри самого православного мира. Тогда как греко-католики имеют полную международную легитимность через Ватикан. Поэтому вполне вероятно, что единство в униатской церкви видят явно не в форме перехода в православие (детальнее о мотивах УГКЦ мы поговорим ниже).

Во-вторых, интересно, что Шевчук использовал название «патриархат», рисуя перспективы гипотетической объединенной церкви. В то время как ПЦУ – это всего лишь митрополия Константинополя. Стать патриархатом она сможет, лишь выйдя из подчинения Варфоломею. Чего по условиям Томоса нет и не предвидится.

Глава греко-католиков не может этого не понимать. Либо он допустил оговорку – либо в завуалированной форме предлагает Епифанию с помощью униатов побороться за более высокий статус новой православной церкви.

И в этом греко-католики могут сыграть значительную роль – ведь по многим параметрам они имеют больше веса в церковной жизни Украины, чем ПЦУ – пусть они и усилена поглощением автокефальной церкви, а также некоторых приходов Московского патриархата.

Структура церквей в мире

Переход под управление Ватикана с сохранением византийской литургии распространился преимущественно в странах Центральной и Восточной Европы, а также на землях, некогда подвластных Константинополю. Прежде всего, это следствие религиозной дискриминации и прозелитической деятельности в Польше и Австро-Венгрии.

Украинская

Пожалуй, это наиболее известная в бывшем СССР униатская структура. Она имеет приходы в основном на Западной Украине и среди диаспоры. Это вторая по численности конфессия в данной стране.

УГКЦ имеет сложную историю. Ее каноническая территория неоднократно менялась из-за разделов Речи Посполитой и возвращения многих приходов обратно в православие. В результате они сохранились лишь на территории довоенной Польши, а в СССР церковь была ликвидирована и заново воссоздана лишь после его распада.

Мелькитская

Единственная униатская структура с византийской обрядовой традицией, которая находится в статусе патриархата. Выделилась из Антиохийской православной церкви в 1724 году, что стало результатом активной миссионерской деятельности со стороны Рима. Изначально мелькиты существовали лишь на территории нынешней Сирии и Ливана, но в дальнейшем влияние расширилось и на другие страны Ближнего Востока.

Сегодня к мелькитам относятся более 1,5 млн верующих, в основном арабского происхождения. Погромы в прошлом, палестино-израильский конфликт и гражданская война в Сирии привели к массовой эмиграции и появлению мелькитских общин в диаспоре.

Румынская

После завоевания венграми Трансильвании православные оказались здесь в неравноправном положении. Однако окатоличивание и мадьяризация затронули преимущественно верхушку общества, основная же масса румын религию не поменяла. Но после перехода этих земель под австрийский контроль власти стали формировать здесь униатские институты. Народ бунтовал, религиозный гнет ослаб, в результате чего более половины румынских грекокатоликов вернулись к своей прежней вере.

После вхождения этих земель в состав Румынии, роста национализма и прихода коммунистического режима униатские структуры в этой стране были упразднены. После 1989 года греко-католицизм вновь легализован, но очень сильно потерял позиции — количество прихожан сократилось с 1,6 до 0,5 млн по данным Ватикана, а румынская перепись населения показывает цифру менее 200 000. Предоставлен статус верховного архиепископства, основная территория распространения и резиденция находятся в Трансильвании.

Русинская

Фактически под этим названием объединяют три разные структуры, возникшие и не раз изменившиеся после принятия Ужгородской унии 1646 года:

  1. Мукачевская епархия, заново созданная после распада СССР.
  2. Апостольский экзархат в Чехии (бывшая Прешовская епархия).
  3. Архиепархия в американском Питтсбурге, окормляющая диаспору.

Первые два образования находятся в прямом подчинении Ватикану. Общую численность прихожан определить непросто — в диаспоре многие перешли в УГКЦ и считают себя украинцами. Примерное число этнических русинов-грекокатоликов оценивается в 420 000 человек.

Итало-албанская

Данная церковь уже существовала ранее, объединяя местную греческую общину, принявшую покровительство папского престола еще до схизмы. Ситуация меняется в XV веке, когда на земли Южной Италии переселяются православные албанцы, не желавшие жить под турецким игом.

На протяжении всей истории шел процесс ассимиляции итало-албанцев и их перехода в господствующий латинский обряд. Имелась определенная дискриминация византо-католиков в церковном законодательстве — равноправие окончательно установилось лишь в XIX веке.

В наши дни итало-албанцы образуют две независимые друг от друга епархии, служба идет на греческом, а также итальянском и албанском языках. Количество прихожан оценивается в 56 000 человек.

Албанская

Эта балканская страна начала принимать христианство еще в I веке н. э., находясь в сфере духовного влияния Рима и Константинополя одновременно — ко времени Средневековья тут были представлены как католики, так и православные, а последующее турецкое господство и частичная исламизация сделало религиозную карту Албании еще более сложной и смешанной.

Еще в 1628 году здесь возникла первая община, которая дважды ликвидировалась турецкими и коммунистическими властями соответственно. С 1992 года церковные структуры окончательно восстановлены, имеют статус апостольской администратуры и объединяют порядка 3800 верующих.

Болгарская

Греко-католики Болгарии — побочный результат борьбы местного православного населения за автокефалию и независимость от Константинопольского патриархата в XIX веке. В условиях турецкого ига часть стамбульских болгар принимает покровительство папы и в 1861 году получает официальное признание султана. После фактического провозглашения автокефалии Болгарского экзархата большая часть униатов возвращается к прежней вере.

Однако некоторая часть все же остается в составе униатских институтов, подконтрольных Риму. В коммунистический период они сохраняются, хотя и терпят притеснения властей. После 1989 года происходит обретение прежних свобод и реституция части утраченной собственности. Присвоен статус апостольского экзархата, число прихожан — порядка 10 000 человек.

Венгерская

Византийский обряд в Венгрии сохранился на фоне смешения разных этнических и вероисповедных групп из-за массовых миграций. В состав общины вливались русины, румыны и словаки, а также протестанты, что предпочли греческую традицию литургии латинской.

Постепенная мадьяризация населения и введение венгерского языка как богослужебного завершила процесс формирования униатских институтов в стране. На сегодняшний день в Венгрии существуют две епархии, объединяющие около 255 000 верующих.

Греческая

Исторически на территории современной Греции католицизм имел заметное присутствие только в виде приходов латинского обряда. Положение изменилось в 1856 году, когда возникла небольшая община византо-католиков. К концу XIX века уже появились первые приходы и семинария.

В 1923 году структуры униатов уже окончательно сложились и получили статус экзархата. Община в Стамбуле составляет всего 20 человек, тогда как в Греции верующих порядка 6000. Есть несколько приходов и у диаспоры в странах Евросоюза.

Македонская

Первые попытки Рима склонить македонцев к унии относятся к XVII веку, но результата они не имели. Однако католическая архиепархия здесь основана уже в 1656 году. Местное население имело в прошлом болгарское этническое самосознание, а потому уния здесь также стала частью издержек борьбы православных болгар за автокефалию. После образования Югославии местные греко-католики формируют отдельный экзархат.

Среди католиков Македонии большинство составляют именно приверженцы византийского, а не латинского обряда — так сложилось исторически. Сегодня их число составляет примерно 11 400 человек. Другой местной особенностью является наличие одного общего епископа для католических структур обоих обрядов.

Российская

В России восточно-католическая миссия начала легально действовать в 1905 году после издания царем указа о веротерпимости и праве подданных на смену конфессии. В результате симпатизанты римской курии вышли из подполья. Структура официально признается властями, существовал приход и издавался журнал вплоть до 1917 года.

На момент революции насчитывалось около 1000 прихожан и 8 священников, в основном в Петрограде и Москве. Но в результате гонений и репрессий община в СССР оказалась полностью уничтожена и сохранилась лишь в эмиграции.

Церковная жизнь активно возрождалась в 2000-е годы, когда Рим назначил предстоятелем епископа Иосифа Верта. В 2009 году насчитывалось не менее 30 общин в России и эмигрантской диаспоре, однако достоверных данных по количеству верующих на сегодняшний день нет.

Словацкая

Земли нынешней Словакии в прошлом находились под властью Венгрии, а после и Австрийской империи, потому переход под управление Ватикана здесь шел в рамках тех же процессов, что в Закарпатье. Структура выделяется из состава Мукачевской епархии в 1818 году, временно упраздняется коммунистической властью и вскоре воссоздается после Пражской весны.

В 90-е годы церковь реорганизуется и ныне состоит из трех епархий в Словакии и одной в канадском Торонто для местной диаспоры. Численность прихожан — примерно 210 000.

Хорватская

На территории Хорватии, бывшей частью империи Габсбургов, уния являлась постепенным процессом. Сюда активно переселялись православные сербы, бежавшие от турецкого ига. Они нередко принимали католицизм, сохраняя византийский ритуал. Так появились первые греко-католики Хорватии. Далее в их ряды влились и представители других народов.

В XX столетии учрежденная еще в 1777 году Крижевицкая епархия объединяет не только хорватов, но и всех греко-католиков Югославии вообще. Однако после распада страны структура реорганизуется — теперь каноническая территория сужается до границ собственно Хорватии и диаспоры, а приходы в Сербии и Черногории существуют на правах ассоциации. Число верующих не превышает 44 000 человек.

Какие откровения от Бога у греко-католиков?

Недавно почти во всех западноукраинских СМИ прошла новость о том, что монахи УГКЦ слышат голоса не от Бога. А какие голоса тогда у униатов от Бога?

двойной клик — редактировать изображение

(Картина, явление и откровения Христа монахини)

В двух монастырях УГКЦ – во имя святого Феодора Студита, который находится в с. Колодиевка Пидволочинского района Тернопольской области, и в честь Введение во храм Пресвятой Богородицы в с. Большие Борки Тернопольского района, – распространялись откровения и послания, записанные на основании голосов, услышанных монахиней Марией Баран. Синод Епископов УГКЦ, который состоялся 26-27 апреля 2017 заявил, что голоса не от Бога. Откровения появились и существовали тихо-мирно с 2004 г., то есть 13 лет они были «от Бога», а тут вдруг, по какой-то причине, оказалось, что они «не от Бога»!

Я начал усердно искать в интернете записи, статьи об этих откровениях и… не нашел, по большому счету, ничего, кроме маленького отрывка за авторством Марии Баран на одном общеконфессиональном сайте. Суть наставления была следующей: любить Бога, искренне Ему служить (с дипломатичным намеком на то, что не все священники УГКЦ этому преданы), совершать розарий… Т.е. все, что вписывается в экклесиологию Католической Церкви. Ничего необычного или «не от Бога» я не увидел. Поэтому выводы по краткому отрывку текста не делаю, а делюсь с вами своим исследованием.

Меня шокировало следующее. Сотни западных (украинских) газет, даже в антицерковных под копирку распространили заявление синода УГКЦ о ложных откровений. Удивляет, что например, о каком либо чуде в УГКЦ, не было такого ажиотажа по распространению, а тут вдруг такая заказуха! Я обыватель социальных сетей, писатель-публицист, знаком с технологиями информационных войн и манипуляцией сознанием. Так вот, мне весьма ясно и очевидно, что ее записей было множество, в силу наличия ссылок на статьи монахини на разных сайтах, но почти все они уже не действующие. Сайты вышеуказанных монастырей удалены. На официальных католических и греко-католических сайтах все их фотографии статьи удалены. Страницы и посты в «Одноклассниках» и на «Фейсбуке» удалены…

Есть такие технологии «забивания информации», когда, например, под одним и тем же названием массово вбрасываются статьи с другим содержанием. Тогда первоначальная информация становится недоступной. Или когда в поисковое слово, либо старую ссылку, вставляют другой IP-адрес, в результате, попадаешь на какой-то «левый» сайт, например, в Лондоне. Или когда запущены «роботы» (программы) по отсеиванию искомой информации.

Верхушка УГКЦ, скорее всего, в лице айтишников Украинского Католического университета (УКУ), постаралась на славу, даю комплемент – СБУ рядом не стояла!

Какая же опасность от этих откровений и для кого она, если применили такие меры? Даже «сепаров» так не банили в укропространстве.

двойной клик — редактировать изображение

(УГКЦ, Игумен Антоний Григорий Планчак)

Я начал искать информацию о настоятеле этих монастырей, греко-католическом монахе студите. Игумен Антоний Григорий Планчак родом из сербского города Кула, скорее всего, судя по его диалекту, он русин, окончил Папский Григорианский университет и Папский Восточный университет. В интернете полно его молитв, элементов богослужений, проповедей, которые составлены в духе восточного христианства, но исполнены соответственно менталитету русинов, придерживался раньше унийной линии. Множество его лекций и проповедей есть на греко-католических и католических сайтах, в интернет-журналах (еще не все успели «почистить»). То есть для греко-католической среды это суперактивный монах, а, значит, человек грамотный и на сумасшедшего не похож.

Вновь возвращаюсь к постановлению Синода УГКЦ, церковного суда. Какая же его вина?

Суд прошел чисто в манере униатской святости: виновник или его представители небыли приглашены, предполагаемые ереси небыли названы, придрались к «нарушениям» дисциплинарного характера.

Распространял еретические откровения Марии Баран, которые «не от Бога». Когда занимался экзорцизмом, бес выходил не канонически, ибо на это отец не имел благословения. Уточняю: до того момента, на протяжении 13 лет, бес выходил канонически. Как известно, экзорцизмом в УГКЦ занимаются даже приходские священники. Ну и еще были представлены показания свидетелей из мирян, которые видели, что настоятель (!) выезжал из монастыря без благословения и исцелял тоже без благословения. Оказывается, миряне знают расписание, когда священник выезжает по благословению на лекции, а когда за покупкой булки в магазин без благословения. Одним словом, глобальные преступления!

Пересмотрел множество газет и сайтов УГКЦ, так и светские, где же ересь? Дайте хоть одним глазком глянуть! Нет, не найдете. Явно, тут что-то не так. Почему, если он и она говорили ересь, это не представили как очевидный доказательный факт, достойный осуждения всей паствой?!

двойной клик — редактировать изображение

(Фрагмент, открытое письмо верных греко-католиков, предстоятелю УГКЦ в защиту чести и достоинства о. Григория Планчака и монашки Марии Баран)

Потом мне попалось открытое письмо предстоятелю УГКЦ Святославу Шевчуку попечителей и паствы настоятеля в защиту чести и достоинства священника (мне становится смешно и горестно от наивности искателей правды), где всплывают следующие факты.

Авторы письма пробовали решить проблему: «Мы обращались к
БлаженнейшемуКардиналуЛюбомируГузару, ВладыкеБогдану(Дзюраху),АдминистраторуПатриаршей курии, ВладыкеИгорю(Возьняку),Архиепископуи МитрополитуЛьвовскому,ВладыкеВасилию(Семенюку),Архиепископуи МитрополитуТернопольско-Зборовскому, ВладыкеМиляну(Шашику),ЕпископуМукачевскому, ВладыкеФеодору(Мартынюку),Епископу-помощникуТернопольско-Зборовскому, КардиналуРиги ЯнисуПуятсу, КардиналуКлаудио Гуджеротти– ПапскомуНунциюв Украине, КардиналуАугостино Валини – ГенеральномуВикариюПапского Престола, Архиепископуи МитрополитуЛьвова МечиславуМокшицкому. Обращались мы и к Синоду Епископов УГКЦ
».

«У всех не нашлось времени»

, — сообщают искатели правды, представляете? А я вот, как уроженец Западной Украины, могу также представить, как они при этом потратились и не только на «входные звонки». А всю братию эту объехать? Взять хотя бы расценки по прайсу: для того, чтобы получить престижный приход, отцу в УГКЦ надо заплатить 7 тысяч евро, столько же за рукоположение (об этом в открытом эфире на украинском канале заявил греко-католический священник, https://bit.ly/2s7PqN8, идет речь о чудовищном взяточничестве, смотреть с 18 минуты); за приезд епископа на приход, за каждого прихожанина взнос по 2 евро, вне зависимости от того, ходят ли они в храм. Это же Европа, всё в евро!

Цитирую письмо далее: «Но откровения ли
естьглавныйкаменьпреткновения? За 20 лет со временисвоегосоздания Колодиевскаяобщина прошла непростой путь становления(…).Построены и реконструированы монастырские комплексы в Колодеевке, Больших Борках, Долине, Вишневчике Тернопольской области, монастырский комплекс в Посичив лесном массиве площадью 90га, принадлежавший Митрополиту Шептицкому, скит в Ключи Ивано-Франковской области. Еще большие планы были на стадии реализации: комплекс мужского монастыря в Посичи, монастырь Ильи Пророка в Тернопольской области и тому подобное. И все вмиг остановилось 27 апреля 2021 года. Монастыри закрыты(…) Аможет,это имущество монастырей и унесло покой отдельных(личностей)?Имущество, построенное на средства и верой конкретных жертвователей через отца Антония Григория Планчака(…)Может,Владыки,наконец,найдут время и мужество вытереть его материслезы?»
(Полный текст письма, под которым есть интересные комментарии, пока еще не зачистили: https://bit.ly/2scIChY).

Да ладно, Бог с ними, с теми еретическими голосами и откровениями, ведь Церковь-то осудила их официально. А теперь давайте перейдем к видениям и откровениям, которые в УГКЦ и РКЦ «от Бога».

двойной клик — редактировать изображение

(Львов, открытие памятника «великому сыну» Украины, австрийцу, кардиналу Андрею Шептицкому)

Вот, для примера. Особого внимания заслуживает имевшая место в военные годы переписка кардинала Андрея Шептицкого с монахинями-василианками из т.н. «контемпляционного» монастыря святого Илии в с. Суховоля, что вблизи Львова. Эти монахини, – а их было в монастыре всего 17 человек, – находясь в состоянии экзальтации, часто имели «видения» и «откровения Божии» (зачастую весьма своеобразного свойства), о которых подробно докладывали кардиналу.

Одна из василианок, Авксентия Иванович, 3 августа 1941 г. описала видение, данное ей от «Самого Господа Иисуса Христа», «Который» дал ей возможность «увидеть и принимать живое участие в коронации Гитлера, что наполнило душу и сердце непередаваемой радостью и счастьем

[1].

19 августа 1941 г. Авксентия рассказала в письме к кардиналу Шептицкому о еще более оригинальном видении «трех пророков» (!) – самого митрополита в образе «князя украинского» и по сторонам его, как на Фаворе,
«вождя Гитлера в образе святого Ильи» и папуРимского«в обличье пророка Моисея
[2].

Как видим, в этой «контемпляционной иерархии» Шептицкий оказался на месте Христа – выше самого римского понтифика и Гитлера. Это очень импонировало графу Шептицкому, в силу того, что он строил наполеоновские планы унийной экспансии по всей России, а себя ни много ни мало видел князем на Украине.

Еще одно послание Авксентии содержит следующее пожелание Гитлеру, которое повелел «Сам Господь Ииисус Христос»: «Чтобы был истинным вполне католиком, связанным с папой, который мог бы дать ему все нужные религиозные предписания, а в конце наложить на его
голову золотую корону и наименовать Его Царем всей Европы
». А далее прилагается следующее пожелание униатского «бога»: «
Желаю, чтобы немецкое войско ничего не щадило в России, ни городов,ни замков, ни сел, ибо Господь не хочет, чтобы там что-нибудь осталось…
[3].

двойной клик — редактировать изображение

(Адольф Гитлер – католический король Европы Андрея Шептицкого!)

О! Как это похоже на сегодняшнюю бандеро-униатскую пропаганду украинских радикалов: «Знищити Москву та вбити москалів», которые всегда во всем виноваты. А почему бы и нет, если это велит «Сам» униатский «Бог»?!

Вполне возможно, что эти униатские видения «от Бога» отнюдь не были плодом экстатических «видений», но сочинялись в расчете на общеизвестный интерес Гитлера к разного рода оккультно-мистическим практикам. При этом, как видно из слов самой монахини Авксентии, правку в текст с описанием «видений» вносил лично Шептицкий: «Высылаю письмо для милостивого просмотра и исправления. Ваша Экселенция милостиво решит, годится ли оно, не следует ли его сократить или дополнить[4].

Шептицкий, в свою очередь, отсылал отчеты о «виениях» василианок лично Адольфу Гитлеру. В частности, в бывшем партийном архиве в Киеве сохранилось одно из таких писем митрополита фюреру [5]. Переписка Шептицкого с василианками была опубликована в 1988 г. Климом Дмитруком.

Следует сказать, что, в отличие от видений сестры Марии Баран, «видения» монахинь василианок, в частности Авксентии, до сих пор ни латинскими католиками, ни украинскими греко-католиками НЕ ОПРОВЕРГНУТЫ как ложные, и о том, что они «не от Бога», нигде не сказано. По этому поводу не было ни созыва Собора или заседания Синода, ни каких-либо постановлений либо опровержений, устных или письменных.

Еще некоторое время, даже после взятия советскими войсками Львова, записи этих пророчеств и видений активно распространялись среди паствы католиков византийского обряда (УГКЦ) и РКЦ, разжигая, таким образом, религиозную мотивацию к поддержке фашизма (Гитлера) и УПА ОУН.

двойной клик — редактировать изображение

(«Пророк» УГКЦ пан-отец Герман Будзинский)

Современные пророчества в УГКЦ в майданный период кровавого переворота практически ничем не отличаются по содержанию от упомянутых, особенно в поощрении человекоубийства. Ярким примером тому являются пророчества пана-отца монаха студита Германа Будзинского, который окружен ореолом «прорицателя» и мученика за веру, что в сознании верующих придает его «пророчествам» еще больший вес. Возможно, эти пророчества ему вовремя приписали «творцы»-иерархи УГКЦ, в силу их востребованности для братоубийства на Майдане.

По греко-католической версии, это было сказано «святым отцом» в день референдума 1991 г. Конечно же, пророчество тоже было «от Бога», вот оно (подаю тезами, почти дословно):

«…Украина уничтожалась 350 лет от москалей… мы надеемся на лучшую жизнь… эйфория от независимости быстро пройдет… будет кризис 13 лет… за 25 лет будет 5 руководителей… потом придут третьи советы (

это Янукович – авт
.) и это будет через 15 лет после моей смерти
(он умер в 1995 г.)
… это будет двуглавая советско-коммунистическая гидра… за поддержку поляками Украины Москва сделает вторую Катынь
(это известная авиакатастрофа – авт.)

(далее идет описание сценария Майдана)
… во всем виновата Москва…Ярость людей будет такая страшная, что третьих советов и коммунистов будутвылавливатьна улицах и убивать без суда и следствия. И эту месть народа нашего никто не сможет остановить
, потому что преступления
,которые сделают третьи советы и коммунисты против Украины и народа, будут такие же страшные, как сталинские.Вот тогда только родится независимая Украина
!.. Шевченко пророк, его нужно понимать как Библию…
После того, как Украину возглавит женщина, которая выйдет из тюрьмычерез 35 лет Украина станет одной из сильнейших держав мира. Такой, как сейчас Америка… Московиюждет распад и полный упадок. С Владимира началось и на Владимире закончится. Такова воля Божья»
(полный текст https://bit.ly/1hQFqKe ).

На Майдане в связи с этим пророчеством, чтобы предать ему некую сакральность и мистичность, даже устроили «подпольный» флешмоб – переписывали его вручную и распространяли среди адептов «свидетелей Майдана». Жаль, конечно, что Юлия Тимошенко с пророчеством подкачала…

Спустя долгое время, среди духовенства униатов все же раздались одинокие голоса, осмелившиеся сказать («жаль, не сбылось…»), что это «пророчество» было ложное. Но до сих пор НЕ ОПРОВЕРГНУТЫ ни постановлением Церковного суда, ни Синодом УГКЦ ни в РКЦ!

Само пророчество, как мы видим, представляет собой катехизис-цитатник для «патриота»-русофоба. Оно активно обсуждалось и распространялось в социальных сетях среди греко-католической паствы и раскольников УПЦ КП, УАПЦ. Как говорится, не один баян порвали. Я помню, даже в апологии униаты-«свидетели Майдана» приводили его в доказательство «богодухновенности» майданного переворота и братоубийства, а значит и будущего процветания Украины. Униаты вообще до сих пор считают Майдан таким великим благом для Украины, что даже проводят ежегодные конференции под названием «Бог на Майдане» в Католическом университете (УКУ). (Подробнее об этом в моей статье «Чей «бог» на Майдане?»
https://bit.ly/2slMH3i.)
Я потом спросил униатов, почему же Бог не исполнил «свои» пророчества? И как вы думаете, что они ответили? Что «Москва виновата, Богу помешала»! О таком сверхмогуществе Москвы, наверное, униатский бог и не мечтал!

Так вот, после униатского судилища над игуменом Антонием Григорием Планчаком и Марией Баран я был приятно удивлен и рад тому, что все же есть вменяемые верующие среди УГКЦ (этим высказыванием я не поддерживаю само учение католицизма). Представьте себе, какой вал грязи и клеветы люди терпят от «своих», но при этом имеют смелость не уйти, остаться человеком и священником. Хочу сказать, что такая ситуация не только у униатов. Но не всякое терпение и смирение угодно Богу.

Я приветствую галичан и тех русинов, которые в лоне одной из ветвей греко-католичества (Украинской Правоверной греко-католической церкви) осмелились выступить против беззакония, за что горько поплатились: их храмы были разгромлены, священники депортированы: https://bit.ly/2rJcQI3 , https://bit.ly/2sHSygK , https://bit.ly/2s8CQhk . В этих видео собраны факты о лжи, сатанизме и манипуляции сознанием недавно умершего кардинала Гузара. Видео очень сильное, но на русинско-украинском языке.

Когда еще перед Майданом все основные конфессии Украины подписали Акт согласия с евроинтеграционными «ценностями», в том числе и каноническая УПЦ МП, в лице покойного митрополита Владимира, мне было ясно, что эти евросодомские ценности законодательно станут обязательными. А это есть нравственная гибель страны, что мы сегодня и наблюдаем. Об этом я открыто до и после Майдана взывал к своим иерархам: «Это предательство Христа и Святой Руси» https://bit.ly/2rdx49i. И максимально лоббировали эту содомоинтеграцию УГКЦ, УПЦ КП, УАПЦ, а также неопротестанские секты, такие как секта Аделаджи.

Тогда я подумал, что именно пробандеровские «церкви» первыми и лягут под уничтожающий каток антихриста, и будет гонение, и будут закрывать их храмы. Их заставят исполнять весь набор евроценностей: венчать однополых, благословлять гей-парады, ювенальную юстицию, чипирование… Все, как в Европе!

Их национализм использовали для госпереворота, а потом их же самих выбросят, как использованную резинку, и закроют… Но все оказалось намного проще: во главе этих церквей поставлены враги в рясах, которые уничтожают церковь изнутри: тогда ведь и храмы закрывать нет необходимости, они уже становятся кафедрами проповеди «пророчеств» фашизма, русофобии, человеконенавистничества. На их стенах – «иконы» «святых» человекоубийц (бандер), лжецов, дьяволопоклонников.

двойной клик — редактировать изображение

(Духовенство УГКЦ – волки в овечьих шкурах)

Сознательных же и верующих будут изгонять. Для дальнейшего гонения на верующих и развала страны появятся новые нужные «видения», «откровения», «голоса». Обо всем этом нас предупреждали святые апостолы:

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
И многие последуют их разврату, и через них путь стины будет в поношении.И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет»(2Пет.2:1-3).
(Статья написана по просьбе обманутых верующих УГКЦ, как стало мне известно, часть из которых уже возвратились в православие, а больше всего к протестантам. И, не удивительно почему).

Автор: доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, протоиерей Олег Трофимов

[1] ЦГИА во Львове, ф. 201, оп. 4″Б», д.2662, л. 13-14 (цит по: Дмитрук К.Е. «Униатские крестоносцы: вчера и сегодня». М. Политиздат. 1988, с.270).

[2] ЦГИА во Львове, ф. 201, оп. 4″Б», д.2662, л. 21 (цит по: Дмитрук К.Е. «Униатские крестоносцы: вчера и сегодня». М. Политиздат. 1988, с.270).

[3] ЦГИА во Львове, ф. 201, оп. 4″Б», д.2663, л.1-4, 9-10 (цит по: Дмитрук К.Е. «Униатские крестоносцы: вчера и сегодня». М. Политиздат. 1988, с.272)

[4] ЦГИА во Львове, ф. 201, оп. 4″Б», д. 2665, л. 1 (цит по: Дмитрук К.Е. «Униатские крестоносцы: вчера и сегодня». М. Политиздат. 1988, с.271).

[5] Бывший ПА ИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 57, оп. 4, д. 338, л. 137 (нем. яз.).

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, из-за гонений на Украине лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 676196000086178580

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

История униатской церкви на Украине

Поскольку униатство чаще всего ассоциируется с католиками восточного обряда в западноукраинских областях, их историю стоит рассмотреть отдельно.

Подписание Брестской унии

Влияние Киевской митрополии на православное население под властью Речи Посполитой стало ослабевать. Растущая полонизация общества и престиж католицизма создавали предпосылки для унии. Также власти стремились укрепить официальную религию в условиях усиления протестантизма и политической борьбы с крепнущим Русским царством.

6 октября 1596 года митрополит Михаил Рогоза созывает собор сторонников объединения с Римом. Подписывается декларация о признании главенства папской курии, проводится молебен и оглашается отлучение всему духовенству, не признавшему унию.

Дальнейшая судьба

Власти исходили из того, что униатство теперь — единственная законная конфессия для приверженцев византийского обряда. Начинаются преследования, священники, не принявшие унию, лишались приходов. Миряне подвергались дискриминации через поражение в экономических и избирательных правах. Создается базилианский монашеский орден — организация, напрямую продвигавшая полный переход на латинский обряд и окончательное окатоличивание населения.

Религиозное противостояние перерастает в национальное и политическое. Бунтует простой люд, казаки и дворяне, в 1648 году поднимает восстание Богдан Хмельницкий. Постепенно Россия отвоевывает целый ряд земель, в результате приходы и монастыри возвращаются обратно в православие. После окончательного раздела Польши процесс ускоряется, а в 1863 году на землях Холмщины упраздняются последние униатские приходы Российской империи.

Ликвидация УГКЦ на Львовском соборе

1939 году западноукраинские земли входят в состав СССР. Вскоре начинается война, во время которой униатское духовенство нередко становится на путь сотрудничества с немецкими оккупантами и принимает участие в формировании ячеек ОУН и УПА — так, известный националист Степан Бандера был выходцем из семьи священника-униата.

Структуры УГКЦ с самого начала находились под пристальным вниманием НКВД и рассматривались как потенциальная антисоветская агентура. Начинается активная вербовочная работа с клиром — власти готовят почву для упразднения униатства.

Результатом стал созыв в 1946 году Львовского собора, где под лозунгом духовного воссоединения украинского народа и «возврата к вере отцов» Брестская уния отменяется, а все приходы переподчиняются РПЦ.

Советский период

После официального запрета УГКЦ переходит на нелегальное положение. Многие ее служители репрессированы, вследствие чего среди них нетрудно найти тех, кто уже в наши дни был канонизирован как блаженный священномученик или исповедник. Службы продолжались, но проходили втайне, и гораздо чаще люди, сохраняя прежние убеждения, посещали православную литургию. Вместе с тем активно развиваются униатские институты в эмиграции — один за другим возникают экзархаты в Канаде, США, Австралии и Западной Европе.

Современное положение

После перестройки и распада СССР запрет на деятельность УГКЦ снимается — ей возвращают большинство храмов, отобранных в 1946 году. Униатские структуры укрепляются и охватывают теперь территорию всей Украины, включая и восточные области. УГКЦ становится самой большой восточно-католической церковной организацией, объединяя более 4,6 млн верующих.

В 2014 году униатское духовенство активно поддерживало Евромайдан, в том числе принимая непосредственное участие в волнениях. После начала военных действий на Донбассе УГКЦ безоговорочно занято позицию Киева, в том числе собирая деньги на закупку армейского снаряжения для украинских силовиков.

Православные и греко-католики — общие и отличительные черты

Стоит упомянуть сходства и различия двух конфессий более детально, затронув ритуальный и богословский аспект, а также взаимоотношения, где порой политики оказывается едва ли не больше, чем религии.

Общие и отличительные черты

Объединяет обе веры общее прошлое, из которого унаследована и единая обрядовая традиция.

Ее черты следующие:

  • византийский литургический обряд;
  • юлианский богослужебный календарь;
  • право белого духовенства вступать в брак один раз;
  • старославянский язык культа.

Между греко-католиками и православными разница кроется именно в области вероучения.

Как и их единоверцы на Западе, униаты исповедуют следующее:

  • главенство Папы Римского как наместника Бога, непогрешимого в вопросах веры;
  • символ веры с филиокве (Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына);
  • божественная благодать понимается как милость или зов свыше, а не конкретное действие («энергия») Бога;
  • догмат о непорочном зачатии Девы Марии;
  • догмат о физическом вознесении Девы Марии на небеса;
  • признание Вселенских Соборов, проходивших после раскола 1054 года;
  • положение о чистилище и сверхдолжных заслугах святых.

Отношения между конфессиями

В странах Евросоюза оба направления в целом сохраняют религиозный мир и терпимость. Однако в бывшем СССР ситуация совершенно иная — взаимоотношения между этими ветвями христианства крайне политизированы и омрачены конфликтами на почве передела имущества и храмов, вплоть до самозахватов. В массовом сознании прижился образ униата как симпатизанта нацизму, бандеровца, украинского националиста и русофоба. Вопросы же собственно религии при этом уходят далеко на второй план.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]