Мiръ
Россия Воронежская область Воронеж Казанский храм (Воронеж) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:51.699983000000003130480763502418994903564453125,»lon»:39.2690079999999994697645888663828372955322265625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_(%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6)\» title=\»\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0412\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435\u0436)\»\u003E\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0412\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435\u0436)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c»’ — \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0432 \u0447\u0435\u0441\u0442\u044c \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u0432 \u0412\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435\u0436\u0435.»,»title»:»\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0412\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435\u0436)»,»link»:»»,»lat»:51.699983000000003130480763502418994903564453125,»lon»:39.2690079999999994697645888663828372955322265625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
51.699983; 39.269008
Россия, Воронеж, улица Суворова, 79
Воронеж,Воронежская область394063
Россия
Телефон
: 8 (473) 223-06-88; 8 (473) 223-05-95
Казанский храм
— православный храм в честь Казанской иконы Богородицы в Воронеже.
История[править]
Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих.
Согласно историческим сведениям Отрожка (Рожки, Атрошки, Отрожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или «отрогов» (отсюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было приписано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, когда к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль единственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном направлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу. В середине XIX века Воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и Рязано-Козловской линией. Ходатайство было удовлетворено. Дорогу построили за 1867 год, а в следующем году началось регулярное движение поездов. Вблизи Отрожки появилась узловая станция Раздельная. В конце 1870 года был построен однопутный участок дороги от Раздельной до Лисок. Вплоть до начала XX века Отрожка, несмотря на резко возраставшее число жителей, оставалась деревней, то есть крупным населенным пунктом, не имевшим собственного храма. Ближайшая церковь Рождества Христова располагалась на Придаче.
В начале XX столетия отроженпы решились на строительство собственного храма. Согласно преданию среди жителей Отрожки разгорелись жаркие споры о том, в каком месте должен стоять храм и в честь какого события его освящать. И вот однажды местный житель И.Д. Колбешкин, выйдя вечером из дома, увидел сходящий с неба столп света, в центре которого находилась Казанская икона Божией Матери. Он указывал на пустырь среди домов. О своем видении он рассказал односельчанам, споры прекратились, и на этом пустыре в 1903 году был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Долгое время считалось, что строительство Казанской церкви завершилось к 1908 году. Эта дата вошла в краеведческие издания, посвященные памятникам архитектуры Воронежа. В материалах Свода памятников истории и культуры РФ «Историко-культурное наследие Воронежа» говорится, что Казанская церковь была освящена в 1912 году. Однако в ведомостях по страхованию церковных строений, составленных в канун революции, окончание строительства Казанского храма датируется 1911 годом. А небольшая заметка об этом событии в газете «Воронежский телеграф» содержит информацию о том, что Казанская церковь в Отрожке была освящена 5 ноября 1911 года.
Еще до окончания строительства церкви местные жители обустроили примыкающее к ней кладбище, одно из немногих сохранившихся в Воронеже с тех времен. Там и сейчас цел закладной камень с датой освящения погоста — 2 июня 1908 года.
Казанская церковь стала первым храмом Воронежа, построенным в начале XX века, накануне революции 1917 года. Вторым стал величественный собор во имя равноапостольного князя Владимира, строившийся по проекту А.А. Кюи в 1896-1918 годах и взорванный безбожными властями в 1930 году.
Казанскому храму повезло больше. После его возведения разросшаяся Отрожка получила статус села. Вокруг церкви сложился сельский центр. Облик центральной части поселения отличался единством художественного решения. Краснокирпичную с зелеными шатрами и небесного цвета куполами церковь, которая стала доминантой застройки, дополняли здания земской школы и дома священнослужителей с характерным для начала века убранством фасадов. На церковной усадьбе находился целый ряд построек: каменная сторожка, дом священника, два жилых дома причта, деревянная богадельня, несколько сараев с навесами и даже хлев.
О внутренней жизни Казанского прихода сведений сохранилось мало. В связи с поздним строительством церковь не попала ни в издания по истории епархии, ни в клировые ведомости 1911 года. В этой сводной ведомости ее приход, насчитывавший 292 дома с населением в 1722 человека, приписан к Рождественской церкви Придачи. Приходская жизнь шла своим чередом два десятилетия, пока не наступили роковые тридцатые годы…
Один из историков края в своей хронике зафиксировал события 1936 года в Воронеже. В тот год здесь в административной ссылке пребывал поэт О. Мандельштам, область была удостоена правительственной награды, в городе побывали парком просвещения и председатель ВЦИК, перевыполнялись производственные планы. И только об одном событии историк стыдливо умолчал. В 1936 году компания по борьбе с религией докатилась до Казанского храма. В том же году органы местного управления НКВД арестовали всех ее священнослужителей, богослужения прекратились и церковь закрылась. К большому сожалению, имена арестованных священников установить не удалось.
В августе 1939 года Отрожка была включена в городскую черту Воронежа. А годом раньше старинное село Отрожки Новоусманского района вошло в состав рабочего поселка Отрожка. Увеличивалось число жителей, интенсивнее становилась жизнь. И лишь немым укором, напоминавшим о времени «безбожных пятилеток», стоял оскверненный и разграбленный храм, зиял пустыми глазницами оконных проемов. Из него были украдены не только все святыни, иконостас, но и стекла окон и даже деревянные полы.
Летом 1942 года фронт вплотную приблизился к Воронежу. В июле развернулись жаркие бои советских воинов с фашистами в пределах городской черты Воронежа. В течение нескольких дней врагам удалось захватить правобережную часть Воронежа, его исторический центр. Одна из ожесточенных схваток проходила в районе отроженского моста. Оказавшаяся в центре боев Казанская церковь хотя и сильно пострадала, но не была разрушена. Божпя Матерь покрыла ее своим омофором.
В январе 1943 года фронт от Воронежа откатился на запад. Город еще лежал в руинах, когда отроженцы решили добиваться возрождения храма. В августе того же года была создана так называемая церковная «двадцатка», прихожане обратились в районный совет с просьбой зарегистрировать общину и открыть храм и, несмотря на определенные послабления в отношении религиозных объединений и некоторое смягчение прежнего репрессивного курса на удушение церкви, верующим понадобилось в общей сложности около трех лет борьбы с властью за право возродить храм и начать полноценную приходскую жизнь. 5 октября 1946 года облисполком принял решение об открытии церкви в поселке Отрожка Железнодорожного района города Воронежа.
Новейшая история Казанского храма ведет отсчет с 10 декабря 1946 года, с того момента, когда была зарегистрирована община. Инициативные прихожане стали прикладывать все возможные усилия для восстановления Церкви, пострадавшей за время войны. Были заделаны пробоины от снарядов, положен новый деревянный пол, произведено остекление окон. Чтобы скрыть на стенах следы от пуль и снарядов, храм снаружи был побелен. 1954 год ознаменовался установкой иконостаса, который был изготовлен резчиком из Новой Усмани.
Духовенство храма в те нелегкие года испытывало постоянное давление со стороны комитета по Делам религий. Священнослужителей и сотрудников храма регулярно вызывали в облисполком на «воспитательные беседы». Нередко от прихожан требовали доносить на священников.
Восьмидесятые годы прошлого века стали благодатными для священнослужителей и прихожан Казанского храма. В это время начались обширные реставрационные работы. Обрели первозданный облик наружные стены: с них были счищены многочисленные слои побелки, в ряде мест обновлена кирпичная кладка, восстановлен четвертый купол храма, водружены новые кресты, заменена кровля. В 90-е годы стены храма были расписаны заново. В 2009 году сменили надкупольные кресты. После реставрации храм буквально преобразился. В 2010 году в довершение масштабных реставрационных работ прежний, обветшавший за полвека иконостас был заменен новым. Была восстановлена в первоначальном виде входная группа, представляющая собой кованые ажурные металлические двустворчатые ворота и две калитки, установленные в кирпичной арке.
В настоящее время па земельном участке площадью 1,5 га располагается комплекс построек, центром которых является трехпрестольпый Казанский храм с боковыми приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофапа Воронежского. В 90-е годы XX века было построено здание воскресной церковно-приходской школы с крестильным храмом во имя преподобного Серафима Саровского, а также водосвятная часовня во имя святого апостола Андрея Первозванного.
Современное состояние
Сегодня на территории в 15 гектаров располагается целый храмовый комплекс с многочисленными постройками.
Казанская церковь (Воронеж) выполнена в псевдорусском стиле. Кирпичное здание с белыми колоннами выстроено в форме креста с пятью голубыми куполами. Внутреннее убранство храма удивляет своим богатством и великолепием.
В конце 90-х на территории Казанской церкви была построена воскресная школа с крестильным храмом во имя Серафима Саровского и водосвятная часовня, освященная во имя Андрея Первозванного.
Святыни[править]
Главной святыней храма является Казанский образ Божией Матери
. Икона была написана по благословению архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (Добрадина) (1891-1913) в мастерской Андреевского скита на Святой горе Афон специально к освящению Казанского храма в Отрожке. Об этом свидетельствует подпись внизу храмового образа. Прибытие его со Святой горы в далекую черноземную Отрожку, населенную простыми людьми, нельзя назвать иначе, как чудом, духовным благословением Игуменьи Святой горы — Пречистой Девы Марии.
Икона была сохранена во время гонений на Церковь и во время жесточайших боев за Воронеж в годы Великой Отечественной войны благочестивым прихожанином храма Николаем Михайловичем Рябых. Он тайно перенес храмовую икону в свой дом, где затем долгие годы хранился чудотворный образ. По свидетельству старожилов Отрожки, прослышав об открытии Казанской церкви, Н.М.Рябых вознамерился вернуть икону на свое место, но не смог, как ни старался, сдвинуть ее с места. Тогда он отправился за вразумлением к священнику. Батюшка решил отслужить молебен Пресвятой Богородице в доме благочестивого христианина. И только после этого икону смогли перенести в храм.
В 2001 году над иконой была установлена резная деревянная сень, выполненная воронежским резчиком Львом Шевченко.
Время революции и разрухи
С приходом революционных перемен раскольники-григорианцы захватили Казанский воронежский храм, а в 1936 году его закрывает НКВД, все священнослужители попали под арест, к великому сожалению их имена история не сохранила, церковные сокровища разграблены.
В 1938 году село Отрожки сливается с поселком, а затем и с городом Воронеж.
Времена Второй мировой войны привели некогда великолепное строение к разрухе, но Божья Матерь сохранила строение во время сильных обстрелов при вторжении немцев в Воронеж.
Только в 1946 году власти передали Казанскую церковь верующим, которые на свои пожертвования начали ее реставрацию.
Во времена Советов в Воронеже богослужения проводились только в трех церквях, Покрова Божьей Матери, Николая Угодника и Казанской Богородицы.
Настоятели
- Иоанн Алферов (упом. 1912)
- Николай Цветаев (1946 — 1947)
- Николай Зеленев (1947 — 1949)
- Александр Спасский (1949 — 1961)
- Николай Потелещенко [1] (1961 — 1963)
- Митрофан Чаркин (1963 — 1964)
- Никодим Ермолатий (1964 — 1968)
- Митрофан Чаркин, повторно (1968 — 1984)
- Валентин Абашев (1984 — 1989)
- Евгений Лившук (1989 — 2003)
- Иоанн Луканов [2] (упом. 2003)
- Даниил (Черой) (упом. 2003)
- Григорий Самойлов (20 января 2004 — 13 апреля 2005), и/о
Реконструкция Казанского храма
Масштабная реконструкция впервые была проведена в 80-е годы прошлого века. Это время многие местные священнослужители считают благодатным. Связано это с тем, что именно в это период было разрешено направлять пожертвования прихожан на реставрацию своего храма, а не отдавать на восстановление абстрактных достопримечательностей.
Благодаря грамотно проведенным реставрационным мероприятиям, внешне здание сильно видоизменилось и приобрело свой исторический облик. Была очищена вся побелка, произведено обновление кирпичной кладки и обустроена новая кровля. Также был восстановлен 4-й ярус звонницы, разрушенный в военное время. На нем появились новые золоченые кресты.
Золоченые кресты на куполах храма
Через несколько лет была произведена роспись стен, а в 2009-м году появились надкупольные кресты. Внутренние работы закончились в 2010-м году заменой иконостаса, который к тому времени находился в обветшавшем состоянии. На входе были установлены кованые ажурные ворота.
Храмовая территория сегодня занимает полтора гектара. Здесь располагается комплекс построек. Центральным элементом является поражающий своим великолепием трехпрестольный храм. В девяностых годах XX века воссоздана церковно-приходская школа, а также маленькая часовня, освященная именем Андрея Первозванного.
Изумительно красивый храм, изначально созданный в соответствии с русскими национальными традициями, символизирует границу между прошлым и настоящим старинного города. В непосредственной близости от Казанской церкви находятся многоэтажные здания. Но буквально в двух шагах расположен и ухоженный частный сектор с одноэтажными домами, которые являются напоминанием о том, что именно здесь находилась старинная деревня Отрожка.
Сегодня церковь официально считается городской достопримечательностью и защищается государством. Богослужения в Казанском храме Воронежа проводятся регулярно и собирают много прихожан. Но и между службами церковь никогда не пустует. Сюда приходят верующие обратится с молитвой к Высшим силам, поставить свечи за здравие или за упокой дорогих людей.
Автор: Нина Павлушина