Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ


Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

С момента создания Патриаршего подворья первоочередной задачей стало восстановление храма и возобновление богослужений; за 17 лет были проведены обширные ремонтно-реставрационные работы.

Первая служба после многолетнего перерыва состоялась на Пасху 2000 года. В 2003 году на территории Патриаршего подворья был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 2011 году было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на создание при Патриаршем подворье структурного подразделения «Служба помощи семье и детям». В настоящее время в нем проживают двадцать воспитанниц в возрасте от семи до семнадцати лет.

24 декабря 2015 года на очередном заседании Святейшего Синода было принято решение о преобразовании Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.

7 мая 2021 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил обитель и совершил чин великого освящения Никольского храма в связи с завершением ремонтно-реставрационных работ, и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.

Были освящены три Престола: центральный – в честь Вознесения Господня, правый – в честь святителя Николая, левый – в честь Святых мучеников Флора и Лавра.

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел монахиню Неониллу (Фролову) в сан игумении и вручил ей игуменский жезл. Монахиня Неонилла была назначена на должность игумении Никольского Шостьенского монастыря решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года (журнал № 115).

Сейчас в обители постоянно проживают более тридцати насельниц во главе с настоятельницей, игуменьей Неониллой (Фроловой). Сестры несут послушания в храме, пекут просфоры, трудятся в иконописной, золотошвейной и пошивочной мастерских, на трапезной, в молочном цехе, скотном дворе, в саду и огороде, выпекают хлеб, работают с детьми и населением. При монастыре действуют воскресная школа, православный детский сад, молодежный исторический лекторий; три сестры несут послушание в качестве педагогов Шостьенской средней общеобразовательной школы.

В обители ежедневно совершается полный круг суточного богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты святителю Николаю и чтимым иконам Божией Матери «Успение» и «Иверская».

Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт

В какое время территория монастыря открыта для посещения?

С 6:00 до 20:00.

Когда открывается кедровая роща?

Кедровник открывается раз в году — 21 августа. После совершения Литургии в кедровнике служится молебен, затем желающие могут посетить это место.

Можно ли приехать пожить и потрудиться в монастыре и в какие даты?

Паломничество и трудничество в монастыре приветствуются. Толга всегда рада помощи и гостям. За исключением нескольких дней в году (Рождество, Пасха, Толгин день…) никаких трудностей с размещением паломников в гостиницах не возникает. Приехав, нужно обратиться к сестре, дежурящей на центральном входе в монастырь (на проходной), она свяжет вас в сестрой-гостиничной, а та, в свою очередь, разместит и назначит послушание. При себе необходимо иметь паспорт. Также желательно привезти с собой рабочую одежду и обувь, подходящую для трудов в монастыре. Более подробную информацию можно узнать позвонив по телефону 8 (962) 214–81–87 (для тех, кто желает потрудиться) или 8 (910) 821–80–47 (для тех, кто желает остановиться в гостинице за пожертвование). Дополнительную информацию о проживании паломников в Толгском монастыре можно посмотреть здесь:

Совершаются ли таинства Венчания и Крещения в монастыре?

Таинства Венчания и Крещения традиционно в монастырях не совершаются. Для совершения данных таинств лучше обратиться в приходские храмы. Крестят и венчают на подворье Толгского монастыря в селе Введенском Некрасовского района. Обговорить все подробности можно подъехав к подворскому храму к Всенощному бдению в субботу вечером или к Литургии в воскресенье утром.

Можно ли устроить свадебную фотосессию на территории монастыря?

Свадебные фотосессии на территории монастыря строго запрещены. Молодожены могут приехать и помолиться у чудотворной иконы Божьей Матери, но видео- или фото съемка при этом не допускаются.

Я хочу принять монашество, как можно поступить в ваш монастырь? Есть ли какие-то препятствия?

Если говорить о препятствиях, то, прежде всего, конечно же, не может поступить в монастырь человек, связанный семейными узами и имеющий маленьких детей. Иногда преградой на пути к монашеской жизни бывает и преклонный возраст, когда телесные немощи и укоренившиеся привычки мешают полностью изменить свою жизнь. По учению святых отцов, молодость способнее к монашеству, чем старость, ибо молодая душа гибка и легче переменяется к лучшему. Однако и пожилые годами, но сохранившие гибкость души и способные к монашеству, конечно, принимаются в обитель. Если этих препятствий нет, если человек имеет твердое намерение отречься от мира, безусловно, ничто не может ему помешать поступить в обитель. Нужно также помнить, что в монастырь не уходят от несчастной любви или жизненных неудач. Монах – это человек, который оставил все ради жизни по Евангелию, ради спасения души в вечности и любви к Богу Если Вы решили поступить в монастырь, советуем Вам почитать духовную литературу о монашестве, например, «Приношение современному монашеству» святителя Игнатия (Брянчанинова). Эта книга познакомит Вас с монашеством, с тесным путем, ведущим в жизнь вечную. Чтобы проверить твердость своего намерения, лучше некоторое время пожить в нашем монастыре паломницей. Познакомившись с внутренним укладом обители, жизнью сестер, поговорив с настоятельницей или старшими сестрами, Вы сможете понять, соответствует ли монашеский путь Вашему душевному устроению. В любом случае помимо Вашего личного желания, для того, чтобы Вы остались в монастыре (не говоря уже о принятия пострига) необходимо благословение матушки игумении. Поэтому первым шагом для Вас станет приезд в монастырь в качестве паломницы.

Во сколько начинается утренняя/вечерняя служба?

Еженедельное расписание богослужений размещается на монастырском сайте. Информацию можно найти в этом разделе: или в новостной ленте.

Есть ли натерритории монастыря пункт питания?

Паломникам и трудникам предоставляется бесплатное двухразовое питание в паломнической трапезной. Гости обители могут посетить монастырскую трапезу «Архондарик», где всегда в наличие большой выбор первых и вторых блюд, салатов, выпечки, горячих и холодных напитков, различной монастырской продукции, которые можно приобрести за небольшое пожертвование. Режим работы «Архондарика»: будние дни — с 8:30 до 18:00, суббота — с 8:30 до 19:00, воскресенье и праздничные дни — с 9:30 до 19:00.

Сколько сестер в монастыре?

В монастыре на данный момент около 130 насельниц.

Организовываются ли экскурсии?

Вы можете закать экскурсию по монастырю. Их проводят насельницы обители. Экскурсию можно заказать при входе в монастырь (на проходной), но желательно закать ее заранее по телефону 8 (910) 815-12-81.

Как можно заказать у вас требы?

Информацию о заказе поминовений можно посмотреть здесь:

Как вести себя при посещении монастыря?

Монастырь является закрытой религиозной организацией, и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к сестрам и труженикам обители. В монастырь следует приходить вскромной несоблазнительной одежде, без неподобающих на ней надписей и изображений. Женщинам следует быть с покрытой головой, с ненакрашенным лицом. Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины. Не подобает христианке носить мужскую одежду (брюки), а мужчинам — шорты. Если есть необходимость, то при входе в монастырь женщинам можно получить платок и юбку, которые нужно вернуть обратно после экскурсии. Однако, гостям обители лучше позаботиться о внешнем виде заранее и самостоятельно. Христианин должен всегда носить нательный крест. Входя в храм, нужно креститься. Мужчинам следует снять головной убор. Нельзя вступать с насельниками монастыря в праздные разговоры. Запрещается: кричать, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, нахождение в нетрезвом состоянии, использование громкоговорящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах, пение, включать радиоприемники, магнитофоны,употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб, плевать и сорить на территории монастыря, входить на территорию монастыря с животными, устраивать пикники, вести съемку сестер монастыря, а также съемку внутри храмов во время богослужения можно только по благословению игумении монастыря. Если среди паломников есть желающие помолиться, подать поминальные записки и поставить свечи перед иконами, то это нужно делать, не мешая молящимся и не создавая суету во время богослужения. Не позволительно непочтительно вести себя и нарушать предписанные правила поведения. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается. Перед входом в храмы, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать.

Как должно трудникам вести себя на послушаниях и в кельях?

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Прийдя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Монастырь — обитель, в которой живут иноки, люди, удалившиеся от мирского общества, посвятившие себя на подвиги поста и молитвы, и давшие обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Это место, где славится имя Божие, вести себя подобает соответствующим образом. Должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него. Многие люди в последнее время, все больше тянутся в монастыри — эти лечебницы души, которые отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы. Кто-то приезжает сюда как паломник, кто-то — как трудник, чтоб поработать над восстановлением обителей, укрепиться в вере. Человек, оказавшийся на какое-то время среди сестер обители, тем или иным образом «примеряет» себя к монашеской жизни, старается быть более благочестивым. Но следует помнить, что при реальном прикосновении к монастырской жизни страсти и греховные наклонности, до поры дремавшие в глубине души, обостряются и выходят наружу. Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело. В монастыре надо отсечь свою волю и полностью быть в подчинении у сестры, которая отвечает за послушание, на которое вас поставили. Естественно, что приехавшие в монастырь должны оставить курение, сквернословие и другие греховные привычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, излишний и громкий смех. При встрече мирянин первый кланяется священнику, иночествующим. При встрече в монастыре обычно приветствуют друг друга поклонами и взаимными приветствиями «благословите», иногда говорят: «Спасайся, сестра (брат)». Отвечать принято: «Спаси, Господи». Если возникли какие-то недоразумения на послушаниях, не надо стремиться «восстанавливать справедливость», тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть огрехи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, обратиться за разрешением недоразумения к сестре на то поставленный. Монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Здесь не только нельзя обнажать тело, но и заниматься чем-то для самоуслаждения. За пределы обители можно выйти только по благословению. Не принято в монастыре и ходить «в гости» — то есть в чужие кельи, за исключением послушания. При входе в келью, в мастерскую или другое монастырское помещение вслух произносится молитва: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Войти разрешается только в том случае, если из-за двери услышите: «Аминь». По интересующим духовным вопросам можно обращаться к священникам. Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.). Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови». Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна. При работе на послушаниях творят молитву, стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к ближним.

История

Впервые Дермань упоминается в 1497 г. как владение, пожалованное князю Константину Ивановичу Острожскому. 11 окт. 1499 г. он положил «в храме Святой и Живоначальной Троицы честной обители Дерманской» рукопись поучений Патриарха Константинопольского свт. Каллиста (†XIV) с дарственной надписью (она является самым ранним известием о монастыре); в 1507 г. князь подарил обители рукописное Евангелие, где чужой рукой от имени Константина Ивановича сделана запись об этом событии; в 1538 г. Даниил Еловицкий подарил «обители великия лавры в Дермани» рукописный «Апостол».

В 1575-1580 гг. делами обители заведовал, на правах управляющего, российский первопечатник Иван Федоров: переехав из Москвы в Заблудов (тогда – в Литве, ныне – в Польше), а затем во Львов, он был приглашен в имения Острожских князем Василием-Константином (сыном Константина Ивановича). Видя трудное положение православных в католической Речи Посполитой, Василий-Константин радел о церковной учености, которая помогала бы отстаивать истину перед иноверными, и потому привлекал к себе лучших православных книжников своего времени (в 1580-1581 гг. князь совместно с Федоровым издал в Остроге 1-ю полную печатную церковнославянскую Библию).

В 1602 г. князь подтвердил за обителью все пожалованные ей угодья и повелел инокам жить по общежительному уставу: «Даем монастырь наш Дерманский со… всеми его принадлежностями на общее житие чернецам»; «Монастырь, который называется киновией (общежитием), в маетности нашей… отдали (инокам), заложили и фундовали» (под закладкой подразумевается каменное строительство, см. ниже). Цитируемая грамота Василия-Контантина предписывала также принимать в монастырь «только тех, которые бы тому порядку (общежительному) подчиняться хотели и которые бы стремились к науке». Князь отдал инокам и печатные станки, о чем сказано в предисловии 1-й изданной в Дермани книги – «Октоиха» 1603-1604 гг. Заведовал Дерманской типографией священник Дамиан Наливайко – духовник Василия-Константина, настоятель Богоявленского собора в Остроге, писатель, брат Северина Наливайко (предводителя восстания на Украине в 1594-1596 гг. против Польши). В 1602-1605 гг. настоятелем монастыря был игумен Исаакий Борискович, который ранее жил на Афоне и получил звание протосинкела (секретаря) Александрийского патриарха, а завершил земной путь Луцким епископом (†1643). Вместе с о. Исаакием и Дамианом в Дермани трудились Иоанн Борецкий – будущий митрополит Киевский Иов (†1631), и прп. Иов Княгиницкий – подвижник Афона и будущий основатель Манявского Скита в Галиции (†1621). В 1605 г. типографию переносят в Острог (вторично после 1580 г.), а все перечисленные выше труженики отправились в иные места служения. В 1608 г. Василий-Константин поручил обитель экзарху Константинопольского Патриарха игумену Исаии Балабану и подчинил ему все монастыри в своих вотчинах.

Позже Дермань оказалась во владениях князя-католика Александра Заславского. В 1627 г. к нему обратился, испрашивая себе обитель в управление, архиеп. Полоцкий Мелетий Смотрицкий. В ответ князь потребовал от просителя перейти в унию. Известный писатель-богослов своего времени, владыка Мелетий, как и многие его соотечественники, мучительно искал мирный выход из конфликта между притесняемыми православными гражданами Речи Посполитой и католическими властями страны. Но в силу того, что воспитание Смотрицкого в детстве шло в духе Православия, а в юности – под влиянием католицизма, этот талантливый и ученый иерарх постоянно колебался в своих взглядах. В итоге он так и не выработал твердых убеждений. Условие Заславского было принято (с оговоркой, что униатство Мелетия временно сохранят в тайне). По словам одного из биографов Смотрицкого, Дерманский монастырь привлекал Мелетия тем, что при частых вынужденных скитаниях «освобождал писателя от тяготившей его жизни “на чужих хлебах”». В 1628 г. Смотрицкий открыто признал себя униатом; в 1633 г. он почил в Дерманской обители, где и погребен.

В кон. 1-й пол. XVII в. в монастыре был составлен «Помянник», где против имени «споведника» (духовника) иеромонаха Авраамия о (фраза указывает на автора и время, не ранее которого появился «Помянник»). Последняя запись с датой, сделанная в «Помяннике» рукой о. Авраамия, относится к 1644 г. (в 1663 г. другим почерком внесена еще одна запись). В книге упомянут «Василий К(онстантин) К(онстантинович), К(нязь) Остроз(кий), который церковь и звонницу муровал, и сам на закладке был, и всего монастыря Дерманского фундатор. Преставился року от сотворения мира 6961, от Рождества Христова 1608». Однако названный год «от сотворения» соответствует не 1608-му от Р.Х. (когда действительно почил Василий-Константин), а 1453 – эпохе Василия Федоровича Острожского по прозвищу Красный (прадеда Василия-Константина): вероятно, в годы написания «Помянника» существовало предание об основании обители В.Ф. Острожским, и о. Авраамий смешал 2-х князей в одном лице.

Невзирая на поступок Смотрицкого, уния, по мнению историков, утвердилась в обители позже – при настоятеле Ианнуарии Огурцевиче (1712-1729), который в 1720 г. принял участие в униатском соборе в Замостье. В 1766 г. в монастыре временно содержался под стражей игумен Мелхиседек Значко-Яворский – настоятель Матронинской обители на Черкащине, арестованный за активную деятельность в защиту православных (в том же году о. Мелхиседеку помогли бежать из Дермани в другую часть Украины, находившуюся под протекторатом России).

В кон. XVIII в. Дермань вошла в состав Российской империи, в 1822 г. монастырь был возвращен православным. С 1833 г. при нем действовали 2 духовных училища: уездное и приходское (в 1854 г. их объединили, в 1877 г. уездное училище перевели в Клевань). В 1845-1873 гг. в обители проживали викарные епископы Волынской епархии, носившие титул «Острожских». В 1944 г. монастырь стал женским, в 1960 г. был закрыт и отведен под спецшколу-интернат, в 1991 г. – возрожден.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]