Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь


История

Дата основания Покровского Хотькова монастыря неизвестна, но первая запись о нем относится к 1308 г. Поначалу монастырь был мужско-женским. В 30-х годах XIV в. насельниками обители были не только родители преподобного игумена Сергия Радонежского, но и его брат Стефан, который впоследствии ушел в пустынножитие.

Монастырь был очень беден более двух веков, пока в 1506 г. он не получил великокняжескую ругу, жалование из государственной казны в виде продовольствия. В начале XVI века в Покровском монастыре в Хотькове проживало всего 17 иноков и инокинь. К середине века обитель стала полностью женской и перешла под управление Троице-Сергиевой лавры. Покровская Церковь в те времена была деревянной. Вблизи нее в 1580 г. была построена Никольская.

Во время Смуты Троице-Сергиева лавра подверглась осаде. Хотьковская обитель была разорена, и восстанавливалась на средства Сергиева монастыря в 1620-х годах. Вскоре на средства патриаршего боярина Василия Янова началась постройка каменного Покровского храма в Хотькове. Оконченное в 1648 г., это строение было первым и долгое время единственным каменным зданием монастыря. В это время в обители постоянно жило около 40 насельниц и около 70 готовящихся к постригу мирянок.

Весь XVIII век в Покровском монастыре в Хотькове активно шло строительство. В 1745 г. построили святые ворота, обращенные к Троицкому монастырю, «первенствующему в России». Позже была построена ограда с башенками и надвратная церковь с престолом во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1764 г. Покровский монастырь был отписан от Троицкого, получил самостоятельность. Началось время расцвета. Всего за 50 лет количество инокинь и прочих жителей обители достигло 400. В начале XIX в., при игуменье Евпраксии, началось возведение каменных келий и прочих строений. В те времена Покровский Хотьков монастырь был особножитным: каждая инокиня жила своей кельей, вела отдельное хозяйство. На территории обители располагался рынок, где монахини и белицы торговали выращенными продуктами с жителями окрестных деревень. Также насельницы монастыря славились великолепными рукодельными работами. Они пряли, занимались кружевоплетением, вышивкой золотом и жемчугом. Церковные облачения работы хотьковских инокинь можно увидеть в экспозиции Сергиево-Посадского музея.

В середине XIX в. было решено постепенно переходить к общежительному устройству. Через 30 лет все монахини жили в предоставленных кельях и за счет обители. Торговля также была вынесена за монастырские стены. Перед революцией в ведении Покровского монастыря была иконописная мастерская, школа для мальчиков и девочек на 70 человек, богадельня и больница.

Покровский монастырь в советское время (в 1922 г.) закрыли. Здесь располагался склад и промышленная артель. Во время пожара в 1985 г. были утеряны фрески храма, а сам он был в полуразрушенном состоянии. Мощи преподобных Кирилла и Марии в этот период были захоронены. В 1989 г. начались восстановительные работы, возобновились богослужения и монашеская жизнь. Сейчас реставрированы оба собора. При монастыре есть воскресная школа, пансионат для девочек и богословские курсы.

Настоятельницы

  • Петронида (ок.1604)
  • Евфимия (Королевинская) (упом. сентябрь 1641)
  • Иулия I (ок. 1689)
  • Феодосия (Куличкина) (9 сентября 1692 — ?)
  • Марфа
  • Иулия II
  • Мариамия
  • Анфиса (Шишкова) (1715 — 1720)
  • Ираида
  • Клеопатра
  • Евграфа
  • Иринарха (Латышева) (1723 — ?)
  • Максимилла (Юшкова)
  • Илария
  • Феодосия
  • Марфа
  • Анфия (Грушевская) (1763)
  • Македония (Борисова) (кон. XVIII в.)
  • Маргарита (Афанасьева) (кон. XVIII в.)
  • Ксанфиппа (Тихонова) (кон. XVIII — нач. XIX вв.)
  • Евпраксия (Коротаева) (1809 — 1848)
  • Магдалина (Шигарева) (1848 — 1852)
  • Вера (Львова) (1855 — 1858)
  • Антония (1858 — 1866)
  • Филарета I (1866 — 1871)
  • Варсонофия (Мережковская) (1871 — 1895)
  • Филарета (Меркурьева) (7 июня 1895 — 1905)
  • Никандра (? — до 1918)
  • Варсонофия (Евдокимова) (1918 — 1921 (1928))
  • 1921(1928) — 1989 — закрыт и разорен

  • Герман (Хапугин) (15 января 1989 — 10 июня 1992) настоятель прихода
  • Олимпиада (Баранова) (с 1992)
  • Архитектура монастыря

    Общая планировка обители – продольно-осевая. Так сложилось исторически: монастырь строился вдоль дороги, по которой паломники шли в сторону Троице-Сергиевой лавры. В обычае у них было сначала поклониться родителям преподобного Сергия. Постепенно дорога потеряла свое значение, и на ней впоследствии была построена колокольня с часами. Эта четырехъярусная видная издалека колокольня придавала законченность архитектурному ансамблю. Она была снесена в 30-х г. прошлого века.

    Каменный Покровский собор, возведенный к 1816 г., представляет собой пятиглавый кирпичный храм в стиле классицизма. Центральный крупный барабан имеет световые окна по кругу. Четыре малых барабана глухие. Все фасады декорированы ленточным рустом и портиками коринфского ордера. Ограда монастыря отмечена квадратными в плане башнями. С южной стороны в XIX в. она была заменена корпусами келий.

    Каменный Никольский собор по времени строительства относится к первому десятилетию XX в. Это здание в русско-византийском стиле, возведенное по проекту архитектора А. Латкова, сменило старую церковь имя Николая Чудотворца. Строение крестово-купольного типа, с позолоченным куполом и высоким световым центральным барабаном. Здание долгое время было одноглавым. Но после реставрации в 2007 г. собор имеет первоначальный пятиглавый вид. По центру фасадов расположены крупные ризалиты, завершающиеся вверху закомарами. Внутри ризалитов – три ряда длинных окон.

    Имеются две надвратные церкви. Первая из них Рождества Иоанна Предтечи над центральными воротами всегда была приходской. Она считается самым старым строением на территории обители. Другой живописный храм во имя святителя Митрофана построен в классическом стиле в 1833 г. над Южными «Водяными» вратами.

    Купола в России кроют чистым золотом

    Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.

    Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!

    Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…

    Как добраться до собора Покровского женского монастыря

    Чтобы доехать до Покровского монастыря в Хотькове из Москвы, нужно сесть на электропоезд на Ярославском вокзале, следующий до Сергиева Посада или Александрова. Выйти на ст. Хотьково. Пешком от станции около 10 минут.

    На автомобиле нужно ехать по Ярославскому шоссе до поворота на Хотьково или на Радонеж. Оба поворота – до развязки на Сергиев Посад.

    Контактные данные

    • Адрес монастыря: Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная, д.2.
    • Тел. канцелярии.
    • Телефон в храме: 8 (496) 543-000-5.

    О христианских добродетелях

    Вдруг откуда-то возле меня возникла одетая в черное девушка. Что вы делаете?! Как вы сюда попали! Как – да по дорожке. И ничего я не делаю такого, из-за чего стоит шум поднимать: медленно иду, смотрю влево и вниз – около тропинки крутой склон, внизу остатки какого-то сооружения и в старинной каменной кладке пробита дыра.

    Молодая монахиня летела ко мне на скоростях. Она взволнованно квохтала, что сюда нельзя, и уж ни в коем случае не допустимо фотографировать. Но почему? Я снова обернулась к стене с дыркой. Оберегает мой взор от неприглядной картины строительства? Да ладно – подобное встречается на каждом шагу, видели — перевидели. Вряд ли. Или… тут скрыта какая-то тайна и я ненароком приблизилась к ней?

    Девушка в черном, дыша на меня чесноком, теснила и лопотала: «Только по благословению матушки Олимпиады!» Особа в ангельском чине обладала ухватками настоящего секьюрити.

    Делать нечего, я вышла на центральную дорожку и, раздумывая о происшедшем, тихо шла к выходу.

    Тут из дома чуть впереди меня одна за другой вышли две женщины в клобуках. Я тут же забыла о происшедшем. У одной на груди висел крест — так ходили по Троицкой лавре церковные иерархи. Было невыразимо интересно – я в первый раз в жизни лицом к лицу встречаюсь с генералом от церкви. Мы поравнялись и я заглянула ей в глаза. Чисто как женщина женщине.

    Что я думала увидеть? Ну не знаю. Ведь не только одежда отличает ее? Ведь она Инокиня, то есть иная. Не такая, как все, знакомые мне до сих пор, женщины. Она — с другой орбиты. Что-то такое открылось ей, ради чего отказалась она от создания семьи, любви, от детей, которых могла родить. А каково это — отказаться от мирского? Что заставляет сиять ее глаза?

    Она ответила мне немигающим и жестким взглядом продолговатых глаз. В них не было ни грана кротости, смирения, доброты и вселенской любви к человечеству, это были глаза воина уже воздевшего меч для битвы. Или взгляд требовательного и полновластного директора завода, увидевшего в рабочее время в цеху балбесничающих учеников, своевременно не опознавших начальство.

    Взгляды скрестились и я первая отвела взор. Потом я нашла в интернете – это и была та самая матушка-игуменья Олимпиада. Но, знаете, ее взгляд я не могу забыть. И думаю, что для сохранения возвышенного отношения к институту церкви полезна солидная дистанция от высокопоставленных слуг божьих. Чтобы не видеть, сколько в них насквозь земного.

    Фотографии

    Возрождение

    Наступил 1989 год, Московский патриархат получил разрушенный и оскверненный Покровский собор. С этого момента началось возрождение одной из древнейших святынь — Хотьковского монастыря.

    В 1993 году игуменьей обители была назначена монахиня Олимпиада. Она вместе с первыми насельницами и начала поднимать монастырь из руин.

    На сегодняшний день в монастыре действует пансион для девочек, работает духовная библиотека, посещать ее может каждый горожанин. Обитель опекает дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической больницы.

    В монастырь приезжают тысячи паломников, желающих понести здесь послушания и просто прикоснуться к великой святыне земли русской.

    Расписания богослужений

    В монастыре ежедневно ведутся утренние и вечерние службы:

    • В будни начало божественной литургии — в 7:30.
    • В выходные и праздничные дни в Покровском соборе проводится молебен с чтением акафиста перед мощами святых праведных Кирилла и Марии. Начало молебна — в 7:00.
    • В выходные и праздничные дни божественная литургия начинается в 8:00 в Никольском соборе.
    • Всенощное бдение (вечерняя служба) начинается в 17:00 ежедневно.

    Адрес

    Благочестивым паломникам, желающим поклониться мощам святых Кирилла и Марии, полезным будет знать адрес обители: город Хотьково, ул. Кооперативная, владение 2.

    Для тех, кто мечтает пожить в монастыре и понести послушание, есть хорошая новость. Есть возможность остановиться в доме паломника, только предварительно необходимо созвониться с монастырем и предупредить о своих намерениях потрудиться во славу Божью. Телефон обители указан на ее официальном сайте. Здесь же можно заказать экскурсии.

    Об игуменье

    Прошло 25 лет с того момента, как матушке Олимпиаде был вручен игуменский посох, а вместе с ним — разрушенный монастырь. На сегодняшний день обитель возродилась, славится своей красотой. Матушка игуменья продолжает возглавлять ее.

    Будущая настоятельница родилась во Владивостоке, но ее семья в скором времени переехала в Саратовскую область. Когда матушке Олимпиаде исполнилось 20 лет, она покинула отчий дом, уехав в Сергиев Посад, поступила в медицинское училище. Жила в Москве, училась, после получения диплома вернулась в Сергиев Посад, где трудилась на должности медицинской сестры около 10 лет.

    Бог привел будущую игуменью в Ригу, где она 13 лет прожила в Троице-Сергиевом монастыре. Обителью управляла в те годы игуменья Магдалина, ныне покойная. Матушка вспоминает о ней как о проницательном человеке, имеющем большую любовь к людям. Эта любовь покорила будущую настоятельницу Хотьковского монастыря, продолжительные и доверительные беседы со своей наставницей запомнились на всю жизнь.

    В Риге матушка Олимпиада была благочинной, как выше написано, жила там на протяжении 13 лет. Затем приехала в Хотьково, где по распоряжению святейшего патриарха Алексия II стала настоятельницей обители. Через полтора года приняла сан игуменьи, в котором находится и по сей день.

    На сегодняшний день в обители проживает 80 сестер, 50 из них приняли монашеский постриг. Матушке приходится нелегко, ибо у каждой насельницы свой характер, необходим индивидуальный подход. Она старается учитывать характер сестер, давая им послушания, смотрит на склонность к тому или иному делу, а также на образование. К примеру, если насельница хорошо поет, ее могут поставить на клирос, при наличии соответствующего образования — точно будет там.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]