Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых


В самом центре России расположен провинциальный городок Кострома с построенной в нём православной святыней, которая носит весьма поэтическое название: Богоявленско-Анастасиин монастырь. История этой женской обители очень интересна, а временами и трагична…

С древних времён Кострома являлась одним из важнейших центров духовной жизни Руси. Именно здесь в XIII веке случилось явление всероссийски чтимой православной святыни: чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери, молельного образа благоверного князя Александра Невского.

В разное время на землях этой области находилось около 60 (!) православных монастырей. И все они были воздвигнуты ближайшими соратниками Сергия Радонежского и его учениками.

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году.

Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленско-Анастасиин монастырь с высоты птичьего полёта

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Вид на постройки Богоявленско-Анастасииного монастыря

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

Богоявленский собор с золотыми куполами

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Святыни женского монастыря в Костроме

Территория и храмы

Вслед за Богоявленским собором стали возрождаться к жизни и другие, значимые для верующих, храмы.

Сейчас на монастырской территории действуют Кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор, также церковь Смоленской иконы Божией Матери с её удивительной иконой-фреской Богородицы, чудом пережившей все многочисленные пожары в монастырских стенах.

В крипте, под клетью забора освящен храм во имя Преподобного Никиты Костромского, Преподобного Сергия Радонежского и Великомученика Никиты.

Также возрождены и открыты для верующих Собор Богоявления Господня и колокольня в одной из отстроенных заново старых башен.

Сохранилось здесь и трёхэтажное здание с великолепными наличниками на окнах. Это Трапезный корпус, который был построен ещё в 17 веке. Сейчас здесь располагается духовная семинария города.

Феодоровская икона Богородицы

Весь путь, пройденный Костромой за прошедшие века, тесно связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Одна из известнейших российских святынь и главная святыня Костромы находится в Богоявленско-Анастасиином Соборе.

Согласно древним преданиям князь Юрий Всеволодович приобрел ее возле города Городца в старой деревянной часовне. Эта икона была подарена великому князю Александру Невскому по случаю его свадьбы и стала его молельным образом. В августе 1263-го главная святыня Костромы чудесным образом явилась во владениях Василия Ярославовича, который был младшим братом князя Юрия Всеволодовича.

Согласно легенде, князь охотился возле реки Запрудне, и там, на дереве увидел образ Богоматери. А незадолго до этого жители Костромы заметили на улицах своего города воина, который нес образ Богоматери на руках. В нем горожане признали Феодора Стратилата, великого святого и мученика.

Обретенную святыню жители города с большими почестями пронесли по улицам и поставили в соборном храме. После этого икона Богородицы стала называться Феодоровской в память о Святом Великомученике Феодоре Стратилате.

В 1613 году призвали на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Это торжественное событие провели перед ликом иконы Пресвятой Богородицы. После чего икона Богородицы стала особо почитаться среди представителей дома Романовых.

Уже стало традицией, что в день празднования Чудотворного образа 29 августа, жители Костромы ежегодно совершают крестный ход по улицам города. Многочисленные представители духовенства, православные костромчане, а также многочисленные паломники с молитвенным пением несут перед собой икону Феодоровской Божией Матери.

Предание гласит, что чудотворный образ написан рукой святого апостола и евангелиста Луки. Считается, что Феодоровская икона Пресвятой Богоматери имеет чудотворные свойства. Ее еще можно назвать семейной, так как она покровительствует всему, что связано с семейным благополучием: помогает при рождении и воспитании детей.

Перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах. И искренняя, сердечная молитва никогда не остается без ответа.

Святые мощи

Пожалуй, трудно найти другой такой монастырь в России, где подобно Богоявленско-Анастасииному, хранится так много величайших христианских святынь. Это обусловлено богатым историческим и духовным наследием как самой обители, так и древнего города.

В местных храмах хранятся многие святыни православной веры: мощи преподобных Тимона и Никиты Костромского, основателя монастыря и Небесного покровителя Костромы.


Свой монашеский путь Преподобный Никита начал в Троице-Сергиевой Лавре, под духовным наставничеством Преподобного Сергия Радонежского. По благословению своего наставника 19 лет он был игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря. Затем 7 лет управлял Боровским Высоцким монастырем, где духовно взрастил великого святого русской земли Пафнутия Боровского.

В Кафедральном Соборе Анастасия-Богоявленского монастыря находится рака со святыми мощами Преподобного Тимона, старца Надеевского, издавна почитаемого на костромской земле. Ученик и духовный друг великого святого земли русской Преподобного Серафима Саровского, при жизни иеромонах Тимон был наделен прозорливостью, даром чудотворения и исцеления. Известны слова, которыми напутствовал саровский старец иеромонаха Тимона:

«Сей, отец Тимон, сей, всюду. Сей данную тебе пшеницу. Все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».

В уникальном кресте-мощевике тщательно сохраняются мощи ещё 278 святых. По преданию, святые частицы были собраны местночтимым подвижником: схимонахом Саввой.

Также особо почитается раритетный складень-мощевик с частицами Ризы Господней, Ризы Богородицы и Её пояса.

Мироточивые иконы

Неподалеку от раки с мощами Преподобного Никиты находится святой образ его сродника и духовного учителя – Преподобного Сергия, игумена Радонежского. На иконе укреплен ковчег с частицей мощей Великого Старца, которую передал монастырю Святейший Патриарх Московский и Всея Руси – Алексей II.

Именно этой иконе суждено было стать первой мироточивой в стенах Богоявленско-Анастасииной обители. Это случилось 17 июля 2000 года в канун дня памяти Святого. Миро истекало из благословляющих пальцев Преподобного Сергия Радонежского. С тех пор мироточение этой иконы повторяется и по сей день.

Икона Преподобного Серафима Саровского, что находится в монастыре, тоже мироточивая. А всего сегодня в Соборе мироточат 11 образов. Среди них икона Святителя Николая Чудотворца, равноапостольного князя Владимира, Казанская икона Божьей Матери.

У этого чтимого списка Богородицы удивительная судьба. Святыню одной из костромских обителей, разрушенной в годы гонения на церковь, сохранила у себя одна христианка. Привернув лик Божьей Матери, она приспособила икону под стол, на котором резала овощи.

Поэтому до наших дней Казанская икона Божьей Матери дошла изрубленной, но при этом хорошо сохранилась. И вот уже 13 лет на ней появляется святое и целебное миро!

Чудесным образом источает благоуханный аромат мироточивый крест.

Большинство икон, находящихся в Соборе, относятся к XVII веку. Многие возвращены церкви из богатых музейных фондов Костромы или привезены со святых мест в дар и утешение костромскому народу. В их числе древняя чудотворная Иверская икона Божьей Матери и образ Великомученика Пантелеймона, известного способностью исцелять людей от недугов. Обе святыни ранее пребывали на Афоне.

В Богоявленско-Анастасиином Соборе находятся иконы с частицами мощей Святой Блаженной Матроны Московской и Преподобной Олимпиады Арзамасской, небесного покровителя Костромы Феодора Стратилата. А также почитаемой на костромской земле Преподобной мученицы Анастасии Римляныне, в честь которой освящен один из престолов Кафедрального Собора.

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский.

Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

Монастырская колокольня

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии

. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Монастырские ворота

Второе рождение святой обители

Лишь в 1991 году, перед проведением Собора Костромских святых, впервые после 1925 года в Богоявленско-Анастасиином соборе прошла церковная служба. А через несколько месяцев крестным ходом с участием большого числа людей в собор торжественно внесли Феодоровскую икону Божией Матери — выдающуюся костромскую святыню.

Именно ей, этой исторически значимой, чудотворной иконой был благословлён на царство первый царь из династии Романовых — шестнадцатилетний Михаил.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в наши дни является жемчужиной в архитектуре старинной Костромы и центром духовной жизни города.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.).

Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг.
Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.
Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Описание архитектуры

Облик монастырского комплекса претерпевал много изменений на своем веку. Его двор напоминает вытянутую трапецию. Самое старое здание, дошедшее до нашего времени — Богоявленский кафедральный собор. Он отличается сдержанностью внешнего вида.

Крыша храма увенчана луковичными золотыми главками. Внизу имеется подклет.

В настоящее время на территории обители имеется еще колокольня, церковь Смоленской иконы Божьей Матери и собор Богоявления. До революции здесь была Никольская церковь в стиле барокко, собор св. Иоанна Богослова и Трехсвятительская церковь.

Современное состояние и режим посещения

Монастырь действующий. В нем постоянно проживают более ста насельниц и настоятельница, а также ежедневно совершаются церковные богослужения. На монастырской территории находятся Духовная семинария и управление Костромской епархией. Помимо этого, в монастыре открыта богадельня для пожилых женщин и приют, где живут и обучаются девочки-сироты.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

Проход на монастырскую территорию для посторонних запрещен. Паломники и туристы могут посетить только часовни и наружные входы Богоявленского собора.

Тесная связь с историей России

Хотите почувствовать аромат веков? Побывайте здесь! Это историческое место, где хочется просто постоять, послушать тишину и открыть себя в себе.

На территорию монастыря посетителей не пускают. По крайней мере, когда мы оказались здесь в вечернее время, вход был закрыт. Но в Богоявленском соборе и часовне около него, открытых для гостей, есть многое, что заслуживает вашего внимания.

Удивительно, но это действительно так, — в церкви источают приятный аромат, мироточат 11 икон!

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

Настоятельский корпус

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве

до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 3.50 [2 Голоса (ов)]

← КОСТРОМАКОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬРОССИЯ →

Как добраться, где находится

Расписание богослужений:

  • 7:30 — Полунощница, Часы, Божественная Литургия;
  • 17:00 — Вечерня и Утреня

Адрес монастыря: город Кострома, Богоявленская улица (или ул. Симановского), дом 26. По городу можно проехать на автобусе 2 до остановки «Кафедральный собор», а можно и на троллейбусе 2 или 7 до остановки с названием «Улица Пятницкая».

Координаты: 57.77295, 40.92429.

Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).

Для спокойного путешествия мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

Наша поездка в Богоявленский монастырь Костромы состоялась 17 июля 2021 года. Мы заехали сюда после прогулки в музее деревянного зодчества под открытым небом, который именуется Костромская Слобода.

Завтра утром мы планируем заехать в усадьбу Следово, которая находится недалеко от Костромы. А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда Вперед!

Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Поделитесь в комментариях, а в каких храмах и монастырях вам доводилось бывать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Церковь Алексия, Человека Божия

Алексей, Человек Божий – христианский святой, почитаемый как православной, так и католической церквями. Жил в IV веке, вел аскетичный образ жизни.

В 1653 году на хозяйственном подворье женского Богоявленского монастыря была построена Церковь в честь святого. Деньги на строительство собирались прихожанами в виде пожертвований.

Сегодня в Храме проводятся экскурсии, действует воскресная школа, ведется социальная работа. Каждый день совершаются службы. Литургия начинается в 9:00, вечерняя служба – в 17:00.

Настоятели

Мужской монастырь:

  • Макарий (Кучин) (1618 — 1624)
  • Аггей (Колосовский) (1771 — 1773)
  • Макарий (Глухарев) (1821 — 1824)
  • Евгений (Баженов) (15 сентября 1824 — 1829)
  • Афанасий (Дроздов) (27 июля 1829 — 1837)
  • Платон (Городецкий) (20 декабря 1837 — 1839)
  • Нафанаил (Савченко) (5 мая 1839 — 1845)
  • Агафангел (Соловьёв) (21 сентября 1845 — 19 февраля 1849)

Женский монастырь:

  • Иннокентия (Травина) (упом. 2014)

Церковь Спаса в Рядах

Своеобразие этой церкви в том, что она расположена не в архитектурном ансамбле храмовых строений, а среди купеческих торговых рядов.

На этом торговом месте в XVII веке стояла деревянная церковь, храм был возведен и освящен в 1776 году. В дальнейшем церковь продолжала достраиваться.

После революции в здании был размещен музей атеизма, позднее – склады. Прежний вид здание приобрело только в 80-е годы.

Богослужения в Храме Нерукотворного Спаса проходят в воскресные дни и по праздникам.

Кострома входит в традиционный маршрут Золотого кольца. Фото храмов Костромы можно увидеть на обложках журналов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]