Печальник и молитвенник земли нашей Русской (часть первая)

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В Малоярославце есть место, в которое приезжали, приезжают и будут приезжать люди не только с России, но и из других стран мира. Здесь, благодаря, Игумении Николаи возродилась большая женская обитель. Когда Матушка пришла в 90 годах, монастырь представлял из себя руины и всё понадобилось начинать с нуля. Помимо этого настоятельница открыла пансион для детей, оставшихся без попечения родителей. Монахини отреклись от мира, для того, чтоб всем сердцем посвятить себя Богу. Но они взяли на себя крест растить и воспитывать детей. Вот такой дружной семьей мы и живем вместе уже 29 лет. Это всё невозможно было бы и представить без нашей Матушки, которая прилагает все усилия на то, чтоб монастырь процветал как духовно, так и физически.

Матушка Игумения Николая


Настоящая Мама с большой буквы не только для сестер, но и для всех девочек пансиона ― всей нашей большой семьи. Кто о чем мечтает в жизни интересной профессии, хорошей крепкой семье, творческих достижениях, и даже поездке куда-то или сдаче выпускного экзамена и как всего этого достичь ― обо всем этом заботится наша Матушка, и поэтому девочки всегда стараются получить у нее совет и благословение на все доброе и хорошее. Кто как выглядит, во что одет, у кого какое здоровье, кто как учится ― все это небезразлично нашей Матушке, поэтому каждая девочка всегда чувствует себя нужной, любимой, и окруженной заботой.

Пока Матушка с нами, мы верим, что все трудности сможем преодолеть её молитвами и заботой. Матушка всегда учит нас главному, духовному правилу: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а всё остальное приложится вам». И на своём опыте мы убедились, что это действительно так. Когда живёшь для Бога, отдавая себя ему, людям без остатка, то получаешь вдвое, втрое больше, чем отдал.

Монахиня Александра (Грачева)


Директор детского православного пансиона семейного типа «Отрада и наш постоянный концертмейстер и учитель по фортепиано для тех, у кого в музыкальной школе это специальность. Она почти всегда сопровождает нас в гастрольных поездках, и сидит как звукооператор на наших домашних концертах. Микрофоны, микшерный пульт, завязывание бантиков, прически, туфли и костюмы, ― обо всем этом заботиться мать Александра во время наших выступлений. Сочувствие и забота во всем ―от чистоты в кельях и классах, до выполненных уроков и насыщенного и занимательного досуга и наших замечательных праздников ― это ее ежедневное и почти круглосуточное послушание в пансионе.

Монахиня Серафима (Тубольцева)


В мирской жизни монахиня Серафима получила высшее музыкальное образование и закончила консерваторию. Все праздничные службы в монастыре проходят под её четким руководством. Она является главным хормейстером и регентом монастыря. Византийское пение, партес и знаменный распев всё она знает от «а» до «я», и с радостью делится своим опытом с другими сестрами и детьми.

Также, Монахиня Серафима благочинная в монастыре. Внутренняя жизнь обители, послушания и устав монастыря – за всем этим ей надо проследить и сделать так, чтоб монастырю всё шло на благо, а сёстрам на пользу. Это сделать, согласитесь, не так уж и легко… Но это ещё не всё, она является хормейстером коллектива «Отрада», преподавателем хоровых дисциплин для девочек, которые учатся в детской школе искусств по специальности «Хоровое пение». Заботливая наставница для воспитанниц «Отрады» и студенток-выпускниц «Отрады», которые остались жить при монастыре на время получения высшего образования.

История

Васильевский мужской монастырь расположен в селе Никольском на месте бывшего прихода того же посвящения, где в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь святителя Василия Великого. В 1934 году храм был закрыт и сильно пострадал от безбожников: была снесена вся его верхняя часть, 9 куполов и колокольня, фаянсовый иконостас уникальной работы полностью разрушен. В 1954 году храм был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.
Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Его трудами храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году — пострижен в схиму с именем Зосима.

Множились люди, желавшие послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. В 2001 году Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, а в 2002 году и сама Васильевская обитель была зарегистрирована как мужской монастырь.

В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения. Читается неусыпаемая Псалтирь. В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, по изготовлению мебели).

Анна Ивановна Остапчук

Директор Православной гимназии при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. Заботиться, чтобы у девочек были хорошие педагоги, чтобы все смогли справиться со всеми контрольными и экзаменами, чтобы в классах гимназии было все необходимое оборудование, чтобы занятия проходили интересно и разнообразно. Каждый учебный день начинает вместе с ученицами гимназии в общей молитвы перед началом учебы, всех знает не только по именам, но и помнит каждое достижение или провал в учебе, и очень старается, чтобы достижения поощрялись и становились основой для дальнейшего развития, а провалы исправлялись и больше не повторялись.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

Свято-Успенский Николо-Васильвский монастырь — святое место на территории Донбасса, связанное с именем его основателя, известного старца и проповедника, схиархимандрита Зосимы ( Сокур ).

Схиархимандрит Зосима, великий схимник, Старец — наш современник

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь основан в 1998 году и объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский монастырь ( зарегистрирован в 2002 году ) и женский Свято-Николаевский монастырь ( зарегистрирован в 2001 году ) — и является самым большим из вновь основанных монастырей Украины.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь расположен в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. До 1959 года нынешнее село Никольское состояло из двух деревень — Никольского и Васильевки.

В каждой деревне были свои храмы. В Никольском находился одноглавый храм в честь Николая Чудотворца, в Васильевке — девятиглавый храм в честь Василия Великого, построенный в 1912 году и украшенный уникальным фаянсовым иконостасом.

Каменный храм святителя Николая Чудотворца

Храм святителя Николая Чудотворца с колокольней над входом, построенный в 1910 году, расположен на противоположной стороне села Никольское и относится к обители. Сейчас храм восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам.

В Васильевском храме, пережившем трудные времена революционного лихолетья, богослужения возобновились в 1940 году. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и больше не закрывался.

Еще до революции в этих местах зародилось предание, что, когда в Свято — Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий ( будущий схиархимандрит Зосима ) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм.

Его вклад в создание монастыря огромен, и не только в том, что на пустыре за сравнительно короткое время был создан монастырский комплекс из двух обителей, нескольких храмов, Дома милосердия, крепкого монастырского хозяйства, включающего различные мастерские, но и в создании особого духовного единства насельников обителей, количество которых немалое: 70 насельников и 140 насельниц ( данные с официального сайта монастыря ).

Заветы Батюшки здесь свято берегут и соблюдают. Незадолго до своей кончины схиархимандрит Зосима составил духовное завещание. Он как бы незримо присутствует в монастыре и продолжает окормлять свою паству.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь известен далеко за пределами Донетчины. Сюда стекаются паломники со всех концов Украины, России, Белоруссии и зарубежья. По приезду каждый спешит в усыпальницу Батюшки, чтобы поведать свои горести и печали, рассказать о наболевшем, попросить помощи.

Батюшкина усыпальница

Наместником Свято — Васильевского мужского монастыря был до своей кончины в августе 2002 года схиархимандрит Зосима. Священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.

29 декабря 2009 года Владыка Иларион благословил нести крест наместника монастыря будущего схиархимандрита Алипия ( Бондаренко ), который нес этот крест до своей кончины 4 октября 2013 года.

После его смерти наместником Свято — Васильевского монастыря стал архимандрит Амвросий ( Скобиола ). Настоятельница Свято — Николаевского монастыря — игумения Анна ( Морозова ).

Хиротония архимандрита Амвросия во епископа Волновахского, викария Донецкой епархии состоялась 6 апреля 2021 года. Видео можно посмотреть в нашей группе «Православие с любовью» в ВК.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в храме Антония и Феодосия Киево — Печерской Лавры, после которой была совершена хиротония архимандрита Амвросия и ему был вручен архиерейский жезл. По традиции иерарх подал верующим свое первое архипастырское благословение.

В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, сестрами обители читается неусыпаемая Псалтирь с поминовением живых и усопших. Псалтирное чтение называется «неусыпающим» потому, что оно не прекращается ни днем, ни ночью.

Храмы монастыря: Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь имеет на своей территории пять храмов и приписанный к обители храм святителя Николая Чудотворца.

Соборный храм в честь Успения Божией Матери был заложен в 2002 году, построен по подобию Патриаршего Успенского собора Московского Кремля — в соответствии с завещанием схиархимандрита Зосимы, который уповал на то, что главный храм обители освятит Патриарх Московский и Всея Руси.

31 июля 2009 года, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вместе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Всея Украины Владимиром посетил Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери и передал в дар обители старинный образ Успения Божией Матери.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь продолжает благоустраиваться и достраиваться. Глядя на нынешнее благолепие обители, трудно представить, что история монастыря начиналась с полуразрушенного Васильевского храма среди пустыря, заросшего бурьяном.

Трапезный храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших, был построен к 2000-летию Рождества Христова.

Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери с колокольней. В Доме Милосердия в 2004 году открыт домовой храм в честь преподобного Самсона Странноприимца.

Дом Милосердия

О Свято — Васильевском храме и храме в честь Николая Чудотворца написано выше.

Святыни монастыря:

По благословению Старца, возле Свято — Васильевского храма вырыли колодец, который освятили в честь Зосимы и Савватия Соловецких. На этом кладезе Батюшка совершал водосвятные молебны. Он привозил сюда святую воду со всех мест, в которых побывал.

Однажды Старец сказал: «Я молился, чтобы Господь даровал сей воде силу врачевать различные болезни». И молитва Батюшки сотворила чудо. Горькая и соленая некогда вода стала сладкой и приятной на вкус.

Старец очень почитал святого праведного Иоанна Кронштадского, духовные чада которого передали схиархимандриту Зосиме очень много личных вещей Всероссийского пастыря, в том числе прижизненный портрет Богоносного Пастыря, его «шапочку», которую раз в году в день памяти святого выносят в храм на поклонение верующим.

В обители бережно хранится икона святого Пантелеймона, о многочисленных случаях исцелений от которой схиархимандрит Зосима свидетельствовал неоднократно сам, рассказывая на проповедях о благодатной силе иконы.

Очень любима и почитаема в монастыре икона Божией Матери «Скоропослушница«. Батюшка любил рассказывать многострадальную историю этой иконы, подчеркивая, что Пресвятая Богородица через эту икону скоро слышит и скоро исполняет прошения всех, с верой к ней притекающих.

Отдельно следует сказать о плоде его жизни, труда и забот, о Богадельне, Доме Милосердия для престарелых и немощных старичков и старушек, оставшихся без опеки родственников. Это было буквально дело жизни Старца.

Он неусыпно заботился о Доме Милосердия при жизни и оставил, уходя в Вечность, в Духовном завещании напутствие неукоснительно продолжать начатое, доколе существует обитель.

Благословение настоятеля, архимандрита Амвросия Игумен Дома Милосердия архимандрит Антоний со своими подопечными

Батюшка указал в Завещании, что дело милосердия — это основное дело монастыря, и «эту заповедь монастыри должны выполнять вечно». Можно даже сказать, что Богадельня стала отправной точкой при создании монастыря.

Дом Милосердия стал для всех насельников и насельниц обители средоточием монашеской жизни, собранием людей, которые хотели жить и умереть со Христом: одни, умирая, а другие — служа им, как Самому Христу.

Афонская горка перед Домом Милосердия. Это точная уменьшенная копия Святой Горы Афон. Здесь любят отдыхать паломники и насельники монастыря, молясь и размышляя о Боге, о Вечности, о бренности всего земного.

У подножия Свято — Успенского собора находится место упокоения двух настоятелей монастыря ( схиархимандрита Зосимы и схиархимандрита Алипия ), две усыпальницы великих схимников, и захоронения первых насельников монастыря.

Усыпальницы выполнены в одном архитектурном стиле. После смерти Батюшки одна из них долго пустовала.

Поклонный крест и врата при входе на храмовую территорию, виден Свято — Васильевский храм и купола Успенского собора, а также две иконные лавки монастыря, где можно купить свечи или заказать требы.

Мастерские:

Схиархимандрит Зосима трепетно и благоговейно собирал крупицы «Руси уходящей» в ее святынях: частицах мощей угодников Божиих, иконах, церковной утвари. Старец стремился сохранить и передать будущим поколениям не только древние реликвии, но и благоговейное отношение к ним.

Реставрационными работами занимались в мастерских, которых создано было много: швейная, вышивальная ( ризница ), золотошвейная, иконописная, а также керамическая, свечная и Дом трудолюбия со столярной, плотнической, резнической и сапожной мастерскими.

Схиархимандрит Алипий, получивший в молодости средне-техническое образование по оформительскому делу, очень много сделал для оформления монастыря, его храмов. Он писал и реставрировал иконы, украшал их эмалевыми венцами и драгоценными мощевиками.

Ему очень нравилась резьба по дереву, изготовление разных художественных работ из металла. Отец Алипий был всегда за работой. Сколько красивых вещей изготовлено его умелыми руками.

Своими художественными работами, своим трудолюбием, своей неиссякаемой добротой, кротостью, смирением, душевной чистотой и красотой, богатым внутренним миром, любовью ко всем окружающим схиархимандрит Алипий оставил о себе светлую память в сердцах всех, кому посчастливилось с ним общаться.

В монастыре действует пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, достаточно хорошо оснащенная и оборудованная, а также укомплектованная медработниками, в основном из числа насельников монастыря.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь насчитывает не так уж много лет своей истории, но за эти сравнительно недолгие годы, по сравнению, например, с Киево-Печерской Лаврой, Почаевской Лаврой, Святогорской Лаврой, обитель заняла значительное место в сердцах людей, которые едут сюда не только со всей Украины, но из России и зарубежья.

Атмосфера в монастыре настолько благожелательная, гостеприимная, добрая, что каждому, кто побывает там хоть единожды, хочется вернуться в это святое место вновь и вновь, приложиться к святыням, рассказать Батюшке Зосиме о своих горестях, набраться чудодейственной молитвенной помощи, духовно укрепиться.

Медиа-студия «Мастерская Вертоград» создает много фильмов и видео-роликов об обители Батюшки Зосимы на YouTube канале, отражая все важнейшие события из жизни монастыря.

Официальный сайт обители: Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

Аркадий Владимирович Сагайдак


Художественный руководитель хора «Отрада». Именно он подбирает почти весь репертуар, регулярно проводит репетиции с хором, готовит все самые важные концертные программы для гастрольных выступлений хора, как в России, так и за рубежом. Артистизм, педагогический и дирижерский талант нашего руководителя хора не только помогают девочкам освоиться со сложным репертуаром на репетициях, но и красиво выступить на концертах.

Творческий процесс с нашим руководителем проходит настолько интересно и увлекательно, что мы даже не замечаем, как подходят к концу наши уроки. В репертуар входят не только духовные песнопения, но и произведения светских композиторов. Методику работы с воспитанницами преподаватель разрабатывает сам, исходя уже от проблемы, какая возникает в процессе работы. Аркадий Владимирович иногда говорит, смеясь: «Я поражаюсь, как у вас это получается. То я вас собрать не могу, чтоб мы спели одно произведение, не повышая тональности, то вы мне поёте так, как другие специалисты этому учатся годами, а для вас это как бы за, между прочим.»

Елена Валерьевна Балог

Художественный руководитель хореографического ансамбля «Отрада». Артистка балета, участница знаменитого Государственного Академического хореографического ансамбля «Березка», она старается дать девочкам лучшую основу ― классический балетный станок и традиции народного танца. Плавные, гармоничные вальсы и мазурки, «плывущие» хороводы и задорные плясовые ― это то, что получается в результате многочасовых трудов у станка и на репетициях.

Елена Валерьевна учит нас жить танцем и ничто не должно отвлекать от этого занятия, по крайней мере, хотя бы на репетиции. «Хоть танк пусть заедет в этот зал, вы должны продолжать танцевать, не отвлекаясь ни на что, а окончив танец, можете уже пойти рассмотреть, что за танк и кто танкист». Звания лауреатов первой степени и гран-при различных всероссийских и международных конкурсов ― это в значительной степени ее заслуга, результат ее труда.

Печальник и молитвенник земли нашей Русской (часть первая)

Воспоминания монахини Варвары (Широлаповой) о схиархимандрите Зосиме (Сокуре)

Я счастливая, потому что мне в жизни Господь подарил встречу с батюшкой Зосимой. И это мое богатство, которым я охотно поделюсь с вами.

Родилась я в Луганской области. Нас было трое, и мама воспитывала нас сама, было нелегко. Мне было лет 12, когда к нам на приход пришел священник, который был духовным чадом батюшки схиархимандрита Зосимы (Сокура). Этот священник благословил нас поехать к старцу Зосиме. Тогда мне казалось, что ехать надо было на край земли, аж в Донецкую область (смеется).

Навсегда запомнилось первое впечатление: высокий, величественный монах в схимническом куколе и архимандричьей мантии, с посохом в руке — батюшка четко, громко и очень торжественно совершал литию (сугубое моление на вечерней) в субботу вечером в притворе сельского Васильевского храма. Казалось, он был до неба…

Проповедь схиархимадрита Зосимы в День Святой Троицы, 1999 г.

Сила монашеского духа этого человека и огонь его живой молитвы увлекали за собой сердца всех молящихся в храме. В храме была гробовая тишина, все стояли не шелохнувшись. Он перечислял имена святых десятками, сотнями, они для него были живыми, реальными. И для нас становились такими. Начиная от ангельских чинов, пророков, апостолов, вселенских учителей, мучеников и преподобных, он переходил к каждой земле-веси и просиявшим там святым. Складывалось ощущение, что они чередой проходят перед ним, а он к каждому обращается лично, подчеркивая его подвиг, например: «святыя равноапостольныя Марии Магдалины — паче всех благ сладчайшего Господа Иисуса возлюбившия… святаго священномученика Тихона, архиепископа Воронежскаго, безбожниками в день Пасхи в Царских вратах повешеннаго… святаго мученика Гавриила, младенца Белостокскаго, от жидов умученнаго…»

Было удивительно, как батюшка перечислял имена преподобных Киево-Печерских. Складывалось ощущение, что он идет по пещеркам лавры от мощей одного преподобного к другому. Он ведь начинал свой монашеский путь именно в Киево-Печерской лавре, там обрел для себя и духовника — схиигумена Валентина (Семисала). Такая любовь у него была к угодникам Божиим, такой трепет! Тот послушливый, тот затворник, тот молчаливый и т. д. Он помнил каждого, кто где почивает, и в дальних пещерах, и в ближних.

Батюшка очень любил службу. Храм для него был центром жизни. Он старался и нам показать эту красоту. Каждая совершаемая им служба была событием! Никогда в нем не было будничности и обыденности. Никогда он не молился вяло или сухо, всегда это было живое и личное общение с Богом! Даже тайные молитвы он произносил достаточно громко, чтобы люди могли если не слышать слова, то хотя бы объединиться с ним в едином порыве духа. Для него очень важно было объединить всех, зажечь сердца молитвой, выстроить гармонию со всеми молящимися в храме, чтобы едиными усты и единым духом устремлялись горе сердца…

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь. Царю Небесный

Сейчас у меня есть возможность где-то бывать, сравнивать, анализировать, и я увидела, что одним из основных подвигов жизни нашего батюшки было собирательство. Он был как пчела. Все то, что украшало храм и богослужение, наполняло красотой и глубиной церковную жизнь — особенности, традиции, предания и святыни — он собирал и хранил, а когда появлялась возможность, воплощал в жизни своей.

Во многом примером пастырского и священнического служения для батюшки стал образ отца Иоанна Кронштадтского и его подвиг. Вспоминая, он рассказывал нам, что большое влияние на него оказала родная тетя — монахиня Антонина, которая была близка к Иоанновскому монастырю и к отцу Иоанну Кронштадтскому. Батюшка говорил, что с детства у них настольной книгой была «Моя жизнь во Христе». Он очень почитал отца Иоанна, ждал его прославления и даже говорил, что перед его кончиной к нему придет Иоанн Кронштадтский с крестом и кропилом. И действительно, икона святого пришла к нему в последние годы жизни: большая, около метра высотой. Отец Зосима называл святого не иначе как «дорогой батюшка, отец Иоанн Кронштадтский». В день памяти святого у нас в обители особое торжество. Стекается очень много людей, и все причащаются и прикладываются к шляпе дорогого батюшки отца Иоанна, которая от его духовных чад досталась отцу Зосиме и хранится у нас в обители.

До схиигумена Валентина духовником отца Зосимы был отец Димитрий Песков (известный пастырь и духовник Донецкой епархии 60─80 гг.). По его благословению батюшка поступал в Московскую семинарию, но органы КГБ не пропустили его. Поэтому он уехал в Сибирь, где служил иподьяконом у владыки Павла (Голышева), который произвел на него сильное впечатление своей святой, аскетической жизнью. Батюшка рассказывал, что именно у владыки Павла он познал красоту богослужения. Оттуда он поступил в Ленинградскую семинарию, где большое влияние на него оказал известный владыка Никодим (Ротов), который и постриг батюшку. Из академического храма Александро-Невской лавры к нам в обитель принес батюшка традицию служить два раза в год литургию апостола Иакова, в дни его памяти.

Сестринский хор свято-Успенского Никольского монастыря. Сугубая ектения

В последние годы жизни Господь дал батюшке возможность воплотить все то, что он собирал всю свою жизнь — все самое ценное, прекрасное, важное, — в нашем монастыре.

Когда живешь в монастыре, то думаешь, что так везде, но когда случается где-то бывать и видеть, то понимаешь: какое же богатство собрано у нас! Это отражено в особенностях устава нашего, в собрании старинных икон, многие из которых — афонского письма! Много икон святых угодников с частичкой мощей, несколько больших мощевиков! Сколько отреставрировано руками сестер старинных плащаниц, литургических комплектов, облачений и митр! Батюшка хранил и некоторые личные вещи ныне прославленных святых и видных деятелей Церкви. Когда к нам приезжали разные иерархи, священники, видя все это, говорили о том, что в этом есть особое Божие благоволение.

Например, есть у нас икона Божией Матери «Скоропослушница», на которой в советское время в домино играли. Глаза на лике были выколоты. Хранилась она где-то на чердаке. Батюшка с особой любовью и трепетом относился к ней, как к мученице. Братия отреставрировали ее, сделали красивые венцы, резной киот. Дивная, чудная икона сейчас — одна из наших особо почитаемых. Столько чудес получают люди от этой иконы Божией Матери! И такая икона у нас не одна.

Батюшка умел и правящего архиерея вдохновить. Ведь рассвет Православия на Донбассе — это же все труды нашего батюшки вместе с владыкой Иларионом. Сколько они построили храмов! Сколько икон, на Афоне писаных, сейчас по храмам Донецкой епархии! Он всегда говорил: «Надо созидать. Мы должны строить. Кто не созидает, тот разрушает».

Батюшка жил церковной жизнью — от праздника к празднику. Говорил, что каждый праздник — это как звездочка на небосводе церковном. «Вот мы отпраздновали Успение, а у меня уже Рождество Божией Матери…» или «…у меня уже Воздвижение». Он готовился заранее к каждому празднику: какую икону поставить, какой ковер постелить, в каком облачении служить, как спеть — все продумывал, настолько для него это было важно. Для него не было мелочей, особенно если это касалось служб. Если в быту он отличался скромностью и даже убогостью, то в храме все должно было быть самое дорогое, красивое и великолепное. Он и сам преображался из скромного, в видавшем виды подряснике, облачаясь в священнические ризы — он, как бы выпрямляясь, становился еще выше и величественнее!.. И даже выражение его лица из мягкого и улыбчивого становилось собранным и сосредоточенным! Из шутливого и порой озорного — очень серьезным и даже суровым!..

Сестры рассказывали, что однажды они спели службу тихо, а когда вечером зашли к батюшке, он говорит: «Вы мне всю службу испортили! Все настроение! Даже помолиться не мог. Ничего не понятно». Сестры отвечают: «Батюшка, так служба ж будняя… тихо, спокойно попели». А он: «Как вы можете так говорить — будняя служба?! У Бога нет будней, у Бога всегда торжество. Небо всегда торжествует!» Вот какой он был ревностный. Батюшка очень боялся равнодушия, безразличия. Он сам всегда горел и умел передавать людям огонь своего сердца.

Сестринский хор свято-Успенского Никольского монастыря. Песня о Батюшке Зосиме

Записала инокиня Иоанна (Панкова)

Печальник и молитвенник земли нашей Русской (часть вторая) >>

15.06.2017

Светлана Минаева


Медсестра и воспитатель пансиона «Отрада». Ежедневная гигиена, правильное питание для здоровья и сохранения фигуры, физиотерапевтические процедуры, лечение заболевших, обеспечение санитарных норм, соблюдение режима труда, то есть учебы и репетиций и отдыха ― это все предмет ее всесторонней заботы. Бывает в 2 часа ночи станет плохо, звонишь ей, говоря о своей проблеме, а через 5 минут она уже рядом со своей аптечкой и непреодолимым желанием во чтобы то ни стало помочь и сделать тебе лучше. Еще вместе делаются уроки, ведутся подготовка к праздникам и беседы почти на любую тему ― как и с другими воспитателями пансиона.

Особо чтимые в монастыре праздники и даты:

2 января — св. прав. Иоанна Кронштадтского. 14 января — свт. Василия Великого. 21 апреля, 26 октября — Иверской иконы Божией Матери. 22 мая — перенесение мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 9-я пятница по Пасхе — иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. 2-я Неделя по Пятидесятнице — всех святых, в земле Русской просиявших. 10 июля — прп. Сампсона странноприимца. 21 августа — прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, день тезоименитства схиархимандрита Зосимы. 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы, Престольный праздник обители. 29 августа — День кончины схиархимандрита Зосимы, основателя обители. Поминальная служба. С 29 на 30 августа — Чин погребения Божией Матери. 19 декабря — святителя Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца.

Ольга Сергеевна Хлесткова


Преподаватель народного пения и народного танца у среднего и младшего состава хореографического коллектива «Отрада». Победы юных исполнителей в конкурсах и фестивалях, это полностью заслуги Ольги Сергеевны. К ней можно обратиться с любой просьбой. Спортивный танец, танец с шашками, вальс, лезгинка, — она специалист почти во всех областях помимо постановки народного танца и ставит всё на высшем уровне. С приходом Ольги Сергеевны в нашем коллективе появилось такое направление танца, как исполнение танца одновременно с пением. Нашим девочкам это пришлось по душе, так это и прижилось у среднего и младшего состава. Помимо постановки танцев, она учит детей и народному и эстрадному пению. Воспитанницы очень любят своего преподавателя и стараются все те уроки, которые она им дают, скорее усвоить и применить к себе.

Храмы

Храм во имя свт. Василия Великого

— каменный теплый храм с шатровой колокольней над входом.

Трапезный храм во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших

— с курантами на башне, построен к 2000-летию Рождества Христова. На Пасху 2002 года в нем была совершена первая Божественная Литургия. По субботам здесь совершается заупокойная служба.

Храм во имя свт. Николая Чудотворца

— каменный холодный храм с колокольней над входом, построен в 1910 году. Долгое время был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню и т.п. Сейчас восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам в теплое время года.

Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение»

— при Никольском храм, в доме священника. Здесь совершаются богослужения в зимнее время года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]