Понятия добра и зла в китайской культуре
выражены соотносительной парой слов «шань» и «э/у», тесно связанной с парой «и – ли» («долг/справедливость – польза/выгода») и представляющей два более широких круга значений: «счастье, красота, умелость, полезность, доброта» и «несчастье, безобразность, вредность, порча, порочность».
Этимологически иероглиф «шань» восходит к изображению барана как пищевого деликатеса и жертвенного дара (отсюда «жертвоприношение, доброе предзнаменование» – сян). В первом толково-этимологич. словаре Сюй Шэня «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение знаков и анализ иероглифов», ок. 100 н. э.) «шань» определён мантически значимым термином «цзи» («счастье, удача») и поставлен в общий синонимич. ряд с иероглифами «и» («должная справедливость») и «мэй» («красота»); его подобие греч. калокагатии отражено в «Мо-цзы»: «Служение добру обусловливает красоту».
Филос. понимание «шань» как универсальной (а не только этической) нормативно-оценочной и онтологич. категории дано в «И цзине», где добро рассматривается как «продолжение» Пути-дао, а его оформление – как индивидуальная «природа» (син). Разъясняя это положение, патриарх неоконфуцианства Чжу Си различил онтологич. и антропологич. аспекты добра: «В плане Неба и Земли добро – предшествующее, а [индивидуальная] природа – последующее… в человеческом плане природа – предшествующее, а добро – последующее». Дай Чжэнь, автор обобщающего трактата «Юань шань» («Обращение к началу добра»), назвал добро «великими весами Поднебесной», состоящими из гуманности (жэнь), благопристойности (ли), должной справедливости, уточнив, что «добро каждого дела означает его согласованность с Небом», т. е. гармонию с природно-божественным универсумом. Заданная в «И цзине» взаимосвязь категорий «шань» и «син» обусловила многовековой процесс обсуждения одной из центр. проблем кит. философии – доброй или злой природы человека, у истоков которого стояли крупнейшие последователи Конфуция – Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В социально-политич. сфере конфуцианство из доброй природы человека выводило приоритет благопристойности в управлении людьми, основанном на благодати (дэ), а легизм (фа цзя) из злой его природы – противоположный приоритет закона (фа) в управлении, основанном на наказаниях и наградах.
Соотносительность «шань» и «э/у» также кодифицирована в «И цзине»: «Благородный муж (цзюнь цзы) противостоит злу и способствует добру, покорен Небу и счастлив предопределением (мин)». «Э/у» этимологически восходит к сочетанию знаков «я» (пиктограмма креста со значением «квадрат, захолустье, пара») и «синь» («сердце, мысль»), видимо, изначально выражавшему идею либо ненавистного зла, приходящего снаружи, извне или из захолустья квадратно структурированного мира, государства, города и жилища, либо злостности двоемыслия, двоедушия, двоесердия. В «Шо вэнь цзе цзы» он определён как «перебор, нарушение» (го).
Иероглиф «э/у» с негативным значением «зло» совмещает позитивное значение «ненависть», которую Конфуций считал одним из фундам. атрибутов гуманности («Только гуманный способен любить и ненавидеть людей»), а Мэн-цзы – должной справедливости. В «Да сюэ» («Великое учение») оба значения «э/у» присутствуют в «ненависти к злой вони» как образе непроизвольного побуждения, которому должно следовать, чтобы «сделать искренними свои помыслы» и достичь «остановки на совершенном добре». Чжу Си, развивая тезис Мэн-цзы о врождённости стремления к добру и ненависти ко злу и утверждая, что «соболезнование и сострадание – это добро гуманности, стыд и ненависть – это добро должной справедливости», придал «совершенному добру» высший онтологич. статус: «Великий предел (тай цзи) – это только [соответствующий] Пути-дао принцип предельно хорошего и совершенно доброго». Ван Янмин стал трактовать «совершенное добро» как абсолютную характеристику изначальной человеческой природы и «благосмысленной» (лян чжи) сущности сердца, превосходящую взаимосвязанные добро и зло.
Историческое изменение моральных концепций
По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.
Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.
Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности.
Авторы упомянутого выше исследования решили выяснить, какой из этих взглядов лучше всего отражает изменение морали с течением времени, с помощью новой области исследований — культуромики. Культуромика использует очень большие базы текстовых данных для отслеживания изменений культурных верований и ценностей, поскольку изменение моделей использования языка с течением времени может выявить изменения в том, как люди понимают свой мир и самих себя. Для исследования были использованы данные ресурса Google Книги, в котором содержатся более 500 миллиардов слов из 5 миллионов отсканированных и оцифрованных книг.
Каждый из пяти видов морали был представлен большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть», «честность», «доброта» и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества. С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:
- Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.
- Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.
- Мораль власти, основанная на иерархии, постепенно падала в течение первой половины столетия, а затем резко выросла, когда в конце 1960-х годов надвигающийся кризис власти потряс западный мир. Тем не менее после она вновь столь же резко отступила в течение 1970-х годов.
- Групповая мораль, отраженная в общей риторике лояльности и единства, демонстрирует наиболее явную тенденцию к росту в XX веке. Заметный рост в периоды вокруг двух мировых войн указывает на преходящий подъем морали типа «мы и они» в сообществах, которым угрожает опасность.
- Наконец, мораль, основанная на вреде, представляет сложную, но интригующую тенденцию. Ее известность падает с 1900 по 1970-е годы, прерываясь на небольшой рост в военное время, когда темы страданий и разрушения стали по понятным причинам актуальными. При этом резкий рост происходит и примерно с 1980 года, причем на фоне отсутствия единого доминирующего глобального конфликта.
Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.
То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем
Тем не менее что именно приводит к этим трансформациям — вопрос, открытый для обсуждения и предположений. Возможно, одним из главных двигателей нравственных изменений является человеческий контакт. Когда мы общаемся с другими людьми и разделяем общие цели, мы проявляем к ним свою привязанность. Сегодня мы общаемся с гораздо большим количеством людей, чем наши бабушки и дедушки и даже наши родители.
По мере того как наш круг общения расширяется, увеличивается и наш «моральный круг». Тем не менее такая «контактная гипотеза» ограничена и не учитывает, например, как может измениться наше моральное отношение к тем, с кем мы никогда не общаемся напрямую: некоторые жертвуют деньги и даже кровь людям, с которыми у них нет контактов и мало общего.
С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.
Понятия добра и зла в индийской мысли
изначально вписаны в естеств. циклический ход развития как Вселенной (теория четырёх мировых периодов – юга), так общества и индивида, поэтому там не было ни дуалиcтич. концепции Д. и з., ни идеи битвы добра со злом во имя окончат. победы добра на земле. Хотя добро ассоциировалось с порядком (рита, сат, дхарма), добродетелью (дхарма, пунья), ритуальной чистотой (шубха), благополучием (шри), а зло соответственно с хаосом (анрита, асат), недобродетелью (адхарма), нечестивостью (ашубха), прегрешением (папа), строгого и однозначного распределения ролей между силами добра и силами зла не существовало. В ведийской мифологии и боги (дэвы), и демоны (асуры и др.), хотя первые связаны со светом, благосостоянием, жизнью, а вторые – с тьмой, голодом и смертью, достаточно амбивалентны в отношении Д. и з. Традиц. противостояние дэвов и асуров не предполагало различия в природе этих существ, в одинаковой степени коварных и нечестных; различались только их функции: что бы ни делали дэвы, асуры должны были им препятствовать, и это соперничество постоянно возобновлялось в интересах обеих сторон.
Утверждение кармы в качестве механизма морального воздаяния и параллельное развитие аскетизма как полного освобождения от действия кармич. закона (мокша, нирвана) способствовали максимальному обобщению идеи зла: земное существование в цикле перерождений (сансара), являющееся результатом благой или дурной кармы, и есть то абсолютное зло, преодолевая которое можно достичь совершенного состояния вне всяких оппозиций, в т. ч. и оппозиции Д. и з. Доктрина кармы, объясняя несчастную участь человека его действиями в прошлых перерождениях, перелагала всю ответственность за зло на самого индивида, однако это не выливалось в реальное чувство ответственности и вины (невозможно испытывать чувство вины за проступок, о котором не помнишь). В свете доктрины кармы человеческое состояние как таковое со всеми присущими ему невзгодами есть следствие человеческих же желаний и действий, а не мирового зла или грехопадения рода человеческого.
Идея кармы и перерождения (сансары) тесно связана с оппозицией дхармы и адхармы – праведного и неправедного, однако дхарма – это не обязательно высокая моральность, а адхарма – её отсутствие. Универсальной дхарме, заключающейся в общезначимых моральных принципах, таких как непричинение вреда (ахимса), правдивость, нестяжательство и т. п., индуизм явно предпочитает сва-дхарму – долг собств. сословия (варны) или стадии жизни (ашрама), который может заключаться и в убийстве (для сословия воинов – кшатриев), и в воровстве (для касты воров), и в др. «нечистых» занятиях (для соответствующих низших каст). Согласно «Бхагавадгите», лучше плохо исполненная собств. дхарма, чем хорошо исполненная чужая. Отсутствие чётко очерченных пределов Д. и з. делает дхарму сферой относительного и в конечном счёте иллюзорного опыта, которому противопоставляется абсолютная ценность отречения.
В теистич. религиях индуизма именно Бог отводит злу своё место в мировом порядке: так, согласно пуранам, Вишну сначала создал брахманов, Веды и богиню Шри, а затем низшие существа вне Веды и адхарму. Пытаясь соединить идею всемогущего и всеблагого личного Бога с идеей кармы, инд. мыслители, с одной стороны, делают Бога своеобразным инструментом кармич. воздаяния, с другой – ставят его над кармой: преданность личному Богу (бхакти) освобождает от кармич. наказания (благодаря такой преданности даже демоны могут освободиться от своего демонич. состояния). В буддизме характерное для махаяны отождествление перерождения и освобождения (сансары и нирваны) противостоит абсолютизации их противоположности как «зла» и «добра» в хинаяне (тхераваде).
Личные ценности и моральные устои общества
То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.
Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.
Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.
Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.
Анна Веселко
Понятия добра и зла в античности
В античной этике с характерным для неё разделением благ и зол на внешние (богатство и бедность, слава и позор и т. п.), телесные (здоровье и болезнь, красота и уродство и т. п.) и душевные (моральные добродетели и пороки) (Платон, «Горгий», 477bc; Аристотель, «Никомахова этика», I, 1098b) обладание совокупностью всех благ считалось счастьем, которое само рассматривалось как высшее благо и цель человеческой деятельности. Соответственно конкретный смысл эвдемонизма в античной этике менялся в зависимости от того, какой из указанных типов благ и зол признавался наиболее значимым. Стоики и в значит. степени платоники сводили благо к добродетели, зло – к пороку, телесное и внешнее благо и зло, а также удовольствие и страдание рассматривали как «безразличное» (адиафора). Отсюда делался вывод, что добродетельный человек будет счастлив в любых обстоятельствах. Перипатетики, ставя душевные блага на первое место, всё же признавали необходимость внешних и телесных благ для счастья. В гедонистич. учениях, напр. у эпикурейцев, где благо отождествлялось с удовольствием, а зло – со страданием, добродетель оказывалась лишь средством достижения счастья.
Важным для последующей традиции явилось выработанное античной этикой различение «истинного» и «кажущегося» блага. Это различение уже предполагалось в тезисе Сократа о тождестве знания и добродетели, согласно которому воля человека всегда направлена на благо и потому он может совершать зло, только принимая его за благо, т. е. вследствие заблуждения, но не может совершать зло, зная, что оно – зло. Аристотель отверг этот тезис, но, определяя благо как объект стремления, столкнулся при этом с опасностью радикального релятивизма, т. к. отсюда можно было сделать вывод, что для каждого является благом то, к чему он фактически стремится. Противопоставляя «истинное благо», т. е. соответствующий природе и нравственно приемлемый объект стремления, благу, «кажущемуся» таким конкретному субъекту, но неприемлемому с моральной точки зрения, Аристотель считал практическим критерием для их различения мнение добродетельного человека («Никомахова этика», III, 1113ab).
Для античности Д. и з. не просто этич. понятия, относящиеся к сфере человеческого поведения; как правило, они имеют также космологич. и онтологич. аспекты (трансцендентная идея Блага у Платона и т. п.). Внеэтич. аспекты этих понятий наиболее отчётливо проявлялись в постановке проблемы зла, т. е. вопроса о том, откуда в мире берётся зло как таковое. Одним из решений этой проблемы был дуализм, т. е. представление о Д. и з. как двух самостоят. началах бытия, борьба которых определяет ход мировой истории. Дуализм характерен для учения зороастризма о борьбе двух божеств-близнецов – благого Ахурамазды (Ормузда) и злого Ангро-Майнью (Аримана) («Ясна», 30, 3–5), в дальнейшем он станет основополагающим принципом в ряде направлений гностицизма и в манихействе с его концепцией борьбы Света и Мрака, которая должна закончиться их окончательным разделением. Для античной культуры характерны менее радикальные формы дуализма, в которых зло рассматривается как вечный элемент космич. бытия, локализованный в его низших сферах и неравноправный добру. В платонической традиции такой подход обусловливал характерный для неё идеал «бегства» из чувственного мира, иногда сочетаясь с представлением о том, что источником зла является вечная бесформенная материя или злая Мировая душа. Стоики утверждали, что зло логически необходимо для существования добра, т. к. противоположности не могут существовать друг без друга, а в эпистемологич. аспекте – что добро не может быть познано субъектом, если ему недоступно познание зла.
Дуализм снимает с благого начала всякую ответственность за зло, но не позволяет ценностно оправдать объективное бытие в целом, т. к. зло оказывается его неотъемлемым компонентом. Альтернативой дуализму являлись монистические космо- и теодицеи, так или иначе сводящие зло к благу или отрицающие само его существование: 1) распространённое в платонизме и стоицизме представление о том, что зло, существующее лишь в частных случаях и, возможно, лишь с ограниченной точки зрения субъекта, необходимо для блага целого (Марк Аврелий, «К самому себе», 3, 2) или есть его незначительное побочное последствие (стоики); 2) характерная для неоплатонизма привативная концепция (от лат. privatio – лишённость), согласно которой зло – это небытие или отсутствие должного блага, а не нечто позитивно существующее (у Плотина эта теория ещё сочеталась с дуалистич. идеей об укоренённости зла в материи, понимаемой как «небытие» – «Эннеады», 1, 8, 3 и 5); 3) перенесение внимания с неморального на моральное зло, при котором первое либо трактуется в стоическом духе как безразличное, либо даже интерпретируется как своего рода благо, и только второе объявляется подлинным злом, зависящим от субъекта и причинно обусловливающим само неморальное зло.
В рамках последнего подхода неморальное зло могло признаваться моральным благом как справедливое наказание за моральное зло, уже допущенное самим человеком – к примеру, в предшествующей жизни (Плотин, «Эннеады», 3, 2, 13). Кроме того, неморальное зло могло рассматриваться как моральное благо в качестве средства нравств. перевоспитания или исцеления страдающего субъекта (Платон, «Государство», II, 380b). Часто страдание одного индивида трактовалось как средство для исправления не только его самого, но и др. людей (Платон, «Горгий», 525bc). Наконец, даже если субъект ещё не совершил морального зла, несчастье могло объявляться благом для него потому, что оно способствует реализации его добродетелей (Сенека, «О провидении», 4, 6).
Что такое ДОБРО
Добро — это философский термин, равнозначащий термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей частью лишь нравственное благо.
Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).
О ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо.
Добро пожаловать — приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль!
Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) — дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет.
Синонимы:
Доброе (полезное) дело, благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение, щедрость, благость,
Глагольная сочетаемость:
Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро, поминать добром…
Эпитет:
Абсолютное, деятельное, объективное, нравственное, полезное, истинное, семейное, совершенное, мировое, малое, общественное, вечное, великое, божественное, чистое, моральное, всеобщее, человеческое.
Понятия добра и зла в средние века
Для авраамитич. религий характерно представление об абсолютной благости Бога, которая рассматривалась в христианстве как один из Его важнейших атрибутов наряду с абсолютным могуществом и абсолютной мудростью, а в исламе отразилось в одном из «прекрасных имён» Аллаха – аль-Латиф («Добрый»). Согласно христианской традиции, субстанциальная благость принадлежит только Богу, а все тварные существа являются благими не сами по себе, но получают благость в дар от Бога (Ориген, «О началах», 1, 5). Осмысливая соотношение морального и неморального Д. и з., отцы Церкви во многом опирались на концептуальные возможности, выработанные античной мыслью. Так, Ориген различал «зло в собственном смысле», т. е. моральный порок, и «зло в переносном смысле», т. е. «телесное» и «внешнее» («Против Цельса», 6, 54–55). У Василия Великого («О том, что Бог не виновник зла») и Иоанна Дамаскина («Точное изложение православной веры», 4, 19) неморальное зло фактически отождествлялось со страданием, которое уже потому должно быть признано «кажущимся» злом, что в противном случае пришлось бы признать удовольствие подлинным благом. Среди лат. отцов дихотомич. концепции зла придерживался Тертуллиан, различавший malum culpae (зло вины) и malum poenae (зло наказания) («Против Маркиона», 2, 14), и особенно Августин («О свободном решении», 1, 1, 1). Дуализм стоич. типа встречается у Лактанция, утверждение необходимости частичного зла для блага целого – у Августина («О граде Божием», 11, 18 и 23), «медицинско-педагогическая» трактовка неморального зла – у Климента Александрийского, Оригена и др. Особенной популярностью как в патристике, так и в схоластике пользовалась привативная теория зла. Ряд представителей арабо-мусульм. перипатетизма (фальсафа) и суфизма определяли чистое благо (хайр махд) как бытие (вуджуд), а чистое зло (шарр махд) как небытие (адам).
Употребляемые Фомой Аквинским понятия bonum et malum morale (моральное благо и зло) и bonum et malum naturale (естественное, или физическое, благо и зло) станут очень популярными в новоевропейской традиции. Под моральным злом Фома имел в виду порочную направленность воли, а под физическим – скорее природные недостатки (слепоту и т. п.), нежели страдание (последнему соответствует термин malum contristativum, т. е. «зло, приносящее огорчение», – «Сумма теологии», Iа–II ae q. 41 a. 3 co.; q. 42 a. 2 co.).
Специфически христианский подход к проблеме зла заключался в том, что интерпретация неморального зла как наказания за моральное зло применялась к библейской мифологеме грехопадения Адама и Евы (Быт. 3), в результате чего грех первого человека рассматривался как причина подверженности всей человеческой природы страданию и смерти (Рим. 5, 12–19). К этой концепции наследств. наказания, изначально присутствовавшей в грекоязычном христианстве, в лат. традиции начиная с Августина добавилась доктрина первородного греха, согласно которой люди наследуют от Адама подверженность не только неморальному, но и моральному злу. Наиболее актуальным в этом контексте оказывался вопрос о происхождении морального зла. Бог не ответствен за зло, ибо оно есть результат свободного выбора, совершённого в начале космической истории Сатаной или Адамом. Поскольку и все последующие индивидуальные волеизъявления в пользу зла также свободны, то в этой связи первостепенное значение приобретала проблема свободы, понимаемой как способность к выбору между добром и злом (вероятно, начиная с Филона Александрийского), вследствие чего на первый план в богословии выходили вопросы о соотношении свободы и Божественного провидения и предопределения. Вместе с тем католичество августиновского типа и в дальнейшем в особенности лютеранство и кальвинизм подчёркивают, что одним из последствий первородного греха в человеке стало «рабство воли», т. е. неспособность к самостоятельному выбору в пользу добра, обращение к которому становится возможным только при помощи Божественной благодати.
Пояснение по направлению «Добро и зло» от ФИПИ
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Проблема добра и зла в Новое время
Выработанные в античности и в средние века подходы к этой проблеме в той или иной форме продолжали оставаться актуальными для религ. и филос. традиции вплоть до 20 в. В 17–18 вв. получила распространение формальная классификация благ и зол, наряду с моральным и физическим признававшая также метафизическое Д. и з. (Г. В. Лейбниц, «Теодицея», 1, 21; С. Кларк, «Рассуждение о бытии и атрибутах Бога», 10; У. Кинг, «О происхождении зла», 2, 2). Так, Г. В. Лейбниц определял моральное Д. и з. как добродетель и порок (грех), физическое благо и зло – как счастье (удовольствие) и несчастье (страдание), а метафизическое – как совершенство и несовершенство. Эти разновидности благ и зол взаимосвязаны: переход от меньшего совершенства к большему субъективно воспринимается как удовольствие, обратный переход – как страдание, а добродетель всегда способствует счастью (т. е. продолжительному удовольствию) субъекта. При этом метафизич. зло присуще твари просто в силу её неизбежной ограниченности: Бог не мог сделать её абсолютно совершенной, т. к. это означало бы по сути создание другого Бога. Он мог лишь выбрать «лучший из возможных миров», т. е. реализовать такое сочетание идей конечных существ, в котором достигается максимум возможного блага, хотя одновременно присутствует зло, вытекающее как раз из несовершенства этих идей, вечно существующих в уме Бога, но не зависящих от Его воли («Теодицея», 2, 149). Сами Д. и з. мыслятся как объективные сущности, не зависящие ни от человеческой, ни от Божественной воли (ср. Р. Кедворт, «Трактат о вечной и неизменной морали», 1, 2). В последнем случае отрицается встречавшаяся у Дунса Скота, Р. Декарта и др. концепция теологич. волюнтаризма, согласно которой сущность блага определяется Божественным произволом, так что, если бы Бог захотел, Он мог бы установить совершенно иной по содержанию моральный закон.
Однако в секуляризированной культуре Нового времени имели место и отказ от метафизич. понимания Д. и з., отрицание их существования в качестве объективных характеристик, присущих самим вещам независимо от субъективного восприятия (Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.). Моральное Д. и з. стало трактоваться лишь как объект специфич. удовольствия или неудовольствия, присущего «моральному чувству» (Д. Юм, «Трактат о человеческой природе», 3, 1). В контексте этого подхода сущность морального Д. и з. ставилась в зависимость от физич. блага и зла до такой степени, что при отсутствии последних считалось невозможным сформировать к.-л. представление о добродетели и пороке (Д. Дидро, «Продолжение апологии аббата Де Прада», 12). Эта зависимость могла пониматься по-разному. В «эгоистич.» варианте добродетель и порок суть просто те формы активности человека, которые способствуют его счастью или соответственно несчастью (Спиноза, «Этика», ч. 4, т. 18, схолия). В «альтруистич.» варианте моральное Д. и з. есть такое поведение человека, которое способствует счастью и несчастью других людей (Ф. Хатчесон, «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели», 2, 3, 3), причём с такого рода определением самих понятий морального Д. и з. могло сочетаться: а) представление о том, что мотивация альтруистич. действий человека на самом деле носит эгоистич. характер (напр., у Б. Мандевиля или П. А. Гольбаха); б) утверждение собственно альтруистич. мотивации его действий как единственно ценной в нравств. отношении (моральное чувство благожелательности у Ф. Хатчесона, симпатия у Д. Юма и А. Смита, сострадание у Ж. Ж. Руссо и А. Шопенгауэра и т. п.). Наконец, в утилитаризме критерием морального Д. и з. становится «максимальное счастье максимального числа людей» (т. н. принцип И. Бентама – Дж. С. Милля, отчасти предвосхищенный уже Хатчесоном и Юмом), т. е. морально правильным признаётся поведение человека, способствующее максимальному физич. благу всех субъектов, чьи интересы затронуты его действием. Сам термин «моральное зло» в этом контексте порой обозначал уже не порок, а ту разновидность страдания, которая является результатом деятельности разумных существ, а под «физич. злом» в этом случае имелось в виду страдание, источником которого являются природные факторы (Е. Дюринг, «Ценность жизни», гл. 7).
В деонтологич. этике И. Канта сущность морального добра, напротив, совершенно независима от удовольствия и страдания и состоит в формальной законосообразности поступка, т. е. в логич. возможности (или желательности) того, чтобы максима этого поступка была всеобщим законом природы («Основы метафизики нравственности», раздел 2). Склонность же предпочитать в качестве принципа поведения не объективный моральный долг, а исходящее из эвдемонистич. мотивов себялюбие есть изначальное «радикальное зло», присущее природе человека («Религия в пределах только разума», ч. 1, 3). Именно эгоизм, понимаемый на метафизич. уровне как обособление частной воли или индивидуального сознания, противопоставляющих себя «всеобщему», или целокупности бытия, часто рассматривался как сущность зла в последующей традиции нем. классической философии (Г. В. Ф. Гегель, «Философия права», ч. 5, 139). В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Ф. В. Шеллинга этот подход сочетался с представлением об укоренённости зла в божественной «основе» бытия в духе теософии Я. Бёме.
Др. вариант определения сущности Д. и з. безотносительно к удовольствию и страданию характерен для интуитивистской этики. Ф. Брентано, определяя благо – в русле аристотелевско-схоластич. традиции – как объект правильной любви («О происхождении нравственного познания», 23), полагал, что сама правильность этой любви устанавливается непосредств. интуицией её очевидности. В англ. философии 1-й пол. 20 в. сходные взгляды высказывали Дж. Э. Мур, У. Росс и др. Так, Мур считал, что добро – это простое, ни к чему не сводимое качество явлений, которое усматривается непосредственно и не может быть определено. Моральная правильность действия определяется тем, что оно «обеспечивает наибольшую возможную сумму добра в универсуме» («Начала этики», 5, 89). В духе т. н. тезиса Юма, согласно которому из суждения о факте нельзя вывести суждение о долженствовании, Мур сформулировал знаменитую критику «натуралистич. заблуждения», т. е. смешения неопределимого добра с любым другим реальным качеством (напр., удовольствием или существованием как таковым), утверждая, что сущность добра в принципе нельзя определить, исходя из онтологич. структуры реальности. Сходные идеи о независимости ценности от бытия характерны для представителей феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман и др.), тогда как критика морали у Ф. Ницше основана на трактовке морали как эпифеномена, детерминированного внеморальными факторами (подобная трактовка характерна также для марксизма, фрейдизма и разл. постструктуралистских течений). Говоря об историч. происхождении морали, Ницше различал «хорошее» и «плохое» (gut und schlecht), соответствовавшие аристократич. ценностям благородных и витально сильных людей, и, с др. стороны, «доброе» и «злое» (gut und böse), выражающие интересы витально слабых и социально угнетённых людей («Генеалогия морали», 1, 4–11). Преодоление альтруистич. морали, стремящейся к минимизации страдания, во имя новой «сверхчеловеческой» морали самоутверждения лежит в основе ницшеанского призыва встать «по ту сторону добра и зла».
В рус. философии проблема Д. и з. наиболее систематически рассматривалась Вл. С. Соловьёвым. Определяя «добро» как «идеальную норму воли», а «благо» как «предмет действительного желания» («Оправдание добра», 1, 6, 1), высшее добро Соловьёв усматривал в их совпадении. Актуальными оставались традиц. решения проблемы зла – как «онтологической иллюзии» у С. Н. Булгакова («Свет Невечерний», 3, 4), как проистекающего из тварной свободы в персоналистич. метафизике Н. О. Лосского («Бог и мировое зло», гл. 3). Это сочеталось в рус. религ.-филос. мысли с острым сознанием недостаточности всякой рациональной теодицеи (Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых», Н. А. Бердяев, Л. Шестов, С. Л. Франк). В области практич. этики оживлённые споры в кон. 19 – нач. 20 вв. вызвало учение Л. Н. Толстого о «непротивлении злу насилием» (критике его было посвящено соч. И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою»).
Часть вторая. Заповеди Господни
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Бог повелевает честно трудиться во славу Его шесть дней, а седьмой день посвящать Создателю. В Ветхом Завете таким особым днем Божиим была суббота, в которую верующие вспоминали о неделе Творения и об избавлении евреев из египетского рабства. И сейчас мы продолжаем почитать субботу, хотя и не так, как в древности, ибо Христос освободил нас от буквального исполнения ветхозаветных законов. В этот день Церковь всегда совершает Таинство Святого Причастия, в этот день запрещается строгий пост (как и в воскресенье), в храмах отменяются земные поклоны.
Но особый праздник для нас сейчас – это воскресенье. В этот день Бог вначале сотворил из небытия мир, и в этот же день Он восстановил нашу погибающую природу Своим Воскресением. И во исполнение слов Писания «сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117, 24) мы в воскресенье радуемся и веселимся о Христе Спасителе, Победителе смерти.
Во исполнение этой Заповеди мы всегда собираемся в храм Божий вечером в субботу и утром в воскресенье (богослужебный день начинается с вечера, когда и началось творение вселенной). После воскресной службы христиане воздерживаются от работы до вечера, занимаясь изучением Слова Божия и добрыми делами. Трудиться в эти дни мы можем только для того, чтобы помочь бедному, сироте, вдове, больному, храму Господню, но ни в коем случае не для себя.
Также христиане празднуют другие праздники. Из них главнейшим является Пасха, а за ней следуют двенадцать главных праздников:
1
. Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября по юлианскому календарю (старый стиль) / 21 сентября по григорианскому календарю (новый стиль).
2
. Воздвижение Животворящего Креста Господня – 14 сентября / 27 сентября.
3
. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября / 4 декабря.
4
. Рождество Христово – 25 декабря / 7 января.
5
. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января / 19 января.
6
. Сретение Господне – 2 февраля / 15 февраля.
7
. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта / 7 апреля.
8
. Преображение Господне – 6 августа / 19 августа.
9
. Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа / 28 августа.
10
. Вход Господень в Иерусалим – за неделю до Пасхи.
11
. Вознесение Господне – через сорок дней после Пасхи.
12
. Пятидесятница, День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов), – через пятьдесят дней после Пасхи.
Кроме праздников, эта Заповедь повелевает соблюдать и посты, установленные Церковью, в согласии со словами и примером Христа. Пост помогает победить диавола, усиливает молитву и дает возможность контролировать свое сердце. Во время поста надо воздерживаться от мясной и молочной пищи (в строгие посты запрещается и рыба), а также от объедения и пьянства (недопустимых, впрочем, и всегда). По взаимному согласию в это время прекращается и супружеское общение. Во время поста надо воздерживаться от пустых развлечений, пребывать в молитве, чтении Библии и больше раздавать милостыни. Конечно, посты не распространяются на больных, беременных, кормящих, находящихся в армии, заключении и путешествующих. Они постятся по мере своих возможностей.
В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты.
Многодневные посты:
1
. Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь.
2
. Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля).
3
. Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
4
. Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря / 7 января).
Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2, 20).
Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви.
Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа / 1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января).
Таковы требования четвертой Заповеди.
Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» (Исх. 31, 14–15).
Но сейчас появился еще такой страшный грех против этой Заповеди, как отмечание вместо (или вместе) дней Бога праздников диавола – различных языческих торжеств. Это и празднование «восточного Нового года», и участие в «дне Нептуна», в различных торжественных днях иных религий. Это и исполнение многочисленных языческих ритуалов вроде сжигания масленицы, и следование восточным традициям на Новый год. Все эти действия являются вопиющим богоборчеством и тяжким грехом против Создателя. Ранние христиане шли на смерть, чтобы не делать того, что так легко позволяют себе их потомки. По церковным правилам, делающие такие дела отлучаются от Причастия на шесть лет! А если человек не раскается в этих злых делах – то его участь – быть с идолопоклонниками.
Злое добро или доброе зло?
Хорошо ли быть предателем? «Что за вопрос?! — возмутиться добропорядочный читатель. – Конечно, нет!». И будет прав. Но, увы, сегодня так считают далеко не все, благодаря активной пропаганде предательства, насаждаемой кинематографом. Почему это происходит?
Чёрно-белое кино. Тема предательства, измены еще недавно однозначно осуждалась обществом. Быть трусом, перебежчиком, а значит, подлецом и негодяем считалось позорным и навлекало на голову носителя этих низких качеств всеобщее и несмываемое презрение. И воспитывалось это с детства.
Вспоминаю своё, выпавшее на 70-е годы уже прошлого столетия (ах, как быстро летит время!), когда в подвижных играх в «войнушку» никто не хотел добровольно становиться фашистом или власовцем, а в играх в «дочки-матери» среди девочек не находилось желающих завести любовника или сдавать своих кукол в детдом – по сути становится той же предательницей.
А почему так, а не иначе? Подобный вопрос тогда и не задавался, потому что ответ был «застолблён» на подсознании, где записан наш генный код. Предательство приравнивалось к самому страшному иудиному греху христопродавства, сравнимому в советское время разве что с изменой Родине.
Поэтому добро оставалось добром, а зло – соответственно злом, не смешиваясь в полутона. И это не наша заслуга, но тех, кто, воспитывая нас, формировал наши традиции и культуру, в том числе, слагая былины, сказки и песни, снимая кинофильмы.
За прошедшие 40 лет изменилось очень много (ах, как быстро летит время!), нет ни страны, производившей те самые фильмы, ни самого понятия «детского кино», да и его сегодня серьёзно потеснил интернет. Однако то, что снимается нынче, особенно за рубежом, всё сложнее отнести к шедеврам, но впору сравнить с изощренной пропагандой зла, когда оно рядится в хорошо знакомые белые одежды добра, правды и справедливости.
Это легче понять, если признать, что основным поставщиком на рынок таких кинодиверсий является подконтрольная Пентагону и ЦРУ «фабрика грёз» Голливуд, давно превратившаяся из поставщика вполне приличных «хэппиэндовок» в производителя всё более агрессивных картин, насквозь пропитанных антисоветской и русофобской пропагандой. Но сегодня творцы грёз преодолели уже и эту планку – на повестке дня стоят наднациональные, религиозные и, если угодно, общечеловеческие ценности, которым объявлена война.
Под их прицел и точно рассчитанный удар попадают такие важные для нашего национального самосознания категории, как героизм, верность, любовь, долг, самопожертвование. Технология тут достаточно проста и рассчитана на постепенное усвоение новых «истин», через введение в сюжет героев нового типа, поскольку хорошо известные старые на эту роль не годятся.
Либо делается осознанное переформатирование, когда бывший отрицательный персонаж, не избавившись от старых привычек, наделяется положительными качествами, а положительный герой соответственно становится носителем негатива, т.е. чёрное становится белым и наоборот. Причем, есть все основания полагать, что делается это вполне осознанно.
Ничего себе герои! Осознанно это и теми, кто получил прививку Арины Родионовны и «старого доброго кино», то есть старшим поколением, куда я отношу и себя. Поэтому мы и замечаем, глядя на экран, что тут что-то не так! Ведь мы-то знаем, что «сказка ложь, да в ней намек…». В наших фольклорных и классических произведениях, в отличие от жизни, всегда присутствовал нравственный элемент, где зло полностью обличается и чаще всего наказывается. Силы добра, олицетворенные вполне симпатичными героями, одерживали победу, а носители зла и предатели наказывались. Но иногда через их раскаивание прощались и тогда наступало примирение — вот вам и «…добрым молодцам урок».
Но вот в голливудских киноопусах последних десятилетий часто всё перемешано или поставлено с ног на голову. Практически в каждом втором фильме отчётливо прослеживается положительный герой – предатель. Сюжет все чаще строится по одному привычному шаблону, чтоб у зрителя не оставалось возможности на раздумья и осуждение, а можно было просто встать на его сторону. Герои здесь всё чаще становятся предателями, а предатели – героями, но подается это как естественный выбор, без шекспировских мук и нравственных терзаний героев Достоевского, как безальтернативная необходимость.
Удобными персонажами для оправдания убийств и предательств стали, например, любимые герои из популярных сериалов «Стражи Галактики» и «Пираты Карибского моря». Заслуживший симпатии зрителей крутой парень и глава банды космических пиратов Йонду, вопреки устоявшимся стереотипам, безжалостно убивает всю свою команду — преданных ему, хоть и малосимпатичных персонажей. Ни сожаления, ни раскаяния — и зритель невольно соглашается с ним, мол, зло то наказано. Но кем? Правда, бездушный злодей совершает-таки действительно правильный поступок – спасает родного сына…
Ради своих сокровищ достаточно легко идёт на предательство своей команды и друга Джека «Воробья» уже флибустьер Гектор Барбосса, который символизирует в фильме лидера, наделённого явно положительными, мужскими качествами: лихостью, храбростью, удальством. Но деньги всё-таки важнее! Правда, в конце он спасает от смерти свою дочь… Оба пирата гибнут, проявив самопожертвование и за ними закрепляется ореол положительных героев. Прощение предательства упрощено до неприличия: без сожаления, раскаяния и даже его малейшей попытки!
Фильм «Форсаж 6» из одноименного популярного сериала представляет очередную попытку смешивания прежних канонов жанра. Главарь банды Оуэн Шоу — бесчеловечный и жестокий убийца с признаками маньяка, одержимый идеей овладения открывающим большие возможности чипом и его брат Деккарт, не раз переступавший через трупы убитых им людей, всё-таки попадают, благодаря главному положительному герою Торетто, в тюрьму. Справедливость восторжествовала? Нет. По задумке сценариста зло, которое ещё есть в мире, можно одолеть только с помощью выпущенных на свободу убийц, обладающих особой харизмой «настоящих мужчин».
Именно они, не раскаявшиеся, не отсидевшие свой срок в местах лишения свободы преступники, спасают мир от очередных злодеев. И даже, оказавшегося у них в заложниках сына своего врага – Торетто. Манипуляция с детьми – вообще излюбленный ход сценаристов, ведь ради слезы ребёнка можно пренебречь всем остальным! Как это «гуманно» и почти по Достоевскому! Пустивший слезу зритель забывает, кем были эти спасители раньше и аплодирует благородным героям! Благодарен им и отец ребенка, в итоге бывшие враги полицейский и гангстер пожимают руки, звучит ключевое слово: «Братство!» Зло наказано злом и добро спешит ему навстречу, чтобы побрататься.
Короткая память должна быть не только у зрителя, но и у героев. Злодей без каких-либо на то причин вдруг становится в ряды защитников добра, а положительные герои опускаются до низких и подлых поступков. Это можно увидеть в сериале про мифический Асгард и братьев-божков Тора и Локки. Они, конечно, как и главные герои в «Трансформерах» не совсем ведь люди, поэтому и спрос с них невелик. Вот и позволяют себе менять свое поведение: вчера они уничтожали города, а сегодня объявляют себя спасителями человечества, не снимая с головы рогатого шлема! Хорош спаситель – не киношный ли это предтеча антихриста, описанного в Апокалипсисе Иоанна Богослова? Какой получается вывод? Нет ничего постоянного и святого – есть эмоции, чувства, страсти, которые и управляют миром!
Часто в таких фильмах присутствует женщина – искусительница, которая, получив власть над положительным героем, понуждает его предать свои идеалы, друзей. И он это делает даже не ради любви, а часто ради банальной наживы, выгоды или спасение своей шкуры. Ничего себе герой!
Сказка – ложь. А теперь представим на месте зрителя не въедливого пенсионера, а подростка или ребенка, которые смотрят эти фильмы некритически! Чего они вынесут из них? Что добро — категория относительная и переходящая и что зло может быть «очень даже ничего», особенно если вовремя перейдет на сторону… ну этого самого… добра.
Впрочем, о детях и подростках позаботились отдельно и, что особенно печально, не заокеанские, а уже наши кинематографисты. Хочу показать это на примере фильма «Последний богатырь», вышедшего на экраны в 2021 году и снятого в традициях русских сказок. (Авторы сценария: Виталий Шляппо, Димитрий Ян, Василий Куценко, Павел Данилов, Игорь Тудвасев. Режиссёр-постановщик: Дмитрий Дьяченко). Обидно, что звукоряд у русской сказки чисто заокеанский, поработал над которым некто Джордж Каллис.
Характерной для этого фильма особенностью является необычная подача традиционных для этого жанра героев. Тут и Кощей Бессмертный, и Баба Яга, и Водяной показаны вполне симпатичными личностями, готовыми бескорыстно помогать случайно попавшему в сказочную страну Белогорию нашему современнику Ивану. Ему надо найти меч-кладенец, чтобы вернуться домой.
А куда же делись положительные герои – наши богатыри? А вот они-то как раз и показаны неожиданно жестокими и прагматичными людьми, не вызывающими никаких симпатий у юных зрителей. Они враждуют между собой, постоянно ссорятся и предают старых друзей. Таким образом им пытаются внушить мысль, что традиционные для русских народных сказок персонажи, символизирующие тёмные силы, в сущности не так и плохи и способны на великодушные поступки и даже подвиги. А вот герои национального эпоса и былин Илья Муромец и Добрыня Никитич вызывают отторжение, неприязнь и осуждение.
Зрелый человек разберется, где здесь правда, а где злой вымысел, а подросток? Не станет ли он после этой весьма конъюнктурной и толерантной подачи зла считать, что и Гитлер, и Бандера, и Чикатило не такие уж и злодеи, а люди, которых тоже можно понять, простить и оправдать. А вот наши настоящие герои, уже не сказочные, а те, с чьими портретами мы ходим «Бессмертным полком», и те, кому кладем 9 мая цветы, может быть, и не такие уж герои? И мне сразу вспомнился «мальчик Коля из Уренгоя», который, выступая в Бундестаге, пожалел пленных немцев из Сталинградского котла.
Ну и наконец – сам главный герой сказки Иван, в образе которого и задуман современный зритель подросток. Он не по-героическому смешон, на каждом шагу «косячит», постоянно подводит своих друзей и вызывает улыбку, что не так страшно, ведь и у классического Иванушки — дурачка были с этим проблемы. Но вот достигнута цель – искомый меч-кладенец у него.
И тут ему надо принять решение: в руках врагов оказывается полюбившая его сказочная Василиса, которую по всем канонам русских сказок и былин он должен спасти! Но не тут-то было, этот Иван оказывается вовсе не дурачком и не собирается спасать какую-то дурочку, но предпочитает спасти себя любимого, уклоняясь от подвига, от предписанного герою поступка! Это уже никуда не годится, ведь налицо предательство, что, однако, нимало не смущает создателей такого шедевра, снятого на наши деньги!
Разве этим не закладывается четкая программа на предательство, на измену, на прагматизм и концентрированный эгоизм? А как же Суворовское «сам погибай, а товарища выручай», а подвиг экипажа крейсера «Варяг», предпочившего смерть в бою позору плена? Или действовавшие аналогично нынешние Герои России — лётчик Роман Филипов, разведчик Александр Прохоренко или полицейский Магомед Нурбагандов? В основе их подвига привитый им с детства культ самопожертвования и правильных героев. По сюжету фильма-сказки получается, что всё это полная чушь и главная задача героя, используя других людей, спасать свою шкуру! Нужно нам такое кино?
Так что вопрос «хорошо ли быть предателем» не потерял актуальности, его необходимо задавать. И не только детям и подросткам, но и вполне взрослым дядям, ответственными за появление на наших экранах подобных фильмов.
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, член Союза журналистов Москвы, религиовед