Китайские религии: гармония и основа великой нравственности


Китай – мульти-религиозная страна еще с древнейших времен. Хорошо известно, что конфуцианство – коренная религия Китая и является душой китайской культуры. Конфуцианство пользуется народной поддержкой и даже стало руководящей идеологией феодального общества, однако оно не превратится в национальную религию Китая.

По данным последнего опроса, 85% китайцев имеют религиозные убеждения, некоторые имеют религиозные практики и только 15% из них являются реальными атеистами. (Реальные атеисты здесь относятся к тем, кто не верит ни во одну из религий, ни в какие-либо мероприятия, связанные с религиями или народные обычаи.) 185 миллионов человек исповедуют буддизм, 33 миллиона человек – христиане или католики и верят в существование Бога.

И только 12 миллионов человек исповедуют даосизм. Таким образом, видно, что буддизм имеет наиболее широкое влияние, чем другие основные религии Китая: даосизм, конфуцианство, ислам и христианство.

Какие 2 религии являются основными в КНР

Среди современных китайцев наибольшей популярностью пользуются два религиозных течения – даосизм и конфуцианство.

Конфуцианство

Эта китайская религия появилась в 6 в. до н.э. Прародителем этого течения признается великий философ Конфуций, но нельзя вычеркивать и 2 других мыслителей, также внесших значительный вклад в его развитие: это Мен-цзы и Сун-цьзы. Их трактаты тоже стали основой развития этой религии.

В конфуцианстве описаны взаимоотношения между:

  1. Родителями и детьми.
  2. Правителем и подданными,
  3. Братом и братом.
  4. Друзьями.
  5. Мужем и женой.

В старину исследование конфуцианства всегда признавалось аристократичным. Это учение поддерживалось императорской династией Китая. Главная мысль конфуцианства состоит в гуманизации всего сложившегося общества, где любому человеку свойственно собственное место в сложившейся социальной структуре. Приверженность этому культу воспитывает в людях стремление к добру, милосердию, чести и преданности. Оно остается актуальным и сейчас, довольно распространено в различных уголках планеты.

Факт. В КНР это течение называется «школа ученых». «Конфуцианство» — это исключительно западное понятие, не имеющее точного перевода в китайском языке.

Даосизм

Это течение зародилось практически в одно время с конфуцианством на севере Китая. Родоначальником признается древний философ Лао-цзи. Главной мыслью течения является движение по пути Дао, выполнение его канонов. Это ход всех событий мира. Они повинуются его воле, и это активизирует развитие всех сторон жизни людей, целой Вселенной.

Даосисты веруют в бессмертие человеческой души. Основная идея дао – не противодействовать процессу, а сливаться с ним, войти в единый ритм.

Факт. Некоторые исследователи до сих пор не считают конфуцианство и даосизм полноценными китайскими религиями, относя их лишь к философским учениям.

Буддизм

Эта религия пришла из Индии гораздо раньше остальных внешних духовных течений. Это учение более адаптировано к жизни китайцев и поэтому больше распространено по территории. Афганские и индийские мастера создавали настоящие храмы в горах и скалах Китая, позже образы Будды высекали и местные умельцы. В Поднебесной буддизм приобрел собственные, характерные для Китая черты, не свойственные индийскому направлению. Большинство буддистов в Китае – ханьцы — наиболее многочисленная народность в Поднебесной.

Главное в буддизме – достижение состояния нирваны в результате строгого исполнения всех правил и духовных опытов. Покорность и жертвование собой ради возмещения грехов – цель последователей этой религии. Основное внимание направляется на очищение души человека от злобы и трусости. Карма заставляет людей искать правильное решение в течение всей жизни.

Ислам

Мусульманство проникло в Поднебесную вместе с арабскими проповедниками и купцами. Помимо этого, приток некоторых народов (казахи, уйгуры) тоже способствовал распространению этого течения. В КНР сегодня действует Китайская Мусульманская ассоциация, созданная для развития ислама и сотрудничества с мировыми организациями. Всего в стране примерно 60 млн. мусульман, большинство из них проживает в Западных районах страны.

Христианство

Первые христиане появились в Поднебесной в 7в. н.э. в лице несторианских миссионеров. В наибольшей мере в КНР распространены различные ветви этой религии –

  • православная церковь,
  • католицизм,
  • протестантизм
  • и другие, всего насчитывается примерно 80 млн. христиан.

Православие

Представители православия в КНР присутствуют уже давно, еще со времен Золотой орды, когда русские военачальники служили при дворе одного из татаро-монгольских городов – Хан балыка, нынешнего Пекина. С 17 в. приверженцы православной церкви жили в Поднебесной постоянно, в основном в северных приграничных провинциях, представленные пленными, торговцами, послами.

В конце 17 в. пленные русские казаки создали в Пекине православную общину, в начале 18в. для их поддержки и укрепления международного сотрудничества была создана Русская духовная миссия.

На сегодняшний день в КНР проживает около 15 тыс. православных христиан. Как вероисповедание национального меньшинства оно признано в отдельных районах – Синцзян, Хэйлунцьцзян и других.

Католицизм

Первые католики появились в поднебесной в 7 в. н.э., но наиболее масштабное распространение этого течения произошло в 19 веке, после опиумных войн. Сейчас в КНР открыто более ста приходов, 5000 церквей, примерно 5 млн. человек исповедуют католицизм.

Факт. Численность христиан в КНР составляет около 100 млн. чел., что превышает количество коммунистов в стране.


Религия Древнего Китая

Религия Древнего Китая признает высшее существо – Тянь; олицетворяет его на земле высший правитель Шан Ди. Тем не менее эта религия очень далека от чистого единобожия, а признает скорее, что природа полна небесных, земных и человеческих духов, которые, как таковые, имеют влияние и пользуются почитанием.

К первым принадлежат солнце, луна, планеты и отдельные созвездия; ко вторым – горы, моря, потоки, реки, источники, деревья и т.п.; кроме того, есть особый дух-покровитель государства и духи земли: прежде для каждого отдельного княжества, затем для каждого города и местечка – духи-покровители земледелия, посевов очага и т.п.;к третьим. наконец, принадлежат духи умерших членов семьи, т.е. предки и духи выдающихся людей.

Боги Китая могут быть воплощением космогонических и хтонических сил — олицетворяющие природную мощь земли. В этой религии не было и нет лиц духовного звания: император – ее первосвященник, который пользуется правом священнодействий и молитвы в храме Неба, но только лично; в других же храмах он может временно или постоянно заменять себя чиновниками. Как император и отец народа он принимает перед небом ответственность за поведение своих подданных и видит в народных бедствиях последствия своей греховности.

Взаимодействие религиозных культов в КНР с государством

В КНР конституционно закреплена свобода исповедания. Все религиозные течения дошли до текущего времени и поддерживаются своими приверженцами.

Политика руководства страны всегда была связана с верованиями. В период правления Империи больше всего поддерживались идеи Конфуция, потому что одним из их постулатов была служба своему государству и сохранение действующего строя. Приверженцами даосизма в основном были крестьяне и простые рабочие.

Правящая династия во всех направлениях основывалась на духовных течениях, большинство политических действий опиралось на них.

Вера активно применялась в качестве инструмента общеполитической пропаганды. Иностранные миссионеры и проповедники пользовались ею в собственных целях.

В современном Китае религия признается отдельной сферой жизни населения. КНР – большая многонациональная государственная система, и воздействие веры на проводимую политику руководства страны становится малоэффективным.

Конфуцианство: или как стать «благородным мужем»

Из всех религиозно-философских учений, конфуцианство (или Лунь юй) пережило взлёт и падение, вознесение в ранг религии и неистовые гонения со стороны власти. Зародившись в 5 — 6 веках до н. э. это учение, считавшееся изначально социально-этическим направлением, ставило своей целью формирование «благородного мужа», преданного служителя государства. Обратившись к природе человека, конфуцианство призывало последнего к познанию небесного предопределения, гуманности. На основе познания «небесного» в человеке, конфуцианство приобретает уже религиозные черты, становясь основной религией Китайского государства. Учения о духе, сокровенном и тайном, о небе или сверхъестественном, определило религиозную составляющую конфуцианства.


Наибольшую известность и признание конфуцианство получает через 300 лет, после смерти основателя. Это на 2 тысячи лет определило всю историю Китая. Ни одна сфера, будь это культура, политика, экономика или социальные отношения, не обошлась без сильного влияния учения Конфуция.

История диктовала свои условия и, естественно, учение подвергалось изменениям. Появлялись различные школы, целые направления, которые по разному интерпретировали Конфуция сообразно времени. Возникает неоконфуцианство и самое последнее – постконфуцианство. При образовании Китайской Народной республики, в 1949 году, конфуцианство было всецело раскритиковано и заменено коммунистической идеологией.

Сегодня коммунистический Китай рассматривает возможность возвращения идей Конфуция. Наверняка, это будет правильным решением, так как моральный кодекс строителя коммунизма по многим позициям совпадает с идеей «благородного мужа».

Конфуцианства придерживается по разным данным примерно 12% китайцев.

Причины широкого распространения религиозных культов в Китае

Некоторые распространившиеся духовные течения возникли внутри самого Китая — это даосизм и конфуцианство, другие проникли извне: христианство, ислам, буддизм. Помимо этого, в некоторых отдаленных провинциях еще сохраняется многобожие и поклонение различным силам природы, которое было официальной религией Поднебесной до распространения конфуцианства, буддизма и даосизма.

Наиболее древние религии — конфуцианство, дао и буддизм, развиваясь в течение долгих веков, успешно сочетались между собой, каждая из них находила собственное место в общей системе вероисповеданий Китая. Принципы конфуцианства использовались во взаимоотношениях между людьми, даосизм — в сфере чувств человека, буддизм помогал исправлять грехи, поддерживал мечты о светлом будущем.

Сложившаяся система китайских вероисповеданий образовывалась прежде всего на нижнем уровне социальной иерархии, в виде суеверий, традиций и обычаев. Бедные китайцы даже не выделяли отдельных религий, а обращались сразу ко всем богам.

Конфуцианство

Конфуцианство – это этическая, философская система, которая была основана Конфуцием. Он получил свое устойчивое положение во время правления императора Ву династии Хань (202BC-220AD), и стал идеологией общества, его рассматривали как систему воспитания народа. Он занял устойчивое положение во время феодальной системы.


Традиции и принципы в конфуцианстве играют важную роль в формировании стереотипов мышления и методов обучения китайского народа.

Конфуцианство имеет влияние на весь мир. Во многих странах и регионах мира, таких как Великобритании, США есть филиалы Институтов Конфуция, которые создаются в последние годы распространения китайской культуры и расширения языковых знаний. В Китае, вы можете найти много храмов Конфуция.

Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай

Можно выделить несколько главных причин:

  • Великий Шелковый путь.

Это самый значительный в древнем мире торговый путь, через который люди везли не только товары, но и мысли, идеи, верования. Так население Китая смогло узнать о религиозных культах других народов, обычаях, традициях.

  • Миграция.

Современное китайское население образовалось в результате значительных миграционных притоков из других территорий. Каждый этнос привносил свою культуру, язык, религию. В результате перемещения многих наций образовалась единая система вероисповедания, состоящая из различных культов.

  • Политические и исторические события.

КНР, как в древности, так и теперь, всегда представляла значительный интерес для других стран. Еще со времен Золотой орды монголы пытались завоевать это государство и внедрить свою религию. В дальнейшем, становясь одной из наиболее активно развивающихся стран мира, она привлекала лидеров других государств, пытавшихся через вероисповедание расширить свое влияние.

  • Целенаправленное агитирование.

Начиная с 7 в. в КНР стали появляться проповедники внешних религий — католицизма, ислама, православия. Они вели активную работу, не всегда успешно, но настойчиво повторяя попытки. В результате на территории страны открыто много церквей, мечетей, храмов, святилищ различного толка.

Даосизм: альтернатива конфуцианству или основа жизни

В Даосизм верует около 20% жителей Китая.

Согласно историческим источникам, основателем даосизма в Китае был Лао-цзы. Есть предположения, что основателем учения Дао (или Дао дэ цзин), зародившееся параллельно с конфуцианством, является император Хуанди. Учитывая тот факт, что китайским императорам хорошо были знакомы различные философские учения, можно допустить, что Хуанди внёс некоторые дополнения или уточнения в учение Дао. Эта религия в Китае нашла своих сторонников и одно время успешно развивалась. Опять же, необходимо уточнить, что даосизм больше философское и нравственное учение, нежели религия.

Даосизм или «Путь вещей» представлял человека, как часть природы или микрокосм, субстанцию. Дао – это всеобщий закон или абсолют, начало всего и конечная точка. Счастье человека заключается в познании Дао. Целью жизни человека является понимание самого себя, через созерцание и медитацию. Именно погружение в свое «Я» – смысл силы человеческого сознания.


Даосизм стал смыслом деятельности народных масс или отшельников. Время от времени в Даосизме зарождались различные идеи, вдохновлявшие учёных и политиков, религиозных деятелей и философов.

Даосизм должен был стать альтернативой конфуцианству. Ведь в первом случае речь идёт о внутреннем созерцании, а во втором – служение государству. Исходя из исторической оценки, даосизм не смог противостоять конфуцианству своим учением, так как отрывал личность от мира, от общества. Но всё-таки, заслугой учения Дао является попытка глубокого восхождения в мир сознания. В этом отношении даосизм схож с учением буддизма.

Центры паломничества в КНР

Они подразделяются по видам религий:

Буддизм

  • храм в г.Шанхай,
  • храм Юнхе в г.Пекин,
  • Сианский Большой гусь,
  • Чуньцинские рельефы,
  • Сычуанская гораЭмей.

Христианские направления:

  • Собор св. Игнатия в Шанхае,
  • Церковь св. Софии в Харбине,
  • Храм св. Джона в Гонконге.

Даосизм:

  • Шандунская гора Тай,
  • Анхойские желтые горы,
  • Храм богини-хранительницы в Шанхае.

Мусульманство:

  • Сианская мечеть,
  • мечеть Идгар в Кашгаре,
  • Кучанская мечеть.

Конфуцианство:

  • Шандунский выставочный комплекс,
  • Нанкиньский квартал.

Важные особенности китайских религий

Коммунистическая партия Китая не ограничивает свободу вероисповедания. Это право закреплено конституционно, что подтверждает стремление руководства страны сохранить свое влияние в китайском обществе. Для жителей Поднебесной крайне важно принадлежать к той или иной религии. Это является особенностью менталитета и характера.

Спецификой Китая является тесное переплетение философии и религии. Коренное население Китая исповедует не только вышеуказанные традиционные верования. Много китайцев посещает католические и протестантские храмы, мечети. В том или ином городе религиозная картина очень пестрая.

Интересно, что точное число верующих в Китае неизвестно. Атеистический образ жизни и влияние партии не стали помехой отправлению культов и ритуалов. При этом много китайцев не считают себя последователями конкретной религии.

За 5 тысяч лет ни одно верование или религиозное течение не стало господствующим в Китае. Мировые религии, проникнув в Поднебесную, менялись под влиянием древней культуры и традиций. В результате они приобрели особенности, характерные только для Китая.

Религиозный состав Китая

Согласно опросу, проведенному специальным аналитическим агентством WIN около половины китайцев (47 процентов) называют себя атеистами, еще 30 относят себя к не религиозному населению. Это объясняется действием государственной политики на стадии становления социалистического строя, а позже – в период «Культурной революции», когда религия испытывала настоящие гонения со стороны правительства. Но к абсолютным атеистам, не верящим ни в одну религию, не исполняющим ритуалы и обычаи, можно отнести лишь 15 процентов проживающих в Китае.

Факт. Большая часть абсолютных атеистов в мире живет в КНР.

По результатам опросов, проведенных уже в 21 в., религиозный состав граждан страны следующий: примерно 80 процентов проживающих в Китае соблюдают обычаи, связанные с народными и даосистскими учениями; 10-15 процентов исповедуют буддизм; 3-4 — последователи христианства, 1,5-2 — приверженцы ислама. Поэтому основной религией Китая можно признать даосизм.

Буддизм

Постепенно буддизм превратился в основную религию Поднебесной. Последний опрос показывает, что 31% людей, которые не верят в буддизм приняли участие в ряде буддийских мероприятий и около 17 млн. человек уже стали приходить к вере.

Сейчас большинство последователей – это представители различных классов – это и интеллигенция, бизнес-элита, и простые люди. В последнее время появился новый отчет – Белая книга 2012 года, изданном совместно с Промышленным Банк и Hurun Report, которая показывает, что 39% интеллектуалов и бизнесменов исповедуют буддизм. Растет не только количество последователей, но и внимание со стороны общества. Сейчас в Поднебесной насчитывается около 13 000 храмов и 180 тысяч монахов и монахинь.

Интересно! Хан буддизм – 8400 храмов и 50 тыс. монахов – это самое крупное течение в Буддизме. Тибетский Буддизм занимает второе место по своей распространенности в Китае – он имеет 3000 Храмов и 120 тысяч монахов. Южный Буддизм – 1600 храмов и 8000 монахов – он наименее распространен в Китае.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]