Вероучительная основа Христианства


В поисках Единого Бога

Идея о едином духовном первоначале мира знакома многим учениям древности. Философское обоснование этой идеи дано и в сочинениях Платона, к воззрениям которого восходят основные положения основы вероучения христианства.

Платон пишет о существовании трех субстанций — Едином (Благе), Уме и Душе. Фундаментальный уровень мироздания составляет Единое — безначальное, бесконечное и бескачественное бытие, заключающее в себе бесчисленные эйдосы — первообразы, принципы, идеи всех вещей. Порождением Единого является Ум (Нус) — вечный закон, творящий и гармонизующий вселенную. Мировая душа обеспечивает воздействие идей на материальный мир; ее образом и порождением являются индивидуальные души людей.

Материя, сама по себе абсолютно бесформенная и несводимая к каким бы то ни было физическим стихиям, является «восприемницей» и «кормилицей» идей. Материя не есть подлинно сущее — ее зыбкое изменчивое бытие сводится к тому, чтобы отражать идеи и «участвовать» в становлении вещей. Таким образом, эмпирической реальности противостоит высший, совершенный и вечный мир, обитель первообразов и смыслов.

Познание, согласно Платону, есть воспоминание душ о своей небесной родине. В моменты творческого экстаза энергия космического Эроса позволяет совершать восхождение от телесной любви к духовной, а от последней — к созерцанию Единого-Блага.

Концепция Платона, детально разработанная его последователями в эллинистический период, стала своего рода «черновым наброском» к христианскому учению о Троице.

Филон Александрийский (I век н. э.) соединил понятие Логоса в иудейской и в эллинистической традициях — как Слово Божие, запечатленное в писаниях, и как закон, порождающий Космос и удерживающий его от разрушения. Попытки философа истолковать Тору через призму эллинской философии были отвергнуты нормативным иудаизмом как некорректные, но подхвачены рядом христианских апологетов, стремившихся подчеркнуть родство иудейского и христианского вероучений.

Вслед за Филоном апологеты стали применять метод произвольного аллегорического истолкования ветхозаветных писаний, позволяющий игнорировать их буквальный смысл — простой и понятный, но часто идущий в разрез с нормами христианской этики. В результате тексты Нового Завета обросли многочисленными ссылками на древнееврейский свод. Смысл некоторых из них малопонятен даже для весьма подготовленного читателя. Например, утверждение: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:5) — сопровождается ссылкой на Псалтырь 136:8-9: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет твоих младенцев о камень!», из чего приходится заключить, что разбивающий вавилонских младенцев о камень чист сердцем.

Христианство восприняло идеи Филона об изначальной греховности людей, о необходимости покаяния и др. Учение философа о Сыне Божьем как высшем логосе и о других логосах, названных ангелами, составило основу христианских представлений об иерархии духовных начал.

Труды Плотина (III век) легли в основу средневековой религиозной философии (бл. Августин и др.). В частности, христианские теологи разделяли представления Плотина о времени как образе вечности.

Время у Плотипа предстает как инобытие вечности, ее подвижный образ. Но и она в сравнении с чистым эй-досом вовлечена в становление, и потому это живая вечность, или вечная жизнь.

Философ доказывает, что Единое с необходимостью пребывает во всем. Из него все «изливается», без убыли породителя и без участия его воли (ибо он безличен), но исключительно в силу его внутренней природы. Чистая сущность может реализоваться только через что то другое — Единое действует через Ум. Смысловое воплощение Ума за его пределами — это Душа, или «лотос ума». Вслед за Платоном Плотин говорит о бессмертии индивидуальной души, о нисхождении ее на землю и последующем уходе на небо, о знании как припоминании и т. д.

О необходимости подчиниться мировому Разуму пишет римский стоик Сенека (I век н. э.), взглядам которого во многом созвучно этическое учение христианства. Согласно Сенеке, каждый человек должен стремиться достичь свободы духа, осознав божественную необходимость. Повиновение высшей воле позволяет достичь невозмутимости духа, а кроме того — обеспечивает гармонию в обществе, так как лежит в основе совести и нравственных норм. Если свобода не вытекает из божественной необходимости, она становится рабством. Только свобода, ограниченная совестью, есть подлинная свобода.

Сенека доказывает, что отношения людей должны строиться на взаимной любви, сострадании, заботе каждого человека о других, ему подобных, причем независимо от их социального статуса — ведь по своей природе все люди едины. «Золотое правило морали», сформулированное философом, звучит следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обращались стоящие выше». Ср. в Евангелии от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Христианству близки также мысли Сенеки о скоротечности земного существования, об обманчивости чувственных удовольствий, о необходимости противостоять разгулу страстей, о потустороннем воздаянии и др.

§ 3. Источники христианского вероучения

Источником христианского вероучения и истины, раскрываемых в Догматическом Богословии, является сверхъестественное откровение Божие. Оно дано нам в Священном Писании и Священном Предании, хранительницею и истолковательницею которых является Церковь. Под именем Священного Писания понимаются книги, написанные по вдохновению Духа Божия Богопросвешенными людьми — пророками и апостолами. Совокупность этих книг называется Библией, которая содержит в себе в общей сложности 77 книг. Библия разделяется на Ветхий и Новый Заветы. Общее число ветхозаветных книг в православной традиции — 50: из них 39 книг именуются каноническими (в иудейской традиции они объединены в 22 книги) и 11 — неканоническими. Новый Завет состоит из 27 книг. Отличительная особенность канонических книг — их Богодухновенность, то есть они написаны по особому озарению и просвещению от Святого Духа и потому не только свободны от заблуждений, но и содержат в себе Откровение Божественной истины. Богодухновенность священных книг ясно засвидетельствована самим их содержанием. Они 1) открывают нам тайны Божественной жизни, то есть такие истины, до которых человеческий разум сам своими силами дойти не мог и не может. Кроме того, они 2) содержат в себе пророчества, то есть предсказания об отдаленных и нередко чудесных событиях будущего, предвидеть которые за сотни и тысячи лет никакой человеческий ум не был в состоянии. Имеются, наконец, и в священных книгах 3) прямые указания на их Богодухновенность. Так, в них постоянно встречаются выражения: «сказал Господь мне», «было слово Господне ко Мне» и т.д. Сам Господь говорит о Давиде, что «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Марк. 12 : 36). Апостол Петр также говорит о ветхозаветных писателях, что «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки» (2 Петр 1 : 21). А апостол Павел своему возлюбленному ученику Тимофею решительно свидетельствует: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2 Тим. 3 : 16). О новозаветных писаниях святой апостол Павел говорит: «Мы приняли не Духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами — но изученными от Духа Святаго» (1 Кор. 2 : 12-13). Ту же мысль выражает апостол, когда говорит, что они, апостолы, «ум Христов имеют», что их проповеди не человеческое слово, но воистину слово Божие, что они проповедуют «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2 : 7) или когда изображает необычайное благотворное действие евангельской проповеди на душу человеческую такими словами: «ибо слово Божие живо действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4 : 12). Вот эти-то книги, содержащие в себе «глаголы жизни вечной», и являются первым и главным источником истины христианского вероучения вообще и, прежде всего — догматов. Священное Предание Вторым источником христианского вероучения является Священное Предание. Под именем Священного Предания в собственном или узком смысле этого слова разумеется Откровение Божие, полученное апостолами от Иисуса Христа и переданное Церкви по внушению Святого Духа самими апостолами помимо Священного Писания. Известно, что в Священном Писании Нового Завета записано далеко не все, что делал и чему учил Иисус Христос. Святой апостол Иоанн в конце своего Евангелия признается: «много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книги сей» (Ин. 20 : 30). Вот эти не записанные в Священных книгах изречения Господа, так называемые «аграфа» и наставления Его, сохраненные и переданные апостолами Церкви устно, и составляют Священное Предание в собственном смысле этого слова. Для познания христианской истины оно как слово Божие имеет такую же важность и значение, что и Священное Писание. Поэтому апостол Павел прямо заповедует: «итак, братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2 : 15), и обращаясь к любимому ученику своему Тимофею, говорит: «О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6 : 20). А во Втором послании к Коринфянам он хвалит коринфских христиан за то, что они твердо держатся предания: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11 : 2). От Предания в тесном смысле этого слова нужно отличать Предание в общем или широком смысле, под которым понимается хранение Божественного Откровения по букве и толкование или разумение его по духу и смыслу. Основанная Христом Церковь, являясь столпом и утверждением истины, хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение в целости и неповрежденности — в том виде, в каком оно дано ей Богом. Вместе с тем она хранит в себе и передает из века в век и свое понимание или разумение Божественного Откровения и, таким образом, является непогрешимой хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения и, в частности, Священного Писания. Предание в широком смысле, очевидно, не есть источник Божественного откровения, как Предание в тесном смысле, но оно есть необходимое руководство к пользованию Божественным откровением и правильному пониманию истин, данных в откровении. Предание в этом смысле есть свидетельство или голос Вселенской Церкви, иначе — тот дух истины и веры, то сознание Церкви, которое живет в нем от времени Христа и апостолов. Свое внешнее выражение голос вселенской Церкви об истинах веры находит: а) в древнейших символах веры; б) в так называемых правилах апостольских, в деяниях и постановлениях соборов, как вселенских, так и поместных; в) в древних литургиях; г) в творениях древних отцов и учителей Церкви; д) в древнейших актах мученических; е) во всей практике древней церкви и вообще в сохранившихся церковных чинопоследованиях.

Вперед

Теология и антропология

В отличие от иудейского Яхве и мусульманского Аллаха, сочетающих в себе творящую и разрушительную силы, христианский Бог-Отец мыслится как чистая любовь, онтологическое первоначало всякой любви — это неизъяснимый Свет, в котором «нет никакой тьмы». «Не называй Бога справедливым, — пишет Исаак Сирин, — ибо если Бог справедлив, то я погиб. Христианство — это путь любви, которая выше закона: Бог может прощать там, где карма должна казнить». Христианский Бог не проклинает и не казнит, но благословляет и «страдает вместе с каждым страдающим… и умирает в каждом умирающем человеке… в истории Иисуса Христа раскрылась тайна Бога: Он страдает вместе с нами» (Г. Померанец). Сын человеческий пришел не судить людей, но спасти их (Ин. 3:17). Идея любящего Бога, идея любви как основы мира — это главная мысль христианства, главное «послание» (керигма) Христа человечеству:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине… Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», — именно эти слова апостола Павла звучат из уст великого русского иконописца в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» (возможно, лучшем из того, что было создано в кинематографе на христианскую тему).

У Бога христиан нет этнических предпочтений, нет избранного народа: «Христова Благодать всю землю объяла и, как вода морская, покрыла ее» (митр. Илларион, «Слово о Законе и Благодати»), То, что прежде было разделено по национальным, классовым или половым признакам, теперь соединяется общностью веры и грядущей судьбы: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).

Формальное отличие христианской теологии от вероучительных основ иудаизма и ислама выражено прежде всего в догмате Триединства. Суть тринитарного догмата состоит в том, что Бог существует в трех Лицах («ипостасях») — как Отец (безначальное первоначало), как Сын, или Логос (смысловое и оформляющее начало), и как Святой Дух («животворящее» начало). Сын «устрояет» мир, рождаясь от Отца, Святой Дух исходит также от Отца (в православии) или от Отца и Сына (в католицизме). Тринитарный догмат требует «не смешивать Лица и не разделять Сущность».

Идея множественности бытия бога существует не только в христианстве. Например, в индуизме бог может воплощаться в другого бога, в человека или животного, существуя параллельно с исходным богом и его воплощениями (аватарами). Но в отличие от триад других религий и мифологий (троичная дифференциация египетской огдоады, три лика Гекаты, индуистский Тримурти и др.) три ипостаси христианского Бога — это Личности, связанные взаимной любовью; они равны по достоинству («равночестны») и были всегда («предвечны»). Как рождение Сына, так и «исхождение» Святого Духа совершается не во времени, а в вечности.

По учению Церкви, во Христе соединены «неслиянно и нераздельно» человеческая и божественная природы. Он всецело человек, реально переживающий весь ужас голгофских мук, и всецело Бог: «Видевший меня видел Отца… Я в Отце и Отец во мне» (Ин. 14:9-10). Боговоплощение стало актом божественной жертвы и одновременно актом нового и окончательного творения мира: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Образ полубожественного Посредника между богами и людьми известен многим мифологиям и религиям. Однако Христос не включен ни в какой ряд пророков, учителей человечества, бодхисаттв и проч. «Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!» — говорит Блаженный Августин, оспаривая доктрину вечного возвращения Христа («О граде Божьем»).

Человек в христианской антропологии предстает как изначально богоподобное существо. Отпав от Отца (первородный грех), он утратил богоподобие и познал смерть. Христос пришел в мир, чтобы отменить всевластие смерти (воскрешение Лазаря и дочери Иаира, телесное воскрешение самого Христа) и указать путь к вечной жизни.

Если «религии послушания» (иудаизм, ислам) предписывают безоговорочное подчинение Богу, строгое соблюдение многочисленных запретов и ограничений, прежде всего во внешнем поведении, то Христос призывает человека преобразиться внутренне — «обожиться», возвысить свой дух до полноты божественного бытия: «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что… будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2). И если путь послушания означает духовное рабство («ибо раб не знает, что делает господин его»; Ин. 15:15), то путь христианина — это свободное и сознательное противостояние злу, основанное на понимании его природы и конечной цели.

Учение о Троице не раз становилось предметом ожесточенных теологических дискуссий. Противники догмата расценивали его как пережиток язычества, противоречащий принципу монотеизма. Иудаисты и мусульмане, указывая на тринитарный догмат, вообще отказываются признавать христианство монотеистической религией. Но и внутри самого христианства полемика вокруг идеи триединства ведется без малого 17 столетий.

Под знаком борьбы с арианами, отвергшими концепцию Троицы, проходили первые Вселенские соборы. Вспышками антитринитаризма сопровождалась христианизация «варварских народов» (готов, вандалов и лангобардов) в VI-VII вв. В эпоху Реформации унитаризм распространился в Италии и затронул Россию (дело М. С. Башкина).

Отрицание Троицы церковь рассматривала как тяжкое преступление против веры. В 1553 году по приказу Кальвина был сожжен антитринитарист М. Сервет.

В Англии закон, карающий за антитринитаризм смертной казнью, был отменен лишь в 1813 году.

Дж. Пристли, подвергшийся преследованиям за критику тринитарного догмата, в 1791 году эмигрировал в США и основал там антитринитаристскую школу. Сегодня унитаризм существует как конфессионально оформленное направление протестантизма, основанное на недогматическом прочтении библейских текстов.

Основы Православной ВЕРЫ

Автор: Епископ Александр (Милеант)
Что такое Символ веры?

Символ веры — это молитва, в которой изложены в кратких и точных словах основные истины православной веры.

Человек без веры — все равно, что слепой. Вера дает человеку духовное зрение, помогающее человеку видеть и понимать суть того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какова цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо стремиться и так далее.

Историческая Справка

Издревле, с апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

Символ веры, который мы будем здесь объяснять, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры состоит из 12-ти членов. 1-ый член говорит о Боге Отце, 2-ой по 7-ой члены говорят о Боге Сыне, 8-ой — о Боге Духе Святом, 9-ый — о Церкви, 10-ый — о крещении, 11-ый и 12-ый — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Текст Символа Веры

По Церковно–Славянски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

5. И воскресшаго в третий день, по писанием.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века. Аминь

По-Русски

1. Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Едино–родного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,

5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

6. И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном со–покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

10. Признаю одно крещение для прощения грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Во что мы верим согласно Символу?

Мы начинаем Символ словом “верую

” потому, что содержание наших религиозных убеждений зиждится не на внешнем опыте, но на принятии нами Бого–откровенной истины. Ведь предметы и явления духовного мира нельзя проверить лабораторным путем и логически доказать — они входят в сферу личного религиозного опыта человека. Однако, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, например: чем больше он молится, думает о Боге, делает добра, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины. Таким путем вера становится для верующего человека предметом его личного опыта.

Мы верим в то, что Бог есть полнота совершенства

: Он есть Дух всесовершенный, безначальный, вечный, всемогущий и премудрый. Бог всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый, справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается и есть первопричина всего существующего.

Мы верим в то, что Бог — един по существу
и троичен в Лицах
: Отец, Сын и Дух Святой есть Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын предвечно родился от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Мы верим в то, что все Лица или Ипостаси Бога равны между Собой

по Божеским совершенствам, величию, власти и славе, а именно — мы верим, что Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, и Сына, и Святого Духа, как единого Бога.

Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворен Богом

. Сначала Бог сотворил невидимый, великий ангельский мир или так называемое в Библии “небо,” потом — наш материальный или физический мир (в Библии — “землю”). Физический мир Бог сотворил из ничего, но не сразу, а постепенно в течение периодов, именуемых в Библии “днями.” Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа наслаждались жизнью. Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым. Зло в мире происходит от злоупотребления свободной волей, которой Бог наделил ангелов и людей. Так, например, дьявол и бесы когда-то были добрыми ангелами, но восстали против Бога и добровольно стали злыми. Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех и являются врагами нашего спасения.

Мы верим в то, что Бог все содержит в Своей власти

, то есть Он всем управляет и все ведет к благой цели. Бог любит нас и заботится о нас, как мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.

Мы верим в то, что Сын Божий

, Господь наш Иисус Христос, для нашего спасения, сошел с Небес на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии. Он, будучи Богом от вечности, во дни царя Ирода воспринял наше человеческое естество — душу и тело, и поэтому Он есть
одновременно истинный Бог
и
истинный человек
, или Богочеловек. Он в одном Божеском Лице соединяет два естества, Божеское и человеческое. Эти два естества навсегда пребудут в Нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое.

Мы верим в то, что Господь Иисус Христос, живя на земле, Своим учением, примером и чудесами просветил мир, то есть научил людей, во что они должны верить и как должны жить, чтобы наследовать жизнь вечную. Своими молитвами к Отцу, совершенным исполнением воли Его, страданиями и крестной смертью Он победил дьявола, искупил мир от греха и смерти. Своим воскресением из мертвых Он положил начало нашему воскресению. Вознесшись с плотью на Небо, что произошло на 40-й день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос сел “одесную (по правую сторону) Бога Отца,” то есть принял как Бого–человек одну власть со Своим Отцом и с тех пор вместе с Ним управляет судьбами мира.

Мы верим в то, что Дух Святой

, исходя от Бога Отца, от начала мира вместе с Отцом и Сыном дает тварям бытие, жизнь и всем управляет. Он есть
источник духовной благодатной жизни
как для ангелов, так и для людей, и Духу Святому подобает слава и поклонение наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой в Ветхом Завете говорил через пророков, потом, в начале Нового Завета, говорил через апостолов, а ныне действует в Христовой Церкви, наставляя в истине ее пастырей и православных христиан.

Мы верим в то, что Иисус Христос для спасения всех верующих в Него создал на земле Церковь

, ниспослав на апостолов Духа Святого в день Пятидесятницы. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви, в этом благодатном обществе или союзе верующих христиан, и сохраняет ее в чистоте Христова учения. Кроме того, благодать Духа Святого, пребывающая в Церкви, очищает кающихся от грехов, помогает верующим преуспевать в добрых делах и освящает их.

Мы верим в то, что Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская

. Она едина потому, что все православные христиане, хотя и принадлежат к разным национальным поместным церквям, но составляют одну семью вместе с ангелами и праведниками на Небе, Единство Церкви зиждится на единстве веры и благодати. Церковь свята потому, что верные чада ее освящаются словом Божиим, молитвою и священными таинствами. Церковь именуется соборной потому, что предназначена для людей всех времен и всех национальностей; Церковь именуется апостольской потому, что она хранит апостольское учение и апостольскую священническую преемственность, которая с апостольских времен непрерывно до нашего времени передается от епископа к епископу в таинстве рукоположения. Церковь, по обещанию Господа Спасителя, пребудет неодолимою от врагов ее до конца существования мира.

Мы верим в то, что в таинстве крещени

я прощаются верующему все грехи и что через это таинство верующий становится членом Церкви. Члену Церкви открыт доступ и к другим спасительным ее таинствам. Так, в таинстве миропомазания дается верующему благодать Святого Духа; в таинстве покаяния или исповеди прощаются грехи, сделанные в зрелом возрасте после крещения; в таинстве причащения, совершаемом во время Литургии, верующие причащаются истинного тела и крови Христовой; в таинстве бракосочетания устанавливается нерасторжимый союз между мужем и женой; в таинстве священства рукополагаются служители Церкви: дьяконы, священники и епископы; а в таинстве соборования подается исцеление от духовных и физических болезней.

Мы верим в то, что перед концом мира Иисус Христос, сопровождаемый ангелами, опять придет на
землю
в славе. Тогда все, по Его слову,
воскресну
т из мертвых, то есть произойдет чудо, в котором души умерших людей вернутся в их тела, которые они имели до смерти, и все умершие оживут. При всеобщем воскресении, тела праведников, как воскресших, так и живых, обновятся и станут одухотворенными по образу воскресшего тела Христова. После воскресения, все люди предстанут на
суд Божий
, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, когда жил в своем теле, доброе или худое. После суда пойдут нераскаявшиеся грешники в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную. Так начнется царство Христово, которому не будет конца.

Заключительным словом “Аминь

” мы свидетельствуем о том, что мы всем сердцем принимаем и признаем истинным это исповедание православной веры.

Символ веры читается человеком, принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения таинства крещения. При крещении младенца Символ читается восприемниками. Кроме того, Символ веры поется в церкви за литургией и следует читать его ежедневно во время утренних молитв. Внимательное чтение Символа имеет большое влияние на нашу веру. Это происходит потому, что Символ веры не есть просто вероисповедная формула, но есть молитва

. Говоря с молитвенным настроением слово “верую” и другие слова Символа, мы оживляем и укрепляем нашу веру в Бога и во все те истины, которые содержатся в Символе. Вот почему так важно православным христианам ежедневно, или по крайне мере регулярно, читать Символ веры.

Христианская этика

Все горе и зло, царящее на земле… на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы… и воли к беспощадному истреблению зла…

С. Франк

В христианстве этика неотделима от теологии и подчинена идее спасения. Для христианина вопрос о различении морального добра и зла вырастает до метафизической проблемы различения Света и тьмы, Бога и «князя мира сего». Поклонившийся «князю» погибнет, набравший истину и Свет будет спасен. Человек должен сделать выбор, не допускающий компромиссов: жизнь пли смерть, спасение или геенна («Кто не со Мной, тот против Меня»; Мф. 12:30).

Для достижения спасения абсолютно недостаточно праведности, благочестия, порядочности. Евангельский Иисус Христос обращает свой гнев не на грешников, а прежде всего на праведников (фарисеев), ставших духовными мертвецами («Сказываю вам, что там на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»).

Решающим критерием духовной жизни становится отказ от мирского прельщения, от прежних привязанностей и страхов. Любящий Отца должен «возненавидеть» самую жизнь свою (Лук. 14:26). У апостола Павла звучит даже мысль о том, что «излиться» из тела — благо: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»

Зло присутствует и в природе и в человеке, пронизывает весь мир и каждую живую душу. Из понимания зла как могущественного общего врага следует вывод о необходимости отказа от моралистических требований к другому («Не судите, да не судимы будете»), о необходимости противопоставить злу любовь:

«…Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете Сынами Отца вашего Небесного…».

Абсолютная истина в христианстве

Истина — это познание объекта и мысленное отображение его в той степени, в которой он существует и соответствует реальности без возможности опровержения. Она не существует в каком-либо виде сама по себе, так как представляет собой человеческое абстрактное определение утверждений, оправдывающихся действительностью или какими-нибудь ограниченными в определенных условиях рамками соответствующие реальности. Как и многие другие определения ветвей от нее, абсолютная истина тоже представляет собой соседствующее отделение и определяется как термин неопровержимости тех или иных известных фактов по ходу развития и познания чего-либо. Как правило, человек несколькими путями ориентирован для познания и достижения абсолюта, основные из которых являются пути науки и религии.

Истина в науке определяется как характеристика, обозначающая степень законченности и идеальности мысли, позволяющая оценить и ровным счетом считать ее познанием или знанием действительности. В христианстве она именуется как не какая-либо изначальная материальность всего или абстрактная универсальная идея для чего-то конкретного, а основание живой личности Иисуса, сказавшего: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Но стоит отметить в том числе иные сказанные Им слова, описывающие ее, а непосредственно случай попирания: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8,44). Эти слова говорят нам о том, что воля человека подвержена к причастности как к самому определению, так и ко лжи.

Так как в мировых религиях абсолютная истина представляет не что иное, как производную от «божественное» и «святое», то непосредственно в христианской религии она сосредоточена конкретно на Иисусе, о чем говорится в Евангелии от Иоанна 18:37: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Само же учение Иисуса Христа и его жизнь представляют для верующих христиан полноту благодати и святой правды, а само Евангелие — путь и слова достоверности. Если обратиться непосредственно к христианству, то мы обнаружим, что весь замысел обладания истиной веры состоит во всеохватывающем замысле «Домостроительства Божественного». И согласно вероучению конфессии, этот план несет каждому христианину богооткровенную абсолютную истину, заключающуюся в том, как следует относиться к людям, обществу, к Богу и, соответственно, какие поступки стоит или не стоит совершать.

Все вышеизложенное имеет отношение к дарованию Святого Духа по Христово Воскресение самого Духа Истины, для верующих пребывающих наставляющий, а также просвещающий их жизненный путь, путь веры, в котором есть возможность отличить духа заблуждений и лжи от духа истины. Все это можно отнести в христианстве к предлежащей достоверной реальности, которая составляет не только часть теоретического подхода интеллекта и разума человека, но и входит в норму поведения в его жизни. Стоит не просто пребывать в суждениях на тему абсолютной истины, а «идти к свету» и «поступать по правде» и любой верующий христианин призван к ее познанию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]