Причины и последствия принятия христианства на Руси

Христианство является одной из основных мировых религий, наряду с исламом, индуизмом и буддизмом. Его исповедуют около 33 % населения земного шара. Это вероисповедание зародилось очень давно, около 33 н.э. в Палестине. Как государственная религия, впервые оно было принято в Армении в 301 г. На русские земли новую веру принес князь Владимир Святославович. В 988 г. он крестил Русь, сделав христианство государственной религией Киевской Руси.

Предпосылки к возникновению новой веры на русских землях

Князь Владимир понимал, что с разрозненными языческими племенами славян, сильную державу не построить. Источником консолидации он выбрал единую религию, которая должна была общей идеей скрепить союз восточных славян. Он долго сомневался, какое вероисповедание выбрать. В летописях сказано, что к русскому князю приходили представители самых сильных на то время религий, чтобы склонить его к своей вере.

В Киев прибыли посольства от мусульман из Волжской Булгарии, от хазарских иудеев, представители Римской церкви и посланцы из Византии. Князь также отправлял своих послов, чтобы те увидели обряды религий воочию и посмотрели, как каждое вероисповедание отражается на жизни местного населения. После возвращения своих послов и после длительно совета бояр, было решено принять христианство византийского обряда.

Культурные и этнические последствия

Принятие христианства привело к развитию древнерусской культуры. Это выражалось в следующем:

  • Строительство каменных храмов, например, Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке.
  • Развитие иконописи.
  • Начало летописания.
  • Появление литературной традиции, например, “Поучения Владимира Мономаха” и “Жития Феодосия Печерского”.

В государстве появились русские священники, монахи, епископы и даже митрополиты, ускорилось формирование древнерусской народности. В XII веке в летописях перестают упоминаться восточнославянские племена.

В таблице по пунктам можно обобщить перечисленные последствия принятия христианства в 988 году:

Последствия
Этнические Ускорение консолидации древнерусской народности, появление русских священников и митрополитов
Социальные Ускорение дифференциации древнерусского общества, выделение господствующего слоя, развитие феодализма
Экономические Появление и укрепление земельной собственности
Политические Рост международного престижа государства, династические браки с разными государствами Европы, укрепление центральной власти и важности престола в Киеве
Культурные Развитие древнерусской культуры, в том числе архитектуры, иконописи, литературы, начало летописания

Первые пять митрополитов были греками, а шестым стал Иларион. Он занимал пост всего 4 года, с 1051 по 1055 год. Иларион написал “Слово о законе и благодати”. После смерти его снова сменил грек – Ефрем. Иларион был поставлен на кафедру митрополита собором русских епископов, а не патриархом из Константинополя.

Рис. 3. Русь при князе Владимире Святом.

Причины принятия христианства на Руси

  1. Желание князя Владимира создать сильное целостное государство. Языческие верования не объединяли славянские народы, а, наоборот, являлись причиной дополнительных разногласий между ними. Князь не мог в достаточной степени влиять на воинствующие племена, что также создавало угрозу для его власти. Поэтому принятие христианства должно было объединить славянские народы вокруг одной религии и прекратить междоусобные конфликты.
  2. Владимир понимал, что Русь нуждается в сильных политических и торговых союзниках. Достаточно выгодным было сотрудничество с Европой. На то время практически во всех европейских странах было введено христианство. Славянские племена с их языческими верованиями считались варварами, и налаживать какие-либо отношения с ними европейские народы особо не стремились. Поэтому принятие христианства открывало перспективу выйти на международную арену в качестве равноправного игрока.
  3. Русский правитель хотел взять в жены сестру византийского императора Анну. Но монарх прекрасно понимал, что брак не состоится, пока сам он будет язычником. Это также было одним из факторов, который побудил Владимира принять христианство. Данный брак сыграл значимую роль в международных отношениях русской державы, принеся поддержку Византии на политической арене. Но помимо политического расчета, вполне возможно он испытывал чувства к византийской принцессе.
  4. Государство развивалось, менялись духовные запросы общества. Требовалось уходить от многоженства, укреплять институт семьи, принимать новые аспекты в воспитании детей. Все это было одной из задач новой религии. Также нарастало социальное неравенство, развивались феодальные отношения. Необходимо было донести народу, что все это от Бога. А высшая благодетель для крестьянина – это смирение и повиновение.
  5. Владимир задумал духовное очищение от предыдущих грехов. Ведь согласно летописям, во времена языческой Руси князь вел разгульный образ жизни. Имел несколько жен и сотни наложниц. Он устанавливал идолов и приносил им жертвоприношения, в том числе и человеческие. От его деяний страдали ни в чем неповинные люди. Все чаще он задумывался о безысходности человеческого существования и пытался искать истину бытия. Приняв новую веру, князь решил раскаяться, «очиститься» от былых грехов и начать новую жизнь.

Политические и социально-экономические последствия

Переход от язычества к христианству ставил Древнерусское государство на один уровень с христианскими королевствами Европы – Францией, Венгрией, Польшей, Болгарией, Византией.

Рис. 1. Крещение Руси.

Следовательно, произошел отказ от языческого многоженства и стали заключаться династические браки с европейскими государствами:

  • Владимир Святой – с Анной Византийской.
  • Ярослав Мудрый – с Ингигердой Шведской. Дочери Ярослава вышли замуж за королей Венгрии, Франции и Норвегии.
  • Изяслав Ярославич – с Гертрудой Польской.
  • Святослав Ярославич – с Одой Штаденской.
  • Владимир Мономах – с Гитой Уэссекской.
  • Мстислав Великий – с Христиной Инговной из Швеции.

К социально-экономическим последствиям христианства можно отнести развитие градостроительства, торговли, законодательства (появление первого свода законов – “Русской Правды”), а также феодальной земельной собственности. В Древней Руси появился новый слой общества – духовенство. Как следствие, начали строить монастыри.

Рис. 2. Князь Владимир Святой.

Последствия принятия христианства на Руси

  1. Церковь всячески пыталась искоренить языческие обычаи. Основной заслугой новой веры было прекращение человеческих жертвоприношений и кровавых обрядов. Христианское духовенство занималось нравственным воспитанием и духовным просвещением народа.
  2. Религия укрепила авторитет княжеской власти. Владимир создал своеобразную центральную вертикаль власти, первым приняв крещение. Церковь имела огромное влияние на внутреннюю политику государства. Она усилила княжеское могущество и объединила обособленные славянские племена. Духовенство убеждало, что власть монарху дана Богом и князь «есть Божий слуга» Ему следует покориться и видеть в нем «избранника Божьего».
  3. С принятием христианства на русских землях начинается строительство храмов, церквей, монастырей. Сначала это делают мастера, приглашенные из Византии. Русские мастера учатся у них, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно творить шедевры архитектурного искусства. Храм Успения Богоматери, церковь св. Софии в Киеве, новгородская церковь св. Софии были одними из первых каменных храмов того времени. Под влиянием церковного строительства быстрыми темпами развивается архитектурное дело и живопись.
  4. Вместе с новой верой на Русь пришла письменность, а позже и книжное просвещение. Строятся первые школы с учителями-священниками. Появляются книжники – люди, которые собирали и переписывали книги. Позже греческие монахи Кирилл и Мефодий создали две славянские азбуки – кириллицу и глаголицу, что способствовало дальнейшему развитию русской письменности. Православные монахи вели летописание, т.е. фиксировали происходящие события. Благодаря им, уже в наши дни, можно узнать о становлении христианства, как религии, и о развитии русской государственности, начиная с Х в.
  5. После Крещения Киевская Русь расширила свои политические связи с Византийской империей, со странами Балканского полуострова, с европейскими государствами. Вступив в брак с византийской царевной Анной, Владимир заодно породнился с немецким императором, который был женат на сестре Анны. Династические браки стали популярны при сыне Владимира Ярославе Мудром. Его дочери были выданы замуж за французского, венгерского, норвежского правителей, а сестра – была замужем за польским королем. Русская церковь, которая дала благословение на эти союзы, широко простирала свое влияние в мире.

Крещение Руси: как это было

Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет. Этот год предваряли действия совсем иного характера — военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой). Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь.

Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство.

Это интересно: что способствовало глобализации в различных сферах общества?

После взятия города он вступил в переговоры с императорами Василием и Константином, пообещав вернуть им город, если они выдадут за него их сестру Анну. А он, якобы в качестве уступки, согласится подвергнуть себя крещению.

Есть и другое предание, согласно которому Владимир захватил Корсунь только лишь ради женитьбы на Анне, которую не хотели выдавать за «варвара» ее братья. Но, вынудив их пойти на это, он … ослеп. И только лишь молитвами Анны ему было возвращено зрение. Уверовав в чудо, князь крестился и обвенчался со своей «спасительницей». Но это лишь предание, которое с действительностью имеет мало общего.

И уже в 988 году, вернувшись на Русь с супругой-гречанкой, князь сверг языческие идолы и повсеместно насадил христианство. Именно в этом году были произведены известные массовые крещения людей в Днепре.

Конечно, были и сопротивления со стороны населения Руси, но они носили характер не столько антихристианский, сколько антикиевский. Сопротивление носило больше именно политический окрас, нежели религиозно-культурный.

Значение принятия христианской веры на Руси

Значение принятия христианства на Руси
Введение христианской веры чаще всего называется Крещением Руси. Впервые это важное событие было описано в одной из самых древних славянских летописей «Повесть временных лет». Согласно данным современной исторической науки, произошло крещение в 988 году в период правления великого киевского князя Владимира.

Схема: что означало принятие христианства для жителей древней Руси?


Что означало принятие христианства?

История принятия христианства на Руси

При этом, по данным полученным из византийских источников десятого века, христианизация в Киевской Руси началась ещё в девятом веке, а 988 год указан в этих документах в качестве года крещения самого Владимира. Под первым крещением Руси исследователи часто подразумевают события, произошедшие во время княжения Ольги.

Византия, принявшая христианство много раньше десятого века, желала всеми силами обратить варваров и язычников в свою истинную веру. Зачем? В первую очередь, это нужно было для того, чтобы минимизировать шансы возникновения военных конфликтов с этими государствами. К примеру, в девятом веке аналогичный метод устранения конфликта при помощи христианства предпринимался в отношении Болгарии и Моравии. Таких же методов требовала и Русь, после её нападения на Константинополь.

И, хотя поход славян увенчался неудачей, а воины были вынуждены отступить, правитель Византии понимал, что будут новые попытки и рано или поздно, их стены падут. После данного мероприятия Византия отправила в Киев отряд миссионеров, которые пропагандировали на славянской земле христианство. Итогом этой агитации стало так называемое «Аскольдово крещение», когда были крещены Аскольд, Дир, некоторые бояре и часть киевского народа.

Крещение княгини Ольги

После описанных событий, примерно в середине десятого века произошла аналогичная ситуация. В этот раз крещение приняла великая княгиня Ольга, которая взяла имя Елена. В 957 году она отправилась вместе со священником Григорием к правителю Константинополя с целью официально принять новую веру для того, чтобы Киевская Русь могла стать впоследствии государством равным Византии. В этот же исторический период многие славяне (особенно жители Киева) взяли пример с княгини и приняли христианство. Тем не менее, в качестве основной системы верования в Киевской Руси оставалось укоренившееся веками язычество.

Легенда о выборе веры князем Владимиром

Согласно легенде, для того чтобы выбрать самую достойную из вер для русской земли, князь Владимир устроил так называемое «испытание вер», во время которого волжские болгары предложили ввести на Руси ислам, на что князь высказал отказ из-за нетерпимости этой веры к употреблению алкоголя, которая, наверняка вызвала бы народные восстания.

Прослышав об ответе Владимира болгарам, в дело вступили немцы, заверяя князя, что, если Киевская Русь станет католической, то можно сколько угодно есть и пить. В свою очередь, киевский князь отказал им, по причине того, что все службы в католицизме должны вестись на латинском языке, который непонятен и чужд славянам.

После этого к князю обратились хазары, которые в тот исторический период проповедовали иудаизм. Но, строгий князь отказал и им, мотивируя свой отказ отсутствием у этого народа собственных территорий.

Самый оптимальный вариант веры был предложен византийцем, который сумел так подробно и вдохновлено расписать все положительные стороны принятия христианства, что Владимир решил отправить в Византию посланников, чтобы они побывали на богослужениях. После возвращения послов на родину и их восторженных рассказов о роскоши Константинопольской церкви, одеждах священников и отношении людей из простого народа к христианству – князь сделал свой выбор.

Религиозная реформа князя Владимира I

Вначале своей религиозной реформы князь Владимир понимал, что грамотное проведение внутренней политики может быть обеспечено лишь при идейном сплочении разрозненного междоусобными войнами славянского народа. Так и получилось. Благодаря вере в одного Бога люди стали ближе, а мораль и учение Христа умерили народный пыл, заменив его просвещением.

Значение принятия христианства для русского государства

Также, положительные последствия принятия христианства коснулись и внешней политики Киевской Руси, которой открылось всё богатство византийской культуры. Кроме того, Русь стала активным участником торговых отношений, ранее закрытых для неё по причине чуждой веры.

На славянской земле стали появляться храмы, в которых служители стали преподавать простым людям грамоту и философию. Не менее важным было и то, что все богослужения могли проводиться на старославянском языке, что очень облегчало интегрирование новой религии в народ. Историки считают, что крещение Руси являлось на тот момент единственным выходом для развития славянского государства.

Однако, внедрение новой морали и веры проходило не всегда спокойно. Народное сопротивление христианству было вызвано не только нежеланием полностью перечеркнуть прошлое своих предков и отказаться от верований в богов и духов, но и опасением того, что религиозная реформа проводится для того чтобы в итоге Киев захватил остальные славянские земли.

Таблица: значение принятия христианской веры для Руси


Значение принятия христианской веры для Руси

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]