Ряса — это повседневная одежда монашествующих и мирского духовенства. Ряса независимо от покроя имеет широкие и длинные рукава с отворотами. Отвороты обычно подшивают атласом в тон ткани или контрастного цвета.
Длина рясы достигает пола или каблука обуви. Шьют рясы из мокрого шелка или габардина. Для зимних используют пальтовые ткани — драп, кашемир, смесовые шерстяные.
История
Слово ряса греческого происхождения, и означает изношенную, потертую одежду, ткань без ворса. Именно такая одежда свободного кроя была в обиходе у древневосточных народов. Во времена земной жизни Иисуса Христа она была в ходу среди иудеев, и Господь тоже носил такую. И в наше время национальные костюмы восточных народов включают длинное одеяние, напоминающее рясу.
Ряса была обязательной одеждой первых монахов, из монашеской среды она постепенно вошла в обиход мирского священства.
На Руси рясы появились в конце 17 века и постепенно трансформировались в теперешний, привычный для нас вид, и такими остаются уже несколько столетий.
До 17 века одеждой русского духовенства были кафтаны-однорядки из бархата и сукна фиолетовых, малиновых, зеленых цветов. На Большом Московском Соборе 1666-1667 годов духовенству было рекомендовано носить одежду, принятую у восточного православного духовенства. Постепенно рясы приобрели более привычный для нас вид, и такими остаются уже несколько столетий.
Почему священники носят рясу поверх одежды
В ветхие времена, с рождением христианства, одежда служителей церкви не отличалась от повседневной одежды прихожан. Священники, епископы и диаконы опознавались лишь по внешности.
Впрочем, времена менялись, а вместе с ними претерпела изменений и мода на одежду. Духовенство же, наоборот, пытались сберечь традиции в одеянии, в которое обличались первые апостолы и проповедники, тем самым отличаясь от верующий. Постепенно различия в облике священников становилось более примечательными.
Ряса — это элемент гардероба, который был присущ гардеробу, как мужчин, так и женщин на Востоке во времена Иисуса Христа. Она представляла собой накидку в пол с расклешёнными рукавами из плотной материи. Рясу надевали поверх повседневной одежды. Слово «ряса» в переводе с греческого языка означает «ветхая, мятая», то есть одежда, которую носили бедняки.
Ряса обрела популярность у монахов Египта и Палестины. В 4 ст. её доминирующем цветом был практичный чёрный. Однако среди служителей данный цвет был условным, поскольку они красили ткань различными смесями, что превращало её грязно-голубую накидку. Выгоревшая на солнце ряса, обычно краснела.
Виды ряс
В зависимости от покроя различают 4 вида ряс:
- русская;
- греческая;
- полурусская;
- полугреческая.
Русская ряса посажена по плечам, имеет приталенный силуэт. Различают два типа русской рясы: киевская и московская. Киевская ряса приталена лишь по бокам, а московская — с боков и со спины. Рукава русской рясы расширяются книзу, застежка прямая, встык.
Греческая ряса имеет свободный крой, воротник-стойку, и застегивается у ворота и на груди. Рукава в греческой рясе расширены от плеча.
Зимние рясы утеплены, для их пошива используют пальтовые ткани. Они преимущественно русского типа, с шалевым воротником, отороченным мехом или бархатом.
Повседневные облачения священнослужителя, ряса и подрясник
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания. Они не похожи на одежду обычного человека, и тем самым выделяют духовное лицо из среды мирян — даже самые невоцерковленные люди без труда отличат одеяние батюшки от обычной повседневной одежды современного человека. Это имеет свой смысл и историю, подчеркивает, что Церковь — вне мирского, сиюминутного, вне течения времени и требований моды, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, какое высочайшее служение на них возложено Богом.
От качества и удобства церковных облачений во многом зависит самочувствие и комфорт священнослужителей. При всей традиционности церковных облачений, полностью изолироваться от новых реалий швейного производства – невозможно. Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? Как они реализуются с помощью современных технологий?
В этой статье мы остановимся на повседневном одеянии священнослужителей – рясе и подряснике.
Общее символическое значение подрясника и рясы — это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса — это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.
Подрясник — это нижнее одеяние священнослужителя. Его цвет свидетельствует о том, к какому духовенству — черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) принадлежит тот, кто его носит. К монашествующим священникам требования более жесткие — подрясник у них может быть только черного цвета. Белому духовенству в этом отношении дается послабление, и кроме черного они могут выбрать темно-синий, коричневый, серый и белый цвет одеяния. В современном швейном производстве для подрясников также используются меланжевые ткани – комбинация волокон разного оттенка (например, бело-голубых нитей), что при различном освещении выделяет тот или иной тон.
Материалом для изготовления подрясников обычно служит сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк. Современные технологии могут предложить священнослужителям для пошива подрясников так называемый «мокрый» шелк – изделия из такой ткани очень мягкие и приятные на ощупь, устойчивы к заминанию и при этом сохраняют струящуюся фактуру шелка. Летние подрясники в наше время чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясники могут быть украшены вышивкой по воротнику или по бортам. При этом для орнамента берутся нити в тон подряснику, что придает ему сдержанную красоту, или контрастные по цвету, что делает подрясник ярче и наряднее.
Ряса (греч. «то росон» — рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) — верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих). Для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке.
Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.
Особенности кроя. В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий. Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя Церковная дисциплина требует, чтобы одеяния были достаточно длинными и находили на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.
Русский крой
Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы. Кстати, известно, что любовь русского духовного сословия к одеяниям ярких цветов сохранялась вплоть до самой революции, например, хорошо носились малиновые одежды.
Русские ряса и подрясник застегивается «с заходом» (на манер русской косоворотки), имеют приталенный фасон. Есть две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков и оставляющая спину прямой, и русская – приталенная со всех сторон.
У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу.
Русский крой подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.
Греческий крой
Греческие ряса и подрясник пришли на Русь еще в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить их. И ряса, и подрясник имеют воротник-стойку. Они намного шире русских, не приталены. У подрясника на спине есть «кулиска», которая позволяет регулировать ширину, а на груди устроены карманы.
Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. Удобны такие одеяния и тем батюшкам, чей вес постоянно колеблется.
В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. А вот эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Болгарский подрясник. Подрясник, именуемый болгарским – своеобразный гибрид русского и греческого кроя. Он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «внахлест», как у русского подрясника.
Выбор одеяний – дело вкуса и личного удобства священнослужителей. Многообразие современных тканей, а также различные преимущества того или иного фасона позволяют подобрать вариант, наиболее комфортный для каждого.
Вот мнение одного из наших российских батюшек: «Русская ряса мне нравится, в ней есть что-то родное. А греческая – хороший выход в летнюю жару. Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурой, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть».
Торгово-производственное предприятие ORTOX предлагает подрясники русского и греческого кроя из льна, хлопка, габардина, мокрого шелка, меланжа, вискозы, полушерсти, кашемира. Цвета и вышивка – в ассортименте.
Изделия отшиваются под заказ в течение недели. Для оформления заказа необходимы ваши размеры и рост. Низ по вашему пожеланию может быть подшит и ли оставлен неподрубленным.
Как носили священники рясу на Руси
В Греции ряса уберегла свой первоначальный восточный крой. В Киевской Руси этот элемент прижился не сразу. Духовенство привыкло к кафтанам, но из-за бедности сельские священники носили неприхотливые кафтаны, которые были короче обычных.
После реформы патриарха Никона в 17 столетии в России церковные одеяния обрели официальное значение. Греческое одеяние не прижилось из-за своей непрактичности.
В северных землях нужно было сохранять тело в тепле, а греческие одежды-жилеты не согревали. Поэтому церковнослужители использовали различные кройки при моделировании рясы: одежда стала приталенной, хотя рукава оставались широкими.
Такие одеяния начали распространяться в православной церкви на Руси и были приравнены к греческим чёрным одеждам.