Вера – основа религии. Объект религиозной веры


Вера и религия

Определение 1
Вера – это принятие каких-либо положений, не имеющих теоретических или практических доказательств. Вера противоположна знанию.

Определение 2

Религия – это некоторая иерархия взглядов, основанная на вере в сверхъестественное и состоящая из свода моральных норм и типов поведения, обрядов и пр.

Основной, определяющий элемент религии – религиозное сознания.

Определение 3

Религиозное сознание – это отражение реального положения вещей в фантастических образах.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Вера – основа религии. Объект религиозной веры 430 руб.
  • Реферат Вера – основа религии. Объект религиозной веры 240 руб.
  • Контрольная работа Вера – основа религии. Объект религиозной веры 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К основным чертам религиозного сознания относят чувственную наглядность, соединение адекватного действительно содержания и иллюзий, веры, символичности, эмоциональной насыщенности.

Религиозное сознание полностью базируется на религиозной вере, как на центральном, объединяющем элементе.

Вера в данном случае представлена особым состоянием психики, возникшем при дефиците точной информации и способствующем эффективной деятельности человека. При изменении ситуации и появлении дополнительной информации о ложности или истинности предмета веры, вера может исчезать или укрепляться. Вера – важный фактор интеграции личности и группы, стимул решимости и активности людей.

Религиозную веру отличает ряд существенных особенностей. Так, она предполагает существования гипостазированных объектов, к котором относят Бога, ангелов, чертей и пр. Предполагается возможность общаться с этими объектами, возможность наступления в реальном мире мифологических событий, реальность событий, символ которых – религиозное действие, сверхъестественная сила авторитетов, которыми являются служители культа, учителя, святые, пророки и пр.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В религиозном сознании выделяют два уровня: обыденный и концептуальный.

  1. Обыденное религиозное сознание является совокупностью образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, в которых отражены условия жизни людей в обычной обстановке.
  2. Концептуальный уровень предполагает, что религиозное сознание – специально разрабатываемая и систематизированная совокупность понятий, принципов, идей и концепций. Она состоит из учения о Боге, мире и человеке, интерпретации основных сфер жизни общества в соответствии с принципами религиозного мировоззрения и религиозной философии. Религиозное сознание, то есть вера, — это основной элемент религии. Все остальные элементы по своей форме и содержанию зависят от него.

Значение слова вероисповедание

И как бы представители иерархий всех церквей не доказывали современным вероискателям, очнувшимся от атеизма, — потенциальным православным, католикам, лютеранам, мусульманам, иудеям, буддистам и прочим, — что ИСТИННОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ уже давно хранимо именно ими, и поэтому проблемы избрания вероисповедания для ищущих путей к Богу не существует, тем не менее ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНО ВЕРУЮЩИЕ, каждый для себя лично, будут искать вероисповедание, в котором их разум, вера, совесть и добротолюбие сливаются в гармоничное единство благо-ВОЛЕНИЯ.

По правде говоря, его собственная мать была воспитана в лоне римско-католической церкви, хотя и отказалась от родного вероисповедания, обвенчавшись, и приняла вероисповедание мужа, как и подобает доброй жене.

Например, содержание института свободы совести и свободы вероисповедания выражено в таких понятиях, как «вероисповедание», «религиозная организация», «религиозная группа», «культовые задания», «религиозные обряды и церемонии» и т. д.

Мы должны преодолеть заблуждения своего поколения, своего народа и даже своего вероисповедания, если поколение, народ и вероисповедание мешают нашей встрече с Богом.

Идя на некоторые уступки со своей стороны, они предлагали и христианами сделать то же самое, чтобы соединиться всем в одно христианское вероисповедание.

Матф., 23:13), выдающих свое вероисповедание, как поклонение Истинному Богу и Творцу всего, («Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;») (Матф., 23:27), на самом же деле исполняют волю ни кого иного, как самого сатаны, («оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.») (Матф., 15:14), потому как в священном Писании сказано: «и молился Езекие пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, следящий на херувимах!

Мои родители – люди разной веры – были такими нежными супругами, что не решились огорчить друг друга, раз и навсегда определив мое вероисповедание (только на похоронах мамы я узнал, что евангелическую церковь в этом браке представляла она).

Я с удовольствием стал бы иудеем, чтобы избежать неприятных прочерков в графе «вероисповедание», но отец считает, что после его смерти, когда наконец-то станет известна тайна его религии, мне придется отречься от иудаизма и люди могут истолковать это превратно.

Тем не менее, я полагаю, что внутреннее нежелание превращаться в охотника, способность осознать и обуздать охотничий импульс связаны с чем-то более глубинным, нежели темперамент, воспитание, нравственные ценности, приобретенные знания, вероисповедание или индивидуальные представления о чести.

Мое вероисповедание обращено не только к царственному слову поэзии, но и к чернорабочему слову, запечатленному или высказанному, чтобы сообщить правду, опровергнуть ложь, помочь хотя бы одному человеку.

Гносеологическое и религиозное значение веры

Главным признаком религиозного сознания выступает вера в сверхъестественное, которое, в соответствии с религиозным вероучением, не подчиняется законам окружающего материального мира и лежит за гранью чувственно воспринимаемых объектов, то есть не в материальном, естественном, мире.

При этом, такое определение свойственно теистическим религиям, основой которых является почитание Бога или богов. Ранние формы религии, к которым можно отнести магию, фетишизм, тотемизм и пр., характеризовались верой или в сверхъестественные свойства материальные предметов (в фетишизме), или в сверхъестественные связи между материальными предметами (в магии и тотемизме). В процессе эволюции религиозных верований, сверхъестественное все больше обособлялось от естественного, представляя уже особую духовную сущность, которая не просто противопоставлялась материальной природе, в качестве боле высокой формы бытия, но и управляла ею.

Религиозный человек не применял к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и прочие сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут восприниматься органами чувств человека, если они не приняли «телесную», материальную оболочку, не предстают перед людьми в «видимом» и доступном для человека виде. Если же Бог или какая-то другая сверхъестественная сила пребывают в постоянном своем, трансцендентном мире, то, по уверению богословов, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним применять нельзя.

Новое в блогах

Это одна из многих загадок, на которую многие так или иначе пытались ответить. Почему у одних людей вера есть, а у других она вызывает отвращение? В этой статье предлагается ответ на эти вопросы и священника, и психолога в одном лице.

Обратимся к базовым источникам: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1). Итак, «осуществление ожидаемого» — что это такое? Прежде всего, это то, что нужно, в чем есть потребность. Например, утраченное здоровье или семейное благополучие.

Но многие ли верующие за десятки лет своей веры получили «ожидаемое»? Такое иногда бывает, но чаще всего состояние человека — душевное и физическое — остается прежним или становится еще хуже от этого бесплодного ожидания. Но люди по-прежнему ходят в церковь и веруют.

Вместо стремления что-то получить начинает преобладать сам процесс ожидания, бесконечного и безнадежного ожидания чего-то. Это психологическое состояние выражается в догматическом предписании ожидания посмертного Царства Небесного. Можно сказать, что на этом построена вся религиозная культура православия.

Таким образом, вместо чего-то конкретного верующий человек начинает ожидать — если так можно сказать — само ожидание. Это становится главным психологическим содержанием религиозной веры. Подтверждение этому — мой двадцатилетний опыт священника. Почему же так происходит? Ответ находится в детско-родительских отношениях.

Ребенок, хочет этого или нет, обречён на влечение к родителям. Это обусловлено, в первую очередь, биологическими причинами — без материнского молока, заботы и ухода, особенно в первый год жизни, ребенок просто не выживет. В дальнейшем от родителей ребенок получает все необходимое для полноценного человеческого развития. Это обучение хождению, речи, мышлению, туалету, человеческим отношениями т. п.Но самое главное, что необходимо ребенку, — это забота и любовь родителей.

Стремление к получению всего этого от родителей поддерживается в ребенке инстинктом — если так можно сказать — инстинктом становления человеком. В этом случае более подходит терминК. Г. Юнга — психоид, промежуточное образование между инстинктами и архетипами, но в нашем случае в целях упрощения будем использовать слово «инстинкт».

Итак, инстинкт заставляет ребенка ожидать от родителей всё то, что ему необходимо для нормального психофизиологического развития. Но часто бывает так, что ребенок этого не получает, прежде всего, в эмоциональной сфере. Представьте, ребенок целыми днями сидит один дома и ждет маму. Приход мамы в этом случае для ребенка будет сверхценным событием, которое избавляет его от скуки и приносит радость.

Приходит мама, но жизнь ребенка в целом от этого не меняется — на следующий день он также вынужден ждать маму. Более того, сверхценное событие — приход мамы — может быть обесценено её плохим настроением или её хроническим недовольством ребенком. Другой пример: ребенок целый год ждет сверхценное событие — обещанную игрушку. Наступает долгожданный день, и ребенок слышит: «Отстань!» К чему приводит такое отношение родителей?

Ребенок привыкает ждать, не получая ожидаемого. Привыкает томительно ожидать, без надежды наступления самого сверхценного события, которое, как ему мечтается, подарит полноценную радостную жизнь. Это бесплодное ожидание структурирует психику ребенка. Бесплодное ожидание становится привычным образом жизни.

Так формируется привычка жить ожиданием и «уверенностью в невидимом», которое никогда не настает. Так формируется склонность к религиозной вере. Такой человек ищет созвучную своему внутреннему состоянию среду и находит её в церкви, здесь он чувствует себя, в полном смысле этого слова, как дома.

Надо заметить, что «ожидание ожидаемого» может существовать не только в церковной среде. Например, женщина с таким детским опытом может всю жизнь ждать любимого женатого мужчину и, конечно, при этом привычно страдать. Часто религиозная жизнь совмещается с подобными зависимостями, и одно усиливает другое.

Очевидно, что ребенок, привыкший в детстве получать от родителей необходимое и не только необходимое, привыкший добиваться своего от родителей, совершенно не «поймет» ребенка, постоянно живущего несбыточным ожиданием. Поэтому так трудно неверующему человеку понять верующего. Это совершенно разные психотипы.

Надо отметить, что церковная среда предоставляет не только возможность привычного ожидания несбыточного и невидимого, но и многие другие возможности для зависимого поведения — отказ от собственных потребностей в угоду религиозным догмам или фантазиям батюшки, страдание и унижение, фантазии о спасении ближнего.

Игорь Поляков

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]