Глава 2. Жительство иеромонаха Леонида в Валаамском скиту. – Его переход в Александро-Свирский монастырь, затем в Площанскую пустынь и, наконец, в Оптину Пустынь Калужской епархии

Епископ Леони́д
(в миру
Дени́с Влади́мирович Толмачёв
; 12 мая 1975, Москва) — епископ Русской Православной Церкви, епископ Уржумский и Омутнинский.

Епископ Леонид
c 14 декабря 2014 года
Избрание:23 октября 2014 года
Церковь:Русская Православная Церковь
Предшественник:Даниил (Кузнецов), Марк (Тужиков) (в/у)
Образование:Перервинская духовная семинария, Московская духовная академия
Имя при рождении:Денис Владимирович Толмачев
Рождение:12 мая 1975(1975-05-12) (46 лет) Москва, Россия
Принятие священного сана:4 мая 2003 года
Принятие монашества:20 апреля 2003 года
Епископская хиротония:14 декабря 2014 года

Биография

Родился 12 мая 1975 года в Москве. Крещён в младенчестве.

В 1982—1992 годах обучался в средней школе № 2 г. Одинцово Московской области, в 1992—1997 годах — в Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева.

В 1997—2001 годах обучался в Перервинском духовном училище в Москве, 17 июля 2001 года преобразованном в духовную семинарию.

В годы обучения в Перервинской духовной семинарии занимался сбором исторического и архивного материала о Николо-Перервинском монастыре, результатом которого стала книга «Николо-Перервинский монастырь. Очерки истории», вышедшая в 2005 году.

С мая 2002 года находился во Введенской Оптиной пустыни.

20 апреля 2003 года архимандритом Венедиктом (Пеньковым), наместником Оптиной пустыни, пострижен в монашество с именем Леонид в честь преподобного Леонида Пошехонского .

4 мая 2003 года рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Калужским и Боровским Климентом в Георгиевском соборе города Калуги.

В 2005 году получил диплом об окончании Перервинской духовной семинарии, сдав недостающие предметы за семинарский курс.

23 октября 2006 года рукоположён в сан иеромонаха во Введенском соборе Оптиной пустыни тем же преосвященным.

С 2007 года обучался на заочном секторе Московской духовной академии, которую окончил в 2012 году, защитив дипломную работу на кафедре Церковной истории по теме «Духовная школа при Николаевском Перервинском мужском монастыре»[1].

8 ноября 2013 года направлен на Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге в качестве штатного священнослужителя.

В 2007—2010 годах — консультант в составлении книг ежегодных Богослужебных указаний, выпускаемых Издательством Московской Патриархии.

В 2012—2014 годы написал ряд статей по истории Николо-Перервинского монастыря. Работы опубликованы в сборниках «Платоновские чтения» и «Труды Перервинской православной духовной семинарии».

С января 2014 года — благочинный Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге.

Архиерейство

23 октября 2014 года решением Священного Синода был избран епископом Уржумским и Омутнинским[2].

1 ноября того же года в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве возведён в сан архимандрита Патриархом Московским и всея Руси Кириллом[3].

11 ноября 2014 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке города Москвы состоялось наречение архимандрита Леонида во епископа Уржумского и Омутнинского[4].

14 декабря 2014 года в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре города Москвы состоялась хиротония архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского, которую совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), митрополит Вятский и Слободской Марк (Тужиков), архиепископ Филарет (Карагодин), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Яранский и Лузский Паисий (Кузнецов) и архиереи Сербской православной церкви: епископ Бачский Ириней (Булович), епископ Моравичский Антоний (Пантелич), епископ Крушевацкий Давид (Перович), епископ Егарский Иероним (Мочевич)[5].

Заведующий садом

Воронье карканье, настырное и громкое, встречает нас с владыкой, едва мы заходим на братскую — закрытую — половину монастыря. Сетую, что под такой гомон не записать хороший звук: предполагается, что мы будем снимать разговор на камеры. Наместник тут же реагирует: «У нас от этих птиц одни проблемы! Наши яблоки едят, — в голосе епископа Леонида слышна неподдельная обеспокоенность. — Еще когда я заведующим садом здесь был, сетки приходилось на деревья натягивать». Отмечаю для себя, что про послушание в саду еще спрошу, а пока осматриваюсь: брусчатка, старинные здания, фонари с завитушками. Картинка из старых книг. Под рубашкой проносится легкий ветерок. «А вы, владыка, еще испытываете трепет, когда идете по этим дорожкам?» — «Теперь я испытываю только ответственность, — без раздумий отвечает, — потому что для меня это большой груз». И дальше дарит нам откровенную историю: «Бывают периоды, я забываю, что я наместник. И вспоминаю тот момент, когда я был здесь просто насельником. Недавно меня в кабинете ждали люди, я иду туда и думаю: зачем меня вызывает отец наместник? Потом еще немного прошел, вспомнил: так я же сам сейчас наместник!»

…Наконец мы доходим до сливового сада, здесь и решаем остановиться для записи разговора.

Епископ Можайский Леонид

«Мне показалось, что полностью исполнить евангельские заповеди возможно только в монашестве»

— Владыка, в прежних интервью я прочитал, что в вашей семье верующей была только бабушка. Это она привела вас в Церковь?

— Бабушка действительно всю жизнь была верующей. Она происходила из простой семьи; будучи молодой, пережила блокаду Ленинграда. Часто рассказывала мне про это страшное время и про то, как они всё-таки выбрались из города по Ладожскому озеру. Нас с братом родители каждое лето привозили к бабушке в деревню, в Липецкую область. Там она нас регулярно водила в церковь. Надо признаться, я не особо на это соглашался, и были случаи, что даже противился. Начитался в школе атеистической литературы.

— А родители ваши кто были? С ними о Церкви вы не говорили?

Мое рукоположение в диакона совпало с сороковым днем кончины бабушки

— Отец работал в московской подземке, а мать была инженером, она из Рязанской области родом. Семья не была верующей, только бабушка. Она молилась всегда: и за обедом, и за ужином. И даже — у нас в деревне было хозяйство — не разрешала убирать на большие праздники сено, и работать не разрешала, строго к этому подходила. Расскажу вам — обычно не говорю, но для меня важно, — что мое рукоположение в диакона после пострига в монашество совпало с сороковым днем кончины бабушки.

— Известно, что вы после школы поступили в сельскохозяйственную академию, знаменитую Тимирязевку. Каким тогда представлялось ваше будущее?

— Наверное, какая-то тяга к животному миру появилась благодаря жизни в деревне. К тому же я учился в классе с химико-биологическим уклоном. У нас была еще в школе практика во Всесоюзном научно-исследовательском институте селекции и семеноводства овощных культур. Мне нравилось туда ездить, в будущем мне хотелось заниматься исследованиями, связанными с растениями. Поэтому выбрал Тимирязевскую академию.

Роспись в книге почетных гостей в музее писателя Владимира Крупина в Кильмези

— Но первый курс в итоге оказался связан с более осознанным, чем в детстве, приходом в Церковь. С чего все началось?

— Был 1993-й год. Это, знаете, события, связанные с убиенной братией Оптинской обители. Я даже помню тот день. Мы были в столовой, завтракали, мне кто-то сообщил, что в Оптиной пустыни убили трех монахов. Это почему-то отложилось у меня. А потом брат, он сейчас священник, стал ходить в храм, я начал брать у него книги. И особенно меня поразили произведения Сергея Нилуса, где он описывает Оптину, быт старцев.

— Чем они могли поразить первокурсника светского вуза?

— Там есть такие сюжеты — не просто, знаете, шаблонное жизнеописание, — а такие моменты жизни, которые отразить нигде нельзя, но в них виден Промысл Божий. И меня это, конечно, очень поразило, и впоследствии, когда начал ходить в храм — в 1994-м-95-м годах, — была первая поездка от прихода в Оптину пустынь. Здесь мы, помню, ночевали в надвратной башне Владимирской, на деревянном полу. Утром была литургия, и потом было первое погружение в источник Пафнутия Боровского, это вообще у меня первое в жизни погружение было. Зима, суровый мороз, но вот я спокойно вынес, и то впечатление отложилось надолго. А еще — уже в другую поездку — запомнил литургию в скиту, тогда еще разрешали совершать там службы для прихожан. Было очень много народу, душно было невероятно.

Епископ Можайский Леонид

— Помните тот переломный момент, после которого сказали себе: теперь я только с Церковью?

— В тот период, когда я начал читать книги Нилуса, я в очередной раз поехал в деревню. Там у нас жила одна благочестивая бабушка, и она мне дала тогда «Киево-Печерский патерик». Я его прочитал, и мне показалось, что полностью исполнить евангельские заповеди возможно только в монашестве. С этого момента я решил пойти именно по монашескому пути. Впоследствии были, конечно, какие-то задержки, надо было закончить институт. Потом я поступил в Перервинскую семинарию. Но уже тогда я твердо определился, что именно монашеский путь мой.

— Одно дело читать, восхищаться, другое дело — реально принять постриг. Как получилось, что вы оказались насельником Оптиной?

Приехал в Оптину и остался здесь насовсем

— Я считаю, что это Промысл Божий, не столько я сам избирал эту обитель, сколько это Промысл Божий меня сюда привел. Потому что когда я находился дома и не знал, куда пойти, я позвонил своей знакомой, которая помогала мне работать в архивах над написанием работ по истории Перервинской семинарии (а я много статей написал на эту тему). Так вот — знакомая тут же меня свела с отцом Афанасием, он тогда был начальником издательского отдела Оптиной. Иеромонах Афанасий и сейчас здесь; находится на другом послушании. Он предложил собрать информацию об обители в архивах Петербурга, и я поехал. Это был апрель 2002 года, жил месяц на Санкт-Петербургском подворье на Васильевском острове, собирал информацию. 1 мая 2002 года приехал в Оптину и остался здесь насовсем. Продолжал работу по истории, изданию книг.

Оптина пустынь

— То есть вы были одним из тех, кто восстанавливал историю обители?

— Ну, не надо так говорить! Были какие-то материалы, которые я нашел, которые не были известны, так скажу. Уже потом наместник, покойный отец Венедикт, поставил меня на послушание, не связанное с издательской деятельностью, с архивами. Я оказался на подсобном хозяйстве, потому что у меня было необходимое образование — там я провел, наверное, около десяти лет. Прошел практически все послушания: конюшня, птичник, в садах, даже механизатором был какую-то зиму. Был благочинным и заведующим подсобным хозяйством некоторое время.

«Большая проблема, что у молодежи нет идеалов»

Преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко)

— Говорят, вас чуть тогда не отправили на Камчатку, но в итоге вы оказались в Петербурге. В том самом подворье на Васильевском…

— Лучше, наверное, снова сказать так: Промысл Божий сам меня вел. Я не собирался никуда выезжать из обители, никуда не рвался, но я не противился решению Священноначалия. Когда в Камчатскую епархию поставили владыку Артемия, у него был проект — взять по три насельника с Оптиной и Валаама, чтоб они занимались миссионерством на Камчатке. Мне отец наместник предложил, я не отказался, но потом он передумал меня посылать. Я с этого момента понял, что надо исполнять волю священноначалия, не противиться, и после этого оказался уже на подворье в Петербурге. Год провел там, на приходском служении, и эта деятельность меня многому научила, подготовила к работе в епархии, потому что если бы я сразу поехал из монастыря в епархию, мне было бы намного тяжелее.

— Кстати, о епархии. Вы были на Вятке. И там снова ваши пути пересеклись с Оптиной…

— В нашей Уржумской епархии был так называемый ВятЛАГ: это те места, где сидели заключенные-исповедники за православную веру. Там находился и насельник Оптиной, преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко), он отбывал в ВятЛАГе последние шесть лет своего двадцатилетнего заключения. Меня он как-то связал, видно, с родной обителью.

— Почему к теме новомучеников большая часть наших людей остается равнодушной?

Люди не хотят изменять себя, а нужно менять себя — вот что важно

— В современном мире люди не хотят следовать какому-то примеру — они хотят более пассивно и более, так сказать, вяло жить. Это же очень тяжело — следовать примеру, это надо всегда быть напряженным, всегда быть в боевом настроении, в подтянутом виде, и, конечно, когда людям дают читать жизнеописания новомучеников — им это не нравится. Им нравится что? Жизнеописания, в которых много чудес, много предсказаний старцев. Читают, восхищаются, а пользы от этого не получают, потому что самая главная польза от жизнеописания — это когда человек не только прочитал и восхитился прочитанным, но еще и попробовал следовать примеру того человека, про которого он читал. Люди не хотят сейчас изменять себя, а нужно менять себя — вот что важно.

Беседа с паломниками из Кировской области. 14 августа 2018 года

— Эти слова особенно близки молодежи…

— Большая проблема, что у молодежи нет идеалов, нет стремления к какому-то подвигу, и очень важно, что у молодежи современной нет желания брать на себя ответственность. Бывает так, что ставишь — я про епархию скажу — на приход священника, а он не хочет особо ничего делать. Совершает богослужения, требы совершает, которые положено, но работать с прихожанами особо не хочет, нет инициативы и ответственности. Такого раньше не было, я смотрю по своим ровесникам: какое бы ни дали поручение, человек пытался исполнить. Сейчас — «Извините, у меня не получилось», или — «Я заболел», или — «Я не могу». И все. И увольняется тут же. А может, даже просто не хочет ничего делать.

— Вернемся к Оптиной. Как случилось ваше назначение наместником?

— Были предчувствия, были предзнаменования, которые вели меня к этому, но, конечно, был даже какой-то шок после решения Священного Синода, но я принял это. Давно привык жить по послушанию, поэтому не противлюсь решению священноначалия.

«У меня тоже были разочарования»

Первая литургия в обители

— Вы уже успели понять, с какими проблемами придется здесь столкнуться? Как будете их решать?

— Проблемы внутренние, о них я говорить не буду, но столкнуться мне с ними придется… Буду продолжать то, что делал покойный отец наместник, архимандрит Венедикт. Мы попытаемся, чтобы те люди, которые приезжают в обитель (значительная часть — это паломники), не остались без окормления, чтобы они были приняты, размещены и уехали с духовной пользой и с хорошим впечатлением об обители. И, может быть, это впечатление они распространили бы и говорили об обители, как обо всей Церкви. Потому что пример монашеских обителей — это ценный пример, который показывает, что Русская Православная Церковь держится, а то, что говорят СМИ, — это совсем неправда.

— СМИ, например, говорят о том, что сегодня многие уходят из Церкви. Если сравнивать с 1990-и годами, то сейчас просто исход. Чем это можно объяснить?

— У нас не было преемственности такой, когда родители приводят детей в Церковь. И не учат, как ходить в храм, как вообще жить церковной жизнью, как жить в супружестве. Люди, начитавшись книг, хотели видеть идеальную Церковь. А реальность оказалась для них тяжела. Некоторые в ожиданиях ставили планку, которую в действительности самим оказалось невозможно достигнуть. Сейчас что можно сделать? Только реально относиться к жизни — и попытаться найти такого священника, духовника, который объяснит, интерпретирует правила церковные к нашей жизни, не облегчит их — ни в коем случае! — а просто объяснит, как их надо исполнять и не надорваться.

— Много также уходит из Церкви и монашествующих…

— Когда я был в епархии, в СМИ появлялись так называемые исповеди «бывших». Я некоторые читал. Не все. Потому что их тяжело читать. Это пишет человек уже обиженный на все — на священнослужителей, с которыми сталкивался, обиженный на Бога. Но я вижу в этих исповедях следующее: человек ошибся сам. Он большей частью просто идеализировал то, куда шел, он не понял, куда он попал. Не было трезвого, разумного подхода, оценки и восприятия.

— Владыка, вы тоже читали книжки, наверняка что-то идеализировали, в чем-то разочаровались, но ведь остались…

— Да, у меня тоже были какие-то разочарования, особенно когда столкнулся со службой в епархии. Священнослужители, которые там были, не монахи и не подвижники, они более мирские, больше погружены в свои дела, семейные заботы. И я все равно старался держаться того примера, который у меня был в монастыре, и не обращать внимания, что существует более лояльное отношение к правилам, евангельским заповедям.

Богослужение в Оптиной пустыни

— Большая братия сейчас в Оптиной?

— 200 человек, с послушниками вместе. Но это благодаря отцу наместнику — потому что еще в 2013-м году здесь было 150 человек, за пять лет, которые я отсутствовал, примерно на 50 человек увеличилось число братии.

— Всех берете?

Людей, которых мы считаем старцами, не все воспринимали как таковых

— Нет, вы знаете, у нас такая особенность, что очень много приходит людей в монастырь, и есть выбор. И те люди, которые приходят, — к ним строгое отношение. Я помню, меня рукоположили через год — понятно, у меня было образование, — а вот других долго держали. Бывали периоды, когда у нас года два-три не было рукоположения в иеромонахи. Наместник очень строго подходил. Так и надо! Вот вы спрашивали, почему насельники уходят из монастыря. Это еще с тем связано, что краткий был период испытаний. У нас не так…

— Возможно ли, что в ближайшем будущем Оптина снова прославится как обитель старцев?

— Скажу так. Когда был XIX век, тех людей, которых мы сейчас считаем старцами, не все воспринимали как таковых. Отдельные люди слушали одного старца, а другого критиковали, хотя они жили вместе, в одном монастыре, в одно время. То есть для кого-то монах является старцем, потому что тот стал для него авторитетом, соответственно, человек прислушивается к нему и следует его наставлениям. Сейчас тоже есть такие люди. Знаете, как шутил покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин), когда к нему приезжали в Псково-Печерский монастырь? К нему подошли и спросили — а где можно найти старцев? Он ответил: «Старцы в пещерах лежат, а тут одни старики!» Человек сам определяет, кто для него старец, кто не старец.

Для чего люди сегодня приезжают к старцам, духовникам? В большей части — я не говорю, что все, но многие — для того, чтобы получить откровение о своей жизни, о будущем. Получить они его могут, но следовать будут ли? Можно в качестве примера привести апостола Павла. Когда он был поражен слепотой, почему ему Господь явился? Потому что Господь знал, что он (тогда еще Савл) изменится. Так вот, людям, бывает, старец ничего не отвечает, не говорит, потому что люди не поменяются. Чтоб они не были больше осуждены на Страшном Суде, Господь им просто не открывает это.

С епископом Можайским Леонидом (Толмачевым) беседовал Максим Васюнов

Примечания

  1. [history-mda.ru/nov/25-aprelya-sostoyalos-zasedanie-kafedryi-tserkovnoy-istorii_1026.html/ 25 апреля состоялось заседание Кафедры Церковной Истории, сайт Кафедры церковной истории Московской духовной академии]. 6 мая 2012 года.
  2. [www.patriarchia.ru/db/text/3804583.html Журналы заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года.] // Патриархия.Ru (23 октября 2014).
  3. [www.patriarchia.ru/db/text/3821245.html Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.] // Патриархия.Ru (23 октября 2014)
  4. [www.patriarchia.ru/db/text/3837399.html Состоялось наречение архимандрита Флавиана (Митрофанова) во епископа Череповецкого и Белозерского, архимандрита Павла (Тимофеенкова) во епископа Молодечненского и Столбцовского, архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского и архимандрита Антония (Доронина) во епископа Слуцкого и Солигорского.] // Патриархия.Ru
  5. [www.patriarchia.ru/db/text/3876827.html Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского.] // Патриархия.Ru
  6. [www.patriarchia.ru/db/text/2173221.html К празднику Святой Пасхи Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей богослужебных наград]. // Патриархия.Ru (20 апреля 2012)

Владыка Феофан о новом наместнике: «Запомните одну вещь: этот человек неслучаен…»

РЕШЕНИЕ СИНОДА: НАЗНАЧИТЬ ИЕРОМОНАХА СИМЕОНА В СВЯЗИ С ПРОШЕНИЕМ МИТРОПОЛИТА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО

Буквально вчера в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось долгожданное для многих в республике событие — заседание Священного Синода русской православной церкви. Синод наконец принял ожидаемое решение по скандалу в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре, связанного с назначением нового наместника обители. В журнале заседания от 27 декабря в самом конце документа затаилась почти неприметная запись, кратко рассказывающая о решении освободить от должности наместника монастыря игумена
Силуана (Хохиашвили) и поставить на его место иеромонаха Симеона (Кулагина). При этом решение это было принято в связи с личным прошением митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.
Напомним, что в середине октября в митрополии разразился скандал, связанный с намерениями владыки отстранить игумена Силуана. Его последователи начали было собирать подписи в его поддержку, готовились даже уличные выступления, но затем конфликт удалось погасить. Последние пару месяцев обязанности наместника монастыря исполнял иеромонах Амвросий (Степанюк). Свое служение церкви Амвросий начинал на одном из приходов Нижнекамского района, после чего отправился в Свияжск, где в пору еще Силуана некоторое время был благочинным. Но, по словам собеседника газеты, Амвросий не смог найти с ним общего языка, в результате чего вынужден был отдалиться от монашеской жизни и отправиться на службу в село Дрожжаное. Однако после известных событий митрополит Феофан вновь призвал его в Свияжск на управление монастырем. Однако, как рассказал источник «БИЗНЕС Online» в церковной среде, Амвросий якобы не оправдал надежд митрополита как управленец, несмотря на то что с жизнью и бытом обители знаком не понаслышке. Впрочем, не менее вероятно, что он был переходной фигурой с самого начала — логично, что на такое стратегически и финансово значимое место нужен человек на 100% доверенный.

В журнале в самом конце документа затаилась неприметная запись, рассказывающая о решении освободить от должности наместника монастыря игумена Силуана и поставить на его место иеромонаха Симеона

Такой, судя по всему, и нашелся в Свято-Введенской Оптиной пустыни. Место предложили иеромонаху Симеону (Кулагину), насельнику монастыря в Калужской области, где он был келарем, то есть занимается продовольственным обеспечением обители. Это решение с печалью восприняли в Оптиной пустыни: по информации собственных источников «БИЗНЕС Online» в церковной среде, наместник монастыря архимандрит Венедикт не хотел отдавать ценные кадры в Татарстан. Впрочем, в церковном мире это обычная практика — никто не хочет терять людей, но перед решением Синода смиряются.

В Свияжском монастыре новый наместник Симеон появится на острове к Рождеству Фото: tatmitropolia.ru

«УВИДИТЕ: ПОЛЬЗА БУДЕТ БОЛЬШАЯ, У МОНАСТЫРЯ БУДЕТ СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ КОЛОРИТ»

Тем не менее жребий брошен и выбор сделан. В Свияжском монастыре новый наместник появится на острове к Рождеству. Такую надежду в разговоре с «БИЗНЕС Online» высказал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

«Это человек, который имеет высшее богословское образование — он кандидат богословских наук, — охарактеризовал нового наместника владыка. — У него высшее светское образование. Хороший опыт монастырской жизни — он трудился в Оптиной пустыни. Поэтому это то, что надо для монастыря».

Владыка затруднился сообщить, какое послушание исполнял иеромонах Симеон в Оптиной пустыни. Но подчеркнул, что он опытный человек, и прежде всего с точки зрения монастырской жизни, что важно для Свияжского монастыря.

«В первую очередь надо, чтобы монашеская жизнь была по-настоящему монашеской, — обозначил задачи нового наместника митрополит. — Чтобы была преемственость, чтобы был монашеский дух, ведь монастырь не место для бомжей, которые лишь бы снег чистили! Должна быть прежде всего молитва, строй монастырской жизни. Чтобы монастырь был монастырем, чтобы число насельников не ограничивалось, как это было, двумя-тремя людьми, чтобы насельников больше было, чтобы развивалась просветительская деятельность, чтобы люди чувствовали, что они приходят в монастырь. В монастырь, где они смогут найти и слово опытного монаха, и интеллектуально развитого человека, чтобы не было зашоренности какой-то».

Феофан: «Хороший опыт монастырской жизни — он [Симеон] трудился в Оптиной пустыни. Поэтому это то, что надо для монастыря» Фото: «БИЗНЕС Online»

Учитывая размеры монастыря, в нем может быть гораздо больше насельников, чем сейчас, но это не должен быть «колхоз». Братия вполне может насчитывать человек 25, высказал свое видение владыка. В этом случае создается хорошая, управляемая община, где каждому есть свое место и свое послушание. К слову, пока в Татарстане нет столь крупных монастырей: например, судя по сайту митрополии, в Казанском Богородицком около 10 насельников, в Раифе — 12. Почему именно кандидатура Симеона была выбрана для трудов наместника? Как заметил митрополит Феофан, «владыка многих знает».

«Запомните одну вещь: этот человек неслучаен, — подчеркнул владыка. — Естественно, лично патриарх — ведь назначение прошло через Синод — его знает и благословил. И, естественно, всегда остается последнее слово и право правящего епископа. В Татарстане же, например, последнее слово всегда за президентом в светских случаях. А в духовных — тот, кто является митрополитом в регионе, тот и определяет кадровую политику».

Новый наместник пока не прибыл на остров, нужно какое-то время на оформление документов — ведь вчера лишь было принято решение.

«Я совершенно уверен, что в жизни Свияжска появится новая струя, — заключил Феофан. — Увидите: польза будет большая, монастырь обретет совершенно другой колорит».

Будущий иеромонах Симеон в миру носил имя Артема Кулагина Фото: tatmitropolia.ru

НЕСТАРЕЦ ИЗ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Будущий иеромонах Симеон в миру носил имя Артема Кулагина. Родился он 26 апреля 1978 года в Барнауле. Крестили малыша Артема только в 1990 году в Покровском кафедральном соборе Барнаула. Его отец, ныне предприниматель, имеет высшее историческое образование, что отразилось и на сыне: после окончания средней школы в 1995 году он поступил на исторический факультет Алтайского государственного университета, где проучился до начала нулевых. Сразу после этого решил продолжить обучение по данному профилю и поступил в аспирантуру своей alma mater. Параллельно подрабатывал преподавателем на кафедре новейшей отечественной истории этого же университета. Во время обучения в университете и в аспирантуре имел отсрочку, поэтому и не прошел срочную службу в армии.

Впервые тяга к монашеской жизни проявилась у Кулагина в 2002 году, когда он начал регулярно посещать богослужения в храме. В Свято-Введенскую Оптиную пустынь будущий священнослужитель пришел летом 2005 года. Там он до своей диаконской хиротонии в течение пяти лет проходил трудовые послушания в коровнике и в скиту, некоторое время был также помощником благочинного и библиотекарем, в 2007 — 2011 годах проходил послушания в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни: пономарь, помощник уставщика, экскурсовод, после — заведующий паломнической гостиницей скита. Не отрываясь от своей монашеской жизни, Кулагин заочно обучался в Московской духовной семинарии. Пострижен в мантию (то есть стал мантийным монахом) 4 ноября 2010 года в честь святого праведного Симеона Богопреимца. Иерейская хиротония Симеона прошла в 2012 году. После семинарии поступил также заочно в Московскую духовную академию, которую благополучно окончил в 2015 году. Защитил дипломную работу на кафедре церковной истории по теме «Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в начале ХХ века (1900 — 1923 гг.)». Как соискатель работает над кандидатской диссертацией по истории Оптинского скита. Из церковных наград имеет набедренник, врученный патриархом Кириллом. Как и положено монашествующим, Симеон не женат и детей не имеет.

«Нынешний митрополит (Феофан — прим. ред.) до встречи с ним запретил ему какое-то общение с прессой, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в канцелярии Оптиной пустыни в ответ на просьбу поговорить с отцом Симеоном. — Митрополит же в своей епархии хозяин, по прессе тоже имеет свои определенные мнения. Они еще не виделись, ничего не обсуждали, поэтому можно дать лишь автобиографическую информацию. Остальное пока, к сожалению, нет. Приедет он на новое место уже после разговора с митрополитом, который расставит определенные акценты на том, что можно, что нельзя».

БИТВА ЗА СВИЯЖСК

Битва за пост наместника Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря вышла в публичную плоскость в середине октября этого года. Все началось с того, что в православных кругах заговорили о намерении митрополита Феофана отстранить от управления наместника монастыря игумена Силуана. Эта информация подтвердилась — владыка неоднократно имел разговор с главой монастыря и не раз рекомендовал тому уйти по собственному желанию. Главным аргументом митрополита стал вопрос о якобы серых финансовых схемах, сложившихся в монастыре, которыми он остался недоволен.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь Фото: «БИЗНЕС Online»

Но игумен отказался подчиниться и покинуть свой пост, в результате чего он мгновенно перешел в статус опального. Внутрицерковную борьбу осложняло то, что де-юре решение о снятии настоятеля монастыря с его должности принимает только священный Синод по представлению епархиального архиерея.

Близкое окружение Силуана решило бороться до последнего за своего батюшку, попытавшись дать бой новому архиерею. Основным их оружием стала тогда челобитная патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в поддержку Силуана. Авторы открытого письма жаловались предстоятелю на рост налогов на церковные свечи и прочую утварь, о финансовых махинациях окружения владыки и его жестких личных качествах. Помимо жалоб, в письме было и главное требование — прекратить смещение настоятелей монастырей и храмов. По словам собеседников газеты, только за год правления митрополита своих должностей лишились сразу 28 татарстанских влиятельных и не очень священнослужителей.

Игумен Силуан Фото: «БИЗНЕС Online»

Сторона главы Татарстанской митрополии же, напротив, утверждала, что причина отставки Силуана кроется сугубо в разногласиях по поводу финансово-хозяйственной деятельности монастыря. Так, например, все финансовые вопросы, связанные с монастырем, находились в руках родственников игумена. Супруга родного брата Силуана ведала всей торговой частью, хотя это прямое нарушение монастырского устава, а старший брат игумена отвечал за всю хозяйственную часть монастыря. Все остальные доводы недовольных были разбиты самим митрополитом, что заставило противников владыки пойти открытым митингом против него. Однако демонстрация в центре Казани так и не состоялась — игумен Силуан предпочел избежать «кровопролития».

Вместе с тем к концу октября вопрос о том, кому же быть наместником монастыря в Свияжске, был разрешен сам собой. Игумен Силуан был назначен на новое место службы в Буинском районе — в церковь у святого источника Пантелеимона Целителя, на его место назначили и. о. наместника иеромонаха Амвросия. Однако опальный игумен предпочел более радикальный вариант и отправился в Грузию.

СТАВРОПИГИАЛЬНАЯ ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Оптина пустынь относится к так называемым ставропигиальным монастырям — то есть к обителям, которые управляются лично патриархом Московским и всея Руси. Непосредственно руководит жизнью такого монастыря наместник, но настоятелем является патриарх. Всего их в России 33 — перечень приводится на официальном сайте Московского патриархата.

Свияжск Фото: «БИЗНЕС Online»

Оптина пустынь находится в Козельске (Калужская область), что примерно в 300 км от Москвы. Основана в начале XV века — по преданию, ее первым насельником и основателем стал разбойник по имени Опта, нареченный в иночестве Макарием. Но слава о монастыре пошла с XIX века, когда в обители был устроен скит. Главной святыней обители были ее благочестивые старцы, 14 из которых почитаются в лике святых преподобных старцев Оптинских, так что свет их жизни продолжается для многих верующих. Старчество в Оптиной пустыни, согласно официальному сайту монастыря, появилось в 1829 году. И именно опыт старчества пронизал не только церковную жизнь, но и русскую культуру. К ним приезжали Жуковский и Вяземский, Гоголь и Тургенев, Тютчев и Алексей Толстой, Достоевский и Чайковский… Был даже Жуков (уже после закрытия монастыря старцы все равно жили и молились в пустыни) — будущий «маршал Победы» приезжал в 1928 году.

Многие считали обитель одной из самых благоустроенных в России — в частности, так писал святитель Игнатий (Брячанинов), духовным отцом которого был один из первых старцев, преподобный Лев. Отмечает в своих письмах обитель и ее братию также архиепископ Казанский и Свияжский Антоний.

К моменту революции сюда стремилось огромное количество богомольцев со всей России, хотя на тот момент в империи было более тысячи монастырей. Неудивительно, что после революции монастырь был закрыт почти сразу — в феврале 1918 года и окончательно ликвидирован в 1923 году. Многие его насельники были арестованы и позднее погибли в лагерях.

Возвращение монастыря русской православной церкви произошло в 1987 году. Были здесь и трагедии нового времени — так, на Пасху в 1993 году произошло громкое убийство, когда трое насельников были убиты рукой сатаниста.

Отрывок, характеризующий Леонид (Толмачёв)

– Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев. – День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало! Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная. Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой. – Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей: – Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то! Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду. – Что же вы не служите, дядюшка? – Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее. – Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку. – Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки. – Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести. – Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке. – Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она. – Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать… – А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся. – Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил. Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару. Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.

«Я очень люблю небо» — правила жизни епископа Владикавказского и Аланского Леонида

Анна Кабисова

Я очень люблю небо и самолеты

Для меня никогда не было противоречий между верой и наукой. Единственное, что людей верующих отличает от неверующих, это то, что они не требуют скрупулезно тотальных доказательств, а некоторые вещи воспринимают непосредственно на веру. Как мы знаем, не всем ученым удается с точностью до миллиметра доказать те или иные гипотезы на определенном этапе, и 21 век тому свидетельство. Многие деятели науки сталкиваются с тем, что находятся в тупике и дальше продвинуться не могут. Даст ли им Господь двигаться дальше, зависит только от Него.

Для чего нам все ставить на научные рельсы? Чудеса, которые люди не могут объяснить логикой, объясняются верой в то, что у Бога нет невозможного. Как писал Иван Саввич Никитин: «Есть высший разум, все дивно создавший, всем правящий мудро». Есть люди, которые верят и ничто их веру не поколеблет, и есть люди, которые сомневаются, но для последних может быть еще не пришло время. А также есть те, кто все отрицает, но ведь, чтобы отрицать, надо же тоже понимать, Что ты отрицаешь.

Личный архив

Летная школа Wondeeboom в ЮАР

Я постоянно слежу за новостями науки, очень люблю все новое, динамичное, все то, что претворяется в жизнь людьми научного склада ума. Прежде всего, стараюсь интересоваться последними достижениями нашего дорогого и глубоко любимого Отечества, которое, как Вы понимаете, мне глубоко небезразлично. Результаты развития инноваций и вклада инвестиций, которые делаются на государственном уровне в науку, надеюсь увидеть уже в ближайшем будущем.

До армии я работал лаборантом в учебно-летном отделе на кафедре аэродинамики и динамики полетов в военной части и уже тогда мечтал связать свою жизнь с военной сферой. Я очень люблю небо, самолеты и полет в космос для меня близкая тема, но насколько практически я был бы готов полететь в космос, — не знаю. Знаю, что Святейший Патриарх на подобный вопрос ответил утвердительно и нисколько не сомневаюсь, если бы не его сан, что он сделал бы это.

Служить ты будешь, но в другом обличье

У нас в семье было много знакомых священнослужителей и я, еще будучи учащимся средней школы, на каникулах помогал в нескольких храмах Краснодарского края. Но на тот момент я не задумывался о том, чтобы пойти в семинарию, или учиться на кафедре теологии, больше склонялся к тому, чтобы стать военным, и не последнюю роль в этом играли военно-воздушные силы нашей страны, которые я очень горячо люблю и уважаю. Но у Господа на каждого человека свои планы и как бы нам ни хотелось того или иного развития событий, не всегда получается так, как хочешь ты. Господь, как ласковый отец, потихонечку, чтобы ты не испугался и не разочаровался, подводит тебя к твоей судьбе и ты, потом уже сам со своими ясными мыслями и четким пониманием того, что тебе нужно в жизни, идешь по пути, нужному именно Богу. Как мы понимаем, любящий Отец, ложного или стыдного пути, своему ребенку не укажет. Он будет стремиться указать ему то, что необходимо, так и мне Господь указал путь.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

Епископ Леонид

Одному из священников, с которым наша семья общалась, и у кого в храме я когда-то прислуживал в алтаре (он до сего дня, слава Богу, жив, здрав и несет свое священническое служение), я сказал однажды: «Батюшка, благословите, хочу поступать в военное училище». Он тогда очень мягко улыбнулся и сказал: «Что военное училище-то? Служить ты будешь, но в другом обличье». Я говорю: «Но как же так, я хотел в военное училище». А он ответил: «Скорее всего, это не твое, готовь документы в семинарию». Я тогда был смущен, но когда все получилось, все вопросы были сняты и я понял, что перечить и противиться воле Божьей, нет смысла.

Мама меня поддержала, для нее было важно, чтобы выбор сделал лично я сам, потому что с этим решением мне надо было потом провести не просто временной промежуток жизни, а всю последующую жизнь, ведь обратного хода уже нет.

Все зависит от каждого индивидуума в отдельности, и для кого-то это сложный выбор, человек не может годами решиться. На моем веку было несколько примеров того, что и десятилетиями человек не мог определиться, потому что у нас есть институт белого и черного духовенства — монашествующие и женатые священники, кому-то сложно сделать выбор между этими позициями. Для меня выбор был, не скажу, что несложным, но в любом случае, быстрым и уверенным. Я сразу определился, Господь дал мне решение этого вопроса и я, еще будучи студентом Ленинградской духовной семинарии, уже принял сан.

Все молитвы мои бабушка и мама переписывали от руки

Я воспитывался в обычной семье — отец научный работник, мама — преподаватель в музыкальной школе. В храм мы ходили по мере возможности, не скажу, что каждое воскресенье. Но уже в 7-8-м классах я стал петь на клиросе в нашем Георгиевском храме. В тот период я еще стеснялся, прятался за иконами, потому что тогда в школе, да и в целом, в стране, еще были проблемы с этими вопросами. Мне очень нравилось и богослужение и ход церковной службы, пение, умиротворенная, обращенная к Богу, молитва. Конечно, в детстве и юношестве, это все накладывает на человека свой отпечаток.

Личный архив

Епископ Леонид

В те времена из духовной литературы у нас была только Библия, остальное все переписывалось от руки, либо распространялось через самиздат. Не было даже достаточного количества молитвословов — все молитвы мои бабушка и мама переписывали от руки. Бабушка была глубоко верующим человеком, я все каникулы проводил у нее в Ставрополе, там же в Андреевском кафедральном соборе меня и крестили.

Я помню, что в студенческие времена, тогда еще в Ленинграде, мы разгружали машины с книгами, это был подарок шведского научного библейского общества и среди прочего там были трехтомники Библии с комментариями профессора Александра Павловича Лопухина. На мой взгляд, это одни из лучших разъяснений Священного Писания. Этот тяжелый трехтомник был напечатан на папирусной бумаге, мы впервые такое увидели. Это удивительное издание есть у меня дома до сих пор.

Мама здесь чувствует себя прекрасно

Мои питомцы — попугай и кот неразрывно путешествуют со мной везде. Сначала у меня появился серый африканский попугай, который был рожден в чешском питомнике. Потом в возрасте трех месяцев я его привез в Грецию, оттуда в Египет, кстати, в разгар птичьего гриппа, но, Слава Богу, нашлись добрые люди, которые помогли избежать проблем. Позже, мы вместе поехали в Аргентину, а потом уже сюда. Путешествовать с животными очень сложно, потому что сейчас во многих странах птицы запрещены к ввозу и никого не интересует, что эта птица не из дикой природы, а из инкубатора. Попугай никогда не видел живой природы, всю жизнь он живет в большом вольере, который мы также с собой возим, а весит он около 100 кг. Я могу отказать себе в перевозке каких-то своих вещей, но все, что нужно моим животным, везу. Сейчас питомцами занимается моя мама, потому что меня целыми днями не бывает дома.

Личный архив

Первая настоящая зима за 19 лет. После возвращения в Россию с мамой

Мне приходится очень много ездить, помимо основной нагрузки на Аланской кафедре, с декабря 2021 года, решением Патриарха и Священного Синода, я являюсь Управляющим приходами Русской Православной Церкви в Республике Армения.

Мама здесь чувствует себя прекрасно, у нее всегда была только одна проблема — она не говорит ни на одном иностранном языке. Но интересный факт — в Египте ее понимали и арабы, так мама убедительно умеет донести свою точку зрения и то, что ей необходимо в этой жизни. Ее жизненная энергия ей всегда в этом помогает.

Когда мама услышала о моем переводе, а это случилось для меня очень внезапно — на внеочередном и внеплановом Синоде было принято решение о моем назначении на Владикавказскую кафедру, то очень позитивно восприняла эту новость. У нее был только один вопрос, над которым мы до сих пор смеемся — когда я сказал, что меня назначили епископом Владикавказским и Аланским, то мама спросила: «А это Россия?» После того, как я улыбнулся и ответил утвердительно, мама сказала, что пошла паковать вещи.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии

Первый день в Осетии. Встреча у Кафедрального собора Георгия Победоносца

Человек по своей природе одинок

С годами друзья не приобретаются, хорошие знакомые — да, но их у меня всегда было очень много. К сожалению, настоящих друзей у меня единицы и хватит пальцев на одной руке, чтобы их посчитать. Эти друзья у меня с детства. Самое интересное, что на различных этапах жизни, у нас были диаметрально противоположные мнения по многим вопросам, но это не мешало нам поддерживать тесные отношения, дружить и благодаря этому, сохранить дружбу.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии

Знакомство с творчеством С. Едзиева. Сел. Карман-Синдзикау

Человек моего сана по своей природе одинок, одиночество — наша сопутствующая жизненная доктрина, от которой нам никуда не деться. Родители недолговечны, но надо уповать на Бога и тех людей, которые тебя окружают. А чтобы тебя окружали люди, надо стараться поступать с ними по совести и по чести, стараться уважать, если не получается любить, хоть мы и говорим, что любовь — это основное кредо, заповедь от Бога. Бог сам есть любовь, из любви Господь сотворил мир. Любовь должна быть между людьми, уважение, тактичное восприятие друг друга — это очень важно и чем старше мы становимся, тем быстрее идет время и тем очевиднее становятся прописные философские истины. Но между тем, не стоит тратить свое время на тех, кто неоднократно тебя предает, кто старается решить свои вопросы за чужой счет, кто ведет себя неподобающе, в надежде на то, что все будет скрыто. Сделай все, что можешь для исправления этого человека, но если результат нулевой — лучше уделить это время тем людям, которым оно действительно нужнее.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

С настоятелями аланских монастырей иеромонахом Стефаном (Дзугкоевым) и игуменьей Нонной (Багаевой)

Сказать, что я одинокий человек не могу — с утра и до вечера я окружен людьми. Но и сказать о том, что я не одинок, я тоже не могу, это будет нечестно. Одиночество не должно пугать, для меня это естественный спутник в жизни, я больше времени могу уделить своей работе и служению.

Соглашусь, что критика Церкви нужна

Соглашусь с владыкой Тихоном (Шевкуновым), что критика Церкви нужна, но важно, чтобы это была разумная критика. Церковный институт — очень сложная, живая, многоплановая Единица и я даже не хочу говорить слово «организация», потому что применительно к Церкви, это недостойно. Давайте назовем ее живым организмом, ведь многие процессы, которые происходят в Церкви — живые. Церковь может болеть, Церковь может радоваться, Церковь может скорбеть, Церковь может преобразовываться и преображаться. И Она преображается! Для нас, верующих людей, это спасительный мост между небом и землей и мы по нему идем. Идем по-разному — где-то шатко и валко, ведь мосты тоже бывают разные — где-то совсем «в труху» и там можно оступиться и упасть, но мы должны делать все, чтобы наш церковный мост был крепок и силен и послужил не только нам при нашей жизни, а еще долгие времена в будущем, пока Господь сам не решит, что делать дальше.

Я не сторонник огульной критики людьми, которые никогда в Церкви не были и не знают ее внутренний уклад.

Фото с сайта Патриархия.ру

С Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II.

В Церкви могут быть и есть какие-то свои процессы и темы, которые лучше не затрагивать, исходя из этики и понимания всей сложности и тонкости структуры организации. Вполне справедливо, когда какие-то недочеты есть и о них мы говорим. Для этого и существует полнота Церкви, которая не строится только на отношениях между священниками и епископами, либо священниками и прихожанами. Миряне, которые представляют все процессы внутри церкви и видят какие-то недочеты, вправе высказывать критику, и к ней, естественно, будут прислушиваться.

Самое главное для нас — это забота о пастве, духовное спасение человека.

Мне еще трудно рассуждать об этом, потому что я 19 лет служил за рубежом и вернулся в Россию только год назад.

Лучше бы нам избежать некоторых перформансов

Да, я смотрел фильм «Левиафан» и знаю, что происходит с фильмом «Матильда».

Я понимаю, что каждый человек может творить, и никто не запрещает человеку выражать свои чаяния, но последние годы такое явление как «перформанс», в самом худшем его проявлении, неустанно преследует нас. И поверьте мне, лучше бы нам избежать некоторых перформансов, когда кто-то идет вразрез со своей совестью и занимается безобразием на Красной площади, устраивая непонятные выступления. Ведь можно сделать это цивилизованно, но когда ты идешь и занимаешься на глазах у стариков, детей и женщин какими-то непотребствами, и называешь это «перформансом», то у меня остается единственный вопрос: «а где нравственное окно у этого человека? Где та грань, за которую он не сможет перешагнуть? И если он уже перешагнул, то значит, что дна нет? Нет ограничений?»

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

Епископ Леонид

Чаще всего, люди, которые делают подобные перформансы — люди зрелые, состоявшиеся, с высшим образованием. Это не та часть общества, которая ничего не читала, ничего не думала и не задавала никаких вопросов. Но ведь что-то подвигло этих людей на противоправные деяния, нетактичное отношение к другим людям. Получается, что определенная горстка людей, жаждущая привлечь внимание, либо к своей деятельности, либо к себе, выходят и пытаются что-то донести, как они говорят, до Государства и до Церкви. Но ведь своими противоправными действиями, которые оскорбляют других людей, они не добиваются ничего, кроме порицания и осуждения.

Естественно, Церковь, в конце концов, прощает их. У нас открытая страна, где могут существовать и верующие, и атеисты, и люди различных конфессий, найдите себя, но не надо делать пиар себе любимым на имени Церкви, это нечестно.

Если говорить об акции в храме Христа Спасителя, то мы, прежде всего, должны понимать, что это не общественное место, где ты можешь делать и говорить все, что хочешь. Это место уединения для общения людей с Богом. Ведь когда ты заходишь к чужому человеку в дом, ты же вытираешь ноги и даже снимаешь обувь и ты не присядешь, пока тебе не предложат.

Храм же таковым не является, он открыт всегда, он открыт, как Божье сердце открыто для нас, но почему же нужно прийти и какие-то свои интересы отстаивать? Они говорят, что выгоняли торгующих из храма? Но разве Христос сам плясал или кого-то благословлял на подобного рода поведение в культовых местах? Вы такого в Священном Писании не найдете, в свидетельствах евангелистов и из уст ближайших учеников Христа, тоже.

У нас есть конституция и законодательство, согласно которым, мы не стеснены в своих волеизъявлениях, но у нас есть определенные рамочные правила, и если взять нравственную составляющую нашего законодательства, то там не написано, что убийство — грех, но ясно прописано, что ты понесешь за это ответственность.

При Советском Союзе, к которому я не отношусь с пылкой любовью — Церковь была ущемлена в своих правах, и я еще застал институт уполномоченных по делам религии, но тогда хотя бы старались объективно и четко квалифицировать то, или иное деяние.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

V Свято-Георгиевские чтения

Обвиняя сегодня Церковь и Государство в консерватизме и нетолерантности, а это очень часто сейчас звучит на различных политических площадках, люди просто не понимают, насколько серьезно и быстро продвинулась Россия от коммунистического уклада до сегодняшней вседозволенности. В современном мире ограничить человека очень сложно, а облить грязью — очень легко.

Я считаю, что должно быть законодательно закреплено правило о том, что нельзя оскорблять других людей, а если оскорбил, то должен нести ответственность.

90-е годы нас очень сильно подломили, но не сломили и сейчас я вижу, как Государство старается сделать все, чтобы людям жилось лучше, но не все получается, и у Церкви не все получается. Но мы должны работать, нельзя просто так прийти и сказать: «ты лентяй, нехороший человек, ты ничего не можешь». Нужно повышать свой уровень профессионализма, социального взгляда на мир, нужно быть терпимее друг к другу и поднимать свою нацию, отечество, людей, которые населяют нашу страну.

Что касается фильма «Матильда», то ведь неслучайно в различных силовых структурах есть гриф «секретно» на сколько-то лет или пожизненно. Это неслучайно и не потому,что кто-то о чем-то не хочет рассказать, а просто либо еще не время, либо не нужно и не полезно людям знать эту информацию.

Фото с сайта Патриархия.ру

С Дмитрием Медведевым и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II в Каире

Что такое стать фанатиком, я не знаю, но человек должен сам понимать, что любой фанатизм в любом проявлении, не несет позитива и положительной перспективы.

Надо неустанно работать над собой, много читать, заниматься самообразованием. Никогда нельзя пользоваться одним источником информации, они должны быть разными. Не надо искать интересных людей, надо самому становиться интересным и полезным для общества.

Мы же не можем скатиться к гедонизму, что с нами тогда будет? Нужно не расширять спектр желаний, а сужать порог потребностей.

Церковь должна быть консервативна

В Церкви могут быть процессы, от которых, возможно, нужно избавиться или подкорректировать, но это нужно делать цивилизованно, добиваться другими рычагами.

Задача Церкви — растить людей интеллектуально развитых, духовно богатых, чтобы эти люди составили костяк нашего будущего общества. И пусть оно будет консервативным, а мы никогда и не говорили, что в каких-то вопросах Церковь не консервативна, она должна быть консервативна, только таким образом мы сможем устоять в нашем 21 веке.

19 лет я нес служение в различных странах и на различных должностях. Я застал и арабскую «весну», и толерантные страны Южной Америки, где уже частично одобрены однополые браки. На очередной конференции там и меня просили «сгладить углы». Я сказал: «извините, вы можете меня называть как хотите, но раз вы меня пригласили, я скажу то, что должен сказать. Мы не согласны и никогда не будем согласны, потому что для Церкви это чуждо».

Личный архив

Подводная лодка ВМФ Аргентины «Святой Иоанн»

Здесь на Кавказе мы понимаем, что такое семья — глава семьи — папа, хранительница очага — мама, дети от полноценного союза мужчины и женщины, все как в Священном Писании. Зачем все это подменять, разве мы можем здесь сказать, а давайте будем толерантными? Пусть кто угодно соглашается, но не мы. Мы видим с большим сожалением, что некоторые церкви идут по такому гибельному пути, тем самым ставя под вопрос саму сущность ветхозаветного и новозаветного учения о спасении. Это страшный процесс, тупиковый путь. Пусть лучше нас считают консервативными, но мы лучше знаем, что нужно нам и людям, смело об этом говорим и не сходим с этой колеи.

Я видел акции защиты храмов в Аргентине от ЛГБТ. Людей обливали помоями, а они крепко держались за руки, стояли вокруг храма и не давали разорвать эту живую цепь, чтобы над католическим храмом не надругались эти дышащие злобой представители ЛГБТ. Не надо думать, что это бедные мальчики и девочки для битья.

Нам очень важно оградить молодежь от этого. Мы не лезем к кому-то в спальню, для нас это неинтересно, человек сам будет отвечать за свои взгляды на эту жизнь и за то, что творится у него в «шкафу».

Не надо говорить о том, что ребенку нужно предоставить свободу выбора. Один мой друг уже с 90-х годов живет за границей, у него трое детей и недавно к ним пришла социальная комиссия и сказала, что если еще раз он не допустит детей на занятия по сексуальному воспитанию, то они поставят вопрос об изъятии детей. И он очень сильно испугался. А когда он мне рассказал со слов своих детей, которым 9 и 10 лет, о том, что им там преподают и чему учат, то у меня, взрослого мужчины, волосы дыбом встали. Кого можно воспитать при таком отношении? Я не говорю о том, что дети подрастут и не узнают, что есть те или иные взгляды. Говорить об этом нужно, но это прерогатива семьи. В семье должно быть просвещение. А если вы начнете детей 9-10 лет учить этому, то мы получим в 16 лет человека, если не с надломленной психикой, то по крайней мере, с очень недвусмысленными взглядами на эту жизнь. Минимум — циник, а максимум — даже страшусь предположить.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

В архиве СОИГСИ им. В. Абаева

Кто-то увидит в Воланде одного, а кто-то — иного

Сколько поколений будет читать Булгакова, столько будет мнений и теорий, но самое интересное, и это мое убеждение, что мы никогда не узнаем, что сам автор хотел сказать. Мы понимаем, с чем он нас знакомил, но для каждого есть своя правда. Кто-то увидит в Воланде одного, а кто-то — иного. Тоже самое с фигурой Мастера. Общий фон, на котором живет мастер, его взгляды, его сложнейшие отношения, а если всех собрать и скомпоновать на этом фоне, то получится сложнейшая, как сказали бы доктора, диагностика. Роман, конечно, серьезный. Честно скажу, сколько читаю, столько нахожу что-то новое для себя. Потому что мы возрастаем, мы становимся старше и через призму жизненных позиций и прожитого опыта, воспринимаем прочитанное ранее, уже по-другому.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

Чистый четверг в Страстную седмицу. Чин умовения ног духовенству епархии

Я никогда не дискутировал со своими товарищами на тему того, было ли для кого-то чтение этого романа первым вхождением в храм. Я считаю, что для этого нужна другая литература, более понятная, которая ясно объясняет истину и суть о Христе, о Церкви и тех процессах, которые происходят.

К сожалению, нам не дается второго шанса

Я бы не стал рассуждать на тему того, кого имел ввиду Булгаков, изображая фигуру Понтия Пилата.

Никто не отменял роль человека в истории. Мы все — разные люди, с разным образованием, интеллектом, воспитанием, отношением к жизни и невозможно поставить разных людей на одну и ту же должность и требовать от них одинакового отношения. Где-то будут перегибы и недоработки, а где-то вообще все будет перфектно. Нельзя уравнять людей, но можно объединить их одной целью, как делает Церковь, в заботе о своем спасении. А проводить параллели — вносить разброд и шатания в общество. Ни один субъект федерации не может похвалиться таким количеством бюстов Сталину, сколько есть у нас в общественных и частных пространствах.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

В Аланском Богоявленском женском монастыре

Он не был глуп, это однозначно. Другое дело, говорить о методах правления. В любом случае, человек будет отвечать перед Богом за все свои деяния. Церковь учит нас тому, что чем больше человеку дано, тем больше с него спросится. Я говорю это и многим людям, обременённым властью.

Та или иная должность, это не красивые кабинеты и не блага, это тяжелейший крест, это бессонные ночи, когда ты просыпаешься и не можешь выбросить мысль из головы. За каждым из этих людей стоят семьи и в целом, — общество.

Такой человек несет ответственность за то, что ему поручили и когда настанет время, он будет отвечать. Его не спросят, как он жил, а спросят —что ты сделал на этой должности для людей?

Идеальное земное устроение — это утопия

Вера — глубоко интимное понятие и сказать сейчас за другого человека, есть ли у него вера и насколько он был верующим или нет, сложно. Вы же представляете, какие решения ему приходилось принимать. Не дай Бог никому. И я не исключаю, что сложись все по-другому, то может быть, если бы он был жив и история повторилась, то какие-то решения он не принял бы или принял в диаметрально противоположном ракурсе. К сожалению, нам не дается второго шанса и история не терпит сослагательного наклонения. Шанс только один и ты его должен использовать на 100 процентов.

Нетактично говорить о других людях и я стараюсь этого не делать, тем более, давать оценки. Я не историк.

Личный архив.

Аргентина. Визит в г. Мар-дель-Плата

Знаю только одно — идеальное земное устроение — это утопия. Народ может любить одного лидера или испытывать недоверие к другому, но 100 процентов, что еще не было в истории такого лидера, который бы никогда не ошибался.

А Россия — не карликовое государство, которое можно объехать за один день, это огромная территория, с пространствами и масштабами, которые многих людей за границей пугают. И правильно делают (смеется).

Русская Православная Церковь никогда не бросала своих чад

Вопрос о взаимоотношениях Русской Православной Церкви с духовными процессами, идущими в Южной Осетии, действительно сложный и мы все понимаем историческую подоплеку того, как все начиналось. Я всегда говорю, что эти раны заживают веками, либо не заживают никогда. Поэтому давать прогноз не буду, а скажу одно — и Святейшему Патриарху, и Священному Синоду, и мне, как правящему архиерею, позиция людей ясна, мы о ней постоянно заботимся, изыскиваем варианты, консультируемся и интенсивно работаем в этом направлении. Недавно состоялась встреча президента Южной Осетии Анатолия Бибилова со Святейшим Патриархом Кириллом. Я присутствовал на этой встрече. Есть определенный уровень понимания того, как и куда мы будем дальше двигаться. Хочу донести до читателей одно — Русская Православная Церковь никогда не бросала своих чад, она старалась этого не делать ранее, и с Божьей помощью не сделает впредь.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

Чтение двенадцати Евангелий в Страстной Четверг. Кафедральный собор Георгия Победоносца

В работе я приближен к перфекционизму

Время идет неумолимо быстро и я, как могу, стараюсь не то чтобы его остановить, но по-максимуму реализовать как можно больше задач и приблизиться к тем целям, которые мы для себя обозначили.

В работе я приближен к перфекционизму, поэтому для меня малейшие шероховатости недопустимы. Сам, честно говоря, порой от этого страдаю и, наверно, частично страдают мои подчиненные, потому что планка, которая задается — достаточно высока. Я сам стремлюсь все время над собой работать и поэтому прошу, а даже иногда заставляю делать это и своих подчинённых. Но стараюсь при этом быть справедливым.

Я читаю все подряд, очень люблю романы и документально-исторические произведения, с удовольствием читаю научно-техническую литературу. Ежедневно мне приходится «лопатить» очень много прессы, иногда за день могу прочитать нескольких десятков изданий и не только на русском языке. Львиную часть читабельного времени занимает работа с источниками информации — это очень важно для любого руководителя, чтобы быть не только в курсе того, что происходит, но и формировать сбалансированный подход и объективную точку зрения по тем, или иным вопросам.

Чем не пользуюсь, так это социальными сетями — зачастую там не найти полезной информации плюс это пустая трата времени.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии

Лития на могиле К. Хетагурова в пантеоне Осетинской церкви

Я не запрещаю священникам нашей епархии пользоваться социальными сетями, более того считаю это правильным и позитивным, может и я бы этим занимался, но мне физически не хватает времени. Но священник должен понимать, что его первейшая задача — донести до паствы суть о Христе и о Церкви. Если священник начинает углубляться в мирские суетные вопросы, то мы мягко корректируем эту позицию.

В Риме поступай как римлянин, а осетинские пироги ешь в Осетии

Я всеядный и сказать что чего-то не люблю — не могу. Может быть, только петрушку. Она мне как субстанция не нравится (смеется). У нас в Осетии очень вкусная кухня и пироги в первую очередь, конечно. Ко мне часто приезжают гости и все с большим удовольствием едят «цахараджинта», а когда уезжают, то я им еще и с собой пироги даю. Я пробовал есть осетинские пироги в Москве — это не совсем то, конечно, «в Риме поступай как римлянин, а осетинские пироги ешь в Осетии».

Осетия очень мало открыта миру

Поэтому надо в гости всех созывать сюда. Осетия очень мало открыта миру и мы много работаем над тем, чтобы исправить это. Уже получили регистрацию для проведения паломнических поездок, стараемся изыскать любые возможности, продуктивно встречаемся с Вильямом Гагиевым, который возглавляет комитет по туризму. Люди еще побаиваются сюда ехать, считают регион опасным, но я всегда, даже на частном уровне, разъясняю, что у нас хлебосольно, красиво, много святынь и древних храмов.

Это может стать открытием мирового уровня

Мы сейчас активно занимаемся реставрацией нескольких объектов — это Зругский храм и Нузальская часовня. Когда десятилетиями не уделяешь внимание чему-то, то потом все рушится и валится и сейчас главная задача — сохранить те крупицы, которые остались. Что касается Нузала, то это вообще больная тема, мы привлекаем лучших специалистов, которые есть в России — из Москвы, Петербурга, но сложностей все равно хватает.

Всем известна прекрасная учёная и историк Евгения Георгиевна Пчелина, чей архив мы пытаемся получить, но пока безуспешно. Мы бьем во все колокола, в какие только кабинеты не обращались, уже подключились и депутат Государственной Думы Зураб Макиев и наши представители в Совете Федерации, но «владельцы» архива не идут ни на какие компромиссы. Архив находится в полуплачевном состоянии, он чуть ли не наполовину был затоплен водой — уникальные вещи теряются! А нам говорят, что не хватает специалистов и в ближайшее 10-20 лет разобрать архив не представляется возможным, а если хотите на коммерческих условиях, то заплатите 14 миллионов рублей.

Пресс-служба Владикавказской и аланской епархии.

Мемориал Эльхотовские ворота. С Главой РСО-А В. Битаровым и Министром ВД М. Скоковым

А там могут быть уникальные вещи, прямая ссылка на то, кто был найден в самой часовне в Нузале — ведь мы понимаем о ком идет речь, это может стать открытием мирового уровня! А нам его не дают. Мы говорим, что у нас есть свои специалисты — историки, архивисты, пустите их или дайте архив нам, но они не хотят.

Дай Бог, президент подпишет указ о праздновании 1100-летия Крещения Алании и может быть в рамках реализации этой программы, нам удастся пробить путь к архиву.

Алания раньше Киевской Руси сделала свой выбор

Не вижу никакой проблемы в том, что меня встречают тремя пирогами и нашим осетинским пивом. Я считаю это хорошей традицией, более того, если мы заглянем в глубину веков, то увидим, что любое правильное осетинское застолье начиналось с молитвы, и там четко прослеживается монотеизм, понимание обращения к Господу Богу. Не нужно искать кошку в темной комнате, говоря о традиционных верованиях осетин и православной вере. Нужно спокойно и с любовью отнестись к тому, что есть.

Есть люди, заинтересованные в национальной составляющей веры, которые берут ее как программное обеспечение и стараются поставить на национальные рельсы. Это очень нехорошая тенденция, которая может привести к большой беде, потому что внесет раздор в общество, разделит народ по религиозному признаку и тогда случится страшнейшая катастрофа для Алании и осетинского народа. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать манипуляций на эту тему.

Алания раньше Киевской Руси сделала свой выбор на государственном уровне, и этот выбор был четок, логичен, необходим тогда, и народ его принял. Благодаря этому выбору, Алания заявила о себе на очень высоком уровне. Зачем отказываться от выбора наших предков и на этом спекулировать? Я считаю это контрпродуктивным, прежде всего, для будущих поколений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]