САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ В БОЛЬШОЙ КОЛОМНЕ


Санкт-Петербургский Покровский храм в Большой Коломне, ок. 1900 года

Санкт-Петербургский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне
(снесен)

  • Престол: Покрова Пресвятой Богородицы (главный); св. Иоанна Крестителя (правый); св. Марии Магдалины (левый)
  • Адрес: Россия, Санкт-Петербург, сквер на пл. Тургенева
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Каменную церковь по проекту архитектора И. Е. Старова строили на пожертвования прихожан — с 1798 по 1812 год.
Главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 30 сентября 1812 года; Иоанно-Предтеченский (правый) — 1 ноября 1808 года; левый — во имя святой равноапостольной Марии Магдалины — 20 ноября 1808 года.

Здание представляло собой массивное сооружение с одним куполом. Его главный, западный, фасад украшал внушительный дорический портик, над которым возвышалась двухъярусная колокольня. Церковь отличали четкость объёмов, строгость и благородная простота архитектурных форм. Торжественное впечатление производил её интерьер, оформление которого строилось на сочетании грузных пилонов и легких пилястр. Центральный неф замыкал довольно интересный иконостас, в основном сохранивший первоначальную форму, традиционную для ампирных иконостасов начала XIX века. Он был сооружен по проекту Петрова. Образа для иконостаса выполнены академиками братьями Малковыми.

Рынок на Покровской площади, Санкт-Петербург, между 1909 и 1914 годами. Фото с сайта oldsp.ru

В 1814 — 1816 годах, по проекту архитектора В. П. Стасова, церковь была обнесена железной оградой с двумя часовнями.
При реконструкции в 1849 году были сделаны боковые пристройки, в которые перенесли придельные алтари. Храм вновь был освящен в 1852 году.

После перестройки в 1899 — 1902 годах, по проекту гражданского инженера С. П. Кондратьева, все приделы стали одинаковыми.

При церкви имелось три каменных дома. Причт состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Они не получали жалованья и существовали только на доходы от совершения приходских треб и пожалования прихожан.

В 1899 году числилось прихожан — 3443 мужчины и 4531 женщина.

В 1922 году храм относился к Петроградской автокефалии, затем, до июля 1923 года, был обновленческим.

Снос Покровского храма в Большой Коломне, Санкт-Петербург, 1936. Фото с сайта oldsp.ru

21 августа 1932 года храм был закрыт. Снесен в 1936 году [1].
29 мая 1998 года состоялась церемония открытия памятного знака на месте разрушенного храма. На знаке помещена мозаичная икона Божией Матери и выгравированы слова молитвы ко Пресвятой Богородице. С оборотной стороны на знаке можно прочитать поэтические строки А. С. Пушкина о Покровской церкви:

Люблю летать, заснувши наяву,

В Коломну, к Покрову — и в воскресенье

Там слушать русское богослужение.

[2]

История

Вытегорский погост расположен в семи километрах от города Вытегры в Вологодской области. Построенный в 1708 году деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы можно назвать одним из высших достижений русской архитектуры.

В 1956 году известный архитектор и реставратор Александр Ополовников составил обмеры храма с целью его реставрации для замены поздней деревянной обшивки и восстановления утраченных деталей. Но проект так и не был реализован, поскольку в 1963 году случился пожар, уничтоживший этот архитектурный памятник. По одной из версий в него ударила молния, но ходили слухи, что храм пострадал из-за чьих-то хулиганских действий.

История первой деревянной церкви.

материал предоставлен ученицей средней школы 207 Воробьевой С.

В те времена население России, особенно крестьянская его часть, отличалась глубокой набожностью и религиозностью. Поэтому неудивительно, что первые жители Рыбацкой слободы постарались как можно быстрее выстроить свой храм, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Существует даже версия, говорящая о том, что церковь привезли с собой рыбаки, переселенные с Оки на Неву по приказу Петра I. Якобы, они привезли храм с собой, разобрав его на бревна, а потом снова собрав, что, впрочем, маловероятно. Так или иначе, но точная дата его создания неизвестна.

Про внешний облик и интерьеры деревянной церкви известно немного, хотя в донесении управителя Рыбной слободы от 1 января 1748 года удалось найти указания на некоторые из образов, там находившихся: святого мученика Емельяна, святого Пророка Илии, святого Пророка Елисея, образ Власия Чудотворца, образ Богородицы «Всех скорбящих радосте», образ Спасителя, образ Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Престол был приблизительно 1 аршин 9 вершков в высоту, 1 аршин 6.5 вершков в длину и 1 аршин 5.5 вершков в ширину (1.11х0.99х0.95 м); жертвенник — 1 аршин 7 вершков в высоту, 1 аршин 5 вершков в длину и 1 аршин 1.5 вершка шириной (1.02х0.93х0.71 м); во всяком случае, так следует из размеров одежд на престол и жертвенник.

Основными доходами церкви, как следует из книг прихода и расхода, которые велись церковным старостой (сейчас находятся в фонде Царскосельского дворцового правления в РГИА), были помесячные сборы, которые давали в среднем 80 рублей в месяц, от продажи свечей, и то, что собирали от образов и в «кошельки»; расходы же состояли из трат на покупку вина, муки, воска для свеч, довольно часто приходилось закупать различную материю, в особенности пелены для обрядов и различных нужд. Хотя и доходы пополнялись довольно неожиданно: например, в 1762 году, после смерти мужа, крестьянка Пелагея Кузьмина отдала церкви лавку. В итоге расходы редко превышали доходы, как правило, некоторая сумма даже оставалась.

По указу духовника Её Императорского Величества Феодора Дубянского от 21 февраля 1742 года первым священником церкви был назначен Василий Алексеев. Двумя годами позже, с 8 марта в церкви появился также дьячок — сын отца Василия, Семен. Вплоть до 1746 года они прослужили без жалования, которое стали получать лишь после указа, датирующегося 9 апреля 1746 года: священник — 25 рублей, сын его — 5 руб. в год. Просвирни в то время в церкви и вовсе не было. Нужно отметить, что в XVIII веке лишь немногие церковные причты в России получали казенное содержание. Большая часть духовенства, как городского, так и сельского, кормилась исключительно за счет приношений, получаемых от прихожан, либо — за счет доходов от церковной земли. Так что рассчитывать местному духовенству приходилось исключительно на добровольные приношения прихожан и доходы от сенокосных земель, выделенных Царскосельским вотчинным правлением, а поскольку таковых было явно не достаточно, Царскосельское правление и вынуждено было назначить ему казенное жалование. Не было при церкви и специальных причтовых домов для помещения духовенства: жили отец с сыном сначала в доме у церковного старосты Семена Щовкина, затем на собственные средства построили деревянный дом, прямо напротив церкви. Участок, на котором он располагался был в одну сторону 60 саженей (127.8 м), в другую, к ручью — 25 (53.25м). В ширину он был с одной стороны 12 саженей (25.56 м), с другой — 7 (14.91 м).

Следующим священником по императорскому указу от 10 сентября 1750 года был назначен Эраст Тимофеев. Эраст Тимофеев женился на дочери отца Василия и Марфы Афанасьевой, Ирине.

После Эраста Тимофеева священником стал Алексей Яковлев, бывший дьячков в церкви с 30 сентября 1753 года. Он построил свой деревянный дом, где и после смерти отца Алексея продолжали жить его супруга и сын Иван, бывший пономарем в этой же церкви. Именно при священнике Алексее Яковлеве было начато строительство каменной церкви.

В 1771 году, 20 декабря священником стал Иван Иванов. Именно он стал последним священников деревянной церкви в Рыбной слободе и первым каменной.

Воссоздание Покровской церкви

Храм был восстановлен во Всеволожском районе Ленинградской области в Невском лесопарке при благословении Светлейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 16 октября 2003 года на месте будущего храма был установлен поклонный крест, а 26 октября 2004 года был отслужен молебен в честь начала строительства храма и была забита первая свая.

Все основные работы по заготовке леса и вырубке стен, изготовлению куполов и лемехов проводились в пригороде Петрозаводска. По достижению 18-го венца в апреле 2005 года храм был перевезен в Невский лесопарк и здесь были закончены работы по закладке фундамента. В его основание были заложены камни сгоревшего Покровского храма Вытегородского погоста. 26 июля 2006 года был установлен крест на центральной главке, а 14 октября этого же года храм был освящен полным чином митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

В своей основе храм имеет форму креста, его высота — 19 метров, длина — 32 метра и ширина — 30 метров, количество глав — 25.

Покровский храм — это доминанта комплекса под названием Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В его состав входят также колокольня, Святые врата и ограда. Колокольня — это воссозданная колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии 1670-х годов. Святые врата и ограда созданы путем реконструкции оград Лядинского и Спасского погостов Каргопольского уезда Олонецкой губернии конца XVIII века. Рядом расположена небольшая часовенка. В Погост войдут также копия дома Манькина деревни Каскесручей в Карелии 1889 года и музей храма — отреставрированный Дом Костина 1871 года в деревне Верховье в Заонежье.

В свою очередь Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы станет частью масштабного комплекса под названием «Усадьба Богословка», где будут воссозданы Спасская церковь и Воеводский дом деревянной Каргопольской крепости 1664–1665 годов, сгоревшей в 1731 году. Здесь будет построен Паломнический центр с трапезной и гостиницей на 60 мест, Русский этнографический парк и причал для круизных теплоходов.

Настоятели

  • Борис Албенский (2 апреля 1802 — март 1840)
  • Василий Полянский (8 апреля 1840 — апрель 1850)
  • Гавриил Михайлов (Георгиевский) (15 апреля 1850 — 3 июля 1853)
  • Андрей Павловский (10 июля 1853 — октябрь 1855)
  • Григорий Добротворский (октябрь 1855 — январь 1860)
  • Сила Тапильский (14 января 1860 — 26 декабря 1860)
  • Федор Иовлев (30 декабря 1860 — 13 декабря 1879)
  • Василий Княжинский (29 декабря 1879 — 17 февраля 1882)
  • Иван Горский (23 февраля 1882 — август 1885)
  • Петр Соловьев (21 августа 1885 — 11 сентября 1898)
  • Василий Акимов (15 сентября 1898 — май 1922)
  • Дмитрий Любимов (май 1922 — сентябрь 1922)
  • Николай Чепурин (сентябрь 1922 — июль 1923) [3]
  • Василий Акимов (июль 1923 — 21 августа 1932)

На этапе проектирования университетского городка планировалось строительство домовой церкви

Еще на этапе строительства всего университетского городка было запланировано строительство домовой церкви. Жизнь этого домового храма тесно связана с жизнью учебного заведения.

После окончания каждого учебного года в храме проводилась божественная литургия. Настоятель храма проводил не только богослужения, но и преподавал Закон Божий.

Время открытия храма было совмещено со временем открытия вуза.

В проекте было решено, что храм должен располагаться на втором этаже главного здания института. Алтарь было решено построить с северной стороны, а войти в храм можно было из читального зала.


Так выглядел читальный зал в политехническом институте в Санкт-Петербурге. В конце зала за аркой, как раз и находилась та самая домовая церковь

Вместимость должна составлять не более 300 человек. Такой вариант был одобрен Святейшим синодом.

Вскоре начались отделочные работы в читальном зале и библиотеке. Но домовой храм не был устроен. Пришли соображения о том, чтобы построить церковь отдельно. Это решение пришло, по причине малого помещения в библиотеке, а также о посторонних людях, которые также могли бы заходить в храм, чтобы молиться. Но денежных средств было недостаточно.

1906

в этом году было принят отказ от строительства домовой церкви

Вскоре на работу и строительство политехнического института сказались некоторые события. 9 января был расстрелян один из студентов. Во избежание новых жертв, студентов распустили на каникулы, а затем и вовсе отменили занятия до следующего учебного года.

В новом учебном году занятия продлились только один месяц в связи с Всероссийской забастовкой в 1905 году. Также были приостановлены занятия во многих учебных заведениях.

В итоге занятия прервали до 1906 года. В этом же году был принят отказ начальства от строительства домовой церкви в читальном зале.

В 1908 году в институте появился новый директор, который поставил вопрос о необходимости построить при институте церковь.


Иван Всеволодович Мещерский — русский и советский ученый механик. Именно он стал новым директором политехнического института, который поставил вопрос о необходимости постройки церкви при институте

В марте 1909 года этот вопрос активно рассматривался в Государственной Думе. Вскоре было принято решение о создании при политехническом институте церкви. А также было решено о преподавании в некоторых отделениях института такого предмета как богословие.

Для чтения данного предмета был выбран священник Ярославной духовной семинарии протоиерей Михаил Васильевич Троицкий.

30 сентября было принято решение о присвоении вузу имени Императора Петра Великого. В январе 1910 года Николай второй подписал указ, о том, что политехнический институт в Санкт-Петербурге стал иметь новое наименование в честь Императора Петра Великого.

Но храм так и не был построен. Следующий директор также ставил вопрос о финансировании при институте церкви. В 1910 году начальство снова пыталось разрешить этот вопрос. Даже студенты института в письменной форме обращались с просьбой о строительстве храма.

В конце мая директор ушел с поста, и в течение следующих 3-х лет они постоянно менялись. Но каждый из них пытался внести свою лепту.

Строительство каменной церкви. Первые годы.

Из архивных документов следует, что указ о постройке каменной церкви в слободе был получен 2 июня 1765 года, несколькими днями позже (7 числа) была выдана священнику Алексею Яковлеву книга для сбора средств. К 1767 году были заготовлены все материалы и проекты, одобренные отцом Феодором Дубянским и лично императрицей. В проекте принимали участие надворный советник и архитектор Мылников и местный архитектор Неелов. 13 мая того же года запрашивается благословение на постройку церкви у Преосвященнейшего Архиепископа Гавриила, более того, он сам приехал на церемонию закладки и собственноручно положил первый камень. Строительство началось 8 июня, смета составляла 10696 рублей 50 копеек, выданных императрицей через отца Феодора Дубянского. Из — за постоянной нехватки средств строительство периодически останавливалось, даже несмотря на выданные на уплату долгов и доделку в апреле месяце 3000 рублей; но к 1773 году своды здания были сведены; оставались отделочные работы. подряды на работы сдавались на публичных торгах, которые состоялись 13, 14 и 15 июня 1773 года. В результате штукатурные работы были поручены Василию Петрову и его сыну Касаурову за сумму 1187 рублей, а столярные и резные работы — отставному резного дела подмастерью Василию Петрову и Санкт-Петербургского резного цеха мастеру Степану Федорову за сумму 450 рублей.

Строительство полностью было завершено в 1773 году, тогда же церковь была освящена, но у храма не было колокольных глав, а на доделку вновь не хватало средств. площадь церкви составляла около 70 саженей (317.6 кв. м). Сбор денег начался лишь в 1774 году, в конце января. А деревянная церковь в это время существовала и находилась справа от строящегося храма. 1 мая 1784 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил получил прошение от 29 апреля того же года, в котором жители Рыбной слободы просят разрешения снести деревянную церковь; наложенная резолюция гласила «разрешить». Позднее на месте престола деревянной церкви был поставлен кирпичный памятник с надписью: «На сем месте был престол деревянного храма, существовавшего от времени первого заселения Рыбацкой слободы», в 1862 году замененный на другой, из сердобольского гранита, до сегодняшнего момента не сохранившийся. От иконостаса деревянной церкви осталось 4 образа: образ Спасителя, образ Ильи Пророка, образ Божией Матери и образ Николая Чудотворца.

29 апреля 1784 жителями села было получено благословение митрополита на строительство церкви во имя Рождества Христова, для чего собирались пристраивать к церкви второй этаж. Начались работы 16 июня, закончились 24 июля 1784 года.

Каменный храм в Рыбацком до перестройки

Церковь в XIX веке (по 1884 год).


Внутренний вид первой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в РыбацкомВ 1843 году в церкви проводились работы по обновлению, один из местных кирпичнозаводчиков и одновременно церковный староста, Федор Никифорович Слепушкин (1763 — 1848), пожертвовал 10 тысяч рублей. На эти деньги заново создали двухъярусный иконостас; образа в большинстве своем также были написаны новые, художником Кузнецовым. Потолок был мозаичным, под откосами купола были изображены евангелисты, в алтаре над престолом — Бог Отец благословляющий, а над входными дверями висела небольшая икона апостола Андрея. На горнем месте тем же автором была написана икона Святой Троицы, с предстоящими Иоанном Предтечей и Божией Матерью, а на западной стене — две картины: чудесный лов рыбы на Генисаретском озере и исцеление хромого апостолом Петром. Высота храма составляла порядка 4.5 метров, с деревянным куполом — немногим более 7 метров.

С 1834 г. существовала приписанная к Покровской церкви кладбищенская деревянная часовня. К концу 19 в. она пришла в ветхость. После событий 1 марта 1881 г. прихожане пожелали построить на кладбище церковь во имя Казанской иконы Божъей Матери.

На конце Усть-Славянки, в полутора верстах от церкви имелась каменная часовня, крытая железом, с главой и крестом — во имя св. пророка Илии, устроенная в 1861 г. кирпичным заводчиком Степаном Степановым в память бывшего в 1815 г. падежа скота.

(Э. А. фон-дер Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб Типография Училища глухонемых ВУИМ 1909 г. С. 83-84)

29 января 1865 года настоятелем церкви при Фарфоровом заводе Иваном Никифоровичем Погоняловым были освящены боковые приделы, построенные на церковные деньги и пожертвования, в частности известно, что местные и Усть-Славянские заводчики подарили на строительство 105 000 кирпичей. Работы, которые начались в 1862 году, а закончились в 1864, велись по проекту архитектора Карпова. Причина их создания очевидна — в храме было очень тесно, что особенно чувствовалось во время крупных праздников. В результате нижний этаж имел три престола, антиминсы, которых были освящены четырьмя годами раньше. Главный из них, соответственно средний, был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. В 1864 году он обновлялся, иконописцем Паскиным был написан иконостас в два яруса, украшенный резьбой и позолотой, которым позже славилась эта церковь. Длина его составляла 10 метров 31 сантиметр, а ширина 6 метров 40 сантиметров. Правый же придел был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, левый — Толгской иконе Божией Матери.

Церковь была увенчана деревянным куполом, украшенным медным, вызолоченным крестом. Железом крышу покрыли лишь в 1826 году. Непосредственно к зданию примыкала колокольня с десятью колоколами, самый большой из которых весил 343 пуда и 33 фунта — то есть, больше 5.5 тонн. Здание было окружено оградой с каменной часовней с воротами, на которых были изображены Покров и апостолы Петр и Павле; оная ограда была построена в 1872 — 73 годах. Рядом с церковью было также и кладбище.

Усадьба «Богословка»: Покровская церковь и другие памятники деревянного зодчества

В прошлом Русский Север украшали многочисленные деревянные церкви. В наши дни от них остались крупицы. Уходят в прошлое огромные северные дома и хозяйственные постройки. Как их сохранить? Ведь дерево — материал недолговечный: оно горит, гниет, разрушается с течением времени.

Можно перевезти эти строения в музеи деревянного зодчества. При этом разрывается связь памятника с окружающим ландшафтом, в котором он создавался и существовал на протяжении веков. Однако подчас это единственный шанс сохранить его. Возможно, если бы в свое время Успенская церковь в Кондопоге или Покровско-Власьевская церковь Лядинского погоста были бы перевезены в подобный музей, они не погибли бы в огне. Но что делать, если памятника уже нет, он безвозвратно утерян? Тогда единственной возможностью остается его воссоздание. Пускай это будет новодел, но благодаря обмерам, сделанными опытными архитекторами-реставраторами, — максимально точная копия.

***

Одно из таких мест, где можно увидеть воссозданные шедевры деревянного зодчества — строящийся этнопарк «Усадьба Богословка» в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, который нередко называют Петербургскими Кижами.


Покровский погост в усадьбе «Богословка»

Усадьба «Богословка» родилась не на пустом месте. В XVII веке эта живописная местность в излучине Невы принадлежала Швеции и называлась Wallitula krog — «Валитовский трактир». В 1747 году императрица Елизавета Петровна подарила её своему духовнику — протоиерею Федору Яковлевичу Дубянскому (1691-1769), человеку высокообразованному и имевшему большое влияние при дворе. Он также был духовником Екатерины Алексеевны — будущей императрицы Екатерины II, помогал ей в те нелегкие времена, когда она впала в немилость при дворе. Его сын, Михаил Федорович Дубянский (1733-1776), принимал активное участие в дворцовом перевороте 1762 года, после которого Петр III был отстранен от власти и на престол взошла Екатерина.


Фёдор Яковлевич Дубянский. Портрет работы Алексея Антропова, 1761 год

Федор Яковлевич построил здесь небольшую мызу и разбил парк. В конце XVIII века её стали называть Богославская, или Богословская. На Семитопографической карте окружности С.Петербурга и Карельского перешейка 1810 года она обозначена как «мыза Богуславская», а на карте Санкт-Петербургской губернии Ф.Ф.Шуберта 1834 года — «дача Дубянского». В 1828-1831 годах, когда усадьбой владел Александр Михайлович Дубянский, недалеко от впадения речки Чёрной в Неву по проекту академика Викентия Ивановича Беретти (1781-1842) был построен усадебный дом в стиле «деревянного ампира». Его отличительной особенностью были резные детали отделки.


Усадебный дом Зиновьевых с парадной лестницей и гротом, фотография 1910 года

В 1843 году наследником усадьбы становится правнук Ф.Я.Дубянского, генерал-адьютант Николай Васильевич Зиновьев (1801-1882) — сын Варвары Михайловны Дубянской (1763-1803) и сенатора Василия Николаевича Зиновьева (1755-1827). Перед усадебным домом на обращенном в сторону Невы склоне была построена лестница с мраморными бюстами.


Николай Васильевич Зиновьев. Неизвестный художник,1829 год

Последним владельцем усадьбы стал племянник Н.В.Зиновьева, статский советник Степан Степанович Зиновьев (1838-1918). При нем часть имения сдавалась в аренду дачникам, а другая, благодаря налаженному хозяйству, приносила немалый доход.

После Октябрьской революции усадьба Зиновьевых, занимавшая к тому времени около 1000 десятин, была национализирована. В доме Зиновьевых разместилось общежитие совхоза. В 1932 году усадебный парк был переименован в Невский лесопарк. В годы Великой Отечественной войны он оказался в зоне сплошного артобстрела и сильно пострадал, погибло около 90% деревьев. После войны парк был восстановлен, но в 1990-е годы пришел в запустение. От роскошного усадебного дома до нашего времени дошли остатки фундамента, а от парка сохранились лишь старинные аллеи и пруды на Чёрной речке.

В 1995 году «Ансамбль усадьбы Зиновьевых» был включен в Перечень историко-культурных объектов Федерального значения. Было принято решение создать здесь этнопарк утраченных памятников деревянного зодчества XVII-XIX веков.

***

Давайте познакомимся ближе с некоторыми достопримечательностями усадьбы «Богословка» — Покровским погостом. Своей славой «Петербуржских Кижей» он обязан многоглавой Покровской церкви из Вытегорского погоста.

  • По теме: Что такое погост?


Святые врата из Спасского погоста
Недалеко от Вытегры, города на севере Вологодской области, находится Вытегорский погост (село Анхимово). В 1708 году здесь была возведена деревянная 25-главая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она стала предшественницей 22-главой Преображенской церкви в Кижах, построенной шестью годами позже, в 1714 году.

  • По теме: История, достопримечательности и музеи Вытегры и её окрестностей


Церковь Всех Святых и Покрова Пресвятой Богородицы; фотография Сергея Прокудина-Горского, 1909 год

Историко-художественную ценность Покровской церкви трудно переоценить: она, как и другой, кижский, храм, являясь, по существу, одним из достижений русского деревянного зодчества, вместе с тем представляет собой и типичное монументальное сооружение Обонежья петровской эпохи.

А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.85

Местная легенда рассказывает об истории появления Покровской церкви:

В царствование Петра I, в Вытегорском погосте, в деревне Крюковой, жил один очень богатый крестьянин, по прозванию Плотников, у которого и был один только сын-грамотей. В проезд Петра, когда он рассматривал здешнюю местность в видах соединения Волги с Балтийским морем, сын богача Плотникова подпал опале Государя и был, по Его повелению, казнен, за то будто бы, что когда приехал сюда сержант Петра, для заготовки лошадей, он (сын) читал какой-то указ Государя в шапке и рукавицах, чем оказал неуважение к Особе Государя и сверх того много нагрубил и сержанту. Сержант все это передал Государю и еще в преувеличенном виде. Петр, будучи не в духе, тотчас же дал приказ казнить виновного.

Старик Плотников, услышав такой строгий приговор, пал в ноги Государю и умолял пощадить сына, предлагая ему всё своё огромное богатство: но Петр остался непреклонен, и сын был тут же казнен.

Убитый горем и, не зная кому оставить своё богатство, Плотников еще до выезда Государя вздумал построить в память казненного сына над его могилою богатую церковь, и сразу обратился с просьбою – разрешить привести в исполнение задуманную им мысль. Петр на этот раз внял просьбе и Сам тут же начертил рисунок, по которому впоследствии и воздвигнута эта церковь

Еще одна легенда рассказывает, что в создании Покровской церкви принимал участие приглашенный Петром архитектор-голландец. Однако это выглядит маловероятным: многоглавые храмы на Руси строились издревле.

В основе объемно-пространственной структуры Покровской церкви в Вытегорском погосте, как и Преображенской церкви в Кижах, лежал двадцатистенок — восьмерик с четырьмя прирубами. В храме находился старинный четырёхрядный тябловый иконостас, потолок был сделан «Небом».


Покровская церковь близ Вытегры. План. Обмер. Из книги: А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.73


Покровская церковь близ Вытегры. Продольный разрез. Обмер. Из книги: А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.75

Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества — церкви в Вытегре и в Кижах — так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами.

А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.77

Тем не менее, Преображенская и Покровская церкви имеют существенные отличия. Так, в Покровской церкви не три, а только два последовательно уменьшающихся восьмерика; трапезная не прямоугольная, а со скошенными углами; три, а не один алтарный прируб, как в Преображенской церкви в Кижах.

  • По теме: Об одном давнем путешествии: по Онего под парусом в Кижи


Спасо-Кижский погост, слайд 1988 года
В 1708 году храм был поставлен без фундамента, из-за чего началось его оседание. Поэтому в 1793 году он был разобран и вновь собран на каменном фундаменте. Деревянный сруб был обшит тесом и выбелен мелом, которые, с одной стороны, имитировали каменную кладку, а с другой, — защищали бревна от попадания влаги. Кроме того, были сняты четыре главы на крещатой бочке. Еще одна реставрация была проведена в 1880 году, после которой храм лишился небольшой главки над крыльцом.


Вид на церковь и колокольню Вытегорского погоста. Из альбома «Виды (по разным частям) водных судоходных путей II-го округа путей сообщения. 1865»

В 1898 году на средства местного мецената, купца первой гильдии и почетного потомственного гражданина Александра Федоровича Лопарева было проведено «обновление» внутреннего убранства храма. В результате, говоря словами архитектора-реставратора А.В.Ополовникова, «строгая и величественная в своей простоте» подлинная архитектура Покровской церкви была искажена до неузнаваемости.

После Октябрьской революции богослужения в Покровской церкви были прекращены. До 1948 года храм считался памятником архитектуры и находился в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. Верующие неоднократно просили передать им Покровскую церковь, и богослужения едва не возобновились, однако возникли препятствующие этому бюрократические проволочки. Бывший храм опустел.

В октябре 1963 года Покровская церковь сгорела.

Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер.

Газета ”Вологодский комсомолец” от 15 ноября 1963 года

До нашего времени дошли лишь руины каменных храмов Вытегорского погоста: зимняя церковь Спаса Нерукотворного Образа 1780 года и церковь Всех Святых 1905 года постройки.

К счастью, сохранились детальные фотографии, обмеры и план реставрации Покровской церкви, выполненные советским архитектором и реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым. В 2003-2008 годах по ним была построена Покровская церковь в Богословке, ход работ контролировала дочь архитектора Е.А.Ополовникова.


Покровская церковь в Богословке

Работы по воссозданию Покровской церкви начались в декабре 2004 года. В пригороде Петрозаводска были сложены 18 венцов сруба, перевезенные затем в Невский лесопарк. В Петрозаводске также были изготовлены купола и лемех. В основание фундамента Покровской церкви в Богословке были заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста.


Покровская церковь в Богословке

Новый храм воссоздали в его первоначальных формах: 25-главым, без обшивки тесом. Размеры церкви впечатляют: длина составляет 32 метра, ширина — 30 метров, высота — 19 метров.


Покровская церковь в Богословке

Главный алтарь, пристроенный к восточному прирубу, а также придельные алтари, пристроенные к северному и южному прирубам — пятигранные. Внешние стены алтарей затесаны «без остатка».


Покровская церковь в Богословке


Сруб Покровской церкви «без остатка»

14 октября 2008 года состоялось Великое освящение храма по архиерейскому чину, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).


Купола


Деталь крыльца

По имеющимся обмерам, фотографиям и рисункам реставраторы восстановили внутреннее убранство Покровской церкви. Конечно, в недавно построенном храме нет той «намоленности» и духа прошлых эпох, который присущ старым церквям. Но пройдет несколько десятилетий, и у Покровской церкви в Богословке появится своя собственная история.


Внутреннее убранство Покровской церкви

Здесь хранится старинная святыня — напрестольное Евангелие, напечатанное по указу Петра I для Покровской церкви Вытегорского погоста в московской типографии в начале XVIII века.


Иконостас


Расписное «Небо»


Внутреннее убранство Покровской церкви

Во избежание пожара, свечи ставят в песок.


Свечи перед иконой Богородицы


Внутреннее убранство Покровской церкви

Рядом с Покровской церковью возвышается колокольня. Её прообразом стала утраченная колокольня 1670-х годов из Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии (ныне — Нюксенское сельское поселение, Нюксенский район Вологодской области).


Покровская церковь и колокольня

Колокольня была воссоздана по обмерам архитектора В.В.Суслова, выполненными в 1884 году. Каждые четверть часа колокола на ней отбивают мелодию «Боже, царя храни».


Обмеры колокольни из Нижне-Уфтюгского погоста, выполненные В.В. Сусловым. Опубликованы на 18 листе первого выпуска “Памятников древнего русского зодчества”


Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста


Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста


Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста


Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста


Колокола

Рядом со Святыми вратами, почти у входа в усадьбу, стоит небольшая часовня Спаса Нерукотворного. Это копия часовни конца XVIII — начала XIX веков из деревни Кириллово Каргопольского уезда. Воссоздана по обмерам и плану реконструкции Андрея Борисовича Боде.


Часовня Спаса Нерукотворного


Часовня Спаса Нерукотворного


Часовня Спаса Нерукотворного


Часовня Спаса Нерукотворного

На территории усадьбы Богословка также находится копия жилого дома крестьянина Е.А.Костина 1817 года из деревни Верховье Великогубской волости (ныне — Медвежьегорский район Республики Карелия). Дом воссоздан по обмерам 1940 и 1995 годов, а также фотографиям 1926, 1940, 1990-х годов. Здесь размещается музей Покровской церкви.


Дом Е.А.Костина


Планы 1-го и 2-го этажей дома Е.А.Костина из Великой Губы


Хозяйственный двор и кузня


Хозяйственный двор


Ворота в хозяйственный двор


Дом Е.А.Костина


Дом Е.А.Костина


Дом Е.А.Костина


Спасская часовня и дом Костина

Неподалеку от дома Костина находится мастерская. Правда, она показалась мне несколько запущенной.


Мастерская


Так создают маковки церквей

Еще одна достопримечательность этнопарка — ограда Покровского погоста, которая является копией ограды погоста села Лядины Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне — Каргопольский район Архангельской области). Святые врата — копия из Спасского погоста XVIII века из села Верхнее Гурье Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне — Прионежский район Республики Карелия). Воссозданы по проекту Бориса Дмитриевича Лурье.


Святые врата Спасского погоста


Покровский погост в усадьбе «Богословка»


Ограда Покровского погоста


Покровский погост


Покровский погост

Работы в усадьбе «Богословка» продолжаются. Планируется, что после завершения всех работ он будет включать в себя следующие постройки:

  • Усадебно-парковый комплекс Зиновьевых: восстановление построек усадьбы Зиновьевых.
  • Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы: Покровская церковь 1708 года из Вытегорского погоста.
  • Колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста.
  • Святые врата и ограда: совмещённая реконструкция двух оград конца XVIII века: Лядинского и Спасского погостов.
  • Дом Костина (1871 год) из деревни Верховье в Заонежье.
  • Церковный (приходской) дом: копия дома Манькина (1889 год), находящегося в деревне Каскесручей Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (ныне Прионежский район Республики Карелия).
  • Поклонный крест.
  • Паломнический центр (с трапезной и гостиницей на 60 мест).
  • Культурно-просветительский центр: реконструкция Каргопольской крепости (1664–1665 годы) с восстановлением двух внутрикрепостных построек — Спасской церкви и воеводского дома.
  • Русский этнографический парк:
      Русское селение, которое будет включать в себя постройки типов крестьянских усадеб западной и восточной частей Ленинградской области. Общее число дворов — 8-10.
  • Карело-вепсское селение: постройки, отражающие типологию, характерную для Тихвинского района и Межозерья. Будет состоять из 4-5 дворов.
  • Историческое селение: не менее четырёх построек XVI-XVII веков.
  • Причал для круизного флота.

  • Покровский погост
    ***

    В заключение я хотела бы добавить несколько своих мыслей о необходимости подобных этнопарков. В начале статьи я уже писала, что дерево — материал недолговечный. Почти каждый месяц в нашей стране в результате пожаров и обрушений гибнут памятники деревянного зодчества. Некоторые — по вине или злому умыслу человека, как, например, уже упоминавшаяся Успенская церковь в Кондопоге. Другие же исчезают просто потому, что пустеют деревни, уходят люди. Храмы и старинные дома в них обречены на умирание. Некоторые гибнут от стихийных бедствий.

    Да, Покровский погост в усадьбе «Богословка» — это новодел. Но сколько процентов старых бревен сохранилось в восстановленной Преображенской церкви в Кижах или других экспонатах этнографических музеев? Не так много. Поэтому подобные музеи с воссозданными заново постройками имеют право на существование. Есть весьма удачные примеры: туристическая деревня Верхние Мандроги в Подпорожском районе Ленинградской области, духовно-просветительский в Сортавальском районе Республики Карелия и другие. Их существование не отменяет того факта, что старину нужно беречь, сохранять великое наследие Русского Севера. Иначе будущие поколения смогут увидеть старинные дома и храмы только в подобных этнопарках.

    Информация для путешественников

    • Адрес: Россия, Ленинградская область, 193149, а/я 20, Всеволожский район, Усадьба «Богословка», Покровский погост.
    • Проезд на общественном транспорте: метро Ломоносовская, далее автобус №476 или маршрутное такси №476-М (в сторону пос. им. Свердлова) до парка «Богословка». Остановка автобуса напротив комплекса Покровского погоста.
    • Время работы Покровского погоста: ежедневно с 10 до 17 часов, в дни богослужений: с 9 до 17 часов, вечерние службы – до их окончания. Выходные и праздничные дни: с 10 до 19 часов. С 1 июня по 30 сентября комплекс Покровского погоста работает: ежедневно с 10 до 18 часов, вечерние службы – до их окончания. Выходные и праздничные дни: с 10 до 19 часов.
    • Телефоны: 8 (911) 906-3030 – Покровская церковь, 8 (911) 229-3030 – экскурсионное бюро, 8 (812) 386-3301 – Покровский фонд
    • Сайт: bogoslovka.ru
    • Электронный адрес: – Покровский фонд

    Покровский погост в усадьбе «Богословка» является церковной территорией, поэтому одежда должна быть соответствующей. У входа в Покровскую церковь женщины могут взять платок и юбку. Фотографировать разрешено за пожертвование.

    © Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]