Воронежский Покровский собор |
Воронежский собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы
, городской собор Воронежской епархии
- Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Сретения Господня (правый), иконы Божией Матери «Знамение» (левый)
- Адрес: Россия, 394000, г. Воронеж, ул. Бехтерева, 36
- Тел. 55-53-80, 55-39-23
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первое упоминание о Покровском храме встречается в «Дозорной книге» Григория Киреевского, датированной 1615 годом: «Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей
«. Определение «новая» применительно к ней не употреблено, так что ее появление можно датировать началом XVII века.
Известно, что в 1700 году святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, дал благословенную грамоту на построение нового храма, так как прежняя деревянная церковь пришла в ветхость. Подлинник этой грамоты в начале XX века хранился в Покровской церкви под стеклом в деревянной раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной.
Деревянный храм простоял более века, а в 1736 году на этом месте началось возведение каменной церкви. В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня. В конце XVIII века в храме появился второй придел, во имя иконы Божией Матери, именуемой „Знамение“, он был освящен 11 февраля 1796 года епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым).
В 1791 году была построена невысокая трехъярусная колокольня. Одним из ее строителей был каменных дел мастер Михаил Спиридонович Турчанинов. На звоннице самый крупный из колоколов, доставленный из Москвы, весил 181 пуд 5 фунтов (немногим меньше трех тонн).
Вскоре назрела необходимость в перестройке главного храма, и 2 марта 1833 года архиепископом Антонием (Смирницким) была выдана новая храмозданная грамота. Автором проекта храмовой части мог быть губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1781 — после 1841). Известно, что по его проекту в это время строилась Всесвятская церковь, а ее архитектура имеет много общих черт с оформлением купола Покровской. Основные работы были завершены в 1835 году, но отделка затянулась до 1841 года, и церковь была освящена 14 июля 1841 года архиепископом Антонием (Смирницким).
В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось „поновление двух иконостасов и всех икон церкви“. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы — во имя Сретения Господня и во имя иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — устроенные в трапезной купцом С. П. Евфимовым и «тщанием прихожан».
В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный рядом с храмом по «образцовому» (типовому) проекту в начале XIX столетия.
В храмовой ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники — Григорий Григорьев, протоиерей Иоанн Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные старосты Лонгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич Ухин, благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов (1784-1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина.
При очередном ремонте в 1872 году «усилиями церковного старосты В.О. Ухина» возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В последний раз церковь была освящена после очередного ремонта 25 сентября 1893 года викарным епископом Владимиром (Соколовским).
В 1904 году Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков.
В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков.
В 1921 году из Покровской церкви были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья (акты об изъятии подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский. Церковь была закрыта и превращена новой властью в конюшню. В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы. Вновь зарегистрированную общину возглавил протоиерей Василий Ижогин.
В 1926 году священники Петр Новосельцев (1883 — 1937), Павел Пашин и Павел Смирнский (1873-1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева) в его борьбе с церковным расколом.
В октябре 1927 года она перешла в руки григорианцев: «автокефалисты безнаказанно силою ворвались в Покровский храм, взломали царские врата в алтаре, изгнали православный причт
«. В 1928 году григорианский раскол возглавлял Виссарион (Зорнин) с титулом архиепископа Воронежского и Задонского. Настоятелем храма был протоиерей Алексий Попов, прежде служивший в церкви Покровского монастыря. В 1930-1931 гг. григорианскую епархию возглавлял епископ Иероним (Барицкий), числившийся заместителем митрополита ЦЧО Виссариона.
Богослужения в Покровском храме совершались до мая 1932 года, когда облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его под Дом обороны. Потом в храме расположился антирелигиозный музей.
В 1943 году здание оставалось за Краеведческим музеем. Восстанавливали его по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова (1896-1963).
Возрождение
В августе 1945 года возникла так называемая «двадцатка» во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем Хреновым, которые стали ходатайствовать о возвращении храма верующим. Дважды эти ходатайства поддерживал своими обращениями патриарх Алексий I. 2 марта 1948 года Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение:
«Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Покровской церкви в городе Воронеж и предложить уполномоченному Совета при Воронежском облисполкоме зарегистрировать общину и оформить передачу ей здания церкви и культового имущества
«.
26 мая 1948 года здание передали православной общине.
14 октября 1948 года, в престольный праздник, при огромном стечении народа епископ Воронежский и Липецкий Иосиф (Орехов) освятил Знаменский придел в трапезной. Покровская церковь стала кафедральным собором — сюда из Никольского храма была перенесена архиерейская кафедра. На церковном дворе были восстановлены два купленных дома, один из них стал резиденцией архиерея.
7 октября 1951 года после реставрации собор был освящен архиепископом Иосифом в сослужении 14 священников.
23 ноября 1952 года в храме был освящен придел во имя святителя Тихона Задонского.
Возле главного алтаря был погребен митрополит Иосиф (Орехов) (1871-1961).
Капитальный ремонт и поновление собора были осуществлены в 1961-1962 годах при епископе Воронежском и Липецком Сергии (Петрове).
С конца 1970-х годов возле храма развернулось строительство драматического театра. Ограждение рабочей площадки вплотную приблизилось к церковному двору. Были снесены резиденция и канцелярия епископа.
6 мая 1982 года в Покровском кафедральном соборе торжественно праздновалось 300-летие Воронежской епархии.
В 1982-1984 годах местные власти намеревались снести собор, его удалось отстоять благодаря митрополиту Мефодию (Немцову).
В 1989 году в собор были пересены мощи святителя Митрофана Воронежского.
С 2003 по 2012 год проводилась капитальная реставрация собора — в храме полностью поменяли коммуникации, обновили интерьер, резные иконостасы, иконную роспись. Мастерами из Пензы написаны новые фрески и иконы. Обновлены два малых придела в трапезной части храма.
30 сентября 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении викария Воронежской епархии епископа Острогожского Андрея совершил великое освящение двух обновленных приделов Покровского кафедрального собора города Воронежа — в честь Сретения Господня (южный придел) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (северный придел).
С 2014 по 2021 годы проходил ремонт колокольни и реставрация внешних фасадов собора, а в 2021 году реставрация прилегающих построек на территории собора.
На территории Покровского кафедрального собора были построены крестильный храм во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, здание Воронежского епархиального управления, воскресная школа, иконописная школа и курсы церковнославянского языка для взрослых, организовалось православное братство.
В трапезной, расположенной на территории собора, неимущие могут получить горячий обед.
Строительство Покровского собора в Воронеже
Собор — прямоугольный в плане (вытянутый по оси «запад — восток»), со шлемовидными главами. Основные конструкции главного храмового объема — пониженные подпружные арки и парусные своды, несущие крупный барабан; шести-столпная трапезная часть перекрыта тремя парами крестовых сводов. Обращенный к открытой площади парадный фасад увенчан трехъярусной колокольней.
Покровский собор в Воронеже есть потомок первоначальной Покровской церкви, которая могла быть ровесницей Воронежа, основанного в 1586 году в качестве сторожевой крепости, и во всяком случае выстроена до начала Смутного времени в России, когда воронежцы, страдавшие от лихолетья, вряд ли заботились о возведении новых храмов.
Храм был устроен слободскими людьми на Мясной горе в Беломестной слободе, которая находилась за пределами окруженного стеной «города» (т. е. военной крепости, бывшей сердцем древнего Воронежа), но в границах защищавшего поселение острога.
Легенды Воронежа. «Дом-гарем»
РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Легенды Воронежа». Корреспондент Мария Андреева с помощью краеведов узнает, какими легендами окутаны городские достопримечательности, и пытается отделить правду от мифов. В четверг, 21 апреля, объектом рубрики стало здание из бывшего комплекса Покровского девичьего монастыря, в районе старого Девичка (улица Рабочий городок, 30).
После революции 1917 года горожане прозвали его «домом-гаремом». Логика у воронежцев была ироничной – в месте, где живут монахини, много женщин — а значит, монастырь – гарем.
Старинный Покровский девичий монастырь знали далеко за пределами Воронежа. Монастырь возник в 1623 году по благословению отца первого царя из династии Романовых, митрополита Филарета. Обитель построили на склоне холма, рядом с воронежской крепостью. Когда в Воронеже началось строительство верфей, девичий монастырь переехал в отдаление – к урочищу Терновая поляна.
С 1770-х годов новых послушниц в обитель принимали только при условии взноса значительных средств на строительство кельи и пропитание. Обитель была особожительной: у каждой монахини или послушницы была своя келья – отдельный домик. В результате недвижимое имущество Покровского монастыря стало огромным – в 1912 году там насчитывалось 257 отдельно стоящих строений.
К началу ХХ века Покровский девичий монастырь стал настоящим городком: более тысячи жительниц, два храма, странноприимный дом, больница и множество келий. Монастырь занимал территорию почти от нынешней улицы Сакко и Ванцетти до реки Воронеж.
Монастырь в начале ХХ века
Но в революционные годы все это богатое имущество отобрали, кельи отдали трудовому народу. Территории монастыря дали название – улица Рабочий городок, а соседние улицы наименовали Пролетарской и Демократии. В одном из храмов сделали клуб, а из церкви Всех святых Печерских – многоквартирный дом.
Руины церкви в 1980-х
В советские годы к этому зданию пристроили новую часть – кирпичный двухэтажный прямоугольник. На постройке 1830-х годов и сейчас сохранились полуовальные окна, лепнина, колонны – явные следы храма.
О Покровском монастыре в Рабочем городке напоминает многое. Во дворе стоит полукруг алтарной апсиды – самой святой части храма. В ней пробили дверь и окна, устроили кладовку для лопат и прочей хозяйственной утвари.
Поначалу здешние жители со мной спорили – не верили, что в здании была церковь. Многие считали, что это дом матушки-игуменьи. А как-то раз я услышала и другую версию происхождения названия «гарем». Одна коренная жительница сказала мне: «Не потому, что монашки! Тут одно время было горремуправление». Может быть, и так,
Ольга Рудева
краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком»
Рядом с домом-церковью сохранились и другие здания бывшего монастыря. Почти дверь в дверь – дом игуменьи. Его построили одновременно с храмом Всех святых Печерских, при игуменье Смарагде.
– На тюркском «смарагда» – это «бриллиант». Это имя сестры губернатора Дмитрия Бегичева, того самого, при котором в Воронеже появилась идея установить памятник Петру I. Это была женщина непростая, истинно столичная, как сегодня сказали бы, креативная. Спроектировать храм она попросила питерского архитектора Авраама Мельникова. Да и сама жила не по-провинциальному, уже будучи игуменьей. Любила поэзию и музыку, цветы, к ней много раз приходил читать стихи Иван Никитин. Когда в Воронеж приехал Василий Жуковский, он тоже навестил Смарагду и оставил в дневниках запись про картину Андреа дель Сарто и садики у келий. Что можно сказать про эту картину? Модная! – подметила краевед Ольга Рудева.
В бывших административных зданиях и гостинице для паломников живут люди. Дома устроены и в бывших кельях, и на их старом фундаменте. Жилье выстроено даже на территории бывшего церковного кладбища. С останками видных персон эпохи царизма не церемонились: где-то на них устроили футбольную площадку, где-то построили милые домики.
Местные жители о том, что обитают на кладбище, знать не хотят, факт этот не признают и указывают на Терновое кладбище, которое находится неподалеку. Зато спроси про гарем – каждый укажет на бывшую церковь.
В камне
К началу XVIII столетия первоначальная церковь, поставленная около века назад, пришла в ветхость. 5 сентября 1700 года епископ Воронежский святитель Митрофан, выдал благословенную грамоту на постройку нового Покровского храма в Беломестной слободе с приделом в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Новую церковь отстроили тоже в дереве.
Уже во второй четверти XVIII века ей на смену приходит третья по счету и первая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была возведена (или заложена) в 1736 году.
К 1791—1792 годам был сделан следующий важный шаг в формировании архитектурного ансамбля воронежского Покровского собора — построена колокольня. Из Москвы доставили колокола. Самый большой из них весил 181 пуд 5 фунтов, то есть чуть меньше трех тонн.
Настоятели, ключари
- Гавриил Яновский (упом. 1760)
- Феодор Прибытков (? — 1782)
- Георгий Кожин (упом. 1786)
- Евфимий Базилиев (1789 — ?)
- Василий Успенский (1831 — 1835)
- Михаил Скрябин (1861 — 1863)
- Евфимий Светозаров
- Иоанн Авсенев (не позднее 1884 — 1892)
- Николай Егоров (1892 — 1904)
- Александр Княжев (упом. 1917)
- Иоанн Путилин (упом. 1921)
- Василий Ижогин (упом. 1923)
- Алексий Попов (октябрь 1927 — май 1932)
- Василий Казьмин (10 мая 1948 — ?)
- Николай Цветаев (1948 — 1956)
….
кафедральный собор
- Аверкий Осадчий (1968 — ?)
- Сергий Шалатонов (1995? — 27 октября 2003)
- Сергий Дорофеев (2003 — 2009?)
- Владимир Фомин
Современный Покровский собор
Близкий современному облик Покровский храм приобрел во второй четверти XIX века после вынужденной существенной перестройки, ибо количество прихожан Покровского храма в первой трети XIX столетия неуклонно росло.
3 марта 1833 года проект нового храма получил высочайшее императорское одобрение. Строительство следовало закончить в течение пяти лет.
Основные строительные работы по возведению нового объема храма завершились в 1835 году, а его отделка затянулась на шесть лет. Освящение церкви состоялось 13 июля 1841 года.
Ионический портик четверика Покровского храма, а также широкий барабан придали ему парадный, величественный вид. Храм стал одним из важнейших архитектурных комплексов, формировавших облик губернского города. Его градостроительное значение подчеркивали масштабы кубического объема и купольной ротонды, шестиколонные портики боковых фасадов, большие плоскости стен и ступенчатые аттики четверика. Наружные стены нововозведенного храма изначально украсили лепным ампирным декором — он присутствовал на аттиках ротонды и капителях пилястр. Этот декор был, к сожалению, утрачен в середине XX века.
Настоятельницы
- Марфа (1623 — упом. 1627)
- София (упом. 1636)
- Евникия (упом. 1658)
- Агафья (упом. 1664 — 1669)
- Иулиания (Прибыткова) (1669 — 1685) [1]
- Вера (1686 — ?)
- Ирина (упом. 1699 — упом. 1706)
- Александра (упом. 1758)
- Прокла (в схиме Пелагия) (1763 — 1771)
- Неонилла (1771 — 1773)
- Магдалина (1773 — 1775)
- Тавифа (1779 — 1787)
- Серафима (1787 — 1811)
- Августа (29 мая 1811 — 1 сентября 1812)
- Ольга (Лукина) (1812 — 23 февраля 1814)
- Христофора (Полтавцева) (23 апреля 1814 — 1828)
- Афанасия (1828 — 10 апреля 1836)
- Миропия (апрель — ноябрь 1836)
….
….
- Клавдия (Евреинова) (13 мая — 3 сентября 1888)
Архитектура и интерьер
Покровский собор особенно красив вечером. Благодаря выразительному освещению, зритель отметит пропорции, линии годуновского классицизма. Храм – яркий представитель стиля.
Покровский собор сегодня, вид с ул. 25 Октября
Архитектура. Кубический объем ротонды (основы) купола, боковые фасады с шестиколонными портиками (крытыми галереями) придают зданию парадность, масштабность. После череды реставраций некоторые детали декора уничтожены: лепной декор аттиков ротонды, капителей пилястр (венчающая часть выступа стены в виде колонны).
Четверик (четырехгранная основная часть храма) выглядит цельным. Мелкий декор отсутствует. Внимание наблюдателя приковано к игре солнечного света на белой, зернистой фактуре стен. Белоснежный фон подчеркивает роскошь золотых куполов. Плоскость аттиков (декоративного пространства над карнизом), стен четверика внушительная.
Арочные окна подкупольного барабана высокие. Разделены пилястрами, практически лишенными украшений. Карнизы декорированы орнаментом из небольших прямоугольных выступов – дентикулами. Над ними располагаются невысокие криволинейные аттики. Изящность, минимализм декора верхней трети барабана облегчают массивность, основательность стен. Визуально купол выглядит доминирующим даже над колокольней.
Классические аттики портиков, алтарной части собора, ротонда подкупольного барабана трехступенчатые.
Интерьер. Роспись в храме выполнена сравнительно недавно. На стенах Покровского собора изображены святые первых веков христианства рядом с угодниками земли воронежской.
Традиционные изображения встречают вступающего в притвор собора. В трапезную храма можно попасть через тройной проем, прорубленный в восточной стене нартекса. Наддверная часть заполнена поясным изображением Божией Матери.
Для трапезной характерны перекрытия из четырех распалубок, мощные несущие стены, широкие оконные откосы. Растительные узоры росписей – напоминание о традициях допетровского стиля.
Со стен основного четверика на прихожан смотрят русские святители, развернутые к зрителю в три четверти. Широкие арки подкупольного барабана покрыты росписью сцен евангелия. Восточная часть стены, разделяющей четверик и трапезную, с клиросами. Западная вместила алтари. Приделы с южной и северной стороны имеют хоры. Они углублены в ниши входных порталов. Туда можно попасть через боковые экседры с винтовыми лестницами.
Интерьер, архитектура храма поражают, погружают зрителя в историю православия, дышат древностью.
Юго-Западный район: Троицкая церковь
Носит имя Троицкого собора (самого красивого храма Воронежа, стоявшего недалеко от центральной площади), который был разрушен в начале 1960-х для того, чтобы на его месте построить Воронежский научно-исследовательский институт связи.
Адрес: ул. Олеко Дундича, 4а Телефон: Расписание: ежедневно, 9:00—19:00
Святыни[править]
Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»
- Образ святителя Иннокентия, митрополита Московского с частицей мощей.
- Образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского чудотворца с частицей мощей.
- Образ преподобного Серафима Саровского чудотворца с частицей мощей.
- Образ святителя Димитрия, митрополита Ростовского с частицей мощей.
- Образ Пресвятой Богородицы «Иверская».
- Образ Пресвятой Богородицы «Казанская».
- Образ преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).
- Частица мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, всея России чудотворца.
- Образ Пресвятой Богородицы «Тихвинская».
- Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
- Образ блаженной Матроны Московской с частицей мощей.