Покровский собор — строительный монумент в Москве — православный храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Находится примерно в южном углу главной площади страны, точное месторасположение монастыря — Красная площадь 7.
Также существует ещё одно название, которым зачастую пользуются люди — храм Василия Блаженного. Монастырь внесён в общероссийский перечень памяток Всемирного наследия ЮНЕСКО, являет собою 1 из отделений Государственного историко-архитектурного музея.
Причины основания и датировка
В период Казанских походов, на Троицкой площади устанавливали «походные» церкви из дерева, как напоминание о завоеваниях. 02.10.1552 г. Иоанн Грозный восторжествовал над ханством, вследствие чего Казань примкнула к Московскому государству, и князь приказал соединить все церкви воедино. Собор приобрёл имя Покровский, потому как 01.10 — Покрова Пресвятой Богородицы.
Строительство монастыря стартовало в 1555 г. и велось лишь летом. Большая его часть построена к сентябрю 1559 г. На Покрова Богородицы собор освятили, но не все его церкви, центровая к тому времени была ещё не окончена. Полностью стройку завершили летом 1961 г. 02.07 освятили центральную, Покровскую церковь.
Версии возведения собора
История строительства Покровского монастыря загадочна. Она имеет 3 легенды.
Первая легенда
Постройкой храма руководили 2 человека – Постник и Барма. Эти имена легендарны с 1895 г., в непечатном своде XVII в. нашли слова летописца про то, что два умельца по прозванию Постник и Барма были посланы Грозному самим Богом. По окончании постройки князь настолько был восхищен монастырем, что принял решение ослепить архитекторов.
По одной из легенд, Покровский Собор в Москве контролировали два человека – Постник и Барма.
Для того, чтобы в будущем умельцы не построили ничего столь красивого, как монастырь. Но, данная история не подтверждена, имя Постника указывается и другими летописцами в последующих хрониках, а это означает, что мастер имел зрение и мог руководить иными стройками.
Первым об ослеплении заговорил голштинский посол Адам Алеарий, который именовал собор «иерусалимским». В другом варианте этой легенды говорится не об ослеплении, а о заточении под стражу архитектора за хвастовство в пьяном виде, будто он построит храм красивее Покровского.
Вторая легенда
Эта легенда гласит, что храм строил один зодчий – Постник Яковлев. Такое имя ему дали из-за того, что он старательно постился длительное время. Он был одним из искуснейших Псковских мастеров. После завершения собора он отправился в Казань следить за постройкой каменного города. Версия возникла в 1950-х гг.
Существует повествование о сборе монет на постройку церкви: в Москве проживал Василий Блаженный, побирался и все собранные монеты кидал через плечо в одном месте и никто к ним не прикасался. Когда он собрал достаточное количество, то принёс их Иоанну IV на строительство. Факты говорят об обратном, Василий скончался в 1552 г., ещё до решения Ивана Васильевича возвести храм.
Но похоронен он в той местности, где построили собор. Если верить Соловецкому летописцу, 02.08.1588 г. благодаря останкам святого Василия Блаженного случились исцеления. И тогда, 3‐й сын Иоанна Грозного – царь Фёдор — ввёл праздник в честь Василия, в этом же году от его гроба произошло много чудес, об этом говорится в Новом летописце.
Фёдор Иванович велел возвести над захоронением юродивого храм из камня, таким образом, в этом же году вместо Николаевской церкви к собору пристроили девятую по счёту церковь, которую стали называть в его честь.
Третья легенда
По последней легенде возведением храма руководил зодчий, приехавший с Западной Европы, предположительно — итальянец. Свидетельством этого является особенный стиль, в нем объединены узоры западноевропейской и русской архитектуры. Но никаких доказательств правдивости эта теория не имеет.
Существует мнение историков, что якобы вначале храм должен был являть собой аналог Влахернского монастыря с храмом Богородицы. Своим существованием и расположением храм обязан был утвердить госидеологию «Москва – третий Рим».
Покровский собор в Москве по другой информации, был замыслом принадлежавшим митрополиту Макарию. Он задумал отобразить в сердце столицы святой город Иерусалим. Собор включает в себя несколько церквей объединённых одним основанием, именно под такой конструкцией тогда предполагали «град обетованный» — Небесный Иерусалим.
Значение цветов куполов так и остаётся невыясненным. 2 века назад, Николай Чаев (писатель) посчитал, что расцветка связана со сном Андрея Юродивого. Ему приснились сады Иерусалима, с разнообразными, цветущими, либо с жёлтой листвой или плодами, деревьями.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
С 2000 года именно в этом соборе базируется патриарх описываемой церкви. Покровский собор находится в столице по адресу: Новокузнецкая улица, дом 38.
Активное строительство старообрядческих церквей началось в России после 1905 года. Именно тогда вышел манифест о веротерпимости. Москва не стала исключением. Земельный участок, на котором сегодня располагается этот храм, в 1908 году приобрел Федор Морозов. В тот же год, 12 октября, был заложен первый камень в основание церкви. Местная старообрядческая община стала с нетерпением ожидать окончания строительства.
Над проектом здания трудился архитектор Десятов. Всего на данные работы потребовалось 100 тысяч рублей. Торжественное открытие храма состоялось в 1910 году. Первым священником, который проводит службы, стал Михаил Волков, до этого работавший в домовом храме Полежаевых, который располагался на Лужнецкой улице. На протяжении последующих 20 лет здесь регулярно организовывались молитвенные собрания приверженцев старообрядства.
В начале 30-х годов диакона Покровского собора Ферапонта Лазарева арестовали. Он был обвинен в контрреволюционной деятельности, которую вел в старообрядческой группировке. 2 марта 1931 года его расстреляли. Вскоре советская власть окончательно закрыла церковь. Последняя служба состоялась в мае 1932 года.
После этого в здании располагалось отделение ОСОАВИАХИМа, предшественника современного ДОСААФа. В 70-х годах стал базироваться «Метрострой».
Только после развала Советского Союза здание вернули русской древлеправославной церкви. Это произошло в 1990 году. В 2000 году из Новозыбкова переехала кафедра предстоятеля.
Изменения в XVI веке
В зимние месяцы службы в монастыре не проводились, он не обогревался. Только в 1588 г., после постройки девятого храма – Василия Блаженного, возникла такая возможность. Она стала единственной тёплой церковью. Службы проводили и ночью, из-за чего наименование девятой церкви приобрело значение народного названия монастыря.
В середине XVI в. собор выглядел иначе. Имел стилизацию под кирпичную кладку, а роспись была оформлена фреской. Колокольня выглядела иначе, а паперти не было вовсе. Изначально, объединение церквей носило, по большей части, мемориальный характер: шатровый храм в окружении 8 отдельных церквей – символы судьбоносных боёв за Казань.
К концу XVI века установили фигурные купола собора, изначальные сгорели в очередном пожаре. Конкретной даты у этого события нет.
Внутреннее устройство собора маленькое, обладает небольшой вместительностью и объединено сетью лабиринтов. Из-за этого во время больших церковных праздников народ встречался на Красной площади, а не внутри собора. В такие дни он играл роль своего рода большого алтаря на свежем воздухе.
Аналой – высокий столик с пологим верхом, используемый при богослужении, размещался в месте расположения духовенства – на Лобном месте.
Доработки храма в XVII веке
В XVII в. монастырь претерпел глобальные перемены. В 1670 г. его единое целое пополнили:
- шатровая звонница;
- купола оббили железом;
- открытые площадки покрыли черепицей;
- внешний облик обновили пёстрым расписным орнаментом;
- ветхие церкви из дерева на Красной площади закрыли.
В 1672 году образовался ещё один придел, построили его над захоронением юродивого Иоанна.
Глобальному восстановлению монастырь подвергся в 1680-1683 гг.:
- гульбища сделали из кирпича;
- звонницу убрали, устроили купольную колокольню и обновили настил на крыше;
- престолы 13, или 14 (точно неизвестно) церквей, находившихся по краю рва на Красной площади, переместили в подклет;
- внешнее и внутренне убранство расписали травным орнаментом.
Информацию обо всех изменениях отобразили на керамической плитке, которой обновили внешний вид собора.
Пожар и восстановление в XVIII веке
Покровский собор в Москве был уничтожен почти полностью во время троицкого пожара, случившегося на праздник Святой Троицы 29.05.1737 г. Реконструкцией архитектуры и убранства храма руководил зодчий Иван Мичурин. Он и составил план собора с описанием в период возрождения.
Новый этап по ремонту храма, его архитектуры, был в 1784-1786 гг. по приказу Екатерины II. Архиепископ Платон получил от неё 10 000 рублей на восстановительные работы, руководителем которых стал зодчий Иван Яковлев.
В этот период северный фасад храма Василия Блаженного подвергли изменениям: Федосиевскую церковь, более 100 лет украшавшую храм с севера, разобрали. Из её нижнего яруса сделали крытое крыльцо церкви Василия Блаженного, а обустройство второго яруса стало новым соборным ризохранилищем.
В XVIII в. собор ещё не обрёл современный облик: стены были заставлены двухэтажными лавками с книгами, и рядом располагался Яблочный ряд. Но уже при Александре I все произвольные строения уничтожили, спуск выровняли, стены покрыли диким камнем и закрыли металлической решёткой.
Наше время
Сегодня Рогожская слобода живет своей, активной и полнокровной, жизнью, где главным приоритетом остается старообрядчество. Возрождены старинные больницы, давние храмы, некрополь, которые когда-то появились на свет благодаря финансовой поддержке многих купеческих династий: Рябушинских, Мамонтовых, Морозовых и др. Благодаря роду своей деятельности староверы смогли не только утвердить право на веру, но создать неповторимый архитектурный ансамбль, подобных которому нет. Селение будто застыло во времени — оно по-прежнему остается духовным центром московских старообрядцев, его оплотом, скрытым от глаз остальным горожанам.
Изменения XIX – начала XX века
В 1812 г., во время войны с Наполеоном, в подклете храма французы разместили своих лошадей.
О событиях этого периода существует 2 легенды:
- Наполеон настолько был поражён красотой Покровского собора, что захотел перевезти его во Францию. Но после он понял, что сделать это не так просто, и в таком случае, решил его просто взорвать. Москвичи молились, чтобы этого не произошло, и пошёл дождь, который потушил фитили наполеоновских пушек. Письменного подтверждения эта легенда не имеет.
- Наполеон приказал сжечь храм, но взрыв так и не случился. Зато утварь храма разворовали, либо осквернили. Крыша храма пострадала от каменных частей подорванных кремлёвских построек.
В Москве, по окончании Отечественной войны стали облагораживать главную площадь. Осип Бове — мастер, занимавшийся её восстановлением и продовольственных лавок, укрепил опорные стены Покровского собора диким камнем и поставил заграждение из чугуна.
В 1880 г. рядом с храмом выстроили усадьбу на Пятницкой улице. До 1918 г. там проживал настоятель монастыря Иоанн Восторгов – популярный деятель церкви, проповедник, близко общавшийся с Григорием Распутиным. 05.09.1918 г. его казнили за осуждающие большевиков проповедные речи. А в 2000 г. Иоанна Восторгова добавили к лику святых Русской православной церкви.
За последние 10 лет 1800-х гг. монастырь снова подвергался глобальной реконструкции. Покрытие полов сделали прочнее, а ризницу собора декорировали разноцветными витражами, созданными Андреем Павлиновым (зодчим Московского археологического общества). В 1900-1912 гг. реконструкцию монастыря возглавлял мастер Сергей Соловьев.
Памятка для туристов
Фото: карта Рогожская слобода
Богослужения в Рогожской слободе происходят каждый день: утренняя служба начинается в 7:30, а вечерняя — в 15:30. Перед праздниками богослужение вечером происходит в 14:00. Все храмы открыты для посещения для туристов. Есть некоторые требования к одежде и поведению. Мужчинам необходимо надеть одежду, полностью покрывающую тело (брюки и верхнее убранство с длинными рукавами). Те же требования действуют для женщин: юбка, закрывающая колени, верхняя одежда с рукавами и платок на голову. Представители других конфессий не должны совершать молитв или подобных действий, а придя в храм, им необходимо стоять у западного входа (у притвора).
Добраться до поселка можно с помощью станций метро «Римская», «Таганская», «Авиамоторная» и «Марксистская». Наиболее коротким путем от «Римской» и «Авиамоторной» будет пеший. От «Марксистской» отправляются автобусы №15, № 169; от «Таганской» — троллейбусы №№ 16, 26 и 63. Достаточно выйти на остановке «Улица Старообрядческая», и можно оказаться в Рогожской слободе. Стоит совершить экскурсию не только по храмам, но также зайти в церковные лавки, воскресные школы для взрослых и детей, лавки, где продаются народные костюмы. Туристическую ценность представляет также ресторан исконной кухни старообрядцев.
Рогожская слобода официальный сайт: rpsc.ru/rogozhskaya-sloboda/
Музейное время собора, XIX – XX века
1918 г. – стартовал процесс преобразования храма Василия Блаженного в объект музейного показа. Его взяли под защиту страной как монумент нации и международной величины. После революции монастырь был в плохом состоянии: крыша текла, окна разбиты, в зимний период внутри храма даже был снег. В 1920-е гг. развернули восстановительную деятельность.
И уже 21.05.1923 г. там начал свою работу историко-архитектурный музей, руководителем его стал ученый Государственного исторического музея Е.И. Силин. В 1923-1949 гг. на базе музея осуществлялось глобальное изучение монастыря. В ходе которого, были обнаружены подземные туннели сообщающие храм с Кремлём, а также выяснилось предназначение нескольких комнат, расположенных в подвале собора.
В 1929 г. в монастыре полностью прекратили богослужения, из-за чего колокола отправили на переплавку. А в 1930-х гг. Лазарь Каганович, занимавшийся реконструкцией Красной площади, попытался добиться сноса храма для увеличения площади под парады, на что получил отказ от Иосифа Сталина. В 1936 году храм снова пытались снести, якобы он мешал автотранспортному движению.
Во время Великой Отечественной войны собор также сильно пострадал. Сразу после победы Красной армии над немецко-фашистскими захватчиками его принялись восстанавливать. И уже в день 800-летия города Москвы музей снова заработал (07.09.1947 г.).
В 1954-1955 гг. в первый раз реставрировали все стены и исследовали слои краски: возвратили собору внешний вид XVI в. (снова расписали собор «под кирпич», реконструировали белокаменные части отделки). Также впервые, за весь период существования собора, в 1967-1969 гг. купола покрыли медью.
История церкви
Основу древлеправославной церкви изначально составляли беглопоповцы. Это часть старообрядцев, которые принимали священство, переходящее от новообрядческой церкви. При этом они не признавали белокриницкой иерархии.
В 1923 году большинство членов древлеправославной церкви признало своим главой саратовского архиепископа Николу. Его современники отмечали, что уже престарелый монах Никола совсем неожиданно перешел к обновленцам. Многие даже считали, что он выжил из ума. В обновленцах он разочаровался примерно через год, но не стал возвращаться в РПЦ, а перешел к старообрядцам.
В 1929 году к древлеправославной церкви присоединился еще один известный священнослужитель — епископ Иргинский.
Собор сегодня
Покровский собор в Москве на сегодняшний день полностью функционирует как галерея и храм. Службы проводятся по воскресеньям и на Пасху. В 2001-2011 г. проводились очередные восстановительные работы, их итогами стали: обновлённые убранства церквей, отреставрированный образ Покрова Пресвятой Богородицы, возвращение подклетам изначального облика.
В 2008 г. монастырь внесли в 7 «чудес света» РФ. А в 2021 г. его назвали исключительным памятником зодчества и добавили в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Древлеправославная поморская церковь
Большую роль в России занимает старообрядческая поморская община древлеправославной поморской церкви. На сегодняшний день это крупнейшее религиозное объединение староверов поморского согласия.
Начало этому духовному центру было положено в 1694 году. Тогда на реке Выг была основана мужская обитель. В 1706 году появилась женская в Лексинске.
Они прославились тем, что составили знаменитые Поморские ответы, ставшие фактическим основанием для защиты Древлеправославия. К XIX веку поморские общины стали ключевым экономическим центром на севере страны.
Архитектурные особенности собора
Первоначальный вид храма был классическим, однако и в тот момент в нём уже присутствовали специфические качества – многообразие структуры, недостаточность акцента в основном фасаде, преувеличенная роль наружного облика при довольно маленьких внутренних помещениях. Все эти качества в тандеме запечатлевали концепции «храма — города», «небесного Иерусалима».
Живописность храма в XVII веке усилили благодаря асимметричности пристроек, куполам над крыльцами, узорчатой росписи вне и внутри собора, сложной живописной обработке глав.
Уникальной особенностью храма является отсутствие глубокого фундамента при 60-метровой высоте. Единственным его фундаментом был ленточный, глубиной не более 2-х метров. Из-за этой информации возникают сомнения в правдивости истории о существовании в подвалах книгохранилища Ивана Грозного.
Средоточие дивной иконописи Рогожская слобода
Фото: Рогожская слобода. Старообрядцы
Практически любой храм в Рогожской слободе представляет собой иконописный музей. В святынях также находятся церковная утварь, книги и старинные рукописи, невиданной красоты иконы в золоченных и серебряных ризах. Но главная ценность икон заключается в их оригинальности и первозданности: эти произведения принадлежали мастерам псковского и новгородского письма, поэтому на них нет отпечатков поздних стилевых влияний.
Наиболее знаменитой и древней является икона «Спас Грозное око». Старообрядцы в Рогожской слободе имели также Боголюбскую и Смоленскую иконы Божьей Матери. Кстати, авторство последней приписывают знаменитому Андрею Рублеву — почитаемому мастеру иконописи московской школы.
Расположенный на Рогожском кладбище Покровский кафедральный собор до нашего времени сохранил иконы из солдатенковского и рахмановского собраний, отличающиеся большой ценностью и древностью. Кладбищенский архив и библиотека могли похвастаться уникальными старопечатными книгами и древними рукописями, которые сейчас хранятся в Румянцевском музее.
Структура храма
Покровский собор в Москве заключается из 10 церквей. 8 заканчиваются луковичными куполами и стоят кругом выдающейся основной башенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В целом у Покровского монастыря 11 глав: 9 над церквями, 2 над звонницей и приделом Василия Блаженного. 9 церквей имеют совместную основу, окружные и закрытые проходы с потолком в виде свода.
Первый этаж
Храм Василия Блаженного не содержит подвальных комнат.
Церкви и переходы располагаются на совместной основе – подклете.
Подклет
Стены его шириной 3 м и образуют комнаты, с уровнем потолка приблизительно в 6,5 м. Ранее они были заперты для посетителей собора, а углубления в стенах применяли в качестве тайных хранилищ, которые закрывались дверьми, в нынешний период от них сохранились лишь петли. Вплотную до 1595 г. в тайниках подклета укрывали царские деньги и собственность состоятельных городских жителей.
Ранее вход в подклет находился на внутренней лестнице из основной церкви. Позже его заложили, но в ходе ремонта 1930-х гг. выявили тайные ступени. В нынешние дни в подполе пребывают образы: святого Василия Блаженного XVI в. и 2 образа XVII в. : «Богоматерь Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы».
Церковь святого Василия Блаженного
Достроена к монастырю в 1588 г. над похороненным святым Василием Блаженным. Формой напоминает куб, обладает потолочной конструкцией – крестообразным сводом. Увенчана она куполом с трубчатой основой с главкой, исполненным в общей манере с куполами высших церквей монастыря.
Церковные рисунки масляными красками сделаны в 1905 г.: Спас Вседержитель (купол), праотцы (барабан), Деисус (в перекрестьях потолка), Евангелисты (в переходах потолка к куполу).
С юга на её стене располагается исключительный большой образ «Богоматерь Владимирская с отобранными святыми столичного круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва», сделанная на металле. Иконостас создан в 1895 г. согласно плану мастера А.М. Павлинова. Напольное покрытие церкви уложено плитами из чугуна Каслинского литья.
Второй этаж
Верхний этаж монастыря формируется из 10 церквей окруженных галереей. Их современный облик формировался на протяжении последних 250 лет.
Галереи и крыльца
Вдоль монастыря проложен наружный коридор, который изначально пребывал открытым. Арки из него ведут на площадки меж церквями и во внутренние переходы, один из которых окольцовывает церковь Покрова Пресвятой Богородицы, его не видно из-за верхушек церквей. В нынешний период он имеет темперную роспись, а ранее был расписан растительным узором.
После возникла масляная роспись с сюжетом, она существует до сих пор. Напольное покрытие перехода выложен из кирпича, некоторые уцелели с XVI в. Вход с юга остался в начальном варианте, это даёт возможность представить отделку церкви того времени. Западный участок имеет плоский потолок из кирпича, сохранившийся с XVI в. Стены расписаны под кирпичную кладку.
Церковь Александра Свирского
1 из небольших церквей, уровнем 15 м, располагается на юго-востоке. Изначальный облик устройства был возвращён в ходе восстановительных работ XX века. Пол уложен ёлочным рисунком из кирпича, подоконники со ступенями, роспись стен имитирует кирпич, а в куполе изображение спирали – знака бесконечности.
Иконостас преобразован: вверху находятся иконы XVI-XVII вв. А низ покрыт бархатными пеленами с рисунком Голгофского креста.
Церковь Варлаама Хутынского
2 из небольших церквей, высота 15,2 метра, располагается на юго-западе. Асимметричной формы из-за прохода между малой и центральной церквями. Центральная люстра с множеством свечей сохранилась с XV века, создана нюрнбергскими мастерами, наидревнейший предмет во всём соборе. Спустя 100 лет её дополнили верхушкой в виде двуглавого орла.
Иконостас заключается из образов XVI – XVIII вв. Наиболее значимый из них – «Видение пономаря Тарасия» — создан в Новгороде примерно в XVI в.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
1 из крупных церквей, располагается на западе. В ней сохранили исходный вид деталей обстановки XVI в.: повреждённые области не реставрировали, осталось и то место, куда упал снаряд во время боевых действий 1917 г.
Убранство иконостаса заключается в оловянных золоченных накладках, в XIX в. добавили узорные элементы из дерева. Нижняя часть его рассказывает о Сотворении мира. Среди всех образов выставлен 1 из значимых Покровского собора – «Св. Александр Невский в житии» XVII в.
Церковь Григория Армянского
3 из небольших церквей, уровнем 15 м, располагается на северо-западе. Она также асимметрична, из-за хода в основную церковь. Убранство церкви полностью реставрировано и соответствует XVI в. Иконостас включает в себя иконы XVI – XVII вв., прикреплённые между балками из дерева – тяблами. Внизу он закрыт пеленами из бархата и шелка с рисунками Голгофских крестов.
Церковь Киприана и Иустины
2 из крупных церквей, уровнем 20,9 м, располагается на севере. В её куполе нарисована Пресвятая Дева «Неопалимая Купина».
Иконостас золоченный, вырезан из дерева в классицистической манере в XVIII в. Внизу показаны картины Сотворения мира (1 и 4 день). Церковные стены расписаны маслом: сверху изображены Киприан и Иустина, снизу Адриан и Наталия. Дополнением к ним являются инсталляции евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
В 1780-е гг. церковь переименовывали в честь Адриана и Наталии, с этим и сопряжено их возникновение в описаниях. Но в 1920 г., когда музей только начинал свою работу, её переименовали обратно.
Церковь Николы Великорецкого
3 из крупных церквей, уровнем 28 м, располагается на юге. В 1737 г. пламя нанесло ей огромный ущерб.
Узорный иконостас создавался в XVIII – XIX вв. Образы написаны маслом, расположены в нешироких рамах, сам иконостас декорирован вылепленными цветами с позолотой. Поверхность стен расписана: слова из Никоновской летописи о привозе образа Николая Чудотворца в столицу (внизу), Пресвятая Дева на престоле среди провидцев (наверху), апостолы (выше), Спас Вседержитель (потолок).
Церковь Святой Троицы
4 из крупных церквей, уровнем 21 м, располагается на востоке. По итогу восстановительной деятельности 1920-х гг. она получила более точное отображение декоративно-строительного интерьера давнего времени: пилястры и полуколонны, как оправа для арок — входов, на потолке уложена спираль из кирпича.
Иконостас необыкновенный – другая модель невысоких царских врат, и трёхрядные иконы (формирующие 3 канонических чина — торжественный, прорицательный и Деисус). В данной церкви имеется образ «Троица Ветхозаветная» один из древнейших образов монастыря (XVI в.).
Церковь Трёх Патриархов
4 из небольших церквей, уровнем 14,9 м, располагается на северо-востоке. Был период когда её переименовали в честь Григория Армянского, но в 1920-е гг. церковь вновь обрела своё первое название.
На потолке церкви инсталляция «Спас Нерукотворный». Иконостас сформирован из 5 рядов, содержит барочные и классицистические элементы. Стены расписаны маслом в XIX в., низ предназначен Григорию Армянскому, верх – происхождению образа Спаса Нерукотворного.
Центральная церковь Покрова Богородицы
Самая большая церковь, уровнем 47,5 м. Иконостас декорирован накладками из олова с позолотой, прежде располагался в церкви Черниговских чудотворцев в Кремле (был разобран в 1770 г.)
Колокольня
Основа колокольни большой квадрат, на нём расположилась 8 угольная открытая платформа, ограждённая столбами с арками. Сверху её закрывает шатёр, украшенный разноцветными керамическими плитками со стеклянным покрытием, завершается луковичной главкой с восьмиконечным крестом.
В крыше шатра сделаны небольшие окошки усиливающие звук. Внутри висят колокола, отлитые в XVII — XIX вв.
Режим работы храма
Покровский монастырь открыт ежедневно с 11:00 до 17:00. Кассы завершают свою работу на 45 мин. раньше конца рабочего дня. В летний период храм работает ежедневно с 9:00 до 21:00. Во время каникул в школах рабочий день собора увеличивается на 60 минут. В случае если на улице -15 возможны изменения в графике работы. Контактный номер.
Стоимость посещений
Таблица:
Категория | Стоимость |
Молодые люди 16-18 лет и учащиеся высших учебных заведений РФ | 150 руб. |
Люди на пенсии | 150 руб. |
Взрослые | 500 руб. |
Иностранные гости | 700 руб. |
Льготные группы жителей | 150 руб. |
Семейный билет (два взрослых и детские до 16 лет) | 600 руб. |
Билет — комплекс:
| 800 руб. 1200 руб. |
В крайнее воскресенье каждого месяца бесплатно посетить основную экспозицию могут: многодетные семьи, студенты РФ и школьники возрастом 16-18 лет при наличии документа с места учёбы.
Правила посещений
Обязательные правила, которые должны соблюдать все посетители музея.
В противном случае администрация имеет право попросить нарушителей покинуть храм:
- Запрещено прикасаться к витринам, экспонатам и элементам внутреннего интерьера собора.
- Запрещено оставлять маленьких детей без присмотра.
- Ручную кладь, размером больше 30х40 см, нужно сдавать в гардероб.
- Разрешена бесплатная фото и видеосъёмка без применения вспышки или штативов.
- Запрещена фото и видеосъёмка на любых временных экспозициях, проходящих на территории Покровского собора.
- Из-за небольших размеров помещений храма у посетителей на инвалидных колясках или с детской коляской нет возможности попасть внутрь.
Община в наши дни
Современная история общины ведет свой отсчет с 1989 года. Тогда был создан Российский совет древлеправославной церкви.
В 2006 году состоялся Всероссийский собор, ставший первым с 1912 года. Согласно официальным данным, сейчас в России зарегистрированы 50 религиозных организаций, имеющих отношение к древлеправославной церкви. Без регистрации существуют еще около двухсот подобных групп и общин. Еще не менее 250 общин работают за пределами страны.
При древлеправославной церкви работают общественные организации. Выпускаются журналы и другие периодические издания, проходят детские и молодежные летние лагеря. В Санкт-Петербурге и Риге даже работают духовные училища, в которых ежегодно обучаются семинаристы.
Программы для посетителей
На сегодняшний день в храме – музее сформирован ряд разнообразных экскурсий, благодаря которым даже зарубежные гости смогут ознакомиться с историей собора.
Специальные экскурсии
Особенные экскурсии, которые позволяют увидеть храм в ином свете:
- «Покровский собор – храм — музей на Красной площади». Экскурсия для иностранных гостей, позволяющая посетить храм за час до начала работы монастыря либо в течение часа после окончания рабочего дня в сопровождении экскурсовода — переводчика. Требуется предварительное согласование с музеем. Группа – до 20 человек, продолжительность – 1,5 ч. Цена: для граждан РФ и стран СНГ – 2000 руб. с человека, для иностранных граждан – 4000 руб. с человека.
- «Вечерний Покровский собор». Экскурсия позволяет увидеть красоту монастыря в вечернее время. Проводится только летом, начало в 18:30. Возрастное ограничение – 14+. Группа – до 30 чел., продолжительность – 1,5 ч. Цена: 2000 руб. с человека.
Обзорные экскурсии
Во время обзорной экскурсии посетители могут узнать общую историю храма, какой он имел внешний вид в давние времена, как менялся на протяжении 450 лет, и историю каждой церкви отдельно. Есть 6 вариантов экскурсий, наполняемость групп для каждой из них — максимум 15 чел., продолжительность — 1,5 часа. Цена 5 экскурсий — 3500 руб., 6 экскурсия для иностранцев- 6000-7000 руб. (зависит от языка).
Перечень:
- Покровский собор – архитектурно-историческая памятка XVI в. (16+).
- Символ России: Покровский собор в русской истории и культуре (школьники, 9-11 кл.).
- Живая старина в стенах Покровского собора: если бы я был древним воином, строителем, живописцем… (школьники, 1-4 кл.).
- Диво дивное: тайны древних стен Покровского собора (школьники, 6-8 кл.).
- Покровский собор – жемчужина средневековой архитектуры (для иностранцев).
- Один день на Красной площади (включает в себя и экскурс по Покровскому собору).
Тематические экскурсии
Посетив некоторые из них можно узнать историю монастыря в военный период, как создавалась архитектура и живопись храма, историю икон, находящихся в монастыре. Рассчитаны экскурсии, в том числе, и на группы школьников старших классов. Общие критерии для каждой экскурсии: группа – до 15 человек, продолжительность – 1,5 ч., стоимость – 3500 руб.
Покровский собор один из древнейших архитектурных памятников России, находящийся в Москве. Один из известнейших символов русского народа. Его необходимо посетить ради культурного развития, пополнения багажа знаний об истории Родины.
Автор: Гаечка
Оформление статьи: Лозинский Олег