Октоих — боголужебные тексты изменяемых песнопений по гласам.


Ирмосы воскресного канона, глас 1

Ирмос 1-й песни воскресного канона, глас 1-й:

Твоя́ победи́тельная десни́ца/ Боголе́пно в кре́пости просла́вися:/ та́ бо Безсме́ртне,/ я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́,// Изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.

(загрузить)

Їрм0съ №-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

ТвоS побэди1тельнаz десни1ца/ бGолёпнw въ крёпости прослaвисz:/ тa бо безсмeртне,/ ћкw всемогyщаz, проти6вныz сотрE,// ї}льтzнwмъ пyть глубины2 новосодёлавшаz.

Ирмос 3-й песни воскресного канона, глас 1-й:

Еди́не ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь,/ и ми́лостивно в не́ вообра́жся,/ препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою,/ е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й:// одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

(загрузить)

Їрм0съ G-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

Е#ди1не вёдый человёческагw существA нeмощь,/ и3 ми1лостивнw въ нE воwбрaжсz,/ препоsши мS съ высоты2 си1лою,/ є4же вопи1ти тебЁ с™hй:// њдушевлeнный хрaме неизречeнныz слaвы твоеS чlвэколю1бче.

Ирмос 4-й песни воскресного канона, глас 1-й:

Го́ру Тя́ благода́тию Бо́жиею приосене́нную,/ прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма,/ из Тебе́ изы́ти Изра́илеву/ провозглаша́ше Свято́му,// во Спасе́ние на́ше и обновле́ние.

(загрузить)

Їрм0съ д7-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

Г0ру тS бlгодaтію б9іею пріwсэнeнную,/ прозорли1выма ґввакyмъ ўсмотри1въ nчи1ма,/ и3з8 тебE и3зhти ї}леву/ провозглашaше с™0му,// во сп7сeніе нaше и3 њбновлeніе.

Ирмос 5-й песни воскресного канона, глас 1-й:

Просвети́вый сия́нием/ прише́ствия Твоего́, Христе́,/ и освети́вый Кресто́м Твои́м ми́ра концы́,/ сердца́ просвети́ све́том Твоего́ Богоразу́мия,// правосла́вно пою́щих Тя́.

(загрузить)

Їрм0съ є7-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

Просвэти1вый сіsніемъ/ пришeствіz твоегw2 хrтE,/ и3 њсвэти1вый кrт0мъ твои1мъ мjра концы2,/ сердцA просвэти2 свётомъ твоегw2 бGоразyміz,// правослaвнw пою1щихъ тS.

Ирмос 6-й песни воскресного канона, глас 1-й:

Обы́де на́с после́дняя бе́здна,/ не́сть избавля́яй,/ вмени́хомся я́ко о́вцы заколе́ния,/ спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш:// Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.

(загрузить)

Їрм0съ ѕ7-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

Њбhде нaсъ послёднzz бeздна,/ нёсть и3збавлszй,/ вмэни1хомсz ћкw џвцы заколeніz,/ сп7си2 лю1ди тво‰, б9е нaшъ:// тh бо крёпость немощствyющихъ и3 и3справлeніе.

Ирмос 7-й песни воскресного канона, глас 1-й:

Тебе́ у́мную, Богоро́дице,/ пе́щь разсмотря́ем ве́рнии:/ я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый,/ ми́р обнови́ во чре́ве Твое́м всеце́л,// хва́льный отце́в Бо́г, и препросла́влен.

(загрузить)

Їрм0съ з7-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

ТебE ќмную бцdе,/ пeщь разсмотрsемъ вёрніи:/ ћкоже бо џтроки сп7сE три2 превозноси1мый,/ мjръ њбнови2 во чрeвэ твоeмъ всецёлъ,// хвaльный nтцє1въ бGъ, и3 препрослaвленъ.

Ирмос 8-й песни воскресного канона, глас 1-й:

В пещи́ о́троцы Изра́илевы,/ я́коже в горни́ле/ добро́тою благоче́стия, чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще:/ благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода,// по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

(загрузить)

Їрм0съ }-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

Въ пещи2 џтроцы ї}левы,/ ћкоже въ горни1лэ/ добр0тою бlгочeстіz, чистёе злaта блещaхусz, глаг0люще:/ бlгослови1те вс‰ дэлA гDнz гDа,// п0йте и3 превозноси1те во вс‰ вёки.

Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки.

Хвaлимъ, бlгослови1мъ, покланsемсz гDви, пою1ще и3 превозносsще во вс‰ вёки.

Ирмос 9-й песни воскресного канона, глас 1-й:

О́браз чи́стаго рождества́ Твоего́,/ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная:/ и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти мо́лимся пе́щь,/ да Тя́ Богоро́дице// непреста́нно велича́ем.

(загрузить)

Їрм0съ f7-й пёсни воскrнагw канHна, глaсъ №:

W$бразъ чи1стагw ржcтвA твоегw2,/ nгнепали1маz купинA показA неwпaльнаz:/ и3 нhнэ на нaсъ напaстей свирёпэющую ўгаси1ти м0лимсz пeщь,/ да тS бцdе// непрестaннw величaемъ.

Автор: Администратор
Дата публикации: 10.08.2020

Отклики (375)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.

Богословие в гласах. Глас первый

В нашей жизни нам часто что-то надоедает, а что-то, наоборот, нравится, и мы хотим видеть это снова и снова. В православном богослужении существует удивительное единство между повторением и оригинальностью. Необычная система восьми гласов используется в Православной Церкви более тысячи лет. Восемь гласов сменяют друг друга в течение каждых восьми недель. Новый неделя – новый глас, начинающийся на церковной службе каждую субботу вечером.
«Глас» – это, в первую очередь, напев, мелодия, на которую распеваются тексты стихир, тропарей, ирмосов. Гласовая система касается именно этих богослужебных текстов, которые практически ежедневно используются в православном богослужении. Все они содержатся в книге, называемой по-гречески «Октоих», а по-славянски «Осмогласник», или «восьмигласник». Число восемь, восьмой день – символ Царства Христова, последнего нескончаемого, невечернего (т.е. у которого не будет вечера) дня, который завершит земную историю и исполнит все. Богослужение – начало этого дня и этого Царства Христова, его явление в нашей земной жизни.

Помимо мелодии, песнопения каждого из гласов имеют удивительное богословское содержание. Это богословие не академическое, а жизненное, практическое. Жизненность его состоит в том, что оно провозглашается не с академической кафедры, а с церковного клироса и проходит через ум и сердце каждого верующего.

Обратим наше внимание к этим текстам, попробуем их понять, почувствовать, объяснить сложности.

Глас первый.

Вечер субботы, утро воскресенья

Торжественные мелодии первого гласа находятся в гармонии с текстами, выражающими чувство благодарения человека Воскресшему Христу. Песнопения субботней вечерни и воскресной утрени сияют светом Воскресения Христова, исполнены радостью мироносиц, которые первые узнали, что Христос воскрес. Мы также стоим перед пустым гробом и славим Христово Воскресение.

«Вечерния наша молитвы прими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире Воскресение», – слышим мы в первой стихире на «Господи воззвах», и наше обычное бытовое уныние уходит, когда мы приносим Воскресшему Спасителю и наши «вечерние молитвы» и наши грехи в исповедании.

Еще к большей надежде побуждает нас Богородичен Догматик – песнопение, поющееся во время входа с кадилом, перед пением «Свете тихий»:

«Всемирную славу от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную Дверь воспоим, Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение: Сия бо явися небо и храм Божества; Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе, и Царствие отверзе. Сию убо имущее веры утверждение, поборника имамы из нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен».

Божия Матерь – слава всего мира, всего человечества: рожденная обычными людьми, Она родила Бога, Владыку всего мира, Она стала небесной Дверью (через которую к нам вошел Господь), Ее воспевают ангелы, под Ее защитой хорошо верующим, Она стала Небом и Храмом Божиим, Она (рождением Сына Божия) разрушила преграду греха, которая отделяла человека от Бога. Мы имеем родшегося от Нее Господа, Который борется за нас – и, поэтому, – дерзайте Божьи люди, т.е. – не бойтесь идти дорогой спасения к Богу – Он Всесилен.

«Пусть рукоплещут народы с веселием» – слышим мы в стихире на стиховне, – потому что Христос умертвил смерть и даровал нам жизнь». В седальне по второй кафисме мы радостно утверждаем: «…Христос пленил ад, единый Крепкий и Сильный, и с Собой воздвиг всех, подверженных тлению, разрушив Крестом страх осуждения». Вспоминая благоразумного разбойника в Ипакои мы восклицаем: «Покаяние разбойника обокрало ад!».

Особо Таинство спасения человечества Христом воспевается в воскресном каноне на утрени. «Тот, Который пречистыми руками создал меня из праха, распростер руки на кресте, взывая от земли мое тленное тело… Христос воплощаясь обожает меня, Христос смиряясь возносит меня, Христос страдая плотью делает меня бесстрастным, … Христос умирая совоскрешает меня, Христос дарует мне жизнь, поэтому я с веселием рукоплещу, поя Спасителю победную песнь…» «Крестом Твоим мир благовестив…»

Вырываясь из нашей будничной суеты мы взываем: «Ты Единственный, Кто знает слабость человеческого существа, и милостивно ее восприняв (в Воплощении), препояшь меня силой с высоты, чтобы взывать Тебе, Святой!» «Нас окружает бездна и никто не поможет, нас обвиняют во всем, спаси Твоих людей, Боже наш, ведь Ты – сила слабых и избавление».

Мы прославляем также особо Матерь Божию, послужившую Тайне Боговоплощения: «Какую достойную песнь можем мы Тебе принести? Только ту, которой нас научил архангел Гавриил: Радуйся Богородице Дево, Матерь Неневестная!».

«Ты мир совоскресил с Собой и исчезла смерть и Ева ныне от уз (смерти) избавляема радуется зовя: Ты всем подаешь, Христе, воскресение».

«Ад стонет и смерть рыдает, а мир веселится и все с ним радуются, потому что Ты, Христос, всем подал воскресение!»

«Твой Крест, Господи, прославился Твоей неизреченной силой, и Твоя слабость всем явилась больше чем сила, потому что сильные были низложены, а слабые возводятся на небо». Радость о Воскресении Христа – это радость о спасении каждого человека от греха и смерти. Это радость приобщения Христу Богу.

Вечер воскресенья, утро понедельника

Тема понедельника – покаяние грешника и прославление бесплотных служителей Бога – ангелов и святых мучеников за веру в Бога.

«Познай твое, окаянная душа, божественное благородство и нетленное отечество… Христос, Ты Врач, исцели страсти моего сердца и омой меня от всякой скверны, да пою и величаю Твое благоутробие… В древности Даниил укротил львов живя вместе с добродетелью; соревнуй ему, душа, и рычащего льва, который хочет тебя схватить, сделай бессильным своим постоянным обращением к Богу».

Ангелы – «святые зрители вечной премудрости Бога», «поют Тричисленную Единицу Божества троическими непрестанными голосами серафимы, являя пречистое таинство богословия и научая православной вере».

Мученики – «страдания похвалой, достоинством венцов, славные страстотерпцы одеялись Тобой, Господи: и терпением ран победили беззаконных, и божественной силой с неба приняли победу». Вы – действительно драгоценные камни, побиваемые камнями, но не отвергшиеся Камня Жизни, и каменным идолам не принесли жертвы, славные и венценосные Господни мученики… Обновив души плугом веры, Божественным Духом вы возрастили колос страданий и сподобились блаженной пищи»

Вечер понедельника, утро вторника

Смиренное покаяние и прославление Иоанна Крестителя

«Христос, Ты, будучи богатым, стал нищим и обогатил людей безсмертием и светом. Так и меня обогати добродетелями, освобождая меня от богатства мучения ада».

Предтеча: «Твоим голосом мертвым благовестился Свет от Света воссиявший на земле и мы, находящиеся во тьме, просветились. Просвети и меня мрачного! Вот светильник, светящий во тьме жизни, вот ласточка, всем возвещающая весну, Христов великий Предтеча…»

Мученики: Ваше свидетельство о Христе перед судьями оплевало силу демонов и освободило людей от прельщения… Терпение премудрых Христовых страстотерпцев светило больше, чем солнечное сияние, и поэтому погубило благодатью начальника тьмы (Диавола), и разрушило ночь безбожия и просветило сердца верных.

Богородица: Воспевая Тебя, Матерь Бога Слова, приносим Тебе словесное цветущее дарование, о котором веруем радоваться

Вечер вторника, утро среды

День Креста и страданий Христовых, день прославления Божией Матери.

«Ты распростер на Кресте ладони Свои, Щедрый, собрал народы, которые были далеко от Тебя (не знали Тебя)…». «Твоим Крестом, Христе, одно стадо стали ангелы и люди, и в едином соборе небо и земля веселится вопия: Господи, слава Тебе!». «Нам процвело бессмертие от вечнотекущего источника – ребра Спасова».

Богородица, «меня, уснувшего духовной смертью, лежащего в гробе отчаяния, скованного кандалами прегрешений, воздвигни Твоей молитвой..!»

Вечер среды, утро четверга

День святых апостолов и святителя Николая

«Апостолы славные… обретшие Господа Бога… Тому боголепно прилепились и как Бога и как человека всесовершенного в мире явно проповедали». «Премудрые ловцы вселенной» «Богогласные Христовы трубы, кони, возмутившие воду безбожия и привлекшие как из глубины людей к божественному пристанищу спасения». «Облаки, пролившие воду жизни, напойте мою душу, иссохшую бездождием страстей, чтобы она возрастила колосья добродетели». «Как лучей, Великое Солнце, испускает вас во вселенной, озаряя верою поющих: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки». «Будучи лозы божественного мысленного винограда, вы, апостолы, возрастили божественные гроздья, источающие спасительное вино, потому и меня избавьте от пьянства страстей».

Николай: «Тебя, великого пастыря, и во всем подражателя первому Пастырю Христу, прилежно молим, Николай: упаси твоих рабов с высот священных, избавляя всегда от всех житейских напастей».

Вечер четверга, утро пятницы

День Распятия и смерти Иисуса Христа

«Ты простер пречистые Твои руки на Кресте, призывая тех, кто был далек от Тебя, приближая их к Себе».

Богородица: «Все пророки проповедали Тебя, Матерь Божию, преславными образами; мы же ясно видим исполнение пророчеств, и просим получить Тобою божественную тихость». «Я побежден законом плоти, совершаю бесчисленные грехи и не смею возвести глаза к Тебе, Владычица чистая; но Ты законом милосердия Твоего Сына, спаси меня окаянного, спаси меня!» «Избавь меня от бесплодия мысли, и помоги моей душе плодоносить добродетелями, Пречистая Богородица».

Мученики: «Отложив дремоту нерадения божественной бодростью, страстотерпцы, верой усыпили стремления зверей и пострадали радуясь».

Вечер пятницы, утро субботы

День молитвы за умерших и прославление всех святых

Умершие: Какая жизненная сладость остается без печали? Какая слава непреложна на земли? Все это слабее тени, и призрачнее сна, в мгновение все это забирает смерть. Но в свете Твоего лица и в наслаждении Твоей красоты, покой тех, кого Ты избрал, Христе!» «Мертв был, и мертвым даровал Твою божественную жизнь и бессмертие, так и в вере покинувших тленную жизнь, сделай причастниками Твоего Царствия».

Мученики: «Вооружившись благочестием, вы не были поражены стрелами Диавола, и благодатью Божией были победоносцами и получили венцы».

Конец первого гласа

(Продолжение следует)

Песнь 4

Ирмо́с:

На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Христос воскресе из мертвых.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся.

Христос воскресе из мертвых.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

Христос воскресе из мертвых.

Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая, зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй.

Песнь 5

Ирмо́с:

Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Христос воскресе из мертвых.

Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Христос воскресе из мертвых.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи, Мати радовашеся.

Песнь 7

Ирмо́с:

Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог, и препрославлен.

Христос воскресе из мертвых.

Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Христос воскресе из мертвых.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Христос воскресе из мертвых.

Яко воистинну священная и всепразднственная, сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь, всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, Един благословенный отцев Бог и препрославленный.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен.

Ирмосы. Ирмологий.

Здесь можно скачать бесплатно ирмосы разных канонов. Богослужебные тексты в фомате ворд.

Большинство текстов с ударениями и написаны в шрифте Kondak, если у Вас нет такого шрифта, то его можно , и установить легко, просто переташив файл в папку шрифты в панель управления. Следите за добавлениями.

Ирмосы канона в Октоиха, в пяток утра, глас 1

Ирмосы канона в Октоиха, в пяток утра, глас 1: «Помогшему Богу во Египте Моисеови…». Текстовый файл в формате ворд.

Ирмосы 1го канона Рождества Христова, глас 1:»Христос рождается…»

Ирмосы канона в Рождественский сочельник, глас 1

Ирмосы канона в Рождественский сочельник, глас 1: «Песнь победную поим вси Богу…». Текстовый файл в формате ворд.

Канон в Крещенский сочельник, глас 1

Канон предпразднства Богоявления в крещенский сочельник, глас 1: «Горькия работы избавлься Израиль…». Текстовый файл в формате ворд.

Ирмосы канона Богородицы: «Песнь победную поим вси Богу…», глас 1

Ирмосы канона Богородицы: «Песнь победную поим вси Богу…», глас 1. Текстовый файл в формате ворд.

Ирмосы канона в Неделю Крестопоклонную, глас 1

Ирмосы канона триоди в неделю Крестопоклонную, глас 1: «Божественнейший прообрази древле Моисей…». Текстовый файл в формате ворд.

Ирмосы канона индикта, глас 1: » Поим вси людие, от горькия работы фараони…»

Ирмосы канона Успения Пресвятой Богородицы, глас 1: «Преукрашенная Божественною…»

Глас 2

Ирмосы канона Обрезания Господня, глас 2

Ирмосы Обрезания Господня, глас 2: «Грядите, людие…» Текстовый файл в формате ворд.

Ирмосы 1 канона предпразднства Богоявления, глас 2: «Непроходимое волнящееся море…»

Ирмосы канона Рождества Богородицы, глас 2 «Грядите, людие…»

Ирмосы канонов Богоявления

— Ирмосы 1 канона Богоявления, глас 2: «Глубины открыл есть дно…»

— Ирмосы 2 канона Богоявления, глас 2: «Шествует морскую волнящуюся бурю…»

Ирмосы канона триоди в Неделю о блудном сыне, глас 2: «Моисейскую песнь…»

Глас 3

Ирмосы канона Сретения Господня, глас 3: «Сушу глубородительную землю…»

Глас 4

Ирмосы воскресного Богородичного канона, глас 4

Ирмосы воскресного Богородичного канона, глас 4: «Тристаты крепкия Рождейся от Девы…». Текстовый файл в формате ворд.

Ирмосы глас4: «Отверзу уста моя…»

Ирмосы канона Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4: «Отверзу уста моя …»

Ирмосы канона Благовещения, глас 4: «Отверзу уста моя…»

Ирмосы канона в Неделю Ваий, глас 4: «Явишася источницы бездны…»

Ирмосы канона ап. Петра и Павла, глас 4: «Несть Тебе подобен…»

Ирмосы канона Преображения Господня, глас 4: «Лицы израильтистии…»

Ирмосы канона Успения Пресвятой Богородицы, глас 4: «Отверзу уста моя…»

Глас 5
Глас 6

Ирмосы в Великий Четверток, глас 6: «Сеченое сечеся…»

Глас 7
Глас 8

Ирмосы глас 8: «Воду прошед…»

Данный файл в формате ворд содержит 4 варианта ирмосов «Воду прошед…». Один из них Богородичного канона из Часослова…

Ирмосы канона октоиха, в четверток на утрени, глас 8: «Воду прошед…»

Ирмосы канона Богородицы, глас 8: «Поим Господеви…»

Ирмосы канона Богородицы, глас 8: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море…»

Ирмосы канона Воздвижения Креста Господня, глас 8: » Крест начертав Моисей…»

Раздел в разработке — постоянно редактируется и обновляется!

Следите за добавлениями!

Вы можете поучавствовать в публикации материалов по данной теме. Присылайте ваши материалы в эл. почту

вернуться в предыдущий раздел

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]