Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.
Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.
Христианские символы в православии
История возникновения символов
После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.
Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры, придавая им новый смысл.
Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.
Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.
Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия — Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)
Крест
Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.
Крест: главный символ христианства
Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней — Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя — ад.
О кресте в православии:
Полумесяц на православных крестахКуда девать нательный крестик умершего человекаЧем отличается православный крест от католического
Рыба — ихтис
Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.
Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»
Рыба — христианский символ
Хлеб и виноградная лоза
Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.
Важно! Виноградная лоза — прообраз Иисуса. Все христиане — его ветви, а сок — прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.
В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.
Виноградная лоза как символ рая в Новом Завете
Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.
Рыба и хлеб
Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.
Почему рыба – символ христианства
ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.
Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.
По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.
Символика, распространенная в православной иконописи и архитектуре
В православной культуре за два тысячелетия применялись различные религиозные знаки, обозначающие глубокий смысл. Они изображены в иконах, храмовых росписях, архитектуре и церковном облачении.
Полное описание символики православной иконографии имеет внушительный объем. В статье приведены основные известные ее элементы.
Признаком святости на иконах считается нимб
Нимб, как символ святости, изображается вокруг головы.
Примеры нимба в храмовой росписи монастыря Бистрица, Молдова и мозаика мастерской Ассист, Винница
Корабль – символ церкви
На древних росписях церковь изображается в виде корабля, как пристанище людей, спасающихся в бушующем море мирских соблазнов.
Образ Святой Православной Церкви. На корабле кормчий Христос, управляют Святые Апостолы, святители и Дева Мария
Стрелы или мечи, пронзающие Божью Матерь
Этот символ появился в результате пророчества Симеона Богоприимца, который сказал, обращаясь к Богородице:
(Лк: 2,35)
«и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».
Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец», или «Семистрельная». Семь стрел, пронзающих сердце, означают полноту горя, пережитого Девой Марией
Вифлеемская звезда
Это символ звезды, которая вела волхвов к пещере, в которой родился Спаситель. Она изображается обычно с 8-ю лучами.
Икона Рождества Христова изображает волхвов и звезду, приведшую их
По традиции, рождественские песнопения сопровождаются образом Вифлеемской звезды.
Православные дети поют рождественские канты
Символика храма
Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.
Форма храма:
- крест – спасение от дьявола, вход в рай;
- круг – нерушимость Церкви;
- восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.
Форма купола:
- шлемовидная – борьба Церкви со злом;
- в виде луковицы – пламя свечи.
Цвет купола:
- золотой – посвящен Христу;
- синий со звездами – Пресвятой Богородице;
- зеленый – Троице.
Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.
Крест «Виноградная лоза»
Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.
Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.
Изображение Христа Спасителя
Православные символы и знаки, и их значение берут свое начало еще с катакомб Италии, где ученики Христа совершали богослужение в условиях жесткого гонения властей. Раннее христианство не знало иконописи, и выражало на стенках не самого Христа, а его сущность. Можно увидеть Агнца, лозы винограда, хлеб, Доброго пастыря.
Ранней символикой можно считать «Поклонение Волхов». Исследователи обнаружили 12 фресок с датой 2 –го века, после событий изложенных в Евангелии. Это свидетельство предсказания воскрешения и символ связи Ветхого и Нового завета. В это же время появляется написание греческими иероглифами, которое по-русски звучит как «Ихтис», что означает рыба. Добрый пастырь и «Ихтис» первые образы Христа периода начального христианства. Символику «Ихтис» использовали моряки для изображения близкого им бога.
Хризма является вензелем имени Христа, состоит из букв Х и Р, по бокам иероглифы. В оформлении храмов он встречается часто, как и другие знаки.
Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.
Полезные статьи:
«Родительские проклятия действуют очень сильно». Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие де… Читайте далее
Притча. Когда приказывает Господь… Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщи�… Читайте далее
ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше глупой мужской справедливости. Прожив уже скоро как 30 лет семейной жизнью, я начал догадываться, что женщины — это друг… Читайте далее
О молитве последних Оптинских старцев Протоиерей Андрей Ткачев о молитве для тех, кто не успевает молиться. Верующий должен молиться, ничего тут нового. Он должен хотеть молиться, что уже сложнее, ибо не каждый и хочет. Нужно понуждать себя на молитву. А правило длинное, времени мало, и мы устаем, и мы мучаемся, и �… Читайте далее
Крест знак христианской веры, а якорь латентный образ креста. Разновидностей крестов существует несколько. Это латинский, греческий, перевернутый крест, крест голгофы. Это удивительно, но первые православные не поклонялись перед крестом. Со временем он стал главным атрибутом церквей и человека.
Самые первые изображения распятия Христа включали одежду и корону, более поздние терновый венец, гвозди и кровь. Терновый венец символизирует страдания Христа.
Агнец символизирует жертву Христа для спасения грешных людей. В период зарождения христианства знак был удобен, он изображал безобидного ягненка. Этот символ можно было носить открыто и не скрывать. Но в 680 году в Константинополе его упразднили. С этого времени начинается эпоха иконописи Христа.
Обязательно к прочтению: Что значит канон и чем он отличается от акафиста
Когда к деве Марии пришел архангел Гавриил новостью о ее предначертании, то руки держали белую лилию. Лилия знак целомудрия святой Девы. Это стало основанием изображать на иконах святых с лилией в руках.
ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА
Начиная с первопечатного московского Типикона 1610 г., употребляемые в рус. традиции З. п. м. включают знак великих праздников , знаки средних праздников и , знаки малых праздников и и «без знака» (службы с «Аллилуия», также не имеющие знака, не относятся к малым праздникам). В этом виде система З. п. м. ориентирована в первую очередь на богослужебные особенности каждого типа праздников, а не на устав о поклонах и о пощении.
К великим праздникам со знаком относятся неподвижные двунадесятые праздники, праздники Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), Рождества (24 июня) и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.), памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), свт. Василия Великого и праздник Обрезания Господня (1 янв.). Главной особенностью богослужения в эти дни является совершение всенощного бдения, во время к-рого вся гимнография посвящена празднику. В рамках этого чина соединяются Господские праздники, имеющие богослужебные особенности и при совпадении с воскресеньем вытесняющие воскресное последование Октоиха; Богородичные праздники, при совпадении с воскресеньем соединяющие свои последования с воскресной службой Октоиха; праздники во имя святых. Внутри каждой группы можно также отметить различия между праздниками.
В дни средних праздников со знаком , к к-рым относятся в первую очередь дни памяти наиболее почитаемых святых — ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Мирликийского и др.,- также совершается всенощное бдение. Служба подобна богослужению в дни памяти святых, отмеченные знаком , но на утрене канон святому предваряется особым или общим каноном Пресв. Богородице. Тропари в каноне утрени поются на 14 (6 тропарей (считая ирмос) Пресв. Богородице и 8 святому), стихиры на вечерне на «Господи, воззвах» — на 8. Рядовая (но не воскресная) служба Октоиха опускается.
Средние праздники со знаком , к которым относятся празднования в честь чтимых икон Божией Матери и памяти почитаемых святых, всенощного бдения не имеют — вечерня и утреня совершаются в свое время (на практике они могут соединяться, но не так, как при совершении бдения), при этом и вечерня и утреня служатся по праздничному чину (т. е. вечерня является великой и включает вход и паремии, утреня имеет полиелей, чтение Евангелия и праздничное окончание с пением великого славословия). Поскольку бдение в такие праздники не совершается, в эти дни не отменяются повечерие и полунощница. В Типиконе встречается обозначение таких праздников фразой «святой имеяй полиелей», в обиходе их нередко называют «полиелейные». На вечерне на «Господи, воззвах» стихиры обычно поются на 8, иногда на 6 (на 6 стихиры в полиелейные праздники, как правило, назначались в более старых редакциях иерусалимских Типиконов, что осталось в совр. редакции в нек-рые дни — 28 сент., 11 янв., 24 февр., 25 мая); канон на утрене — как при знаке . Иногда Типикон назначает в праздники со знаком совершение литии со стихирами святому, хотя она не является обязательной для этого типа праздников (в совр. рус. практике в большинстве случаев опускается). Рядовая (но не воскресная) служба Октоиха (кроме канона на повечерии) опускается.
Среди малых праздников, отмеченных знаком , или славословных, можно выделить по крайней мере 2 типа богослужений. Основным признаком всех памятей с этим знаком является праздничное окончание утрени (с пением великого славословия; утреня с таким окончанием имеет и др. небольшие отличия от вседневной); вечерня же может быть как великой (при славословных службах вечером в дни Рождества Христова и Крещения Господня, под 13 сент. и др., т. е. при Господских службах со славословием), так и вседневной (при славословных службах в честь святых). Песнопения Октоиха в службе могут как сохраняться (напр., 23 сент., 9 дек.), так и отменяться (напр., 2 июля, 31 авг.). Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 6, в число тропарей канона также включается 6 тропарей празднику. Среди славословных служб по рус. Типикону — множество памятей рус. святых, канонизированных в XVI-XVII вв. Это связано с тем, что рус. церковные власти того времени хотели выделить рус. святых, но при этом не могли назначить всем им полиелейные службы; службы рус. святым, канонизированным после XVII в., как правило, сразу получали полиелейный знак.
В отличие от богослужений в дни праздников, отмеченных знаком , богослужение малых праздников со знаком (к-рый отличается от предыдущего лишь цветом) можно со всем основанием назвать вседневным, а не праздничным (см. ст. Будничное богослужение). Ни одна из служб суточного круга в эти дни не имеет к.-л. праздничных особенностей (не считая пения на утрене «Бог Господь»). Святых, дни памяти к-рых имеют этот знак, обычно называют «поемые на 6» или «шестеричные», т. к. стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 6 (стихиры Октоиха на «Господи, воззвах» отменяются), а среди тропарей канона также присутствует 6 тропарей святому — это и является главным признаком праздников со знаком . К особенностям шестеричной службы можно также отнести наличие ряда песнопений — славников на «Господи, воззвах» и на стиховне, кондака с икосом, светильна; минимальный гимнографический комплект не имеет этих песнопений.
В дониконовских изданиях Типикона знак может отмечать дни предпразднства (7 сент., 1 февр., 24 марта, 5 и 14 авг.), хотя служба святым этих дней не всегда соответствует такому знаку (может отсутствовать тропарь — 5 и 14 авг., стихиры на «Слава» — 7 сент.; 24 марта поется только последование предпразднства, а последование святому вообще отсутствует). Т. о., в этих случаях знак относился именно к службе предпразднства. В совр. изданиях предпразднства знака не имеют.
Богослужение малых праздников «без знака» отличается от шестеричного лишь меньшим объемом песнопений Минеи по отношению к песнопениям Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры Октоиха и 3 святого, канон на утрене состоит из 10 тропарей Октоиха (включая ирмос) и лишь 4 тропарей святому (по этой причине ряд уставщиков обозначают службу малого праздника «без знака» как четверичную; в дониконовской практике существовал и термин «осмерик» — для памятей святых со знаками и ). Дополнительные песнопения Минеи, всегда имеющиеся у шестеричных памятей, у памятей «без знака» могут как присутствовать, так и отсутствовать. При этом служба «без знака» с «Бог Господь» противопоставлена постовой службе с «Аллилуия» (в старых редакциях Иерусалимского устава, напротив, можно видеть, что отсутствие праздничного знака обычно предполагает отсутствие тропаря святому и, следов., службу с «Аллилуия» на утрене). Служба в честь двух малых святых может обозначаться и как шестеричная, и как служба «без знака».
Иисус Христос — в символах и кодах
Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь.
Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.
Агнец
Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).
Символ Агнца со Знаменем
Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.
В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.
В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора — это вселенская Церковь, четыре потока, — Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.
Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан — овцами или паствой.
Монограммы имени Христа
В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.
Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.
Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.
Монограммы имени Иисуса Христа
Малоизвестные закодированные изображения
Корабль и якорь
Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь — символ надежды.
Голубь
Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.
Символ Святого Духа — голубь
Око и треугольник
Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.
Богородичная звезда
При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.
В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.
О звездах:
- Что означает шестиконечная звезда в православии
- О пятиконечной звезде в православии
- Восьмиконечная звезда
Богородичная восьмиконечная звезда
Евангелист Марк представлен львом, воспевающим могущество и царственное достоинство Иисуса. Телец символизирует Евангелиста Луки, сделавшего в своем послании акцент на жертву Христа, после чего телец стал прообразом мучеников.
Иисус в человеческом образе описан Евангелистом Матфеем, он является изображенным в левом верхнем углу ангелом или человеком.
Евангелист Иоанн символизируется орлом, который представляет Святого Духа и Воскресение Иисуса Христа.
Малоизвестные христианские символы
Изображение | Символ | Значение |
Якорь | Символ надежды в будущее Воскресение | |
Феникс | Символ Воскресения и новой жизни. | |
Петух | Символ Воскресения | |
Орел | Символ вознесения. Знак Иоанна Богослова. | |
Лев | Символ Воскресения и бдительности. Знак евангелиста Марка. | |
Телец | Символ мучеников. Знак евангелиста Луки. | |
Павлин | Символ Рая и бессмертия. | |
Лилия | Символ чистоты | |
Пеликан | Символ самопожертвования Христа | |
Череп | Символизирует победу над смертью. Знак Адама. | |
Терновый венец | Символ страдания Христа. |
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Войти с помощью:
Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *