«Наша вера — православная». Многострадальная Сербия — древняя православная земля. (ВИДЕО)

Белградский Михаило-Архангельский собор

Сербская Православная Церковь
(или
Сербский Патриархат
), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: б. Югославия (Сербия, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Черногория); в «диаспоре» наиболее представлена в Германии и США, также в странах Западной Европы и Южной Америки, Канаде, Австралии; на канонической территории нескольких поместных Церквей ведает приходами для югославян
  • Богослужебный язык: церковнославянский и сербский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Михаило-Архангельский в г. Белграде (при нём здание Сербской Патриархии)
  • Предстоятель: Порфирий, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградский и Карловацкий
  • Место в диптихе: 7 (Рус.) или 6 (Конст.)
  • Состав: 50 архиереев; 46 епархий; более 3000 священнослужителей (ок. 2005) [1]; 2974 прихода (ок. 2005) [2]; 204 монастыря (ок. 2001) [3]; 9 высших духовных школ; 8 млн. членов (ок. 2005) [2]

Каноническое устройство

Епархии Сербской Православной Церкви в югославских землях по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 30 мая 2011 г., commons.wikimedia.org
Зарубежные епархии Сербской Православной Церкви в Европе по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 2 июня 2011 г., commons.wikimedia.org
Зарубежные епархии Сербской Православной Церкви в Америке по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 1 июня 2011 г., commons.wikimedia.org

Епархии

См. также Епископат Сербской Православной Церкви

  1. Белградская архиепископия
  • Митрополии:
  • Дабро-Боснийская
  • Загребско-Люблянская
  • Черногорская
  • Епископии в югославских землях:
  • Банатская
  • Банялукская
  • Бачская
  • Бихачско-Петровацкая
  • Браничевская
  • Будимлянская
  • Валевская
  • Враньская
  • Горнокарловацкая
  • Далматинская
  • Жичская
  • Захумско-Герцеговинская
  • Зворницкая
  • Крушевацкая
  • Милешевская
  • Нишская
  • Осечко-Польская
  • Рашская
  • Славонская
  • Сремская
  • Тимокская
  • Шабацкая
  • Шумадийская
    • Епископии за рубежом:
  • Австралийская
  • Австрийская
  • Британская
  • Будимская
  • Дюссельдорфская
  • Западно-Европейская
  • Темишварская
    • Сербская Православная Церковь в Америке:
  • Буэнос-Айресская
  • Восточно-Американская
  • Западно-Американская
  • Канадская
  • Новограчаницкая
    • Автономии

    • Охридская Архиепископия:
  • Скопийская митрополия
  • Брегалницкая
  • Велесская
  • Дебарская
  • Положская
  • Преспийская
  • Струмицкая
  • Религия в Сербии и Сербская Православная Церковь

    Религия в Сербии и Сербская Православная Церковь

    Храм Святого Саввы в Белграде является самым большим православным храмом и входит в 10-ку крупнейших христианских церквей мира.

    Согласно конституции, Сербия является светским государством, гарантирующим свободу в выборе религии. Сербия – одна из стран Европы с религиозным разнообразием — с православным большинством, католическим и исламским меньшинствами и другими мелкими конфессиями.

    Православные христиане (6 079 396 человек) составляют 84,5% населения страны. Сербская православная церковь исконно является самой крупной церковью страны, приверженцами которой в подавляющем большинстве и являются сербы. Другие православные общины в Сербии представляют такие народы, как черногорцы, румыны, влахи, македонцы и болгары.

    Католиков в Сербии насчитывается 356 957 человек или, примерно, 5% населения, и проживают они, в основном, в автономной области Воеводина (особенно в ее северной части), являющейся родиной этнических меньшинств, таких как венгры, хорваты, буневцы, а также словаки и чехи. Протестантизм исповедуют всего около 1% населения страны – это, в основном, словаки, живущие в Воеводине, а также венгры-реформисты.

    Мусульмане (222 282 человека или 3% населения) образуют третью по величине религиозную группу. Ислам имеет историческую обоснованность в южных регионах Сербии, прежде всего в южной Рашке. Боснийцы представляют крупнейшую исламскую общину в Сербии, по некоторым оценкам около трети цыган страны являются мусульманами.

    В Сербии проживает всего 578 иудеев. Евреи из Испании поселились здесь после их изгнания из страны в конце 15-го века. Сообщество процветало и достигло своего пика, насчитывая 33 000 человек до начала Второй мировой войны (из которых почти 90% жили в Белграде и Воеводине). Однако разрушительные войны, которые позже опустошили регион, привели к тому, что значительная часть еврейского населения Сербии эмигрировала из страны. Сегодня Белградская синагога является единственной действующей, спасенной местным населением во время Второй мировой войны от уничтожения от рук нацистов. Другие синагоги, такие как синагога Суботицы, представляющая собой четвертую по величине синагогу в Европе, и Нови-Садская синагога были превращены в музеи и художественные павильоны.

    Языки Сербии и сербский язык

    Официальным языком является сербский, относящийся к группе Южнославянских языков и являющийся родным для 88% населения. Сербский язык является единственным европейским языком, активно применяющим диграфию (графическое двуязычие), используя как кириллицу, так и латиницу. Сербская кириллица была разработана в 1814 году сербским лингвистом Вуком Караджичем, который создал сербский алфавит, основываясь на фонематических принципах. Кириллица берет начало от преобразованного греческого рукописного шрифта Кирилла и Мефодия 9 века.

    Признанными языками меньшинств являются: ​​венгерский, словацкий, албанский, румынский, болгарский и русинский, а также боснийский и хорватский, сходные с сербским. Все эти языки являются официальными и используются в муниципалитетах или городах, где более 15% населения представляют национальное меньшинство. В Воеводине местная администрация использует, помимо сербского, пять других языков (венгерский, словацкий, хорватский, румынский и русинский).

    Исторический очерк

    Первые семена Евангелия на Балканский полуостров принесли святые апостолы. В Далмации, исторической области Югославии, трудился апостол Тит. В веке на территории, входящей в состав Югославии, были Сирмийская митрополия и частично Фессалоникийская архиепископия. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году прислал к сербам греческих священников.

    С 1219 г. — автокефалия. С 1346 г. — первый (т.н. Печский) Патриархат. Первый Патриарх Сербский Иоанникий (+ 1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 году обрела независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Только после образования в 1815 году Сербского княжества Сербская Церковь вновь получила автономию в 1832 году, а в 1879 году — автокефалию. На территории соседней Македонии христианство известно еще со времен апостола Павла. С по век Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце — начале века имела статус автокефалии (с центром в Охриде) и, возможно, участвовала в Крещении Руси. Особая церковная судьба была у Черногории и т.н. Буковинской Митрополии. Объединение всех этих православных областей в единую Сербскую Церковь произошло в 1919 г. С 1920 г, восстановлен Сербский Патриархат. Фашистская оккупация и последующий социалистический период нанесли Сербской Церкви значительный урон. Обострились националистические тенденции. В 1967 г. Македония отъединилась в самочинную автокефалию.

    Косовский фронт Православного мира

    Царьград: Отец Виталий, ровно 20 лет назад ваш храм серьёзно пострадал в ходе натовской бомбёжки. Расскажите, пожалуйста, об этом трагическом событии.

    Протоиерей Виталий Тарасьев: Да, это было в 1999 году в рамках бомбардировки Югославии альянсом НАТО. Всего в 60 метрах от алтарной стены нашего храма находится главный телевизионный центр Сербии, который в ночь с 22 на 23 апреля разбомбили американцы, в результате чего и наш храм был сильно повреждён: все окна были выбиты, 27 пробоин на крыше, от ударной волны пострадали и стены храма.

    Ц.: В результате тех событий, 20 июня 1999 года, югославские войска были вынуждены покинуть Косово и Метохию. К чему привела эта вынужденная капитуляция?

    Отец Виталий: Перемирие подписали, но мир не наступил. Сербы были вынуждены массово покинуть Косово и Метохию (а это колыбель Сербского Православия!), но надо помнить, что сам этот процесс начался не 20 лет назад, а гораздо раньше. Ещё в 1946 году, когда в Югославии утвердилась коммунистическая власть, принявшая закон, согласно которому сербам, в ходе войны вынужденным покинуть оккупированное Албанией Косово, запрещалось возвращение в родные места. Но давление продолжалось и после войны, и к началу 1990-х многие сербы уже покинули родные дома, а в 1990-е годы этот процесс только усилился при поддержке Запада.

    Вообще, этот процесс – это реализация старой задумки англосаксов о подконтрольной им «Великой Албании», один из элементов геополитической «Большой игры», начатой уже очень давно. И это касается не только Косова и Метохии: значительная часть территории той же Северной Македонии сегодня находится под контролем албанцев, как и три общины Сербии – Прешево, Медведжа и Буяновац, на которые албанцы также активно претендуют. В итоге прорисовывается тот самый проект «Великой Албании», который не позволяет России и Китаю распространить своё влияние на Балканах.

    Ц.: Известно, что некоторые современные сербские политики уже были готовы на размен территориями с албанцами. Их остановила Сербская Церковь?

    Отец Виталий: Именно так: Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви чётко высказался за целостность Сербии и недопустимость никаких территориальных разграничений. В толковании соборных решений на официальном сайте Сербской Православной Церкви написано прямо: ту землю, которую мы отдадим, вернуть уже будет невозможно, оккупация же всегда бывает временной.

    Ц.: А какова вообще сегодня ситуация на косовской территории? Совершаются ли богослужения в многочисленных православных святынях, храмах и монастырях, на этой оккупированной территории?

    Отец Виталий: Богослужения, конечно, совершаются. Там существует живая Православная Церковь, хотя сербы, конечно, малочисленны. Существуют живые монастыри с насельниками и насельницами, и народ по воскресным дням ходит в свои сельские храмы. В 2004 году, как известно, в Косове был самый настоящий разгром святынь. Но здесь мы видим самую настоящую шизофрению западных стран: с одной стороны, именно они способствовали этому разгрому, а с другой – спустя несколько лет через ЮНЕСКО и другие международные фонды начали восстановление древних святынь.

    Ц.: Даже косовские албанские власти кичатся тем, будто что-то восстановили?

    Отец Виталий: Здесь-то как раз понятно. Они это делают ради того, чтобы все восстановленные ими святыни Сербской Православной Церкви переименовать в «косовские святыни», что, по их мнению, даёт им право на «национализацию» этих храмов и монастырей, чтобы отобрать их у Церкви в пользу их лжегосударства.

    Предстоятели

    Митрополит Жичский, Архиепископ Сербский

    • Свт. Савва I (1219 — 1233)

    Митрополиты Печские, Архиепископы Сербские

    • Свт. Арсений I (1233 — 1263)
    • Свт. Савва II (1263 — 8 февраля 1271)
    • Даниил I (1271 — 1272)
    • Свт. Иоанникий I (1272 — 1276)
    • вдовство престола (1276 — 1279)
  • Свт. Евстафий I (1279 — 1286)
  • Свт. Иаков I (1286 — 1292)
  • Свт. Евстафий II (1292 — 1309)
  • Свт. Савва III (1309 — 1316)
  • Свт. Никодим (1316 — 1324)
  • Свт. Даниил II (1324 — 1337)
  • Свт. Иоанникий II (1337 — 1346)
  • Архиепископы Печские, Патриархи Сербские

    • Свт. Иоанникий II (1346 — 3 сентября 1354)
    • Савва IV (29 ноября 1354 — 29 апреля 1375)
    • Свт. Ефрем (3 октября 1375 — ок. 1380)
    • Свт. Спиридон (1380 — 1389)
    • Свт. Ефрем, 2-й раз (1389 — 1390)
    • Даниил III (1390 — 1396)
    • Савва V (1396 — 7 октября 1407)
    • Даниил IV (1407)
    • Свт. Кирилл I (1407 — 1418)
    • Свт. Никон (1418 — 1435)
    • Феофан (1435 — 1446)
    • Никодим II (1446 — 1453) [4]
    • Арсений II (1457 — 1463)
    • 1463 — 1508 — вдовство престола (первое Османское упразднение)
  • Иоанн I, архиеп. Сербский [5]
    • 1508 — 1524 — вдовство престола (второе Османское упразднение)
  • Марк, митр. Сербский [5]
    • 1524 — 1527 — вдовство престола (третье Османское упразднение)
    • Павел (1527 — 1535) митр. Смедеревский, экзарх и местоблюститель
    • 1535 — 1557 — вдовство престола (четвертое Османское упразднение)
  • Свт. Макарий (Соколович) (1557 — 23 октября 1572)
  • Антоний (Соколович) (1572 — 1575)
  • Герасим (Соколович) (1575 — 1585)
  • Савватий (Соколович) (1585 — 1586)
  • Иерофей (1586 — 1591)
  • Филипп (1591 — 1592)
  • Иоанн II (Кантул) (1592 — 14 октября 1613)
  • Св. Паисий I Яневец (1613-1615 — 1646-1648)
  • Сщмч. Гавриил I (Раич) (1648 — 1655)
  • Максим I (Скопланин) (1655 — 1672)
  • Арсений III (Черноевич) (1672 — 1691)
  • Каллиник I (1691 — 16 августа 1710)
  • Афанасий I (6 января 1711 — 23 апреля 1712)
  • Моисей (Райович) (6 октября 1712 — 1725)
  • Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1725 — 1737)
  • Иоанникий III (Караджа) (1739 — 1746)
  • Афанасий II (Гаврилович) (1746 — 1 апреля 1752)
  • Гавриил II (1752)
  • Гавриил III (Николич) (1752 — 1758)
  • Викентий I (1758)
  • Паисий II (1758)
  • Гавриил IV (1758 — 1759)
  • Кирилл II (1759 — 1763)
  • Василий (Бркич) (1763 — 1765)
  • Каллиник II (1765 — 1766)
    • пятое Османское упразднение — сербские земли в составе Османской Империи входят в ведение Константинопольского Патриархата до 1879 года. Вне Османского владычества духовная жизнь Сербской Православной Церкви устраивалсь следующим образом:

    В Австрийской Империи:

    • В изгнании (Митрополиты Крушедольские)
      , положение не определено
    • Арсений III (Черноевич) (1690 — 27 октября 1706) патриарх б. Печский
    • Исаия (Джакович) (нач. 1708 — 20 июля 1708)
    • Стефан (Метохияц) (1708 — 1709)
  • Митрополиты Карловацкие
    , автономия Печского Патриархата
    • Софроний (Подгоричанин) (23 апреля 1710 — 7 января 1711)
    • Христофор (Димитриевич) (1711 — 16 ноября 1712)
    • Викентий (Попович) (1712 – 1725)
  • Митрополит Белградский
    , автономия Печского Патриархата
    • Моисей (Петрович) (1721 — 1726)
  • Митрополиты Белградские и Карловацкие
    , автономия Печского Патриархата
    • Моисей (Петрович) (1726 — 1730)
    • Викентий (Йованович) (1731 — 1737)
  • Митрополиты Карловацкие
    , автономия Печского Патриархата, затем независимы, положение не определено
    • Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1737 — 1748) патриарх, б. Печский
    • Исаия (Антонович) (1748 — 1749)
    • Павел (Ненадович) (1749 — 1768)
    • Иоанн (Джорджевич) (1769 — 1773)
    • Викентий (Иоаннович-Видак) (1774 – 1780)
    • Моисей (Путник) (1781 – 1790)
    • Стефан (Стратимирович) (1790 — 1836)
    • Стефан (Станкович) (1837 — 1841)
    • Иосиф (Раячич) (1842 — 3 февраля 1848)
  • Патриархи Карловацкие
    , независимы, положение не определено
    • Иосиф (Раячич) (3 февраля 1848 — 30 февраля 1861)
    • Самуил (Мажиревич) (1861 — 20 июля 1864) в/у
  • Самуил (Мажиревич) (20 июля 1864 — 1870)
  • Прокопий (Иванкович) (1874 — 1879)
  • Герман (Анделич) (1881 — 1888)
  • Георгий (Бранкович) (1890 — 1907)
  • Лукиан (Богданович) (1908 — 1913)
    • Митрополиты Дабро-Боснийские
      , автономия Константинопольского Патриархата
    • Савва (Косанович) (1881 — 1885)
    • Георгий (Николаевич) (1885 — 1896)
    • Николай (Мандич) (1896 — 1907)
    • Евгений (Летица) (1907 — 1920)

    В Черногории:

    • Митрополиты-князья, Владыки Черногорские
      , независимы, совмещают духовную и светскую власть, положение не определено, рукополагались в России
    • Савва II (Петрович-Негош) (1735 — 1781)
    • Арсений (Пламенач) (1781 — 1784)
    • Свт. Петр I (Петрович-Негош) (13 октября 1784 — 18 октября 1830)
    • Петр II (Петрович-Негош) (1830 — 1851)
    • Даниил II (Петрович-Негош) (1851 — 1852)
  • Митрополиты Черногорские
    , независимы, положение не определено
    • вдовство кафедры (1852 — 1858)
    • Никанор (Иванович-Негош) (1858 — 1860)
    • Иларион II (Роганович) (1860 — 1882)
    • Виссарион III (Любиша) (1882 — 1885)
    • Митрофан (Бан) (1885 — 1920)

    В Сербии:

    • Митрополиты Белградские
      , автономия Константинопольского Патриархата
    • Петр (Йованович) (1833 — 1859)
    • Михаил (Йованович) (1859 — 1879)
    • Архиепископы Белградские, Митрополиты Сербские
      , автокефалия
    • Михаил (Йованович) (1879 — 1881)
    • Моисей (Вересич) (30 октября 1881 — 1883) местоблюститель [6]
    • Феодосий (Мраович) (1883 — 1889) [7]
    • Михаил (Йованович), 2-й раз (1889 — 1898)
    • Иннокентий (Павлович) (февраль 1898 — 1905)
    • Димитрий (Павлович) (1 сентября 1905 — 25 ноября 1920)

    Архиепископы Печские, Митрополиты Белградские и Карловацкие, Патриархи Сербские

    • Димитрий (Павлович) (25 ноября 1920 — 1930)
    • Варнава (Росич) (12 апреля 1930 — 23 июля 1937)
    • Гавриил (Дожич) (21 февраля 1938 — 7 мая 1950)
    • Викентий (Проданов) (1 июля 1950 — 5 июля 1958)
    • Герман (Джорич) (14 сентября 1958 — 27 августа 1990)
    • Павел (Стойчевич) (1 декабря 1990 — 15 ноября 2009)
    • Амфилохий (Радович) (15 ноября 2009 — 22 января 2010) местоблюститель, митр. Черногорский [8]
  • Ириней (Гаврилович) (22 января 2010 — 20 ноября 2020)
    • Хризостом (Евич) (20 ноября 2021 — 18 февраля 2021) местоблюститель, митр. Дабро-Боснийский
  • Порфирий (Перич) (с 18 февраля 2021)
  • Свято-Троицкий храм в Белграде: связь поколений

    Ц.: Очевидно, для возрождения наших православных народов важно обращение к духовному опыту предыдущих поколений. Здесь, в стенах русского Свято-Троицкого храма, возведённого белыми эмигрантами, традиции старой, дореволюционной России сохранялись и после революционной трагедии 1917 года. А сохраняется ли эта память сегодня?

    Отец Виталий: Да, между двумя войнами (Первой и Второй мировыми – прим. Царьград) здесь, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, а с 1929 года – Королевстве Югославия, во всех городах существовали русские православные общины. И везде не просто сохранялась, но развивалась церковная жизнь. В августе 1944 года, когда стало ясно, что югославские территории от фашистов будет освобождать Красная армия, многие русские эмигранты покинули эти земли. Ведь одно дело – освобождение от фашистов, а другое – списки НКВД, которые реально существовали, и о которых уже было известно.

    В итоге наши Свято-Троицкий храм и Иверская часовня на Новом кладбище Белграда по договорённости Сербской и Русской Церквей были переданы Московскому Патриархату и получили статус Подворья Русской Православной Церкви в Белграде. К сожалению, до 1985 года отношение в титовской Югославии к русским было очень сложным, а потому многие потомки русских эмигрантов отошли от нашей церковной общины.

    И только с конца 1980-х – начала 1990-х годов она начала возрождаться. Сначала это были потомки беженцев, потом к ним присоединились семьи российских дипломатов, русские предприниматели, имеющие бизнес в Сербии, представители смешанных браков, наконец, сотрудники представительств различных российских компаний в Сербии. Поэтому, конечно, община нашего храма сегодня сильно отличается от той, что была в 1920-е – 1930-е годы, но память о тех временах в нашем приходе, конечно, сохраняется.

    Михаил Тюренков, Царьград

    Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен
    ВСУ наконец-то решили следовать Минским соглашениям? На Станице Луганской прошел первый этап отвода войск

    Святые и святыни

    Небесным покровителем Сербской Церкви считается святой Савва Сербский (+ 1237). Великими святынями являются мощи преподобного Симеона Мироточивого (+ 1200), святого Стефана Дечанского (+ 1331), святителя Василия Острожского (+ 1671), сербских князей — великомученика Лазаря (+ 1389) и Стефана Щиляновича (+ 1515).

    Из монастырей наиболее известны Хилендарская обитель в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы на Афоне (основана в 1199 году); Свято-Успенская Лавра «Студеница» (основана ок. 1183 года) — мать сербских церквей; Жичский монастырь (основан в начале XIII в.); монастырь «Печская Патриархия» (основан в середине XIII в.)

    «Наша вера — православная». Многострадальная Сербия — древняя православная земля. (ВИДЕО)

    МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ СЕРБИЯ — ДРЕВНЯЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЗЕМЛЯ

    В стране, где могучие черные горы в дымящихся облаках и густые леса с многообразием обитателей, где чудная природа как родная мать принимает в свои теплые и нежные объятия православных детей, которые с любовью с Создателю своему веками создавали монастыри и храмы, где не обременено все это обилием научно-технического прогресса, где человек всю жизнь земную пребывает в созерцании Премудрости Божией, — там, в этом самом месте, кажется и находится престол Божий.


    В этой стране люди не мыслят жизни своей без церкви и веры православной, и готовы пролить кровь свою за Христа и родную любимую землю. И проливают…

    …Конец XX века. В борьбе за «права человека» Европейским миротворческим союзом в Сербии был «установлен порядок»:

    — В Косово албанские экстремисты разрушили и сожгли 25 православных церквей и монастырей, среди которых и средневековые памятники архитектуры. Количество разрушенных церквей и монастырей в этом крае с 1999 года превысило 130 православных святынь.

    — За три дня в Призрене разгромлены и сожжены соборный храм Богородицы, построенный царем Милутином в 1306-1307 годы, церковь Святого Спаса, монастырь Святых Архангелов, построенный в ХІV веке, церковь Святого Георгия (ХV век), соборный храм Святого великомученика Георгия. В местечке Србиц подожжен монастырь Девич (ХІV век).

    — Сожжены храмы и церковные сооружения в городках Печ, Боло Поле, Брняке Ораховце, Джаковце, Урошевце, Косовом Поле, селе Бресие, в столице Косово Приштине сожжена церковь Святого Николая. Сожжено здание семинарии Святых Кирилла и Мефодия, а также Епископский двор в Призрене. Тысячи православных сербов пострадали за веру христову, защищая Родину свою.

    Ну, что ж, православная Сербия — чужеродное образование в теле «просвещенной» и «демократической» Европы, и потому сербы подлежат или деправославизации, или физическому уничтожению. Все последние события на территории бывшей Югославии показывают, что эта задача НАТО и Европейским Союзом поставлена и последовательна реализуется.

    Милостью Божией мне довелось побывать в этой стране. Многострадальная маленькая Сербия. Распространяется она на территорию бывшей Югославии, расположена на берегу Адриатического моря и граничит с Албанией, Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией. Площадь ее – 255 800 кв. километров. Население этой страны — свыше 23 600 000 человек. В столице Сербии Белграде живет чуть более 2000 человек.

    Живет в этой земле православный славянский народ, который за свою историю претерпел много вражеских нападений, репрессий и дискриминации.

    Сербия для всего славянского православного мира, в том числе и для Киевской Руси, имеет особое значение. Сербы, как и болгары, спасли православную цивилизацию во время католических гонений в Моравии и Паннонии. Известно, что в конце девятого века, после преставления равноапостольного Мефодия, славянская письменность, изобретенная Кириллом и Мефодием, оказалась на грани исчезновения: были разгромлены приходы, священнослужители изгнаны, а около пятисот учеников Кирилла и Мефодия были проданы в рабство в Венецию. Славянская письменность была спасена благодаря тому, что богатые сербы и болгары выкупили из рабства просвещенных изгнанников.

    После Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром первые славянские богослужебные книги пришли к нам из Сербии. Славянская письменность, давшая историческую жизнь нашему народу, была спасена сербами. Оттуда, из пределов Сербии, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия, и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: «сербскаго письма». В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. На то, что это факты немалозначительные, указывает старательность и кропотливость, с которой всякое упоминание о них вымарывалось из нашей истории в недавнее, безбожное время. Действительно, ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете… Сербия — древняя православная земля. В сербском городе Ниш родился святой равноапостольный император Константин, утвердивший Христианство государственной религией римской империи. В Косово, Метохии находятся древнейшие святыни Православной Церкви — монастыри и храмы.

    Чувства славянской солидарности, а у славянских народов они в значительной степени связывались с отношением к России как становому хребту славянского мира, проявлялись очень ярко. Иван Аксаков выразил это в краткой формуле: «Вся сила славян — в России, вся сила России — в ее славянстве». Черногорский владыка Петр I Негош оставил своему преемнику Петру II наказ: «Богу молись и России держись». Недаром также император Александр Ш во время визита к нему князя Николы Петровича обронил фразу: «Европа может подождать, пока Россия принимает у себя своего единственного союзника в Европе». Когда Россия изнемогала в огне Гражданской войны и во все стороны света потянулись обозы, двинулись эшелоны, пошли пароходы с людьми, спасавшими свою честь и жизнь. Одной из стран, где они нашли временное пристанище, а потом и свой второй дом, стала православная Сербия. Все это дает основание сказать, что Сербия и Русь суть сестры во Христе.

    Через Сербию проходили почти все великие войны, начиная с 14 века. С битвы на Косовом поле в 1389 году, где под натиском турецкого войска, втрое превышавшего сербское, пали, не дрогнув, почти все сербские ратники, начинается закабаление Сербии. Турки не только вырезают и порабощают сербов, они также истребляют христианские книги, выскабливают глаза Богородице на фресках, «отуречивают» сербские православные храмы, превращая их в мечети. Книжная культура в стране замирает, некогда высокоразвитая литературная традиция обрывается, уступая место устному народному творчеству, эпическим песням, исполняемым под гусли. О том, сколь ненавидели «безбожные агаряне» запечатленное на страницах книг слово Божие, о том, сколь яростно пытались они искоренить его, говорит тот факт, что сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться уже к России за самими богослужебными текстами: и до сих пор Литургия в большинстве сербских храмов совершается на церковно-славянском языке в русской редакции…

    С монашеской жизнью сербы начали знакомиться еще во время распространения христианства на Балканах. Иночество среди них утверждали свв. Климент и Наум – ученики славянских апостолов, святых братьев Кирилла и Мефодия. Первоначально монашество в Себрии было киновийного (общежительного) направления, но вскоре развилось и другое направление – анахоретское (пустынножительное).

    С давних времен и по сей день православные переносят многие удары и со стороны католической церкви, и со стороны мусульманской общины, и иногда со стороны правительства Сербии. Но нет отчаяния и уныния в глазах верных учеников Христовых и патриотов своей Родины, ведь они всегда помнят своих святых героев, которыми богата Сербия. К примеру, имя Святого Саввы (в миру сербский царевич Растко Неманя) известно и почитаемо не только в церкви, но и в светских кругах. Святитель Савва I был первым епископом сербов. Почитание его сербами необычайно велико. Сама Сербская церковь называется Святосаввской. И не случайно, ведь именно он сыграл огромную роль в становлении Сербской Православной Церкви, а также явился деятельным участников в делах государственных. Еще в бытность простым иноком он состоял ближайшим советником своего брата князя Стефана, которого в будущем венчал в царя Сербии. Святой Савва нередко исполнял важные дипломатические поручения. Будучи возведен на первосвятительский престол родной Церкви он стремился создать неразрывный союз между Церковью и Сербской державой во имя процветания Православия и сохранения сербов как нации.

    Уместно сравнение двух первосвятителей Церкви православной свт.Митрофана, первого епископа Воронежского и свт.Саввы, епископа Сербского — ведь жизнь их и служение очень схожи. Велика роль их обоих в деле пастырского и общественного служения. Деятельность свт.Митрофана и свт.Саввы были истинным благословением Божиим для тех мест, где несли они свое служение. Под мудрым управлением святителей все стороны не только церковной, но и государственной жизни испытывали благодетельные перемены. Монахи, белое духовенство и миряне обоим святителями были одинаково дороги, о всех они одинаково заботились. Поистине оба святителя для своих соотечественников являются примерами служения Богу и людям: ведь труды их на века отобразились на жизни Церкви и Отечества.

    СПЦ и вся Держава Сербии с любовью и благоговением обращается к подвигам своих героев и патриотов отечества и в тяжелых военных испытаниях и «демократических гонениях» черпает силу веры и жертвенной любви к Богу и ближним. Но со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора, как свт.Николай Сербский. Владыка Николай – величайший проповедник слова Божия и, пожалуй, самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, Владыка Николай уже в начале 1920 годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил Владыка современную ему безбожную культуру…

    Изучая мировую историю, без сомнения сможем обнаружить тот факт, что такое государство, где Церковь и власть подчинены одному закону – Закону Божию, — оно непобедимо. Как нельзя победить добро злом. Но об этом в наше беззаконное время приходится только мечтать. Тот Великий Союз разрушен волей человеческой и что ждет нас – «Бог весть». Мы отправляемся на сражение самоуверенно, горделиво отбросив от себя Крепкий Щит, и оказываемся раненным и покалеченным и даже пораженным насмерть.

    Ну что ж, пока Сербия не похожа на такого безумного воина. Весь народ сербский – как единый воин, защищенный прочными доспехами веры православной. И плодом этой разумной и мудрой жизни есть духовный рост народа и процветание Сербской Церкви. Сегодня Сербская Православная Церковь насчитывает 36 епархий. В состав ее входит более 3500 приходов, 204 монастыря, около 1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь.

    Но все претерпел с помощью Божией сербский народ и дух его остался несломленным. Все пережила Сербия – и турецкое нашествие, и мировые войны, и распад Югославии в 90-х годах XX-го века.

    За пять дней невозможно познакомиться с жизнью сербских монастырей. Поэтому мои впечатления неизбежно носят характер фрагментарности и субъективности, однако, определенные закономерности все-таки удалось уловить. В Сербии практически нет «городских монастырей» — все обители находятся, как правило, в некотором отдалении от крупных населенных пунктов. В основном все монастыри обнимает нежная природа своими зелеными объятиями, свежим воздухом и черными горами. Все построения не нарушают гармонии природы и даже, кажется, что они как бы родились как законные ее наследники, которые свидетельствуют о великой премудрости Божией.

    Сербское монашество – это живой фактор религиозно-нравственного развития общества и как очаг умственного, точнее книжного просвещения народа, своим происхождением и дальнейшим существованием всецело обязано Афону. Направление же, данное сербскому православному монашеству свт. Саввой, соблюдается и в наши дни.

    Самым сильным впечатление от поездки стали, конечно, люди. Сербы очень дружелюбны, открыты, доброжелательны, а в последние годы – еще и очень благочестивы. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю, они сохранили светлое, радостное состояние духа.

    Бог поругаем не бывает. Помоги им, Господи! Сохрани веру и укрепи дух многострадальных братьев наших во Христе!
    Воспитанник ВПДС
    Алексей Федянин

    Статистика

    • ок. сер. 2001 — более 3500 приходов; ок. 1900 священников; 204 монастыря, 230 монахов и 1000 монахинь; 6 семинарий (в Белграде, Сремских Карловцах, Нише, Цетинье, в монастыре Крка и Крагуевце), 2 богословских факультета (в Белграде и Либертивилле), Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовная академия в Србинье; в семинариях обучается более 1000 учащихся, на богословских факультетах и академии более 1000 студентов [3]
    • не позднее 1 января 2006 — 8 млн. членов; 45 архиереев; 37 епархий; 3000 священников; 2974 прихода [2]

    Молитвословия

    Тропарь, глас 4

    :

    Первосвяти́телие Богоно́снии, отцы́ на́ши,/ я́ко просвети́телие се́рбстии,/ святи́и первопа́стырие и патриа́рси,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии,/ Правосла́вия наста́вницы,/ Влады́ку всех Христа́ моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость

    .

    Кондак, глас 3

    :

    На престо́лех святи́тельских благоче́стно пожи́сте/ и лю́ди своя́ к богоразу́мию наста́висте,/ до́бре Бо́гу угожда́юще,/ сего́ ра́ди от Него́ нетле́нием и чудесы́ просла́влени бы́сте,// я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти

    .

    Православные монастыри Республики Сербской

    Республика Сербская – часть Боснии и Герцеговины. Здесь живёт много сербов, они исповедуют православие, и в этих краях 25 православных монастырей, и древних, и совсем новеньких. За пять лет жизни в этой стране я успела побывать в доброй половине из них, расскажу о самых впечатливших.

    Крупа-на-Врбасу (Баня-Лукская епархия)

    Монастырь Крупа-на-Врбасу был первым, в котором я оказалась после переезда в Боснию и Герцеговину. Сейчас я уже не удивляюсь скромности местных монастырей, знаю, что здесь – так, но в первый раз было непривычно. Небольшая церковь с резным иконостасом новой работы, рядом двухэтажное строение – жилая часть монастыря, и всё. Даже ограды нет.

    Монастырь, расположенный на реке Крупе, предположительно был основан в XIII веке. Он посвящён Святому Илии. Монастырь долго находился под защитой крепости Гребен, которая возвышалась на скале над всей округой. Потом эти земли захватили турки, Гребен был разрушен. Монахи ещё два столетия продолжали служение, но в XVII веке покинули эти края.

    Монастырь возродился три десятилетия назад трудами отца Саввы. Была восстановлена церковь Св. Илии, рядом построили жилой дом для монахов.

    В монастыре хранится ценный подарок из России – частичка мощей Св. Матроны Московской, и сюда приезжают верующие со всей страны и даже из Сербии, чтобы попросить святую о защите и помощи.

    Где находится: 25 километров южнее Баня-Луки (главного города Республики Сербской).

    Ловница (Зворницко-Тузланская епархия)

    По народному преданию монастырь Ловницу основал царь Драгутин. Стоит этот монастырь в укромном месте среди гор у целебного источника.

    Ловница – это настоящее сокровище среди балканских монастырей. Иконостас и часть фресок в церкви – это работы Лонгина, сербского живописца XVI века, влияние которого на балканскую иконопись чувствовалось ещё столетиями. Роспись церкви связана с чуть ли не детективной историей, разгадки которой нет до сих пор. В 1589 году Лонгин написал для иконостаса три десятка икон и начал было работу над росписями, но внезапно отложил кисть и покинул монастырь. После этого следы его потерялись на семнадцать лет. А затем Лонгин вернулся – но уже не к кисти, а к перу, став автором церковных гимнов.

    Для завершения брошенной работы в 1607 году игумен Ловницы пригласил живописную артель, предположительно, из Македонии. Эти мастера (Никола, Георгий, Йован и ещё один Йован) не могли тягаться с гениальным Лонгином, но они старались, как могли.

    Монастырь не раз переживал тяжёлые времена, горел, подвергался нападениям и разрушениям, но церковь с её ценнейшим иконостасом и росписями оставалась цела.

    Где находится: на западе Республики Сербской, в 40 км от Зворника – пограничного пункта между Сербией и Боснией и Герцеговиной

    Монастырь Святой Петки (Зворницко-Тузланская епархия)

    Монастырь Святой Петки (Параскевы) рядом с Биелиной – один из новейших монастырей, основанный в 2005 году. Он непривычно роскошный: большинство монастырей Боснии и Герцеговины выглядят очень скромно, они берут не роскошью, а душевностью.

    Монастырь задумывался как место жизни духовных лиц, которые по возрасту и состоянию здоровья не могут продолжать служение – что-то вроде дома для престарелых. Его огромная территория превращена в райский сад, где постоянно что-нибудь цветёт и благоухает.

    Посреди сада – церковь с золочёными куполами-луковицами: такими же, как у русских церквей. У церкви два этажа, крипта посвящена Святому Сергию Радонежскому. В ней хранится частичка мощей этого святого – подарок патриарха Алексия II. На стенах – изображения русских святых. Верхняя церковь Святой Петки ещё более роскошна, купола её поддерживаются причудливыми колоннами-деревьями с ликами святых и мучеников в медальонах.

    Ну, а дом для монахов-пенсионеров – это просто дворец. Пять этажей, башенки, галереи, роскошный портал с мозаичными павлинами.

    Где находится: на северо-западе Республики Сербской, в 5 км от Биелины

    Добрун (Дабро-Боснийская митрополия)

    От Вишеграда с его знаменитым мостом на Дрине до Добруна 12 километров. Случайно совпало, что в Добрун я попала в день его крестной славы – престольного праздника. Уже на подъезде к монастырю было удивительно много народа, у входа шкворчали на жаровнях чевапчичи и колбаски, пиво лилось рекой, над молчаливыми горами гремела музыка.

    Добрун посвящён Успению Пресвятой Богородицы, 28 августа сюда приезжают сотни верующих, чтобы присутствовать на праздничной литургии, а потом всласть повеселиться.

    Согласно легенде, монастырь Добрун, основанный местным правителем Прибилом в XIV веке, когда-то был самым большим в этих краях: источники приводят сведения о 700 монахах, хотя поверить в это сложно. После турецкого завоевания братия покинула монастырь. В течение столетий было несколько попыток возрождения духовной жизни в Добруне, но успехом увенчалась только последняя: духовным центром края он стал с 1994 года.

    Сейчас Добрун – большой монастырь со множеством построек, двумя музеями, издательством, старинной церковью и монументальным памятником Карагеоргию на высокой скале. В церкви сохранились фрески XIV века. Увы, только частично.

    Где находится: на западе Республики Сербской, в 8 км от границы с Сербией

    Добричево (Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия)

    Добричево – монастырь-путешественник. В 1960-е он переехал на новое место со всеми своими стенами, крышами и росписями. Тогда рядом строили плотину для создания Билечского водохранилища, и монастырь оказался в зоне затопления. Его нужно было спасти уже по той причине, что стены церкви украшали фрески кисти Георгия Митрофановича – сербского мастера XVIIвека. Монастырь аккуратно разобрали по камушку, предварительно перенеся фрески на новую основу, затем собрали на высоком берегу и вернули на стены фрески.

    Добричево основан в XIII веке, скорее всего, кем-то из Неманичей – средневековой династии сербских правителей. Он посвящён Введению Богородицы во храм. В XVII веке монастырь был достаточно богат и влиятелен, чтобы пригласить для росписи церкви Георгия Митрофановича, на тот момент – лучшего сербского иконописца. Во времена турецкого владычества монастырь претерпел немало бед.

    Сейчас Добричево – женский монастырь. Матушка Текла, настоятельница монастыря и замечательный иконописец, перебралась в Боснию и Герцеговину из Греции. Матушка обучила монахинь соседнего монастыря Святых Петра и Павла иконописи, и за последние годы они расписали несколько церквей в окрестностях Требине.

    Где находится: на юге Республики Сербской, 20 км севернее Требине

    Тврдош (Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия)

    Не ошибусь, если скажу, что самый знаменитый из монастырей Боснии и Герцеговины – это Тврдош. В первую очередь – своими винами. При монастыре работает одна из лучших виноделен страны. Посещение монастыря нередко завершается экскурсией по погребам с последующей дегустацией великолепных монастырских вин.

    Через стеклянный пол можно увидеть фундамент церкви IV века. В XV-XVI веках Тврдош был одним из самых влиятельных в регионе. Здесь принял постриг Василий Острожский – один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, и до изгнания из Герцеговины он был игуменом монастыря.

    В 1694 году венецианцы взорвали Тврдош, чтобы турки не могли использовать его как военное укрепление. Возрождение монастыря началось только в 1920-х. Он до сих пор достраивается: совсем недавно, например, выросла башня-пирг, похожая на башни Хиландара – сербского монастыря на Святом Афоне.

    Где находится: юг Республики Сербской, 8 км от Требине

    Дужи (Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия)

    Дужи по статусу – это метох (филиал) Тврдоша. Однако был период, когда Дужи был центром Захумско-Герцеговинской епархии. После разрушения Тврдоша часть монахов ушла в Черногорию, а часть вместе с владыкой переселились в Дужи. Крохотную церковь Святого Пантелеймона со временем перестроили, чтобы соответствовала новому статусу, на месте лачуг выросли конаки – жильё для монахов. В 1777 году центр епархии перенесли в Мостар, а Дужи остался духовным центром для православных Герцеговины.

    Из Дужи в Россию и обратно тянутся многочисленные ниточки. Главой о монастыре Дужи открывается книга путевых заметок первого российского консула в Боснии Александра Гильфердинга. Он же способствовал восстановлению монастыря, когда тот был разрушен турками. Между двумя мировыми войнами братию монастыря составляли русские, покинувшие родину после революции (все полегли от пуль югославских партизан). Один из колоколов старинной церкви – подарок из России.

    Сейчас Дужи – женский монастырь. Он стоит в стороне от магистральной дороги, посетители там редки, но каждому гостю рады. Угостят ракией и кофе, покажут монастырь, расскажут о его истории.

    Где находится: юг Республики Сербской, 12 км западнее Требине

    И другие

    В завершение перечислю остальные православные монастыри Боснии и Герцеговины.

    К Зворницко-Тузланской епархии (северо-восток страны) относятся старинные монастыри Тавна, Озрен, Папрача, Сасе и новые – Святого Василия Острожского в Биелине и Святого Николы в этноселе Станишичи. В окрестностях Баня Луки – монастыри Моштаница, Гомионица, Ступле, Липле. В Бихачско-Петровачской епархии (северо-запад) – Рмань, Глоговац, Клисина и Веселине. Кроме упомянутого Добруна в Дабро-Боснийской митрополии есть ещё монастырь Возуча. В Герцеговине семь монастырей: помимо Тврдоша, Дужи и Добричево – Житомислич у Мостара, монастыри Св. Петра и Павла и Завала недалеко от Требине, а в самом Требине в 2000 году построен монастырь Херцеговачка Грачаница.

    Елена Арсениевич, гид-экскурсовод и автор он-лайн путеводителя по Боснии и Герцеговине.

    Фото автора

    Россия и Сербия: Единая вера. Единая боль. Единое будущее?

    Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде, протоиерей Виталий Тарасьев в эксклюзивном интервью Царьграду рассказал о современной жизни Сербской Церкви, её отношении к Церкви Русской и сохранении памяти о дореволюционной России

    С протоиереем Виталием Тарасьевым, внуком русских беженцев, оказавшихся в Белграде в результате революционных потрясений и гражданской войны 1917-1922 годов, мы встретились в Свято-Троицком храме белградского подворья Русской Православной Церкви, чьим настоятелем отец Виталий является вот уже почти четверть века. До этого настоятелем был его отец, протоиерей Василий, а до него, с 1950 по 1974 год, — дед, протоиерей Виталий.

    Сохраняя преемственность поколений, род Тарасьевых сохранил и память о той старой, дореволюционной России, которую мы, русские люди, давно потеряли. А вместе с тем отец Виталий и его родственники лучше других осознают ту неразрывную духовную связь, которая объединяет русских и сербов, православные славянские народы, немало пострадавшие в трагическом XX столетии и находящиеся под постоянным внешним давлением и сегодня, в веке XXI.

    Протоиерей Виталий Тарасьев и министр иностранных дел России Сергей Лавров в Белграде в 2011 году. Фото: mospat.ru

    Об этом и многом другом мы и побеседовали с отцом Виталием на солее Свято-Троицкого храма, в считанных метрах от могилы легендарного белого генерала, барона Петра Врангеля, погребённого в Сербской земле в стенах именно этой русской святыни.

    Косовский фронт Православного мира

    Царьград: Отец Виталий, ровно 20 лет назад ваш храм серьёзно пострадал в ходе натовской бомбёжки. Расскажите, пожалуйста, об этом трагическом событии.

    Протоиерей Виталий Тарасьев: Да, это было в 1999 году в рамках бомбардировки Югославии альянсом НАТО. Всего в 60 метрах от алтарной стены нашего храма находится главный телевизионный центр Сербии, который в ночь с 22 на 23 апреля разбомбили американцы, в результате чего и наш храм был сильно повреждён: все окна были выбиты, 27 пробоин на крыше, от ударной волны пострадали и стены храма.

    Ц.: В результате тех событий, 20 июня 1999 года, югославские войска были вынуждены покинуть Косово и Метохию. К чему привела эта вынужденная капитуляция?

    Храм Богородицы Левишки в косовском городе Призрене (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО). Фото: novorosinform.org

    Отец Виталий: Перемирие подписали, но мир не наступил. Сербы были вынуждены массово покинуть Косово и Метохию (а это колыбель Сербского Православия!), но надо помнить, что сам этот процесс начался не 20 лет назад, а гораздо раньше. Ещё в 1946 году, когда в Югославии утвердилась коммунистическая власть, принявшая закон, согласно которому сербам, в ходе войны вынужденным покинуть оккупированное Албанией Косово, запрещалось возвращение в родные места. Но давление продолжалось и после войны, и к началу 1990-х многие сербы уже покинули родные дома, а в 1990-е годы этот процесс только усилился при поддержке Запада.

    Вообще, этот процесс — это реализация старой задумки англосаксов о подконтрольной им «Великой Албании», один из элементов геополитической «Большой игры», начатой уже очень давно. И это касается не только Косова и Метохии: значительная часть территории той же Северной Македонии сегодня находится под контролем албанцев, как и три общины Сербии — Прешево, Медведжа и Буяновац, на которые албанцы также активно претендуют. В итоге прорисовывается тот самый проект «Великой Албании», который не позволяет России и Китаю распространить своё влияние на Балканах.

    Ц.: Известно, что некоторые современные сербские политики уже были готовы на размен территориями с албанцами. Их остановила Сербская Церковь?

    Отец Виталий: Именно так: Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви чётко высказался за целостность Сербии и недопустимость никаких территориальных разграничений. В толковании соборных решений на официальном сайте Сербской Православной Церкви написано прямо: ту землю, которую мы отдадим, вернуть уже будет невозможно, оккупация же всегда бывает временной.

    Ц.: А какова вообще сегодня ситуация на косовской территории? Совершаются ли богослужения в многочисленных православных святынях, храмах и монастырях, на этой оккупированной территории?

    Отец Виталий: Богослужения, конечно, совершаются. Там существует живая Православная Церковь, хотя сербы, конечно, малочисленны. Существуют живые монастыри с насельниками и насельницами, и народ по воскресным дням ходит в свои сельские храмы. В 2004 году, как известно, в Косове был самый настоящий разгром святынь. Но здесь мы видим самую настоящую шизофрению западных стран: с одной стороны, именно они способствовали этому разгрому, а с другой — спустя несколько лет через ЮНЕСКО и другие международные фонды начали восстановление древних святынь.

    Первая за 12 лет Литургия на развалинах косовского Свято-Троицкого монастыря. 2011 год. Фото: pravoslavie.ru

    Ц.: Даже косовские албанские власти кичатся тем, будто что-то восстановили?

    Отец Виталий: Здесь-то как раз понятно. Они это делают ради того, чтобы все восстановленные ими святыни Сербской Православной Церкви переименовать в «косовские святыни», что, по их мнению, даёт им право на «национализацию» этих храмов и монастырей, чтобы отобрать их у Церкви в пользу их лжегосударства.

    Сербская Церковь — Твердыня Православия

    Ц.: Отец Виталий, несомненно, для Русской Церкви очень важна чёткая каноническая позиция Патриарха Сербского Иринея и всех сербских архиереев по украинскому церковному вопросу. А насколько вообще в Сербии осознают важность происходящего?

    Отец Виталий: Епископат Сербской Православной Церкви прекрасно понимает, что происходит на Украине. Во-первых, потому что немало личных контактов. Во-вторых, сербы на своей канонической территории тоже проходят нелёгкие испытания. Это и многолетний раскол в Северной Македонии, который начался ещё при коммунистах, и раскол в Черногории (так называемая «Черногорская православная церковь» имеет непосредственные связи с «Киевским патриархатом» — прим. Царьград). Все они сформированы на основе националистической ненависти к сербскому народу и Сербской Православной Церкви, точно так же как расколы на Украине — на основе ненависти к русским и Русской Православной Церкви.

    Ц.: Но какова цель этих псевдоправославных раскольнических проектов? Только ли раскол православных народов и ослабление их Церквей?

    Отец Виталий: Всё это также связано с процессом униатизации. В истории уже были примеры, как отколотые части одного народа уходили в унию, и эти униаты всегда были более агрессивными к православным, чем сами римо-католики. Именно такой процесс сейчас происходит и на Украине, и в Черногории, и в Северной Македонии. И, конечно, это поддерживается со стороны США и других западных стран и материально, и политически: в сербах видят этаких «маленьких русских человечков» на Балканах.

    Ц.: А какую поддержку сейчас ждут в Сербии от России? Не в 1999-м, когда мы так и не смогли передать сербам комплексы С-300, чтобы защитить в том числе и русский Свято-Троицкий храм, в котором мы сейчас находимся, но именно сейчас.

    Отец Виталий: Слава Богу, сейчас у нас на Руси другое положение, другой президент и другое мировоззрение, нежели в 1999 году. Россия показала, что умеет защищать свои национальные интересы, в том числе в Сирии. Сербам хотелось бы, чтобы она продемонстрировала это и в отношении их страны, где свыше 90% населения — православные христиане. И я с этим полностью согласен, поскольку, с одной стороны, мы и единокровные, и единоверные народы, а с другой — это полностью в интересах России. К слову, Балканы и Ближний Восток — это и духовно, и геополитически во многом взаимосвязанные регионы.

    Сербы — русские на Балканах

    Ц.: Но нет ли сейчас в Сербии социальной апатии, связанной с тем, что сегодняшние власти, несмотря на патриотическую риторику, углубляют процесс «евроинтеграции», который заключается не в повышении жизненного уровня населения, но в ежегодном проведении «гей-парадов»?

    Отец Виталий: Если смотреть на мир глазами церковного человека, то мы видим, что в реальности очень многое можно сделать даже в, казалось бы, безвыходной ситуации. Напомню, русский народ и Русская Церковь начали своё возрождение в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Также и сербский народ и Сербская Церковь — в 1985 году, когда югославское государство вернуло Церкви участок в Белграде с 12-метровыми стенами Храма Святого Саввы на месте, где по преданию в XVI веке турки сожгли его мощи.

    Тогда, в мае 1985-го, приснопамятный Патриарх Сербский Герман совершил на этом месте Божественную литургию при стечении нескольких сотен тысяч молящихся. Мой покойный отец, протоиерей Василий, тогда был среди служащих священников, я тоже был там. И это было началом. Очевидно, что процесс возрождения не может быть очень быстрым, должно смениться три-четыре поколения. В учебнике истории 100-150 лет — это пол-абзаца, в личном же плане — это большой срок.

    Белград. Вид на Храм Святого Саввы Сербского. Фото: patriarchia.ru

    Поэтому то, что происходит сегодня, меня не удивляет. Всё это — части длительной духовной борьбы между Богом и диаволом. При этом Сербская Церковь, которой, правда, не всегда дают свободно выходить в общественное пространство, имеет свою твёрдую каноническую позицию в отношении тех же так называемых «европейских ценностей», противоречащих христианским, евангельским ценностям. И народ это слышит.

    Свято-Троицкий храм в Белграде: связь поколений

    Ц.: Очевидно, для возрождения наших православных народов важно обращение к духовному опыту предыдущих поколений. Здесь, в стенах русского Свято-Троицкого храма, возведённого белыми эмигрантами, традиции старой, дореволюционной России сохранялись и после революционной трагедии 1917 года. А сохраняется ли эта память сегодня?

    Отец Виталий: Да, между двумя войнами (Первой и Второй мировыми — прим. Царьград) здесь, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, а с 1929 года — Королевстве Югославия, во всех городах существовали русские православные общины. И везде не просто сохранялась, но развивалась церковная жизнь. В августе 1944 года, когда стало ясно, что югославские территории от фашистов будет освобождать Красная армия, многие русские эмигранты покинули эти земли. Ведь одно дело — освобождение от фашистов, а другое — списки НКВД, которые реально существовали, и о которых уже было известно.

    Свято-Троицкий храм. Подворье Русской Православной Церкви в Белграде. Фото: patriarchia.ru

    В итоге наши Свято-Троицкий храм и Иверская часовня на Новом кладбище Белграда по договорённости Сербской и Русской Церквей были переданы Московскому Патриархату и получили статус Подворья Русской Православной Церкви в Белграде. К сожалению, до 1985 года отношение в титовской Югославии к русским было очень сложным, а потому многие потомки русских эмигрантов отошли от нашей церковной общины.

    Патриарх Сербский Ириней совершает богослужение в русском Свято-Троицком храме в Белграде. Фото: mospat.ru

    И только с конца 1980-х — начала 1990-х годов она начала возрождаться. Сначала это были потомки беженцев, потом к ним присоединились семьи российских дипломатов, русские предприниматели, имеющие бизнес в Сербии, представители смешанных браков, наконец, сотрудники представительств различных российских компаний в Сербии. Поэтому, конечно, община нашего храма сегодня сильно отличается от той, что была в 1920-е — 1930-е годы, но память о тех временах в нашем приходе, конечно, сохраняется.

    Введение

    Русскую и Сербскую Православные Церкви на протяжении многих веков соединяли самые разнообразные и зачастую тесные связи. В начале XX века в Сербии уже имелся населенный русскими иноками монастырь и два построенных с участием России храма, однако это было только начало. XX век стал уникальным периодом, когда представители двух братских славянских Церквей постоянно взаимодействовали между собой, оказывали друг другу различную помощь и взаимно духовно обогащали друг друга.

    Это было связано прежде всего с тем, что в Югославии в 1920-е – первой половине 1940-х гг. находился центр деятельности и высшие органы управления Русской Православной Церкви за границей. После революции 1917 г. Русская Православная Церковь продолжила и даже расширила миссионерскую деятельность за пределами страны. В результате поражения белого движения в ходе гражданской войны 1918–1920 гг. Россию покинули около двух миллионов граждан страны, не смирившихся с победой советской власти. Из них более 200 тысяч к началу 1920-х гг. поселились в странах Балканского полуострова, прежде всего в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославии). Такое количество эмигрантов способствовало значительной активизации русской церковной жизни заграницей. В числе покинувших Россию было более двух тысяч священнослужителей, в том числе свыше 40 архиереев; только в Сербскую Православную Церковь приняли на службу 250 русских священников.

    В первую очередь 1920-40-е гг. представляли собой уникальный период, когда русское духовенство играло значительную роль в общей религиозной жизни Югославии. Оно нередко было более образованным, активным, творческим, нежели местные православные священнослужители, и поэтому с начала 1920-х гг. зачастую выступало инициатором многих важных духовных процессов: способствовало возрождению сербского женского монашества, созданию духовных учебных заведений (семинарий, богословских факультетов в Белградском и Загребском университетах), развитию богословской науки и т. д.

    После окончания Первой мировой войны, в 1918 г., на основе Сербии возникло фактически новое государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев, поэтому многое в его внутреннем устройстве, в том числе в церковной жизни, пришлось создавать заново, и в данном деле русские священнослужители смогли ярко проявить себя. Этому способствовала историческая вековая традиция воспринимать Церковь могущественной Российской империи (хотя уже и не существующей после 1917 г.) как ведущую в православном мире.

    Подавляющая часть поселившихся в Югославии российских священнослужителей и мирян принадлежала к Русской Православной Церкви за границей. Эта Церковь хотя и была относительно небольшой по численности, однако обладала значительным авторитетом и поэтому играла заметную роль в определении общей церковной ситуации на Юго-Востоке Европы. Всего на территории Югославии в начале 1920-х гг. поселилось около 85 тысяч русских эмигрантов (правда, затем их число существенно сократилось).

    Они построили шесть церквей и часовен, образовали более 10 приходов, духовные братства – святого Серафима Саровского, отца Иоанна Кронштадтского, святого князя Владимира, Святой Руси и др. Монахи из России проживали во многих сербских монастырях и, кроме того, образовали еще два самостоятельных – мужской в Мильково и женский в Хопово. На богословском факультете Белградского университета в 1939 г. преподавали два русских профессора и обучались 23 русских студента. В городе Сремски Карловцы находился руководящий орган Русской Православной Церкви за границей – Архиерейский Синод во главе с его председателем митрополитом Антонием (Храповицким), которого в 1936 г. сменил митрополит Анастасий (Грибановский)[1].

    Окончание Второй мировой войны принесло с собой серьезные изменения. Значительная часть русских эмигрантов покинула Югославию, однако более 10 тысяч все же осталось в этой стране. С 1945 г. в Югославии существовало русское благочиние в юрисдикции Московского Патриархата, однако с 1955 г. осталось лишь одно подворье Русской Церкви с двумя храмами в Белграде. Во второй половине XX века история русской церковной эмиграции в Югославии характеризуется постепенным угасанием. Новое значительное оживление русской церковной жизни в этой стране началось в 1990-е гг., уже после распада СССР, и продолжается до настоящего времени.

    Следует отметить, что феномен Русского зарубежья XX века заключался в его служении вечным истинам (в том числе христианству), ознакомлению европейской общественности с русскими вековыми культурными, нравственными и религиозными ценностями, что особенно ярко проявилось в Югославии. Русский православный мир заграницей в 1920-1940-е гг. представлял собой целый материк, уже почти исчезнувший. Только в последнее время он привлек внимание исследователей. Их работа важна и для понимания современной церковной ситуации. Именно русское эмигрантское духовенство сделало чрезвычайно много для развития Православия на Балканах, и плоды этих усилий ощутимы и в настоящее время.

    Историография избранной темы не очень велика. Только в начале 1990-х гг. началось обращение к колоссальным, недоступным ранее пластам документов российских архивов, а также к зарубежным архивам Русской Православной Церкви, которые пока еще недостаточно введены в научный оборот.

    Деятельность русской церковной эмиграции в Югославии рассматривается в небольшой, но интересной книге В. И. Косика «Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века)»[2]. В 2007–2014 гг. вышли три монографии преподавателя Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета А. А. Кострюкова, посвященные истории Зарубежной Русской Церкви в 1920-1980-е гг., особенно в период пребывания ее руководящих органов на территории Югославии[3].

    Миссионерская деятельность русской православной диаспоры частично рассмотрена в монографии А. Б. Ефимова, уделявшего особенное внимание истории Российских Духовных Миссий и судьбе оказавшихся за границей русских религиозных философов и богословов[4]. Значительный вклад в изучение связей Поместных Православных Церквей, в том числе Сербской, с русской церковной эмиграцией внес К. Е. Скурат[5]. Среди опубликованных работ об известных деятелях Зарубежной Русской Православной Церкви следует отметить книги о некоторое время служившем в Югославии святителе архиепископе Иоанне (Максимовиче)[6].

    Много ценных фактов можно извлечь из обзорных работ по истории Югославии и ее отдельных регионов, написанных немецкими историками Т. Бремером, К. Бухенау и Л. Штайндорфом[7]. А в 2011 г. Клаус Бухенау опубликовал фундаментальную монографию о русском влиянии на Сербскую Православную Церковь[8]. Из проживающих в настоящее время в Сербии потомков русских эмигрантов первой волны основной вклад в изучение темы внес А. Б. Арсеньев, опубликовавший ряд книг и статей по истории различных русских приходов и монастырей на территории Югославии. При подготовке этой книги также использовались труды славянских, прежде всего сербских, хорватских и черногорских историков: Р. Радич, П. Позара, В. Джурича, Ю. Кришто, В. Пузовича и др.[9]

    Ценным источником являются десять томов опубликованного в 1957–1963 гг. труда епископа Никона (Рклицкого), посвященного первоиерарху РПЦЗ митрополиту Антонию (Храповицкому)[10]. В 1988 г. Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле был издан сборник «Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого)»[11].

    Интерес представляет и опубликованное нарративное наследие деятелей русской церковной эмиграции (мемуары, дневники, автобиографии, письма и т. д.): митрополита Вениамина (Федченкова), митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископа Иоанна (Шаховского), правителя дел Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей епископа Григория (Граббе), секретаря патриарха Сербского Варнавы В. А. Маевского и др.[12]

    Ряд важных тем из истории русской церковной диаспоры в Югославии, несмотря на их очевидную научную важность, остаются неизученными. Между тем хранящиеся в архивах документы позволяют осветить многие малоизвестные или вообще неизвестные ранее страницы этой истории. В данной книге были использованы документы многих российских и зарубежных архивов, как государственных, так и церковных.

    В их числе: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив социально-политической истории, Федеральный архив в Берлине (Bundesarchiv Berlin), Политический архив Министерства иностранных дел в Бонне (Politisches Archiv des Auswartigen Amts Bonn), архив Института современной истории в Мюнхене (Institut fur Zeitgeschichte Mimchen), Архив Сербии, Архив Югославии в Белграде, Хорватский государственный архив в Загребе, Бахметьевский архив русской и восточно-европейской истории и культуры в Колумбийском университете Нью-Йорка (The Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, New York), архив Гуверовского института войны, революции и мира (Hoover Institution on war, revolution and peace Archives, Stanford University), специальная коллекция библиотеки Стенфордского университета в Калифорнии (Stanford University, Special collections Librarian), Архив Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, Архив Санкт-Петербургской епархии, Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), Архив Германской епархии Русской Православной Церкви за границей в Мюнхене.

    Монография подготовлена доктором исторических наук, главным архивистом Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии Михаилом Витальевичем Шкаровским.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]