Какая вера у эфиопов — древнейших православных на земле


Эфиопия — это единственно традиционная африканская страна

Эфиопия или Федеративная Демократическая республика Эфиопия — государство в Восточной Африке. После выхода из её состава 24 мая 1993 года Эритреи она не имеет выхода к морю. Ранее была известна как Абиссиния.

Эфиопия — единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь). Этот факт позволяет достаточно легко ответить на вопрос: какая вера у эфиопов?


Церковь Святого Георгия в Лалибэле. Эфиопия — это единственная традиционно христианская страна в Африке. Фото: upload.wikimedia.org

Эфиопская Церковь — это православная церковь, при этом она придерживается миафизитства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство, в результате Эфиопская Церковь Мекане Йесус является самой быстро растущей лютеранской деноминацией в мире.

Среди других протестантских групп следует отметить пресвитериан, баптистов, адвентистов и верующих, входящих в христианскую пятидесятническую церковь — Всемирное братство Ассамблей Бога.

Согласно данным переписи 1994 года в стране насчитывалось следующее количество последователей той или иной религии:

  • восточное христианство (Эфиопская церковь)— 50,6 %;
  • христиане-протестанты — 10,2 %;
  • мусульмане — 32,8 %;
  • аборигенные культы — 4,6 %;
  • прочие — 1,8 %.

50%

столько эфиопов — прихожане Эфиопской церкви

Конституция Эфиопии предусматривает свободу вероисповедания граждан. В целом для властей Эфиопии характерно соблюдение этого принцип. Кроме того Конституция страны также устанавливает принцип отделения церкви от государства и запрещает существование государственной религии.

В 1990-х годах произошла радикализация части исламского населения, частично пошедшего на открытый конфликт с центральным правительством, поэтому в настоящее время правительство контролирует процесс строительства культовых сооружений христианскими и мусульманскими общинами страны.


Флаг Эфиопии. В Эфиопии конституционно закреплен принцип свободы вероисповедания. Фото: upload.wikimedia.org

По закону все религиозные объединения в стране должны быть зарегистрированы (регистрация возобновляется каждые 3 года. В межрелигиозных отношениях центральное правительство занимает подчёркнуто нейтральную позицию посредника.

Помимо этого центральное правительство запрещает религиозное образование в государственных и частных школах. При этом признаются как христианские, так и мусульманские праздники. В Эфиопии запрещено формировать партии по религиозному признаку.

Содержание

  • 1 Христианство в Эфиопии
  • 2 История 2.1 Эфиопская Церковь 2.1.1 Возникновение Эфиопской Церкви
  • 2.1.2 Эфиопская Церковь в Новейшее время
  • 2.1.3 Особенности Эфиопской Церкви 2.1.3.1 Священное Писание и богословие
  • 2.1.3.2 Храмы
  • 2.1.3.3 Иконопись
  • 2.1.3.4 Богослужение
  • 2.1.3.5 Посты
  • 2.2 Аксумская митрополия Александрийской Православной Церкви
  • 3 Православные святые Эфиопии
  • 4 Святыни
  • 5 Православные храмы Эфиопии
  • В Эфиопии традиционных верований придерживается до 10% жителей

    В Эфиопии число последователей традиционных верования составляет от 5 до 10 % от числа жителей этой страны. Проживают они, в основном, на юге и юго-западе страны. В их верованиях большое место отводится силам природы.

    от 5 до 10%

    столько жителей Эфиопии придерживаются традиционных верований

    Основное место занимает культ «Атетье» — культ деторождения и плодородья. При этом местные христиане и мусульмане также почитают силы природы. Жрецы традиционных религий, как правило, выступают как особая замкнутая каста — носительница сакральных знаний.


    Представители эфиопской народности оромо. В Эфиопии многие племена и народности исповедуют традиционную. Анимисткую религию

    В удалённых районах на юге страны оромо (наиболее крупный по численности народ Эфиопии) продолжают поклоняться доброму верховному богу Уаку. Зло олицетворяется в лице Борентити (или сайтан). Оромо одухотворяют природу, поклоняясь различным природным объектам и явлениям.

    Культ природы связан в их представлениях с символикой чисел: каждый предмет и явления имеют своё число. В отдельных группах оромо (борана), на юге страны сохранился институт половозрастных групп — «гада». В течение 8 лет определённая группа должна исполнять определённые обязанности в жизни общины (затем происходит ротация).

    Женщины эфиопского племени мурси убивают своих мужей наркотиками.

    В некоторых местах Эфиопии сохранились языческие культы, имеющие шокирующие обычаи. Так, например, у некоторых нилотских племён в долине р. Омо, на крайнем юге страны существует культ бога смерти Ямда.

    Особенно это характерно для племени мурси. Женщины этого племени — жрицы Ямда. Они убивают в его честь своих мужей, используя для этого наркотические травы.

    Анимизм (вера в одушевленность всего в природе)

    Этой специфической религии привержены не более 12 % от всего населения страны, в некоторых областях она тесно переплетается с православием: духовенство в христианской Эфиопии имеет не только привычных в общем понимании священников, но и отдельную касту – дэбтеров. Считается, что они являются посредниками между простым людом и миром духов природы, в который также верят многие эфиопы, несмотря на главную религию. Население Эфиопии почтенно относится к святым местам, поэтому на территории храмов, монастырей и земель, к ним прилежащим, запрещено насилие любого рода, даже самого малого зверька либо наоборот дикого зверя никогда не тронут, почтительно обходя стороной.

    Дэбтеры выполняют ритуальные службы по задабриванию духов, когда гневается природа, исполняют ритуальные танцы, которые имеют место даже на обычных христианских службах, а также являются лекарями и знахарями для тех, кто просит у них помощи.

    Большинство эфиопских христиан принадлежат к Эфиопской православной церкви

    Эфиопия является третьей после Армении и Осроенского царства страной, официально принявшей христианство.

    Согласно переписи 1994 года, 61,6 % населения страны являются христианами, в том числе 50,6 % — адепты дохалкидонской Эфиопской церкви, 10,1 % — протестанты и 0,9 % — католики. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь — это одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей.

    61,5%

    столько эфиопцев, согласно переписи 1994 года, — христиане

    До 1959 года она обладала автономией и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви, после чего получила автокефалию. Как и другие Древневосточные церкви признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию. Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую структуру духовенства.

    Святитель Фрументий Аксумский. Фрументий — это просвятитель Эфиопии, первый епископ Аксума. Фото: upload.wikimedia.org

    Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство пришло в Эфиопию в первом веке от апостола Филиппа, обратившего евнуха, из посланцев царицы Кандакии. Предание также говорит о том, что первым христианским просветителем эфиопов был Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.

    Он обратил в христианство императора Эфиопии Аксума. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы Афанасием Александрийским, вернулся в Эфиопию и, став первым епископом Аксума, продолжил евангелизацию страны.

    Эфиопскую Церковь возглавляет Абуна — патриарх.

    В административном отношении Эфиопская Церковь с самого своего зарождения являлась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха, который поставлял египетского епископа в абуны. Абуна был единственным епископом Эфиопии.

    Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются неактуальными, таких как соблюдение законов о пище. Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете). При этом древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур.


    Священник Эфиопской Церкви. В Эфиопской Церкви ко всем священникам, в том числе и Патриарху, принято обращаться абуна или «отец наш». Фото: upload.wikimedia.org

    В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. В 1959 году Эфиопская ортодоксальная церковь стала полностью независимой от Коптской, а её предстоятель был возведён в сан Патриарха.

    B июле 2007 года в Каире Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, тем не менее, Коптская церковь поддержала полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.

    Кроме того, в стране присутствует Греческая православная церковь александрийского патриархата. Она представлена в Эфиопии греками и арабами (приблизительно 5 тыс. чел.), проживающими в основном в Аддис-Абебе.


    Зачем нужна религия

    Паломничество

    Хорошо известно, что эфиопы всегда стремились совершать паломничество в Святую землю, чтобы поклониться тем местам, где Господь наш Иисус Христос родился, вырос, был распят и погребен, и где Он воскрес; чтобы получить благословение от этих мест, вобравших столько печали и горя.

    Некоторые эфиопы советуют совершать духовное путешествие на протяжении месяца или дважды в год. Это духовная традиция, унаследованная от предков, является неотъемлемой частью их веры. В настоящее время мы часто видим молодых эфиопов, отправляющихся в паломничество. При посещении монастыря монахи омывают ноги паломникам, в то время как монахини омывают ноги паломницам. В каждой церкви есть паломнический отдел.

    Самые популярные паломничества — это церковь Девы Марии Сиона в Аксуме (где, согласно преданию, находится Ковчег Завета, который является основой эфиопского христианства), Лалибела — город, который назван в честь знаменитого монарха, известного вырубленными в скале церквями, гора Карбе (что означает «мирра») из Амба Гешен — знаменитая своим фигурным поперечником гора, где король Зара Якоб (Zar’a Yâ’qob) (1434–1468) положил реликвию Истинный Крест и другие святыни, полученные от отца Давита (Dâwit) (1382–1411). Также известны у паломников вершины вулкана Зуккала (Zeqwâlâ), где жил, молился и умер святой Гэбрэ Менфес Кеддус (Guebré Menfes Qeddous); монастырь Дебре-Либанос, расположенный на впечатляющем откосе в ста километрах от Аддис-Абебы, где святой Текле Хайманот создал сеть миссионерских обителей; монастыри на островах озера Тана, усыпальницы святых королей, чьи церкви хранят старинные рукописи, и т. д.

    Проповедники и певцы (не церковный хор!) оживляют поездку в святое место, на каждой остановке звучит проповедь, поучение и пение. Воспевают добродетельную монашескую жизнь, стремление к Богу, который спасает подвижников, оставивших отца и мать, и славу мира. Если наступает ночь, паломники не идут в гостиницу — а в церковь, где молятся на богослужении часов или на молитве Завета (Kidân), представляя, что человек создан был для того, чтобы подобно ангелам благодарить Бога.

    Католики в Эфиопии закрепиться не смогли

    Первые католические миссионеры появились в Эфиопии ещё в 15 веке. Их агрессивно поддерживал Ватикан и португальцы. В результате ряд императоров — Зэ-Дынгель и Сусныйос активно покровительствовали иезуитам и тайно приняли католичество.

    Следствием этого стали междоусобные религиозные войны. В последствие Сусныйос был вынужден отречься от престола в пользу сына — Фаселедеса (Василид).


    Руины католической церкви, XVII век, на берегу озера Тана, Эфиопия. При эфиопском императоре Фаселедесе (Василиде) католики были изгнаны из страны, а католические храмы разрушили. При этом император восстановил старые церковные порядки. Фото: upload.wikimedia.org

    Фаселедес, в свою очередь, восстановил старые церковные порядки и подчинил заново Эфиопскую церковь коптскому патриарху. Новый император приказал всех европейцев выслать за пределы империи. А приграничным племенам было поручено платить золотом за голову каждого европейца приблизившегося к границам Эфиопской империи.

    В наше время в Эфопии насчитывается не более 100 000 католиков, проживающих в основном в Аддис-Абебе и центральных районах страны, небольшая часть в Тыграй, Кэфа и Сидамо. В основном это тиграи, амхара и оромо.

    Ислам признается второй по численности конфессией в Эфиопии

    Ислам — вторая по численности конфессия в Эфиопии. Согласно переписи населения 1994 года, мусульмане составляют 32,8 % населения Эфиопии. Большинство эфиопских мусульман — сунниты.

    32,8%

    столько мусульман проживали в Эфиопии, согласно переписи 1994 года, большинство из них — сунниты

    Проникновение ислама в Эфиопию можно отнести к 619 году. Из-за преследования со стороны курайшитов некоторым приверженцам раннего ислама пришлось покинуть свою родину и отправиться в Эфиопию.

    Это событие в арабской историографии получило название «хиджра», что с арабского переводится как «переселение». Кроме того, малоизвестен тот факт, что внук великого императора Эфиопии Менелика II — Лидж Иясу, вступивший на престол в 1913 г., принял ислам.


    Мечеть в городе Хараре. Ислам — это вторая по численности верующих религия в Эфиопии. Фото: upload.wikimedia.org

    В настоящее время ислама придерживаются сомали, афары, значительное число оромо, отчасти гураге и сахо, некоторые амхара. Ислам, кроме того, распространён среди арабов, пакистанцев и индийцев. Больше всего мусульман живет в штатах Сомали-Огаден и Афар (почти всё население).

    Кроме того, их много в бывших провинциях Уолло, Бале, Кэфа. В столице Эфиопии Аддис-Абебе проживает около 1 млн мусульман. Крупнейший религиозный центр мусульман Эфиопии – город Харер.

    32,8 %

    столько граждан Эфиопии — мусульмане

    Периодически между христианскими и мусульманскими религиозными общинами вспыхивают конфликты. Обычно они происходят между местными мусульманами и проникающими в страну протестантами.

    Правительство Эфиопии строго следит за тем, чтобы в стране соблюдался межрелигиозный мир. Для этого, например, запрещается деятельность в стране некоторых представителей протестантизма.

    Всех эфиопских евреев правительство Израиля вывезло из страны самолетами

    Бета Исраэль (Beta Israel) — небольшие изолированные группы африканских евреев, с древнейших времен живших в Эфиопии. Об их существовании не было известно остальному миру, но и они не знали о существовании других евреев вне своей общины. На Западе об их существовании узнали лишь в XX веке.

    Практически до конца 20 века местная форма иудаизма – религия фалаша, насчитывала несколько десятков тысяч последователей в основном в высокогорных северных районах страны: Сымен и Бэгемдыр (Гондер). В 1975 году Государство Израиль признало их в качестве евреев.


    Эфиопские евреи (фалаша). Фалаша считают себя потомками знатных людей из Иерусалима, прибывших в Эфиопию вместе с царем Соломоном. Фото: data.cyclowiki.org

    В 80-е годы Эфиопию поразила ужасная засуха. По согласованию с властями Эфиопии власти Израиля в ходе операций Моисей и Соломон, проведенных в 1984 и1991 годах соответственно, на самолетах вывезли несколько тысяч фалаша в Израиль. Лишь небольшая группа евреев, которую Израиль не признал евреями, осталась на территории Эфиопии.

    В 90-е годы эмиграция эфиопских евреев приняла массовый характер (в основном по экономическим мотивам и благодаря активной агитации со стороны еврейских организаций). В настоящее время численность фалаша в стране может быть около 1 тыс. человек.

    Сегодня в Эфиопии остается не более 1 тысячи фалаша.

    Принадлежность фалаша к еврейской нации многими оспаривается: ни в языковом (язык агау), ни в расовом отношении они не являются евреями. До 19 века в религиозной практике этого народа использовался Ветхий Завет, написанный на языке геэз.

    Талмуд до той поры был им не известен. Богослужение также очень сильно напоминало практику эфиопской православной церкви: у фалаша также практиковался экстатический литургический танец. В повседневной жизни разговаривали на диалекте кайла (агау) и амхарском. В синагогах использовался язык гэез.


    Примерная территория фалаша в Эфиопии. В настоящее время в Эфиопии остаются только те эфиопские евреи, которых евреями не признал Израиль. Фото: upload.wikimedia.org

    Появление фалаша в Эфиопии объясняют широким распространением иудео-христианских и иудейских групп в первые века н. э. Это достаточно распространенное явление в то время. Так в Ймене тоже были обнаружены группы, исповедующие верования, похожие на иудаизм.

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    Толерантность как залог мирного существования

    Религиозная политика Эфиопии построена так, что в стране совершенно не возникают распри по поводу вероисповедания, ни в коем случае не ущемляется право выбора вероисповедания.

    Мусульмане, христиане и атеисты чаще всего мирно уживаются друг с другом, спокойно относясь к выбору каждого, чем заслуживают уважение всего мира. Даже небольшие группы анимистов, растафарианцев, иудеев и прочих верований чувствуют себя в полной защищенности, так как в Эфиопии уважительно относятся ко всем религиям. Хотя порой возникают и напряженные моменты.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]