Добро и зло
Вы даже не представляете себе, дорогие друзья, насколько сильно, ваше понимание добра и зла, сказывается на вашей жизни. Добро и зло нас учат различать с раннего детства, когда нас старательно убеждают в правильности одних поступков и неправильности других. И сами мы, в меру своих возможностей пытаемся разобраться, что для нас хорошо в этой жизни, а что плохо. И не всегда, далеко не всегда, нам удается узнать правду о добре и зле, о правильном и неправильном, о хорошем и плохом. В итоге, мы сталкиваемся в своей жизни с различными проблемами, из-за нашего неадекватного восприятия действительности. Мы совершаем ненужные нам ошибки, последствия которых могут оказаться для нас весьма и весьма плачевными.
Очень многие проблемы психологического характера, сводятся к определению человеком добра и зла и выработкой им адекватной, с его точки зрения, реакции, на то и другое. Многие из вас, наверняка недовольны своим положением в жизни, и это весьма распространенное явление. Всякие там, философские и религиозные убеждения об отношении к деньгам, к ближнему своему, к образу жизни, к умеренности и тому подобное, пытаются переубедить нас в том, что мы чувствуем всем своим телом. Ну, вроде как, деньги – это зло, желание обладать какой-нибудь понравившейся тебе женщиной – грех, желание жить во дворце – необязательная роскошь. Получается, что вполне естественные для нашей жизни вещи, являются чем-то неправильным и нехорошим, и мы не должны хотеть того, чего мы очень сильно хотим. Простите, но как же на счет тех людей, которые все это имеют, которые живут полной жизнью и не собираются от нее отказываться? С какой такой стати, мы должны себя в чем-то ограничивать и кому-то что-то уступать?
Что нам хорошо, а что нам плохо, мы наверное и сами можем понять, если нам никто не будет навязывать свою точку зрения на те или иные вещи и внушать нам свои представления о добре и зле. Человек имеет базовый набор инстинктов, которые порождают в нем естественные желания, и прислушиваясь к своим инстинктам, но придавая им разумную форму, мы можем легко понять, что именно и почему нам нужно, что для нас является добром, а что злом. Будете следовать своим истинным желаниям, научитесь удовлетворять свои основные потребности, и проблем с вашим психическим и психологическим здоровьем, у вас станет значительно меньше.
Я знаю, о чем говорю, через меня прошли тысячи людей с различными проблемами. И очень часто эти проблемы упирались в их неправильное, а вернее, намеренно искаженное мировоззрение. Но стоит только указать человеку верный путь и он постепенно приходит к пониманию того, что сам загнал себя в тупик, следуя чужим убеждениям о добре и зле. Ну вот, к примеру, пишут мне люди о том, что их семейная жизнь похожа на ад и что они больше не могут терпеть свинское отношение к себе, но не знают, что им делать, как лучше поступить. А вот просто разорвать с неправильным человеком отношения, у них духу не хватает, ибо нехорошо это как-то, бросать человека, который возможно тебя в глубине своей души любит. Ну да, конечно любит, любит так, что бьет, оскорбляет, унижает, нещадно эксплуатирует, да еще и убить грозится. Очень такая, искренняя любовь, которая иногда заканчивается весьма плачевными результатами. Да, иногда спешить с разводами не следует, потому что проблема может скрываться в вас самих, но когда все заходит слишком далеко, когда семейная жизнь превращается в игру на выживание, решение следует принимать незамедлительно. Правда порой принять правильное решение непросто, ибо человека одолевают сомнения, касательно правильности этого решения, да к тому же, есть еще такая вещь, как привычка, которая вынуждает человека привыкать ко всему, в том числе и к очень плохой, и даже очень опасной жизни.
Что же, в таком случае, учитывая, что живем мы в современном мире, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет принять правильное решение и объяснит вам его правильность. Можно сходить к психологу на прием, а еще лучше, связаться с ним по интернету, например написать ему письмо и попросить его помочь разобраться в сложной для вас ситуации, попросить помочь вам решиться на правильный шаг. Поверьте, хорошие специалисты, всякой неадекватной ерундистикой не отравлены, они смотрят на жизнь трезвыми глазами, и советы дают гарантированно верные, следуя которым, вы получите больше, чем потеряете. Мудрый ответ специалиста на ваш вопрос, не обязательно должен стать для вас откровением, он может просто помочь вам решиться на тот поступок, правильность которого вы и сами прекрасно понимаете.
Так что смысл советов психолога, как и вообще, любых мудрых советов, сводится к побуждению человека принять единственно верное для него решение в жизни. То, что иной раз кажется человеку злом, и из-за чего он сильно переживает, на самом деле, может являться добром для него и для других людей. И наоборот, то, что мы воспринимаем, как добро, может оказаться злом. Если наш умственный дешифратор внешнего мира, настроен неправильно, мы и решения в таком случае, тоже принимаем неправильные, более того, мы еще и мучаемся от своего неправильного отношения к той или иной ситуации в жизни, или от отношения к тому или иному своему поступку. Иной раз человек считает, что поступил неверно, что поступил плохо, если его поступок расходится с его убеждениями, тогда как на деле, он чувствует себя очень хорошо и результат от его действий убедительно доказывает, что они были правильными. И спрашивается, чему мы должны верить, тому, что нам кто-то внушил, или своим собственным ощущениям?
Почему мы вообще должны верить тому, что говорят нам другие люди о хороших и плохих поступках, о добре и зле, о правильном и неправильном? Какие у нас на то основания? Вы посмотрите на всех этих добродетелей, несущих чистое и светлое в народные массы, да многие из них утонули в пороках и лжи, многие из них, как например священники в Ватикане, совершают преступления сексуального характера против детей, а нас учат следовать Божьим заповедям. Мать, которая защищает своего сына, беспощадно убившего нескольких людей, включая маленьких детей, видит зло не в своем сыне, а в обществе, которое якобы виновато в том, какой он у нее вырос. И что же, мы всему этому должны верить, мы должны следовать тем правилам, которые нам навязывают такие вот люди? Чтобы уметь отличать добро от зла, нужно просто научиться предвидеть последствия от тех или иных своих действий и учитывать их влияние на вашу жизнь и жизнь других людей в долгосрочной перспективе. Думаю вам понятно, что сами по себе вы жить не сможете, следовательно, вам надо как-то учитывать интересы окружающих вас людей, а не делать все только ради самого себя. Нездоровый эгоизм, чреват нездоровыми последствиями. С другой стороны, делать неправильное и бездумное добро другим людям, тоже неразумно, никто ваших стараний не оценит, скорее, люди постараются поиметь с вас побольше, пользуясь вашей добротой. Так что делайте полезные для себя и для других людей дела, по необходимости, учитывая все возможные последствия от этих дел. Просчитав последствия от своих действий и адекватно оценив эти последствия, вы не столкнетесь с неприятными для вас неожиданностями.
Иногда это не просто сделать, не просто понять, к чему может привести тот или иной совершенный тобой поступок, и следовательно, невозможно дать ему верную оценку, определив его как хороший или плохой поступок, как правильный или неправильный. Вот поэтому, мы обращаемся за советами к другим людям, которые, благодаря своему опыту и знаниям, могут предупредить нас о вероятных последствиях от наших действий, о которых сами мы ничего не знаем. Будет ли для вас таким советчиком ваш знакомый, ваш родственник или психолог, значения не имеет, главное, чтобы это был мудрый человек, разбирающийся в жизни. А таким может быть только тот человек, который сталкивается с различными жизненными проблемами непосредственно, кто знает, в чем они заключаются, и знает, как их решать. Не прислушивайтесь к различным советчикам, которые сами натворив в жизни кучу ошибок, берутся учить других людей как им надо жить. Уж они-то, точно ничего путного не скажут вам о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Вспомните, сколько раз в своей жизни, вы все делали, как вам казалось, правильно, а в итоге, получали не самый лучший результат? Как у нас в таком случае говорят: хотели как лучше, а получилось как всегда? А с чего вы взяли, что хотели вы как лучше, знали ли вы вообще о том, как лучше поступить в той или иной ситуации или только думали, что знаете? Часто оказывается, что люди этого не знали и не понимали, вот и получили такой же неожиданный и совершенно неприемлемый для них результат. В этом-то и вся проблема, не зная, как лучше поступить в той или иной ситуации, нельзя и прийти к тому, к чему ты планировал прийти. Иногда и вовсе ничего делать не нужно, вообще в чужие дела и даже в ситуацию в собственной жизни, вмешиваться не следует, и тогда конечный результат чужих усилий, принесет пользу именно вам. Бездействие, это в определенной степени, тоже действие, причем часто весьма эффективное, способное существенным образом повлиять на исход тех или иных событий.
Бывает, обращаются ко мне за помощью люди, описывают свою ситуацию, считая ее неблагоприятной для них, и простят дать им дельный совет, как им следует поступить, чтобы повлиять на эту ситуацию. Однако при глубинном анализе описанной этими людьми ситуации, я иногда прихожу к выводу, что им вообще ни во что не следует вмешиваться и ничего им не нужно менять в своей жизни. Я вижу, что порой человеку выгоднее оставаться безучастным в тех или иных делах и тогда они закончатся в его пользу. Чтобы это понимать, нужно конечно уметь просчитывать вероятный исход тех или иных событий, которые происходят в нашей жизни, нужно мыслить на несколько шагов вперед, тогда в некоторых случаях вообще можно ничего не делать и при этом получать нужные тебе результаты. Ну, это когда знаете, дурак что-то делает, а мы ему просто не мешаем, не вмешиваемся в его деятельность, и в итоге, результат этой деятельности оказывается вполне приемлемым для нас.
Иной раз нам только кажется, человек делает доброе, или наоборот злое дело, и мы возмущаемся, переживаем, вмешиваемся и пытаемся что-то изменить, не понимая, что и без нас все идет именно так, как надо, в том числе, как надо нам. А все из-за нашего неправильного представления о добре и зле, которое пробуждает у нас адекватные нашим убеждениям эмоции и тем самым вынуждает определенным образом реагировать на ту или иную ситуацию. Только вот, если хорошенько подумать, если все тщательно взвесить и должным образом оценить, тогда вы наверняка обнаружите положительные стороны во всем происходящем в вашей жизни и сможете воспользоваться той или иной ситуаций в своих интересах.
Скольких ошибок в жизни можно было бы избежать, если бы люди умели безошибочно отличать добро от зла, хорошее от плохого, правильное от неправильного. А то ведь как обычно происходит, если мы что-то видим, слышим, или о чем-то узнаем, мы сразу же даем этой информации свое объяснение, которое может совершенно не соответствовать действительности. Таким образом, мы можем расстраиваться в тех ситуациях, когда на самом деле надо радоваться, или наоборот, можем радоваться, когда следовало бы озаботиться происходящим, принимая во внимание все возможные последствия тех или иных событий и готовясь к этим последствиям. Другими словами, ошибочность наших убеждений, вещь весьма и весьма серьезная, и если в жизни у человека все складывается не самым лучшим для него образом, ему следует пересмотреть свои взгляды на жизнь, самостоятельно или с помощью специалиста.
Помните, что за гранью добра и зла скрывается истина, истина, которая раскрывает перед нами все тайны нашего бытия. Мы живем по строгим и нерушимым законам вселенной или Божьим законам, как их еще называют, которые на самом деле, как бы мы их не называли, определяют всю нашу жизнь от начала и до конца. Зная эти законы, вы всегда можете под них подстроиться, всегда можете использовать их себе во благо. Отчасти эти законы известны религии, отчасти науке, отчасти каждому из нас, в зависимости от нашей образованности. Пользуясь этими законами, мы можем защищать себя от различных угроз, как со стороны природы, так и со стороны других людей, можем делать свою жизнь лучше, развивая науку и технику, можем прогнозировать свое будущее. И всякое доброе дело в таком случае, будет означать, что мы делаем что-то, что улучшает нашу жизнь, что делает ее более безопасной, более сытой, более интересной и перспективной.
Добро – это порядок, и мера, который этот порядок обеспечивает. Когда всего в меру, когда во всем есть порядок, грамотная последовательность, когда все слажено и во всем есть дисциплина, тогда все складывается для нас самым наилучшим образом. Зло же, наоборот, все разрушает, лишает нас благ и возможностей развиваться, делает нашу жизнь хаотичной, непредсказуемой, бессмысленной. Все это мы можем почувствовать на своей шкуре, наши ощущения нас не обманут никогда, в отличии от других людей, все явления следует объяснять с позиции их конечного результата. Может быть, мы не все, настолько образованы, чтобы правильно оценивать все происходящие в нашей жизни события, может быть и ощущения свои мы не все и не всегда понимаем, но не смотря на это, лучше оставаться в поисках правильного ответа на свои вопросы, нежели довольствоваться ответами готовыми, но неверными.
И тем из вас, уважаемые читатели, кто желает избавиться от отравляющих вашу жизнь проблем, я настоятельно рекомендую навести порядок в своей голове, пересмотреть все свои убеждения, все свои желания и поступки, и прийти к полному пониманию того курса, по которому вы в данный момент движетесь. Если вам для этого нужна помощь – обращайтесь. Главное, чтобы вы видели выход из любой ситуации, или хотя бы понимали, что он вообще существует. А он действительно существует, поверьте мне, его не может не быть, в жизни нет тупиковых ситуаций, в жизни есть только люди, которые не могут найти выход из тупика, и которые нуждаются в том, чтобы им помогли это сделать. Не спешите принимать судьбоносные решения в своей жизни, не посоветовавшись с умными людьми, не действуйте на эмоциях, они часто вынуждают людей совершать очень серьезные ошибки, исправить которые потом бывает не просто.
Добро и зло всегда воспринимались и воспринимается нами, преимущественно с позиции чужих убеждений, которых мы придерживаемся, считая их своими собственными. Ну вот допустим, считаете вы, что подавать милостыню попрошайкам, является добрым делом, и вы не задумываетесь о том, что на самом деле, творите зло, ибо своим поступком потворствуете нищете. Мало того, в нашем мире добра и зла, нищенство часто связано с криминалом, при котором страдают грудные дети, накаченные водкой, которая их усыпляет, а заодно и убивает. Делается это ради создания образа бедной мамаши, просящей деньги для своего чада, то есть, идет давление на жалость. Такая вот звериная дикость, дети ведь часто умирают от алкоголя, поддерживается теми, кто подает таким мамашам деньги. И делают это люди с твердой уверенностью в том, что совершают правильный поступок, то бишь, делают доброе дело.
Таким вот образом, движимые благими намерениями, мы можем творить зло, а после удивляться тому, что конечный результат прямо противоположен нашим ожиданиям. Друзья, не знаете, как правильно, спросите совета у мудрых людей, пусть они вам подскажут, что действительно является делом добрым и что является делом злым. Только, попросите их, объяснить вам, почему они что-то считают добром, а что-то злом. Я понимаю, что мудрых людей нынче днем с огнем не сыщешь, и все же они есть, и вы всегда можете их найти, и посоветоваться с ними.
Жизнь ваша станет намного проще, если вы будете смотреть на нее трезвым взглядом, если будете понимать, что на самом деле происходит с вами и вашей жизнью, к чему это вас может привести и что вам следует делать или чего делать не следует, чтобы правильным образом повлиять на нее. Зная правду и умея ею пользоваться, вы всегда сможете принимать самые правильные для вас решения, в любых ситуациях.
Православная Жизнь
Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.
Мы все, дорогие братья и сестры, хотим, как пишет блаженный Августин, любить и быть любимыми. Но дорога к настоящей, подлинной любви лежит через Голгофу. По мысли известного архипастыря, Великий пост как раз есть одним из этапов этого пути. Кроме того, чтобы в сердце возгорелась настоящая любовь, во время поста мы стараемся укрепить свою веру, приобрести такие добродетели, как смирение, терпение, кротость, целомудрие и самую важную — рассуждение.
Преподобный Иоанн Лествичник различает три степени рассуждения.
Рассуждение у новоначальных христиан — это правильное познание своего душевного устроения; у средних — это умное чувство, которое даёт возможность безошибочно отличать добро от зла; у совершенных — это духовный разум, который даётся через Божественное просвещение, благодаря чему человек может видеть и просвещать другие души.
Ныне мы видим, что большинство лишено этого свойства. Достаточно включить телевизор и послушать современных политиков. Все с умным видом обсуждают какие-то вопросы политики и экономики, устраивают «революции достоинства», но в результате нравственность и сама жизнь людей с каждым днём становятся все хуже и хуже. Брат восстает на брата, люди теряют самые важные качества: честность, милосердие, сострадание, сопереживание. А настоящая любовь, судя по количеству распавшихся семей, вообще становится дефицитом. Под влиянием западных сериалов многие думают, что любовь — это всего лишь плотское наслаждение, а потому так быстро ее теряют.
Как же приобрести духовное рассуждение?
Эту добродетель преподобный Иоанн в своей Лествице из 30 ступеней ставит на 26-ю ступень. А это говорит о том, что рассуждение является отрадным плодом многих других добродетелей: исполнения заповедей Божиих, молитвы, покаяния, победы над гневом, чревоугодием, блудной страстью, леностью, унынием, празднословием, тщеславием, гордыней.
Пока мы не достигли хотя бы небольших побед над самими собой, наши рассуждения об общественных явлениях, о других людях чаще всего бывают ошибочными. Преподобный пишет, что большей частью из-за своей страстности мы, даже не осознавая этого, клевещем друг на друга. В результате праведники страдают, а злые люди благоденствуют.
Чтобы исправить ситуацию, Церковь постоянно и особенно в дни Великого поста всех призывает к покаянию. Но многие ли слышат этот призыв? Ещё здесь, в Лавре, привлекаемые красотой храмов и прекрасным пением, всегда есть много людей. Но чуть дальше от Лавры и тем более от города — и храмы полупустые. Все усугубляется ещё расколом, который добивает те остатки веры у людей, которые не истребили за 70 безбожных лет коммунисты.
В результате большинство не отличает подлинного добра от прикрытого зла. Грех усиленно выдает себя за норму. С теми грехами, о которых ещё недавно даже стыдно было упоминать, ныне не только не борются, а даже гордятся.
Остаётся надеяться, что в тех храмах, которые, несмотря на давление и шельмование, сохраняют верность каноническому Православию, духовно вырастут люди, не только сами научившиеся различать, где добро, а где зло, но и умеющие силою благодати Божией просвещать души, находящиеся во тьме неведения. Путь Христа на Голгофу был скорбным и тяжёлым, но за ним последовало радостное Воскресенье. Постараемся, дорогие братья и сестры, дабы под тяжестью «словес лукавствия», которые ныне почти непрестанно слышим в средствах массовой информации, нам не свернуть со спасительного крестного пути и достичь радости Пасхи Христовой. Аминь.
Как можно быстро отличить добро от зла?
Сохранить в PDFПечатная версия
Вопрос:
Уважаемый рав!
Я думаю, что в жизни надо стремиться к добру и удаляться от зла. Идти к своим целям дорогой добра, а не зла. Но в круговерти ежедневных поступков, дел и решений зачастую не хватает времени или понимания оценить, каким будет твой поступок — добрым или злым.
Есть ли какой-нибудь простой и быстрый способ или алгоритм, чтобы за несколько минут оценить ситуацию и понять — как в данном случае пойти дорогой добра. Как можно быстро отличить добро от зла?
Ответ:
Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму — и наступает ночь» — «это наш мир, который подобен ночи».
Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге «Мэсилат Йешарим» (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек — столбом. Так же материальность и вещественность этого мира — ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых — и второй обман страшнее первого — искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных делах и не оставляют их. [В первом случае] они просто не видят зла, [во втором же] “видят” веские доказательства “верности” своих ложных воззрений и выводов, и это великое зло, которое окутывает их и приводит к смерти».
Поскольку йецер а-ра ослепляет человека, размышления о том, где верный путь, а где — неверный, с одной стороны, очень важная работа, а с другой, — очень трудная. Человеку практически невозможно в момент совершения действия понять, хорошо это действие или дурно — ведь в этот момент у него нет ни времени, ни спокойствия ума, необходимых для таких размышлений.
Тому, кто хочет уберечься от ошибок, следует последовать совету Рамхаля (там же), который пишет: «Человеку необходимо — в любое время и в специально отведённое время уединения — вдумываться, какой путь является истинным по Закону Торы, каким путём ему нужно идти. А затем размышлять о своих действиях — соответствуют они этому пути или нет. Поступая так, он сможет легко очиститься от всякого зла и выпрямить свои пути».
Конечно, следовать этому совету непросто. Но это единственный способ для того, кто хочет идти прямым путём, здесь нет, и не может быть какого-то простого алгоритма.
Хотя простой формулы, с помощью которой можно было бы, находясь в той или иной ситуации, не существует, точно определить, какие действия стоит делать, а какие – нет, Виленский Гаон всё же даёт нам некую «индикацию».
В комментарии к книге Рут он пишет (1, 18): «Тот, кому представилась возможность совершить заповедь, и он хочет распознать, не исходит ли это от дурного стремления, пусть проверит, как во время совершения заповеди ведут себя органы его тела. Если они в это время движутся проворно и «играючи», по-видимому, дело происходит по совету дурного стремления. Потому что как может быть, чтобы органы тела — тяжёлые, созданные из праха, природа которых — идти за своими телесными вожделениями, опускаться как можно ниже, как положено праху — начали действовать с охотой? Это не что иное, как совет дурного стремления, желающего позже взять над ними власть. А если внутреннее стремление человека — приблизиться к своему Создателю, совершая мицвот, органы его тела будут тяжелы и ленивы. Тогда видно, что это соответствует природе: дурное стремление влияет на органы тела, желая удержать их от совершения заповеди».
Report
Ежедневно в нашей голове проносятся тысячи мыслей, мы совершаем сотни действий, опираясь на свои представления о мире, счастье и любви, и часто остаемся разочарованными тем, куда приводит нас жизнь.
В чем причина наших разочарований?
Почему мы тратим так много сил, прилагая неимоверные усилия для своего счастья, но так часто достигаем совершенно противоположных результатов?
Одна из причин наших неудач лежит в том, что часто мы прилагаем усилия там, где не можем ничего изменить, и оставляем без внимания те сферы нашей жизни, которые требуют нашего скорейшего вмешательства.
Потому что опираемся не на знания.
Потому что наш разум слаб или спит.
Потому что склонны идти туда, где привычно, хотя и не очень комфортно, и боимся окунуться в те сферы, где мы еще ни разу не были, где чувствуем себя новичками, а поэтому боимся потерпеть неудачу.
Поэтому стоим с протянутой рукой у родительского дома, ожидая от них недополученной любви, злясь, что не получаем ее, но даже не делая попыток оглянуться вокруг и поискать тех, кто готов нам дать любовь просто так.
Поэтому остаемся в отношениях, которые давно изжили себя, предпочитая крепко держать измученную синицу в руках, чем рискнуть и пойти за журавлем в небе.
Поэтому…
Может, хватит?
Может, уже настало время остановиться и задуматься – а зачем это все? Куда я иду? Зачем я живу? И кто я вообще?
Это нелегко.
Это не быстро.
Но только очищая свое пространство от старого, избавляясь от ненужного, мы даем место новым всходам, способным привести нас к счастью.
Как же отделить зерна от плевел?
Как вместе с водой не вылить младенца, выбросив из своей головы не только то, что разрушает нас, но и то, что очень нам нужно?
Очень насущный вопрос, который волновал многих мудрецов издавна – где та грань, которая позволяет разделить хорошее от плохого, зерна от плевел, полезное от разрушительного, где проходит граница отделяющая схему, живущую в нашем уме и давно устаревшую, и живое участие в ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, чтобы в каждой ситуации видеть ее суть, ее корни, мы не обойдемся без РАЗУМА.
Сильный разум способен отделить зерна от плевел.
Сильный разум способен определить, как грамотно действовать в каждой ситуации.
Сильный разум опирается на истинные знания, а не собственные домыслы о том, как устроен мир, и где находится счастье.
Есть прекрасная молитва, которая отражает важность развития разума в нашей жизни, мне она очень нравится – «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне разум научиться отличать первое от второго».
Если вы глубоко вдумаетесь в эти слова, вы поймете, что мы не получаем желаемого результата:
— если прилагаем множество усилий там, где нужно терпеть;
— если не обращаем внимания на ту сферу жизни, которую нам под силу изменить.
Я постоянно сталкиваюсь на расстановках с ситуацией, когда взрослый уже человек недоволен своими родителями, когда он ждет от них поддержки, любви, заботы – всего того, чего они ему не дали, с его точки зрения, и что было нужно ему для развития и ощущения себя счастливым.
Это нормально для ребенка – хотеть, ждать и даже требовать любви.
Потому что он не способен увидеть реальность.
Потому что он нуждается в любви.
Потому что его разум не развит.
Но это ненормально для взрослого, который просто остается в позиции ребенка по привычке, не видя очевидного — У РОДИТЕЛЕЙ НЕТ ТОГО, ЧЕГО МЫ ОТ НИХ ЖДЕМ МНОГО ЛЕТ.
Нет! Потому что им никто не дал любви.
Очень часто жены прикладывают невероятные усилия к тому, чтобы изменить мужа. Они читают книги об отношениях, чтобы понять, что им делать с мужем и его вредными привычками, дают ему советы, предъявляют претензии, ищут способы донести информацию о том, каким он должен быть, чтобы она была счастлива. Они настолько погружаются в жизнь мужа, желая навести там порядок, что совершенно забывают о том, что их женская сфера в это время остается без внимания.
Итак, они не желают терпеть то, что изменить нельзя. Они не желают знать закон Вселенной о том, что каждый человек – это священная земля, и ни у кого другого нет права вносить туда какие-нибудь изменения, и делать доработки.
Потому что, если они узнают этот закон, им придется обратить внимание на то, что они могут изменить – на СЕБЯ, свою способность быть женственной, дарить любовь, вдохновлять, доверять, открывать свое сердце.
Это больно – заглянуть внутрь себя и не увидеть там той уверенной особы, которая еще вчера зачитывала мужу его обязанности в полном знании, как ему нужно жить.
Это страшно – вдруг обнаружить свою полную несостоятельность в том, что является самым важным для каждой женщины, например, неспособность строить отношения с мужем.
И все же, только сделав это, мы обретаем шанс повернуть туда, где мы можем еще что-то изменить.
Еще один пример, который знаком многим мамочкам – мы не воспринимаем ребенка личностью, отдельной от нас, со своими привычками, вкусами, характером, со своим накопленным многовековым опытом.
И тогда мы начинаем прикладывать невероятные усилия, чтобы навязать, насадить любым способом то, что МЫ СЧИТАЕМ ПРАВИЛЬНЫМ ДЛЯ НЕГО.
Мы ломаем то, что в нем цвело.
И пытаемся посадить на эту почву то, что никогда там не приживется.
Потому что не должны абрикосы цвести за полярным кругом.
Потому что природа ребенка может очень сильно отличаться от природы его родителей, и не они здесь решают и определяют, по какой дороге ему двигаться.
Что мы видим здесь?
Родители не желают понять, признать, принять и терпеть природу ребенка, они желают наслаждаться им, взяв контроль над его жизнью полностью в свои руки.
Они делают из хорошего артиста плохого инженера, считая любые проявления творчества ребенка блажью, внушая ему мысль о том, что искусством не прокормишься.
Они делают из великолепной жены и матери плохую бизнес-леди, уделяя все внимание образованию девочки, и не давая ей никаких знаний о том, как создать и сохранить семью.
Они превращают творческую натуру в унылого пьющего грузчика, зацикливаясь на беспорядке в его комнате и стремлении привить ему аккуратность любой ценой.
Они ломают и строят живого человека по своему вкусу, но потом пожинают плоды своих издевательств и невежества, наблюдая, как летит в тартары жизнь их чада, как ребенок не достигает успеха там, где должен получить золотые горы по мнению родителей, и страшась пойти туда, куда его тянуло всю жизнь, но куда ему даже смотреть запрещали.
Это страшно – увидеть, как гибнет твой ребенок, как его счастье, построенное на твоих неверных представлениях, рассыпается на глазах.
Это больно – понять, что твои действия привели лишь к тому, что он возненавидел тебя, и поспешил покинуть при первой возможности.
Но только это понимание, понимание, что природа ребенка неизменна, и задача родителей – ИЗУЧАТЬ ЕЕ, чтобы знать, в чем нуждается ребенок, и давать ему необходимую ему поддержку. Это та сфера, которая подвластна родителям, но многие ли движутся именно в эту сферу? Ведь привычнее повторить с ребенком сценарий своих родителей или прямо противоположный ему вместо того, чтобы найти знаний о том, как действовать со своим ребенком.
Такие примеры можно приводить до бесконечности, и они наверняка есть в нашей жизни, потому что у наших родителей не было знаний о том, как быть счастливыми, нам приходится учиться этому с нуля самим у тех людей, которые посвятили свою жизнь развитию разума.
Теперь давайте посмотрим на другую сторону медали – когда мы терпим то, что в наших силах изменить, надеясь, что оно как-то изменится само и причиняя тем самым себе страдания.
Несколько примеров.
Вам наверняка известны случаи, когда женщина живет с мужем-алкоголиком, рожает от него детей и терпит унижения и издевательства от него иногда всю жизнь, когда мужчина и женщина сохраняют семью «ради ребенка», издеваясь не только друг над другом, но и мысленно предъявляя ему счет за свою жертву, требуя затем, чтобы он сложил свою жизнь на алтарь родительских желаний.
Почему мы терпим то, чем давно нужно положить конец?
Почему женщина остается с мужем, который поднимает на нее руку?
Ответы все те же – потому что страшно. Потому что здесь, в этом ужасе, ей привычнее и спокойнее (как ужасно это ни звучит), чем одной и с детьми.
Потому что ее самооценка настолько низка, что она не считает себя достойной счастья, потому что она не верит в то, что для нее возможны другие отношения, поэтому и остается в тех, которые ее разрушают.
В некоторых случаях именно развод является самым лучшим решением для всей семьи, потому что только так мужчина, женщина и дети получают шанс на счастье – мы должны убегать из разрушительного для нас общения, потому что каждый день, проведенный в нем, разрушает нашу женственность.
Еще одна ситуация – когда человек работает на нелюбимой работе, убедив себя в том, что работу по душе найти невозможно, что сейчас кризис, его специальность никому не нужна, и постепенно теряя смысл в жизни, особенно это касается мужчин. Когда мы идем по чужому пути, когда занимаем чужое место, даже если мы хорошо выполняем чужие обязанности, мы теряем возможность быть счастливыми, потому что счастье ждет нас только на нашем пути. Великолепные художник может быть средним инженером, но тогда он не создаст полотна, исцеляющие людей, он не выполнит свою миссию и не будет счастлив.
Мы делаем все это потому, что у нас нет знаний о мире, о жизни, о семье, о природе мужчины и женщины, о природе детей. И нам нужно серьезно заняться тем, чтобы восполнить пробелы нашего образования.
Как различить добро и зло?
Нам часто трудно признать, что мы шли не туда, увидеть, что большая часть нашей жизни потрачена на погоню за миражами, которая лишила нас сил, но не дала достичь желаемого.
Нам трудно не убить себя за то, что мы сделали со своей жизнью.
Нам очень досадно, что мы не знали многое раньше.
И все же, если мы хотим повернуть на дорогу к счастью, нам однажды нужно остановиться. И признать, что мы шли не туда много лет.
Что же делать, если вы обнаружили, что это про вас?
ПРИЗНАТЬ ФАКТЫ, сказав себе правду о себе, и пережить все негативные чувства, с этим связанные.
Очень важно ЧЕСТНО сказать себе о себе все то, что вы думаете, желательно, если вы напишете это на бумаге, и будете писать до тех пор, пока не почувствуете, что у вас больше нет желания убить себя, или меня, или Бога за то, что с вами не случилось счастья раньше, и что теперь придется хорошенько потрудиться, чтобы не только развернуться в правильную сторону, но и идти туда, преодолевая трудности.
Важно пережить все чувства, связанные с тем, что вы обнаружили внутри себя огромную дыру, которую заполняли не тем, что нужно было, и не тогда, когда нужно было – гнев – боль – страх – стыд, только тогда вы можете ощутить, что не все потеряно в вашей жизни, и продолжить письмо словами благодарности и поддержки.
«Дорогая моя девочка, я понимаю тебя, тебе сейчас нелегко, и я благодарна тебе за то, что ты старалась, и что сейчас ты набралась смелости изменить свою жизнь.
Ты не могла жить иначе, потому что у тебя не было знаний, не было перед глазами примера, у тебя не было ничего, чтобы начать жить иначе, и то, что ты жила, даже в этих условиях, то, что ты действовала, как умела, уже заслуживает уважения!
Я верю, что у тебя все получится, что ты встретишь людей, которые помогут тебе на твоем новом пути к счастью.
Я люблю тебя даже такую слабую и беспомощную!»
НАЙТИ НОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Наш разум не способен развиваться в вакууме. Наш разум не способен развиваться в среде неразумных людей. Так устроен человек.
Поэтому так важно перестать осуждать свое близкое окружение, ждать от него просветления, учить его жить, если оно вам не нравится.
Нужно развернуться и пойти туда, где есть РАЗУМ, где есть МУДРОСТЬ, где люди уже ЖИВУТ СЧАСТЛИВО!
Вы не можете научиться играть в волейбол, если никто не покажет вам, как это делается.
Вы не можете вырастить помидор, если не знаете, как выглядит семечко помидора.
Вы не можете придти к счастью, если не дышали его воздухом, если не общались с теми, кто в нем живет, если не заразились любовью от тех, у кого ее много.
Вам нужен человек, который возьмет вас за руку и поведет туда, где есть СЧАСТЬЕ, и вы пойдете за ним, и поверите ему потому, что увидите все своими глазами.
ЗАНИМАТЬСЯ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКОЙ.
Вы хорошо знаете о том, что мы становимся теми и идем туда, о чем думаем. Если в нашей голове много светлых позитивных образов, мы будем счастливы.
Если же мы постоянно прокручиваем в голове проблемы, беспокоимся, боимся, не верим в себя и осуждаем других людей, наша жизнь будет превращаться в болото.
Не контролируя свои мысли, не направляя их в благостное русло, мы автоматически попадает во второй вариант развития событий.
Поэтому так важно давать нашему уму позитивный настрой. Настраиваясь на хорошее, думая о нем, мы начинаем перенимать лучшие качества, понимать мироустройство.
СЛУШАТЬ ЗНАНИЯ из уст реализованного человека.
Наш разум развивается, если мы слушаем наставления человека, реализованного в той сфере, где нам хотелось бы реализоваться.
Т.е., если вы хотите создать семью, вам нужно слушать знания от человека, реализованного в семье, у которого есть муж (жена) и дети, и от которого исходит энергия счастья и умиротворения.
Если вы хотите создать бизнес, нужно идти к тому, кто создал бизнес, а не к тому, кто все знает о нем в теории.
Если вы хотите воспитывать детей, нужно обращаться за знаниями к тому, чьи дети выросли, счастливы, любят своих родителей и родили своих детей.
Мы обучаемся ПОДРАЖАЯ.
Поэтому у счастливых родителей естественным образом вырастают счастливые дети.
Поэтому у преподавателей ВУЗов выпускники работают не по своей специальности (потому что преподаватели часто не реализованы сами в том, что преподают).
Поэтому вы не можете ничему обучить другого человека, если услышанные знания не стали вашим опытом, ведь ему нечему подражать, ведь он видит перед собой человека, желающего дать то, чего не имеет сам, а это всегда раздражает.
Знакомо?
Когда несчастная мама учит дочку, как быть счастливой и что в жизни главное, часто ли дочь слушает ее?
Когда жена учит мужа, какие мужем он должен быть, вместо того, чтобы показать ему, какая должна быть жена, и вдохновить своим примером на изменения, какое чувство она вызывает у мужа? Неужели бешеный энтузиазм бежать и выполнять сразу все свои обязанности?
Когда родители акцентируют все внимание на учебе ребенка, не понимая, что она не делает его счастливым и успешным, как не сделала их, вместо того, чтобы помочь ему проявить свои лучшие качества и найти наставников в том, что у него получается вместо того, чтобы тратить свою жизнь на все, что никогда не пригодится, начинает ли ребенок носить из школы одни пятерки?
Ищите наставников, ищите людей, которые протянут вам руку помощи и дадут вам знания о том, где на самом деле живет счастье.
Для меня такими людьми стали Олег Торсунов, Руслан Нарушевич, Марина Таргакова, Рами Блект, Валерий Синельников, Владимир Мегре.
Вы можете найти своих наставников, которые вдохновят вас пройти путем знаний к Счастью.
Я прошла этот путь от ощущения полного провала всей жизни, ощущения собственной ничтожности, от ощущения бесплодно прошедших лет, я прошла через горечь и обиду к родителям, которые не дали мне этих знаний, я несколько лет исцеляла свою душу от шрамов, которые оставили во мне усилия других, желающих поработать над мной людей, я продолжаю постигать знания, чтобы улучшать дальше свою жизнь, и я знаю, что никогда не остановлюсь, потому что мне знаком уже вкус счастья. Быть женой. Быть мамой. Быть реализованной в социуме женщиной.
Поэтому я знаю, что каждая из вас способна пройти этот путь. Если захочет. Если не побоится заглянуть в себя и признать, что идет не туда.
Это не преступление – не знать.
Это не преступление – не уметь.
Это не преступление – оказаться в первом классе школы жизни, если тебе сорок или шестьдесят лет.
Преступление – не дать себе этого шанса на счастье!
Татьяна Плотникова
Альтернативный взгляд
Вопрос добра и зла – одна из вечных проблем, который мучает умы философов со времен древности. Фактически, речь идет о нравственном и этическом выборе на пути каждой сознательной личности.
Через подобное разделение на категории происходит процесс познания мира. Результатом познания становится Знание, которое и дает человеку эту возможность выбора. Скорее даже не возможность, а необходимость. Ведь, как ни крути, но выбора избежать невозможно. И даже решение не предпринимать никаких действий тоже является выбором.
—
Выбор между добром и злом
Стоит разделять понятия этического и морального выбора. Этический выбор – это выбор совести между добром и злом. Моральный выбор – это передача своего выбора в пользу общественности. Обе эти категории естественны для жизни в социуме, которая предполагает частичную подстройку под свои нормы.
Соответствовать морали или голосу собственной совести — это поиск души человека на жизненном пути. А понятия добра и зла в его сознании – это ориентиры, по которым он движется.
Добро и зло есть выбор между разрушением и созиданием, между правдой и ложью. Кажется, что все понятно: правда – это добро, а ложь – зло. Но, согласитесь, что не так однозначно все становится, если речь идет о разрушительной правде или о лжи во благо. Что из этого положительно, а что разрушительно можно будет сказать только со временем. Итог будет зависеть от последствий и сделанных выводов.
Потому выбирая между ложью и правдой мы также берем на себя ответственность за последствия нашего выбора. В итоге, единственное, что мы получаем – это опыт, из которого может быть извлечена мудрость. Получение мудрости – это алхимическое превращение свинца в золото, достижение сознанием высшего уровня эволюции. Потому любой опыт потенциально позитивен как возможность что-то вынести для развития своей собственно сути.
Дуальность понятий «добро» и «зло»
В своей голове мы делим единый мир на пары дуальностей – черное и белое, добро и зло, свет и тьму. Разделяя единое на частности, мы волей-неволей формируем к ним свое личное отношение. Мы начинаем белое любить больше, чем темное, свет больше, чем тьму. Так мы забываем, что свет – есть тьма, если он ни от чего не отражается. И что тень отбрасывает все, от чего может отразиться свет.
Познавая дуальности, мы перестаем быть объективными, и потому вопрос добра и зла — это вечный поиск истины. Каждый взгляд на мир настолько неповторим, насколько неповторима человеческая жизнь. Потому и определений понятиям добра и зла можно дать бесконечно много.
Персонификация «добра» и «зла» в мифах
Символ добра и зла в образе двух противоположных начал уходит корнями в глубокую древность. В зороастризме это Ахура-Мазда и Ангра-Маинью, в славянстве – Белобог и Чернобог, в египетской традиции – Осирис и Сет. Каждая из этих пар – отображение единства и борьбы противоположностей активного и пассивного, положительного и отрицательного, света и тьмы, разрушающего и сотворяющего. Единство противоположностей подразумевает, что нет разрушения без созидания и невозможно ничего создать, что-то не разрушив.
Персонификация добра и зла. Осирис и Сет, Ахура-Мазда и Ангра-Маинью, Белобог и Чернобог.
О Законе Кармы
Добро и зло – понятия условные и относительные. Они существуют только для тех, кто не видит причины явления. Видение причины приводит к осознанию закономерности происходящего. И вместо суждений о добре и зле приходит понимание их единой сути.
Оценка личности всегда субъективна. А объективная причина происходящих событий кроется во Вселенском законе Кармы. Закон Кармы говорит о том, что каждое событие, происходящее с нами, закономерно и является следствием предшествующего. А то, каким образом мы реагируем на это событие, формирует новую причину еще не наступивших событий.
«Всякая причина имеет следствие, всякое следствие имеет свою причину».
Герметический принцип.
Любое событие закономерно, на все есть свои причины. Все из-за чего-то и все для чего-то. Потому стоит помнить, что самые неприятные события в нашей жизни есть ни что иное как урок Вселенной, необходимый нам именно здесь и сейчас.
Что такое зло?
Представьте картину. Мать, желая скорейшего выздоровления своему ребенку, заставляет его пить горькое лекарство. Ребенку не нравится, он плачет и кричит, старается выбить из рук матери пузырек с противной микстурой. Ребенок считает поступок своей матери злом, но лишь потому, что не понимает, какая альтернатива этому его может ждать.
Добро и зло могут меняться местами в зависимости от того, с какой стороны посмотреть на проблему. Случается, что цена сохраненной жизни — опоздание на самолет или увольнение с работы. А скольких ситуаций, уберегающих нас от худшего, мы не видим?
То, что мы считаем проблемой вполне может оказаться спасением. И даже враг может оказать добрую услугу в приобретении ценного опыта, который однажды в будущем убережет от неверного шага.
«Ты кто? — Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла.»
Гёте “Фауст”.
Автор: Елена Захарченко