Десятилетия безбожия привели к тому, что даже те из россиян, которые считают себя православными христанами, плохо знают Священное Писание, не говоря уже о произведениях выдающихся богословов прошлого. Как следствие, у них возникает множество вопросов, ответы на которые найти без специальных знаний крайне затруднительно. Поэтому особую важность приобретает слово мудрого пастыря, каким является архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Его краткая биография будет представлена в сегодняшней статье.
Детство
Будущий архимандрит Ианнуарий Ивлиев родился в 1943 году в Вологде. Его семья состояла из обычных советских служащих. Когда Диме было 7 лет, у него умерла мать. Она, как и муж Яков Ивлиев, была ярой коммунисткой, достаточно далекой от церкви. Будущий архимандрит не получил христианского воспитания. Но впоследствии он всегда отмечал, что именно в семье и школе ему были привиты основные нравственные принципы, проникшие в кровь и в плоть русской культуры из православия.
В подростковые годы у Дмитрия были обноружены способности к естественным наукам и к математике. Поэтому никого не удивило его решение выбрать профессию ученого-физика.
Учеба и работа в вузе
В начале 60-х годов молодой человек поступил в Ленинградский университет на физический факультет. Параллельно с этим он посещал классическое отделение филологического факультета, где слушал лекции известного профессора О. И. Доватура. После окончания престижного вуза в 1966 году Дмитрий Яковлевич Ивлиев поступил в аспирантуру. До 1975 года работал в ЛГУ в качестве научного сотрудника и занимался исследованиями в области физики околоземного космического пространства.
Обращение в веру
Во время учебы в аспирантуре будущий архимандрит Ианнуарий Ивлиев, получавший ничтожную стипендию, стал искать подработку. Она не должна была мешать его учебе. Вариантов нашлось немного. Дмитрий был рад, когда его взяли в качестве ночного сторожа в Николо-Богоявленский собор. Там молодой человек впервые соприкоснулся с церковной жизнью. Он явственно увидел ее недостатки: замкнутось на литургическую практику, строгий надзор государства, отсутствие молодежи и миссионерства и пр. Однако все это его не оттолкнуло. Наоборот, он был восхищен и заинтересован богатством православия, которое скрывалось за видимой нищетой.
Дмитрий стал бессистемно изучать христианскую литературу, которая только попадалась ему на глаза. Первой книгой, с которой он познакомился, оказались «Деяния святых апостолов». После он с упоением стал читать произведения русских религиозных философов Владимира Соловьева и отца Павла Флоренского.
патологическая речь
Уверенно владел патологической речью:
На вопрос из зала, как же относиться нам к существующей в стране власти, лектор дал вполне исчерпывающий ответ: четкого ответа просто не существует, в каждом конкретном случае недовольный человек должен прислушиваться к Святому Духу и поступать в соответствии с Его волей[4].
ругательные слова
дуализм
- Для этого мира (эллинистического. — Ред.) с глубокой древности был характерен дуалистический взгляд на человека
(в различных вариантах). Условно говоря,
греческий дуализм
можно охарактеризовать древним изречением «soma sema», т. е. «тело — гроб, гробница». Гроб чего? — Гроб души. Тело и душа мыслятся как две разные субстанции[5].
лозунги
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Апостол учит ладить с людьми, преодолевая свою ложную принципиальность, которая чаще всего относится к предметам второстепенным, не существенным для веры и спасения. Принципиальным следует быть в главном, вечном и неизменном, в любви, которая «никогда не престает» (1 Кор. 13:8). Об этом спустя несколько столетий напоминал блаженный Августин: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь»[6].
приемы патологической речи
библейская аллюзия в патологической речи
- Знаменитая формула «для всех я сделался всем». Весь этот искусный риторический пассаж заключается в этой искусной формуле. Разумеется, для всех всё — это не дешевое приспособленчество, но только «ради Евангелия» — это Павел тотчас указывает — это для Евангелия, которое он хочет возвестить как можно большему количеству людей. Здесь Павел формулирует миссионерские принципы, которые важны и сегодня. Вообще весь раздел об идоложертвенном годен для любого времени. Павел здесь думает о людях, прислушивается к тому, что их волнует, что страшит, думает о том, как сделать Евангелие понятным, приемлемым для людей, чтобы приобресть больше. Это противоречит многим позициям в сегодняшнем христианстве, например, сектантским стремлениям ограничивать всё малым стадом. Всё это противоречит горделивой нетерпимости, нетолерантности, замкнутости в традициях, особенно это касается традиционно-националистических Церквей, скажем, Армянской. Провозглашать как цель малое праведное стадо, ограниченное теми или иными традициями — богословский нонсенс; Евангелие должно достичь как можно большего числа людей. А это предполагает, что оно должно быть проповедано живым, учитывающим ситуацию, привлекательным образом. Это не приспособленчество, это любовью. Вестник должен входить в ситуацию людей, любить их. Такова программа Павла. В этом отношении я всегда гляжу на сегодняшние дискуссии церковного языка. Я — большой сторонник сохранения церковно-славянского языка в богослужении (с некоторой, может быть, русификацией), но, тем не менее, в миссии, катехизации должен быть использован разумно понятный язык. Часто говорят: «пусть они дорастают до Церкви, мы не будем опускаться до них». Это позиция крайне безобразная, кощунственная, но она очень распространена. Программа Павла была совсем иной: приобресть многих, хотя он сознаёт, что сможет спасти лишь некоторых. -[7]
уход от преследования
По объяснению близких знакомых о. Ианнуария (Ивлиева), он придерживался атеистических воззрений, но намеренно скрывал их от непосвященных.
Отец Ианнуарий постоянно рассказывал мне что-то новое, о чем не мог или не хотел говорить на занятиях. Своими откровенными рассказами он заставил меня иначе смотреть на библейские тексты и библеистику в целом[8].
У него было свое мнение относительно важнейших вопросов триадологии, мариологии, христологии, сотериологии, сакраментологии, экклезиологии и других отраслей богословия. Его взгляды очень сильно отличались от того, что сегодня проповедуют христиане во всем мире. Однако он никогда не озвучивал их публично, поскольку был человеком осторожным и предпочитал говорить об этом только на «кухне». Но это не означает, что отец Ианнуарий был неискренен со своими слушателями и читателями. Он говорил и писал В РАМКАХ дозволенного ему КАК ПРАВОСЛАВНОМУ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ. Отец Ианнуарий был ЗАЛОЖНИКОМ КРЕСТА И РЯСЫ, тем более он не ставил перед собой задачу бороться с существующей системой. Теряют ли от этого ценность его труды? Я думаю, что нет, потому что частичка того, что думал и чувствовал на самом деле отец Ианнуарий, в них все же есть, и пытливые умы это найдут[9].
Верующие люди не раз задавали отцу Ианнуарию (Ивлиеву) вопрос о БИБЛЕЙСКИХ корнях церковных Таинств. По его мнению, никаких корней у церковных Таинств в Библии нет, а все, что по этому поводу написано в церковной литературе, притянуто за уши. Но, чтобы избежать конфликта с верующими людьми, отец Ианнуарий всегда старался давать им обтекаемые ответы[10].
Отец Ианнуарий (Ивлиев) был не только библеистом, но и физиком. И, конечно же, как настоящий физик он не разделял ни одну из существующих в религиозной среде точек зрения относительно загробной жизни[11].
Изучение богословия
В конце 1970-х годов будущий архимандрит Ианнуарий Ивлиев познакомился с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, который произвел на него огромное впечатление. Он предложил молодому ученому стать студентом Ленинградской духовной академии. В октябре 1979 года в Успенской Крестовской церкви Дмитрий был хиротонисан митрополитом Ленинградским и Новгородским во чтеца.
Позже Д. Я. Ивлиев принял монашеский постриг с именем Ианнуарий. Тогда же его рукоположили в священный сан.
сочинения
- Ивлиев, Димитрий.
Семинар представителей молодежи Русской и Финляндской Православных Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 5. С. 51-53. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Значение традиции и выражение веры в мире сегодня (доклад на семинаре Экуменического совета молодежи в Европе и Синдесмоса, Москва, апрель 1981 года) // Журнал Московской Патриархии. — 1981. — № 10. — С. 54-56; № 11. С. 49-52. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Die Rolle der Tradition und die Artikulation des Glaubens in der Welt von heute // Stimme der Orthodoxie. 1982. N 4. S. 45-48; N 5. S. 37-46. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Эльтцнер Эрих, пастор, председатель РОЕМ, Ианнуарий, иеромонах. Коммюнике семинара делегации Духовных школ Русской Православной Церкви и делегации Рабочего объединения евангелической молодежи в Федеративной Республике Германии и Западном Берлине (РОЕМ) (Ленинград, 16-18 марта 1983 года) в Ленинграде 16-18 марта 1983 года // Журнал Московской Патриархии. 1983. №7 (ЖМП). 58. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Вклад СПбДА в русскую библеистику // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. 1986. С. 192-198. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
La signification spirituelle du baptê me de la Russie // Revue Théologique de Louvain. 1988. Vol. 19. N 3. P. 269-275. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Опыт характеристики русских переводов Священного Писания Нового Завета, связанных с Санкт-Петербургом — Ленинградом // Из истории православия к Северу и Западу от Вел. Новгорода. — Л., 1989. — С. 85-114. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Тайна и откровение: О смысле жизни // Христианское чтение. 1991. № 1. С. 87-95; № 2. С. 97-107; № 3. С. 61-67; № 5. С. 44-55 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Библеистика в Русской Православной Церкви в XX веке. Доклад на Богословской конференции «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия»: Материалы. М., 2000. С. 30-38; Церковный вестник. СПб., 2004. № 4. С. 43-47; Церковь и время. 2000. №2 (11). С. 40-50 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Die Macht der Kirche und die Auslegung der Bibel: Eine orthodoxe Perspektive // Auslegung der Bibel in orthodoxer und westlicher Perspektive: Akten des west-ö stlichen Neutestamentler/innen-Symp. von Neamt vom 4.-11. Sept. 1998. Tüb., 2000. S. 73-79. (WUNT; 130) - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Концепция личности в Ветхом и Новом Завете. Конспект доклада на Знаменских образовательных чтениях. СПб, 2000; Церковный вестник. СПб., 2004. № 6/7 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
История начала // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2001. № 8. С. 36-44 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Основные антропологические понятия в Посланиях святого апостола Павла // Альфа и Омега. 2002. № 1(31). С. 13-18; Православное учение о человеке. Избранные статьи. Материалы конференции «Учение Церкви о человеке» 5-8 ноября 2001 г. М.; Клин: Синодальная богословская комиссия; Христианская жизнь; Антал-Эстейт ООО, 2004 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Элементы триадологии в Священном Писании Нового Завета // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 15-22 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Взгляды на теорию эволюции в Православной Церкви // Teoria dell’evolutione: Lo sguardo della scienza e della fede Cristiana: Seminario scientifico italo-russo. Gargnano, 2003. Р. 98-121 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Церковь Христова в Посланиях святого апостола Павла // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 11. С. 60-67; // Альфа и Омега. 2004. № 1 (39). С. 13-24. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Церковь Христова в Посланиях святого Апостола Павла // Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о Церкви». Москва, 17 — 20 ноября 2003 г. Материалы. — М.: Синодальная Богословская комиссия, 2004. — С. 19-33. — 360 с. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Церковь Божия как эсхатологическая реальность в мире. Доклад на библейской секции IV Знаменских чтений. СПб., 2003; Die Kirche Gottes als die eschatologische Realität in der Welt in der paulinischen Tradition // Einheit der Kirche im Neuen Testament: 3. europäische orthodox-westliche Exegetenkonferenz in S.-Petersburg 24.-31. Aug. 2005. Tüb., 2008. S. 23-32 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Апостол Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени // Церковный вестник. СПб., 2004. № 5 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Мудрость равновесия // Аверинцев С. С. Собр. соч. К., 2004. Т.: Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. С. 482-488 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13:15-18) о начертании числа зверя. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, Московская Духовная академия, 19-20 февраля 2001 года // Церковный вестник. 2004. № 10 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Этюд о толерантности // Церковный вестник. СПб., 2005. № 5 (65). С. 30-33 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
С кем спорил великий апостол?: Диатрибы в Посланиях св. апостола Павла // Церковный вестник. СПб., 2005. № 6/7 (66/67). С. 27-31 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Связь новозаветной антропологии с сотериологией // Церковь и медицина. СПб., 2005. № 1. С. 8-9 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Христианам чужда идея сакрализации. Доклад на круглом столе «Беседы любителей русского слова: православное духовенство о языке» в СПбГУ 24 октября 2005 года // Кифа. 2005. № 11 (37). - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Посттрадиционное общество и катехизация // Личность и традиция: Аверинцевские чтения. К., 2005. С. 42-55 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Евангельские переводы С. С. Аверинцева // Личность и традиция: Аверинцевские чтения. К., 2005. С. 213-219 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Эсхатология в Новом Завете: Темы и проблемы // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 67-79 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Диатриба в Посланиях апостола Павла // Библия и европейская литературная традиция: Материалы XXXIV Международной филологической конференции СПб., 2006. С. 11-27 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Слово о языке Церкви // Беседы любителей русского слова: Православное духовенство о языке: Материалы «круглого стола» (Санкт-Петербург, 24 октября 2005 г.). СПб., 2006. С. 121-125 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
«Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово»: Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству // Радуга. СПб., 2006. № 2. С. 17-26 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Проблемы библейского перевода // Радуга. СПб., 2006. № 4. С. 35-42 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Богопротивные силы и «число зверя» в Книге Откровения // Страницы. 2006. Т. 11. № 1. С. 3-10 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Числовая символика в книге Откровения Иоанна // Библия и европейская лит. традиция. СПб., 2007. Вып. 2: Материалы XXXV междунар. филол. конф. С. 18-37 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
«Дары различны… Но каждому дается проявление Духа на пользу» // Радуга. 2007. № 2. С. 16-26 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Эсхатология в Новом Завете: Темы и проблемы // Эсхатологическое учение Церкви: Материалы XXXIV Международной филологической конференции. Москва, 14-17 ноября 2005 г.: Материалы. М., 2007. С. 161-175 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Новозаветные корни православного учения о таинствах // Христианское чтение. 2008. № 29. С. 22-37 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Рецензия на: Джеймс Д. Данн. Новый взгляд на Иисуса: Что упустил поиск исторического Иисуса. М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2009 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М.: Изд-во ББИ, 2015 - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. — М.: ББИ, 2021. — 411 с. — ISBN 978-5-89647-360-2. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Деяния Апостолов. Богословско-экзегетический комментарий. — М.: ББИ, 2021. — 336 с. — ISBN 978-5-89647-384-8. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. — М.: ББИ, 2021. — 568 с. — ISBN 978-5-89647-378-7. - Ианнуарий (Ивлиев), архим.
Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в Христианстве. — М.: Никея, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-907202-61-0. - Апостол / пер. и комм. о. Ианнуария (Ивлиева). — 2021. — 272 с. — ISBN 978-5-9043033-0-6.
в сборниках
- Ианнуарий (Ивлиев), о.
Тайна и откровение // О вере и нравственности по учению Православной Церкви / Ред.: Денисенко Михаил Антонович, о. Василий Стойков, о. Владислав Цыпин. — М.: Московская Патриархия, 1991.
автор предисловия
- Предисловие к публикации статьи митрополита Филарета (Дроздова) «Толкование второго псалма» // Богословские труды. 1986. № Сб. ЛДА. С. 281
- Сорокин, Александр о.
Акафист Пресвятой Богородицы: Комментарии. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2003
Служение
На протяжении последующих трех десятилетий о. Ианнуарий преподавал Священное Писание и исполнял различные церковные послушания. Он много занимался изучением вопросов, актуальных для современного богословия. Стремился донести Благую весть до каждого прихожанина и даже тех людей, которые никогда до этого не искали утешения в христанстве.
В 1981 году о. Ианнуарий защитил диссертацию, получив степень кандидата богословия. Темой его работы были святоотеческие толкования некоторых мест Священного Писания. С этого времени Ивлиев стал преподавателем духовной академии, где и по сей день преподает библейское богословие и Новый завет.
В 1985 году ему было присвоено звание доцента. Уже через год о. Ианнуарий был возведен в сан архимандрита митрополитом Ленинградским и Новгородским. В 2005 году ему было присвоено звание профессора Санкт-Петербургской православной духовной академии.
события
- Семинар Экуменического совета молодежи в Европе и Синдесмоса (апреля 1981)
- Консультация православных богословских школ, Ленинград, 1986 год (3 февраля 1986)
- Синаппи-VII (3 июня 1986)
- VIII собеседование делегации Русской Православной Церкви с делегацией «Пакс Кристи» (9 марта 1990)
- VII Генеральная ассамблея ВСЦ (7 февраля 1991)
- Православное богословие на пороге третьего тысячелетия (конференция) (7 февраля 2000)
- Учение Церкви о человеке (конференция) (5 ноября 2001)
- Православное учение о Церкви (конференция) (17 ноября 2003)
- XIII богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (20 сентября 2005)
- Евхаристия: богословие и практика (конференция) (11 июня 2007)
- Таинство Брака – Таинство Единения (конференция) (2 января 2008)
- Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы (конференция) (13 ноября 2011)
Дальнейшая деятельность
В последующие годы архимандрит Ианнуарий Ивлиев, беседы с которым помогли многим людям найти свой путь к Богу, занимался активной церковной и общественной деятельностью. Он много лет был членом богословской и библейской комиссий Священного синода, а также курировал редакцию Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия», принимал участие в разнообразных международных консультациях и конференциях.
Кроме того, архимандрит Ивлиев является автором многочисленных научно-популярных статей и публикаций, статей по новозаветной библеистике. Многие из них опубликованны на страницах «Православной энциклопедии». С начала 2010 года архимандрит включен в состав комиссий по вопросам богословия, религиозного просвещения и духовного образования. С 2012 года его высокопреподобие сотрудничает со Славяно-греко-латинской академией.
Содержание
- 1 влияния
- 2 образование
- 3 иерархия
- 4 церковные должности
- 5 литургические реформы
- 6 экуменизм 6.1 православно-исламский диалог
- 6.2 православно-католический диалог
- 6.3 православно-протестантский диалог
- 13.1 ругательные слова
Научные интересы
Одна из основных тем, изучением которых занимается архимандрит Ианнуарий Ивлиев, — «Послания апостола Павла» и их толкования известными богословами разных эпох. Кроме того, его высокопреподобие является автором различных публикаций, касательно библейской герменевтики, «Апокалипсиса», Священного Писания и пр. Даже на этом научные интересы отца не заканчиваются.
цитаты
Кто устремится к изучению Катехизиса, услышав о том, что он необходим «для благоугождения Богу и спасения души»? К тому же, что это за «спасение души»?[12].
Антропологический миф эллинизма «о спасенной душе» был с самого начала чужд Откровению Христа. «С самого начала (он) был отвергнут Церковью как … губительный соблазн, как некий род темного противо-благовестия… (1 Ин. 4:2-3). И Апостол Павел выразительно говорит об „искуплении тела нашего“ (Рим. 8:23), „потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью“ (2 Кор. 5:4)»[13]. Ну, а чье сердце забьется сильнее, узнав о том, что «вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1)? О том, что спасение есть спасение от греха, проклятия закона и от смерти? И т. д. и т. д. Да это какой-то гербарий из некогда зеленеющих и цветущих, полных жизни слов, а теперь высушенных и аккуратными рядами проложенных между страницами цитат[12].
Беседы архимандрита Ианнуария Ивлиева
Известная радиостанция «Град Петров» регулярно транслирует аудиозаписи лекций священника. Они в доступной форме преподносят слушателям Священное Писание и доносят до каждого человека Благую весть. Благодаря этим передачам многие жители Санкт-Петербурга даже задумались о спасении своих душ и вернулись в лоно церкви. Аудитория «Бесед» достаточно большая и включает как молодежь, так и людей старшего поколения, которые в свое время были лишены возможности знакомиться с произведениями великих богословов.
Теперь вы знаете, кто такой архимандрит Ианнуарий Ивлиев. «Апокалипсис», Священное писание и другие великие книги Ветхого и Нового заветов в его толковании открывают перед любым человеком мир христианства с его вечными нравственными ценностями.
экуменизм
Участник многочисленных экуменических конференций и консультаций. Участник Седьмой Генеральной ассамблеи ВСЦ (1991).
Участник VIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений «Духовное призвание человека в секулярном мире» (Минск, 2002).
православно-исламский диалог
Участник православно-исламского диалога: православно-мусульманского собеседования в Ленинграде (1982) и т. п.
православно-католический диалог
Участник международной конференции «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» (Минск, 2011).
православно-протестантский диалог
Участник XI, XIII и XV богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и евангелическо-лютеранской церкви Финляндии («Синаппи – XV») (1998, 2005 2011).
Участник семинара делегации Духовных школ Русской Православной Церкви и делегации Рабочего объединения евангелической молодежи в Федеративной Республике Германии и Западном Берлине (РОЕМ) (Ленинград, 16 — 18 марта 1983).