Вечный «почерк» на стене. Как в России развивалось искусство мозаики


Виктор Юшковский Культура 23 Октября 2019

Не случайно мозаика, знакомая древнерусским мастерам, возродилась в XIX веке на берегах Невы. Для сырого петербургского климата «вечная живопись», как ее называли, подходила как нельзя лучше. Причем многие памятники зодчества северной столицы, включая Спас-на-Крови, наделила этим изысканным убранством известная мастерская Фроловых. Правнук ее основателя Владимир ФРОЛОВ, специалист в области мозаичного дела, сотрудник Российского института истории искусств, считает, что сегодня такое ремесло становится все более востребованным. В беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» Виктором ЮШКОВСКИМ он поведал об особенностях этого вида монументально-декоративного искусства и ярких представителях своей «мозаичной» династии.

Мозаика на фасаде дома № 28 по Большой Зелениной улице. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Византийские виртуозы

— Владимир Александрович, неужели мозаичное искусство не было исконно русским?

— Мозаика, появившаяся на Руси после принятия христианства, применялась при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение она получила благодаря приглашенным из Византии умельцам. Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела.

Правда, в силу разных исторических причин, прежде всего татаро-монгольского нашествия, секреты мастерства русских умельцев канули в Лету. Как и способы изготовления «камушков», из которых выкладывали мозаичные произведения. И когда через несколько столетий великий Ломоносов попытался возродить это ремесло, ему пришлось пройти заново долгий путь, возрождая с нуля по собственной рецептуре такой красивый и долговечный материал.

— Почему он им заинтересовался?

— В предметах мозаичного творчества, которые привез из Италии канцлер Михаил Воронцов, он увидел сочетание элементов науки и искусства. Это ученого, увлекавшегося химией, и привлекло. Зная, что производство смальты итальянцы держат в секрете, а методы получения мусии, как ее называли на Руси, утеряны, он начал проводить опыты. И после тысячи экспериментов ему удалось создать целую палитру таких «каменных красок».

Ломоносовские мозаики, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других музейных собраниях, были выполнены на высоком художественном уровне: портреты Александра

Невского, императрицы Елизаветы Петровны и др. А мозаичное полотно «Полтавская баталия», самое монументальное его произведение, призванное украшать усыпальницу Петра Великого в Петропавловском соборе (осуществить этот замысел не удалось), позже было перемещено на стену парадной лестницы Академии наук в Ленинграде.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

Чудотворец из смальты

— Кто же продолжил дело Михайло Васильевича?

— К сожалению, ломоносовские опыты продолжения не имели, а его открытия в этой сфере до потомков фактически не дошли. Мозаичное дело возродилось в нашей стране позже, когда при создании внутреннего убранства Исаакиевского собора, выросшего у Невы, встал вопрос: как продлить жизнь живописным иконам, краски которых осыпались от сырости?

Вот тогда по инициативе Монферрана, создававшего самый величественный в России храм, несколько выпускников Императорской академии художеств (ИАХ) отправились в Рим, где в 1847 году при Ватиканской мозаичной мастерской и была создана Русская студия. Там обучались Василий Раев, Егор Солнцев, Семен Федоров и др.

— Они и стали первыми русскими мозаичистами XIX века?

— Не совсем так, их предшественником был Георг Веклер, сделавший мозаичную копию картины Сальватора Розы «Блудный сын», которую приобрела императрица Елизавета I. При Александре I он получил звание академика, выполнив для него несколько миниатюр, хранящихся в Эрмитаже. В этой же технике работал его ученик Александр Сиверс, создавший мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Но оба были широко известны, что называется, в узких кругах.

Освоив мозаичную технику, ученики Русской студии вернулись домой, и в 1851 г. при ИАХ было открыто мозаичное отделение. Тогда же в Петербург по приглашению российских властей прибыли итальянцы братья Бонефеде, чтобы наладить производство смальты. Старший из них, Джустиниано, руководил этими работами (они велись на стекольном заводе, находившемся у Обводного канала и вошедшем позже в состав Императорского фарфорового завода), а младший, Леопольд, имевший большие познания в химии, ему помогал…

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Тысячи оттенков Исаакия

— Почему смальта оказалась самым удобным материалом?

— Это прочное цветное стекло, выплавляемое по специальной технологии с добавлением оксидов разных металлов (медь, олово, железо, марганец и т. д.). Кварцевый песок (он служил исходным сырьем), предварительно очищенный от примесей, издавна добывали в окрестностях Петербурга, недостатка в нем не было. А свойства получаемого материала зависели от добавок, придававших ему нужный цвет, химического состава стекломассы и режима обжига.

Статья по теме:


Знамя с кренделями. Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки

Так, для работ над художественным убранством Исаакиевского собора, где были переданы тончайшие полутона, мозаичисты использовали смальту более 12 тысяч оттенков. Ее краски не блекли, она не трескалась и «противостояла» сырости: этот материал мог служить веками. Причем старая смальта, обладая насыщенным цветом, не имела блеска в отличие от современной, то есть мало походила на «стеклышки». Вот ее-то (равно как и керамику, покрытую тонкой эмалью) и выпускали для оформительских нужд братья Бонефеде.

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. В мастерской при ИАХ практиковался римский (прямой) способ мозаичного набора: металлическую «сковороду» (рамку) заполняли временной мастикой, наносили контуры изображения, а потом «рисовали» смальтой, достигая при этом потрясающей реалистичности. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была дорогостоящей и отнимала много времени. Смальтовые «картины» Исаакиевского собора, создававшиеся более полувека (62 мозаики общей площадью свыше 500 кв. метров), получили золотые медали на выставках в Лондоне и Париже (в 1860-х гг.) и европейское признание…

— В их создании участвовал ваш прадед?

— Да, Александр Никитич Фролов, одним из первых в России удостоенный звания академика-мозаичиста, выполнял иконы из смальты для этого и других соборов, а одна из его работ получила медаль на Всемирной выставке в Вене. Под его руководством были установлены также мозаичные орнаменты в московском храме Христа Спасителя. Многие годы он возглавлял мозаичное отделение ИАХ, для которого было выстроено отдельное здание (3-я линия В. О., дом 2а), а в 1890 году основал с сыном первую русскую частную мастерскую такого рода и стал ее руководителем.

Этапы создания

Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.

В мае 2021 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.

Художественная идея

Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.

Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.

Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками.

Зеркальные картинки

— Что подтолкнуло вашего прадеда к этому шагу?

— В отделении работал техником его старший сын Александр. Перенося мозаичный набор с временной мастики на постоянную основу (цемент), он задумался об удешевлении такого процесса. Итальянец Антонио Сальвиати в то время уже применял венецианский (обратный) способ набора. К нему и был прикомандирован молодой петербуржец, который, обучаясь этому методу, изучал античную и византийскую мозаику.

При такой технологии смальту наклеивали на кальку, затем набор (зеркальный рисунок будущего изображения) заливали цементом, а пленку смывали. За рубежом этот метод, удешевлявший и убыстрявший набор, тогда широко применялся. Но в академической среде к нему относились с недоверием, ведь выполнять подобную работу могли не только художники, но и обычные мастера под присмотром специалистов.

Вернувшись в Россию, сын академика предложил и захотел внедрить свой способ обратного набора, при котором создавалась мозаика, «приспособленная» к петербургскому климату. Но мало кто из членов ИАХ его поддержал, и тогда, пользуясь авторитетом отца, уже в новой мастерской, расположившейся на Кадетской линии, 13 (дом был перестроен), он стал осуществлять этот метод на практике.

— Где именно?

— «Почерк» фроловской мастерской можно увидеть на фасадах зданий, где располагались Общество поощрения художеств (Большая Морская улица, 38) и Общество взаимного кредита (набережная канала Грибоедова, 13). Ее монументальные мозаичные иконы украсили храм Богоявления Господня на Гутуевском острове.

Мастерская также выполняла заказы в разных российских губерниях. Но самое значимое ее творческое наследие связано с мозаичной «росписью» Спаса-на-Крови. Фроловская мозаика по своим художественным достоинствам не уступала другим, но была прочнее, дешевле и проще в изготовлении и в 1895 году выиграла конкурс на создание внешнего, а затем и внутреннего убранства храма.

Искусство ранних христиан

Раннехристианским искусством принято называть религиозные мотивы в культуре с момента зарождения христианства и до образования византийского искусства в VI-VII вв.

Отношение церкви к подобному всегда было сложным и противоречивым. Веяния иудаизма подсказывали, что искусство – языческая среда, Бог неосязаем и не может быть изображен. С другой стороны, традиции эллинистической культуры еще не полностью угасли и демонстрировали, что материальные предметы способны выполнять нравственно-воспитательную функцию и символизировать духовные сущности. Кроме того, Иисус явился в образе человека, соответственно, его можно было изобразить. Тоже самое справедливо по отношению к мученикам. Поэтому библейские картины – столь популярная тема у вдохновленных мастеров.

Первые религиозные сюжеты можно заметить в росписи катакомб, саркофагов, новопостроенных базилик. Они были сконцентрированы на иконах, фресках и мозаике.

Герцог, Пель и Ленин

— Выполнять работы таких объемов без разработки новой технологии было, наверное, сложно?

— Технология появилась. На строительной площадке сколотили деревянную мастерскую и поставили печь, чтобы выплавлять смальту прямо на месте. Но в разгар этих трудов Александр скончался (перитонит после операции), и его младший брат, мой дед Владимир Александрович, тоже обучавшийся в ИАХ, был вынужден встать во главе мастерской, ведь отец уже был в преклонных годах.

Под руководством Фроловых сформировалась школа декоративной мозаики. Молодые ученики, не имевшие художественного образования, становились прекрасными мастерами, выполняя по эскизам 32 художников (в том числе Васнецова, Нестерова, Рябушкина и др.) сложные композиции. Такие наброски, сделанные в разной манере, «скреплял» общий метод набора, а большинство из них соответствовали требованиям монументально-декоративного искусства, поэтому получился гармоничный ансамбль.

— Мозаика этой мастерской сохранилась не только там?

— Ее «автограф», соединенные литеры «М» и «Ф» (мастерская Фроловых), оставлен на бывшем доходном доме герцога Лихтенбергского (Большая Зеленина улица, 28), который украшен большими мозаичными панно.

Другие петербургские адреса: дом (Невский проспект, 28), Музей Набокова (Большая Морская улица, 47), аптека доктора Пеля (7-я линия В. О., дом 16 — 18). Там сохранились надписи и элементы оформления из смальты, а на стене Палаты мер и весов запечатлена «фроловская» мозаичная таблица Менделеева. Московские адреса: Верхние торговые ряды, нынешний ГУМ (одна из первых работ в этом городе), ряд станций метро, в оформлении которых участвовал мой дед, и др.

При создании Мавзолея Ленина архитектор Алексей Щусев пригласил его выполнить мозаику (стилизованные знамена из пурпурной смальты), по существу, реабилитировав это искусство, считавшееся «религиозным» и начавшее угасать в советские годы. Однако это не спасло от репрессий деда: как бывшего владельца мастерской (хотя не только поэтому) его трижды арестовывали. Побывала в тюрьме и моя бабушка, дочь архитектора Леонтия Бенуа. Да и отец в юности не избежал той же участи.

Витраж

Название «витраж» в переводе французского означает оконное стекло. Как утверждает история, первые витражи украшали храмы католической церкви еще в первом веке нашей эры. Из-за использования цветных стекол свет, проходящий сквозь витраж, окрашивается и создает атмосферу, оптимальную для культовых сооружений.

Самыми древними работами в Европе считаются пять фрагментов витражей Аугсбургского Собора. Они сделаны из ярких разноцветных стекол с применением техники тонального оттенения и закрашивания, что могли сделать только мастера высочайшей квалификации.

Драгоценные узоры

— Как сложилась судьба отца?

— Пережив в Ленинграде блокаду, он стал инженером и работал на . А дед, не покидавший мастерскую Академии художеств (по совокупности трудов он получил звание профессора), умер в феврале 1942 года. Он успел отправить через Ладогу мозаичные узоры, сделанные для станции «Новокузнецкая» московского метро. Его усилиями, добавлю, были сохранены мозаики разрушенной в 1930-е гг. древнекиевской церкви Архангела Михаила.

Ну а первые ленинградские станции «одевали» мозаикой, в том числе флорентийской, с использованием полудрагоценных и драгоценных камней, его ученики. Немало произведений искусства, сделанных тем же способом, хранится ныне в Эрмитаже. В свое время туда попали некоторые предметы из коллекции деда, хотя большая ее часть не сохранилась. А жаль, в Петербурге, мне кажется, должен появиться такой музей: в стенах мозаичного отделения Академии художеств или на Большом проспекте В. О., 64, где тоже находилась мастерская Фроловых…

— Но это искусство не отошло в прошлое. Какие у него перспективы?

— Не скажу, что я в восторге от всех мозаичных произведений. Да и процесс выплавки смальты упростили — коммерческий подход зачастую берет верх. На мой взгляд, стало меньше ее оттенков, она уже не столь долговечна. Но традиции петербургской мозаичной школы, думаю, сохранились, и в лучших современных работах они проявляются. Нынешние мастера экспериментируют не менее удачно, чем их предшественники, смешивая стили и применяя новые материалы, что находит отражение при оформлении станций метро…

#мозаика #ремесленничество #декор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6552) от 23.10.2019 под заголовком «Вечный «почерк» на стене».

Поделиться ВКонтакте Facebook

Класснуть

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.


Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Материалы рубрики

09 Декабря, 13:20

В Ленобласти прошел II Слет ремесленников

14 Октября, 11:49

Карельских ремесленников научат навыкам предпринимательства

18 Августа, 12:47

«Метрострой» расторгает контракты с поставщиками мозаики

05 Февраля, 11:43

Экономика ивового прутика. Как в Петербурге и Ленобласти возродили древний промысел

21 Января, 07:30

Доска почета. Как в Петербурге появился памятник таблице Менделеева

Оглавление

Введение

…………………………………………………………………………3

  1. История мозаики

    ……………………………………………………………….3

1.1 Методы работ мозаики …………………………………………………………5

1.2 Мозаика древнерусских храмов ……………………………………………….7

1.3Техника древнерусской мозаики полов ……………………………………….8

1.4 Мозаичные ансамбли Софии Киевской и Софии Новгородской ……………8

Заключение

…………………………………………………………………….10

Список использованной литературы

……………………………………….11

Мозаика «Мария-Оранта»

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]