Балашов Николай Владимирович
1956
Русская Православная Церковь
Третье поколение модернистов
Сан: протоиерей
Окончил: химический факультет МГУ, МДС, СПбДА
Организации: Издательский совет Русской Православной Церкви, ОВЦС, Церковь и перестройка (движение), Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, Синодальная богослужебная комиссия, Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви, Комиссия по переговорам с украинскими раскольниками, Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции
Пресса: Воскресение (радиопрограмма), Духовная библиотека (культурный центр), Кифа (газета), Русский путь (издательство), Христианская Россия (ассоциация), Данилов мужской монастырь (издательство)
Испытал влияние: Боровой Виталий Михайлович
,
Михаил (Мудьюгин)
,
Фудель Сергей Иосифович
Направление: Церковная реформа
,
экуменизм
,
литургического обновления движение
Модернизм
(1956) — протоиерей Московского Патриархата. Один из основных деятелей церковной реформы в Русской Православной Церкви. Крайний модернист, аморалист, активный участник экуменических контактов. Участник подготовки Восьмого Вселенского Собора.
Содержание
- 1 влияния
- 2 образование
- 3 иерархия
- 4 церковные должности
- 5 организации
- 6 пресса
- 7 движение литургического обновления
- 8 экуменизм
- 9 Восьмой Вселенский Собор
- 10 воззрения 10.1 переводчик книги англиканина-атеиста Дж. Робинсона
- 10.2 аморализм
- 12.1 штампы
- 13.1 в сборниках
церковные должности
В 1985 – 1989 годы внештатно сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата.
С 1998 по 2000 год – сотрудник секретариата Синодального отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001 – 2002 годы – и. о. секретаря ОВЦС по межправославным связям и загранучреждениям. С 2002 года – секретарь ОВЦС по межправославным отношениям.
С декабря 2003 года – секретарь Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. С апреля 2005 года – член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В 2009 году назначен зам. председателя ОВЦС.
Принимал участие в выработке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Координатор и научный редактор исследовательского проекта «Церковные реформы. Дискуссии в Православной Российской Церкви начала ХХ века. Поместный Собор 1917–1918 годов и предсоборный период», осуществляемого Круглым столом по религиозному образованию и диаконии при ОВЦС при содействии католического фонда «Russia Cristiana» (Италия).
Участник конференции «Священный дар жизни» (Москва, 2000 год).
Член Синодальной богослужебной комиссии. Член Межсоборного Присутствия (с 2009 года). член Президиума Межсоборного Присутствия (с 2014 года).
Восьмой Вселенский Собор
Отец Николай Балашов — участник подготовки Восьмого Вселенского (Великого и Святого) Собора.
Участник Четвертого Предсоборного Совещания 6 — 13 июня 2009 года в Шамбези.
Участник заседаний Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези, 10 — 16 декабря 2009 года и 22 — 26 февраля 2011 года).
6 — 9 марта 2014 года принимает участие в Собрании предстоятелей Православных Церквей, на котором принимается решение о созыве Вселенского (Всеправославного) Собора в 2021 году.
Участник Первого, Второго, Третьего и Четвертого заседаний Специальной межправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора.
Участник Пятого Предсоборного Совещания (Шамбези, 11 — 16 октября 2015 года).
Участник Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей (Шамбези, 2021 год).
Начало биографии
Герой данной статьи, Балашов Николай Владимирович, родился в пятидесятых годах двадцатого века. На путь служения церкви он встал не в юные годы, а шел к данному решению в течение довольно долгого времени.
Николай Балашов одно из своих нескольких высших образований получил в Московском государственном университете, где он окончил факультет химии. В восьмидесятые годы ему пришлось работать на стройке. В это время он уже чувствовал, что его истинное призвание заключается совсем не в этом, поэтому изучал Священное Писание и наследие святых отцов.
воззрения
переводчик книги англиканина-атеиста Дж. Робинсона
Переводчик книги англиканского «епископа»-атеиста Джона Робинсона «Быть честным перед Богом». В 1993 году о. Николай Балашов познакомил православных христиан с воззрениями этого, как он выражается, «выдающегося апологета Церкви перед миром и, что не менее важно, мира перед Церковью».
Согласно Дж. Робинсону, находившемуся под влиянием атеистических идей Дитриха Бонхоффера, следует отвергнуть Христианское учение о Боге, Сверхъестественном, Невидимом, Вездесущем и Всемогущем. Он отрицает все сверхъестественное и потустороннее в Боге, в жизни Богочеловека Христа – Его существование до Воплощения, Его безгрешность, и считает достаточным принимать Христа как подлинного человека. При этих антихристианских воззрениях, как уверяет о. Николай Балашов, Дж. Робинсон «всецело принимал учение о Боге, выраженное в Новом Завете и запечатленное в Символах веры». И в самом деле, Дж. Робинсон утверждал, что «верует» в Боговоплощение Сына Божия в том атеистическом смысле, что «Христос – полностью и до конца человек, и не более чем человек – столь полно воплотил в себе идею самовыражения Бога, что о Христе можно сказать, что Он – „Божий человек“, что „Бог был во Христе“, и даже, что Он был „Богом для нас“».
Христианское учение о конце света «сделалось не просто неправдоподобным, оно перестало иметь отношение к жизни», — уверяет Дж. Робинсон в пересказе о. Николая Балашова.
У Дж. Робинсона ярко проводится религиозное оправдание обыденной земной жизни в коллективе: «Можно без преувеличения сказать, что концепция тела образует краеугольный камень теологии Павла».
Дж. Робинсон проявил себя как защитник порнографии. В 1960 он выступил свидетелем защиты на процессе о порнографии в романе Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». О. Николай Балашов приводит слова Дж. Робинсона: «Лоуренс старался изобразить сексуальные отношения как нечто священное по своей сущности… Для него плоть — это таинство духа… Положительное значение книги с этической точки зрения в том, что она подчеркивает: секс — это не просто использование другого человека, но и выражение почитания его достоинства».
аморализм
В русле воззрений Дж. Робинсона и архиеп. Михаила (Мудьюгина) о. Николай Балашов категорически не приемлет «неспособность творчески ответить на вызов современности и, вследствие этого, трусливое бегство из реальности в параллельный, призрачный мир псевдодуховных грез»[2], каковым призрачным миром он считает все потустороннее и сверхъестественное. Поэтому в сочинениях о. Николая Балашова нет речи о Боге Всемогущем, о Боге Судии, о Христе Искупителе. «Христианство» в воззрениях о. Николай Балашов – это обыденная жизнь – еда, сон, супружеские отношения – заключенная в рамки религиозной общины. Но поскольку у христиан есть какие-то непонятные о. Николаю Балашову и другим аморалистам этические проблемы, то необходимо таким образом обосновать атеизм и аморализм, чтобы успокоить совесть церковных масс.
О. Николай Балашов — сторонник самых радикальных «реформ» в области нравственности.
Он является сторонником «неабортивных» контрацептивов, искусственного оплодотворения. В частности, о. Николай Балашов считает этически нейтральным применение противозачаточных средств, «если отсрочивать рождение детей супругов побуждает необходимость обеспечивать подобающее воспитание для уже родившихся, либо состояние здоровья кого-либо из родителей, либо уход за серьезно больными членами семьи и тому подобные основательные причины».
С другой стороны, искусственное оплодотворение, по новой заповеди о. Николай Балашов – это тоже «вполне уместный способ использования медицинских знаний, позволяющий христианскому браку реализовать одну из главных целей: продолжение рода».
Таким образом, о. Николай Балашов делает выводы прямо противоположные нравственности: контрацепция одобряется им, потому что суть брака, якобы, не в деторождении, а в комфортной во всех отношениях земной жизни. Напротив, искусственное оплодотворение одобряется о. Николаем Балашовым, потому что продолжение рода – одна из главных целей брака. С поразительной изобретательностью о. Николая Балашов делает одинаково аморальные выводы из противоречащих друг другу посылок.
В целом, о. Николай Балашов выступает за разрушение основ традиционного общества и семьи, осуждаемых им за «абсолютизацию древнего патриархального общества, склонность к недооценке дарований женщины». Во имя политического лозунга равноправия о. Николай Балашов призывает к расширению прав женщин в Церкви: «Почему всегда за богослужением говорят: „Молитвами святых отец наших…“ – ведь были же и святые матери, и равноапостольные жены? И действительно, почему?.. наша длительная нечувствительность к этим вопросам, – не свидетельствует ли она все же о некотором перекосе в сторону маскулинизма в православном церковном сознании?»
О. Николай Балашов отстаивает идею «православного» полового воспитания: «Некий дальний отголосок манихейского гнушения плотью проявился и в характере, который приняла у нас в России церковно-общественная кампания против полового воспитания. Если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво рассказывать нашим детям о положительной ценности половых отношений – мы неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далеких от христианских нравственных норм».
Как манихейское о. Николай Балашов осуждает и признание Церковью превосходства монашества над супружеской жизнью.
О. Николай Балашов, с одной стороны, не различает греховное от непорочного на том основании, что в падшем мире все порочно: «Почему надо считать, что все „естественное“ допустимо и невинно, а все „искусственное“ — непременно предосудительно по самой своей сущности? Мы живем в падшем мире, где сама природа поражена последствиями греха». С другой стороны, эта порочность им признается за нравственную норму, имеющую за собой религиозную санкцию, хотя и новой модернистской религии. Поэтому о. Николай Балашов считает, что «еретическим может быть отношение человека не только к Богу, но и к человеку». Это возможно только при исповедании языческой веры в человека и поклонения человека человеку.
Супружеские отношения, согласно о. Николаю Балашову, должны были существовать и в раю, если бы не произошло грехопадение: «православное» – видимо, модернистское, богословие «не считает половую близость как таковую следствием грехопадения… но воспринимает ее как часть изначального замысла Божия о человеке, хотя и омраченного в падшем человечестве греховным эгоизмом». В этом смысле о. Николай Балашов исповедует веру в религиозное значение супружеских отношений, одобряя их даже во время беременности: «Что же касается абсолютного воздержания во время беременности и кормления… В общей сложности получится срок примерно в два года, а если долго кормить, то и больше… Конечно, в поздние сроки беременности и в первое время после родов воздержание необходимо, об этом и врачи говорят».
Головной убор
Священники и протоиереи также могут быть награждены правом носить церковный отличительный головной убор — митру. Этот предмет облачения символизирует одновременно и царскую корону, поскольку священнослужитель во время литургии является символом Иисуса Христа — царя мира.
С другой же стороны, это подобие тернового венца, которым была увенчана голова Спасителя во время крестного распятия. Священник, получивший право ношения его, именуются митрофорным. Протоиерей обычно является настоятелем какого-либо храма. Если право носить митру дается игумену монастыря, являющемуся монахом, то такой человек обычно получает сан архимандрита. А обитель, которой он руководит, в таких случаях называется архимандрией.
цитаты
И епископ, и каждый христианин не просто могут, но должны подвергать постоянному сомнению сложившийся у них образ Бога, свое представление о Нем — во имя более глубокого, более истинного, «более божественного» образа и представления.
Аскетическая идеология, чересчур заслонившая собой Евангелие, не дает человеку реальной опоры для сопротивления тоталитарному режиму… Возврат к Православию в качестве национальной, государственной религии сулил бы аскетической идеологии вакантное место «руководящей и направляющей силы», освободившейся с падением КПСС.
В таинстве Брака мы испрашиваем новобрачным «плода чрева на пользу». А что, собственно, значат эти слова? Может ли рождение ребенка оказаться не на пользу той или иной супружеской паре? Думаю, что да.
Нам нужно более вдумчивое и внимательное отношение к совершению богослужения, которое является подлинной сердцевиной всей церковной жизни. Например, без всяких реформаций должен просто продолжиться естественной процесс адаптации языка богослужебных текстов.
Ну, насчет VIII Вселенского собора. Я хотел бы поделиться с вами историей, которая произошла на недавней встрече представителей Поместных церквей в Константинополе, в Стамбуле. Один из уважаемых архиереев Сербской Православной церкви заявил, что он вообще считал бы необходимым, чтобы будущий Всеправославный собор провозгласил Вселенским собором тот, который состоялся при патриархе Фотии, имевшем довольно высокий авторитет в православном мире. И также Паламитский собор подтвердил учение святителя Григория Паламы, которого вспоминали неделю назад, во 2-е воскресенье Великого поста, провозгласив, соответственно, VIII и IX Вселенскими соборами.
И тогда, сказал он, никто из ревнителей не будет говорить, что мы собрались на VIII Собор, это будет уже X-ый.
Старший священник
Прежде всего стоит сказать несколько слов о том, кто же такой протоиерей и что означает понятие «митрофорный».
В православной христианской традиции принято награждать некоторых священников, особо отличившихся в своей церковной деятельности, специальными званиями и наградами. Одним из таких поощрений за примерную службу является сан протоиерея. В переводе с греческого языка это слово означает «старший священнослужитель».
Такой сан обычно дается человеку, который находится на церковной службе более десяти лет. В прежние времена подобных священников называли «протопоп». Одним из наиболее известных лиц в истории России, которые носили такой сан, является Аввакум. Иногда протоиереем становится человек, который был награжден правом носить особый нательный крест. С этого момента должно пройти не менее пяти лет. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, и его осуществляет архиерей.
патологическая речь
штампы
вызов
Отцы в духе пламенной любви к Богу и дерзновенной свободы искали и находили свой неповторимый путь — у каждого свой! — а мы, по лености душевной, занимались рабским копированием их поступков вместо того, чтобы возгореться их духом. Каков же результат этого обезьянничанья? Неспособность творчески ответить на вызов современности и, вследствие этого, трусливое бегство из реальности в параллельный, призрачный мир псевдодуховных грез[3].
сочинения
- Николай Балашов, о.
Новый Духовный центр христиан-адвентистов // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 5.— С. 53–55. - Николай Балашов, о.
Что скрывается под «священными одеждами»? // Московский церковный вестник. — 1991. — № 19. — С. 10-11. - Дж. Робинсон, «еп.»Николай Балашов, о.
Следовать истине, куда бы она ни вела. Теологический путь епископа Робинсона (предисловие к книге ) // Быть честным перед Богом / предисловие Николай Балашов, о.. — М.: Высшая школа, 1993. - Балашов, Николай о.
Письмо в редакцию // Континент. — 1994. — № 81. — С. 382-386. - Николай Балашов, о.
Искусственное оплодотворение: что думают православные? // Человек. — 1995. — № 3. - Николай Балашов, о.
Искусственное оплодотворение: что думают православные? // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. — М.: Эдиториал УРСС, 1998. — С. 147-153. - Николай Балашов, о.
Развитие литургической культуры: богословские и пастырские аспекты // Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. — М.: Синодальная богословская комиссия, 2005. - Николай Балашов, о.
К истории созыва Всероссийского Церковного Собора // Церковь и время. — 2000. — № 3(12). — С. 133–154. - Николай Балашов, о.
Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов. Некоторые детали предыстории: В. К. Саблер и К. П. Победоносцев в 1905 г. // Церковь и время. — 2000. — № 3(12). — С. 155–178. - Николай Балашов, о.
На пути к литургическому возрождению (2000) Издатель: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии - Николай Балашов, о.
Репродуктивные технологии: дар или искушение? // Православие и проблемы биоэтики. — М. — 2001. - Николай Балашов, о.
Кто запатентует наши гены? // Православная беседа. — 2001. — № 6. - Николай Балашов, о.
Геном человека, «терапевтическое клонирование» и статус эмбриона (точка зрения православного) // Церковь и время. — 2001. — № 2. — С. 58-76. - Николай Балашов, о.
Актуальные вопросы этики пола в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Материалы конференции «Учение Церкви о человеке» 5-8 ноября 2001 г. — М. — Клин: Синодальная богословская комиссия; Христианская жизнь; Антал-Эстейт ООО, 2004. - Николай Балашов, о. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарий к Социальной концепции Русской Православной Церкви. — Даниловский благовестник, 2001.
- Николай Балашов, о., Сараскина Л. И.
Messaggi dal km 101 (2007) - Николай Балашов, о., Кострюков А. А.
История русского церковного разделения // Журнал Московской Патриархии. — 2007. — № 7. — С. 82–95. - Николай Балашов, о., Сараскина Л. И.
Сергей Фудель. — М.: Книжница, 2010.;
Николай Балашов, о., Сараскина Л. И.
Сергей Фудель. — 2-е. — М.: Русский путь, 2011.
Архиепископ Михаил как епархиальный архиерей (воспоминания бывшего клирика Вологодской епархии) // Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях. Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина), 1912-2000, Санкт-Петербург, 14 мая 2012 г. — СПб.: СПбДА, 2013.
Князь Церкви былых времен // Православие и мир. — 2013. 24 марта. — Дата обращения 7 августа 2021.
Вопрос о богослужебном языке. // Око Церковное. — 2015. — Дата обращения 7 августа 2021.
в сборниках
- О прелести и фанатизме в духовной жизни. Советы православным, как избежать этого состояния / Сост. Александр Баранов. — М.: Образ, 2006. О прелести и фанатизме в духовной жизни. Советы православным, как избежать этого состояния / Сост. Александр Баранов. — Изд. 2-е. — М.: Образ, 2009.
- О прелести и фанатизме в духовной жизни. Советы православным, как избежать этого состояния / Сост. Александр Баранов. — Изд. 3-е. — М.: Образ, 2010.
переводчик
- Робинсон Джон.
Быть честным перед Богом / перевод Н. В. Балашова. — М.: Высшая школа, 1993. - Данн, Дж. Д.
Керигма или керигмы? Глава из книги «Единство и многообразие в Новом Завете». Перевод Н. В. Балашова // Страницы. — 1997. Т. 2. — № 1. — С. 3-21.
редактор
- К истории созыва Всероссийского Церковного Собора // Церковь и время. — 2000. — № 3 (12). — С. 133-154.
- Фудель С. И.
Собрание сочинений в 3-х т / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2001-2005. - Вукашинович В.
Литургическое возрождение в XX веке / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Христианская Россия, 2005. - Фудель С. И.
Воспоминания / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2009.
Фудель С. И.
Воспоминания / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2012.
Записки о Литургии и Церкви / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2009.
- Фудель С. И.
Записки о Литургии и Церкви / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2012.
Путь отцов. — М.: Русский путь, 2012.
У стен Церкви / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2009.
- Фудель С. И.
У стен Церкви / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2012.
Церковь верных / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2012.
Епархиальные реформы. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии : дискуссии в Православной Российской Церкви начала ХХ века: Поместный Собор 1917 — 1918 гг. и предсоборный период / под ред. Н. В. Балашова. — М.: Духовная библиотека; Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2011.
О семейной жизни
Митрофорный архиерей Николай Балашов также многократно касался вопросов о семейной жизни верующих людей. Например, корреспонденты часто спрашивали об отношении церкви к мерам контрацепции. Николай Балашов допускает возможность использовать неабортивные средства контрацепции в некоторых ситуациях. Когда супруги не хотят иметь детей из-за эгоистических побуждений – это одно, а когда, например, здоровье женщины не позволяет ей в данный момент родить ребенка – это совсем другое.
Одним из наиболее важных моментов, касающихся этой темы, является следующая проблема: возможно ли осуществление брака между людьми, исповедующие различные религии?
По этому поводу Николай Балашов, ссылаясь на слова святых отцов, говорит, что если муж верующий, а жена нет, то у женщины в таком случае появляется шанс прийти к православной вере через религиозные убеждения супруга. Поэтому церковь ни в коем мере не протестует против подобных браков.