Образ «Всевидящее Око» – история, особенности, свойства


Икона Богородицы «Недремлющее Око»

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит»(Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 03 Февраля 2013 г. 18:46 + в цитатник Икона имеет символическое значение; а слова:» Аз сплю, а сердце мое бдит», — из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: «Недреманное око». По гречески иконография называется иначе «Анапесон» или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий… Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? …моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы — мое примечание) одеяние свое.» (Быт.;9,10-11). Символически лев — царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва — сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови — смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. «Кто поднимет его?» — никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы «Христос Анапесон» или «Недреманое око» символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. «Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит», — то есть никогда не прекращается. Происхождение иконографии. Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались «Анапесон», а именно «возлежащий», само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: «Ты Еси приносяй и Ты приносимый», — Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.


Византийская иконография «Анапесон» знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.


Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь. Надпись, — «…уснув яко лев», — относит нас к пророчеству патриарха Иакова.


Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.


Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.


Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище. Псковская икона XVI в.


Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер. Москва. середина XVI в.


Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие. С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: » Аз сплю, но сердце Мое бдит.» (Песнь песней: 5, 2 ) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому — «воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих». Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу. Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название «Недреманое Око».


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы. Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.

Серия сообщений «Теория образа(православной иконы)»:
Часть 1 — Вотивные иконы. Св. Иоанн Предтеча Господень Киккский музей. Кипр 12 век. Часть 2 — Прот. Николай Чернышев. Очень важная статья! Часть 3 — «Христос Анапесон» или «Недреманное око» Часть 4 — Средневековый сюрриализм, его истоки на западе. Часть 5 — Пьета и иконография страстей. Часть 6 — Иконография образа: Христос в темнице; Спас полуношный; Се, Жених («Царь Иудейский»; Ecce Homo — «Се, человек»; Virum Dolorum -» Муж скорбей») Часть 7 — Аарон или Мелхиседек.

Процитировано 1 раз

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось
0

Православная молитва — Православная книга

Икона Божией Матери «Недремлющее Око»

«В г. Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, пожертвованная дочерью некогда знаменитого проповедника Родиона Путятина. Икона эта именуется «Недремлющее Око», имеет 1 аршин вышины и 10 вершков ширины, писана на полотне, наклеенном на деревянную доску, живопись на ней итальянского стиля. Богоматерь изображена в половину роста, сидящею пред столом в комнате с подобранной, на левой стороне, занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее накрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое Ее лицо печальное, с очами, опущенными долу, обращено к лежащему Богомладенцу. Верхняя одежда Богоматери буро-розового, а нижняя, хитон, светло-голубого цвета; левая Ее рука, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая поддерживает спящего Богомладенца на подушке светло-малинового цвета. Глава Его обращена в правую сторону, глаза Его закрыты; правая Его рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белою тафтою. Внизу изображения подпись: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песнь Песней, гл. 5, ст. 2). Другая икона Богоматери Недремлющее Око находится в Угличе, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборным монастырским храмом. Она пожертвована в 1848 году престарелою вдовою А. В. Лебедевою, жительницею Углича, удостоверявшею, что эта икона с древних времен, по преданиям, почиталась за чудотворную. Икона имеет 1 аршин с 1 вершком вышины и ¾ аршина ширины, писана на доске, итальянской живописи. Богоматерь изображена до колен, сидящею в комнате с окном на правой стороне и занавесью на левой. Глава Ее, наклоненная в левую сторону, покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под коего выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Богомладенцу. Нижнее одеяние алого цвета, а верхнее голубого. На левом колене и на левой руке Богоматери покоится спящий Богомладенец, глава которого обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленах, правое на левое, и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену (плат), один край которой поднят правою рукою Богоматери в уровень с Ее правым плечом. На образе находятся серебряная позолоченная риза и венцы; в привесе 2 серебряных креста и 3 серебряных изображения ног, и пожертвованы от исцелившихся лиц, прибегавших с молитвою к Божией Матери пред сим образом. Празднование образу Недремлющее Око совершается 29 мая [по старому стилю]» (Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С. Снессорева. – Ярославль: Норд, 2005, с. 172–173).

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]