Икона Богородицы «Недремлющее Око»
В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.
Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».
В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит»(Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.
Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 03 Февраля 2013 г. 18:46 + в цитатник Икона имеет символическое значение; а слова:» Аз сплю, а сердце мое бдит», — из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: «Недреманное око». По гречески иконография называется иначе «Анапесон» или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий… Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? …моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы — мое примечание) одеяние свое.» (Быт.;9,10-11). Символически лев — царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва — сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови — смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. «Кто поднимет его?» — никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы «Христос Анапесон» или «Недреманое око» символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. «Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит», — то есть никогда не прекращается. Происхождение иконографии. Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались «Анапесон», а именно «возлежащий», само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: «Ты Еси приносяй и Ты приносимый», — Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.
Византийская иконография «Анапесон» знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.
Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь. Надпись, — «…уснув яко лев», — относит нас к пророчеству патриарха Иакова.
Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.
Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.
Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище. Псковская икона XVI в.
Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер. Москва. середина XVI в.
Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие. С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: » Аз сплю, но сердце Мое бдит.» (Песнь песней: 5, 2 ) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому — «воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих». Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу. Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название «Недреманое Око».
Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы. Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.
Серия сообщений «Теория образа(православной иконы)»:
Часть 1 — Вотивные иконы. Св. Иоанн Предтеча Господень Киккский музей. Кипр 12 век. Часть 2 — Прот. Николай Чернышев. Очень важная статья! Часть 3 — «Христос Анапесон» или «Недреманное око» Часть 4 — Средневековый сюрриализм, его истоки на западе. Часть 5 — Пьета и иконография страстей. Часть 6 — Иконография образа: Христос в темнице; Спас полуношный; Се, Жених («Царь Иудейский»; Ecce Homo — «Се, человек»; Virum Dolorum -» Муж скорбей») Часть 7 — Аарон или Мелхиседек.
Процитировано 1 раз
Нравится Поделиться
0
Нравится
- Запись понравилась
- Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0
Православная молитва — Православная книга
Икона Божией Матери «Недремлющее Око»
«В г. Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, пожертвованная дочерью некогда знаменитого проповедника Родиона Путятина. Икона эта именуется «Недремлющее Око», имеет 1 аршин вышины и 10 вершков ширины, писана на полотне, наклеенном на деревянную доску, живопись на ней итальянского стиля. Богоматерь изображена в половину роста, сидящею пред столом в комнате с подобранной, на левой стороне, занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее накрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое Ее лицо печальное, с очами, опущенными долу, обращено к лежащему Богомладенцу. Верхняя одежда Богоматери буро-розового, а нижняя, хитон, светло-голубого цвета; левая Ее рука, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая поддерживает спящего Богомладенца на подушке светло-малинового цвета. Глава Его обращена в правую сторону, глаза Его закрыты; правая Его рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белою тафтою. Внизу изображения подпись: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песнь Песней, гл. 5, ст. 2). Другая икона Богоматери Недремлющее Око находится в Угличе, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборным монастырским храмом. Она пожертвована в 1848 году престарелою вдовою А. В. Лебедевою, жительницею Углича, удостоверявшею, что эта икона с древних времен, по преданиям, почиталась за чудотворную. Икона имеет 1 аршин с 1 вершком вышины и ¾ аршина ширины, писана на доске, итальянской живописи. Богоматерь изображена до колен, сидящею в комнате с окном на правой стороне и занавесью на левой. Глава Ее, наклоненная в левую сторону, покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под коего выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Богомладенцу. Нижнее одеяние алого цвета, а верхнее голубого. На левом колене и на левой руке Богоматери покоится спящий Богомладенец, глава которого обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленах, правое на левое, и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену (плат), один край которой поднят правою рукою Богоматери в уровень с Ее правым плечом. На образе находятся серебряная позолоченная риза и венцы; в привесе 2 серебряных креста и 3 серебряных изображения ног, и пожертвованы от исцелившихся лиц, прибегавших с молитвою к Божией Матери пред сим образом. Празднование образу Недремлющее Око совершается 29 мая [по старому стилю]» (Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С. Снессорева. – Ярославль: Норд, 2005, с. 172–173).
Православная книга почтой pravmolitva.ru