История и значение иконы Божией Матери Одигитрия, в чем помогает образ


История происхождения

Смоленская икона Богоматери появилась на Руси в одиннадцатом веке. Ее перенесли из Византии в Смоленск после гибели князя Всеволода. Ранее с помощью этой иконы князь был благословлен на брак с дочерью Византийского правителя.

Как гласит легенда, во времена монголо-татарского ига Смоленск был спасен от разграбления благодаря защите Богородицы. В начале пятнадцатого века, во времена захвата города Литовским княжеством, «Одигитрия» была перенесена из Смоленска в Москву. В середине пятнадцатого века образ был возвращен по просьбе епископа Михаила. В Москве же оставили точную копию изображения, написанную от руки. В шестнадцатом веке, после того как Смоленск был отобран у Литвы, в Москве построили Новодевичий монастырь, в котором поставили копию.

В начале семнадцатого века с иконы была списана еще одна копия, которую поместили в одну из башен Смоленской стены. Позднее на этом месте построили храм. Во время нападения Наполеона, в начале девятнадцатого века икону снова перенесли в Москву. Когда французы атаковали Москву, икона была перемещена в Ярославль, а после войны ее вновь перенесли в Смоленск, на первоначальное место.

Собор Ростово-Ярославских святых

Агафангел (Преображенский), Ярославский, митр., исп.: †1928; Окт. 3 || Новомуч. Адриан Пошехонский, Ярославский, игумен, прмч.: †1550; Мр. 5; Н. 19 Адриан Угличский, прп.: †после 1504; Ав. 26 || Всех прп. Акакий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь: †1263; Ав. 30; Н. 23 || Влад.; Карел.; Новг.; Петерб.; Тул. Александр Абиссов, иерей, сщмч.: †1942; Ф. 8 || Новомуч. Александр Елоховский, иерей, сщмч.: †1918; Ав. 21 || Новомуч. Александр Переяславский, еп.: †?; М. 14 Александр Петропавловский, иерей, сщмч.: †1937; Н. 4 || Новомуч. Александр Поздеевский, иерей, сщмч.: †1940; Окт. 12 || Новомуч. Александр Смирнов, иерей, сщмч.: †1918 || Новомуч. Александр Уксусов, мч.: †1937; Н. 23 || Новомуч. Алексий (Задворнов), иером., прмч.: †1937; Н. 9 || Новомуч. Бут. Алексий Введенский, диакон, сщмч.: †1937; Ав. 13 || Новомуч. Алексий Великосельский, иерей, сщмч.: †1918; Ав. 17 || Новомуч. Анастасия Лебедева, мц.: †после 1937; Окт. 29 || Новомуч. Анастасия Угличская, игумения, прмц.: †1609; Ап. 10 Андрей Добрынин, прот., сщмч.: †1938; Ф. 8 || Новомуч. Андрей Смоленский, Переяславский, князь: †после 1390; Окт. 27 || Смолен. Андрей Угличский, князь: †1494; Н. 6 Андроник (Никольский), Пермский, архиеп., сщмч.: †1918; Ин. 7 || Новомуч.; Петерб. Анна (Благовещенская), инокиня, прмц.: †1937; Ф. 26 || Новомуч. Анна Шашкина, мц.: †1939; Ап. 28 || Новомуч. Антоний Оптинский, схиигумен: †1865; Ав. 7 || Оптин. Антоний Ростовский, еп.: †1336; Ил. 28 Антонин Угличский, Покровский, игумен, прмч.: †1609; М. 24 Арсений (Мацеевич), Ростовский, митр., сщмч.: †1772; Ф. 28 || Эст. Арсений Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игумен, ученик прп. Афанасия Старшего: †1395; С. 12 || Моск.; Радонеж. Афанасий Ростовский, Христа ради юродивый: †XVII Афанасий (Сахаров), Ковровский, еп., исп.: †1962; М. 2 (тезоименитство); Окт. 15 || Новомуч. Афанасий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Боголеп Угличский, иером.: †XVI; Ав. 22 Борис (в крещении Роман) страстотерпец, князь: †1015; М. 2; Ил. 24 || Ряз.; Тул. Борис Заварин, мч.: †1938; Ян. 25 || Новомуч. Варлаам Улейминский, Угличский, прп.: †после 1460 Варсонофий Угличский, иером., прмч.: †1609; М. 24 Василий Аменицкий, прот., сщмч.: †1938; Ав. 7 || Новомуч. Василий (Василько) Константинович Ростовский, князь, мч.: †1238; Мр. 4 || Влад.; Твер. Василий Всеволодович Ярославский, князь: †1249; Ин. 8; Ил. 3 Василий Крылов, иерей, сщмч.: †1938; Н. 6 || Новомуч. Василий Мангазейский, мч.: †1600; Мр. 23; М. 10 || Сибир. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, исп.: †1945; Ил. 31; Окт. 5 (обр́етение мощей) || Иван.; Костр.; Новомуч. Василий Преображенский, иерей, сщмч.: †1940; Ин. 1 || Новомуч. Василий Ярославский, князь: †1344; Ил. 13 Вассиан I (Рыло) Ростовский, архиеп.: †1481; Мр. 23 || Радонеж. Вассиан II Ростовский, архиеп.: †1516; Ян. 25 Вассиан Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Вассиан Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24 Вассиан Угличский, Рябовский, прп., чудотворец: †1509; Ф. 12; М. 21; Ин. 11 Вениамин (Воскресенский), еп. Романовский, сщмч.: †1930; С. 22 || Новомуч. Владимир Виноградов, иерей, сщмч.: †1919; Д. 9 || Новомуч. Владимир Вятский, иерей, сщмч.: †1939; С. 26 || Новомуч. Вячеслав Закедский, иерей, сщмч.: †1918; Ав. 10 || Новомуч. Геласий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Геннадий Здоровцев, иерей, сщмч.: †1918; Ин. 22 || Новомуч. Геннадий Костромской, Любимоградский, прп.: †1565; Ян. 23; Ав. 19 || Белорус.; Костр. Геннадий (Летюк), иером., прмч.: †1941; Д. 5 || Новомуч. Георгий Седов, исп.: †1960; Д. 3 || Новомуч. Герасим Болдинский, прп.: †1554; М. 1; Ил. 7 (обр́етение мощей) || Смолен. Герасим Угличский, архим., прмч.: †1609; М. 24 Герман Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Геронтий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Глеб Апухтин, иерей, сщмч.: †1937; С. 10 || Новомуч. Глеб Ростовский, Белозерский, князь: †1280; Ил. 24 Григорий (Воробьев), иером., прмч.: †1937; Окт. 22 || Новомуч. Григорий Премудрый, Ростовский, архиеп.: †1416; М. 3 Григорий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Гурий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Давид Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †1321; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Смолен. Даниил Грехозаруцкий (Угличский), игумен, прмч.: †1608; Окт. 1 Даниил Переяславский, архим.: †1540; Ап. 7; Ил. 28; Д. 30 Димитрий Вознесенский, иерей, сщмч.: †1918; Окт. 4 || Новомуч. Димитрий Казанский, иерей, сщмч.: †после 1937; Ил. 4 || Новомуч. Димитрий Прилуцкий, Вологодский, игумен, прп.: †1392; Ф. 11; Ин. 3 || Волог.; Радонеж. Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), митр.: †1709; С. 21; Окт. 28 || Сибир. Димитрий Смирнов, прот., сщмч.: †1940; Ин. 13 || Новомуч. Димитрий Угличский, царевич: †1591; М. 15; Ин. 3; Окт. 19 || Моск. Димитрий Угличский, Прилуцкий, князь: †после 1540; М. 19 || Волог. Дионисий Грек, Ростовский, архиеп.: †1425; Окт. 18 Дионисий Переяславский, прп.: †1645; Ап. 15 || Влад. Дорофей Югский, Ярославский, прп.: †1622; Ин. 5 || Псково-Печ. Евгений Елховский, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 16 || Новомуч. Евгений Попов, иерей, сщмч.: †1937; С. 10 || Новомуч. Евфимий Угличский, иером., прмч.: †1609; М. 24 Елисей Радонежский, иеродиакон, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ин. 14 || Радонеж. Епифаний Премудрый, Радонежский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1418-1422; М. 12 || Радонеж. Ефрем Ростовский, архиеп.: †1454; Мр. 27 Иаков Архипов, иерей, сщмч.: †1937; Ав. 13 || Новомуч. Иаков Ростовский, еп.: †1391; Н. 27 Игнатий Кавказский (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов), еп.: †1867; Ап. 30 || Костр.; Петерб. Игнатий Ломский, Ярославский, прп.: †1591; Д. 28 Игнатий Ростовский, еп.: †1288; М. 28 Иерофей (Глазков), иером., прмч.: †1937; Ав. 22 || Новомуч. Иларион Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Иларион Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24 Иларион Югский, прп.: †XVIII; Ин. 5 Илия Даниловский, Ярославский, Христа ради юродивый: †1-я пол. XVII Иоаким Шартомский, прп.: †сер. XVII Иоанн Виленский, иерей, сщмч.: †1918; Окт. 28 || Новомуч. Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1580; С. 3;Н. 12 Иоанн Дунаев, иерей, сщмч.: †1938; Ф. 26 || Новомуч. Иоанн Коротков, мч.: †1941; С. 17 || Новомуч. Иоанн Миротворцев, иерей, сщмч.: †1938; Мр. 5 || Новомуч. Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый: †1589; Ин. 12; Ил. 3 || Волог.; Моск. Иоанн Плеханов, иерей, сщмч.: †1938; Мр. 12 || Новомуч. Бут. Иоанн Рудинский, иерей, сщмч.: †1930; Окт. 29 || Новомуч. Иоанн Смирнов, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 24 || Новомуч. Иоанн Талызин, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 20 || Новомуч. Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий, князь, схим.: †1523; М. 19; Д. 28 || Волог. Иоанн Угличский, младенец, мч.: †1663; Ин. 25 Иоанн Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Иов Московский и всея Руси, патриарх: †1607; Ап. 5; Ин. 19 || Моск. Свт.; Твер. Иов Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Иов Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24 Иона Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Иосиф (Баранов), иером., прмч.: †1918; Ав. 8 || Новомуч. Иосиф Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Иосиф Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24 Ираида Тихова, исп.: †1967; Ил. 25 || Новомуч. Иринарх (в миру Илия) Ростовский, затворник: †1616; Ян. 13 Исаакий Ломский, прп.: †кон. XVI — нач. XVII; Д. 28 Исаия Ростовский, еп., чудотворец: †1090; М. 15 Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1474; М. 14 Иуда Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Кассиан Грек, Угличский, прп., чудотворец: †1504; М. 21; Окт. 2 Киприан Тропский, Ярославский, прп.: †до сер. XVI Кирилл Борисоглебский, схим.: †? Кирилл Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Радонеж. Кирилл Ростовский, еп.: †1262 Кирилл Ростовский, еп.: †1384 Константин Всеволодович Ярославский, князь: †1257; Ин. 8; Ил. 3 Константин Снятиновский, иерей, сщмч.: †1918 || Новомуч. Константин Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †до 1321; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Смолен. Корнилий Переяславский, прп.: †1693; Ил. 22 Косма Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Леонид Пошехонский, прп., ученик и сподвижник прп. Адриана: †1549; Мр. 5 Леонтий Ростовский, еп., сщмч.: †1073; М. 23 Леонтий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, архиеп., исп.: †1961; М. 29 || Курск.; Новомуч. Лука Ростовский, еп.: †1189; Н. 10 Макарий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Макарий Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24 Мамант Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Мардарий (Исаев), иером., прмч.: †1938; Мр. 5 || Новомуч. Мария Данилова, мц.: †1946; Д. 30 || Новомуч. Мария (Корепова), инокиня, исп.: †после 1942 || Новомуч. Мария Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Радонеж. Маркелл Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Матфий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Михаил Белороссов, прот., сщмч.: †1920; М. 11 || Новомуч. Михаил Борисов, прот., сщмч.: †1942; М. 22 || Новомуч. Михаил Горбунов, иерей, сщмч.: †1938; Ф. 22 || Новомуч. Михаил Зеленцовский, иерей, сщмч.: †1937; Н. 26 || Новомуч. Михаил Розов, иерей, исп.: †1941; Ян. 8 || Новомуч. Михаил Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Моисей Оптинский, схиархим.: †1862; Ин. 16 || Оптин. Никита Столпник, Переяславский, прп., чудотворец: †1186; М. 24 || Влад. Никандр (Прусак), иером., прмч.: †1918; Ин. 17 || Новомуч. Никита Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Никифор Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Никодим (в миру Никита) Кожеезерский, Хозьюгский, прп.: †1640; Ил. 3; Окт. 31 || Новг. Никодим (Кротков), Костромской, архиеп., сщмч.: †1938; Ав. 8 || Костр.; Новомуч. Николай Брянцев, иерей, сщмч.: †1919; Ин. 25 || Новомуч. Николай Виноградов, прот., исп.: †1948; Н. 18 || Новомуч. Николай Дунаев, иерей, сщмч.: †1937; Н. 14 || Новомуч. Николай Ершов, иерей, сщмч.: †1937; Д. 3 || Новомуч. Николай Любомудров, иерей, сщмч.: †1918; Окт. 20 || Новомуч. Николай Никольский, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 24 || Новомуч. Николай Орлов, иерей, сщмч.: †1937; Ав. 13 || Новомуч. Николай Писаревский, иерей, исп.: †1933; Ап. 21 || Новомуч. Николай Понгельский, иерей, сщмч.: †1942; Ил. 24 || Новомуч. Николай Розин, иерей, сщмч.: †1930 || Новомуч. Николай Розов, иерей, сщмч.: †1930; Мр. 7 || Новомуч. Николай Розов, прот., исп.: †1941; С. 25 || Новомуч. Николай Розов, прот., сщмч.: †1938; Д. 10 || Новомуч. Николай Ушаков, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 22 || Новомуч. Онисим Радонежский, прп., вратарь, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ф. 15 || Радонеж. Онуфрий Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый: †?; Ин. 12 Онуфрий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Павел Ростовский, Борисоглебский, игумен: †после 1409; Окт. 22 || Радонеж. Павел Успенский, иерей, сщмч.: †1938; Ян. 17 || Новомуч. Паисий Угличский, игумен: †1504; Ян. 8; Ин. 6 || Твер. Петр Богородский, иерей, сщмч.: †1938; Окт. 24 || Новомуч. Петр Григорьев, иерей, сщмч.: †1937; С. 10 || Новомуч. Петр Зефиров, иерей, сщмч.: †1918; Ил. 10 || Новомуч. Петр Ордынский, Ростовский, царевич, прп.: †1290; Ин. 30 Петр Попов, иерей, сщмч.: †1937; М. 12 || Новомуч. Петр Токарев, иерей, сщмч.: †1937; Ав. 7 || Новомуч. Петр Фаворитов, диакон, сщмч.: †1931 || Новомуч. Пимен Ростовский, затворник и верижник: †XVII; Ав. 26 Полиевкт Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Прохор (в схиме Трифон) Ростовский, еп.: †1328; С. 7 Роман Угличский, князь: †1285; Ф. 3 Севастиан Сохотский, Пошехонский, прп.: †ок. 1500; Ф. 26; Д. 18 Серапион Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Серафим Вырицкий, прп.: †1949; Мр. 21 || Петерб. Серафим (Самойлович), Угличский, архиеп., сщмч.: †1937; Окт. 22 || Новомуч. Сергий Заварин, иерей, сщмч.: †1938; Ап. 1 || Новомуч. Сергий Мечев, прот., сщмч.: †1942; Д. 24 || Моск.; Новомуч. Сергий Переяславский, схим., Христа ради юродивый: †1-я пол. XVII Сергий Радонежский, игумен, всея России чудотворец: †1392; Ил. 5; Ав. 24; С. 25 || Влад.; Моск.; Радонеж. Сильвестр Обнорский, Пошехонский, прп., чудотворец, ученик прп. Сергия Радонежского: †1379; Ап. 25 || Радонеж. Симеон Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Симон Ростовский, еп.: †1-я пол. XII Стефан Московский, прп., брат прп. Сергия Радонежского: †XIV-XV; Ил. 14 || Моск.; Радонеж. Стефан Пермский (Великопермский), еп.: †1396; Ап. 26 || Волог.; Моск.; Радонеж. Стефан Ростовский, Христа ради юродивый: †ок. 1592 Тихон, патриарх Московский и всея Руси, исп.: †1925; Мр. 25; С. 26 || Моск. Свт.; Новомуч.; Петерб. Тихон Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Трифон Ростовский, еп.: †1468; Ф. 1 Фекла (в миру Феодосия) Переяславская, прп., мать Даниила Переяславского: †XV-XVI; Ап. 7 Феодор Богоявленский, иерей, исп.: †1933; Ян. 28 || Новомуч. Феодор Поройков, прот., сщмч.: †1938; Д. 22 || Новомуч. Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, князь, чудотворец: †1299; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Смолен. Феодор Ростовский, архиеп., племянник прп. Сергия Радонежского: †1394; Н. 28 || Радонеж. Феодор Ростовский, Борисоглебский, игумен: †1409; Окт. 22 || Радонеж. Феодор Санаксарский, иером.: †1791; Ф. 19; Ап. 21 (обр́етение мощей) Феодор Ушаков, Санаксарский, адмирал, племянник прп. Феодора Санаксарского, прав.: †1817; Ил. 23 (прославление); Окт. 2 Феодор Суздальский, еп., чудотворец: †1023; Ин. 8; Ав. 20 || Влад. Феодосий Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров) Киевский, митр.: †1857; Д. 21 || Брянск.; Печер., дальн.; Ряз.; Сибир. Филарет Московский (в миру Василий Михайлович Дроздов), митр.: †1867; Н. 19 || Моск. Свт.; Петерб. Филарет Угличский, прмч.: †1609; М. 24 Флегонт Понгильский, прот., сщмч.: †1938; Ап. 10 || Новомуч. Христофор Угличский, прмч.: †1609; М. 24 1000 мучеников Угличских: †1609; М. 24 200 мучеников Грехозаруцких (Угличских), с прмч. Даниилом Грехозаруцким: †1608; Окт. 1 30 преподобномучеников Грехозаруцких (Угличских): †1608; Окт. 1 35 преподобномучениц Угличских, с прмц. Анастасией Угличской: †1609; Ап. 10

Значение в православии

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Седмиезерная» считается одной из важнейших православных святынь. Ее история перемещений по Земле Русской напрямую переплетается с важнейшими событиями в истории государства. Поэтому эту икону также называют «Путеводительнецей». Считается, что «Одигитрия» является заступницей, именно она защищала наш народ от захватнических вторжений.

О чем просят и в чем помогает образ

Так как «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу для получения защиты. Будь это защита государства от вторжений и военных действий либо защита близких от болезней и защита семейного счастья.

Защита от военных действий

Считается, что именно благодаря чудодейственной помощи Богоматери Смоленской русская земля была спасена от захватчиков во времена крупнейших воин в ее истории.

До переноса иконы в России она точно так же защищала византийское государство.

Защита армейцев и военных моряков

Служащие в армейских войсках и на флоте, а также их близкие, молятся «Одигитрии» для защиты и покровительства в случае военных действий.

Оберегает от болезней и эпидемий

Помимо защиты от военной угрозы, святой образ помогает от различных заболеваний и эпидемий.

Хранит семейное счастье

Люди, находящиеся в брачных отношениях, просят у «Одигитрии» покровительства и защиты семейного союза и счастья внутри семьи, а также защиты от любых воздействий извне, способных разрушить священный союз.

Покровительство семейным людям

«Одигитрия» считается заступницей людей семейных. Она помогает в любых просьбах и защите семейного благополучия.


5 июня (23 мая) Собор Ростово-Ярославских святыхСвятителей и чудотворцев Ростовских – Леонтия, Исайи, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия, Арсения; Авраамия архимандрита, Петра царевича Ордынского, блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Иринарха затворника, блаженного Исидора, князя Василька; Ярославских чудотворцев – благоверных князей Василия и Константина, Феодора и чад его Давида и Константина; Переславских чудотворцев – преподобных Никиты столпника, Даниила, благоверного князя Андрея, благоверного великого князя Александра Невского; Угличских чудотворцев – страстотерпца благоверного князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана, Паисия, благоверного князя Романа; Пошехонских чудотворцев – преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского и Костромского.

Тропарь святителям Ростовским, глас 4-й

Святителие премудрии, паствы вашея учителие богопросвещеннии, веру евангельскую в людех преумноживши, любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, люди страны Ростовския и Ярославския приобщавши спасению, служителие воистинну Божии и сопричастницы апостолов достойни явилися есте, Леонтие священномучениче, Исайе, Игнатие, Иакове, Феодоре и златословесниче Российский Димитрие, Христа Бога молите о архиереех, на престоле вашем преемницех, о людех, благочестно вас почитающих, о стране нашей православней и о всей Христовой Церкви.

Тропарь, гл. 4

О благочестный соборе, / о людие избраннии, / святителие, преподобнии и праведнии, / и благовернии граждане российстии, / яко звезды, на тверди церковней / страны Ростовския и Ярославския к Богу предстателие, / величаем с любовию вас, по плоти наших сродников. / Вы же молитеся даровати мир стране и Церкви нашей, / благословение и милость Божию всем людем, / всепрощение и спасение, / ходатаи бо есте приснии о нас ко Святей Троице.

Молитва святым земли Ростовския и Ярославския

О святии угодницы Божии, Божии друзи, человецы Христовы, святителие и преподобнии и вси, в Церкви прославлении! Евангелие проповедавшие словом и жизнию, подвигом добрым подвизастеся в земли Ростовстей и Ярославстей, восприяли есте на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтим святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь

Молитва святителю Леонтию епископу Ростовскому

О священная главо, преславный чудотворче, первопастырю святыя Ростовския Церкве, святителю отче Леонтие! К тебе припадаем и молимся мы, смиреннии и грешнии и, яко отца чадолюбиваго, просим: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим при жизни твоей преисполнен был еси, яко и душу твою за паству твою положил еси, мученически пострадав от идолослужителей, научи нас, отче, тебе подражати верно, Бога и ближних наших любити искренно и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но самым делом и всем житием нашим. Молися, угодниче Божий, ко Христу Богу о святей Православной Церкви и державе Россииской: да пребудут в мире и благостоянии и процветают в благочестии христианстем непоколебимы. Соблюди град твой Ростов и вся грады и веси страны Россйиския невредимы от всякаго зла. Призри благоутробно на всяку душу христианскую, милости и помощи от тебе ищущую, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех избавитель, в бедах помощник, в час смертный покровитель; да при помощи молитв твоих святых сподобимся и мы, грешнии, спасение вечное получити и Царствие Христово унаследовати. Ей, святителю Христов! не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаем, но яви нам твое многомощное заступление, да хвалим, славим и величаем великое человеколюбие дивнаго во святых Своих Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков.

Аминь.

Дни почитания

У смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» есть три дня празднования. Каждый из этих дней, так или иначе, связан с крупными событиями в истории российского государства, которые переплетаются с перемещениями самой иконы по российской земле.

10 августа

Десятого августа ежегодно отмечается день почитания «Одигитрии». Связан этот день с перемещением иконы из Благовещенского собора в только что построенный Новодевичий монастырь в Москве в связи с освобождением Смоленска из-под власти Литовского государства в начале шестнадцатого века. Сам монастырь был построен в честь Богородицы, во славу избавления города от захватчиков.

18 ноября

Памятная дата, соответствующая восемнадцатому ноября, была установлена в начале девятнадцатого века, сразу после освобождения русской земли от французских захватчиков. Считается, что именно благодаря молитвам русского народа «Одигитрии» Российская империя была освобождена от нашествия Наполеона.

7 декабря

Еще один день почитания – седьмое ноября или двадцать четвертое ноября по старому стилю. Эта дата приурочена к празднованию освобождения Смоленской земли от татаро-монгольского нашествия. Благодаря чудодейственной иконе Богородицы Смоленск был защищен от захватчиков.

Ярославская икона Божией Матери

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному в виде младенца. Ярославская икона Божией Матери не является исключением.

Это одна из икон, которые обязательно должны быть у вас дома. Она будет оберегать вас и станет отличным образом для молитв. Словом, Ярославская икона Богородицы подойдет любой семье. Ставить ее можно где угодно — в спальне или на кухне над обеденным столом. Главное, чтобы вы верили в ее великую силу и благодать, ибо без веры нет спасения.

История иконы

Ярославская икона Богородицы нераздельно связана с Ярославской землей. В далеком 13 веке в Ярославском уезде был построен храм Успения Богородицы. По сей день этот храм является главным во всей области.

Практически с самого начала в этом соборе находилась икона «Умиление», на которой изображена Богородица с Иисусом Христом, который тянется к Матери и касается ее щеки своей. Этот образ был немного изменен, но сама суть его сохранилась. Эта икона стала неким счастливым талисманом Ярославля и его земель, его святым, чудотворным знаменем. В этой иконе выражена любовь Матери к Сыну. Это очень красивый образ, олицетворяющий собой любовь ко всем людям.

Прибытие иконы в Ярославль было осуществлено в тяжелый для Руси период — во время Татаро-монгольского нашествия. Она хранила наш народ от бед еще больших, нежели он видел тогда. Вражеские войска разоряли города и оставляли после себя только реки крови и страданий. Ярославская икона оберегала жителей Ярославля и в финальные стадии этого ужасного периода стала символом борьбы со злом.

Откуда появилась икона — остается тайной, несмотря на мнения ученых о владимирском или киевском происхождении образа. Сейчас древнейший список с этой иконы до сих пор пребывает на своем исконном месте — в Ярославском Успенском соборе.

День почитания иконы

День празднования иконы — 21 июня. Каждый год во всех храмах вспоминают благоверных князей Василия и Константина, благодаря которым Русь увидела эту икону и прониклась к ней любовью.

В чем помогает Ярославская икона

Икона не раз исцеляла людей от слепоты и тяжких недугов, за что получила особый статус. Ее всегда бережно хранили, ею всегда восхищались. Ярославская икона по сей день считается хранительницей домашнего очага и здоровья людей, живущих в доме.

Чаще всего икону ставят на кухне, над обеденным столом. Именно этой иконе люди молятся перед приемом пищи, после него и для просьбы об исцелении.

Священнослужители отмечают, что не всегда имеет смысл читать полноценные молитвы. Достаточно бывает просто искренне попросить Владычицу и Младенца Иисуса о том, что вам необходимо больше всего. Этой иконе молятся на Успение, на Благовещение и в другие праздники, связанные непосредственно с Божьей Матерью. Из молитв следует выделить «Богородица, дево, радуйся» и «Символ веры». Это главные молитвы, которые следует читать перед Ярославским образом Божией Матери, хотя строгих правил в этом плане нет.

Икона поможет вам сохранять хорошее самочувствие и реже болеть. Помните, что самое главное — это вера и чистота души.

Молитва перед Ярославской иконой Богородицы

«Избранной Воеводе победительная, избавляющая нас ото всякого зла, благодарственная, восхваляем Тебя, Богородица, за то, что делаешь людей твоих непобедимыми, от всяких бед свободными, да зовем Тебя: радуйся, Царица Небесная. Преславная Приснодево, Мать Христа Бога. Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши. Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божья, сохрани меня под кровом своим. Богородице Дево, не бросай меня грешного, требующего Твоей помощи и Твоего заступления, на Тебя моя надеется душа моя, милости ждет от Тебя».

Старайтесь молиться иконе не только в периоды трудные и темные, но и в светлые, когда у вас все хорошо, ведь истинная молитва — та, которая посвящена благодарению, ибо друг только тот, ко остается с нами в теплые и светлые времена, а не приходит за помощью в непроглядную тьму. Помните всегда о том, что благодарность и прощение являются олицетворением веры. Помощи от Бога и Божьей Матери можно ожидать и без молитв, ведь хорошим людям Господь помогает всегда и воздает всем по их делам и мыслям.

Пусть этот образ Ярославской Божьей Матери станет для вас избранным. Если вы хотите, чтобы ваше жилище было наполнено удачей, счастьем и светом, то не забывайте молиться на сон грядущий и с утра, а также ставить дома иконы, которые оберегали людей на протяжении долгих веков.

Тексты

Ниже приведены отрывки церковных песнопений, посвященных «Одигитрии», а также тексты молитв, с которыми принято обращаться к смоленской иконе Пресвятой Богородицы.

Тропарь

«К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Слава, и ныне, Богородичен

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких вед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых».

Кондак

«Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.»

«Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся».

Молитва

Молиться смоленской иконе Пресвятой Богородицы принято с просьбой о защите и покровительстве, как в семейных делах, так и в делах государственных, а также в любой профессиональной деятельности.

Первая

«К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная!

Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь».

Вторая

«К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, о, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище гре́шным? Приклони́, о, Пречи́стая Влады́чице, ушеса́ Твоя́ к моле́нию моему́, Ма́ти Бо́га моего́, не при́зри мя́, тре́бующа Твоея́ по́мощи, услы́ши стена́ние мое́ и во́пль се́рдца моего́ внуши́, о, Госпоже́ Богоро́дице Цари́це. И пода́ждь ми́ ра́дость душе́вную, подкрепи́ мя́ нетерпели́ваго, уны́лаго и неради́ваго к Твоему́ хвале́нию. Вразуми́ и научи́ мя́, ка́ко Тебе́ моли́тися подоба́ет, и не отступи́ от мене́, Ма́ти Бо́га моего́, за ропта́ние и нетерпе́ние мое́, но бу́ди ми́ покро́в и заступле́ние в жи́зни мое́й и приведи́ мя́ к ти́хому приста́нищу блаже́ннаго о́наго поко́я, и сопричти́ мя́ к ли́ку избра́ннаго Твоего́ ста́да и та́мо удосто́й мя́ воспева́ти и сла́вити Тя́ во ве́ки. Ами́нь».

Иконография и храмы свв блгвв кнн Феодора, Давида и Константина Ярославских


Св блгв кнн Феодор, Давид и Константин Ярославские. Кон. XV в. Ростовские земли (Ярославль?).62,2 × 49,6 × 2,7. Дерево (липа), две доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока, левкас, темпера. Средник и поля иконы в древности были покрыты сплошным басменным окладом, следы от крепления венчиков и цат.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2008 г. в Ярославле. Ранее: собрание В. М. Момота (Москва).

Раскрыта в 2008 г. В. М. Момотом.

Основа в верхних частях имеет несколько трещин, в том числе сквозную в правой доске с утратой авторской живописи, восполненной новым тонированным грунтом. Такие же вставки − по стыку досок, над нимбом Константина, в нижней части позема. Многочисленные мелкие утраты красочного слоя, реставрационные чинки, тонировки. В местах крепления сплошного басменного оклада, венчиков и цат − значительные выкрошки грунта. Живопись сильно потерта.

Образ святого князя Смоленского и Ярославского Феодора с сыновьями Давидом и Константином в соответствии с традицией русской княжеской иконографии представляет своеобразный тройной портрет правителя-отца с двумя чадами – наследниками престола. Композиционная схема восходит к изображению киевского князя Владимира с сыновьями Борисом и Глебом, но известна еще по образу муромских чудотворцев Константина с княжичами Михаилом и Феодором. Иконография «триад» киевских, ярославских и муромских князей, связанная с сакральной символикой числа три, соответствовала богослужебным текстам, в которых тройственный союз отца и сыновей воспевался как «чудесная троица» святых, «отражающих трисолнечный свет», «трех вкупе сияющих яко солнце».

Иконописные портреты святых ярославских князей появляются лишь к 1563–1564 гг.: фресковые изображения в Спасо-Перображенском соборе Ярославского монастыря, Архангельском соборе Московского Кремля, а также схожие средники двух одновременно написанных житийных икон из собрания ЯМЗ, в том числе храмовой из местного ряда иконостаса Спасского собора 1564 г. Все они варьируют одну иконографию: в центре возвышается благословляющий князь Феодор в схиме (иногда со свитком), положивший руку на плечо младшего сына. По обеим сторонам изображены вплотную приближенные к отцу небольшие фигуры юных князей Давида и Константина, развернувшихся к нему с молитвенно сложенными руками, в княжеских одеждах, но лишенные каких-либо атрибутов княжеской власти. Создание целого ряда торжественных образов ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина с житием и чудесами, видимо, связано с началом общерусского прославления святых, житие которых в середине XVI в. вошло в царский список Великих Миней Четьих и весьма почиталось Иоанном Грозным.

Публикуемая икона относится к другой, наиболее древней иконографической традиции: представленные строго фронтально в полный рост фигуры святых князей повторяют характерный тип надгробного изображения и восходят к композиции шитого покрова 1501 г. с раки нетленных мощей чудотворцев. Погребение трех князей в одном гробу, отмеченное летописцем при обретении их мощей, предопределило необычную композицию покрова. Сильно вытянутые и тесно сближенные фигуры святых и монашеский образ Феодора, намного превышающий ростом сыновей, точно соответствуют словам очевидца события 1463 г.: «Лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его… поверх земли лежали. Сам же князь Федор велик… ростом был, и те у него Костянтин да Давыд под пазухами лежали, занеже менши его росто… во едином гробе».

На рассматриваемой иконе, как и на покрове, фигуры князей написаны отдельно стоящими: благословляющий Феодор в монашеской схиме, со свитком, Давид и Константин в княжеских шубах, накинутых на плечи, и шапках, отороченных мехом, и с мечами в руках, подчеркивающими высокое княжеское достоинство изображенных. Эта утраченная в XVI в. особенность, свидетельствующая о признании власти ярославского княжеского рода, могла появиться и удерживаться лишь в последние годы существования княжеского престола. В последующие столетия ни на одном из многочисленных изображений святых Феодора, Давида и Константина нет этой детали, не упоминаются мечи и в описаниях иконописных подлинников, тексты которых почти полностью сохранили яркий рассказ летописца.

На публикуемой иконе оба брата изображены совсем юными, невинными отроками. Симметричность фигур усилена колоритом их одежд, варьирующих одни и те же цвета. Небольшие размеры древней иконы свидетельствуют о сложении первой иконографии святых до их официальной канонизации. Следует отметить, что на Руси традиция небольших надгробных икон была известна: образы таких же размеров (ок. 65 × 50 см) стояли при гробах волоцких князей Ивана и Федора Борисовичей в начале XVI в. в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря и представляли собой парные портреты погребенных и их небесных патронов.

Время создания публикуемой иконы – не позже конца XV в., что позволяет видеть в ней одно из первых, если не самое раннее изображение ярославских чудотворцев, близкое ко времени их прославления. Процесс канонизации святых обычно включал несколько этапов, но лишь с появлением житийного текста и богослужебного канона, предназначенного для исполнения в день церковной памяти, на раку возлагали шитый портретный покров, а рядом с мощами ставили надгробную икону с изображением святого. В Спасо-Преображенском соборе такой поминальный комплекс возник не ранее конца 1480–1490-х гг., о чем свидетельствует древнейший покров с изображением святых Феодора, Давида и Константина, шитье которого началось не ранее конца 1490-х гг. и завершилось торжественным возложением его в 1501 г. Этим временем следует датировать и первую надгробную икону чудотворцев. Скорее всего, публикуемый памятник является одной из ее реплик (может быть, сделанной для ростовского архиерея?), хотя нельзя исключить, что именно он и предназначался для украшения усыпальницы новоявленных святых. О том, что в древности это был почитаемый образ, свидетельствует некогда украшавший его богатый оклад: серебряная басма, венцы, цаты.

Стилистические особенности иконы позволяют предполагать ростовское происхождение мастера. Об этом говорят легкие, вытянутые и стройные фигуры с мягкими обтекаемыми силуэтами и четко ограниченными контурами на светлом желтом фоне, редкие и прямые драпировки одежд с заостренными и угловатыми формами, полупрозрачные жидкие краски, но особенно – типичный для ростовской живописи колорит, основанный на синих, коричневых, неярких красных и желтых цветах. Памятник обнаруживает близкое стилистическое сходство с иконами «Архангел Михаил» последней четверти XV в. из ГМЗРК и «Борис и Глеб» из собрания А. И. Анисимова (ГТГ), созвучными с ним пропорциональным, колористическим и образным строем хрупких и чуть угловатых фигур. Характер темного личнóго письма, отличающегося ровным оливковым санкирем и плотным охрением, без использования пробелов, восходит к приемам мастеров деисусных икон середины XV в. из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле (ЯХМ). Особенно стиль исполнения ликов ярославских чудотворцев близок к палеосным фигурам на иконе конца столетия «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» из церкви Василиия Великого в Угличе (ЯХМ). Изображения роднит не только характер оливково-охряной моделировки, но и характерный рисунок. По материалам сайта «Музей Русской иконы».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]