История иконы, хранящая тайну
Сведения о создании и истории этого образа очень скупы и заставляют быть осторожными в каких-либо выводах. История его появления покрыта тайной. Известно только, что ныне утраченный первоисточник был написан в 845 году. Однако есть основания полагать, что по своему иконографическому типу он был тождественен образу «Агиосоритисса», что означает «Заступница и Просительница». Этот древний образ распространён был в Византии в XII-XV веках, на Русь попал, очевидно, из Греции.
Изначальный вариант иконы представлял фигуру Богородицы без Младенца, но державшую в руках свиток. В этом свитке перечислялись прошения о нас, обращённые Пречистой Девой к своему Сыну. Это даёт нам надежду, что «Огневидная» икона Божьей Матери, как и все иные образы Богородицы, поможет и защитит нас от всех бед и невзгод. Поэтому молятся перед иконой обо всём, что выходит за рамки наших сил и нуждается в помощи Божией.
Огневидная икона Божией Матери: от чего помогает
По аналогии со многими другими ликами Пресвятой Девы Марии, христиане возносят молитвы у образа Огневидной Божьей Матери с просьбой защитить их в любых начинаниях и делах. Кроме того, у иконы принято просить исцелить человека от различных патологий, уберечь от негативного влияния извне, помочь успешно родить здорового малыша, а ещё считается, что лик позволяет прекратить войну и сохранить жизнь воинам.
Вознеся искреннюю молитву у иконы Божьей Матери «Огневидной», вы сможете убедиться в том, что она творит самые настоящие чудеса. Известны подтверждения современников, которые говорят, что малыши, за которых молились у образа, исцелялись даже от самых серьёзных патологий и обретали здоровье.
Примечательно, что в церкви отсутствует какая-то специальная молитва для данного лика. А значит, вы вполне можете пользоваться любой молитвой, обращаемой к Святой Деве Марии. А чтобы она действительно вам помогла, должно соблюдаться одно важное условие: молитва должна быть искренней и исходить от чистого сердца и души. А прежде чем приступать к обращениям, советуем искренне раскаяться во всех совершённых вами прегрешениях.
Цветовая гамма иконы
Красное одеяние Богородицы символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую Им во имя искупительной жертвы за всех людей. Огненный же цвет ― символ очищающего огня, пожигающего в душах наших плевелы зла, посеянные врагом рода человеческого. В православных молитвах и песнопениях нередко Пресвятая Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Престолом Херувимского огня». В каноне, написанном в Её честь, Божия Матерь уподобляется «Огневидной Колеснице Слова».
Глядя на икону, нельзя не обратить внимания на взор Богородицы. Он обращён прямо на нас и исполнен кротости и смирения, как бы проникая в душу зрителя. Эта особенность весьма характерна для византийских икон, лишённых внешней эмоциональности. В данном случае эмоциональное воздействие создаётся насыщенным красным цветом.
Какие молитвы возносить перед иконой
Первая упоминаемая в исторических документах икона Божией Матери «Огневидная» была написана в 1812 году. В православные же святцы её внесли тремя годами позже. Этим объясняется, что в Православном молитвослове нет молитвы, составленной специально для этого образа. Акафист иконе Божией Матери «Огневидная» также не существует. Поэтому пред этой иконой возносятся обычные богородичные молитвы.
Чаще всего читают молитву, которая написана для иконы, именуемой «Боголюбская». Она, как и икона Божией Матери «Огневидная», по своему иконографическому типу восходит к иконе «Агиосоритисса» ― «Заступница и Помощница», о которой упоминалось выше. Своё название она получила от имени благочестивого русского князя, который сподобился увидеть во сне Пресвятую Богородицу, держащую в правой руке свиток с прошениями, а левую простёршую к Иисусу Христу.
Икона Божией Матери Огневидная: о чём молятся
Как уже отмечалось ранее, образ Божьей Матери способен защитить человека от заболеваний, пролития крови и военных действий. У лика молятся, прося сохранить (восстановить) здоровье и жизнь защитников отечества и воинов. По этой причине неудивительно, что икона пользуется самой большой популярностью у матерей и сестёр служащих в зонах боевых действий. Они умоляют помочь как можно скорее завершить любые потасовки и позволить сыновьям и братьям возвратиться домой живыми и без повреждений.
В любом случае, какой из ликов Богородицы мы бы ни рассматривали и как бы ни называли её, в действительности мы возносим молитвы не самому образу, а непосредственно святой Деве. А значит, вы вполне можете обращаться к Богородице с просьбой уберечь от любых несчастий и неприятностей, самое важное, чтобы молитва исходила от чистого сердца и была искренней.
Благодать, изливаемая по вере
Существует немало сведений о том, что «Огневидная» икона Божьей Матери не оставляла без ответа молитвы, обращённые к ней с верой и смирением. Без этого невозможно получить помощь свыше. Вспоминая евангельские слова Иисуса Христа о том, что всё просимое мы получаем лишь по силе нашей веры, их, несомненно, можно отнести и к благодати, изливаемой через образ, именуемый икона Божией Матери «Огневидная». К ней обращаются за помощью при родах, а также молят о ниспослании исцеления при болезнях детей. Кроме этого, просят о скорейшем прекращении войн и спасении жизней православных воинов.
Неслучайно, что с военной тематикой связывается в нашей стране «Огневидная» икона Божией Матери. Значение её приобретает новый оттенок в связи с тем, что память иконы отмечается 23 февраля, когда наша страна празднует День защитника Отечества. От её почитателей порой приходится слышать слова о том, что на данной иконе отсутствует фигура младенца именно потому, что своими руками Пресвятая Богородица готова принять в объятия всех опалённых войной детей Христовых.
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая купина»
Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь
МОЛИТВА ПЕРЕД БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надежде нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющиеся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в море и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Огневидная икона Божией Матери
Автор:
Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь
Выводы, основанные на изучении иконы
Изучая иконографические особенности этого образа и пытаясь реконструировать историю его появления, исследователи сталкиваются с любопытным фактом. Из дошедших до нас документов явствует, что его первоисточник, с которого делались все последующие списки, попал в русские земли в 845 году. Так как годом Крещения Руси принято считать 989 год, то, следовательно, икона появилась за полтора века до этого.
Подобный факт может свидетельствовать о том, что христианская вера проникла на Русь задолго до её официального принятия. Очевидно, это произошло в первые годы княжения династии Рюрика. Тем не менее своё распространение в списках и почитание икона Божией Матери «Огневидная» получила лишь в XVIII веке.
Войти на сайт
День празднования:
Февраль 10 (по ст.стилю)
Февраль 23 (по нов.стилю)
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Относительно времени и места явления иконы Пресвятой Богородицы Огневидная никаких сведений не сохранилось. Одежда на Пресвятой Богородице красного цвета, и это послужило поводом для названия иконы Огневидной. Красный цвет символизирует собой Новозаветную Церковь и искупительную кровь Иисуса Христа, пролитую ради спасения человечества. События из истории иконы: Об иконе Божией Матери Огневидная известно немного. Исследователи, пытаясь реконструировать историю ее первоначального явления, руководствуются упоминанием о ней в святцах, изданных в Свято-Успенской Почаевской лавре, в которых указано, что оно произошло в 845 году, то есть более чем за полтора века до официально принятой даты Крещения Руси – 989 года. Поскольку почитание Огневидной иконы Богоматери известно только в Православии, это подтверждает временной факт: христианская вера в русские земли проникла задолго до Крещения Руси благоверным князем Владимиром Святославичем и до рождения благоверной княгини Ольги, еще при начале правления династии Рюриковичей. Однако почитание собственно иконы «Огневидная» повсеместно в Русской Православной Церкви, как утверждают некоторые историки, началось только в XVIII веке. До того с XIII века ее особо почитали старообрядцы, полагая, что красный цвет иконы – символ полноты Церкви, ее спасения в среде Божественного огня, очищения, соединения с Богом и преображения в огненном Божественном духе, что в своем роде можно рассматривать как некий аналог явления Преображения Господня и Фаворского огня. Происхождение иконы «Огневидная» некоторые называют загадочным, но есть предположения, которые позволяют связать ее с византийским образом Агиосоритиссы-Святорачицы (по-гречески «Агио Сорос» – «Святая Рака»), в греческой версии ее именуют Параклесис – Просительница, что также нашло отражение в трактовке значения иконы «Огневидная», написанной русскими иконописцами. Изображение Агиосоритиссы находилось в Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, который был возведен в V веке в полуторастах метрах от храма Святой Софии, но до нашего времени не сохранился, на его месте век с лишним спустя был возведен новый храм с тем же названием, а при нем – маленькая базилика Святой Раки. В Святой Раке Халкопратийского храма, по названию которой икона получила свое наименование, сохраняется Пояс Пресвятой Богородицы, Ее риза. Основные отличия иконы «Огневидная» от ее византийского прототипа заключаются в следующем: дошедший до нас облик Богоматери–Агиосоритиссы изображался во весь рост, без Младенца, но часто со списком в руках, где были записаны Ее просьбы и ходатайства о нас к Господу. Русский список – это оплечное изображение Пречистой. На образах, написанных в византийской традиции, лик Богоматери в три четверти обращен в правую сторону, тогда как в русских списках чаще всего он обращен влево. И самое главное – это цвет, огненный алый цвет, которым написаны и лик Пречистой, и ее одежда, в отличие от Агиосоритиссы, изоражение которой выполнено в общепринятых в византийской иконописи колерах. Взор Пречистой направлен прямо на нас. Богоматерь смотрит пристально, будто заглядывая в душу, причем выражение лика спокойно, смиренно, как на византийских иконах, которые никогда не отличались выраженной эмоциональностью. Здесь эмоцию привносит цвет. Поскольку подобных изображений в канонически принятых изображениях русской иконописи больше нигде не встречается, этот единственный, с небольшой прорисовкой список, вернее, его единый огненосный колер исследователи относят к фантазии первого неизвестного иконописца, который создал его на Руси, сохранив внешний канон, позволяющий нам соотнести его с Агиосоритиссой-Просительницей, Заступницей. В Москве икона Божией Матери Огневидная, написанная в годы наполеоновского нашествия, хранится в Государственном историческом музее. Поскольку икона Божьей Матери Огневидная отмечена в святцах Русской Православной Церкви с 1815 года, то определенной для нее молитвы не сложилось в церковном уставе. Поэтому молиться можно любой из известных молитв Богородице, читать Богородичный канон или молитвой перед Боголюбской иконой Божией Матери (названной так по имени князя Андрея Боголюбского), которая по типу и истории также восходит к иконе Агиосоритисса – Заступница, Просительница.
Тропарь иконе Божьей Матери «Огневидная» глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и Едину надежду имамы. Кондак иконе Божьей Матери «Огневидная» глас 6 Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Молитва перед иконой Божьей Матери «Огневидная» О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надежде нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющиеся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в море и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Проповедь протоиерея Родиона Путятина В Неделю мясопустную, о Страшном Суде «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25:41). Вот что Иисус Христос на Страшном Суде Своем скажет людям, стоящим по левую руку: подите от Меня, проклятые, в огонь вечный. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда они скажут ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице – и не послужили Тебе? Тогда скажет Он им в ответ: истинно говорю вам, так как не сделали вы сего одному из сих меньших, то не сделали Мне. Скажет Иисус Христос, и они пойдут в муку вечную (см.: Мф. 25, 41–46). Слушатели-христиане! Ужели в муку вечную пойдут люди только вот за эти грехи, что алчущего не напитают, жаждущего не напоят, странника в дом не примут, нагого не оденут, не посетят больного и в темнице? Есть много других грехов, и грехов тяжких, великих; почему же Иисус Христос не напомнит грешникам об этих грехах? О тяжких и великих грехах не нужно напоминать и говорить: они и без произнесения приговора Судии осуждают грешников на вечные мучения. Великие и тяжкие грешники на Страшном Суде будут стоять безответные, сами, не говоря ни слова, пойдут в огонь вечный; им нечего будет и сказать в свое извинение, им нечем будет оправдываться. И потому приговор Иисуса Христа, который Он произнесет на Страшном Суде, имеет такой смысл: вы, грешники, не хотели исполнить Моих заповедей; вы по своей воле поступали, а Меня не слушались; вы для себя только жили, а для Меня ничего не делали; вы даже и такого легкого дела не хотели сделать для Меня; вы для Меня и алчущего не накормили, жаждущего не напоили, странника в дом не приняли, нагого не одели, больного и в темнице не посетили, самого легкого дела вы не хотели сделать; значит, в вас нет вовсе милости к людям, за то и вам нет от Меня милости: ступайте от Меня, проклятые, в огонь вечный. Я милостив, но только к тем, которые сами к другим милостивы. Итак, слушатели-христиане, что же нам, грешникам, теперь делать, как нам спастись при наших грехах от вечных мучений, которые ожидают грешников по смерти? Примемся поскорее за дела человеколюбия, будем побольше делать милостей ближним нашим, и Бог явит нам Свою милость, то есть даст время нам раскаяться в грехах наших, даст средства загладить преступления наши и, таким образом, простит все грехи и преступления и уже не вспомнит их на Своем Страшном Суде. Но не забудем, слушатели, что Бог грехи прощает и разрешает здесь, на земле и потому будем делать милостыни не для того, чтобы Бог простил нам грехи наши на Страшном Суде, но чтобы здесь простил и разрешил. На Страшном Суде Он не вспомнит наших грехов, если в них мы здесь раскаемся, если здесь получим прощение и разрешение. Тогда Он вспомнит одни только милостыни наши, которые мы сделаем, тогда Он скажет нам: вы были милостивы, вот за это и Я явлю вам милость – придите и наследуйте уготованное вам Царство Небесное. Но если мы здесь не захотим раскаяться во грехах, если не получим прощения и разрешения в них и, таким образом, на Страшный Суд явимся с грехами, то нам уже не будет никакой милости, нам уже воздаст Господь по грехам нашим. Он не вспомнит уже и того, если мы алчущего напитаем, жаждущего напоим, нагого оденем или другие дела милостыни сделаем. Еще повторяю: Господь на Страшном Суде вспоминает милостыню и за нее милость являет тем только грешникам, которые здесь раскаялись и получили прощение во грехах своих. Итак, старайтесь, слушатели, чтобы Господь вспомнил наши милостыни на Страшном Суде, но страшитесь, бойтесь, чтобы Он не вспомнил тогда грехов ваших, а Он непременно вспомнит все, если мы в них забудем раскаяться. Аминь.
Проповедь протоиерея Виктора Гурьева Дьявола гонят пост, чтение Евангелия и борьба со злыми помыслами Говоря с вами о средствах, которые даны нам для борьбы с дьяволом и служат к посрамлению его и отгнанию от нас, мы указывали на молитву, смирение, чтение Псалтири, трудолюбие и молитву к св. архистратигу Михаилу. Ныне же намерены сказать о пользе и еще некоторых, именно: поста, чтения и изучения Евангелия и борьбы со злыми помыслами. Преподобный Макарий, сидя однажды при дороге, увидел дьявола в образе человека, обвешанного какими-то сосудами и направлявшегося к близ лежавшему монастырю. Молитвою святый остановил беса и спросил: «Куда идешь?» «Да иду навестить братию», – был ответ. «А что за сосуды с тобой?» – сказал преподобный. «А это, – отвечал бес, – различные кушанья для монахов». «Для чего же их так много с тобою?» – спросил Макарий. «Да чтобы, если одно не понравится, так другим угостить братию. Один мой злой совет или внушение не примут, ну так другой, еще горший, предложу, и таким образом кого-нибудь уловлю», – сказал дьявол и пошел своим путем. Преподобный же остался ждать его возвращения. Дождавшись, спросил: «Ну, как твои дела?» «Худы, – отвечал бес, – почти все монахи не приняли меня, и только один несколько слушается». «А как ему имя?» «Феопемпт», – отвечал дьявол и исчез. Макарий отправился в монастырь. Узнавши о приближении его, монахи с ваиями в руках вышли навстречу ему, и все наперерыв друг перед другом звали его каждый к себе. Он же, узнав, кто из них Феопемпт, отправился к последнему и был принят с радостью. Началась беседа. «Как поживаешь?» – спросил преподобный своего хозяина. «Хорошо, молитвами твоими,» – отвечал Феопемпт. «Ну, а злые помыслы не смущают тебя?» – продолжал старец. Стыдясь признаться в оных, инок сказал, что не смущают. «Какой счастливец! – воскликнул преподобный; – А я уж вот сколько лет пощусь, и сам видишь, как все почитают меня, а между тем скверные помыслы до сих пор не дают мне покоя». Тогда и Феопемпт признался: «Да, отче, и я весьма обладаем от духа любодейного!» Старец затем стал выпытывать у него и другие злые мысли, обуревавшие его, и Феопемпт признался в очень многих. «До которого ты часа постишься?» – спросил после сего Макарий. «До третьего часа пополудни», – отвечал инок. Преподобный сказал ему: «Старайся соблюдать пост до вечера; читай и изучай Евангелие и писания св. отцов; если придет злая мысль, всеми силами твоей души гони ее от себя, и Господь поможет тебе победить врага». Феопемпт обещался последовать совету старца, и Макарий ушел от него. Вскоре после сего он опять встретил дьявола и на свой вопрос: «Куда идешь?» опять получил ответ: «Иду навестить братию». Снова дождавшись возвращения беса, преподобный по-прежнему и еще спросил: «Как твои дела?» «Весьма худы», – отвечал дьявол, – Ныне уже все без исключения монахи не приняли меня, и Феопемпт с ними. И не знаю, кто это так развратил его. Ибо ныне он был для меня хуже всех». Бес после сего исчез, а преподобный возвратился в свою келию, славя Бога. Видя отсюда, сколь нестерпимы для дьявола пост, слово Божие и борьба со злыми помыслами, будем и мы употреблять эти средства в брани с ним и противопоставлять их нашему общему врагу. Он всеми мерами старается погубить нас: и мы, со своей стороны, все меры должны употреблять, чтобы победить его. Он нам объявил непримиримую брань: и мы объявим ему. Он, яко лев, рыкая ходит, ища, кого поглотить: и мы будем выходить против него облеченными во всеоружие Божие. Аминь.
Мысли свт. Феофана Затворника (1Кор.8:8–9:2; Мф.25:31–46) Страшный суд! Судия грядет на облацех, окруженный несметным множеством небесных сил бесплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец, все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение – и слышится решительный приговор Судии – одним: «приидите», другим: «отыдите» (Мф.25:34, 41). Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! – но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, и ревнуя потом верно исполнить такой обет.
Притча дня О двух пастухах Однажды два пастуха завели меж собой спор о делах государства. Один из них с пеной у рта осуждал государя, а другой по мере сил защищал его правление. Охрипнув от крика, и даже подравшись, они так и не смогли друг другу ничего доказать. И решили пастухи пойти по дороге, пока не найдут человека, который смог бы разрешить их спор. Так, бранясь, пошли неведомо куда, оставив стадо. Вскоре они встретили шедшего на службу сельского священника. Поведали ему пастухи о своем споре и попросили рассудить, кто из них прав. Священник им сказал: — Дети мои! Суть вашего спора в том, что один из вас доит козла, а другой подставляет ему решето. А коровы-то ваши где? Оторопели от такого ответа пастухи, но тут же вспомнили об оставленном стаде и поспешили заняться своими делами.
Цитата дня Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие… а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын погибели (2 Сол. 2, 3), который дерзнет назвать себя обетованным Мессиею… свт. Игнатий Брянчанинов Взойди ко Господу «И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон» (Исх.24:1) «Возвожу очи мои к горам», – говорит Псалмопевец, – это точно ответ на призыв: «Взойди ко Господу». А за очами пусть подымаются душа и жизнь к Нему, ухватившись за руку Божию, которая простирается вниз, чтобы поднять и приблизить. Невозможно самому освободиться от греха и гнетущей плоти, взобраться по крутизне искушений и соблазна к небу. Но рука об руку с Тем, Который открыл и проложил дорогу, душа устремится вверх, и то, что раньше служило ей преткновением и поводом к падению, станет ступенями восхождения. Грех и плоть попираются, побеждаются, и шаг за шагом мы простираемся вперед и вверх. Иакову жизнь представилась в виде лестницы, по которой спускались и подымались Ангелы; наша жизнь – тоже лестница, на нижнюю ступень которой снизошел Сын Божий для того, чтобы поднять и привести нас к Богу, иной раз и тернистой тропой, но благословенной, потому что на ней – Его следы. «Ближе Господь к Тебе, Ближе к Тебе, Хотя бы крестом пришлось Подняться мне!» Один умирающий ребенок жалобно просил: «Подымите меня выше, выше!» Отец взял его на руки и приподнял его высоко, но дитя продолжало просить обрывающимся голосом до последнего вздоха: «Выше, выше!» Скоро Господь принял его к Себе, из дрожащих рук земного отца в любящие объятия Отца Небесного. На его могиле рядом с именем ребенка начертали слова: «ПОДНЯТ ВЫШЕ!« Господь зовет нас всех к Себе, выше, ближе к Нему, и хочет поднять нас от земного к небесному. Икона Божией Матери «Огневидная»
Православный календарь 23 февраля