Псалом Давида 35 на русском и церковнославянском языках

Авторство песни приписывается царю Давиду, о чем свидетельствует уже ее первая строка. Псалом 35 имеет интересную историю, связанную с конфликтом Давида и царя Саула, ненавидевшего и боявшегося Давида. Тот находился на службе у Саула и прославился ратными подвигами, что вызывало ревность, зависть и страх царя. Саул боялся, что именно Давид, любимый народом, может занять его место и делал все возможное, чтобы погубить храброго и честного Давида.

Зная о ненависти к себе Саула, Давид мог воспользоваться одной из ситуаций, чтобы убить сонного царя, к чему его подвигали его соратники. Однако он лишь отрезал край одежды вероотступника, предоставив ему возможность покаяться перед Господом в грехах своих и избавиться от злобы и ненависти.

Текст молитвы псалом 35

На церковнославянском языке

Богослужение обычно ведется на церковнославянском или старославянском языке, в зависимости от того, в каком состоянии сохранилась молитва. Старославянский – наиболее близкий к церковному языку, что дает возможность проводить служение в храме, поэтому текст псалма 35 звучит в соответствии с установленными канонами:

В конец, отроку Господню Давиду

1 Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима eго.

2 Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети.

3 Глаголы уст eго беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити.

4 Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова.

5 Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак.

6 Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи.

7 Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут.

8 Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я.

9 Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет.

10 Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем.

11 Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене.

12 Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати.

На русском языке

Для того чтобы обратиться к Богу, не всегда есть возможность посетить церковь, поэтому молиться можно и келейно, то есть, в домашних условиях. Для лучшего понимания сути и значения псалма 35 его можно читать на русском языке:

К исполнению. Отрока Господня Давида.

1 Говорит беззаконник сам с собой о грехе, – нет страха Божия пред очами его,

2 ибо он лукавит пред самим собой, что хочет найти беззаконие своё и возненавидеть.

3 Слова уст его – беззаконие и коварство; не захотел он понять, как делать добро.

4 Беззаконие замыслил на ложе своём, вступил на всякий путь недобрый, а о пороке не вознегодовал.

5 Господи, на небесах милость Твоя, и истина Твоя – до облаков.

6 Правда Твоя – как горы Божии, суды Твои – бездна великая, людей и скот спасёшь Ты, Господи.

7 Как умножил Ты милость Твою, Боже, и сыны человеческие под кровом крыл Твоих пребудут в надежде.

8 Опьянеют от тука дома Твоего, и из потока сладости Твоей Ты напоишь их,

9 ибо у Тебя – источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет.

10 Простри милость Твою к знающим Тебя, и правду Твою – к правым сердцем.

11 Да не подойдет ко мне нога гордыни, и рука грешника да не поколеблет меня.

12 Там пали все делающие беззаконие, были низринуты и не смогут встать.

Текст псалма 35

В храме молитву читают в ходе богослужения, используя текст на церковнославянском языке. Этот вариант, по мнению некоторых, позволяет верующему максимально приблизиться к Господу. По этой причине многие следуют церковному канону и в домашних условиях, но работать с псалмом 35 в таком виде могут только те, кто изучал старославянский, хорошо понимает его.

На церковнославянском языке

На русском языке

Келейное обращение к Господу не подразумевает применение церковнославянской версии молитвы. Дозволяется в домашних условиях говорить с Богом на русском. Русский перевод также позволяет лучше понять суть псалма 35, к чему и должен стремиться каждый праведник.

Толкование

Уже в начале псалма 35 идет надписание, то есть указание на то, что составлен он Давидом, в котором его называют отроком Господним, то есть сыном и рабом, одновременно.

  • Стих 1: без указания конкретного имени, подразумевает царя Саула, встреча с которым производит неизгладимое впечатление. Пророка поражает сила злобы, которая живет в душе человека. Именно она приводит к вероотступничеству и беззаконию. Человек, заглушивший в себе голос совести, не боится Бога и людей не стыдится. От него не стоит ожидать справедливости и милости.
  • Стих 2: несмотря на то, что Саул притворно раскаивается в своих грехах и даже признает свое враждебное отношение к Давиду, в словах и помыслах его нет искренности. Он льстит самому себе, выдавая желаемое за действительное.
  • Стих 3: продолжается тема лжи и лукавства Саула. Несмотря на обещания, злоба и несправедливость не изжиты из сердца царя. Он не хочет видеть и понять примеры несправедливости, чтобы не совершать впредь злодеяния.
  • Стих 4: говоря о Сауле, Давид подчеркивает, что отсутствие страха Божия привело царя на тропу беззакония, лжи и ненависти. Он не только себя тешит самообманом, но и смущает других притворным раскаянием, лживыми обещаниями. На самом деле, даже отходя ко сну, он не может избавиться от своих злобных мыслей, просыпаясь, мыслит о беззаконии.
  • Стих 5: Показав в предыдущих стихах высшую степень морального разложения не только Саула, но во многом – еврейского народа, пророк показывает высочайший уровень милости и благости Божьей. Несмотря на совершенные грехи и силу царящего в обществе зла, Господь распространяет свою милость «от земли до небес».
  • Стихи 6-7: Те, кто творит на земле злодеяния, нередко думают, что о них никто не знает, никто их не видит, что убережет их от наказания. Однако правда Божия и правда человеческая значительно отличаются. Если люди могут наказать и покарать, то правда Господа основана на терпении и милости даже к тем, кто заслуживает гнева и казни Божьей. Правосудие Господне – в возможности грешника раскаяться в грехах своих и стать на дорогу истины и добра.
  • Стих 8: Речь о благах духовных, которые получат те, кто сохранил человеческое достоинство. Понимание значения подарков материальных невозможно без осознания духовной близости с Богом и веры в то, что духовная жизнь и благочестие важны в не меньшей, а даже – в большей степени. Духовное наслаждение и Божья милость не менее важны, чем сытный кусок мяса, поднесенный на пиру.
  • Стих 9: Певец обращает внимание, что Господь обращает на человека поток сладости Божественной, если тот верит в Господа. Он дарит жизнь не только телесную, но и духовную, которая освещает жизнь человека. Лишенный помощи и поддержки, человек погружается в мрачное состояние, чувствует себя беспомощным и брошенным. Выйти из него поможет обращение к Богу. Тот, кто совершает грехи, подвержен бедствиям и страданиям, душа его мертвеет. Оживить ее, наполнить милостью и благостью Господа может вера и глубокое раскаяние в грехах.
  • Стих 10: Говоря о духовных благах, певец просит Господа и дальше не лишать верующих своей милости. Тех, кто не лицемерит, а верит истинно, хранит в душе Божьи заповеди и следует им по жизни.
  • Стих 11: Давид просит Господа защитить его от гордыни врагов, просит у Господа укрепить его дух, чтобы он мог противостоять нечистивым и защищать добродетели.
  • Стих 12: Певец уверен, что все вероотступники и беззаконники будут наказаны и найдут свою погибель в аду, будучи «низвергнуты во тьму кромешную».

Если читать псалом 35 на русском языке, его мощная суть становится значительно понятнее и глубже проникает в душу.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Теилим, псалом 35

перевод
1.Молитва Давида. Поднимись на войну, Г-сподь, против воюющих со мной, иди в бой на сражающихся против меня. 2.Со щитом и кольчугой поднимись мне на помощь. 3.Обнажи копье и прикрой меня от преследователей. Скажи моей душе: «Я – твое избавление». 4.Посрамлены будут и опозорены преследующие мою душу, разбегутся вспять и обесславлены будут замышляющие против меня зло. 5.Станут как мякина на ветру, и ангел Г-спода рассеет их. 6.Их дорога будет темной и скользкой, и будет преследовать их ангел Г-спода. 7.Ибо без причины они натянули сеть над ловчей ямой, без повода уготовили ловушку моей душе. 8.Придет на них нежданная беда – в сеть, которую расставили, попадутся, на погибель падут в нее. 9.А моя душа возрадуется Г-споду, возликует в Его избавлении. 10.Все мои кости произнесут: «Г-сподь, кто, подобно Тебе, спасает обездоленного от того, кто сильнее, а бедного и нищего – от грабителя?» 11.Поднялись лжесвидетели; о чем я и не ведал, требуют от меня. 12.Платят мне злом за добро, губят мою душу. 13.А я, когда они болели, одевался в мешковину, изнурял постом свою душу, но теперь пусть моя молитва о них ко мне возвратится. 14.Будто болен мой друг или брат – я ходил, как скорбящий по матери – мрачный, поникший. 15.Но когда я оступился, они обрадовались и столпились, собрались вокруг меня, удрученные, а я не знал, что смеются надо мной и не могут остановиться. 16.Льстят и насмехаются надо мной за кусок пирога, а потому скрежещут на меня зубами. 17.Мой Владыка, доколе будешь смотреть? Избавь от гибели мою душу, от хищников спаси меня! 18.Буду благодарить Тебя при стечении народа, среди множества людей восхвалю Тебя. 19.Да не возрадуются по мне мои беспричинные враги, да не еремигнутся ненавидящие меня ни за что. 20.Ибо не миром они говорят и против живущих на земле без лукавства – замышляют козни. 21.Разевали на меня свои рты, говорили: «Ага, мы видели своими глазами!» 22.Ты видел их, Г-сподь, не смолчи им; не отдаляйся от меня, Мой Владыка! 23.Пробудись и поспеши на мой суд; мой Б-г и Владыка, сазись за меня. 24.суди меня по Своей справедливости, Г-сподь, мой Б-г, да не возрадуются они надо мною. 25.Не скажут в своих сердцах: «Ура! Это нам по душе!». Не скажут: «Мы проглотили его!» 26.Устыдятся и будут посрамлены все радующиеся моей беде, облекутся в стыд и позор величающиеся надо мной. 27.Будут петь и веселиться жаждущие торжества справедливости и не перестанут говорить: «Пусть возвеличится Г-сподь, желающий мира Своему рабу!» 28.Тогда мой язык поведает о Твоей справедливости, весь день будет славить Тебя!

Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 35

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
– Сегодня мы продолжаем разговор о Псалтири. Я надеюсь, что наши телезрители приготовили свои книги и вместе с нами читают Псалтирь. Ждем, батюшка, Ваших интересных размышлений.

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы будем говорить о 35-м псалме. Он очень глубокий, очень интересный и приближен к нашей жизни, потому что вместе с псалмопевцем Давидом мы также испытываем многие трудности, беды, искушения от тех коварных людей, которые хотят нам зла.

Этот псалом имеет преднаписание: «В конец, отроку Господню Давиду». Очень нежно Псалтирь называет Давида отроком Господним. Отроком можно назвать только того человека, который, как отрок, имеет чистое и светлое отношение к своему благодетелю и всегда готов творить доброе, сохраняя верность Богу. И Давид всегда творил добрые дела по отношению к близким, потому что имел страх Божий в своей душе, в сердце, всегда стремился исполнять заповеди Божии. Конечно, он делал это потому, что его любовь была направлена к Богу, а через это и к ближним, которые окружали его. И даже когда ему кто-то делал зло, Давид никогда не мстил человеку, только жаловался Богу: «Я-то не мщу, Господи, а мне злое творят, злое хотят мне сделать». Поэтому здесь Давид называется отроком.

В то же время преднаписание «в конец». Толкователи говорят о том, что этот псалом говорит о конце всех тех, кто применял хитрость и коварство против царя Давида. Псалмопевец обличил их и умолил Господа, чтобы Он совершил Свой суд и правду над ними. Поэтому уже был виден конец их коварства и конец их жизни, потому что, как правило, Господь лишает жизни тех людей, которые творят неправду в нашей земной жизни.

Итак, псалом начинается такими словами:

«Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очимаeго». Каждый человек имеет совесть, которая говорит ему, чт о он делает неправильно, потому что совесть – голос Божий в человеке. И ты будешь отвечать пред Богом за свою неправду, которую ты делаешь. Но Саул подумал:«Если я буду делать неправду и выдавать ее за правду, тогда я не буду отвечать перед Богом, и никто не знает, что я мыслю именно неправедно против праведного человека. Поэтому никто меня не обличит, в том числе и Господь, Который не узнает моей неправды, потому что эта неправда внутри меня самого». Вот так он обманул себя.

«Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети». Он ульстил себя, то есть он себе льстил, себя убедил, а потом не стал разбирать это беззаконие, чтобы возненавидеть его, чтобы победить его внутри себя, побороться с ним, а просто убедил себя и сказал, что это беззаконие – правда. Поэтому он утвердился в неправде и восстал против Давида.

«Глаголы уст eго беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова». Поэтому уже и уста его стали говорить беззаконие, и он не захотел говорить правду о Давиде, но говорил ложь. Причем мысли его были настолько постоянными, что он никогда не изменял их. Более того, он даже на ложе своем мыслил об этом. То есть настолько он себя возбудил и убедил в этом, что даже не мог спать,и во время сна, в тишине, когда успокаиваются все человеческие чувства, сам организм, он не мог успокоиться и всякую сочинял неправду и беззаконие на Давида и затем все это воплощал.

«Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак». Здесь псалмопевец Давид обращается к Богу, потому что правда Господня выше гор земных, она достигает до облак, и истина Божия достигает такой высоты.

«Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи». Здесь Давид говорит о том, что правда и милость Бога настолько безграничны, что человеки и скоты спасеши, Господи. Даже бессловесную тварь спасает Господь. Сейчас очень многие обращены к животным. «Правмир» даже выпустил календарь, где каждый месяц – фотография известного батюшки с котом. Это, конечно, немножко протестантское отношение к скотине и бессловесной твари, так мы можем дойти до венчания и причащения кошечек и собачек.

Когда мы внимательно прочитаем строчки псалма, то поймем, что Господь всем благодетельствует и дает Свою милость.Один из толкователей сказал, что скотами здесь называется языческий мир, но не потому, что они не имели уст или не имели разума, а потому, что они жили согласно инстинктам, как живет скотина, то есть не имея никакого закона Божиего внутри себя и не живя по Божиему закону. И вот даже этим людям, не имеющим веры, Господь все равно благодетельствует и дает Свою милость: посылает им дождь, освещает и согревает их солнцем, питает их от плодов земли, которые Он благословляет. И таким людям Господь дает Свою великую милость.

«Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятисяимут». Господь всякому человеку дает Свою милость, и сыны человеческие, которые ищут ее, всегда получают. Господь никого не оставляет без милости Своей.

«Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я». Здесь Давид делится с нами: какую милость дает Господь, сколько дает милости… Он дает возможность веселиться сердцу человеческому, потому что вино веселит сердце человеческое. Тук – это масть (благовонная мазь, масло, елей), то есть Господь дает достичь определенного состояния, определенного положения в жизни. И напояет человека сладостью, то есть делает жизнь настолько приемлемой, что никто и умирать не хочет. Мы, хотя и испытываем многие трудности от жизни, все равно получаем сладость жизни, и нам не хочется умирать, не хочется уходить из этой жизни.

«Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет». Здесь очень глубокое повествование о том, что Господь имеет источник жизни. Мы очень часто в наших церковных песнопениях называем Господа словами из псалма Начальником жизни нашей, то есть положившим начало жизни. Об этом должен помнить каждый человек, который пользуется этой жизнью и при этом говорит: «Я не верю в Бога, я не признаю Бога»… Значит, ты не признаешь Того, Кто дал тебе начало жизни, Кто положил начало вообще всей жизни на земле, в том числе и каждого конкретного человека. Или говорят: «За что я должен благодарить Бога?» За дачу, за клячу, за большую квартиру, за поездки за границу… Конечно, в первую очередь мы должны благодарить Бога за нашу жизнь.

– Расскажу забавную вещь: на одном из федеральных каналов недавно сказали, что мы все, оказывается, марсиане и что жизнь случайна. Почему марсиане? Жизнь случайно залетела к нам с Марса: какая-то песчинка с кометой упала (или метеорит упал), отсюда и пошла жизнь человеческая. Кто-то хочет быть произведенным от обезьяны, кто-то –от камушка…

– Террористы, которые все взрывают в мире, наверное, хотят что-то создать, чтобы от их взрывов что-то получилось. Это самая глупая версия, потому что взрыв не может родить жизнь. Взрыв – это всегда разрушение, уничтожение самой жизни. Где бы взрыв ни произошел – на земле или в космосе, – это всегда уничтожение. От взрывов спутников в космосе ничего не создается, они тут же падают и подлежат утилизации, дальнейшему уничтожению.

Я хочу сказать о том, насколько начинаешь ценить жизнь…Мы несем послушание при больницах (17-й наркологической, 64-й городской). И когда посещаешь больных, которые находятся в тяжелейшем состоянии, у которых не действуют руки, ноги, только тогда к тебе приходит трезвость и ты начинаешь думать о том, что твоя жизнь действительно в руках Божиих. Насколько ценно, когда ты утром встал, твои руки и ноги работают. Тогда ты вспоминаешь Господа – Источника живота, Источника и Начальника нашей жизни, положившего начало жизни и поддерживающего ее в человеке. Мы понимаем: если Господь не даст нам Свое благословение, руки и ноги будут парализованы, и голова, и язык даже может не говорить – вот в каком бедственном состоянии мы можем находиться.

В то же время Господь заботится и о нашей вечной жизни, о продолжении нашей жизни не только на земле, но и в вечности. А для этого мы должны к чему-то стремиться в жизни. И об этом удивительно пишет псалмопевец.Он говорит: во свете Твоем узрим свет. Что значит во свете Самого Господа увидеть свет? Святые отцы говорят, что здесь говорится о Христе, через Христа мы увидели б о льший свет: мы увидели свет Отца и свет Святого Духа. Когда в беседе с учениками Филипп говорит: «Господи, покажи нам Отца Своего», Господь отвечает: «Кто видел Сына, тот видел и Отца». То есть Божественный свет Бога Отца открывается через Христа, Сына Божьего. И кто не верит в Иисуса Христа, тот никогда не увидит полноту Святой Троицы, никогда не увидит Божественного света. Вот почему важно верить в Господа Иисуса Христа, приступать к таинствам, особенно к таинству Святой Евхаристии, потому что только через Господа мы видим полноту Божественного Фаворского света и через это приобщаемся к нашему Богу во всей полноте.

Вот такой удивительный псалом. Мы еще не дошли до конца псалма, но какую глубину он открывает нам! Сначала Давид начал говорить о тех, которые живут неправедно, которые хотят неправды. Затем псалмопевец очень тонко переходит к славе Божией, к милости Божией, которую Господь являет.

Он видит все злые помыслы, Он знает, о чем помышляет беззаконный человек. Поэтому, когда человек творит неправду, эта неправда обличает его и приводит к поражению. Потому что истина Божия и милость Божия выше всякой тайны, всякой неправды, и она направлена на спасение человека.

Милостью Божией пользуются все: и те люди, которые находятся в вере, и те, которые находятся в неверии. Талмудисты, невзирая на то, что имели перед глазами Псалтирь Давида, говорили, что милость Божия распространяется только на избранный народ: по отношению к избранному народу нужно соблюдать все законы, все заповеди, но по отношению к человеку, находящемуся в язычестве,не надо соблюдать никакие законы. А псалмопевец Давид, назидая людей и ветхозаветной религии, и тех, которые сегодня живут в иудаизме, много-много лет назад сказал: «Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи».Человеки и скоты … Естественно, о скотах мы не говорим, потому что они не вечны, их душа в их крови, она имеет не вечное начало, а материальное. Прав толкователь, который говорит о человеках, которые сейчас не имеют крещения, а тогда не имели отношения к избранному народу. Но Господь спасает всех. Вот какова любовь Божия!

Почему Господь спасает всех? Потому что Он милостив, Он дал начало жизни всему живому, и скотам в том числе. Поэтому Бог хочет, чтобы человек жил не только этой земной жизнью, но и имел продолжение в вечности. Но тогда, как говорит апостол Павел, будет новая земля, новое небо и новые люди. Какие новые люди? Не будет создан новый человек, а будет обновленный человек, обновленный самой Божественной природой, своей верой. Только он будет пребывать на этой земле вместе с Господом.

«Во свете Твоем узрим свет». Эти словавошли в церковные песнопения, которые поются в наших храмахза литургией,за вечерним богослужением. Кто изучает Псалтирь, вчитывается в нее, тот начинает понимать и богослужение. Многие говорят: «Переведите на русский язык, мы ничего не понимаем в службе». Можно не переводить, а просто почитать Псалтирь, тогда вы все поймете сами. Когда начинаешь вчитываться в Псалтирь, богослужение открывается очень ярко.

– Те, кто говорят о переводе на русский язык, просто не хотят себя утрудить изучением церковнославянского – основы нашего языка. Хотя изучают по восемь иностранных языков и среди них такие сложные, как китайский, японский, арабский, – чего только не изучают! А родной церковнославянский – боятся себя утрудить…

– Это очень сложно, потому что связано с духовным становлением человека, поэтому здесь враг рода человеческого всегда помешает, а там – подтолкнет.

– Прекрасен наш церковнославянский язык.

– Не только прекрасен, он спасителен. Потому что открывает глубину духовной жизни человека и наполняет ее богослужебным смыслом.

«Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем». Здесь псалмопевец Давид просит о Божественной милости уже не ко всем живущим, а именно к тем, которые «знают Тебя, почитают Тебя», которые живут в законе Божием. Потому что знающий и любящий Бога исполняет Его заповеди и творит правду всем сердцем, то есть его не нужно принуждать, как-то назидать, наставлять, заставлять, он все равно будет исполнять закон, потому что он знает Бога. У того, кто знает Бога, закон Божий всегда живет в сердце, он ничем не заглушен, он всегда будет поступать по тем заповедям, которые Господь оставил человеку.

«Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене». Мы привыкли просить у Бога: «Дай мне, Господи, только блага, только хорошего, только правду, избавь меня от беззаконных, от тех, кто наказывает, избавь меня, Господи, от нищеты земной…»

– Естественные желания…

– А здесь Давид, наоборот, учит нас, что мы должны молиться, чтобы Господь избавил нас от греха, от неправды, в которые мы можем впасть. Мы не только можем быть материально бедны, несчастны, мы можем идти в одну ногу с грешниками, с неправедными. Тогда мы отойдем от истины, и наша земная жизнь изменится, и вечность от нас отвернется, будет для нас недостижима. Поэтому Давид говорит: Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене.

Что такое нога гордыни? Вспомним пророка Илию из Священного Писания, который обличал и говорил: «Что вы хромаете на обе ноги?» А можно хромать на одну ногу. Если ты будешь иметь ногу гордыни, хотя другая нога, может быть, и будет желать ступать на правый путь, но нога гордыни не будет давать, и ты будешь всю жизнь хромым. Если ты даже наполовину впускаешь в себя гордыню… А гордыня – это не один порок, это матерь пороков, это воплощение всего зла, которое человек может творить. От гордыни все грехи: немирность, злоба, зависть, презрение, любодейство. Все грехи питаются гордыней, которую человек взрастил в себе. Поэтому, если мы не хотим погибнуть, мы должны бегать ноги гордыни – этой хромоты, духовного уродства, которое приходит вместе с гордыней.

Почему рука грешнича? Если человек творит какое-то дело, то, естественно, совершает его руками. Здесь говорится о греховных делах, которые человек может сделать. Поэтому псалмопевец Давид просит Господа, чтобы Он не дал ему ногу гордыни и руку неправды.

«Тамо падошавси делающии беззаконие…» Тамо – там, в том месте, в таком состоянии – падошавси делающии беззаконие. То есть люди, которые пребывают в таком состоянии, будут творить беззаконие и впадут в неправду, которая погубит их.

И заключает Давид этот псалом очень глубокими словами: «…изриновени быша, и не возмогут стати». С печалью и болью он говорит, что такие люди изриновени, то есть будут отвергнуты, и не возмогут встать. Когда мы не сможем до конца оправдаться? На Страшном Суде Христовом. Поэтому мы должны молиться не только о своем земном благополучии, о благополучии своих родных, но должны молиться и о том, чтобы Господь не попустил нам быть вместе с грешниками, быть в таком состоянии, от которого мы затем не сможем оправдаться. Потому что земная жизнь пройдет очень быстро, но у верующего человека есть вера в глубочайшее будущее загробной жизни. И если не идти путем этого будущего, зачем жить на земле? А если мы верим в будущее, значит, мы должны просить Бога о том, чтобы Господь спас нас от гордыни и от руки, делающей беззаконие, чтобы в нашей жизни не пребывала никакая правда, чтобы мы имели оправдание в вечной будущей жизни.

– Вы сейчас задали телезрителям вопрос: для чего мы живем? Даже в советское время, если мы вспомним, люди всегда задавали себе этот вопрос. Даже песня была: «Если ты, человек, так бесследно уйдешь, – для чего ты живешь?..»Хотя и Бога отняли у русских, все равно душа человеческая – христианка, и люди задавались этим вопросом: для чего мы живем?

– В то время это переводили хотя бы в какую-то идею. Я бы сказал, чтобы народ не остался без вечности, идеей прикрывали вечный смысл жизни человека. Но удивительно то, что сейчас совершенно по-другому устраивается жизнь: только материально прекрасно и«развлечено». У нас развлекаются все: ходят в наушниках, никто не отказывает себе в том, чтобы выпить, покушать, повеселиться и сотворить те дела, которые приносят какое-то утешение. Это не обязательно какие-то низменные грехи. Например, сейчас все играют: и стар и млад. Я не могу себе представить, чтобы я взял планшет и начал играть в какую-либо игру…

– Жалко на это время…

– Я вспоминаю монахиню Нонну, которая сейчас немножко болезнует. Однажды она попросила меня разобрать ее библиотеку и лишние книги, журналы, которые она уже прочитала, отвезти в наркологическую больницу. И вот я столкнулся с тем, что она, находясь уже порядка двадцати пяти лет на пенсии, все эти книги и журналы (в том числе советские) прочитала: они все изрисованы пометками, с подчеркиваниями, с закладками. Когда я к ней приходил, она всегда говорила: «Как я люблю читать! Я очень этим утешаюсь. Мои любимые книги, их у меня много, но они такие любимые…» Я думал, что она так говорит, может быть,ради «красного слова», а увидел – действительно, масса прочитанных и духовных книг. У нее хранятся фотографии батюшек, епископов, патриархов: она любовалась образами духовенства. Конечно, этот человек идет в вечность, и вечность его примет с радостью.

– Благодарю Вас сердечно за очень содержательную, серьезную, поучительную беседу. И благодарю Вас за то, что на протяжении уже многих лет Вы вместе с телеканалом «Союз» и с нашими телезрителями. Мы очень благодарны Вам за это, спасибо!

Ведущая: Любовь Акелина Расшифровка:Нина Кирсанова

Псалом “Psalm 35”. Причина для чтения

Применительно к Псалму 35 мы можем выделить ключевые ситуации, в которых чтение или прослушивание аудиоверсии псалма будет служить источником вдохновения, подпоркой к разрешению сложных стечений обстоятельств:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]