Икона «Преображение Господне»: что скрывает этот образ

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

Дата празднования: 19 августа

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Мандорла

На иконе Преображения, как и на многих других иконах, Спаситель изображается внутри круга или овала, называемого мандорлой. Это итальянское слово, в переводе означающее «миндалина». По сути, это большой сияющий нимб, в который помещается все тело, если не весь мир. Круг в иконографии – один из важнейших символов. Не имеющий начала и конца, он символизирует вечность и полноту, а мандорла – Божественную славу. То есть наличие мандорлы говорит о том, что Господь в этот момент является нам во всей своей славе. Часто мандорла состоит из колец, «концентрических кругов», расположенных в порядке высветления — либо к центру, либо к краям. Этим подчеркивается движение, исхождение энергии из мира горнего в земной мир. Бывает, ее пронизывают тонкие золотые или белые лучи. Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, иногда она позолачивается. На иконе «Преображение Господне» преподобного Андрея Рублёва мандорла изображена иссиня-чёрной, непроницаемой.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Скалы и деревья

В тех местах, где произошло Преображение, пологие, а не скалистые склоны, но на иконе зачем-то изображаются именно скалы. Это значит, что и у скал есть своя «духовная нагрузка», символическое значение в иконе. С одной стороны, скалы – это камни, символ крепкой, непоколебимой веры. С другой стороны, горы – это всегда символ духовного восхождения, причем символ общекультурный, который сохраняется и в живописи, и в литературе. Они символизируют здесь духовный путь, который должен совершить верующий, чтобы достичь преображения, обожения. Что же касается деревьев, то и у них есть не только прямое значение – то, что деревья действительно растут на Фаворе. Преображение Господне воспринимается как часть пути к распятию. Поэтому дерево – это и символ Крестного Дерева, на котором распяли Христа. И древо нашего спасения.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Цвета

На иконах Преображения Христос всегда одет в белое. Белый цвет в иконе не бывает случайным, он – знак рая, вечности, праведности, чистоты и святости. Таким цветом окрашен наконечник копья Дмитрия Ростовского в древней мозаике – символ того, что святой пронзает сердце тоской по раю. Белыми показаны и отблески Его света на лицах и одежде апостолов. Коричневый цвет – цвет голой земли, праха, всего тленного. Удивительно, что на иконах Преображения коричневый цвет гор часто заменяется или соседствует с желтым или охристым, переходит в него, то есть тоже преображается. Большое значение в иконописи придается золочению. Фон иконы Преображения Господня золотой – это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий разделения «свет-тьма».

Преображение – картинки


Gреображение Господне — праздник / pra3dnuk.ru


Открытки с Преображением / otkritkiok.ru


праздник преображение господне / otkritkiok.ru

Автор:

Дмитрий Захаров

Фаворский свет

В евангелиях мы видим свидетельства сияния Христа, и икона напоминает нам о них: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.9:3), «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Лк.9:29). Христос в момент преображения открывает ученикам Божественный, Несотворенный свет, присутствующий в нем. То есть Он не изменяется, но изменяются ученики, способные теперь видеть его славу, ставшие из слепцов зрячими. Лучи света изображены на всех иконах Преображения, но количество их разное. Этому должна быть причина, ведь в иконе все имеет смысл, и нет ни одной точки, поставленной «просто так». Григорий Палама объясняет, что нет никакого противоречия, если изображается от 3 до 8 символических лучей на иконе. Он пишет: «На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое — Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец — гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой — воссиявши с Ним в светлом облаке».

Символическое значение события

Смысловое значение праздника содержится во множестве его символических деталей, многое говорящих о церковном понимании празднования, о домостроительстве нашего спасения.

Время

Церковные праздники – не «годовщины» исторических событий. Поэтому их даты передают, прежде всего, духовный, а не земной смысл. Примером этого является праздник Преображения.

В Евангельских текстах рассказ о нем находится перед повествованием о последних днях жизни Господа на земле, Его Распятии. Казалось бы, логично отмечать Преображение во время Великого Поста, тем более что Предание говорит о том, что событие случилось за 40 дней до Распятия.

Однако радость о Царстве Небесном мало совместима с временем великопостного покаяния. Поэтому церковное торжество перенесено с февраля (хорошо известное историческое время события) на август.

6(19) августа тесно связано с Воздвижением Креста Господня, когда воспоминается Распятие. Он отмечается ровно спустя 40 дней. Так Церкви удалось символически показать суть события, его связь с крестной смертью Господа.

Символика места

«Гора Господня» – еще один древний символ, понятный как ученикам Христовым, так и верующим последующих поколений:

  • высота ее символизирует приближение к Богу, к Небу; не случайно на горе Моисей получил 10 заповедей Закона, в горы уходили пророки для молитвенного уединения;
  • сами по себе горы ассоциируются с Вечностью: жизнь человека кратка, горы были до его рождения, они пребудут и после;
  • подъем на гору означает, что великие откровения не даются человеку, отягощенному суетой мира; а чтобы освободиться от нее, необходим труд восхождения;
  • свою символику имеет возвращение Христа с учениками обратно, к подножию Фавора: Царство Небесное, блеснувшее ярким светом и скрывшееся, теперь необходимо заслужить земной жизнью, претерпевая страдания, борясь со своими страстями.

Моисей и Илия

Явление пророков, беседующих с Христом, также не случайно. Богословы еще первых веков церкви отмечают, что оно означает:

  • царствование Господа как над живыми, так и над умершими, ибо «у Бога все живы»: ведь прор. Илия явился из Рая, куда был взят при жизни; а прор. Моисей – из числа умерших рабов Божиих;
  • преемственность Ветхого и Нового Заветов: перед Христом склоняются, с Ним говорят те, кто всю свою жизнь ожидал, проповедовал будущее пришествие Мессии.

Три ученика

Даже три человека, присутствовавшие при событии, как указывает прп. Иоанн Дамаскин, выбраны Христом не случайно:

«Он взял Петра, дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить Петра в том, что Отец небесный открыл ему это свидетельство. Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением, наконец взял Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия».

Установление празднования

Первые богослужебные гимны, посвященные Преображению, известны с V-VI вв. Русский литургист М.М.Скабалланович считал, что наиболее ранние из проповедей на праздник принадлежат свт. Андрею Критскому (начало VIII в.). А окончательное установление праздника на территории Константинопольской патриархии произошло к самому концу IX в.

Некоторые приходы западных христиан отмечали праздник также с IX cтолетия, но общецерковное торжество появилось только с 1457 г. Решение Папы Римского Каликста III было связано с победным для христианских войск сражением с турками близ Белграда летом 1456 г. Известие об этом пришло в Рим 6 августа того же года. Поэтому праздник стал отмечаться всеми западными христианами, однако он не относится к числу «торжеств» (аналогичных православным «двунадесятым» праздникам).

Пророки

Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Они традиционно изображаются на иконах Преображения, но изображение их имеет и еще один, «прикровенный» смысл, о котором писал Иоанн Златоуст. Моисей – умерший пророк, призванный ангелом из ада, Илья – не испытавший смерти, призванный ангелом с небес. Моисей иногда изображается стоящим во гробе или в погребальных пеленах, на некоторых иконах оба пророка изображаются с ангелами. Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Выходит, что свидетельство о божественной природе Христа было тройным: через глас Отца и обоих пророков. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что гора была образом Церкви, «потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Знаменитые образы

Мозаика Преображение Господне в Равенне

Считается, что первое изображение Преображения – мозаика из церкви св. Аполлинария. Она находится в Равенне и датируется VI в.Эта икона несколько непривычна для современных христиан:

  • в центре крест с изображением Лика Спасителя;
  • Господу предстоят три агнца, символы апостолов;
  • по сторонам написаны Илия и Моисей;
  • вокруг множество деревьев, ведь Фавор – образ Рая.

Традиция таких образов восходит к ранней, гонимой Церкви, когда христиане использовали символы, передающие сущность веры.

Преображение Господне церкви св. Екатерины на горе Синай

Другая иконография появляется на христианском Востоке. Это мозаика VI в. из монастыря св. Екатерины (Синай), изготовленная по заказу императора Юстиниана. Здесь уже не символы, а человеческие фигуры Христа, пророков, апостолов. Считается, что это – прототип всех последующих икон Преображения.

Преображение преподобного Андрея Рублева

Преображение Господне. Андрей Рублев.

Богословы говорят, что прочтение праздника прп. Андреем связано со спорами о «Фаворском свете» XIV в. На иконе сияют не только одежды Христа, светом даже освещена скала.

Искусствовед В.И.Лазарев писал: «Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный… дар художника»

Фаворский свет Феофана Грека

Преображение Господне. Феофан Грек

Иконописца занимает встреча Света и человека. Исходящие от Христа лучи касаются Апостолов. Феофан передает их потрясение: лицо, закрытое рукой, у Иакова, попытку отвернуться со страхом – у Иоанна, молитвенный порыв Петра.

Новгородские и Псковские фрески

Фреска Преображение Господне церкви Спаса на Ковалеве

Создатель фрески из Спасской церкви на Ковалеве близ Новгорода сделал центром фигуру Христа, окруженную круглым нимбом.

Похожа на Новгородскую фреска из Преображенского храма Спасо-Мирожской обители г. Пскова.

Композиция

Традиционно икона преображения немного вытянута вверх. Благодаря этому в ней чувствуется, с одной стороны, разделение двух миров: горнего и дольнего, небесного и земного, а с другой – их связь через лучи Божественного света, пересекающие всю икону, идущие сверху вниз. Композиция иконы строится как два треугольника, чаще всего один из них – Христос и два апостола, а другой, перевернутый – пророки и апостол, находящийся между двумя другими. Перспектива в иконе обратная. Центр иконы заключает в себе самое важное – Иисуса Христа, перед Которым предстоит молящийся. Христос чаще всего изображен не стоящим, а парящим над горой Фавор. Всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослепленные Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами. Жесты их часто символичны: их руки касаются разных частей тела, что символизирует зрение, слышание и чувствование сердцем.

Живописные изображения Рафаэля, Беллини и Веронезе

В Западной традиции сюжет переосмыслен. Главное, что интересует художника – Бог и человек.

Преображение Рафаэля Санти

Рафаэль Санти, чья картина «Преображение» (1520 г.) – его последнее произведение, потрясал контраст между Царством Небесным и миром. Внизу картины он показал учеников, безуспешно пытающихся изгнать беса из отрока. Поразительно явление силы Божией при невнимании людей.

Преображение Джованни Беллини

Джованни Беллини (1455 г.) изобразил апостолов смятенными.

Преображение Паоло Веронезе

На фреске Паоло Веронезе из собора г. Монтаньяна (1555 г.) Христа и учеников разделяет плотное облако, символизируя, что Преображение не принадлежит этому миру.

Иконография

Иконография: Преображение Господне Датировки: XVI в. Первая половина XVI века.Происхождение: Из собора Спасского монастыря в Муроме. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 154 см, ширина 105 см На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Христос представлен на фоне «славы», которая состоит из нескольких окружностей, переходящих от темно-зеленого к светлому, почти белому тону. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. Поступила в музей 26 февраля 1928 года. Реставрирована в 1928 году в Муромском музее И. И. Тюлиным. © Муромский историко-художественный музей Литература:О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 4.

Большинство известных изображений праздника легко узнаваемы по скале, которая занимает значительную часть пространства иконы. Кроме того:

  • вверху горы изображен Христос, облеченных белыми одеждами, окруженный нимбом – мандорлой, лучи которой освещают всю гору;
  • справа от Господа – Моисей в виде седого старца, слева – изображение прор. Илии;
  • нижняя часть образа всегда представляет Петра, Иакова и Иоанна лежащими на земле ниц, иногда – закрывших руками лица.

Нынешняя иконография сложилась постепенно. Считается, что первые образы Преображения были насыщены символами, характерными для Церкви эпохи гонений, когда последователи Господа прикровенно изображали истины своего вероучения. Так, древнейшая ныне известная мозаика, посвященная празднику в Римском храме св. Апполинария (VI в.) изображает не Самого Господа, а символ Его страданий – Крест, тогда как ученики представлены под видом агнцев.

Современная иконография праздника восходит, как считают богословы, к мозаике монастыря св. Екатерина на горе Синай (также VI в.). Здесь присутствуют образы Христа, пророков, Апостолов.

С XII в. на иконах добавляются образы Апостолов, поднимающихся или спускающихся с Фавора. А вот фигуры учеников, упавших на землю, начинают подчеркиваться с XIV в., после того, как Церковь определила свою позицию относительно природы Фаворского света.

Например, образ из Преображенского собора г. Переяславль-Залесский (XV в.), написанный Феофаном Греком, показывает не только неземные лучи, но также то, как отзываются люди на это сияние. Апостолы представлены закрывающими лица, упавшими на землю в различных позах. Так иконописцы показали, насколько потрясающим было воздействие Преображения, его неотмирного света.

Свято-Преображенские монастыри и храмы

Храмы, иноческие обители воздвигались на Фаворе еще со времен равноапостольной царицы Елены, которая построила здесь храм апп. Петра, Иакова и Иоанна. С VIII в. здесь образовался монастырь, впоследствии разоренный мусульманами. С XII в. молиться на горе верующие могли только раз в год, 6 августа.

Сейчас на горе две обители: католическая (францисканская) и православная.

Греческий монастырь основан в середине XIX в., когда на горе поселился архимандрит Иринарх, происходивший из Молдавии. Он начал восстановление одной из византийских базилик. Но официальное разрешение на это турецкие власти дали только в 1860 г. Его освящение состоялось уже после кончины архим. Иринарха, 6 августа 1862 г.

Обустройство обители проводилось на деньги благотворителей, прежде всего – Русского Палестинского общества. Ныне это женский монастырь Иерусалимской патриархии. Его главный храм имеет три престола – Преображения, прор. Моисея и Илии и свв. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.

Чтимые святыни обители:

  • икона Божией Матери, именуемая Акафистной;
  • пещера Мелхиседека – по преданию, место, близ которого царь Салима встретил праотца Авраама (Быт. 14:18).

Паломники также стараются поклониться могиле основателя монастыря, архимандрита Иринарха. Она находится справа от храмовых дверей.

Храмы в честь Преображения в России

Церкви, посвященные любимому на Руси празднику возводились уже с первых лет христианства на нашей земле.

Собор Мирожского монастыря

Самый древний из ныне сохранившихся храмов – собор Псковской Спасо-Преображенской Мирожской обители. Он возведен в XI в. Сейчас это – единственный сохранившийся от времени до монгольского нашествия полностью расписанный храм. Фрески его открыты реставраторами с конца XIX в., они до сих пор не потеряли яркости красок.

Соловки

В честь Преображения освящен собор Соловецкой обители. Нынешнее его здание создано трудами игумена Филиппа (Колычева), одного из самых лучших, деятельных настоятелей монастыря (сер. XVI в.). Впоследствии св. Филипп стал митрополитом и был замучен опричниками Ивана IV. Через несколько десятилетий после кончины его мощи упокоились в соборном храме. Отсюда они были взяты в Москву царем Алексеем Михайловичем. Частица мощей ныне является одной из святынь храма, наряду с честными останвками основателей монастыря.

Преображенская на Бору

Этот храм, не дошедший до наших дней, стал второй церковью тогда еще очень небольшого города Москвы. Он выстроен благоверным князем Даниилом Московским в конце XIII в. Сын блгв. Даниила, Иван Калита, перестроил церковь в камне, впоследствии – сделал усыпальницей княгинь московского дома. Здесь погребены:

  • супруга самого Калиты;
  • мать блгв. кн. Димитрия Донского.

В том же храме в XIV в. погребли свт. Стефана Пермского, скончавшегося в Москве.

Храм, представлявший огромную культурную, духовную ценность, полностью уничтожен в начале XX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца.

На площади Преображения

Эта церковь находилась на исторически значимом месте, в с. Преображенском, летней резиденции русских царей. Именно здесь провел детство Петр I, в этих местах появились его «потешные» полки, позже ставшие русской гвардией. Храм был сначала деревянным, с середины XVIII в. – каменным. Он дожил до 1960-х гг., когда, во время очередной кампании «борьбы с религией» его варварски взорвали. До настоящего времени просьбы верующих о восстановлении церкви на московской площади, все еще именуемой по уничтоженному храму, остаются без ответа.

«Собор всей гвардии»

Так именовали этот петербургский храм, принадлежащий созданному Петром I Преображенскому гвардейскому полку. Церковь построена в середине XVIII в. Ее удалось спасти от уничтожения в советские годы. Сейчас главные святыни храма:

  • принадлежавший Петру I образ Спаса Нерукотворного кисти Симона Ушакова;
  • список Богородичной иконы «Всех скорбящих радость».

Казачий храм в Астрахани

Церковь построена во 2 пол. XIX в. на пожертвования Астраханского казачьего войска. Она действовала до 1938 г., несмотря на неоднократные попытки закрытия или передачи «обновленцам». В конце 1930-х церковь закрыли, уничтожили все внутреннее убранство. Но верующие астраханцы добились передачи им здания уже с 1945 г. Однако, по решению властей, боявшихся «популярности» храма среди жителей города, были снесены луковичные купола. Не дали восстановить и полуразрушенную колокольню.

С 1992 г. церковь передана Николо-Угрешскому монастырю, теперь она является его подворьем.

Новый собор

На востоке страны, в Хабаровске, действует Преображенский собор, пожалуй, самый величественный храм города. Первый камень в его основание заложен патриархом Алексием II (2001), а уже 16 октября 2003 служили благодарственный молебен о завершении строительства. Оно велось на средства предпринимателей и православных жителей города. Роспись храма делала артель московских иконописцев.

Ныне собор, стоящий на берегу Амура – пожалуй, самое высокое здание города, ведь высота его – 83 м. Он может принять до 3000 человек единовременно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]