«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Православные верующие часто посещают церковь или храм для того, чтобы поклонится перед святыми. Но мало кто знает, как он утроен. Он состоит из нескольких частей: алтарь с солеей, притвор, храм.
Каждая из частей несет в себе особый смысл и имеет свою цель. Одной из самых загадочных мест является алтарь в православной церкви. Именно в нем происходит таинство Евхаристии. Так как эта часть храма в основном закрыта от глаз прихожан многих верующих интересует, что находится в нем. Попробуем в этом разобраться более детально.
Что такое алтарь?
Алтарь в православном храме – это главное, самое сакральное помещение. Оно располагается в восточной части здания и бывает отделено от основной части храма иконостасом и солеей. В архитектурном плане алтарь, как правило, представляет собой абсиду – полукруглую пристройку к основному зданию.
Слово «алтарь» происходит от двух латинских слов: alta
и
ara
, означающих «возвышенный жертвенник» или «жертвенник, находящийся на возвышении». Пол в алтаре всегда находится выше уровня пола основной части церковного помещения, что указывает на его особую святость.
На католическом Западе речи алтарем именуют престол храма, само же помещение называют пресвитерием. Иногда на Западе алтарем называют священное изображение, расположенное за престолом – к примеру, Золотой алтарь Пала Д’оро
в соборе Святого Марка в Венеции. Этим же словом называли древние жертвенники: ветхозаветные и языческие.
Что такое крестово-купольный храм
Исаак Левитан. Вечерний звон (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Овчинников. Весна идет (фрагмент). 1972. Частное собрание
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Византийский император Константин Великий в 313 году издал эдикт о веротерпимости, и христианство в Восточно-Римской империи получило равные права с языческими религиями. После этого в Византии начали строить христианские храмы. Первые постройки напоминали римскую базилику — прямоугольное здание для судебных заседаний, политических собраний и торговых сделок. Оно состояло из одного, трех или пяти нефов — продольных залов, которые разделяли столбы или колонны. Центральный неф был выше и шире боковых, а также завершался апсидой — специальной полукруглой пристройкой, где находилось кресло судьи или главы собрания.
В V–VIII веках архитектура христианского храма изменилась. У него появился трансепт — еще один продольный зал, который пересекал центральный неф под прямым углом. Так план храма начал напоминать крест, а на месте, где пересекались две его «перекладины», возникло квадратное пространство под названием средокрестие. Крышу над ним начали венчать куполом. Такую форму выбрали не случайно. Куб в Библии символизировал землю, а купол — бесконечное движение Господа. Вместе они напоминали о связи Неба и земли. К IX веку крестово-купольная система стала основной формой храма в православных странах.
Кто может находиться в алтаре?
Вход в алтарь позволяется только священно- и церковнослужителям. Миряне мужского пола могут войти в алтарь лишь по особому разрешению. Женщинам вход в алтарь запрещен, за исключением монахинь, имеющих на это благословение. Из монашествующих женского пола в алтарь, как правило, входят игумении и сестры, которые несут послушание алтарниц – помогают священникам во время службы и убираются во святая святых. Младенцев мужского пола во время совершения над ними Таинства Крещения заносят в алтарь – в знак того, что когда-то они при желании смогут стать священниками.
Что в нем находится
Если рассматривать строение алтаря из внутренней части, то вот что находится в алтаре православной церкви:
- престол,
- семисвечник,
- жертвенник,
- сосудохранилище,
- ризница.
Престол находится в центре алтаря. На нем проводятся Литургии. Он является символом Гроба Господнего. Тысячи паломников стекаются в Иерусалим чтобы посетить храм Гроба Господня в Израиле для укрепления веры своей и придания сил.
Современный семисвечник сегодня выполняет роль светильника. На нем находится семь лампад, которые зажигают во время проведения богослужения. Он символизирует Горнее место.
Справа от него располагается жертвенник. На нем совершается проскомидия в церкви. А справа от престола находится сосудохранилице и ризница. Здесь хранят священные сосуды во время, когда не проходит служба.
Лучшая статья для Вас, переходите: Святые покровители семьи и брака
Господь всегда с Вами!
Варианты планировки
В храме может быть один или несколько алтарей. Они могут располагаться как рядом друг с другом, так и в удаленных друг от друга частях здания: к примеру, иногда алтари устраивают высоко на хорах. Расположенные рядом алтари могут представлять собой общее помещение сложной формы.
В каждом алтаре есть свой престол и жертвенник. Также в алтаре находится Горнее место с архиерейским троном. Как правило, к алтарю примыкает ризница – место для хранения священных облачений и утвари.
Из истории
В Ветхозаветном храме алтарю соответствовало помещение Святая Святых – наиболее сакральная часть здания. Туда мог входить только архиерей и лишь один раз в году.
Уже первые христиане стали отделять в местах совершения богослужений пространство вокруг престола, где, собственно, и совершается Таинство Евхаристии. Сначала для этого служил небольшой парапет, со временем сформировался иконостас, который становился все выше.
Храм и его устройство
Обычно храм[1] состоит из притвора, средней части и алтаря.
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Иконостас
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
В алтаре
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
Престол
Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников[2]. На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
Жертвенник
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
Символика
Алтарь символизирует собой Царствие Небесное, место пребывания Бога. Также он напоминает о Сионской Горнице, где Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю. Этой Вечери мы приобщаемся на каждой Божественной Литургии, так как в Горнем мире не существует времени. Православные христиане веруют, что алтарь – место пребывания особой Божественной благодати. В алтаре храма всегда находится ангел, данный ему при освящении. Если храм окажется разрушен, ангел останется на своем месте до самого Второго Пришествия и кончины видимого мира.
Назначение и символика
Главное назначение алтаря изображение помещения, в котором состоялась Тайная Вечеря. Таким образом, верующие принимают непосредственное участие в совершении пасхальной трапезы, где произошло преломление и приношение святых даров. Как и новозаветную убранную горницу, алтарь, стараются держать в чистоте и всячески украшать.
Символика алтаря
В зависимости от формы богослужения, символика алтаря может меняться. Он часто именуется святилищем. Происхождение этого обозначения находится в Ветхом Завете, и восходит к древней скинии, незримой обители Господа. Как Моисей, Соломон, хранивший Святое Святых в храме, так и в алтаре, в дарохранительнице находятся Тело и Кровь Христовы. Однако воздаяние святости алтарю имеет целью выделить значимость места, а никак не уподобить устройство с другим религиозным сооружением.
Святость алтаря настолько почитаема, что вплоть до начала прошлого века, мирянам, было запрещено входить туда. Единственное исключение составляли диаконисы в женских монастырях и только для уборки, разжигания светильников и кадила. Корни этой традиции уходят глубоко в прошлое христианства, еще до отделения Католицизма.
В дальнейшем в алтарь стали допускать чтецов, иподиаконов и алтарников, только по благословению архиерея. Так же в алтаре не принято было держать никаких икон, кроме богородичных, или изображавших не святых людей. Столь трепетное отношение сохранилось и сейчас. Несмотря на некоторые послабления в виде допуска в алтарь мужчин, алтарь занимает центральное место в христианском богослужении.
Каким был первый каменный храм на Руси
Аполлинарий Васнецов. Троицкая церковь на Берсеневке (фрагмент). 1922. Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва
Василий Поленов. Московский дворик (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев. Ярмарка (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Византийская архитектура оказала влияние и на архитектуру Киевской Руси. После того как в 988 году князь Владимир объявил православие государственной религией, здесь тоже начали строить христианские храмы. В 989 году рядом со своим теремом в Киеве Владимир заложил кафедральный собор — первый каменный крестово-купольный храм на Руси.
Греческие зодчие строили его шесть лет. 12 мая 996 года храм освятили в честь Пресвятой Богородицы. Князь Владимир выделил на содержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, поэтому ее и назвали Десятинной.
Храм не сохранился, но археологи и историки, которые изучали летописи, восстановили его облик. Основное здание было разделено столбами на три продольных нефа. С трех сторон, кроме восточной, церковь окружала галерея. В ней находилась крещальня и лестничная башня, по которой поднимались на второй ярус, — хоры. По византийской традиции там размещались певчие. Владимир же сделал верхний ярус княжеской ложей. Там он находился с дружиной во время богослужения, обсуждал политические дела и принимал иностранных гостей. Внутри храм украшали фрески, мозаики, колонны с резными капителями и мраморные панели.
Как фрески показывают сакральное устройство мира
Василий Поленов. Успенский собор. Южные врата (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Маковский. Роспись церкви Спаса в Нередице в Новгороде (фрагмент). 1913. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад, Московская область
Федор Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Внутри стены и своды древнерусского храма расписывали фресками. Его внутреннее пространство отражало священное устройство мира. Верхняя часть храма символизировала духовное небо. Поэтому в центральном куполе помещали образ Христа Вседержителя — Владыки мира, который в левой руке держит книгу, а правой благословляет. А на парусах — элементах, на которых держится купол, — изображали четырех евангелистов.
Нижняя часть храма, напротив, олицетворяла земной мир. Поэтому с юго-восточной стены по часовой стрелке располагали сюжеты из земной жизни Христа, а на столбах изображали мучеников, святителей и преподобных.
Верующий мог читать православный храм, как Библию. Фрески на южной и северной стенах показывали события священной истории Ветхого и Нового Заветов. На западной стене, над входом, находились картины Страшного суда и сюжеты о сотворении мира. А изображения в апсиде были посвящены Причастию, в котором участвуют апостолы и Богоматерь. Остальное пространство заполняли узоры — растительный и геометрический.