Святой Афон почитается в Православной Традиции как земной удел Богородицы. По преданию, сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство.
В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную». Не случайно, что именно на Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы…
Чудотворная икона Богоматери Иверская
Иверский монастырь — дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской — Вратарницы (Портаитиссы).
Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.
Через два века монахи греческого Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем обители. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница», а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.
Моздокская и Тбилисская Иверская
Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона.
Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.
Известен и список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году.
Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).
Икона Божией Матери «Трихерусса»
В русской традиции эта икона носит название «Троеручица». Икона находится в Хилендарском монастыре на Афоне.
Образ был личной иконой святого Иоанна Дамаскина. В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. В таком виде икона пребывает и поныне.
Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драгоценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место остановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.
Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызвали среди братии раздоры. И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор Хилендарским монастырем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена. Празднование иконе совершается 11 июля.
Икона Божией Матери «Достойно есть»
Святыня находится в Успенском храме административного центра Святой Афонской Горы — Кареи.
Согласно преданию, в X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье.
Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному: добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».
И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск.
После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, внезапно исчез. Икона же продолжала сиять таинственным светом. Послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери.
С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру — везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Празднование иконе совершается 24 июня.
Явление Светописанного образа Богоматери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне
1. Новый Cвятогорский панигир
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне |
Афонский церковный календарь на 2007 год Русского Свято-Пантелеимонова монастыря посвящен удивительному событию, произошедшему более ста лет назад — 21 августа / 3 сентября 1903 года. В одной из монастырских рукописей повествуется о том, что в этот день во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот инок Гавриил сделал фотоснимок и когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Духовник обители отец Макарий (Макиенко) рассказывает: «В наших архивах сохранились письменные воспоминания о том, что незадолго до этого события некоторые из подвижников видели наяву Дивную Жену среди монахов. Они хотели показать Ея привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Это событие открыло еще одну страничку в священной летописи не только нашей обители, но летописи всей Святой Афонской горы. Можно сказать и так: это — новая глава в достопамятной истории неисчислимых благодеяний Богоматери всему человеческому роду».
В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне появилась новая икона, посвященная этому явлению Пресвятой Богородицы, — «Образ Божией Матери Светописанный» (см. Фотокопию). Подготовлена и служба, посвященная чудесному явлению светописанного и самоизображенного образа Пресвятыя Богородицы. Она также опубликована в календаре на страницах 189 — 241.
— Эта служба — наше благодарное приношение Богоматери за недоразумеваемое проявление Ея милости. Верим, — продолжает отец Макарий, — что все искренне любящие Пресвятую Богородицу как Богоданную Мать с радостью воспримут в свои сердце и память это новое празднование. Верим также, что молитвами и благодатию Пресвятой Девы это новоявленное чудо послужит многим недугующим сомнением для укрепления веры.
Отцом Макарием также написано на церковно-славянском языке «Слово в день празднования светописанного образа Божией Матери» (помещено в календаре на страницах 242 — 262).
В конце каждого месяца объемного календаря перечислены престольные праздники («панигиры») монастырей и скитов, находящихся на Святой горе Афон. В августе месяце (21/ 3 сентября) обозначен новый Святогорский панигир, посвященный иконе Божией Матери Светописанной в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. По словам насельника обители отца Философа, панагир в честь иконы Пресвятой Богородицы Светописанной широко опубликован впервые; Престольный праздник в память о чудесном явлении Божией Матери этом году будет отмечаться уже второй раз.
2. «Сия гора, — рекла Царица, — да будет жребием Моим…»
— Всемилостивейшая Госпожа наша Богородица неоднократно повторяла Своим подвижникам радостное обетование о Ея Жребии, — писал иеромонах Пантелеимон (Сапожников). — Основателю и начальнику общаго иноческого жития на Афоне преподобному Афанасию изрекла Она: «Аз отселе буду вам Икономисса, имущая о вас попечение». Потом чрез преподобного Гавриила (Грузина), сподобившагося принять на море чудотворную икону, Преблагословенная Владычица повелела объявить: «Рцы монахом: не приидох хранима быти от вас, но наипаче да буду Аз Хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Елицы убо монаси жительствовати будут в сей горе со страхом Божиим и благоговением, и не пренебрегут еже по силе о добродетели, да имут дерзновение и надежду на благоутробие Сына Моего и Владыки, якоже испросих и даде Мне сие дарование». За два же века пред сим (1664 г.) Заступница иноков и всего рода христианского, по дарованию зрения молившемуся о том монаху Нилу, благоизволила в Своем Жребии нарещися Скоропослушницею (т.е. скорою послушательницею молящихся к Ней), причем изречены Ею следующия умилительные слова, полные Материнской любви и великого ко всем милосердия: «Пусть иноки и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства о них пред Ним» (См.: О чудесах Божией Матери. — В кн.: Афонский церковный календарь, 2003, с 177).
Промыслом Божиим Святой горе Афон предназначена особая роль в истории спасения человечества, и сюда не иссякает поток паломников со всех континентов. Здесь, в Уделе Пресвятой Богородицы, под Ее покровом, вот уже более тысячи лет непрестанно возносятся молитвы к Богу. По преданию, сама Божия Матерь указала место для монашеского подвига первому Афонскому святому — преподобному Петру: «Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу, и не оскудеет на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего милость Его до скончания века».
Гонения на христиан привели в малодоступные места Афона первых отшельников. Число страждущих послужить Богу в ангельском чине в этом земном уделе Божией Матери множилось с каждым годом. Под благодатным покровом Богородицы и ныне пребывает монашеское братство Святой горы Афон, а Саму Пречистую Деву называют Игуменьей всех святогорцев.
Некогда святитель Филарет, архиепископ Черниговский, зная о благодеяниях Владычицы насельникам Ея Жребия, и как бы провидя своими прозорливыми очами будущее событие, воспел гимн земному Уделу Божией Матери:
Сия гора, — рекла Царица, — Да будет жребием Моим. Отсель прострет Моя десница Всегдашний кров над местом сим.
Сего Я места не забуду, Всегда Заступница ему, О нем ходатайствовать буду Во веки Сыну Моему.
Святые отцы, удостоившиеся духовными очами видеть нашу землю, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из таких мест, постоянно излучающих это незримое сияние, — Святая гора Афон.
Царит Афон мой вожделенный Над морем огненным столпом, Пустынным инокам смиренным На все века родимый дом,
Так написал об Афоне автор «Писем Святогорца» иеромонах Серафим (1814-1854).
Многие поколения христианских подвижников подвизаются здесь в непрерывных трудах, посте и ночном молитвенном бдении. Со времен византийских императоров Афон представляет собой отдельное самостоятельное монашеское государство, совершенно автономное в своей внутренней жизни, управляемое Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати главных монастырей. По Божьему Промыслу Святая гора стала приютом и рассадником иноческой жизни не только для греков, но и для славян, подвизающихся в монастырях святых великомучеников Пантелеимона, Георгия и Богородичной Обители Хиландарь.
Глубокой ночью Святая гора с ее двадцатью монастырями, множеством скитов и каллив объята пламенем молитв, разгоняющих тьму. В нашем сознании навеки запечатлен образ Афона как некоего удивительного места на Земной шаре, где и мраморная вершина Святой горы, и православные кресты на монастырских куполах и колокольнях дотрагиваются до самого Неба. А ранним утром с мерцающей поверхности Эгейского моря срывается розово-желтая дымка или поднимается легкий туман. В этот час они нежно обволакивают зеленые горы Афона и белые монастырские постройки. Розовеющие с первыми лучами колокольня соборов и разновысокие позолоченные кресты Русского Свято-Пантелеимонового монастыря, кажется, вырастают у тебя на глазах. Они плывут вместе с розовыми чайками в перламутровом небе навстречу поднимающемуся солнцу, а потом, постепенно уменьшаясь, тают и совсем исчезают в поднебесной выси.
Заоблачные братья-монахи Афона, имеющие в душе мир, в уме — ясность, а в сердце — смирение и любовь, после длинной ночной службы и последующего за ней краткого сна приступают к дневному труду, выполняя возложенные на них послушания. Оставив навсегда мир, они посвящают свою жизнь на Афоне только молитве, богослужению и труду. Сердце, воля и желание у них едины, а молчание уст является ключом их святогорской жизни.
Ежедневно в первой половине дня белой птицей из Уранополиса подплывает к монастырской пристани паром с паломниками на борту. Ослепительно голубое небо контрастирует с оранжево-желтыми цветами лимонов и апельсинов, воздух напоен тонкими ароматами афонских растений.
Монахи-афониты, радушно принимая гостей, угощают их, по старому обычаю, кристально чистой водой, стопочкой ракии и рахат-лукумом. На столе — чай из горных трав и ломти монастырского хлеба, пахнущего яблоками. Неукоснительно соблюдается и иное правило: говорить с гостями — хорошо, а молча молиться за них, укоряя и смиряя себя, — еще лучше, ибо это душеполезно и спасительно паломникам, и хозяевам обители.
…И тогда понимаешь, почему иные паломники не только останавливаются на несколько дней на Святой горе, но и воле Божией остаются здесь навсегда.
3. «И лик Свой там Она являет»
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с его сияющими на солнце куполами и маковками, позолоченными шарами и разновысокими крестами среди пальм и кипарисов создает у прибывающих на Святую гору паломников торжественно-приподнятое настроение. С монастырской пристани на территорию самой Обители можно попасть только через Великие монастырские ворота, устроенные в толще южной стены. Главный вход, именуемый по афонской традиции «порта», обрамлен куполообразной сенью, опирающейся на две мраморные колонны. Над аркой самого входа, в нише — величественный образ небесного покровителя русской обители св. великомученика и целителя Пантелеимона, чьи цельбоносные мощи находятся в главном соборе на монастырской площади. Слева на стене у Великих ворот висит большая каменная плита из лабрадора с черно-белыми силуэтами Богородицы, монахов и странников. Мемориальная плита на русском и греческом языках рассказывает о дивном чуде явления Божией Матери, произошедшем на этом месте ровно сто лет назад — 21 августа/ 3 сентября 1903 года. Само изображение на каменной плите является увеличенной копией старой фотографии, запечатлевшей чудо явления Святейшего Облика Пресвятой Богородицы, как сказал один из старых монахов, «в утешение и подтверждение Своего Промышления о нас, грешных».
Столетней давности монастырские рукописи, бережно хранящиеся ныне в библиотеке, повествуют о том, что Свято-Пантелеимонов монастырь, принимавший из России пожертвования, щедро делился милостынею с нуждающимися собратиями. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно-необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах (сельскохяйственных угодьях обители. — Примечание автора), келлиях (отдельная постройка из нескольких комнат. — Примечание автора) и каливах (монашеский домик без храма. — Примечание автора.) Святой горы.
Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца 19-го по начало 20-го века русские монахи еженедельно раздавали у порты милостыню. У Великих ворот собиралась толпа бедных монахов-сиромахов (отшельник-странник, не имеющий постоянного убежища и паломничающий из монастыря в монастырь, из келлию в келлию. — Примечание автора) и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600 — 800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки — череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа того же года из Кареи — своеобразной столицы монашеской «республики» и центра самоуправления Афона, где обычно в здании Протата заседает Священное собрание, или Кинот, поступило в монастырь письмо, в котором Кинот выразил недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой горы своим официальным письмом потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить доселе практикуемую раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи, что, кстати, со временем и было осуществлено. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда». Тем самым Кинот довел до руководства монастыря свое определение «о прекращении на будущее время раздаваемой таким бесполезным образом милостыни».
21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил неожиданно решил сделать фотоснимок на память.
Когда проявляли эту черно-белую, по тем временам, фотографию, то, к величайшему всех удивлению, на ней проявился… образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастьяна, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Один из афонских поэтов написал такие стихи о произошедшем чуде:
Получен снимок без обмана. Он святогорцев поразил: Без всякой лжи или тумана Он Божью Мать изобразил.
Царица в длинном одеяньи, Неизреченной красоты, В чудесно-благостном сияньи Полна Любви и чистоты.
Укрух смиренно получила, За ней — афонцы-бедняки, Сим чудом братию учила Не отвергать Ее руки.
Она и прежде обещала Афон до века соблюдать. Гора досель не обнищала. Не оскудела благодать.
Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной, монастырь продолжал удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.
Монастырские рукописи свидетельствуют, что Богоматерь часто являлась святогорцам и в наши дни, что подтверждается устными и письменными преданиями.
Однажды я попросил монастырского духовника отца Макария поведать что-либо о других известных ему или братии явлениях Божией Матери в наше время. Улыбнувшись, тот ответил:
-Монахи без нужды об этом не говорят…
А потом, заметив мое смущение и, наверно, не желая опечалить паломника, отец Макарий продолжил:
-У нас в обители издавна существует такой благочестивый обычай: когда братия замечает или слышит, что земные дни у такого-то брата уже сочтены, они собираются у его кельи и расспрашивают о прожитой жизни в монастыре, о допущенных ошибках и об исправлении их. О том, какое, кроме общего келейного, он имел еще и свое молитвенное правило, как боролся за стяжание благодатной молитвы, как преодолевал уныние и тоску по Родине, особенно в первые свои годы жизни на Афоне. И старцы назидают жаждущих спасения своими душеполезными наставлениями и примерами, предостерегают их от тайных бесовских козней. Для пользы братии они рассказывают о наставлениях и вразумлениях, полученных ими от святых угодников Божиих или досточтимых старцев, о Божией помощи и о пережитых ими явлениях Богородицы…
Два рассказа о явлениях Божией Матери в Русском монастыре на Афоне мне, с Божией помощью, удалось записать. Дело было так… Однажды у монастырских ворот, где более ста лет назад произошло чудо, я с несколькими паломниками обсуждал: промышляет ли Богоматерь и в наши дни о подвижниках Своего Земного Удела; является ли Она им во сне или наяву, утешает ли и каким образом наставляет их? Рассуждая об этом вслух, мы не заметили подошедшего к нам пожилого монаха. Заметив нашу праздность, он строго оглядел нас, а потом спешно направился в сторону монастырского кладбища. Почувствовав свою неловкость и даже вину, я бросился его догонять, чтобы не только извиниться, но и спросить у него о чуде явления Богоматери. Тогда он пристально посмотрел на меня и спросил:
-Скажите, разве Бог не обещал любящим Его пребывать с ними «во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20)? Разве Пречистая и Преблагословенная Его Матерь не промышляет, подобно Сыну Своему, обо всех людях, призывающих Ее на помощь и посильно прославляющих Ее? Помните, уже в десятом веке, в Константинополе святой Андрей, Христа ради юродивый, лицезревший Небесные обители, не сподобился там увидеть вожделенную Заступницу рода человеческого? «Божия Матерь сошла на землю помогать призывающим Ее», — отвечали ему небожители.
— А Вам лично удавалось когда-либо видеть Пречистую Деву на Святой горе? — робко спросил я.
— Да, — ответил он. — Однажды, на Новый год, после Всенощного бдения, я видел во сне великое множество монахов, поднимающихся к столице Афона, а впереди этого монашеского полка величественно, с букетом лилий в руках, шествовала Богоматерь. Я не видел Ее лица, но, следуя за Нею, дивился Ее неземной легкости: Она слегка касалась земли, и все впереди расступалось перед Нею. В другой раз, не так уж давно, накануне Престольного праздника обители, совершив келейное правило, я задремал со скорбью о том, что совсем скоро уже будет праздник, а в моем послушании весьма многое еще не готово. В дремоте вижу, а это было как наяву, будто нахожусь я где-то за монастырем со стороны моря, а по верхней дороге вереницею тянутся в нашу обитель гости. От всего увиденного я еще сильнее стал скорбеть, мол, праздник уже начинается, а я еще к нему должным образом не подготовился. Вдруг замечаю, как, поспешно обгоняя других, в черной монашеской одежде и с корзинкою в руке приближается к обители Женщина, похожая на Богоматерь, точно такая, как Она запечатлена на чудесной фотографии. От радости я воскликнул: «Матерь Божия!» Остановившись на мой зов, Она посмотрела на меня, как бы спрашивая: «Что тебе нужно?» У меня тогда не нашлось слов, что сказать Ей, ибо я был несказанно рад, что опознал в идущей Женщине Богоматерь. Она поспешно повернулась в сторону спешащих гостей и вскоре оказалась в потоке людей, уже входивших в обитель. В этот миг ударили в монастырский колокол к началу утреннего Богослужения, а сердце мое ликовало от необыкновенной радости. Во время праздника я надеялся еще раз, уже наяву, увидеть Нашу Небесную Афонскую Игуменью, но, по грехам своим, не сподобился. Я убедился, однако, что Она действительно присутствовала на панегире, так называется наш Престольный праздник. Днем и ночью во время самого праздника я везде ходил по обители и удивлялся, как слаженно он проходит. Я чувствовал, что Кто-то чудесным образом организовывает сам праздник, хотя никаких словесных указаний не было слышно. Вся братия трудилась по зову своей совести, особенно на кухонно-трапезном послушании, о котором я переживал…
Мой собеседник на некоторое время умолк, глубоко вздохнул и, глядя в морскую даль, продолжил:
— Чудесного в моем рассказе, кажется, ничего и нет. Просто Матерь Божия по Своему величайшему смирению пришла в трудную минуту помочь нашей братии достойно провести Престольный праздник и утешить гостей. Она ведь — Хозяйка этого Святого места.
Во время моего пребывания в Обители я как-то заметил в одном их углов монастырского двора монаха преклонных лет, спешно перекладывающего и перебирающего какие-то вещи. Я подошел поближе и выразил свое желание помочь ему. Это был иеромонах Иаков, около двух десятков лет проживший в монастырском скиту Ксилургу, называемый греками «скитом Богородицы» из-за главного собора в честь Успения Божией Матери. Отец Иаков уезжал в метох Хромица, и он с радостью принял мое предложение помочь ему. И вот, взвалив на себя вещи, мы вышли из монастыря и, проходя мимо знаменитого места явления Богоматери, я спросил у отца Иакова, слышал ли он прежде от подвизавшихся здесь братьев о чуде этого явления и как он сам относится к нему?
— Известное дело. Все это происходило здесь. И старцы не раз об этом говорили. Да и сам я получил подарок от Божьей Матери, — признался отец Иаков.
Перекрестившись и поклонившись на том месте, мы стали медленно спускаться от монастыря к морскому причалу. Отец Иаков далее поведал следующее:
— Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери «Честнейшую». В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого — приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. «Что же я принесу в дар Царице и Владычице?» — эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же, наконец, приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: «Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, чтобы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою «Честнейшую»? Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел… Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: «Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету.» Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок…
Закончив повествование, отец Иаков прослезился, а вместе с ним и я: так тронула мое сердце его история. Гудок рейсового судна разрядил длинную паузу. Я помог внести преклонному старцу его вещи на паром, и мы спешно простились…
Особые чувства и отрешенность от всего земного и суетного пережил и автор этих строк, слушая рассказы современных монахов Русской обители о чудесных явлениях Божией Матери уже в наши дни.
4. Даждь силу рабом Твоим, Мати Пресвятая, и благословение славящим и
хвалящим Тя
…Монахи-афониты называют Святую гору Афон «вертоградом, земным уделом или жребием Богородицы». Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, уподобляя Святую Афонскую гору земному раю, писал в 1876 году:
Я знаю, Кто тобой владеет, Кому в удел досталась ты: Тебя хранит, тебя лелеет Царица Горней высоты.
Этот духоносный Владыка воспел и явление Богородицы, запечатленное на чудесной фотографии:
И лик Свой там Она являет, Беседует к рабам Своим; Сама судьбы их управляет И бдит над бытом их земным.
Под благодатным покровом Божией Матери — Игуменьи всех святогорцев — пребывает и ныне монашеское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. Длинные ночные богослужения в нем, поучительные рассказы его монахов и чуде явления Божией Матери у Главных монастырских ворот, произошедшее более ста лет назад и запечатленное на необыкновенной фотографии, укрепляют нашу веру в непостижимый Промысл Божий и попечение Царицы неба и земли о верных рабах Ея. Они врачуют наши духовные и телесные немощи, вселяют надежду в исполнение обетований Матери Господа, вызывают у паломников сильное эмоциональное и духовное переживание, молитвенно воздействуют на их душу, возводя ее от суетного мира к вечности.
* * *
Тропарь явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного
Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.
Кондак явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного
Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.
https://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=46251&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Икона Божией Матери «Геронтисса»
В русской традиции эта икона носит название «Старица». Святыня хранится в монастыре Патнократор. Одна из наиболеее почитаемых на Афоне.
Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое началось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте нынешнего расположения обители. Так повторялось несколько раз, и тогда люди поняли, что Сама Пресвятая Владычица избирает место для устроения Своей обители.
В разные годы от иконы «Геронтисса» было явлено немало чудес. Старец-игумен обители, получивший откровение о своем скором отшествии, желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего, и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».
В XI веке, во время нападения сарацин на монастырь произошло следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители. Празднование иконе совершается 17 апреля.
Фотография Матери Божией
Чудо явления Божией Матери. 3 сентября (21 августа ст. ст.) 1903 г. Фотография
Из Священного Кинота пришло распоряжение: более милостыню не раздавать
Ровно 112 лет тому назад, 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне произошло незаметное для мира событие. В этот день братия в последний раз должна была раздать у монастырских ворот милостыню убогим монахам-сиромахам (странствующим по Афону «без определенного места жительства»), паломникам и странникам. В последний раз – потому что из Священного Кинота (святогорского правительства) пришло распоряжение: более милостыню не раздавать. Это неэффективно. Это развращает шатающихся из монастыря в монастырь иноков, здоровых и еще не старых, но склонных жить за чужой счет, вместо того, чтобы трудиться и творить послушание… (Не правда ли, знакомая ситуация? Сколько встречаешь бомжей – не на Афоне, а в московском метро, на улицах – и каждый раз нравственная проблема: дать или не дать? Особенно, когда очевидно: человек пропьет «милостыню», и ничего, кроме вреда, твоя «помощь» вроде бы не принесет).
Инок Гавриил увидел на фотографии фигуру Женщины, смиренно получавшей укрух хлеба
Но судьба афонских бездомных и нуждающихся резко изменилась под влиянием одной фотографии. Раздачу милостыни в тот день запечатлевал инок Гавриил. Проявив негатив, он, к своему величайшему удивлению, увидел на черно-белой фотографии фигуру бедно одетой Женщины, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Новость быстро распространилась по обители, передавали, что один пустынник также несколько раз видел во время раздачи милостыни у монастырских ворот благолепную Жену. Нечего и говорить, что после этого о запрете раздавать милостыню было забыто.
Явления Божией Матери на Святой Горе – события нередкие. Раз или несколько раз в жизни, во сне или наяву, Ее видят многие афонские подвижники. Но когда Богородица оставляет видимый знак своего присутствия – это означает некое послание: предупреждение, вразумление, явление милости. Так было со знаменитой Ватопедской иконой Божией Матери, так произошло и на сей раз. Фотография инока Гавриила в увеличенном виде висит сейчас на стене Свято-Пантелеимонова монастыря, к месту явления подведен источник, зафиксированы случаи облегчения в болезнях после принятия воды из него. Родился из этой истории и новый, Светописанный образ Богородицы. Однако негатив фотографии был утерян, а после многочисленных потрясений (в т.ч. пожаров), испытанных обителью в XX веке, не было надежды вернуть его.
Светописанный образ Пресвятой Богородицы
И вот в начале этого года негатив был найден при работе с монастырскими архивами. Нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) расценил событие как проявление милости Пресвятой Владычицы, свидетельствующее о том, что «Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников»[1]. Думается, подвиг не только молитвенный, иноческий, но и подвиг благотворения, помощи другим, любви, явленной в делах. Еще в 1885 г. игумен русской обители на Афоне старец Иероним (Соломенцов) писал в своем завещании:
«Вам известно, как долго испытывал Господь обитель нашу великой бедностью и даже тяжкими долгами, ибо до Крымской войны она не имела состояния раздавать милостыню бедным. Но когда в то бедственное время монастырь наш с полным самоотречением решил поделиться с голодавшими сиромахами последним своим хлебом, то с того времени замечено было, что из всех стран России начала присылаться в Руссик изобильная милостыня, при помощи которой в то бедственное время обитель наша не имела нужды в содержании и еще многих бедных пропитывала. Столь боголюбезна добродетель общения и благотворения».
Таково значение явления Божией Матери более чем столетней давности для самого монастыря и проживающих в нем иноков. Но, думается, история эта выходит за рамки Афона и монашества, а что-то говорит и нам, обычным православным христианам, не подвижникам и не боговидцам.
Ведь на Афоне всего лишь с большей силой, чем в нашей обычной жизни, проявляются общие законы христианского бытия. Все, кто там побывали, рассказывают об удивительных явлениях Промысла Божия и Пречистой обо всех, даже бытовых нуждах паломников.
Божия Матерь смиренно принимает кусок хлеба
Участвует Пресвятая Богородица в нашей жизни? Да, конечно. И на Святой Горе это просто более очевидно, чем где-либо; Ее забота там «висит в воздухе». Смиренна Божия Матерь? Да, более, чем все Святые. Мы, не святые, знаем об этом из богословия, из Предания, из богослужения – тому есть множество свидетельств. А вот автора этих строк наиболее впечатлило совсем малоизвестное и «неканонизированное»: одна боголюбивая душа, сподобившаяся явления Божией Матери, рассказывала: «Она смотрела на меня так, словно это не Она, а я – царица мира».
Пречистая смиренно принимает «полагающийся» Ей кусок хлеба, как одна из нищих и убогих. В этой ситуации Она, всем Своим поведением, буквально реализует евангельские слова: «что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ср. Мф. 25:40). Своим вхождением в эту обыденную человеческую ситуацию Пресвятая являет Свою власть, полученную от Божественного Сына, – власть обнимать сердцем всю вселенную. Подвижники объясняют: чем больше человек совершенствуется в добродетели, шествуя путем Креста, тем более приближается к христоподобному и крестному состоянию – способности максимально соединиться с Богом (вертикаль) и ближними (горизонталь). И вот Матерь Божия достигла в этом совершенства, уступающего лишь совершенной и абсолютной любви Самого Бога. Для Нее каждый – ближний.
И потому наша земная логика, наши бухгалтерские расчеты – кому «полезна» наша помощь, а кому нет, когда эта помощь «эффективна», а когда нет, – все это совершенно переворачивается логикой Бога и Пречистой, логикой святости. Тем святые и отличаются от нас – своей решимостью постоянно ходить по водам, жить «Божьей логикой», абсолютно абсурдной для этого мира. Мы знаем эти признаки истинной святости – знаем до боли, потому что каждый из нас чувствует, в какой момент он «сошел с дистанции»: перестал «ходить по водам» или, скорее, так и не сделал первый шаг. И потому, чтобы ободрить нас, Пречистая позволяет нам оказать Ей благодеяние: подать кусочек хлеба. Сделать для кого-то, кто рядом, малое дело любви[2]. Кто знает – быть может, этот «кто-то рядом» окажется Богородицей.
В заключение приведем трогательный рассказ одного из святогорских иноков.
«Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери “Честнейшую”. В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. “Что же я принесу в дар Царице и Владычице?” – эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же наконец приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: “Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, что бы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою Честнейшую?” Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел. Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: “Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету”. Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок»[3].
Увеличенная фотография Божией Матери. Стена русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
Тропарь явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы
Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себя Покрову Твоему.
Кондак явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы
Неизреченнаго и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой светоявленный и самоизображенный свидетельство явися Твоея неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.
Икона Богоматери «Скоропослушница»
Икона написана на Святой горе Афон и хранится в монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила.
Предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп.
В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений».
Вскоре о чудотворной иконе стало известно по всему Афону. На поклонение святыне стекались многочисленные толпы иноков и паломников.
Через икону было совершено множество чудес и исцелений. Многие страждущие получили избавление от одержимости и бесноватости.
Святая Дева помогала избежать кораблекрушения и пленения. Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.
Возле иконы стоит двадцать лампад. Шесть из них неугасимые, их пожертвовали христиане в память о чудесных исцелениях. Елей также добавляют страждущие, получившие избавление от недугов благодаря помощи Божией Матери. А в 1783 году на икону была возложена сребропозлащенная риза. Ее сделали русские благотворители.
На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.
Празднование иконе совершается 22 ноября.
А России — с XVII века
Иверская икона Божией Матери. Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.ru
Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».
Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).
Икона Богородицы «Сладкое лобзание»
Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.
Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но женщина предпочла пустить ее в море. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.
С этой чудотворной иконой связана следущая история. Во время немецкой оккупации Греции запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец Савва опечалился этому и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Его послушались. Однако по прошествии какого-то времени, когда запасы хлеба практически иссякли, старца стали донимать укорами. Савва им отвечал: «Не теряйте надежды на Гликофилусу.
Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас». Через какое-то время к пристани монастыря причалило судно, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога и Божию Матерь. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.
Празднование иконе совершается 30 апреля.
Светонаписанный образ Пресвятой Богородицы
Светонаписанный образ Пресвятой Богородицы
Ровно 112 лет тому назад, 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне произошло незаметное для мира событие. В этот день братия в последний раз должна была раздать у монастырских ворот милостыню убогим монахам-сиромахам (странствующим по Афону «без определенного места жительства»), паломникам и странникам. В последний раз – потому что из Священного Кинота (святогорского правительства) пришло распоряжение: более милостыню не раздавать. Это неэффективно. Это развращает шатающихся из монастыря в монастырь иноков, здоровых и еще не старых, но склонных жить за чужой счет, вместо того, чтобы трудиться и творить послушание… (Не правда ли, знакомая ситуация? Сколько встречаешь бомжей – не на Афоне, а в московском метро, на улицах – и каждый раз нравственная проблема: дать или не дать? Особенно, когда очевидно: человек пропьет «милостыню», и ничего, кроме вреда, твоя «помощь» вроде бы не принесет).
Но судьба афонских бездомных и нуждающихся резко изменилась под влиянием одной фотографии. Раздачу милостыни в тот день запечатлевал инок Гавриил. Проявив негатив, он, к своему величайшему удивлению, увидел на черно-белой фотографии фигуру бедно одетой Женщины, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Новость быстро распространилась по обители, передавали, что один пустынник также несколько раз видел во время раздачи милостыни у монастырских ворот благолепную Жену. Нечего и говорить, что после этого о запрете раздавать милостыню было забыто.
Явления Божией Матери на Святой Горе – события нередкие. Раз или несколько раз в жизни, во сне или наяву, Ее видят многие афонские подвижники. Но когда Богородица оставляет видимый знак своего присутствия – это означает некое послание: предупреждение, вразумление, явление милости. Так было со знаменитой Ватопедской иконой Божией Матери, так произошло и на сей раз. Фотография инока Гавриила в увеличенном виде висит сейчас на стене Свято-Пантелеимонова монастыря, к месту явления подведен источник, зафиксированы случаи облегчения в болезнях после принятия воды из него. Родился из этой истории и новый, Светописанный образ Богородицы. Однако негатив фотографии был утерян, а после многочисленных потрясений (в т.ч. пожаров), испытанных обителью в XX веке, не было надежды вернуть его.
И вот в начале этого года негатив был найден при работе с монастырскими архивами. Нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) расценил событие как проявление милости Пресвятой Владычицы, свидетельствующее о том, что «Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников». Думается, подвиг не только молитвенный, иноческий, но и подвиг благотворения, помощи другим, любви, явленной в делах. Еще в 1885 г. игумен русской обители на Афоне старец Иероним (Соломенцов) писал в своем завещании:
«Вам известно, как долго испытывал Господь обитель нашу великой бедностью и даже тяжкими долгами, ибо до Крымской войны она не имела состояния раздавать милостыню бедным. Но когда в то бедственное время монастырь наш с полным самоотречением решил поделиться с голодавшими сиромахами последним своим хлебом, то с того времени замечено было, что из всех стран России начала присылаться в Руссик изобильная милостыня, при помощи которой в то бедственное время обитель наша не имела нужды в содержании и еще многих бедных пропитывала. Столь боголюбезна добродетель общения и благотворения».
Таково значение явления Божией Матери более чем столетней давности для самого монастыря и проживающих в нем иноков. Но, думается, история эта выходит за рамки Афона и монашества, а что-то говорит и нам, обычным православным христианам, не подвижникам и не боговидцам.
Ведь на Афоне всего лишь с большей силой, чем в нашей обычной жизни, проявляются общие законы христианского бытия. Все, кто там побывали, рассказывают об удивительных явлениях Промысла Божия и Пречистой обо всех, даже бытовых нуждах паломников.
Участвует Пресвятая Богородица в нашей жизни? Да, конечно. И на Святой Горе это просто более очевидно, чем где-либо; Ее забота там «висит в воздухе». Смиренна Божия Матерь? Да, более, чем все Святые. Мы, не святые, знаем об этом из богословия, из Предания, из богослужения – тому есть множество свидетельств. А вот автора этих строк наиболее впечатлило совсем малоизвестное и «неканонизированное»: одна боголюбивая душа, сподобившаяся явления Божией Матери, рассказывала: «Она смотрела на меня так, словно это не Она, а я – царица мира».
Чудо явления Богородицы в афонском монастыре
Пречистая смиренно принимает «полагающийся» Ей кусок хлеба, как одна из нищих и убогих. В этой ситуации Она, всем Своим поведением, буквально реализует евангельские слова: «что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ср. Мф. 25:40). Своим вхождением в эту обыденную человеческую ситуацию Пресвятая являет Свою власть, полученную от Божественного Сына, – власть обнимать сердцем всю вселенную. Подвижники объясняют: чем больше человек совершенствуется в добродетели, шествуя путем Креста, тем более приближается к христоподобному и крестному состоянию – способности максимально соединиться с Богом (вертикаль) и ближними (горизонталь). И вот Матерь Божия достигла в этом совершенства, уступающего лишь совершенной и абсолютной любви Самого Бога. Для Нее каждый – ближний.
И потому наша земная логика, наши бухгалтерские расчеты – кому «полезна» наша помощь, а кому нет, когда эта помощь «эффективна», а когда нет, – все это совершенно переворачивается логикой Бога и Пречистой, логикой святости. Тем святые и отличаются от нас – своей решимостью постоянно ходить по водам, жить «Божьей логикой», абсолютно абсурдной для этого мира. Мы знаем эти признаки истинной святости – знаем до боли, потому что каждый из нас чувствует, в какой момент он «сошел с дистанции»: перестал «ходить по водам» или, скорее, так и не сделал первый шаг. И потому, чтобы ободрить нас, Пречистая позволяет нам оказать Ей благодеяние: подать кусочек хлеба. Сделать для кого-то, кто рядом, малое дело любви. Кто знает – быть может, этот «кто-то рядом» окажется Богородицей.
В заключение приведем трогательный рассказ одного из святогорских иноков.
«Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери “Честнейшую”. В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. “Что же я принесу в дар Царице и Владычице?” – эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же наконец приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: “Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, что бы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою Честнейшую?” Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел. Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: “Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету”. Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок».
Тропарь явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы
Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себя Покрову Твоему.
Кондак явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы
Неизреченнаго и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой светоявленный и самоизображенный свидетельство явися Твоея неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.
Георгий Великанов / Православие.Ru
65
Икона Богородицы «Всецарица»
Чудотворная икона «Всецарица» (Пантанасса) находится в кафоликоне Ватопедской обители.
Образ был написан в ХVІІ веке и явился благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ старца об этой иконе. В ХVІІ веке перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный молодой человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю.
Только он пришел в себя, как сразу отправился исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне. Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу на человеке, одержимом бесами.
Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. В ХVІІ веке она впервые была списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы — Всегоспожа, Bсe-повелительница — говорит о ее особой, всеобъемлющей силе.
Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар (а ведь волхование, увлечение магией и прочими оккультными «науками» распространилось по Христианскому миру подобно раковой опухоли), Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества. Празднование иконе совершается 31 августа.
Монреальская Иверская икона, мироточивая
Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.1gb.ru
Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир – образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.
Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.
Икона Божией Матери «Млекопитательница»
Икона Божией Матери «Млекопитательница» находится Хилендарский монастырь на Афоне. На образе изображена Пресвятая Дева, кормящая грудью Богомладенца.
Первоначально образ находился в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Афоне и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.
Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)
На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. Существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания. Так, в России прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск недалеко от Минска.
В середине XIX в. — в 1848 году — прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве. Празднование иконе совершается 31 августа.
Икона в двух окладах
Иверский образ Пресвятой Богородицы. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.cerkov.ru
Иверская икона достаточно большая – 137 x 87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке:
«Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.
И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.
Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом – в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.
Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina.ru
Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.
Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.
Икона Вотопедской Божией Матери «Отрада», или «Утешение»
Образ Богоматери «Отрада» («Парамифия») находится в Ватопедском монастыре.
Название Ватопедской она получила от того, что в 390 году возле острова Имброс, напротив Святой Горы, упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь наутро нашли его спящим глубоким, спокойным сном под густым кустом, недалеко от разрушенного Благовещенского собора. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Император Феодосий в благодарность за чудное избавление сына воздвиг вместо разрушенной обители новый храм, где алтарь находился на том самом месте, где был найден спасенный юноша.
История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились.
Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой. И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников». Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С того времени чудотворная икона получила название «Отрада», или «Утешение». Очертания иконы остались такими же, как и во время предупреждения, сказанного игумену: Богоматерь уклонилась от простертой десницы Иисуса Христа.
Икону украсили сребропозлащенной ризой и поместили в церковь, построенную на хорах собора. В этом месте икона остается и по сей день. В память о чуде в церкви Божией Матери «Отрада» совершается постриг монахов и благодарственное молебное пение Богоматери перед чудотворной иконой. Празднование иконе совершается 3 февраля.