Самая древняя церковная икона в мире — образ Христа Пантократора


В чём уникальность самой древней иконы в мире?

Отличительной чертой иконописи, как художественного искусства, является то, что лица святых, как правило, изображались симметричными. В иконе Христа Пантократора с монастыря Святой Екатерины это правило не соблюдено. Причём исследователи уверенны, что сделал это древний иконописец полностью намеренно.

Большинство учёных считает, что таким способом художник как бы подчёркивает двойную естественную природу Христа, демонстрируя в нём как божественные, так и человеческие черты. Божественную суть Иисуса представлена его правой стороной, на которой изображена рука, прподнятая в благословенном жесте. Левая часть изображения, на которой Христос держит Святое Евангелие, символизирует человеческую природу Спасителя.

Теологи предполагают, что иконы, написанные в таком стиле, были весьма редки. Кроме того, считается, что именно «несимметричные лики» чаще других икон подвергались осквернениям и уничтожениям в эпохи иконоборчества.

Казанская икона Божьей Матери | Автор: неизвестен

Русские князья желали установить господство над Казанью с 1160-х гг. Военный поход Иоанна IV закончился успехом в 1552 году.

Но отношения между жителями этого города и русским народом были натянутые, так как вероисповедание было различным. Государь стал думать как объединить людей. В 1579 году в городе случился пожар, он сгорел полностью.

В это же время девочке девяти лет во сне пришла Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Ребенку никто не поверил, поэтому девочка отыскала священный образ самостоятельно. Найденную реликвию было принято перенести в первый казанский православный храм.

Интересный факт: при перенесении в храм образа прозрели два слепца. Это чудо стало предвестником распространению христианства на землях ранее принадлежащих татарам.

Казанская икона Божьей Матери известна тем, что благодаря молитвам перед ней произошло множество чудес, люди исцелялись, страна избегала войн. До 1904 года она находилась в России, но потом исчезла.

Как сохранилась самая древняя икона в мире?

Христианский монастырь Святой Екатерины в египетской скальной пустыне Синай был построен в период с 548 по 565 года нашей эры по велению византийского императора Юстиниана I. Местность, в которой находится святыня, размещается уединённо и на достаточном удалении от всех торговых дорог и маршрутов, пролегающих в этих землях.

Отдалённое местоположение монастыря и позволило ему сберечь свои реликвии от завоевателей, разбойников и грабителей, которые во все времена вели свой «промысел» на торговых путях в Синае. Святая обитель даже в настоящее время считается отдалённой и труднодоступной для паломников и путешественников. Однако ежегодно множество верующих посещают монастырь Святой Екатерины.

За стенами этой обители собраны уникальные реликвии раннего христианства. Помимо самой древней в мире иконы Христа Пантократора, в монастыре хранятся более 2 тыс. других старинных образов святых и церковных артефактов, созданных начиная с VI века и до нынешнего времени.

Источник

Святой Николай (Угрешская икона) | Автор: неизвестен

Николай Чудотворец был на Руси одним из самых почитаемых святых, упоминания о нем встречаются в летописных источниках, датированных 11 веком.

История создания Свято-Никольского Угрешского монастыря и Угрешской иконы святого Николая восходят к 1380-м годам.

В этот период князь Дмитрий Иоаннович Донской отправился в поход на Мамая. Когда он со своими соратниками отошел от Москвы, то ему предстал образ Чудотворца, украшенный вапой, окруженный звездами и сиянием. Увидевший это явление Дмитрий Донской приободрился, так как посчитал знак добрым.

В честь этого события был воздвигнут Свято-Никольский Угрешский монастырь. Бесценной его реликвией стала чудотворная икона Святой Николай (Угрешская икона). Она является образцом древнерусской иконографии.

Критерии оценки антикварных изображений

Антиквариат – это старинная вещь, которая имеет высокую рыночную стоимость. Над оценкой антикварных икон нередко трудится целая команда специалистов, имеющих большой опыт работы в данной сфере. Если человек является обладателем старинного иконописного изображения, ему просто необходимо знать рыночную стоимость данного предмета. В противном случае при продаже иконы владелец получит сравнительно меньшую сумму. Как определить возраст иконы? Данный вопрос интересует многих коллекционеров. Ведь данный аспект играет решающую роль в определении стоимости.

Рыночная стоимость зависит от нескольких важных факторов:

  • время написания, то есть возраст;
  • автор изображения;
  • наличие или отсутствие оклада и драгоценных камней;
  • размер;
  • наличие отметок на тыльной стороне изделия;
  • внешнее состояние;
  • подлежит ли изделие реставрации.

Для украшения старинных икон часто использовались оклады. Более ценные – это иконы в золотом окладе. Реже можно встретить изображения с драгоценными камнями. Иконы в серебряном окладе также имеют довольно высокую стоимость. Бывают случаи, когда драгоценный оклад стоит дороже самого иконописного изображения.

Помимо всех вышеописанных критериев, на стоимость влияет сюжет изображения и чудодейственные свойства.

Подлинность иконописного изображения

Перед оценкой стоимости иконы необходимо определить ее подлинность. Обыкновенную подделку отличит любой специалист. А вот для определения качественной копии понадобится проведение экспертизы. Люди давно научились писать изображения под старину, предпринимая определенные приемы. Сложнее всего обстоит дело с определением подлинности, когда старинная икона дописана рукой более молодого мастера. В данном случае проводят экспертизу в лаборатории, при помощи специального оборудования. Изучают основу иконы, грунт, возможные вмешательства.

Донская икона Божьей Матери | Автор: Феофан Грек

Данный образ был написан в 14 веке Феофаном Греком. Получил широкую славу благодаря совершаемым чудесам. Молитва перед ним помогла русским воинам в сражениях с Золотой Ордой.

Также икона Донской Божьей Матери способствовала победе русских воинов в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, руководивший этой битвой, переименовал Успенский собор, находящийся в Коломне в Донской, а икона Пресвятой Богородицы, пребывавшая в нем, стала называться также Донской.

Образ еще не раз приносил победы русским воинам, например, благодаря ему они одержали победу против казанских ханов, а также совершили удачный поход на Полоцк.

Интересный факт: одним из главных чудес, совершенных благодаря молитвам данной иконе, считается спасение столицы Руси от нападок крымских татар.

Общие сведения об иконах, их духовная ценность

Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и руки, жесты которых несут определенный смысл.

В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.

В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы — картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.

Старинная икона

Одними из наиболее редких и ценных памятников русской иконописи являются иконы Древней Руси. Памятники иконописи Домонгольского периода исчисляются единицами и находятся в государственных музеях. Это действительно редкие старинные иконы. В данной статье речь пойдет о более многочисленном сегменте – иконах 14-17 вв. О художественных достоинствах старинной иконы говорят особенности исполнения фона, пропорции и изображение фигур, колорит, написание ликов.

Старинная икона этого периода многогранна, так как в это время существовало большое количество великолепных самодостаточных иконописных школ, каждая из которых отличалась своими стилистическими и технико-технологическими особенностями. Среди наиболее выдающихся: школы Великого Новгорода, Москвы, Пскова, Ростова Великого, Твери. Великолепны и самобытны старинные иконы русского Севера (рис.


,


,


) и др. Особенности исполнения иконописных изображений с течением времени претерпевали множество метаморфоз и трансформаций. Менялись стилистика изображения, техника письма, цветовая гамма и используемые красочные пигменты. Лишь несколько аспектов древнерусской иконы оставались неизменными: строгое следование иконописному канону, высокое качество используемых материалов и технологии изготовления иконы, а также осознанное, умышленное преобладание духовного, молитвенного, сакрального значения иконы над ее эстетической привлекательностью. В этом величественность и неподражаемость старинной иконы, это средневековый авангард.

Безусловно, старинная икона средневекового периода обладает большой культурной и материальной ценностью.

Оценить икону – т. е. понять, сколько стоит старинная икона в настоящее время не всегда просто.

Икона свт. Никола Чудотворец, 16 в

Заявка отправлена

Спасибо за Вашу заявку! Наш менеджер перезвонит Вам в ближайшее время.

Однако стоит отметить, что к концу 16 века, во многом под влиянием усиления воздействия западно-европейской культуры, восприятие иконы начало заметно изменяться: иконописные изображения становились более сложными, многофигурными, зачастую превращаясь не в молитвенный образ («Троица» Андрея Рублева 15 в.), а в повествовательное богословское изображение («Церковь Воинствующая» кон. 16 в.). Композиции становились многофигурными, усложнялись. Так же в этот период выкристаллизовался новый эстетически прекрасный «строгановский» стиль, названный в честь основателей одноименных иконописных мастерских, купцов и промышленников Строгановых. Этот стиль, впоследствии, характеризовался причудливостью изображения ландшафта, сложностью композиций, витиеватостью и великолепием золотого орнамента.

Сколько стоит старинная икона – выяснить самостоятельно очень и очень непросто и необходимо принимать во внимание ряд особенностей: основная масса предметов антиквариата в т. ч. старинные иконы не имеют фиксированной цены. Сколько стоит старинная икона узнать невозможно даже, открыв старый каталог с ценами и обнаружив похожую икону т.к. на стоимость старинных икон оказывает влияние огромное количество факторов. Начиная от внешних, а именно: экономическая ситуация в стране и мире, величина интереса к антикварным предметам вообще и к старинным иконам в частности; мода на старинные иконы, спрос на иконы того или иного периода и школы. А так же факторы, имеющие отношение к конкретному памятнику. О них мы поговорим подробнее.

Итак, при самостоятельной попытке оценить старинную икону написанную на дереве необходимо попытаться понять следующее: относится ли эта икона к памятникам «высокого» художественного достоинства, написанным в крупном иконописном центре либо это произведение более простых, провинциальных или, так называемых, народных икон.


Икона свт. «Никола» 17 в

Под разновременными записями

Фон на иконах высочайшего музейного значения этого периода чаще всего выполнен сусальным золотом, реже серебром, так же могут быть красные, зеленые, оливковые фоны. Однако, во время поновлений, было модно выдирать плохо сохранившийся фон до «косточки», то есть до светло желтого левкаса (рис.


). Крупно тёртая дисперсная охра, зачастую, может свидетельствовать о более ограниченной в средствах мастерской, а иконы часто бывают более низкого художественного значения. За некоторыми исключениями, пропорции на старинных «школьных» иконах могут быть изменены, фигуры могут быть вытянуты, а головы уменьшены, позы и жесты наделены мелодикой и гармонией. Маленькие коренастые фигуры, статичные, порой грубо написанные позы и жесты, чаще всего, говорят о провинциальности письма. С ликами ситуация обстоит сложнее. В этот период выразительность ликов могла быть выдающейся как в «школьных» вещах, так и на провинциальных и северных иконах. Зачастую, на последних лики отличались невероятной выразительностью. На иконах «высокого» стиля черты ликов обладали большей утонченностью, благородством и сдержанностью в выражении эмоций. На художественную ценность и цену иконы так же влияет и колорит иконы. Чем более изысканная, но при этом, гармоничная палитра применялась на старинной иконе, тем большую ценность имеет произведение и цена иконы выше. Старинные иконы, цена которых обычно заведомо несколько ниже написаны с использованием охры и других желто-коричневых земляных пигментов.

Оценить икону онлайн удобно и быстро, но следует учитывать, если вы хотите оценить икону по фото, что это все-равно предварительные оценки, поскольку живопись иконы на дереве может быть реставрирована в наши дни (рис.


) или иметь старинные чинки не всегда неразличимые по фото. Необходимо принимать во внимание, что на данный момент существует множество подделок старинных икон написанных на дереве. Это могут быть «старинные иконы» от современных мастеров или виртуозные подделки, выполненные в начале ХХ века мастерскими иконописцами-подстаринщиками, а так же копии старинных дораскольных икон выполненных староверами в стиле 15, 16, 17 века или отреставрированные ими в 19 веке. Виртуозы-поддельщики старинных икон повторяли не только стиль, колорит и технические приемы иконописцев того времени, но и следы бытования, естественного старения материалов и даже старые чинки: икона же старинная! Они имитировали утраты грунта, потертости красочного слоя, записи, загрязнения и даже кракелюр (трещины на красочном слое и грунте иногда на подделке могут быть до 3-4 типов как у настоящих старинных икон).

Икона «Спас Мокрая Брада»

До и после реставрации

Для написания «старинной» иконы брались старые иконные доски с утраченной или сильно поврежденной живописью, поскольку форма и пропорции досок и шпонок характерны для каждой эпохи. Нередко использовали старинные венцы и цаты, старинную басму – тонкую, обычно серебряную фольгу с оттиснутым орнаментом…

Неопытному человеку отличить подделку или копию от подлинно старинной иконы трудно. Однако, специалисту выявить подделку ХХ века несложно (рис.


). Определить же искусную и высококлассную современную имитацию оказывается возможным, зачастую, только под микроскопом с помощью искусствоведов, реставраторов и химиков-технологов.

Оценить икону довольно высоко позволит хорошая сохранность произведения, поскольку цена на старые иконы сильно зависит от этого фактора. Чтобы оценить икону сначала необходимо внимательно осмотреть ее, в первую очередь, необходимо обратить внимание на связь красочного слоя и грунта с деревянной основой. Если на иконе существуют аварийные отставания, вздутия грунта или шелушения красочного слоя, икону следует держать и транспортировать в горизонтальном положении. Удалять пыль с таких икон очень опасно. При транспортировке нельзя упаковывать предмет в тканный материал, для этих целей рекомендуется аккуратно обернуть его во вспененную защитную пленку. Подробнее см тут: что делать с иконой, а что не делать перед продажей.

Стоимость старинных икон напрямую зависит от сохранности авторской живописи. Чем больше на иконе утрат и потертостей красочного слоя, тем сложнее высоко оценить икону и тем ниже цена иконы. Наиболее серьезный ущерб памятнику наносят утраты на композиционно значимых местах. В первую очередь, на изображении личного, затем одежд, стаффажа, орнамента. Реставрация утраченной живописи не позволит продать икону, так как если бы она была сохранна изначально. Икона может быть поражена плесневелыми грибами. Деревянная основа иконы может иметь трещины, утраты, летные отверстия жука-точильщика, может быть расколота на несколько частей, что также влияет на цену иконы. Иногда центральная часть (средник) старинной иконы или фрагменты средника старинной иконы могут быть врезаны в новую основу – это т. н. врезок (рис.


,


,


,


,


,


) и, соответственно, иметь древнее центральное изображение, взятое со старинной иконы, но новые поля или новые фон и поля в случае контурного врезка, когда со старинной иконы переносятся только фигуры, вырезанные по периметру.

Старинная икона, точнее ее авторское живописное изображение может находится под одним или несколькими слоями разновременных записей (рис. ,


,


), поскольку олифа которой икона покрывалась после написания со временем темнела и загрязнялась (рис.


). Таким образом, первоначальная, авторская живопись старинной иконы становится не видна, она скрыта слоями поновительских слоев более грубой поздней живописи – т. е. записана (рис.


,


, ).

Оценить икону в таком записанном виде не просто. Удаление записей является трудоемким, дорогостоящим и рискованным процессом и иногда проще и выгоднее продать икону в таком виде. Зачастую, состояние сохранности авторской живописи старинной иконы под записями бывает очень плохое и продать икону не получится. Если же Ваша икона находится под слоем плотного потемневшего покрытия перед тем как продать икону ни в коем случае не пытайтесь удалить или утоньшить его самостоятельно. Специалист увидит древнюю живопись на старинной иконе даже под очень толстым и темным слоем олифы. Исправить последствия непрофессионального воздействия на потемневшее покрытие, которое, чаще всего, сопровождается утратами красочного слоя очень сложно и дорого. Зачастую это приводит к тому, что продать икону вообще становится невозможно. Повреждение живописи крайне негативно сказывается на цене иконы, а порой и вовсе не позволит высоко оценить икону и дорого продать старинную икону.

Все повреждения, разрушения и поновления иконы сказываются не ее стоимости и часто требуют профессиональной реставрации. При этом со стороны непрофессионала не должны осуществляться никакие вмешательства в памятник. Живописная икона на дереве – очень нежный предмет: даже самые, на первый взгляд, безобидные манипуляции, такие как протирание маслом, наносят большой вред произведению и оказывают негативное влияние на его стоимость. Помните: самая ценная старинная икона – это не тронутая икона (рис.


,


). Цена на старые иконы тем выше, чем меньше в ней вмешательств.

Икона «Не рыдай мене Мати» 16 в. Врезок.

Границы указаны стрелками

Продать старинную икону после реставрации также не всегда возможно. С последствиями неудачной реставрации старинных икон часто сталкиваются коллекционеры. Отдавая икону сомнительным непрофессиональным и недобросовестным «реставраторам», они рискуют получить неудачно укрепленную, сильно потертую/замытую в результате удаления записей и потемневшего покрытия, грубо прописанную вещь. Безусловно, такая реставрация наносит серьезный удар по художественной ценности произведения, оценить икону высоко и продать икону дорого вряд ли получится.

Цена старинной иконы и сама принципиальная возможность продать старинную икону порой зависят от получения заключения от имеющего гослицензию эксперта на предмет атрибуции. Однако, заключение далеко не каждого эксперта имеет вес на рынке антиквариата. Если вы хотите продать икону 16 века или продать икону 17 века, а заключение на эти иконы пишет специалист по иконописи 19 века – то ценность таких заключений сомнительна сама по себе и в глазах потенциального покупателя. Продать икону 15 века еще сложнее: вполне возможно, что придется получить экспертные заключения у нескольких экспертов. И даже если соответствующие бумаги у Вас есть, нужно быть готовым к тому, что перед тем как продать икону потенциальный покупатель может запросить заключение от другого эксперта. Так же, если икона не раскрыта, а находится под записью, перед тем как продать икону ее показывают и опытному реставратору на предмет сохранности авторского красочного слоя (рис.


,


).

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что для того, чтобы продать старинную икону необходимо ответственное, вдумчивое, бережное отношение к памятнику с Вашей стороны, а также аккуратная последовательность действий со стороны специалистов разных профилей.

Икона Б.М. «Казанская»

Под темной олифой до и после раскрытия

Продать старинную икону бывает не всегда просто т. к. ценителей понимающих эстетику старинной иконы и коллекционеров готовых заплатить за старинную икону высокую цену немного.

Оценка старинной иконы – необходимый этап предшествующей ее продаже.

Оценить старинную икону и проконсультироваться можно у нас быстро и совершенно бесплатно онлайн по фото через форму расположенную под видео или отправить фотографию любым удобным для Вас способом: на e-mailn или на телефоны, (WhatsApp, Viber, Telegram).

Продать старинную икону можно обратившись к нам: продать икону на аукционе. Можно продать старинную икону и нам при необходимости оперативной продажи. Скупка икон происходит оперативно и безопасно.

Где продать старинную икону – это основной вопрос при продаже. Продать старинную икону можно разными способами: продать в скупке. Скупка икон в Москве – обычная практика продажи икон или продать икону через антикварный магазин. Продать икону в Москве можно разными способами, но наиболее правильным представляется продать икону на аукционе, обратившись к нам. Можно продать как одну икону через аукцион, так и коллекцию, подборку старинных икон.

Продать икону с аукциона выгоднее, поскольку аукционный дом заинтересован в максимальной цене продажи и приложит все усилия, чтобы продать икону дорого. В случае необходимости мы привлечем опытных экспертов, что обычно позволяет продать старинную икону дороже.

Икона свт. «Никола» 17 в

Видны три слоя записей

Спас Нерукотворный | Автор: Симон Ушаков

Согласно легенде, икона «Спас Нерукотворный» была первой увековечившей образ Господа Бога.

Существует две версии происхождения образа:

  • на полотенце (Мандилиона);
  • на камне (Керамион).

Исследователи нашли одно из первых упоминаний о нем в письменных источниках 4 века. На Руси подлинника святыни полотенца не было обнаружено, но во многих монастырях хранились и хранятся его копии, обладающие чудесной силой.

Покров Святой Сергий Радонежский | Автор: неизвестен

Согласно летописным источникам, Сергий Радонежский жил в 14 веке, он славился своим милосердием, добротой и любовью по отношению к русскому народу. О чудесах, творимых им, ходит много легенд.

К этому святому обращаются с молитвами в следующих случаях:

  • при боли душевной и телесной;
  • при финансовом неблагополучии и голоде;
  • чтобы усмирить гордыню;
  • при нападении нечистой силы;
  • при скандалах, неурядицах, семейных ссорах

и в некоторых других ситуациях.

Первый образ иконы Покров Святой Сергий Радонежский был вышит на покрове вскоре после его смерти. Он датируется первой четвертью 15 века. Есть предположение, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое свершилось в 1422 году.

Святая Троица | Автор: Андрей Рублев

Образ был написан для Троицкого собора в 15 веке Андреем Рублевым. Специалисты относят к одному из ценнейших образцов русской культуры. Иконописец писал образ, будучи уже зрелым мастером.

На иконе Святая Троица можно увидеть изображения трех ангелов, которые, по Библии, явились Аврааму в виде странников.

Хотя образ не имеет чудесных свойств или истории о необычном возникновении, но мастерство художника, живая энергия и одухотворенность, исходящая от иконы сделали ее прекрасным и ценным предметом искусства.

0 0

Владимирская икона Божией Матери | Автор: Лука

По одной из версий о происхождении, Владимирская икона Божией Матери писалась с натуры евангелистом Лукой, он писал ее на доске от стола, за которым когда-то сидел сам Спаситель.

В 12 веке образ попал к князю Киевскому, он разместил его в одном из соборов в городе Владимире, бывшем в то время столицей Руси.

Икона обладает чудодейственной силой, молитвы ей не раз спасали русский народ от иноземных завоевателей.

Для справки: с 1999 года образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]