«Спас Нерукотворный» Симона Ушакова: икона или портрет Христа?


Биографические данные

Симон Ушаков — это один из немногих деятелей культуры XVII века, биографию которого можно установить по сохранившимся документам. Достоверно известно, что родился он в 1626 году в столице — Москве. При рождении мальчика назвали Пименом. Это доказывает характерная подпись художника — «Государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин, по прозванию Симон Ушаков».

Детство и юность

Точных данных о том, кем были родители Пимена, нет. Но можно предположить, что они были довольно обеспеченными посадскими людьми. С раннего детства мальчик занимался рисованием, но об имени его учителя нет никакой достоверной информации. Стоит думать, что им был один из лучших московских живописцев. Это доказывает то, что уже в 22 года он получил жалованный царем статус мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Основные направления деятельности


Тайная Вечеря 1685 г.
Профессия обязывала художника зарисовывать ценные предметы обихода, находящиеся в царском дворце, расписывать воинские знамена и создавать новые задумки для узоров, вышивок. Также он чертил карты и планы разных территорий, руководил проведением художественных работ во дворцах, храмах. Все обязанности, которые легли на плечи мастера с началом государевой службы, позволили ему тесно познакомиться с культурой и традицией живописи своего времени.

Параллельно с этим Ушаков занимался иконописью. Именно иконопись и прославила мастера. Его работы можно было увидеть во всех главных церквях того исторического периода. Влияние и узнаваемость Симона Федоровича только выросли, когда в 1664 году его перевели в Оружейную палату. Тогда он стал руководить остальными царскими мастерами, лично реставрировать важные религиозные объекты.

Стоит отметить, что талант Ушакова открывался и в других искусствах, к примеру, в публицистике. Масштабное сочинение «Слово к люботщательному иконного писания» — это его реакция на первый отечественный теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Значительная часть текста посвящена основной сфере интересов Симона Федоровича — иконам. Он довольно экспрессивно рассуждает о хуле священных изображений и об их восприятии человеком в целом.

Школа иконописцев

Растущее влияние при дворе позволило Симону Ушакову открыть свою школу иконописцев. Для того времени это было большим и смелым шагом: учеников он отбирал лично, предпочитая талантливых родовитым. Школа находилась под патронажем Алексея Михайловича Романова — царя, при правлении которого и творил иконописец. Лояльными к ней были и его потомки, царевич Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, в дальнейшем получившие власть.

Последние годы

В последние годы Симон Ушаков выполнял конкретные дворцовые поручения — основная работа ложилась на плечи его учеников, сам мастер занимался только наиболее важными заказами. Он скончался 25 июня 1686 года в Москве. По меркам XVII столетия Симон Федорович прожил довольно долгую и насыщенную жизнь. А наследие его — как материальное, так и идейное — значимо для любителей культуры восточного христианства по сей день.

В Оружейной палате

В 1664 году герой нашей статьи был переведен на службу в Оружейную палату. Круг его обязанностей стал шире, а популярность только возросла. Он быстро стал одним из лучших мастеров при царе, основав целую школу иконописцев.

Царь Алексей Михайлович благоволил Ушакову, лично отдавал ему всяческие поручения по художественной части. Благодаря этому, до самой смерти Ушаков жил в достатке и почете.

Скончался он в российской столице в 1686 году. Ему было 62 года.

Значение в истории русской иконописи


Христос — Великий Архиерей 1658 г.
Работы Симона Федоровича Ушакова противоречивы. С одной стороны, он усиленно старался сохранить византийскую традицию иконописи. С другой же, он довольно смело привлекал новые тенденции, которые заимствовал и формировал на основе тех, что приходили из западноевропейских государств.

Легче всего осознать контрастность действий Ушакова через конкретные примеры. С одной стороны, он использовал намоленные в России первообразы религии. С другой, он позволял себе писать их не по канонам, а с помощью образов из реальной жизни. Так, считается, что на иконе 1676 года «Архангел Михаил, попирающий дьявола» он изобразил самого себя. Несмотря на то, что с себя Ушаков писал всего лишь человека, это немыслимо для иконописи XVII века.

Другая уникальность работ Симона Ушакова в том, что он стал использовать светотень. Еще совершенно неестественная, она стала впервые появляться на его иконах. Раньше экспозиция была совершенно другой — все как бы двигалось в противоположную сторону, показывая зрителю, что действие происходит в альтернативном мире, мире святых и Иисуса.

Ушаков отказался от этой идеи, как и его многочисленные московские ученики. С помощью своей игры со светом, который исходит не от самих ликов и фигур, а как бы извне, он стал сближать зрителя и высшие силы. Именно это сближение считается одной из главных заслуг художника.

История написания иконы

Писал свою знаменитую икону в Москве Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» появился в церкви Троицы в столичных Никитинках. Примечательно, что в нижней части этого произведения сохранилась надпись. В ней указано, что данное произведение создал государев иконописец Симон Ушаков в 1658 году, в 7166 от сотворения мира.

Данная надпись была обновлена в XIX веке. Икона «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова является самым первым изображением Нерукотворного спаса из всех дошедших до наших дней. Известно, что сам Ушаков и мастера из его круга создали не одно подобное произведение.

Стоит отметить, что в этой иконе проявил определенное новаторство Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» написан в соответствии с самыми современными художественными приемами того времени. Они определили творческое своеобразие российской иконописи на многие годы.

Эта икона выделяется от других не только натуральной передачей черт лица, но также светотеневой моделировкой объема, созданной с помощью сложной системы, в которой перемежались темные и светлые тона. Для того чтобы смягчить переходы между ними, на финальной стадии они дополнительно подгонялись один к другому.

В это же время стоит отметить, что, в отличие от европейской традиции, в русской иконе освещенность лика святого была никак не мотивирована реальным источником света. А расположение световых бликов говорило о том, что Ушаков и его соратники соблюдали традицию, которая была в России еще с XIV века.

Оценка икон Ушакова

Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно спорное. Некоторые критики считают его человеком, который многое сделал для стирания границ между изобразительным искусством и иконописью. Так, историк Георгий Филимонов заявлял, что значение его художественной деятельности состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи.

Полярного мнения придерживался другой известный отечественный искусствовед и критик — Игорь Грабарь. Он утверждал, что роль Ушакова недостаточна для полного отхода от самобытных русских иконописных традиций и формирования новых норм. Впрочем, такой же строгой критике подвергались все царские живописцы допетровской эпохи.

Похожего мнения придерживаются современные исследователи творчества Ушакова. Советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что произведения Симона Федоровича не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре. Она видит в них сохранение иконописных правил позднего Средневековья, поэтому придерживается идеи, что иконы Ушакова и его учеников сильно переоценены.

Творчество

Икон кисти Ушакова дошло до нас довольно много, но некоторые из них были искажены позднейшими записями и реставрациями. Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св. Духа (там же), икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени. Его творчество базировалось на основе русско-византийской иконописи, но и западное искусство было ему известно. Он изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам, стремился придать фигурам индивидуальность и динамику.

Икона «Насаждение древа государства российского» (XVII в.)

Симон Ушаков. Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси. В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского». Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, рядом с которым художник жил и прихожанином которого являлся. За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор, из которого произрастает древо. В центре, среди его ветвей и цветов, расположен медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. У подножия Успенского собора изображены насаждающий древо князь Иван Калита и поливающий корни растения из кувшина митрополит Петр. По сторонам от них представлена здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор.

Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского» От древа, произросшего в центре Московского государства, идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Главными же его плодами являются святые русской земли, изображенные в двадцати медальонах со свитками-молениями в руках. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Слева – преподобные Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский, а также московские юродивые Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак. В иконе Симона Ушакова древо не генеалогическое, а духовное. Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли. Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного». Постоянно возвращаясь к этой иконографии, он старался зримо передать соединение во Христе двух природ: божественной и человеческой, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне. Иконы Ушакова остаются истинными православными образами. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем, иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира». Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал. Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания?». В трактате он призывает к защите почитания икон, рассуждает о соотношении образа и первообраза и осуждает хуление святых икон.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола»

Симон Ушаков «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Икона имеет необычный «круглящийся» позем. Слева и справа от архангела рисунком намечены фигуры избранных святых. В левом нижнем углу изображён человек в молитвенной позе, одетый в посадское платье и обутый в сапоги. Предположительно, это автопортрет художника или портрет заказчика иконы.

Икона «Троица»

Симон Ушаков «Троица» (1671). Государственный Русский музей (Петербург)

Эта икона Ушакова перекликается с известной иконой Андрея Рублёва, повторяя её композицию, а также заимствуя позы, жесты, рисунок складок на одеждах ангелов. Прототипом для архитектурного заднего вида в зеркальном отображении послужила гравюра с картины Паоло Веронезе «Пир в доме Левия».

Паоло Веронезе «Пир в доме Левия» Сначала картина называлась «Тайная вечеря», но после вмешательства Святой инквизиции художник дал картине новое название.

Икона Божией Матери «Кикская»

Симон Ушаков. Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв. По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр. Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами. В гравюре с изображением царя Давида Ушаков вновь использует архитектурный фон с картины Веронезе, а в гравюре с изображением царевича Иоасафа в окне изображён пейзаж с дворцом и геометрическим парком перед ним.

Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. Рисунок Симона Ушакова. Гравюра Афанасия Трухменского (1681) Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира. Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Обратился к этой теме и Ушаков.

Симон Ушаков «Тайная вечеря»

Значение творчества Симона Ушакова

В наши дни имя Ушакова не столь известно широкому кругу любителей русской иконописи, как имена Рублева и Дионисия. Написанные им иконы разбросаны по многочисленным музеям, частным собраниям. В конце XVII-начале XVIII в. у него было много подражателей.

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). Государственная Третьяковская галерея (Москва). Написан для Троице-Сергиевой лавры Его ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, поэтому его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути.

  • < Назад
  • Вперёд >

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, найти работу и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]