0
(0)
Рис. 1. Икона «Царь Славы» представляет нам Господа как великого Небесного Царя во всей Его Славе и справедливого Судью, таким, каким Он будет судить людей в день Страшного Суда Божьего.
Икона Иисуса Христа «Царь Славы» — это знаменитый образ Христа, на котором Он изображён сидящим на троне Царём,со всеми царскими атрибутами, каким мы его увидим в последний день, когда Он придёт судить всех людей во всей своей славе. Образ покровительствует всем начальствующим и имеющим власть людям.
В этой статье мы расскажем об истории данного образа, его значении, а также разберёмся куда лучше повесить такую икону дома, как правильно молиться перед образом, в чем помогает и от чего оберегает такая молитва.
История иконы Христа
Первое изображение Иисуса Христа было дано им самим. Когда посланец от царя Эдессы, больного проказой, прислал художника с тем, чтобы он нарисовал лик Христа, от которого, как он искренне верил, можно исцелиться. Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.
Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.
Икона Иисуса Христа Царь Царей (Царь славы)
- Эммануил, когда Иисус изображается в виде ребенка отрока, причем изображение поясное, а характерным признаком того, что именно Спаситель является нимб с крестом, который является принадлежностью только икон Иисуса Христа.
- Вседержитель. Это, как правило, Христос в его поясном изображении Господа, восседающего на троне и держащего в правой руке Священное Писание, а левой рукой благословляющего людей
- Деисус, это слово можно перевести как моление, здесь Царь Царей восседает на троне, а по обе стороны от него Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча, которые преклонились перед ним в молитвенной позе. Иногда изображают в качестве предстоящих еще и апостолов и некоторых святых.
На заметку! Есть и еще несколько изображений Христа на иконах таких как «Спас великий Архиерей», «Христос Благое молчание», «Добрый пастырь» и «Христос во гробе». Эти иконы выставляются всегда в виде Плащаницы на Великую Субботу, когда верующие могут поклониться в течение всего дня, вплоть до начала Пасхальной вечерни.
Для всех изображений Христа есть четкие правила:
- в нимб всегда вписан крест с буквенным обозначением в пределах греческого алфавита, которые переводятся как Иисус Христос;
- сам лик удлинен, всегда изображен к зрителю лицом и имеет тонкие черты лица;
- на Спасителе всегда простые одежды и он обращен ликом своим к тому, кто на него смотрит.
Но помимо этих образов воплотившегося Господа есть еще икона Иисус Христос Царь славы, которая имеет важное значение в среде верующих и особенно тех, кто занимает какой-то высокий руководящий пост.
Еще об иконах Христа:
- В чем помогают иконы Христа
- Икона «Всевидящее Око Божие»
- Икона Воздвижения Креста Господнего
Описание святого лика
Икона отличается от всех прежних своих изображений, прежде всего вот чем:
- Спаситель показан во всем своем величии, восседающем на троне;
- он облачен в царские одежды, которые называются далматик, т. е. рубашку с рукавами до запястья и лор, длинную ленту, которой подвязывалась одежда царей и высших сановников.
Икона «Господь Царь Славы»
И далматик, и длинная лента, все это одежда одновременно простолюдинов и вельмож. Просто далматик простолюдины не подвязывали. В иконе Иисус Христос царь славы они преображаются в своем виде, объединяясь в своем значении и приобретая особое право, как объединяющая принадлежность всех людей через Иисуса Христа.
Важно! В данном случае образ Царя Царей интерпретируется и как настоящего правителя, судии над народом и как архиерея, который решает все дела своих людей. Отделяет праведника от грешника и определяет судьбу каждого из них.
Фактически эта икона определяет то, за что формально был казнен Иисус Христос, то, что было изображено на дощечке, прибитой на кресте по приказу Понтия Пилата. А именно, что он «Царь Иудейский». Это можно было воспринимать как политическую претензию на господство над определенной территорией, но на самом деле это было провозглашение Царя Царей вообще над всеми владыками мира по праву своего небесного царствования, определенного Господом.
Евангельское повествование
То, как состоялась смертная казнь Бога-Сына, описывается во всех четырех Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В общих чертах, рассматриваемый эпизод жизни Иисуса, описанный каждым евангелистом, имеет много общего с другими. Апостолы заносили в собственные Евангелия то, что видели сами. Стараясь не обманываться в процессе написания, каждый старался точно передать событийную линию распятия Христа.
Некоторые делали упор на частичное описание момента. Так, например, Матфей представляет для читателя информацию, согласно которой Иисуса привели на Голгофу и предложили ему испить уксуса.
Он согласился и более не требовал воды для себя. Тем временем, стражники приступили к дележу одежды посредством жребия. Упоминается табличка, которая считается подтверждением Предназначения Христа. По словам Матфея, на ней было начертано «Иисус, Царь Иудейский».
Упоминаются два разбойника, что были распяты по разные стороны Спасителя. Сам фрагмент достаточно скуден и у других евангелистов можно найти больше удивительных фактов из рассматриваемого события.
Марк сообщает несколько иные данные. По его утверждению после того, как Иисуса привели на Голгофу, Ему предложили испить не уксуса, а вина со смирной. В прошлом, этот напиток считался слабым обезболивающим. Его предлагали каждому осужденному. Но Христос отказался от него.
В распятом виде он висел рядом с другими преступниками. Так сбылось пророчество, гласившее, что Спасителя причтут к злодеям. Мимо проходящие люди злословили на его счет. Они спрашивали, почему тот, кто других спасает, не может спасти Себя? На что Бог-Сын молчал и стойко переносил свои муки. В этом описании чуть больше информации, но даже здесь ее недостаточно, что в голове сложилась полная картина о событии.
Советуем изучить Ребенка тянет в плохую компанию: что делать и какие молитвы читать?
От Луки можно узнать больше фактов
Им опускается момент принятия уксуса или вина, зато внимание концентрируется на мелочах, в которых больше иносказательного смысла, чем в описании событий. Начинается повествование евангелиста непосредственно с распятого состояния Христа
По правую и по левую сторону от него висят разбойники, которых осудили по заслугам. Над головой Спасителя висит табличка с надписью «Се есть Царь Иудейский». Примечательно, что автор указывает, что написано она на иудейском, греческом и римском языке. Но большее раскрытие получает разговор с разбойниками. Один, находясь в безвыходном положении, хулил Господа, измывался над Христом, другой осуждал его и искренне раскаялся в собственных прегрешениях. Сын Божий это увидел и позволил ему попасть в Небесное Царство после своей смерти.
Больше всех подробной информации дает Иоанн Богослов, так как был в тот момент на Голгофе и сподобился описать все, что видел до казни и во время нее. Подробно описывается сюжет составления таблички для Христа.
По сведениям, евангелиста, ее писал Понтий Пилат на греческом, римском и иудейском языке. Начертано было следующее «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Подобное возмутило первосвященников. Они потребовали изменения надписи, но прокуратор отказал им в этом. После того, как Иисуса распяли, солдаты стали делить
Его одежды, которые заблаговременно стянули с Него до водружения на крест. Проблему составил хитон, который был не сшитым, а цельным. Делить его решили в качестве жребия. В момент страданий Спасителя возле Христа обреталось три женщины, Матерь Его, сестра ее и Мария Магдалина.
Как следует из Евангелий, каждый автор дает свое видение событий и отдает внимание тем, которые важны в рамках христианского учения. При анализе каждого фрагмента, в совокупности с остальными, появляется шанс получить полную картину о том, как в действительности погибал Сын Божий на Голгофском кресте
Вариации
Мысль о Царствии в умах православных была очень крепка, и поэтому возникли вариации этой иконы на тему господства веры уже в текущем веке или ближайших, последующих веках после распятия Воскресения и Вознесения Христа, т. е. возникновение царства святых уже сейчас.
Поэтому появились некоторые варианты изображения иконы Царь Славы.
- На самом первом изображении, датировка которого относится к VII в. и авторство неизвестно, Иисус Христос на троне в полном царском облачение и в полный рост, в правой руке у него развернутое Священное Писание, а в левой скипетр, прообраз жезла, которым пастух управляет своими покорными овцами.
- Другой образ относится к XI в. и авторство Царя Царей приписывают прп. Алипию Печерскому. В данном варианте уже появляются новые элементы иконы Царь Славы: здесь Господь на троне, в полный рост и в царских одеяниях, но ему предстоят с правой стороны св. Иоанн Предтеча, а с левой Пресвятая Богородица. Другое название иконы такого типа «Предста Царица».
Икона Иисуса Христа «Царь Славы»
Фактически существует четыре варианта: там, где Христос восседает на троне один, образ Его лика, Деисус, где он с двумя предстоящими, и младенец Еммануил. Но в любом случае образ Царь Славы как икона выделяется в среде немногочисленных вариантов изображения Спасителя, потому что напоминает простому человеку о том, что Христос не только добрый пастырь, готовый простить все наши грехи, но и грозный царь Вселенной, которому нужно повиноваться.
Спас Благое Молчание
Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.
На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.
Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.
В чем помогает
Один из четырех образов Спасителя должны быть в доме любого верующего, так как перед ним совершаются ежедневные молитвы и это видимое присутствие Господа в нашей жизни. Но о чем молятся иконе Царь Славы в конкретных случаях, можно свести к следующим постулатам:
- молитвы к ней помогают, прежде всего, тем людям, которые занимают начальственные посты, это естественно, так как Господь предстает в этом виде именно как Царь, Господин, а значит, Он может помочь тем, кто несет ответственность за других;
- Иисус Христос тем начальникам, которые обращаются к Нему со всей искренностью и надеждой на помощь, обязательно окажет её, и если начальник заинтересован в этой помощи, все наладится в его жизни, и он получит то, на что рассчитывал;
- Но, прежде всего, обычный человек, должен иметь такую икону в доме и обращаться к Спасителю с любой просьбой в полной уверенности, что получит помощь.
Важно! Эти иконы присутствуют всегда в доме любого человека, хоть немного верующего во Христа и его обетование, и Он всегда оправдывает эти ожидания.
Когда поминается
У любой иконы есть свои дни поминовения, также как у святых. Но вот к иконе Царь Царей особое отношение.
На написание такой иконы иконописца вдохновил Апокалипсис, т. е. та книга Священного Писания, которая рассказывает о конце мира. По сути, сюжет её касается Страшного Суда, а значит и поминовение приходится на Неделю Страшного Суда, а это заговенье на Великий Пост.
Православный интернет-магазин Святцы — иконы Иисуса Христа «Царь Царей».
Дни празднования
Русская православная церковь не отмечает постоянную дату празднования и почитания данной иконы. Так как святыня «Царь царей» является образом, написанным по сюжетам Священной Книги, ее празднование относят ко второму явлению Спасителя, которое случится в день, когда люди предстанут перед Страшным судом, взяв на себя ответственность за все греховные деяния, и получат за них расплату.
Празднование приходится на третье подготовительное воскресенье перед днем Святой Пасхи, называемое также Неделей о Страшном Суде. Это последний день, когда христиане могут не ограничивать себя в разнообразии пищи перед Великим постом.