Богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования Таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав общественного богослужения?

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ представляют собой либо литургические тексты, используемые во время богослужения, либо руководства, как этими текстами следует пользоваться. Тексты литургических книг подразделяются на основную часть, где содержится неизменяемый устав богослужебных книг, и изменяемую часть с молитвами, которые меняются в соответствии с праздником или днем календаря. Неизменяемые элементы содержатся в Евхологии, или Служебнике, и в Часослове, книге служб суточного круга. Молитвы подвижного, изменяемого цикла находятся в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Фиксированный цикл молитв для поминовения святых, дни празднования которых распределены на все дни календарного года, содержится в двенадцатитомной Минее. Чтение отрывков Нового Завета используется в обоих циклах и собраны в двух книгах: Апостоле и Евангелии. Типикон является сводом, уставом, который упорядочивает использование богослужебных книг в соответствии с праздниками церковного года. Изложить изменяемую и неизменяемую части в одной книге так, чтобы каждая церковная служба содержалась в полном составе, крайне сложно, потому что богослужение ежедневно изменяется в некоторых своих частях в соответствии с подвижными праздниками. Для изложения всех служб одного года потребовались бы сотни томов. Именно в связи с этим обстоятельством предпринято описанное выше разделение богослужебных книг.
Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Все богослужебные книги Православной церкви имеют древнее происхождение. Сведения о них имеются уже в дошедших до нас сочинениях 3 в. В основном создание богослужебных книг было завершено к 9 в., но их дополнение новыми произведениями богослужебной поэзии и редактура шли на протяжении всей истории церкви. Автором, составившим первый Часослов, считается преподобный Савва Освященный (6 в.). Позднее в его состав вошли песнопения, приписываемые традицией Иоанну Дамаскину (8 в.) и Феодору Студиту (9 в.). Составителем Октоиха был также Иоанн Дамаскин. Первое объединение служб в минейные сборники связывается с именами Софрония, патриарха Иерусалимского, и Иоанна Дамаскина, а составление Триодей – с именами Иосифа и Феодора Студитов. См. также МОЛИТВА.

Служебник и Часослов

Служебник и Часослов заключают в себе тексты общественного богослужения, которые читаются и поются постоянно или чаще других. Это молитвы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов. Службы вечерни и утрени излагаются в них в полном составе, с той разницей, что в Служебнике находятся молитвы, произносимые священником и диаконом, а в Часослове – чтецом и певцами. Неизменяемые молитвословия литургии содержатся только в Служебнике, а неизменяемые молитвы часов, повечерия и полунощницы заключены в Часослове. См. также ЛИТУРГИЯ.

Богослужебные пособия

Ещё позже, в том числе и в наше время, составляются различные новые книги и пособия, активно используемые в православном богослужении, но не имеющие статуса канонических богослужебных книг, например:

  • Богослужебные указания;
  • Православный календарь;
  • Православный Богослужебный сборник;
  • Обиход церковного пения;
  • «Службы первой седмицы Великого поста»;
  • «Службы Страстной седмицы»;
  • «Великий канон Андрея Критского. Мариино Стояние. Двенадцать Страстных Евангелий»;
  • «Чин Пассии с акафистом Божественным Страстем Христовым»
  • «Последование во Святую и Великую неделю Пасхи»;
  • «День Святой Троицы. Великая вечерня, утреня, литургия, вечерня молитв ради коленопреклоненных (на церковнославянском языке)»;
  • «Служба Успению Пресвятой Богородицы. Чин погребения»;
  • и другие.

Служебник

Также по теме:

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Служебник содержит в себе тексты трех литургий, совершение которых принято в Православной церкви: литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных даров. Дополнительная часть Служебника содержит молитвы, читаемые на службах суточного круга, например, чин литии по усопшим, совершающийся после вечерни и утрени, или молитвы по причащении. Для удобства пользования книгой в ней даются краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Поскольку в конце литургии принято поминать святых, празднование памяти которых приходится на день службы, то в Служебнике печатается также Месяцеслов святых – указатель дней их памяти.

Священно-богослужебные книги

Это книги из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, специальным образом приспособленные для богослужебного употребления:

  • Евангелие — самая почитаемая в Церкви книга. По формату богослужебное Евангелие бывает напрестольным и требным;
  • Апостол (книга). Богослужебные Евангелие и Апостол, кроме деления на обычные главы и стихи, делятся ещё на особые разделы, называемые «зачалами», номера которых, согласно с празднованием наступивших дней пасхалии, месяцеслова, разных ликов святых и на частные требы, помещаются в приложениях обеих этих книг, с подробными указателями также: прокимнов, аллилуиариев, причастных и литургийных антифонов к ним;
  • Псалтирь. В настоящее время в Богослужении активно используется, преимущественно, так называемая, Малая Псалтирь, все псалмы которой сгруппированы в 20 кафизм. В Русской и в некоторых других славянских православных поместных церквах существует достаточно объёмная Следованная Псалтирь, которая состоит из пяти частей: 1) Малая Псалтирь, 2) Часослов, 3) Месяцеслов, 4) Канонник, 5) Семиднев. Однако большинство псаломщиков (часто это женщины) на приходских клиросах предпочитают пользоваться более компактными книгами и пособиями. Благодаря особой любви христиан к Псалтири, это единственная книга Ветхого Завета, Которая в неизменном виде стала важнейшей богослужебной книгой христиан, отрывки из Которой ежедневно многократно используются ими в своих богослужениях;
  • Неиспользуемые ныне Свитки Вехого Завета. Первые христиане были евреями, которые какое-то время ещё продолжали пунктуально соблюдать все предписания Ветхозаветной религии, в числе которых значилось чтение и тщательное изучение всех Священных книг Ветхого Завета. Священные тексты Ветхого Завета традиционно продолжали записываться на скручивающихся свитках (книги Нового Завета сразу же записывались на более удобные переплетённые кодексы, похожие уже на современные нам книги). Количество свитков было велико (их делали небольшими, чтобы при их перематывании они меньше рвались). Все книги Ветхого Завета прочитывались по порядку за 3,5 года (половина семилетнего «Субботнего цикла»), но наиболее важные (с пророчествами о Спасителе) места часто повторялись, особенно по случаю тех или иных христианских праздников. Первоначально авторитет Ветхозаветных книг был даже выше, чем Новозаветных посланий (Кол. 4:16) и Евангелий (ввиду множества появлявшихся непроверенных еретических апокрифов). С увеличением количества чисто христианских молитв, песнопений и поучений сокращалось время чтения Ветхого Завета, из Которого стали выбираться только самые ценные места — паремии, которые позже включились в Минею и Триодь. Все эти паремии с дополнениями различных молитв и поучений, были собраны в отдельную книгу — Паримейник, но он не получил распространения.

Часослов

Часослов содержит тексты полунощницы, часов, чина изобразительных и повечерия. В дополнительной части Часослова собраны молитвы, присоединяемые к службам суточного круга, как, например, чин возвышения панагии, благословение трапезы, молитвы на сон грядущий. В Часослове находятся краткие молитвы, которые повторяются в службах определенных дней (тропари, кондаки, Богородичны). Чтобы знать, на какие дни приходятся подвижные (переходящие) праздники, здесь же помещается пасхалия. Для певцов приложен Месяцеслов с краткими житиями святых, тропарями и кондаками праздников.

Немного о домашнем молитвенном уставе

Несколько более сложной задачей представляется домашнее богослужение по особым богослужебным книгам. Опыт показывает, что в домашних условиях практически невозможно воссоздать полный ежедневный круг богослужения, однако исполнение церковного богослужения по воскресным дням и крупным праздникам представляется вполне осуществимой задачей. Для полноценного богослужения (т. е. вечерня, павечерница, утреня, часы и обедница) необходимы определенные познания в области Устава и полный комплект богослужебной литературы. Большим подспорьем в этом вопросе могут стать специализированные богослужебные календари, издаваемые разными старообрядческими согласиями. Там имеются простые и понятные указания о проведении богослужения в тот или иной праздник.

Старообрядческий календарь

В случае отсутствия каких-либо богослужебных книг возможна замена частей богослужения кафизмами или канонами. Для таких служб, как Часы и канон в воскресный или праздничный день, достаточно иметь книгу Часослов и сборник канонов, поэтому в удалении от храма они могут читаться в полном виде. Также в условиях домашней молитвы допустимо заменять пение чтением.

По большому счету, домашнее богослужение может приблизиться к монастырскому, исполняемому либо по Иерусалимскому (с использованием богослужебных книг), либо по скитскому Уставу (с заменой частей богослужения чтением Псалтыри, Исусовой молитвой или поклонами). Бывает и так, что в домашней молитве проще следовать требованиям церковного Устава, чем в приходском храме. Скажем, если в храмах установилась сравнительно недавняя традиция совершать Утреню вечером, то никто не мешает дома следовать требованиям Устава и молиться Утреню как и положено — утром. Также можно следовать указаниям устава относительно времени совершения других служб, которые на приходах, ради удобства верующих, проходят в иное время.

Октоих

Октоих заключает в себе службы с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения недельного седмичного круга. Первым днем считается воскресение, или день Господень, когда вспоминается воскресение Иисуса Христа. В понедельник служба посвящается небесным чинам и Богородице. Во вторник – Иоанну Предтече, в лице которого церковь прославляет всех пророков. В среду совершается воспоминание распятия и прославляется крест. В четверг – память апостолов и святителя Николая. Пятница – день воспоминаний страстей (страданий) Христа. В субботу прославляются все преподобные, мученики и святые. Семь служб, принадлежащих семи дням недели, поются одним напевом – гласом. Всего гласов восемь на восемь седмиц (недель). Отсюда название книги – Осмогласник или Октоих.

Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев

Практическим минимумом для домашней молитвы является книга Псалтырь. Святитель Василий Великий писал о Псалтыри:

Ни кие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь… она… и за весь мiр Бога молит.

Отцы Церкви, как и современные исследователи, сходятся во мнении, что ни в одной другой книге Библии не раскрыт так полно религиозный духовный опыт Ветхого Завета, как в Псалтыри; так и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Действительно, из Псалмов и их перефразировок состоят большинство частей и элементов богослужения: вечерня, павечерница, полунощница, Часы, Прокимны и т. п. В современных старообрядческих издательствах в последние годы издано несколько вариантов Псалтыри, также нетрудно приобрести издания единоверческой и старообрядческой дореволюционной печати. Псалтырь можно использовать для молитвы за все части богослужения дневного круга. В большинстве изданий Псалтыри также содержатся устав пения Псалтыри, краткие указания о поклонах и другая богослужебная информация. Также можно встретить наиболее распространенные каноны: за болящих, за творящих милостыню (т. е. за благодетеля), за единоумершего, за умерших.

Псалтырь

Второй по значимости для домашнего и, пожалуй, важнейшей книгой для церковного богослужения является Часослов. В этой книге содержатся все неподвижные части дневного богослужебного круга: вечерня, великая, средняя и малая павечерницы, повседневная, субботняя и воскресная полунощницы, утреня, часы с почасиями, а также тропари и кондаки — элементы праздничных песнопений на разные дни года. Однако, имея один Часослов, полноценно можно молиться только часы, павечерницу и полунощницу. Для того, чтобы можно было молиться другие службы, нужны дополнительные книги.

Своеобразной разновидностью Часослова является редкая ныне книга — Следованная псалтырь. В ее состав входят неподвижные части богослужения из Часослова, Псалтырь и толкования на избранные псалмы.

Книга Часовник — это, наоборот, наиболее сжатый вариант Часослова.

Часовник

Богослужебные книги и молитвенный устав

Тексты богослужений, напечатанные в Часовнике, часто идут не «по ряду», то есть непрерывно, а с пропусками, обозначенными указаниями на другие книги. Зато Часовник имеет две редкие службы: воскресный вариант утрени и вечерни шестого гласа с Евангелием, каноном и необходимыми стихерами, и «службу по вся дни ко Господу нашему Исусу Христу», которую можно молиться в любой день. Эти службы, можно сказать, специально адаптированы к домашнему богослужению, позволяют молиться при отсутствии иных книг.

Следующая по важности книга келейного богослужения — Шестоднев. Эта книга является частью более обширной богослужебной книги Октай. В Шестодневе собраны воскресные службы всех восьми гласов, повседневные чтения Апостола и Евангелия, воскресные кондаки и икосы. С помощью Шестоднева можно служить полное богослужение в воскресные дни.

Что выбрать, богослужение по книгам или поклоны с чтением Исусовой молитвы?

Есть мнение, что в современной домашней молитве ежедневное правило и праздничное богослужение можно заменять поклонами с чтением Исусовой молитвы. Действительно, для начинающих, немощных или не имеющих средств для приобретения книг поклоны могут стать хорошей заменой полноценного богослужения. Остальные же, по возможности, должны стремиться к приобретению богослужебных книг. В наши дни они издаются многими старообрядческими издательствами и имеются в достатке. Молитва по ним помогает в понимании церковного богослужения и догматов веры, заложенных в богослужение отцами Церкви, внутренне дисциплинирует человека, расширяет церковные познания, приносит большую духовную пользу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: