- Краткие содержания
- Разные авторы
- Нестор Летописец — Житие Феодосия Печерского
В произведении древнерусской литературы «Житие Феодосия Печерского», созданном преподобным Нестором Летописцем, рассказана история жизни святого человека от рождения и до смертного одра.
Вблизи града Киева проживала богатая семья, в которой родился сын. Он с младенчества был отмечен благодатью Бога. Родители нарекли мальчика Феодосий и окрестили.
Когда мальчик подрос, то стал почти каждый день посещать церковные службы. А затем пошёл учиться. На отрок мальчик не обращал внимания, ходил в старой одежде, как последний бедняк.
В тринадцатилетнем возрасте подросток лишился отца и после этого стал ещё больше молиться и трудиться. Всё мысли Феодосия занимали вера и желание следовать за Христом. Отрок хотел посетить те исторические места, где жил его кумир. Однажды он ушёл из дома вместе с паломниками. Но его мать, не желавшая принимать веру сына, наняла людей, которые вернули юношу домой. После этого случая любящий сын не стал предпринимать новые попытки побега. Но молиться и ходить в церковь так и не перестал, несмотря на все уговоры родительницы.
Феодосий помогал на службах и занимался изготовлением просфор.
Матери не нравились занятия сына, женщина постоянно попрекала молодого человека. Тогда Феодосий решился оставить отчий кров и уйти в монастырь. При осуществлении мечты вначале его ждала неудача. Молодому человеку не удалось найти приют ни в одном монастыре.
Тогда целеустремлённый юноша пошёл к пещере, в которой проживал старец Антоний, и стал упрашивать его стать его учеником. Святой человек вначале испытал терпение Феодосия, ответив отказом на его просьбу. Но затем, увидев решимость молодого человека, согласился взять его к себе в пещеру.
Феодосий, окрылённый успехом, стал усиленно поститься и возносить хвалы Богу.
Однако его мать не оставила попыток найти любимое чадо и вернуть его домой. Она назначила вознаграждение тому, кто укажет место пребывания молодого человека. Естественно, нашлись люди, рассказавшие женщине, где обитает её сын. Мать отправилась к пещере, но Феодосий отказался выйти к ней. А Антоний своими кроткими речами так увлёк женщину, что через некоторое время она решила подстричься в монахини. Остаток своих дней старая женщина провела в покаянии и непрестанной молитве. Затем мирно отошла в Царствие небесное.
Слава о безгрешном житие Феодосия и Антония стала распространяться по стране. Многие люди, хотевшие приобщиться к вере, стали направляться к пещере. В этом месте постепенно был основан новый монастырь, где все желающие могли обращаться к Богу.
В один из дней разбойники, проходившие мимо святого места, решили ограбить монахов. Но по молитвам святых отцов произошло чудо. Монастырь вместе со всеми людьми, находящимися там, воспарил в воздух. Это остановило действия злодеев. Много чудес, происходивших в монастыре, было описано очевидцами.
Феодосий был избран игуменом монастыря. Но он никогда не прекращал работы вместе со всеми и ничем не выделялся среди монахов.
Постепенно монастырь расстраивался, и туда прибывали всё новые послушники.
Святому старцу была известна дата смерти, чтобы он сумел достойно приготовиться к переходу в Царствие небесное. Феодосий пригласил монахов к себе и дал им наказы, как обустраивать монастырскую жизнь дальше, чтобы дело начатое старцами, жило в веках.
После этого Феодосий попросил всех оставить его одного и мирно скончался с молитвой на устах. Благодаря деятельности старца монастырь продолжил свою миссию и дальше.
Главная мысль этого повествования — любой человек должен смиренно переносить все скорби и радоваться всему, что даёт ему Бог.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Читать онлайн «Житие Феодосия Печерского»
Аноним
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА ПЕЧЕРСКОГО
В пятидесяти поприщах от стольного города Киева есть город Васильев. В том и жили родители святого, исповедуя веру христианскую и сияя всяческим благочестием. Родилось блаженное чадо их, и потом, на восьмой день, принесли его к священнику, как это подобает христианам, чтобы дать ребенку имя. Священник же, взглянув на отрока, провидел мысленным взором, что смолоду он посвятит себя богу, и назвал его Феодосием. Потом же, как минуло их чаду 40 дней, окрестили его. Рос отрок, вскормлен родителями своими, и был отмечен он божественной благодатью, и дух святой от рождения вселился в него.
Кто постигнет милосердие божие! Вот ведь не избрал пастуха и учителя инокам среди мудрых философов или властителей города, но — да прославится этим имя господне — неискушенный в премудрости стал мудрее философов!…
Мы же опять вернемся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душой тянулся к любви божественной, и ходил каждый день в церковь божью, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. При этом не подходил он к играющим детям, как это в обычае малолетних, но избегал детских игр. Одежда его была ветха и в заплатах. И не раз уговаривали его родители одеться почище и пойти поиграть с детьми. Но он не слушал этих уговоров и по-прежнему ходил словно нищий. К тому же попросил он, чтобы отдали его учителю, дабы божественным книгам учился, и достиг этого. И так скоро овладел он грамотой, что поражались все, как смышлен он и разумен и как быстро всему научился. А кто расскажет о покорности и послушании, какими отличался он в учении, не только перед учителем своим, но и перед учащимися с ним?
В это время истекли дни жизни отца его. Было же тогда божественному Феодосию 13 лет. И с тех пор стал он еще усердней к труду, так что вместе с рабами выходил в поле и работал там с великим смирением. Мать же удерживала его и, не разрешая так поступать, снова упрашивала его одеться почище и пойти поиграть со сверстниками. И говорила ему, что своим видом он себя срамит и семью свою. Но не слушал он ее, и не раз, придя в ярость и гнев, избивала сына, ибо была она телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и думает, что это мужчина.
А тем временем божественный юноша все думал, как и каким образом спасет он душу свою. Услышал он как-то о святых местах, где во плоти ходил господь наш Иисус Христос, и возжаждал посетить те места и поклониться им. И молился богу, взывая: »Господь мой, Иисусе Христе! Услышь молитву мою и удостой меня посетить святые места твои и поклониться им с радостью!» И постоянно молился он так, и вот пришли в его город странники, и, увидев их, обрадовался божественный гоноша, подошел к ним, поклонился, приветствовал их сердечно и спросил, откуда они и куда идут. Странники отвечали, что идут из святых мест и снова, по божественному велению, хотят туда возвратиться. Святой же стал упрашивать их, чтобы разрешили пойти вместе с ними, взяли бы его себе в попутчики.
. Они пообещали взять его с собой и довести до святых мест. Услышав обещание их, обрадовался блаженный Феодосии и вернулся домой. Когда же собрались паломники в путь, то сказали юноше о своем уходе. Он же, встав ночью, и втайне от всех, вышел из своего дома, не взяв с собой ничего, кроме одежды, что была на нем, да и та ветха. И так пошел вслед за странниками. Но милостивый бог не допустил, чтобы покинул он свою страну, ибо еще в материнском чреве указал ему быть в этой стране пастырем разумных овец, ибо если уйдет пастырь, то опустеет пажить, благословенная богом, и зарастет тернием и бурьяном, и разбредется стадо. Спустя три дня узнала мать Феодосия, что он ушел с паломниками, и тотчас же отправилась за ним в погоню, взяв с собой лишь своего сына, который был моложе блаженного Феодосия. Когда же после долгого преследования наконец настигла его, то схватила и в ярости и в гневе вцепилась ему в волосы, и швырнула его на землю, и пинала его ногами, и, осыпав упреками странников, вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что, и придя домой, била его, пока не изнемогла. А после ввела его в дом и там, привязав его, заперла, а сама ушла. Но божественный юноша все это с радостью принимал и, молясь богу, благодарил за все перенесенное. Через два дня мать, придя к нему, отвязала и покормила, но, еще не остыв от гнева, сковала ноги ему и велела ходить в оковах, опасаясь, как бы он снова не убежал от нее. Так и ходил он в оковах много дней. А потом, сжалившись над ним, снова начала умолять его и уговаривать, чтобы не покидал ее, ибо очень его любила, больше всех на свете, и не смогла бы прожить без него. Когда же Феодосии пообещал матери, что не покинет ее, то сняла с его ног оковы и разрешила ему делать, что захочет. Тогда блаженный Феодосии вернулся к прежнему своему подвижничеству и каждый день стал посещать божью церковь. И, видя, что часто не бывает литургии, ибо некому печь просфоры, очень опечалился этому и задумал, по своему смирению, сам взяться за это. Так и сделал: начал он печь просфоры продавать, и что сверх цены получал, то раздавал нищим. На остальные же деньги покупал зерно, сам же молол и снова пек просфоры. Это уж бог так пожелал, чтобы просфоры, приносимые в церковь, чисты были — дело рук безгрешного и непорочного отрока. Так и провел он лет двенадцать или более. Все отроки, сверстники его, издевались, осуждая его занятия, враг их научал этому. Но блаженный все упреки принимал с радостью, молчанием и смирением.
Искони ненавидящий добро, злой враг, видя, что побеждаем он смирением боговдохновенного отрока, не дремал, помышляя отвратить его от такого занятия …
Чудеса и почитание святого
Страждущие до сих пор приходят к мощам и иконе святого читать молитвы о помощи. Однако даже при жизни с Феодосием Печерским было связано немало чудес:
- Свидетели не раз описывали свечение, исходящее от обители. Однажды столп света протянулся к другому холму. На том месте позже был возведен Успенский храм.
- Когда преподобный скончался, от монастыря до самого неба исходил огромный огненный столп.
- Однажды церковь чуть не ограбили. Воры подошли к воротам храма, однако тот внезапно поднялся над землей, не пустив разбойников внутрь.
Поминают святого Феодосия несколько раз:
- 16 мая;
- 27 августа;
- 10 сентября;
- 15 сентября.
Священство, игуменство
Братия дивились твердости духа и подвигам Феодосия. И вот он был рукоположен во священника и поставлен в игумена Киево-Печерского монастыря. В этот период он ещё больше усилил монашеский подвиг, много заботился о благоустройстве обители, улучшении духовной жизни. При нём, например, был воздвигнут просторный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Внутренняя жизнь Киево-Печерской обители строилась при Феодосии в соответствии с уставом общежительной Студийской обители. Всё совершалось по строгому чину и распорядку.
Сообразно одному из правил, надлежало держать монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их (без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал это правило на себе, когда, придя с отроками перед вечерней, вынужден был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним — именно князь), не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить.
Феодосий нередко лично участвовал в монастырских работах, вместе с монахами. Трудился в пекарне, носил воду, рубил дрова.
Однажды он возвращался от князя на телеге, а кучер, видя его старые одежды, не думал, что перед ним — известный игумен, к тому же — уважаемый князем. Полагая, что перед ним находится простой чернец, он обвинил его в том, что тот, будучи монахом, бездельник, в отличие от него, кучера, трудящегося в поте лица. Сказав это, он предложил Феодосию сесть на лошадь, а сам устроился поудобней, чтобы отдохнуть.
Старец смиренно занял то место, на которое указал кучер. По пути им встречались вельможи, которые кланялись Феодосию. Кучер сначала недоумевал, а потом, уразумев, в чём, собственно, дело, не на шутку перепугался. Чтобы его успокоить, Феодосий поменялся с ним местами. Когда подъехали к монастырю, иноки встретили его с почестью, отчего кучер впал в ещё большее беспокойство, но игумен вновь успокоил его и распорядился угостить.
После того, как князь Изяслав был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, святой Феодосий стал обличать последнего, завладевшего престолом изгнанного брата. Первое время он продолжал поминать в церковных молитвах Изяслава, а Святослава — отказывался. Но потом, по ходатайству братий, за внимание и помощь Святослава Церкви, стал поминать.
Впоследствии их отношения наладились. Как-то раз отец Феодосий, посещая Святослава во дворце, услышал громкую музыку и песни. Сев рядом с князем, преподобный с добрым чувством и пастырским смирением спросил, а будет ли так и на том свете? Князь прослезился и приказал, чтобы впредь в присутствии Феодосия такой музыки не звучало.
С увеличением количества братий Феодосий расширил границы обители, организовал строительство новых келий. Перед кончиной земной жизни монастырь обладал уже многими владениями.
О приближении смерти преподобный был извещен заблаговременно. Перед самой кончиной он призвал братий с их послушаний, предупредил их о том, что скоро оставит земной мир, дал пастырское благословение и наставление, а затем отпустил с миром. Отдав ещё несколько частных распоряжений и горячо помолившись, он возлег на постель, вновь обратился ко Господу и почил. Это случилось 3 мая 1074 года.
***
Тропарь преподобному Феодосию Печерскому, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Феодосию Печерскому, глас 3
Звезду Российскую днесь почтим, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую, / всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны / содеянием и благодатию монашескаго устава, // блаженнаго Феодосия.
Ин тропарь преподобному Феодосию, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, / Феодосие премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин кондак преподобному Феодосию, глас 8
Наследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, / обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти: // радуйся, отче Феодосие.
Тропарь преподобным отцам Киево-Печерским, глас 4
Мысленное солнце и светлую луну, / первоначальных Печерских, / со всем собором преподобных днесь почтим, / тии бо, церковную твердь озаряюще, / просвещают во тьме страстей бедствующих, / и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, // и душам нашим просят избавления.
Кондак преподобным отцам Киево-Печерским, глас 8
Избраннии от всех родов угодницы Божии, / святии преподобнии Печерстии, / на сих горах добродетельми просиявшии, / вас земля не потаила есть, / но Небо отверзеся вам и райское селение. / Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, / в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, / ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, // яко заступницы наши и к Богу ходатаи.
Тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 4
Звезды мысленныя, / просиявшия на тверди Церковней, / иноков Российских основание, / песньми, людие, почтим, / радостныя похвалы сим воздающе, / радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, // присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.
Ин тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 3
Двоицу начальных российских светил почтим, / Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: / тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, / осветиша отечествия нашего вся концы, / и путь к Небеси правый многим показаша, / и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, // и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.
Кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 8
Двоицу великих отец и правило иноков светлое, / умныя зари, онебесившия Российскую Церковь, / кто по достоянию хвалами воспоет? Тии бо Престолу Божию предстоят. / Но яко имущии дерзновение к Святей Троице, / Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, / молитеся о молебная вам приносящих // и любовию песньми вас ублажающих.