Часть I. Источники Церковного права
Материальные источники Божественное право Церковь как источник своего права Божественное право и церковное законодательство Каноны Частное церковное законодательство Статуарное право Обычай Мнения авторитетных канонистов Иерархия правовых норм Государственное законодательство по церковным делам
Священное писание как источник церковного права Канон Священных книг Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм Новый Завет как источник церковного права Апостольские писания как источник церковного права Священное Писание и каноны
Источники церковного права доникейской эпохи Право древней Церкви Древнейшие памятники церковного права «Апостольские Постановления» «Правила Святых Апостолов» Правила Святых Отцов доникейской эпохи
Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов Правила I Никейского Собора Правила II Вселенского Собора Правила Ефесского Собора IV Вселенский Собор 451 г Правила Трулльского Собора II Никейский Собор Правила Поместных Соборов Правила Святых Отцов
Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов Канонические сборники Римско-Византийское право Сборники государственных законов по церковным делам «Номоканоны»
Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Каноны западного происхождения Декреталы Западные канонические сборники IV-VI вв. Западные канонические сборники VII-IX вв.
Источники церковного права Византии X-XV веков Постановления Соборов, Патриархов и епископов. Императорские законы. Толкования канонов. Аристин. Зонара. Вальсамон. Византийское церковное право XIV столетия
Церковно-правовые источники балканских церквей Первые славянские переводы византийских «Номоканонов» «Кормчая книга» святого Саввы Сербского «Кормчая книга» на Руси «Номоканон при Большом Требнике» Средневековые источники Румынской Церкви
Источники права Русской Церкви до учреждения Святейшего Синода Источники Византийского происхождения Русские источники церковного права соборного и иерархического происхождения (до середины XV в.) Источники церковного права государственного происхождения Источники русского церковного права от середины XV века до учреждения Патриаршества
Источники церковного права синодальной и новейшей эпохи Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху. «Духовный регламент» Источники церковного права синодальной эпохи Источники церковного права новейшей эпохи Иерархия правовых источников
Источники церковного права на западе Источники права Католической Церкви Средневековые католические сборники канонического права «Кодекс» Католической Церкви. Правовые источники протестантских церквей
Часть II. Состав и устройство Церкви
Вступление в церковь. Состав церкви Члены Церкви Таинство Крещения Присоединение к Церкви Утрата церковной правоспособности Состав Церкви
Иерархия. Хиротония Высшие и низшие клирики Избрание на священные степени Хиротония
Священная и правительственная иерархии Священная иерархия Правительственная иерархия епископской степени Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии Степени правительственной иерархии и церковные должности
Церковнослужители Хиротесия церковнослужителей Степени церковнослужителей
Требования к кандидату священства Препятствия к посвящению Неспособность к священству Виды препятствий Препятствия физического характера Препятствия духовного характера Препятствия социального характера Испытания кандидатов
Права и обязанности клириков Права и привилегии клириков Обязанности клириков
Монашество. Монастыри Происхождение и сущность монашества Пострижение Монастыри Монастыри и монашество в России
Каноническое право
Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 864 с. |
Настоящее издание представляет собой фундаментальный труд по церковному каноническому праву Русской Православной Церкви от его истоков — римского и ветхозаветного права, правил Вселенских и отечественных Соборов — и до Устава Русской Православной Церкви настоящего времени, а также каноническое право Католической и Протестантских Церквей. Книга содержит также разделы об основных принципах взаимоотношений Русской Церкви с Российским государством и инославными Церквами.
Предлагаемое издание предназначено для священнослужителей, студентов богословских учебных заведений, для юристов и будет интересна широкому кругу православных читателей.
- 2.1. Божественное право
- 3.1. Связь церковного права с ветхозаветным и римским правом
- 4.1. Название дисциплины: каноническое и церковное право
- 5. Священное Писание как источник церковного права5.1. Канон Священных книг
- 6.1. Право Древней Церкви
- 7.1. Правила I Вселенского Собора
- 8.1. Каноны западного происхождения
- 9.1. Классификация законодательных сборников
- 10.1. Западные канонические сборники IV–VI вв.
- 11.1. Постановления Соборов, патриархов и епископов
- 12.1. Сборники эпохи османского ига
- 13.1. Первые славянские переводы византийских Номоканонов
- 14.1. Источники византийского происхождения
- 15.1. Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху
- 16.1. Акты Поместного Собора 1917–1918 гг.
- 17. Состав Церкви17.1. Глава и члены Церкви
- 18.1. Таинство крещения
- 19.1. Высшие и низшие клирики
- 20.1. Неспособность к священству
- 21.1. Правительственная иерархия епископской степени
- 22.1. Хиротесия церковнослужителей
- 23.1. Обязанности клириков
- 24.1. Происхождение и сущность монашества
- 25. Высшая власть в Церкви25.1. Кафоличность Церкви
- 26.1. Территориальный принцип церковной юрисдикции
- 27.1. Древние автокефальные митрополии
- 28.1. Исторический очерк
- 29.1. Канонические принципы устройства высшего управления в Поместных Церквах
- 30.1. Досинодальный период
- 31.1. Поместный Собор
- 32.1. Константинопольская Церковь
- 33.1. Самоуправляемые Церкви
- 34.1. Епархия
- 35.1. Правящий и викарный епископы. Епархиальное управление по ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви
- 36.1. Исторический очерк
- 37.1. Образование приходов
- 38.1. Приходы в досинодальный и синодальный периоды
- 39.1. Приход
- 40. Сущность и виды церковной власти40.1. Природа церковной власти и ее отличие от власти мирской
- 41.1. Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения
- 42.1. Богослужение
- 43.1. Напутствие умирающих
- 44.1. Канонизация святых в Православной Церкви
- 45.1. Носители законодательной власти в Церкви
- 46.1. Церковное управление
- 47.1. Экклезиологические основания церковного суда
- 48.1. Наказания для мирян
- 49. Таинство брака49.1. Определение брака
- 50.1. Заключение брака в Древней Церкви
- 51.1. Виды препятствий
- 52.1. Взаимные обязанности супругов
- 53.1. Канонические основания расторжения брака
- 54. Имущественные права Церкви54.1. Учения о субъекте собственности церковного имущества
- 55.1. Священные и церковные предметы
- 56.1. Канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства
- 57. Православная Церковь и инославные церкви57.1. Каноны о ересях и расколах
- 58.1. Религиозная статистика
- 59. Православное учение о государстве59.1. Природа государства
- 60.1. Церковь вне закона
- 61.1. Церковь и государство в допетровскую эпоху
- 62.1. Конституционный статус Русской Православной Церкви
- 63.1. Канонические нормы взаимоотношений Церкви и государства
- 1. Источники права католической и протестантских церквей1.1. Особенности законодательства и источники права Католической Церкви
- 2.1. Статус Римско-Католической Церкви
Часть III.Органы церковного управления
Высшая власть в Церкви
Кафоличность Церкви Высшая власть в Церкви Вселенские Соборы Критика католического учения о главенстве в Церкви Цезарепапизм и его критика
Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Территориальный принцип церковной юрисдикции Диаспора Автономные Церкви
Поместные церкви и высшее управление в них Образование поместных Церквей Экзархаты. Становление Патриархатов Новые автокефальные Церкви. Диптихи Устройство высшего управления поместных Церквей Высшее управление в Патриархатах. Равенство поместных Церквей
Высшее управление русской церкви до конца XVII века Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата Русская Церковь от начала автокефалии до учреждения Патриаршества Русская Церковь в эпоху Патриаршества
Высшее управление Русской Церкви в синодальную эпоху Учреждение Святейшего Синода. Изменения в составе Синода Обер-прокуроры Святейшего Синода Синодальные учреждения Проекты преобразования высшего управления Русской Православной Церкви
Высшее управление Русской Православной Церкви в период 1917-1988 гг. Поместный Собор 1917-1918 гг. Учреждение Патриаршества Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. об органах высшего церковного управления Высшее церковное управление в период с 1918 по 1945 год Поместный Собор 1945 г. и Положение об управлении Русской Церкви
Высшее управление Русской Православной Церкви по ныне действующему уставу от 9 июня 1988 г. Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви Поместный и Архиерейский Соборы Патриарх Священный Синод и синодальные учреждения
Устройство высшего управления православных поместных церквей Сербская Православная Церковь Румынская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь Элладская Церковь Сравнительная характеристика устройства высшей власти автокефальных Православных Церквей
Высшее управление Римско-католической Церкви Папа Синод епископов Кардиналы Легаты Православная каноническая оценка системы управления Католической Церковью
Епархиальное управление Канонические основания Епархия Епархиальный епископ и его избрание Органы епархиального управления
Епархиальное управление в Русской Православной Церкви (исторический очерк) Епархиальное управление до учреждения Святейшего Синода Епархиальное управление в синодальную эпоху Епархиальное управление по определениям Поместного Собора 1917-1918 гг. Епархиальное управление по Положению «Об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г.
Епархиальное управление по «Уставу …» 1988 года. Экзархаты. Органы епархиального управления Благочиния Экзархаты
Приход (канонические основания) Образование приходов Поставление приходского священника Обязанности приходских клириков
Приход в Русской Православной Церкви. Приходы в досинодальную эпоху Приходы в синодальную эпоху Приходской устав Поместного Собора 1917-1918 гг. Приходское управление по «Положению об управлении…» Поместного Собора 1945 г. Приходское управление по «Уставу об управлении …» 1988 г.
КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО
КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО (jus canonicum), совокупность юридич. положений (принципов и норм), установленных в соответствии с христианскими канонами. К. п. регулирует вопросы устройства Церкви, взаимоотношений её членов, церковных правонарушений, судопроизводства, управления церковным имуществом, взаимоотношений Церкви с государством и др. обществ. структурами, а также брачно-семейные отношения.
В зап. юридич. лит-ре иногда различаются понятия «К. п.» и «церковное право» (jus ecclesiasticum). На православном Востоке, в частности в Рус. православной церкви, в церковных документах, учебной деятельности, обиходе эти понятия употребляются синонимично.
Церковь получила от Самого Христа правило веры и осн. законы жизни по вере (заповеди), поэтому своё право она выводит из Божественного Откровения; др. правила (каноны) Церковь издавала сама, властью, которую Христос вручил ей. Т. о., источниками К. п. являются тексты Священного Писания, церковные обычаи, постановления Вселенских соборов и Поместных соборов, труды отцов Церкви, а в Рим.-католич. церкви – также папские декреталии. Каноны ещё в древней Церкви для удобства пользования стали объединяться в сб-ки. В 6 в. наибольшим авторитетом пользовался сборник Дионисия Малого. Ранние сб-ки канонов были устроены по хронологич. типу. Наиболее древний сохранившийся свод с систематизацией канонов по предметному признаку – «Синагога в 50 титулах» – принадлежит патриарху Константинопольскому Иоанну III Схоластику (6 в.).
Вселенская православная Церковь пользуется канонич. корпусом (собранием канонов), выработанным в эпоху Вселенских соборов и оформившимся к 883, когда появилась редакция «Номоканона в 14 титулах» патриарха Константинопольского св. Фотия. 2-я часть «Номоканона…» – «Синтагма канонов» включает все каноны. Использование в Церкви этого древнего корпуса не означает, что все церковно-правовые нормы, установленные в соответствии с ним, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте. Так, напр., дисциплина наказаний, выработанная гл. обр. в 4 в., на практике была основательно реформирована уже в ранневизантийскую эпоху, когда при назначении епитимий стали применяться не канонич. сроки отлучения от причастия, а те, что предлагаются в покаянном Номоканоне патриарха Константинопольского Иоанна Постника (6 в.), содержащем несравненно более мягкие санкции. 37-е Апостольское правило предусматривает, чтобы епископы каждой области собирались на собор 2 раза в год, а в 8-м правиле Трулльского собора отцы, ссылаясь на набеги варваров и иные случайные препятствия, ввели новую норму – созывать соборы 1 раз в год, однако это не означает отмену 37-го Апостольского правила: созыв собора дважды в год по-прежнему рассматривается как желательное установление, но ввиду возникших затруднений вводится новый порядок. Т. е. принципиальная экклезиологическая идея 37-го Апостольского правила и 8-го правила Трулльского собора заключается в соборности, а конкретная периодичность в созыве соборов может устанавливаться с учётом обстоятельств своего времени.
Церковное нормотворчество на основе канонов не прекратилось и после 883, но акты, изданные в отд. поместных православных церквах или епархиальными архиереями, не имеют общецерковного авторитета.
Обширные толкования на полный состав канонич. корпуса созданы в 11–12 вв. визант. канонистами Аристином, Зонарой, Вальсамоном; в 14 в. составлена Властаря синтагма алфавитная; на рубеже 18–19 вв. вышел канонич. сборник с толкованиями «Пидалион». На Руси тексты канонов были известны по Кормчей книге. В 1839 в России издана Книга правил.
Римско-католическая церковь помимо древних канонов включает в свой канонич. корпус правила, выработанные позднейшими соборами, признаваемыми в католицизме Вселенскими, а также нормотворчество рим. пап (см. Папа Римский) и рим. курии. На Западе наиболее известным был предметный сборник канонов «Декрет», составленный ок. 1012 еп. Вормсским Бурхардом. В кон. 11 в. в ходе реформ папы Григория VII (Григорианская реформа) были введены новые источники К. п. – декреталии рим. пап, в результате в Рим.-католич. церкви появилась особая система права, названная «новым правом» (jus novum). В нём помимо библейских и святоотеческих установлений ощутимо влияние римского права (особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и обычного права (вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В 1093–95 три важнейших компендиума К. п. – «Tripartita», «Decretum» и «Panormia» – составил Иво, еп. Шартрский. Ок. 1140 был составлен сб. «Согласование несогласных канонов» («Concordia discordantium canonum»), получивший назв. «Декрет Грациана» (см. Грациана декрет 1140). Нормотворчество рим. пап объединялось в сб-ки декреталий под назв. «Экстраваганты» («Extravagantes»). К кон. 16 в. под влиянием реформ Тридентского собора сб-ки декреталий и «Декрет Грациана» составили Свод канонич. права (Corpus juris canonici), ставший осн. источником К. п. на Западе в Новое время. Созданный в 1917 Кодекс канонического права заменил все предыдущие кодификации, придал К. п. рационально упорядоченное построение и изложение. Реформы Ватиканского II собора заложили основы для нового Кодекса (1983), имеющего прочную юридич. и богословскую базу. В 1990 в Рим.-католич. церкви был принят Кодекс канонов восточных церквей, который распространяет своё действие на католиков вост. обрядов (см. Униатство).
К. п. имеет свою систему, которая регламентирует: состав и устройство Церкви (вступление в Церковь, иерархия, рукоположения, состав клира, права и обязанности клириков, монашество), органы церковного управления (высшая власть в Церкви, церковная юрисдикция, диаспора, статусы автокефальных, автономных церквей, епархий и приходов), виды церковной власти (учительная, священнодейственная, правительственная), отношение к др. конфессиям и государству.
В отличие от гос., публичного права любого народа, которое является социально обусловленным и претерпевает изменения, основа К. п., относящаяся к внутр. жизни Церкви, остаётся неизменной (состав Церкви, иерархия священства, рукоположения, совершение церковных таинств). Нормы, регулирующие отношения Церкви как одного из обществ. союзов с др. обществ. образованиями, прежде всего с государством, могут изменяться. Так, в Рим. империи после Миланского эдикта (313), когда христианство отождествлялось с гос. интересами, а церковным правилам придавалась сила гос. законов, священное право (jus sacrum) было частью публичного, гос. права (jus publicum). К. п. регулировало часть гражд. правоотношений, напр. брачно-семейные правоотношения (заключение браков, регистрация рождений, браков, смертей). В Новое и Новейшее время в результате секуляризации круг этих правоотношений сужался.
К. п., также как и светскому праву, присущ характер принудительности. Однако в отличие от светского права в основе К. п. лежит не гос. принуждение, а обращение к внутреннему духовному миру нарушителя церковных канонов, побуждающее его к покаянию.
Наука о канонах и собственно К. п. – канонистика – исследует методологию, аксиологию, догматику и историю К. п. Большое влияние на догматику и методологию К. п. начиная с 11 в. оказали юристы, изучавшие римское право, в особенности комментаторы Дигест. Они способствовали возвышению авторитета К. п., приспосабливая его к нуждам современного им общества. Осн. методом комментирования юридич. текстов было составление глосс, учебников К. п. в виде сумм, а также исследование отд. проблем. Наиболее тесная связь науки К. п. существовала с гражданским правом (точнее, со светским правом). В научных и преподавательских сообществах возник титул «доктор двух прав», подразумевавший доктора одновременно канонического и гражданского права. Старейшими центрами изучения К. п. на Западе начиная со Средневековья были Болонский университет, а также факультеты К. п. в Париже, Павии, Орлеане, Тулузе, Монпелье, позднее в Праге и Кракове (Ягеллонский ун-т).
Часть IV. Виды церковной власти
Власть учения Три вида церковной власти Власть учения Миссионерство Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения Духовная цензура
Власть священнодействия Богослужение Храм и иконописание Церковный календарь
Христианская смерть. Почитание святых. Погребение усопших Канонизация и почитание святых
Таинство брака Брак в Древней Церкви Заключение брака в Византии Заключение брака в Русской Церкви
Препятствия к заключению брака Виды препятствий Абсолютные препятствия к браку Условные препятствия к браку
Последствия вступления в брак Взаимные обязанности супругов Взаимные права и обязанности родителей и детей
Расторжение брака Канонические основания, для расторжения брака Развод Развод в России
Правительственная власть Церкви. Церковное законодательство. Законодательная церковная власть Применение церковных законов и их обязательная сила
Церковное управление и надзор. Распоряжение церковным имуществом. Церковное управление Надзор Имущественные права Церкви Содержание духовенства Распоряжение церковным имуществом
Церковный суд Суд в Древней Церкви Церковный суд в Византии Церковный суд в Древней Руси Церковный суд в синодальную эпоху Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви Церковно-судебные инстанции
Церковные наказания Наказания для мирян Церковные наказания для лиц духовных