Цыпин Владислав Александрович » протоиерей» — Церковное Право


Часть I. Источники Церковного права

Материальные источники Божественное право Церковь как источник своего права Божественное право и церковное законодательство Каноны Частное церковное законодательство Статуарное право Обычай Мнения авторитетных канонистов Иерархия правовых норм Государственное законодательство по церковным делам

Священное писание как источник церковного права Канон Священных книг Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм Новый Завет как источник церковного права Апостольские писания как источник церковного права Священное Писание и каноны

Источники церковного права доникейской эпохи Право древней Церкви Древнейшие памятники церковного права «Апостольские Постановления» «Правила Святых Апостолов» Правила Святых Отцов доникейской эпохи

Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов Правила I Никейского Собора Правила II Вселенского Собора Правила Ефесского Собора IV Вселенский Собор 451 г Правила Трулльского Собора II Никейский Собор Правила Поместных Соборов Правила Святых Отцов

Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов Канонические сборники Римско-Византийское право Сборники государственных законов по церковным делам «Номоканоны»

Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Каноны западного происхождения Декреталы Западные канонические сборники IV-VI вв. Западные канонические сборники VII-IX вв.

Источники церковного права Византии X-XV веков Постановления Соборов, Патриархов и епископов. Императорские законы. Толкования канонов. Аристин. Зонара. Вальсамон. Византийское церковное право XIV столетия

Церковно-правовые источники балканских церквей Первые славянские переводы византийских «Номоканонов» «Кормчая книга» святого Саввы Сербского «Кормчая книга» на Руси «Номоканон при Большом Требнике» Средневековые источники Румынской Церкви

Источники права Русской Церкви до учреждения Святейшего Синода Источники Византийского происхождения Русские источники церковного права соборного и иерархического происхождения (до середины XV в.) Источники церковного права государственного происхождения Источники русского церковного права от середины XV века до учреждения Патриаршества

Источники церковного права синодальной и новейшей эпохи Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху. «Духовный регламент» Источники церковного права синодальной эпохи Источники церковного права новейшей эпохи Иерархия правовых источников

Источники церковного права на западе Источники права Католической Церкви Средневековые католические сборники канонического права «Кодекс» Католической Церкви. Правовые источники протестантских церквей

Часть II. Состав и устройство Церкви

Вступление в церковь. Состав церкви Члены Церкви Таинство Крещения Присоединение к Церкви Утрата церковной правоспособности Состав Церкви

Иерархия. Хиротония Высшие и низшие клирики Избрание на священные степени Хиротония

Священная и правительственная иерархии Священная иерархия Правительственная иерархия епископской степени Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии Степени правительственной иерархии и церковные должности

Церковнослужители Хиротесия церковнослужителей Степени церковнослужителей

Требования к кандидату священства Препятствия к посвящению Неспособность к священству Виды препятствий Препятствия физического характера Препятствия духовного характера Препятствия социального характера Испытания кандидатов

Права и обязанности клириков Права и привилегии клириков Обязанности клириков

Монашество. Монастыри Происхождение и сущность монашества Пострижение Монастыри Монастыри и монашество в России

Каноническое право

Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 864 с.

Настоящее издание представляет собой фундаментальный труд по церковному каноническому праву Русской Православной Церкви от его истоков — римского и ветхозаветного права, правил Вселенских и отечественных Соборов — и до Устава Русской Православной Церкви настоящего времени, а также каноническое право Католической и Протестантских Церквей. Книга содержит также разделы об основных принципах взаимоотношений Русской Церкви с Российским государством и инославными Церквами.
Предлагаемое издание предназначено для священнослужителей, студентов богословских учебных заведений, для юристов и будет интересна широкому кругу православных читателей.

  • 2. Материальные источники церковного права
      2.1. Божественное право
  • 2.2. Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство
  • 2.3. Каноны
  • 2.4. Частное церковное законодательство
  • 2.5. Статуарное право
  • 2.6. Обычай
  • 2.7. Мнения авторитетных канонистов
  • 2.8. Иерархия правовых норм
  • 2.9. Государственное законодательство по церковным делам
  • 3. Ветхозаветное и римское право
      3.1. Связь церковного права с ветхозаветным и римским правом
  • 3.2. Ветхозаветное право
  • 3.3. Римское право
  • 3.4. Римское право христианской эпохи
  • 3.5. «Корпус» святого Юстиниана
  • 3.6. Церковная тематика в Новеллах Юстиниана
  • 3.7. Законы византийских императоров VIII–IX столетий
  • 4. Церковное право как наука
      4.1. Название дисциплины: каноническое и церковное право
  • 4.2. Изучение церковного права в древности и в Византии
  • 4.3. Церковное право в Греции
  • 4.4. Изучение церковного права в России
  • 4.5. Каноническое право на Балканах
  • 4.6. Изучение церковного права на Западе
  • 4.7. Задача, метод и система науки церковного права
  • II. ФОРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА
      5. Священное Писание как источник церковного права5.1. Канон Священных книг
  • 5.2. Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм
  • 5.3. Новый Завет как источник церковного права
  • 5.4. Священное Писание и каноны
  • 6. Источники церковного права доникейской эпохи
      6.1. Право Древней Церкви
  • 6.2. Древнейшие памятники церковного права
  • 6.3. Апостольские постановления
  • 6.4. Правила святых апостолов
  • 6.5. Правила святых отцов доникейской эпохи
  • 7. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов
      7.1. Правила I Вселенского Собора
  • 7.2. Правила II Вселенского Собора
  • 7.3. Правила ефесского Собора
  • 7.4. Правила IV Вселенского Собора 451г. .
  • 7.5. Правила Трулльского Собора
  • 7.6. Правила II Никейского, или VII Вселенского, Собора
  • 7.7. Правила Поместных Соборов
  • 7.8. Правила святых отцов
  • 8. Западные источники церковного права эпохи Вселенских соборов
      8.1. Каноны западного происхождения
  • 8.2. Декреталы
  • 9. Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху Вселенских соборов
      9.1. Классификация законодательных сборников
  • 9.2. Канонические сборники
  • 9.3. Сборники государственных законов по церковным делам
  • 9.4. Номоканоны
  • 9.5. «Номоканон в 14 титулах»
  • 10. Западные сборники церковного права эпохи Вселенских соборов
      10.1. Западные канонические сборники IV–VI вв.
  • 10.2. Западные канонические сборники VII–IX вв.
  • 11. Источники и сборники церковного права Византии X–XV вв.
      11.1. Постановления Соборов, патриархов и епископов
  • 11.2. Толкования канонов. Аристин. Зонара. Вальсамон
  • 11.3. Византийское церковное право XIV столетия
  • 11.4. «Номоканон при Большом требнике»
  • 12. Греческие источники и сборники церковного права Эпохи турецкого ига и нового времени
      12.1. Сборники эпохи османского ига
  • 12.2. Сборники XIX в.
  • 13. Церковно-правовые источники Балканских церквей
      13.1. Первые славянские переводы византийских Номоканонов
  • 13.2. Кормчая книга святого Саввы Сербского
  • 13.3. Рукописная Кормчая книга на Руси
  • 13.4. Печатная Кормчая
  • 13.5. Средневековые источники Румынской Церкви
  • 14. Источники права Русской Православной Церкви до учреждения святейшего синода
      14.1. Источники византийского происхождения
  • 14.2. Русские источники церковного права соборного и иерархического происхождения (до середины XV в.)
  • 14.3. Источники церковного права государственного происхождения
  • 14.4. Источники русского церковного права от середины XV в. до учреждения патриаршества
  • 14.5. Источники русского церковного права эпохи патриаршества
  • 15. Источники церковного права синодальной эпохи
      15.1. Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху
  • 15.2. «Духовный регламент»
  • 15.3. Источники церковного права от издания Регламента до начала XX в.
  • 15.4. Церковное законодательство начала ХХ в.
  • 16. Источники церковного права новейшей эпохи
      16.1. Акты Поместного Собора 1917–1918 гг.
  • 16.2. Источники церковного права 1918–1945 гг.
  • 16.3. Источники церковного права 1945–1990 гг.
  • 16.4. Источники церковного права 1990–2004 гг.
  • 16.5. Воссоединение Церквей 17 мая 2007 г. Архиерейский Собор 2008 г. Поместный Собор 2009 г.
  • 16.6. Государственные акты, регулирующие деятельность религиозных общин советской и постсоветской эпохи
  • 16.7. Иерархия правовых источников
  • III. СОСТАВ И УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ
      17. Состав Церкви17.1. Глава и члены Церкви
  • 17.2. Клирики и миряне
  • 17.3. Монашествующие
  • 18. Вступление в церковь
      18.1. Таинство крещения
  • 18.2. Миропомазание
  • 18.3. Присоединение к Церкви
  • 18.4. Утрата церковной правоспособности
  • 19. Иерархия. Поставление клириков
      19.1. Высшие и низшие клирики
  • 19.2. Избрание на священные степени
  • 19.3. Хиротония. Совершители хиротонии
  • 19.4. Условия действительности акта поставления
  • 20. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению
      20.1. Неспособность к священству
  • 20.2. Виды препятствий, допускающих диспенсацию
  • 20.3. Препятствия физического характера
  • 20.4. Препятствия духовного характера
  • 20.5. Препятствия социального характера
  • 20.6. Испытания кандидатов
  • 21. Правительственная иерархия клириков
      21.1. Правительственная иерархия епископской степени
  • 21.2. Правительственная иерархия пресвитерской степени
  • 21.3. Правительственная иерархия диаконской степени
  • 21.4. Отличие степеней священства от степеней правительственной иерархии
  • 21.5. Степени правительственной иерархии и церковные должности
  • 22. Церковнослужители
      22.1. Хиротесия церковнослужителей
  • 22.2. Степени церковнослужителей
  • 22.3. Низшие церковные должности
  • 23. Обязанности и права клириков
      23.1. Обязанности клириков
  • 23.2. Права и привилегии клириков
  • 24. Монашество. Монастыри
      24.1. Происхождение и сущность монашества
  • 24.2. Пострижение
  • 24.3. Три чина монашествующих
  • 24.4. Монастыри
  • 24.5. Монастыри и монашество в России
  • IV. ОРГАНЫ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
      25. Высшая власть в Церкви25.1. Кафоличность Церкви
  • 25.2. Высшая власть во Вселенской Церкви
  • 25.3. Вселенские Соборы
  • 25.4. Критика католического учения о главенстве в Церкви
  • 25.5. Цезарепапизм и его критика
  • 26. Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви
      26.1. Территориальный принцип церковной юрисдикции
  • 26.2. Диаспора
  • 26.3. Автокефалия
  • 26.4. Автономные Церкви
  • 27. Образование Автокефальных Поместных Церквей. Исторический очерк
      27.1. Древние автокефальные митрополии
  • 27.2. Экзархаты
  • 27.3. Патриархаты
  • 27.4. Католикосаты
  • 27.5. Новые автокефальные Церкви
  • 28. Диптихи
      28.1. Исторический очерк
  • 28.2. Современный диптих автокефальных Православных Церквей
  • 29. Высшее управление в Поместных Церквах
      29.1. Канонические принципы устройства высшего управления в Поместных Церквах
  • 29.2. Высшее управление в Патриархатах
  • 30. Высшее управление в Русской Церкви. Исторический очерк
      30.1. Досинодальный период
  • 30.2. Синодальная эпоха
  • 30.3. Новый патриарший период
  • 31. Высшее управление В Русской Православной Церкви по ныне действующему уставу 2000 г.
      31.1. Поместный Собор
  • 31.2. Архиерейский Собор
  • 31.3. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов
  • 31.4. Патриарх Московский и всея Руси
  • 31.5. Священный Синод
  • 31.6. Синодальные учреждения
  • 32. Устройство высшего управления автокефальных Поместных церквей
      32.1. Константинопольская Церковь
  • 32.2. Александрийская Церковь
  • 32.3. Антиохийская Церковь
  • 32.4. Иерусалимская Церковь
  • 32.5. Грузинская Церковь
  • 32.6. Сербская Церковь
  • 32.7. Румынская Церковь
  • 32.8. Болгарская Церковь
  • 32.9. Кипрская Церковь
  • 32.10. Элладская Церковь
  • 32.11. Албанская Православная Церковь
  • 32.12. Польская Православная Церковь
  • 32.13. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
  • 32.14. Православная Церковь в Америке
  • 32.15. Сравнительная характеристика устройства высшей власти автокефальных Православных Церквей
  • 33. Самоуправляемые Церкви и Экзархаты
      33.1. Самоуправляемые Церкви
  • 33.2. Экзархаты
  • 34. Епархиальное управление. Канонические основания. Исторический очерк
      34.1. Епархия
  • 34.2. Канонические основания епархиального управления
  • 34.3. епархиальное управление в Древней Церкви и в Византии
  • 34.4. епархиальное управление в истории Русской Церкви
  • 35. Епархиальное управление по ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви
      35.1. Правящий и викарный епископы. Епархиальное управление по ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви
  • 35.2. Коллегиальные органы епархиального управления в соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви
  • 36. Благочиннические округа
      36.1. Исторический очерк
  • 36.2. Благочиния в соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви
  • 37. Приходское управление. Канонические основания
      37.1. Образование приходов
  • 37.2. Поставление приходского священника
  • 37.3. Канонические обязанности приходских клириков
  • 38. Приходское управление в Русской Православной Церкви. Исторический очерк
      38.1. Приходы в досинодальный и синодальный периоды
  • 38.2. Приходское управление в новейший период
  • 39. Приходское управление по ныне действующему Уставу
      39.1. Приход
  • 39.2. Настоятель прихода и приходской причт
  • 39.3. Коллегиальные органы приходского управления
  • V. ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ
      40. Сущность и виды церковной власти40.1. Природа церковной власти и ее отличие от власти мирской
  • 40.2. Виды церковной власти
  • 41. Власть учения
      41.1. Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения
  • 41.2. Проповедь
  • 41.3. Катехизация и школьное обучение религии
  • 41.4. Миссионерство
  • 41.5. Духовная цензура
  • 42. Власть священнодействия
      42.1. Богослужение
  • 42.2. Церковный календарь
  • 43. Христианская смерть
      43.1. Напутствие умирающих
  • 43.2. Погребение усопших и их молитвенное поминовение
  • 43.3. Кладбища
  • 44. Канонизация и почитание святых
      44.1. Канонизация святых в Православной Церкви
  • 44.2. общечтимые и местночтимые святые
  • 44.3. Прославление святых в Русской Церкви в досинодальную эпоху
  • 44.4. Канонизация святых в синодальную эпоху
  • 44.5. Канонизация святых в советскую эпоху
  • 44.6. Канонизация святых при патриархе Алексии II
  • 44.7. Почитание подвижников благочестия
  • 45. Церковное законодательство
      45.1. Носители законодательной власти в Церкви
  • 45.2. Предмет церковного законодательства
  • 45.3. Статус и применение канонов
  • 45.4. Применение церковных законов и их обязательная сила
  • 46. Церковное управление и надзор
      46.1. Церковное управление
  • 46.2. Церковный надзор
  • 47. Церковный суд
      47.1. Экклезиологические основания церковного суда
  • 47.2. Суд в Древней Церкви
  • 47.3. Церковный суд в Византии
  • 47.4. Церковный суд в Древней Руси
  • 47.5. Церковный суд в синодальную эпоху
  • 47.6. Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви
  • 47.7. Церковно-судебные инстанции. Исторический очерк
  • 47.8. Церковный суд по ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви и Положению о церковном суде Русской Православной Церкви
  • 48. Церковные наказания
      48.1. Наказания для мирян
  • 48.2. Церковные наказания для духовных лиц
  • VI. БРАЧНОЕ ПРАВО ЦЕРКВИ
      49. Таинство брака49.1. Определение брака
  • 49.2. Брак в Ветхом Завете
  • 50. Заключение брака в Христианской Церкви
      50.1. Заключение брака в Древней Церкви
  • 50.2. Заключение брака в Византии
  • 50.3. Заключение брака в Русской Церкви
  • 50.4. Браковенчание
  • 51. Препятствия к заключению брака
      51.1. Виды препятствий
  • 51.2. Абсолютные препятствия к браку
  • 51.3. Условные препятствия к браку
  • 52. Христианская этика брака
      52.1. Взаимные обязанности супругов
  • 52.2. Взаимные права и обязанности родителей и детей
  • 53. Расторжение брака
      53.1. Канонические основания расторжения брака
  • 53.2. Признание брака недействительным
  • 53.3. Развод
  • VII. ЦЕРКОВНОЕ ИМУЩЕСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВЕНСТВА
      54. Имущественные права Церкви54.1. Учения о субъекте собственности церковного имущества
  • 54.2. Церковное имущество в Византии
  • 54.3. Имущество Церкви в России. Исторический очерк
  • 54.4. Церковное имущество по ныне действующему законодательству Российской Федерации
  • 54.5. Имущество и средства Русской Православной Церкви по ныне действующему Уставу
  • 54.6. Церковное имущество на Западе
  • 55. Объекты церковного имущества
      55.1. Священные и церковные предметы
  • 55.2. Храм
  • 55.3. Иконы
  • 56. Содержание духовенства
      56.1. Канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства
  • 56.2. Содержание духовенства в России
  • VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ИНОСЛАВНЫМИ ЦЕРКВАМИ И НЕХРИСТИАНСКИМИ РЕЛИГИЯМИ
      57. Православная Церковь и инославные церкви57.1. Каноны о ересях и расколах
  • 57.2. Каноны о присоединении еретиков и раскольников
  • 57.3. Присоединение инославных в Византии и на православном Востоке в эпоху османского ига
  • 57.4. Присоединение инославных в Русской Православной Церкви
  • 58. Церковь и нехристианские религии
      58.1. Религиозная статистика
  • 58.2. Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами
  • IX. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
      59. Православное учение о государстве59.1. Природа государства
  • 59.2. Формы государственного правления с христианской точки зрения
  • 60. Модели взаимоотношений Церкви и государства
      60.1. Церковь вне закона
  • 60.2. Симфония Церкви и государства
  • 60.3 Средневековая западноевропейская «теократия»
  • 60.4. Государственная церковность
  • 60.5. отделение Церкви от государства
  • 60.6. Церковь как корпорация публичного права
  • 60.7. обзор современной ситуации
  • 61. Взаимоотношения Церкви и государства в России. Исторический очерк
      61.1. Церковь и государство в допетровскую эпоху
  • 61.2. Синодальная система церковно-государственных отношений
  • 61.3. Взаимоотношения Церкви и государства в советскую эпоху
  • 62. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном российском государстве
      62.1. Конституционный статус Русской Православной Церкви
  • 62.2. Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «о свободе совести и о религиозных объединениях»
  • 62.3. Иные законодательные акты, регламентирующие церковную жизнь
  • 62.4. Перспективы развития российского законодательства о статусе религиозных общин
  • 63. Основные принципы взаимоотношений Церкви и государства
      63.1. Канонические нормы взаимоотношений Церкви и государства
  • 63.2. Взаимоотношения клириков и государственной власти
  • 63.3. Православная Церковь в современном мире
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
      1. Источники права католической и протестантских церквей1.1. Особенности законодательства и источники права Католической Церкви
  • 1.2. Средневековые католические сборники канонического права
  • 1.3. Кодексы Католической Церкви
  • 1.4. Правовые источники Протестантских Церквей
  • 2. Высшее управление Римско-Католической Церковью
      2.1. Статус Римско-Католической Церкви
  • 2.2. Папа
  • 2.3. Синод епископов
  • 2.4. Кардиналы
  • 2.5. Римская курия
  • 2.6. Легаты
  • 2.7. Православная каноническая оценка системы управления Католической Церковью
  • Библиография
  • Часть III.Органы церковного управления

    Высшая власть в Церкви

    Кафоличность Церкви Высшая власть в Церкви Вселенские Соборы Критика католического учения о главенстве в Церкви Цезарепапизм и его критика

    Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Территориальный принцип церковной юрисдикции Диаспора Автономные Церкви

    Поместные церкви и высшее управление в них Образование поместных Церквей Экзархаты. Становление Патриархатов Новые автокефальные Церкви. Диптихи Устройство высшего управления поместных Церквей Высшее управление в Патриархатах. Равенство поместных Церквей

    Высшее управление русской церкви до конца XVII века Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата Русская Церковь от начала автокефалии до учреждения Патриаршества Русская Церковь в эпоху Патриаршества

    Высшее управление Русской Церкви в синодальную эпоху Учреждение Святейшего Синода. Изменения в составе Синода Обер-прокуроры Святейшего Синода Синодальные учреждения Проекты преобразования высшего управления Русской Православной Церкви

    Высшее управление Русской Православной Церкви в период 1917-1988 гг. Поместный Собор 1917-1918 гг. Учреждение Патриаршества Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. об органах высшего церковного управления Высшее церковное управление в период с 1918 по 1945 год Поместный Собор 1945 г. и Положение об управлении Русской Церкви

    Высшее управление Русской Православной Церкви по ныне действующему уставу от 9 июня 1988 г. Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви Поместный и Архиерейский Соборы Патриарх Священный Синод и синодальные учреждения

    Устройство высшего управления православных поместных церквей Сербская Православная Церковь Румынская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь Элладская Церковь Сравнительная характеристика устройства высшей власти автокефальных Православных Церквей

    Высшее управление Римско-католической Церкви Папа Синод епископов Кардиналы Легаты Православная каноническая оценка системы управления Католической Церковью

    Епархиальное управление Канонические основания Епархия Епархиальный епископ и его избрание Органы епархиального управления

    Епархиальное управление в Русской Православной Церкви (исторический очерк) Епархиальное управление до учреждения Святейшего Синода Епархиальное управление в синодальную эпоху Епархиальное управление по определениям Поместного Собора 1917-1918 гг. Епархиальное управление по Положению «Об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г.

    Епархиальное управление по «Уставу …» 1988 года. Экзархаты. Органы епархиального управления Благочиния Экзархаты

    Приход (канонические основания) Образование приходов Поставление приходского священника Обязанности приходских клириков

    Приход в Русской Православной Церкви. Приходы в досинодальную эпоху Приходы в синодальную эпоху Приходской устав Поместного Собора 1917-1918 гг. Приходское управление по «Положению об управлении…» Поместного Собора 1945 г. Приходское управление по «Уставу об управлении …» 1988 г.

    КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО

    КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО (jus ca­no­ni­cum), со­во­куп­ность юри­дич. по­ло­же­ний (прин­ци­пов и норм), ус­та­нов­лен­ных в со­от­вет­ст­вии с хри­сти­ан­ски­ми ка­но­на­ми. К. п. ре­гу­ли­ру­ет во­про­сы уст­рой­ст­ва Церк­ви, взаи­мо­от­но­ше­ний её чле­нов, цер­ков­ных пра­во­на­ру­ше­ний, су­до­про­из­вод­ст­ва, уп­рав­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви с го­су­дар­ст­вом и др. об­ществ. струк­ту­ра­ми, а так­же брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния.

    В зап. юри­дич. лит-ре ино­гда раз­ли­ча­ют­ся по­ня­тия «К. п.» и «цер­ков­ное пра­во» (jus ecclesiasticum). На пра­во­слав­ном Вос­то­ке, в ча­ст­но­сти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви, в цер­ков­ных до­ку­мен­тах, учеб­ной дея­тель­но­сти, оби­хо­де эти по­ня­тия упот­реб­ля­ют­ся си­но­ни­мич­но.

    Цер­ковь по­лу­чи­ла от Са­мо­го Хри­ста пра­ви­ло ве­ры и осн. за­ко­ны жиз­ни по ве­ре (за­по­ве­ди), по­это­му своё пра­во она вы­во­дит из Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния; др. пра­ви­ла (ка­но­ны) Цер­ковь из­да­ва­ла са­ма, вла­стью, ко­то­рую Хри­стос вру­чил ей. Т. о., ис­точ­ни­ка­ми К. п. яв­ля­ют­ся тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния, цер­ков­ные обы­чаи, по­ста­нов­ле­ния Все­лен­ских со­бо­ров и По­ме­ст­ных со­бо­ров, тру­ды от­цов Церк­ви, а в Рим.-ка­то­лич. церк­ви – так­же пап­ские дек­ре­та­лии. Ка­но­ны ещё в древ­ней Церк­ви для удоб­ст­ва поль­зо­ва­ния ста­ли объ­е­ди­нять­ся в сб-ки. В 6 в. наи­боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­вал­ся сбор­ник Дио­ни­сия Ма­ло­го. Ран­ние сб-ки ка­но­нов бы­ли уст­рое­ны по хро­но­ло­гич. ти­пу. Наи­бо­лее древ­ний со­хра­нив­ший­ся свод с си­сте­ма­ти­за­ци­ей ка­но­нов по пред­мет­но­му при­зна­ку – «Си­на­го­га в 50 ти­ту­лах» – при­над­ле­жит пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ио­ан­ну III Схо­ла­сти­ку (6 в.).

    Все­лен­ская пра­во­слав­ная Цер­ковь поль­зу­ет­ся ка­но­нич. кор­пу­сом (со­б­ра­ни­ем ка­но­нов), вы­ра­бо­тан­ным в эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров и офор­мив­шим­ся к 883, ко­гда поя­ви­лась ре­дак­ция «Но­мо­ка­но­на в 14 ти­ту­лах» пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го св. Фо­тия. 2-я часть «Но­мо­ка­но­на…» – «Син­таг­ма ка­но­нов» вклю­ча­ет все ка­но­ны. Ис­поль­зо­ва­ние в Церк­ви это­го древ­не­го кор­пу­са не оз­на­ча­ет, что все цер­ков­но-пра­во­вые нор­мы, ус­та­нов­лен­ные в со­от­вет­ст­вии с ним, дей­ст­ву­ют или долж­ны дей­ст­во­вать в лю­бое вре­мя и в лю­бом мес­те. Так, напр., дис­ци­п­ли­на на­ка­за­ний, вы­ра­бо­тан­ная гл. обр. в 4 в., на прак­ти­ке бы­ла ос­но­ва­тель­но ре­фор­ми­ро­ва­на уже в ран­не­ви­зан­тий­скую эпо­ху, ко­гда при на­зна­че­нии епи­ти­мий ста­ли при­ме­нять­ся не ка­но­нич. сро­ки от­лу­че­ния от при­час­тия, а те, что пред­ла­га­ют­ся в по­ка­ян­ном Но­мо­ка­но­не пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ио­ан­на По­ст­ни­ка (6 в.), со­дер­жа­щем не­срав­нен­но бо­лее мяг­кие санк­ции. 37-е Апо­столь­ское пра­ви­ло пре­ду­смат­ри­ва­ет, что­бы епи­ско­пы ка­ж­дой об­лас­ти со­би­ра­лись на со­бор 2 раза в год, а в 8-м пра­ви­ле Трулль­ско­го со­бо­ра от­цы, ссы­ла­ясь на на­бе­ги вар­ва­ров и иные слу­чай­ные пре­пят­ст­вия, вве­ли но­вую нор­му – со­зы­вать со­бо­ры 1 раз в год, од­на­ко это не оз­на­ча­ет от­ме­ну 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла: со­зыв со­бо­ра два­ж­ды в год по-преж­не­му рас­смат­ри­ва­ет­ся как же­ла­тель­ное ус­та­нов­ле­ние, но вви­ду воз­ник­ших за­труд­не­ний вво­дит­ся но­вый по­ря­док. Т. е. прин­ци­пи­аль­ная экк­ле­зио­ло­ги­че­ская идея 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла и 8-го пра­ви­ла Трулль­ско­го со­бо­ра за­клю­ча­ет­ся в со­бор­но­сти, а кон­крет­ная пе­рио­дич­ность в со­зы­ве со­бо­ров мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся с учё­том об­стоя­тельств сво­его вре­ме­ни.

    Цер­ков­ное нор­мо­твор­че­ст­во на ос­но­ве ка­но­нов не пре­кра­ти­лось и по­сле 883, но ак­ты, из­дан­ные в отд. по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вах или епар­хи­аль­ны­ми ар­хие­рея­ми, не име­ют об­ще­цер­ков­но­го ав­то­ри­те­та.

    Об­шир­ные тол­ко­ва­ния на пол­ный со­став ка­но­нич. кор­пу­са соз­да­ны в 11–12 вв. ви­зант. ка­но­ни­ста­ми Ари­сти­ном, Зо­на­рой, Валь­са­мо­ном; в 14 в. со­став­ле­на Вла­ста­ря син­таг­ма ал­фа­вит­ная; на ру­бе­же 18–19 вв. вы­шел ка­но­нич. сбор­ник с тол­ко­ва­ния­ми «Пи­да­ли­он». На Ру­си тек­сты ка­но­нов бы­ли из­вест­ны по Корм­чей кни­ге. В 1839 в Рос­сии из­да­на Кни­га пра­вил.

    Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь по­ми­мо древ­них ка­но­нов вклю­ча­ет в свой ка­но­нич. кор­пус пра­ви­ла, вы­ра­бо­тан­ные позд­ней­ши­ми со­бо­ра­ми, при­зна­вае­мы­ми в ка­то­ли­циз­ме Все­лен­ски­ми, а так­же нор­мо­твор­че­ст­во рим. пап (см. Папа Рим­ский) и рим. ку­рии. На За­па­де наи­бо­лее из­вест­ным был пред­мет­ный сбор­ник ка­но­нов «Дек­рет», со­став­лен­ный ок. 1012 еп. Вормсс­ким Бур­хар­дом. В кон. 11 в. в хо­де ре­форм па­пы Гри­го­рия VII (Гри­го­ри­ан­ская ре­фор­ма) бы­ли вве­де­ны но­вые ис­точ­ни­ки К. п. – дек­ре­та­лии рим. пап, в ре­зуль­та­те в Рим.-ка­то­лич. церк­ви поя­ви­лась осо­бая сис­те­ма пра­ва, на­зван­ная «но­вым пра­вом» (jus novum). В нём по­ми­мо биб­лей­ских и свя­то­оте­че­ских ус­та­нов­ле­ний ощу­ти­мо влия­ние рим­ско­го пра­ва (осо­бен­но в во­про­сах соб­ст­вен­но­сти, на­сле­до­ва­ния и до­го­во­ров) и обыч­но­го пра­ва (во­про­сы за­щи­ты чес­ти, со­блю­де­ния клят­вы, воз­мез­дия, при­ми­ре­ния и кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти). В 1093–95 три важ­ней­ших ком­пен­диу­ма К. п. – «Tri­par­ti­ta», «Decretum» и «Panormia» – со­ста­вил Иво, еп. Шартр­ский. Ок. 1140 был со­став­лен сб. «Со­гла­со­ва­ние не­со­глас­ных ка­но­нов» («Concordia discordan­tium canonum»), по­лу­чив­ший назв. «Дек­рет Гра­циа­на» (см. Гра­циа­на дек­рет 1140). Нор­мо­твор­че­ст­во рим. пап объ­е­ди­ня­лось в сб-ки дек­ре­та­лий под назв. «Экс­т­ра­ва­ган­ты» («Extravagantes»). К кон. 16 в. под влия­ни­ем ре­форм Три­дент­ско­го со­бо­ра сб-ки дек­ре­та­лий и «Дек­рет Гра­циа­на» со­ста­ви­ли Свод ка­но­нич. пра­ва (Corpus juris canonici), став­ший осн. ис­точ­ни­ком К. п. на За­па­де в Но­вое вре­мя. Соз­дан­ный в 1917 Ко­декс ка­но­ни­че­ско­го пра­ва за­ме­нил все пре­ды­ду­щие ко­ди­фи­ка­ции, при­дал К. п. ра­цио­наль­но упо­ря­до­чен­ное по­строе­ние и из­ло­же­ние. Ре­фор­мы Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра за­ло­жи­ли ос­но­вы для но­во­го Ко­дек­са (1983), имею­ще­го проч­ную юри­дич. и бо­го­слов­скую ба­зу. В 1990 в Рим.-ка­то­лич. церк­ви был при­нят Ко­декс ка­но­нов вос­точ­ных церк­вей, ко­то­рый рас­про­стра­ня­ет своё дей­ст­вие на ка­то­ли­ков вост. об­ря­дов (см. Уни­ат­ст­во).

    К. п. име­ет свою сис­те­му, ко­то­рая рег­ла­мен­ти­ру­ет: со­став и уст­рой­ст­во Церк­ви (всту­п­ле­ние в Цер­ковь, ие­рар­хия, ру­ко­по­ло­же­ния, со­став кли­ра, пра­ва и обя­зан­но­сти кли­ри­ков, мо­на­ше­ст­во), ор­га­ны цер­ков­но­го управ­ле­ния (выс­шая власть в Церк­ви, цер­ков­ная юрис­дик­ция, ди­ас­по­ра, ста­ту­сы ав­то­ке­фаль­ных, ав­то­ном­ных церк­вей, епар­хий и при­хо­дов), ви­ды цер­ков­ной вла­сти (учи­тель­ная, свя­щен­но­дей­ст­вен­ная, пра­ви­тель­ст­вен­ная), от­но­ше­ние к др. кон­фес­си­ям и го­су­дар­ст­ву.

    В от­ли­чие от гос., пуб­лич­но­го пра­ва лю­бо­го на­ро­да, ко­то­рое яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но обу­слов­лен­ным и пре­тер­пе­ва­ет из­ме­не­ния, ос­но­ва К. п., от­но­ся­щая­ся к внутр. жиз­ни Церк­ви, ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной (со­став Церк­ви, ие­рар­хия свя­щен­ст­ва, ру­ко­по­ло­же­ния, со­вер­ше­ние цер­ков­ных та­инств). Нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие от­но­ше­ния Церк­ви как од­но­го из об­ще­ст­в. сою­зов с др. об­ществ. об­ра­зо­ва­ния­ми, пре­ж­де все­го с го­су­дар­ст­вом, мо­гут из­ме­нять­ся. Так, в Рим. им­пе­рии по­сле Ми­лан­ско­го эдик­та (313), ко­гда хри­сти­ан­ст­во ото­жде­ст­в­ля­лось с гос. ин­те­ре­са­ми, а цер­ков­ным пра­ви­лам при­да­ва­лась си­ла гос. за­ко­нов, свя­щен­ное пра­во (jus sacrum) бы­ло ча­стью пуб­лич­но­го, гос. пра­ва (jus publicum). К. п. ре­гу­ли­ро­ва­ло часть гражд. пра­во­от­но­ше­ний, напр. брач­но-се­мей­ные пра­во­от­но­ше­ния (за­клю­че­ние бра­ков, ре­ги­ст­ра­ция ро­ж­де­ний, бра­ков, смер­тей). В Но­вое и Но­вей­шее вре­мя в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции круг этих пра­во­от­но­ше­ний су­жал­ся.

    К. п., так­же как и свет­ско­му пра­ву, при­сущ ха­рак­тер при­ну­ди­тель­но­сти. Од­на­ко в от­ли­чие от свет­ско­го пра­ва в ос­но­ве К. п. ле­жит не гос. при­ну­ж­де­ние, а об­ра­ще­ние к внут­рен­не­му ду­хов­но­му ми­ру на­ру­ши­те­ля цер­ков­ных ка­но­нов, по­бу­ж­даю­щее его к по­кая­нию.

    Нау­ка о ка­но­нах и соб­ст­вен­но К. п. – ка­но­ни­сти­ка – ис­сле­ду­ет ме­то­до­ло­гию, ак­сио­ло­гию, дог­ма­ти­ку и ис­то­рию К. п. Боль­шое влия­ние на дог­ма­ти­ку и ме­то­до­ло­гию К. п. на­чи­ная с 11 в. ока­за­ли юри­сты, изу­чав­шие рим­ское пра­во, в осо­бен­но­сти ком­мен­та­то­ры Ди­гест. Они спо­соб­ст­во­ва­ли воз­вы­ше­нию ав­то­ри­те­та К. п., при­спо­саб­ли­вая его к ну­ж­дам со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва. Осн. ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ва­ния юри­дич. тек­стов бы­ло со­став­ле­ние глосс, учеб­ни­ков К. п. в ви­де сумм, а так­же ис­сле­до­ва­ние отд. про­блем. Наи­бо­лее тес­ная связь нау­ки К. п. су­ще­ст­во­ва­ла с гра­ж­дан­ским пра­вом (точ­нее, со свет­ским пра­вом). В на­уч­ных и пре­по­да­ва­тель­ских со­об­ще­ст­вах воз­ник ти­тул «док­тор двух прав», под­ра­зу­ме­вав­ший док­то­ра од­но­вре­мен­но ка­но­ни­че­ско­го и гра­ж­дан­ско­го пра­ва. Ста­рей­ши­ми цен­тра­ми изу­че­ния К. п. на За­па­де на­чи­ная со Сред­не­ве­ко­вья бы­ли Бо­лон­ский уни­вер­си­тет, а так­же фа­куль­те­ты К. п. в Па­ри­же, Па­вии, Ор­леа­не, Ту­лу­зе, Мон­пе­лье, позд­нее в Пра­ге и Кра­ко­ве (Ягел­лон­ский ун-т).

    Часть IV. Виды церковной власти

    Власть учения Три вида церковной власти Власть учения Миссионерство Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения Духовная цензура

    Власть священнодействия Богослужение Храм и иконописание Церковный календарь

    Христианская смерть. Почитание святых. Погребение усопших Канонизация и почитание святых

    Таинство брака Брак в Древней Церкви Заключение брака в Византии Заключение брака в Русской Церкви

    Препятствия к заключению брака Виды препятствий Абсолютные препятствия к браку Условные препятствия к браку

    Последствия вступления в брак Взаимные обязанности супругов Взаимные права и обязанности родителей и детей

    Расторжение брака Канонические основания, для расторжения брака Развод Развод в России

    Правительственная власть Церкви. Церковное законодательство. Законодательная церковная власть Применение церковных законов и их обязательная сила

    Церковное управление и надзор. Распоряжение церковным имуществом. Церковное управление Надзор Имущественные права Церкви Содержание духовенства Распоряжение церковным имуществом

    Церковный суд Суд в Древней Церкви Церковный суд в Византии Церковный суд в Древней Руси Церковный суд в синодальную эпоху Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви Церковно-судебные инстанции

    Церковные наказания Наказания для мирян Церковные наказания для лиц духовных

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]