Краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии» Е. Еразма

  • Краткие содержания
  • /
  • Разные
  • /
  • Повесть о Петре и Февронии Муромских

Проказа поразила князя Петра Муромского, ни один лекарь не мог ему помочь. Тогда явилась к нему целительница Феврония и пообещала помочь, если князь возьмет ее в жены. Князь согласился, но не захотел сдержать слова и возвысить до себя девушку из народа, тогда опять слег он с болезнью.

И вновь пришла к нему Феврония с теми же условиями, на сей раз Петр женился на девушке. Бояре не согласились признать неравный брак, потребовали от Петра, чтобы тот оставил жену. Супруги вместе удалились жить к берегу реки, где провели некоторое время, пока их не стали умолять вернуться в Муром. Там правили они вместе много лет, а на старости ушли в монастырь. Князь в мужской, Феврония — в женский. Видеться они не могли, но умерли в один день, после случилось чудо: останки мужа и жены нашли лежащими в одной могиле.

В древнерусской повести содержится яркий пример, образец добродетельной возвышенной семейной жизни. Любви достойной, возвышающейся над смертью.

«Повесть о Петре и Февронии» в сокращении

I

XII век. Древнея Русь. В городе Муром правит князь Павел. Однажды дьявол посылает крылатого змея к жене Павла. Коварный змей совращает женщину, и та рассказывает все супругу. Павел просит жену узнать от змея, какая смерть ждет его. Женщине удается узнать, что змею суждено погибнуть “от Петрова плеча и от Агрикова меча”. Павел рассказывает своему брату Петру о змее и его словах. Храбрый Петр понимает, что это он должен убить коварного змея. Чудесным образом он находит тот самый Агриков меч в местной церкви. Когда змей вновь появляется во дворце, Петр убивает его с помощью Агрикова меча. Умирая, змей обрызгивает Петра своей ядовитой кровью. Вскоре тело князя покрывается язвами, которые никак не удается вылечить.

II

Князь Петр со слугами приезжает в Рязань в поисках хорошего врача. Слуги объезжают окрестности и в селе Ласково встречают девушку Февронию, дочь крестьянина. Мудрая Феврония обладает даром целительства. Она обещает вылечить князя, если тот женится на ней. Петр соглашается, и Феврония дает ему мазь из хлебной закваски. Этой мазью он должен намазать все тело, кроме одной язвы. Петр наносит мазь и тут же чувствует себя здоровым. Наутро его тело очищается от язв, кроме той одной. Довольный князь уезжает в Муром, так и не женившись на Февронии. Он посылает ей подарки, но обманутая девушка не принимает их. В Муроме тело Петра снова покрывается язвами. Он вновь едет к Февронии и со стыдом просит нового исцеления. Девушка не держит зла и обещает вылечить его, если тот женится на ней. Князь дает ей слово. Излечившись от язв, он действительно женится на Февронии. Супруги поселяются вместе в Муроме, где счастливо живут.

III

Вскоре князь Павел умирает. Его брат – князь Петр – становится правителем Мурома. Бояре недолюбливают княжну Февронию и просят Петра найти себе более знатную жену. Князь Петр любит супругу и ценит ее удивительные способности. Он оставляет решение за ней. Феврония соглашается покинуть город, но только вместе с Петром. Тогда князь Петр оставляет свой пост и вместе с Февронией уезжает из города. Петр и Феврония уплывают из Мурома на кораблях. На следующее утро их догоняют бояре из Мурома. Они просят Петра и Февронию вернуться и снова править городом: после отъезда князя среди бояр разгорелась борьба и многие из них погибли; теперь они хотят мирного правления Петра и Февронии. Супруги возвращаются в Муром, где правят справедливо и кротко, соблюдая все заповеди и делая добрые дела.

IV

Проходят годы, Петр и Феврония стареют. Они просят Бога о том, чтобы они умерли в одно время и чтобы их похоронили в одной гробнице на двоих. Супруги постригаются в монахи и вскоре умирают в одно время, как того и желали. Горожане решают похоронить Петра и Февронию раздельно, так как супруги перед смертью стали монахами. Гробы с телами покойных ставят в церквях в разных концах города. На утро люди видят, что гробы супругов пусты, а их тела лежат вместе в общем гробе (Петр и Феврония приготовили его при жизни). Люди снова помещают покойных в отдельные гробы, но утром их тела снова находят вместе. Жители решают не разлучать супругов и хоронят их в едином гробу. С тех пор верующие люди приходят к мощам Петра и Февронии, чтобы исцелиться.

В конце автор подводит итоги жизни героев: князь Петр был добрым, честным, мужественным человеком, верным супругом; он победил коварного змея и вытерпел страшные мучения из-за язв; Феврония была доброй и мудрой женщиной и обладала даром целительства.

Часть вторая

Петр узнает, что в Рязанской земле ему смогут оказать помощь, поэтому он незамедлительно туда отправился.

Один из отроков, которых послал Петр на поиск врачей, нашел в одной деревне очень странную девушку. Она говорила очень непонятные вещи, которые приходилось объяснять. Девушка представилась ему Февронией. Отрок рассказал ей все, почему они здесь. Рассказал о тяжелой болезни князя, а так же спросил, у кого он может получить помощь. Девушка сказала привести к ней князя. И что если он будет честен, то недуг покинет его.

Когда они приехали к девушке, то она сказала, что поможет сама князю, но только в том случае, если он женится на ней. Князь не отнесся к словам девушки серьезно, но дал свое согласие.

Феврония передала ему плошку кваса, которым он должен был в бане помазать все свои раны и струпья. Лишь один оставив нетронутым.

Князь захотел проверить мудрость Февронии, поэтому дал ей невыполнимую задачу. На что девушка ответила тем же.

Болезнь миновала после проделанных процедур. Но князь решил не жениться на девушке без рода знатного. Поэтому просто решил отблагодарить её дарами. Но она их не приняла.

Когда князь приехал домой, то вскоре болезнь к нему вернулась. Вернулся князь обратно к Февронии, но на этот раз женился на ней, и забрал с собой в город Муром.

Короткий пересказ «Повесть о Петре и Февронии»

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Это интересно: Иаков Черноризец написал «Сказание о Борисе и Глебе» в 11 веке. Это один из памятников древнерусской литературы. Краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе» можно прочитать на нашем сайте.

Глава третья

Брат князя умер. Поэтому Петр стал единственным правителем. Февронию же не принимали, по той причине, что она была не знатного рода. Бояре даже предлагали князю взять себе в жены другую женщину. А Февронию отправить обратно, вручив ей столько богатства, сколько она захочет. Князь попросил их озвучить свою просьбу самой Февронии.

Она пообещала им, что выполнит их просьбу, но только с условием того, что князь уйдет вместе с ней. Бояре не сильно расстроились, потому что давно мечтали занять его место.

Князь решил придерживаться Божьих заповедей, поэтому ушел вместе с Февронией. Когда же они в судах переправлялись через реку, то один из мужчин захотел сблизиться с Февронией. Но она очень мудро дала ему урок. После этого он понял, что она обладает даром предвидения.

Князь опечалился от того, что принял столь поспешное решение. Но Феврония успокоила его, сказав, что Бог не бросит их в беде.

Утром пришли к ним бояре, которые умоляли их вернуться и править дальше городом Муромом. Оказывается, что желающих в правители было слишком много, поэтому они перебили друг друга. Князь Петр и княгиня Феврония согласились вернуться.

Долгое время они правили, не нарушая Божьи заповеди и помогая всем нуждающимся.

Глава четвертая

Петр и Феврония просили Бога о том, чтобы он да смерть им в одно время. Так же они просили сделать им гроб из одного камня, с очень тонкой перегородкой. Они стали монахами и назывались теперь Давидом и Ефросиньей.

Когда князь понял, что минуты его сочтены, он отправил за Февронией. Но она вышивала икону и не могла прийти, не окончив работу. Князь трижды посылал за ней, она так и не успела до конца вышить, лишь воткнула в землю иголку. Умерли они в один день 25 июня.

Но люди не выполнили их просьбу и решили похоронить их в разных местах. Когда они сколотили два гроба, которые стояли в разных церквях. А тот гроб, что был высечен для них изначально, так и остался стоять в храме. Но утром оба гроба были пустыми. А тела святых оказались вместе.

Но люди снова решили разлучить их, поэтому переложили по отдельности. Но на следующее утро история повторилась. Тогда, наконец-то, люди поняли, что не стоит пытаться их разлучить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]