Благоверный князь Андре́й Смоленский, Переяславский


Святой благоверный князь Андрей Смоленский

Андрей Переяславский
(+ ок. 1390), князь Смоленский, святой благоверный Память 27 октября — обретение мощей в 1539 году, 8 июля (местн. в Переславль-Залесском Никольском женском монастыре) — второе обретение мощей в 2000 году [1], в Соборах Смоленских и Ростово-Ярославских святых

О начальной поре жизни святого благоверного князя Андрея ничего не известно, так как он скрывал своё происхождение. Около 1360 года святой Андрей как бедный странник пришел в Переяславль (современый Переславль-Залесский) и поселился при церкви в честь свт. Николая у городских ворот, через некоторое время стал пономарем и в течение 30 лет нёс это послушание. По кончине святого на теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства, железные вериги — знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на которой его рукой было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее».

Исходя из текста записки, архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что Андрей был сыном смоленского князя Федора Слепого Фоминского, современника великого князя Симеона Гордого (+ 1353). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец князя Андрея — Федор ушел в Тверь, а сам Андрей избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы.

Князя-пономаря похоронили при Никольской церкви, обернув его тело берестой. Впоследствии золотая цепь и перстень были взяты вел. кн. Иоанном III Васильевичем, давшим за них в церковь свт. Николая ругу. Вероятно, именно тогда была составлена служба благоверному князю Андрею, написана икона, т. е. совершено местное прославление; в церкви хранились вериги святого.

Во времена прп. Даниила Переяславского (1453-1540), возможно по причине запустения церкви свт. Николая, празднование памяти благоверного князя Андрея уже не совершалось. Прп. Даниил, уроженец Переяславля, хорошо знал устные предания о святой князе, посещал храм, где тот некогда служил пономарем, видел его могилу, вериги и образ и решил возобновить празднование его памяти. В 1539 г., находясь в Москве по делам обители, прп. Даниил испросил средств у малолетнего государя Иоанна IV Васильевича, своего крестника, и у митр. Иоасафа на обновление обветшавших переяславльских церквей во имя Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая. Прп. Даниил рассказал также царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого князя Андрея, и что ему ранее совершалась церковная служба, и получил благословение на освидетельствование останков святого. Вернувшись в Переяславль, прп. Даниил вскрыл могилу и освидетельствовал мощи князя, не вынимая их из земли: «Мощи его яко миром облияны видяхуся, яко благоухание некое испущающе… Власы бяху главни и руси, и велицы, и цели бяху и яко свет светяхуся, и ризы его… обретошася сверху главы и до ногу на едину страну яко скутаны бяху, на них же бяху пугвицы медяные»

[2]. Многие болящие получили исцеление от мощей святого.

По донесению прп. Даниила из Москвы приехали архим. Чудова монастыря Иона (Собина) и протопоп Успенского собора Гурий, но они не поверили в святость князя и даже укорили Даниила в самовольном свидетельствовании мощей. Преподобный был сильно огорчен, он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяс­лавля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытии мощей святого Андрея, она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной главной болезни. Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания». Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празд­нованием.

Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им сле­дователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с прес­тола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию — лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от ста­рости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное.

Мощи князя Андрея покрыли пеленами, положили в новый гроб и захоронили.

Святой благоверный князь Андрей Смоленский. Икона работы инокини Екатерины (Омельченко), 2000 год. Благовещенский храм Никольского женского монастыря г. Переславль-Залесский

Е. Е. Голубинский считал, что представители митрополита были не удовлетворены малым количеством чудес и скудостью сведений о жизни князя Андрея. Исследователь полагал, что ходатайство прп. Даниила о возобновлении церковного празднования памяти святого князя не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, прп. Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи святого оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным. В службе князю Андрею утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, т. к. все предсказания прп. Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митр. Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил свт. Макарий. По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие прп. Даниила. Рассказ об обретении мощей благоверного князя Андрея в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования памяти благоверного князя Андрея. Можно считать, что вторичное установление местного празднования относится ко времени завершения работы над житием — к 1563 г.
Впоследствии имя святого благоверного князя Андрея Смоленского было включено в святцы. Под 27 октября «обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском»

отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. [3]. Кроме того, память святого под 30 ноября отмечена в Кайдаловских святцах кон. XVII в. [4]. Указом Переяславской консистории от 14 августа 1749 г. было предписано поминать святого князя Андрея на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии [5].

Можно предположить, что после обретения мощи благоверного князя Андрея были положены под спудом внутри возобновлённой деревянной церкви свт. Николая, которая с тех пор именовалась и церковью блгв. кн. Андрея.

Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие благоверного князя, на котором находилась пелена и иконы Пресвятой Богородицы и святого, остались целы.

В 1714 году на месте деревянного храма был выстроен каменный и при нём учреждён девичий монастырь во имя блгв. кн. Андрея Смоленского, упразднённый в 1764 г. [6]. Храм стал приходским, разрушен в советское время.

Второе обретение мощей святого Андрея совершилось 21 июля 2000 года, на месте обретения установлен деревянный крест. В настоящее время мощи покоятся в Переславль-Залесском Никольском на Болоте женском монастыре.

В Минее (МП) под 27 октября, в день обретения мощей блгв. кн. Андрея, помещена бденная служба. В службе Собора Ростово-Ярославских святых св. Андрей упомянут в славнике стиховных стихир вечерни, а также в третьем тропаре восьмой песни канона утрени.

Житие благоверного князя Андрея Смоленского [7] представляет собой выписку из жития прп. Даниила Переяславского с небольшим вступлением. Житие прп. Даниила было составлено, по мнению одних исследователей, в 1562-1563 годах (Н. Н. Покровский), по мнению других — в 1556-1563 годах (С. И. Смирнов, О. А. Белоброва) духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного, будущим митрополитом Московским Афанасием, который родился в Переяславле, в 1530-1549 годах был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни прп. Даниила и его учеником [8].

Одним из ранних изображений святого является фреска 1662-1668 гг., выполненная артелью Гурия Никитина, на южной грани юго-западного столпа Троицкого собора Переславль-Залесского Данилова монастыря. Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: тёмно-вишнёвом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зелёного цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая — опущена вниз; у него тёмно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода.

В иконописном подлиннике конца XVIII в. [9] об облике святого князя Андрея сказано: «Аки Никита мученик брадою, и власы по плещам, в руке крест, в левой меч, ризы княжески».

Сохранилась прорись его поясного изображения на иконе XVII в. [10].

Житие Святого

Преподобный Андрей попал в Переславль-Залесский. Именно там он служил пономарем в храме Святителя Николая в течение четырех десятков лет, там же умер и был погребен. Сначала подвижник жил у ворот храма Николая Чудотворца, затем стал в нем пономарем. Изначально князь не ставил своей целью жить именно в этом городе.


Благоверный князь Андрей Смоленский

Свою судьбу он отдал в руки Господа и полностью положился на Божественное провидение, попросив Всевышнего указать ему верный путь. Так он странствовал по различным городам и селам, пока не попал в Переславль-Залесский. Князь почувствовал необходимость остаться жить здесь и впоследствии провел в этом городе много лет.

Многие стали говорить, что Андрея Смоленского почитают Святым напрасно, ведь он не совершал значимых подвигов. Но само решение покинуть семью, отречься от знатного происхождения, быть бедным служителем маленького храма в чужом городе — это уже поступок, который сможет совершить далеко не каждый человек.

Свои дни при храме Святой Андрей проводил в непрестанных трудах и молитвах. Он принимал участие во всех церковных службах, после них занимался необходимым физическим и ручным трудом. Часто праведник проводил целые ночи в молитвах, стоя на коленях у иконостаса.

Безропотно переносил Святой все тяготы жизни и лишения, не жалуясь и не ропща на свою судьбу. Чтобы сделать акцент на том, что духовное начало важнее плотского, Святой носил на теле тяжелые металлические вериги, с которыми было тяжело даже ходить. В то же время он не отказывался от любой сложной физической работы, что лишний раз подчеркивает его огромную силу духа.

Князь был бесконечно далек от стяжательства, материальные блага не значили для него ничего. Такое самоотречение удивительным образом сочеталось с любовью к ближним. Все, кто лично знал праведника, отмечали его безграничную кротость, доброту и стремление помочь каждому.

Интересно! Уже после смерти Андрея Смоленского, рядом с его телом были найдены княжеский перстень, золотые вериги, и записка, в которой праведник говорил о своем происхождении. Перед погребением тело Святого было завернуто в лист бересты, затем князя похоронили недалеко от храма, в котором он провел много лет.

После окончания земного пути жизнь пономаря храма Святителя Николая не была забыта. Многие христиане и представители духовенства считали князя Святым, праздновали день его преставления. Потом были написаны иконы нового Святого, созданы акафисты и каноны.

Но с течением времени, о подвижнике начали забывать. Все изменилось, когда свой духовный путь в том же храме начал преподобный Даниил. Он много читал о жизненном пути Андрея Смоленского и считал, что его подвиги незаслуженно игнорируются, в то время как они не должны быть преданы забвению. Именно поэтому преподобный Даниил решил приложить все усилия для того, чтобы прославить князя Андрея в веках.

ПУБЛИКАЦИИ

9 ноября / 27 октября (ст. ст.) – Церковь совершает память святого благоверного князя Андрея Смоленского.

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

Святой благоверный князь Андрей, по предположению преосвященного Филарета епископа Черниговского, сын Смоленского князя Феодора Константиновича (Фоминского), который с начала сороковых годов ХIV века становится удельным князем Вяземским и в 1340 году под знаменами московскими ходил на Смоленск. В те времена в нем княжил Иоанн Александрович, внук Глеба (из рода Давидовичей). Постоянные распри между потомками князей Рюрика и Давида Ростиславовичей вынуждают князя Феодора вскоре удалиться в Москву. Другие историки считают, что благоверный князь Андрей и князь Андрей Михайлович Вяземский, княживший в городе во время княжения в Смоленске Александра Глебовича — это одно лицо.

В Вязьме, особенно с середины ХIV века, когда князья Смоленские лишились Можайских (1303 г.) и Брянских владений (1356 г.), они чувствовали себя не очень спокойно и всегда опасались претензий со стороны своих родственников. Князь Андрей еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих двоюродных братьев, отказался от своего удела, оставил родной город и около 1360 года простым странником пришел в Переславль-Залесский. В смирении и кротости он прожил здесь тридцать лет, прослужив все эти годы простым пономарем в храме во имя святителя Николая чудотворца у городских ворот, около которого его и похоронили, причем тело обернули берестой.

После кончины князя Андрея, последовавшей 27 октября / 9 ноября (н.ст.) 1390 года, обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей».

Золотую цепь и перстень из Никольской церкви позже передали в Москву великому князю Иоанну Василевичу, правившему с 1462 по 1505 годы. За это он дал церкви денежное содержание (ругу). Вериги благоверного князя Андрея долгое время хранились в Никольском храме. После кончины благоверного князя-пономаря жители Переславля-Залесского начали почитать его святым и праздновать память подвижника в день его преставления — 27 октября, написали его образ, составили службу, особые стихиры и канон.

В 1539 году преподобный Даниил Переславский, основатель Свято-Троицкой обители в Переславле-Залесском, будучи в Москве, обратился к малолетнему государю Иоанну Васильевичу IV (Грозному), своему крестному сыну и митрополиту Иоасафу с просьбой о выделении средств на ремонт обветшавших городских церквей, построенных в честь пророка Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая. Преподобный Даниил рассказал царю и митрополиту, что при Никольском храме под спудом лежат мощи благоверного Андрея, князя Смоленского, и просил дозволения освидетельствовать их. Государь отпустил средства из своей казны на постройку новых храмов на месте обветшавших и вместе с митрополитом разрешил преподобному Даниилу вскрыть могилу князя Андрея и осмотреть его мощи. После молебна разобрали надгробный памятник, раскопали могилу, открыли гроб. Несмотря на то, что тело, завернутое в бересту, пролежало в земле около ста пятидесяти лет, оно полностью сохранилось. Мощи оказались нетленными и издавали благоухание, волосы русые и долгие, одежда целая, с медными пуговицами. Освидетельствовав мощи благоверного князя Андрея, преподобный Даниил отправил донесение царю и митрополиту.

Из Москвы для официального решения прислали архимандрита Чудова монастыря Иону и протопопа Успенского собора Гурия, которым митрополит Иоасаф оставил дело по освидетельствованию мощей на самоусмотрение. Они же посчитали недостаточными для прославления свидетельства о святости благоверного князя Андрея. От них поступило распоряжение, вновь совершить погребение тела князя Андрея. Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и его посланников, предсказав им, что за их неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с престола, Гурий лишится любимого сына, Иону постигнут разные несчастья. Эти пророчества преподобного старца, а ему в это время исполнилось уже восемьдесят лет, в точности сбылись.

Заботы подвижника о прославлении благоверного князя Андрея не прошли напрасно. Воспоминание о святом князе, возрожденное преподобным Даниилом, осталось у жителей Переславля-Залесского, а память его продолжали праздновать местно. Указом Святейшего Синода от 1749 года это местное празднование благоверного князя Андрея утверждено официально.

При мощах святого князя Андрея совершались многие чудеса. Так, во время одного из пожаров деревянный Никольский храм сгорел дотла, но гробница святого князя, его образ, стоявший рядом, пелена и икона Божией Матери остались целы и невредимы.

В настоящее время мощи святого благоверного князя Андрея обретены и покоятся в специально устроенной раке в соборном храме Никольского женского монастыря города Переславля-Залесского.

На иконах он изображается: «подобием рус, главою плешаст, брада аки Никиты мученика, ризы княжеския, в руке крест, в другой меч».

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Прославление памяти Андрея Смоленского

Однажды преподобный Даниил был в Москве, где встретился с государем Иваном Грозным. Он рассказал монарху о проблемах обветшавших церквей Переславля, и о том, что в одном из храмов хранятся мощи Андрея Смоленского. Он рассказал о духовных подвигах Святого, передал ему все устные предания о подвижнике, которые были широко известны среди христиан тех земель.


Преподобный Даниил Переяславский

Преподобный Даниил жаловался, что Андрея Смоленского могут забыть, если не поддерживать его память и не прославлять его имя. Выслушав его, государь распорядился выделить из казны средства для восстановления ветхих церковных построек и освидетельствовать мощи Святого, достав их из места захоронения.

Важно знать! Праведник Даниил — Святой Русской Православной Церкви, почитаемый как преподобный. Известен как основатель Даниловского монастыря рядом с городом Переславлем. Переславль-Залесский — родной город подвижника, в нем он подвизался и обрел любовь к христианству и духовным подвигам.

Он посвятил свою жизнь благочестивым делам, помощи людям своей родины. Имена Андрея Смоленского и Даниила Переяславского всегда идут бок обок, когда люди вспоминают святых подвижников тех земель.

Архимандрит Иона, которого позвали освидетельствовать мощи Андрея Смоленского, был противником освидетельствования и причисления праведника к лику Святых. Архимандрит посчитал действия Святого Даниила самоуправством, и сколько бы Даниил не пытался объяснить, что такова была воля монарха, ему не удалось ничего доказать настоятелю Чудовского монастыря.

Литература

  • Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1898. Вып. 4: Славяно-русский Пролог. С. 64-67;
  • Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца: Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908;
  • Минея (МП). Окт. С. 690-712; Май. Ч. 3. С. 24, 33.
  • Филарет (Гумилевский). РСв. Месяцы сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865. С. 263-267;
  • Ключевский. Древнерусские жития. С. 282;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 39-40;
  • Филимонов. Иконописный подлинник; Зверинский; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 332;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 86, 152;
  • ЖСв. Кн. доп. 1. Сент.-дек. С. 251-256;
  • Покровский Н. Н. Афанасий (в миру Андрей) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 73-74;
  • Белоброва О. А. Житие Даниила Переяславского // Там же. С. 257-259;
  • Муравьев А. И. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, и местночтимых подвижников благочестия. Месяц октябрь. М., 1994р. С. 357-365.
  • Сергиевский Ф., свящ. Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей св. Андрея, блгв. кн. Смоленского, Переславского чудотворца. М., 1890;
  • Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 80-81; Т. 2. С. 50-51.

Чудесные исцеления

Не убедили Иону и свидетельства очевидцев — людей, которые были исцелены благодаря помощи Святого Андрея. Мощи князя были обретены нетленными, и при их обретении произошло несколько чудесных исцелений:

  • При открытии мощей от сильнейшей головной боли исцелился управитель близлежащего поселка. Боль невыясненного происхождения мучила его на протяжении всей жизни, но при прикосновении к мощам Святого она прошла. В дальнейшем недуг больше не вернулся к этому человеку.
  • Одна из женщин, присутствовавших при освидетельствовании мощей, обрела возможность разговаривать. Для нее это стало настоящим чудом, так как много лет ее терзали боли в горле, которые не давали женщине сказать слово. После того, как она прикоснулась к мощам праведника, боль и чувство удушья ушли, и выздоровевшая женщина смогла спокойно говорить. Слова женщины тотчас подтвердили ее муж, дети и соседи.
  • Еще одна женщина, взяв кусочек бересты, в которую было завернуто тело праведника, излечилась от продолжительной болезни глаз и обрела возможность ясно видеть. Ранее она не могла даже самостоятельно передвигаться, на обретение мощей женщину привели родственники. Протерев лицо кусочком бересты, она исцелилась от недуга, что могли засвидетельствовать люди, которые были с ней рядом в этот момент.

Все эти чудесные исцеления не смогли убедить архимандрита Иону, и он решил не оставлять распоряжений по поводу мощей Святого Андрея, возложив эту ответственность на своих спутников.

Обретение мощей и их дальнейшая судьба

Святого Даниила очень огорчил тот факт, что подвиги Андрея Смоленского не были признаны. Он предсказал архимандриту Ионе и его спутникам многие беды за то, что они отвергли светлую память праведника. Преподобный Даниил не желал им зла, просто чувствовал, что это пророчество сбудется.


Рака с мощами святого князя Андрея Смоленского

Сначала присутствовавшие при этом смутились, потом архимандрит сказал, что преподобный Даниил очень стар, и потому говорит неподобные вещи. Но в будущем все слова Святого сбылись — архимандрита постигли несчастья, митрополит был лишен своего титула, а протопоп Гурий потерял своего сына.

Когда вместо митрополита Иосаафа эту должность занял Святой Макарий, он отдал распоряжение о написании книги, в которой бы описывалось житие преподобного Даниила. В ней много говорилось и об Андрее Смоленском, поэтому этот вопрос снова был вынесен на обсуждение в церковных кругах.

Важно! После этой публикации дни памяти Святого Андрея были вновь включены в святцы, несмотря на то, что ранее их запрещено было праздновать и проводить в эти дни торжественные богослужения.

Забота преподобного Даниила о памяти Андрея Смоленского не была напрасной. О Святом стали чаще вспоминать не только в храмах, но и в домашних молитвах. В 1794 году Святейший Синод издал указ, в котором было распоряжение почитать князя Андрея в числе Святых Божьих угодников.

Чудесные исцеления продолжаются в течение многих лет после смерти Святого, но это не единственные необычные события, связанные с мощами князя Андрея. Однажды храм, в котором хранятся мощи Святого, сгорел дотла во время пожара. Мощи же праведника и икона Богородицы, висевшая прямо над ними, остались невредимыми.

Все горожане, которые участвовали в тушении пожара, видели это чудо и тут же восславили Господа, Пресвятую Деву и угодника Божьего Андрея. Храм был отстроен и в таком виде простоял до 30-х годов прошлого века. В годы гонений на христиан храм был взорван, но мощи Святого, хранившиеся на цокольном этаже храма, не пострадали.

Второе обретение мощей Святого состоялось 19 лет назад. В настоящее время они покоятся в Никольском женском монастыре Переславля-Залесского.

Директор НИИ спортивной медицины Андрей Смоленский: Врачи у нас – это мальчики на побегушках

– Солидно, но давайте посмотрим эту программу. И увидим: там нет теории и методики избранного спорта, нет динамической анатомии, биомеханики, спортивной физиологии и других очень важных предметов, которые современный спортивный врач должен знать. Хотя бы знать, что такие предметы есть.

НАУКА ЗА 4000 РУБЛЕЙ

– Первое требование, которое вы предъявите к спортивному врачу?

– Он должен знать теорию и методику подготовки спортсмена в полном объеме. Наверное, эти знания он получит в команде. Придет в команду, тренер ему расскажет. Вот только после этого будет ли уважение или врач окажется на побегушках?

– В смысле – «на побегушках»?

– Кто такой врач в нашей спортивной команде? Даже массажист на лучшем счету! Нет никакого уважения к профессии. Попробуйте нашему тренеру объяснить, что надо снизить нагрузку в связи с перенапряжением спортсмена на сборах – вылетишь из команды тут же. В других странах – все наоборот. Там тренер может лишиться работы, если пренебрег советами врача. У нас даже в сборных командах врачи работают не за самые большие деньги, а уж что творится в диспансерах…

– Но ведь в спорт закачиваются фантастические деньги. На подготовку к Ванкуверу Россия на сборную потратила больше, чем канадцы на свою.

– Я не владею этой информацией. Но разве люди могут работать за четыре тысячи в научно-исследовательском институте спортивной медицины? Вести разработки? Смешно, но, несмотря на это, мы ведем научную работу, и наши аспиранты и врачи успешно защищаются. Нет такого доктора, который пишет: «Допущен к жизни». А спортивный врач пишет: «Допущен к соревнованиям» – это и есть допуск к жизни. Ты выпускаешь человека на старт, а он возьми и помри. Нужен национальный регистр внезапной смерти в спорте.

– Чтобы проанализировать причины смерти от физических упражнений?

– Есть 14 вузов физической культуры, на их базе возможно создать аналитические отделы, которые будут рассматривать все случаи смерти во время занятий спортом. Это позволит разработать программу профилактики. В Италии сделали подобный протокол – у них умирало 7,2 человека на 1 миллион занимающихся. Они 20 лет работали и внедрили программу обследования людей с риском кардиальных заболеваний. И оказалось: за 20 лет они снизили статистику до 3,2 человека на 1 миллион занимающихся. Речь идет не об элитных спортсменах. У каждого атлета должна быть своя электронная история болезни. И сборная команда не может являться экспериментальной площадкой.

«ОТСТАЕМ НА 10–15 ЛЕТ»

– В других странах подобные разработки ведутся?

– Во многих европейских странах, в США и Канаде существуют научно-исследовательские институты спортивной медицины.

За три года до пекинской Олимпиады приезжали к нам в РГУФКСиТ китайские ученые, все с ноутбуками, экипированы по последнему слову техники, все они высокопоставленные тренеры, психологи, медики. И эта команда приехала повышать квалификацию к нам! А ведь Пекинский университет был создан по образу нашего ГЦОЛИФКа, просто он развился в преддверии Олимпиады в соответствии с мировыми стандартами университетов, создал фундаментальную и спортивную медицину в ряде разделов – закрытую, естественно, поскольку речь идет о действующих элитных спортсменах. Мы не знаем возможностей китайской, восточной и тибетской медицины, не знаем основ китайской философии поведения.

– Наше отставание в цифрах можно выразить?

– В реалиях выполнения научных исследований в области спортивной медицины в целом отстаем на 10—15 лет, хотя в конце семидесятых мы были одними из лидеров в мире. Связано это с отсутствием понимания проблемы спортивной медицины и у Минздравсоцразвития и у Минспорта. Для Минздрава спортивная медицина – падчерица. Если бы не внимание первых лиц государства к спорту, она давно бы умерла. Специальность финансируется по остаточному принципу.

– Но ведь Министерству спорта спортивная медицина точно нужна.

– Да, но там сейчас тоже не знают, что с ней делать. Подготовка спортсменов сборных команд разделена на две самостоятельные службы: одна – медицинская, другая – тренерско-организационная, сохраняется в Центре спортивной подготовки сборных команд. За него отвечает Министерство спорта. К чему это приведет, не ясно. Но понятно, что наше отставание будет нарастать.

А В ЭТО ВРЕМЯ

БОРЬБА ВОЛЬНАЯ, НЕПОДКОВЕРНАЯ

В Абхазии продолжают развивать спорт по советским методикам.

От кабинета Рафаэля Ампара до футбольного поля десять шагов. Можно сказать, председатель Госкомитета Абхазии по делам молодежи и спорта работает прямо на стадионе. А над полем – огромный плакат «Программа президента Абхазии по развитию детского спорта». Абхазия залечивает раны войны, в бюджете на счету каждая копейка – и вдруг целая госпрограмма, озабоченная подрастающим поколением…

Памятуя о российской практике, интересуюсь у Рафаэля Шлатеровича:

– А поездки пацанов родители финансируют?

– При чем здесь родители? На соревнования ездят за счет государства. В советском спорте так было всегда!

Пока на всех российских телеканалах обсуждаются ванкуверский провал и пути выхода из тупика, в здешних спортивных секциях занимается едва ли не каждый абхазский мальчишка. Тренер по вольной борьбе Тимур Джонуа секретов не таит:

– Мальчишек берем в школу с шести лет и ведем до 18. Отбор? Все, кто хочет заниматься, занимаются без ограничений!

– А соревнования?

– На турниры ездим за счет правительства. Как минимум раз в месяц участвуем в российских турнирах.

– Сколько стоит обучение в спортивной школе?

Тренер искренне удивляется:

– Вы о чем? Обучение бесплатное. Были бы у мальчишки желание и физическая подготовка. У нас много способных ребят!

Тренер подзывает 14-летнего Османа Джугелия, многократного чемпиона республики. Конкуренция у него нешуточная: в детском чемпионате по борьбе участвуют более 200 ребят. Для крохотной территории это даже не массовый – тотальный спорт!

– В каком весе борешься, Осман?

– До 32 килограммов.

– А давно занимаешься?

– С семи лет.

Для мальчишки это ровно половина жизни…

Когда-то здесь была всесоюзная тренировочная база. В местечке Эшера работал центр подготовки олимпийских команд СССР. Но в 1992-м по нему прошла линия фронта…

Однако сгинуло не все советское наследие. Сохранились футбольные поля в Цандрипше, где проводили сборы кудесники киевского «Динамо» и ереванского «Арарата». А у московского «Динамо» и вовсе была своя база в Пицунде. Уверен, прозрачность границы с Россией и нынешний уровень цен на рабочую силу в Абхазии не потребуют от российских клубов грандиозных затрат на восстановление футбольных полей. А если немного помечтать, республике вполне по силам выполнить и роль запасной Олимпийской деревни. Ведь гостиничные корпуса курорта «Пицунда» расположены намного ближе к горнолыжным трассам Красной Поляны, нежели центр Сочи!

Память о Святом Андрее

Православные верующие и сегодня не забывают подвиги Святого Андрея, обращаются к нему с молитвами, прося помощи, исцеления и поддержки:

  • от тяжелых физических недугов.
  • в духовной борьбе, так как он сам был примером истинного подвижничества для всех христиан.
  • защиты для всех христиан от нападок врагов и гонений на Церковь.
  • даровании смирения и крепости духа.

Важно! Неоднократно верующие свидетельствуют о том, что помощь Святого они получают и в нынешние дни. По искренним молитвам Святой Андрей ходатайствует за нас перед Богом.

Труды в память об Андрее Смоленском

Сам Святой, к сожалению, не оставил после себя богословских трудов. Сведения же о его жизни крайне скудны и противоречивы. Жизнеописание Андрея Смоленского — это часть произведения, посвященного преподобному Даниилу. Этот отрывок дополнен вступлением, заключением и пояснительными записями.

Иконы в память о Святом

Сейчас образа князя Андрея украшают стены многих храмов, его иконы можно часто встретить в домашнем иконостасе православных верующих. Первое изображение Святого Андрея на иконе датируется серединой XVII века.


Икона святого Андрея Смоленского

На ней он изображен в полный рост, в княжеском одеянии, в сине-зеленом плаще. Одна рука Святого опущена вниз, другая — протянутая, с открытой ладонью. На иконах XVIII века Святой держит в одной руке крест, в другой — меч. В современной иконописи преобладают поясные изображения праведника.

Важно! В честь Святого не только создают иконы, но и строят храмы, в частности — храм Андрея Смоленского в Красном бору.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]